Научная статья на тему 'О роли и месте массовых туристско-краеведческих форм работы в формировании образовательно-воспитательного пространства'

О роли и месте массовых туристско-краеведческих форм работы в формировании образовательно-воспитательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли и месте массовых туристско-краеведческих форм работы в формировании образовательно-воспитательного пространства»

Л. В. Алиева,

г. Москва

О РОЛИ И МЕСТЕ МАССОВЫХ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ ФОРМ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Опыт ДДЮТЭК «Родина» по организации и проведению массовых туристско-краеведческих мероприятий в Восточном округе Москвы позволяет сегодня говорить о сложившейся системе, занимающей особое место в образовательной деятельности Центра, школ, учреждений дополнительного образования.

Массовые туристско-краеведческие мероприятия стали реальным средством, практико-содержательной основой взаимодействия детских образовательных структур в среде-социуме, окружающей ребёнка. Система туристско-краеведческих массовых форм работы с детьми представляет собой важный органичный блок экспериментальной программы «Школа жизни - окружающий мир», через который реализуются основные социально-педагогические, психологические концептуальные положения, принципы туристско-краеведчес-кой деятельности, методика её организации, нацеленные на всестороннее, гармоничное развитие личности ребёнка, его воспитание, социальную адаптацию, формирование здорового образа жизни.

Это система, воспроизводящая «модель» основной программы образовательной деятельности Центра. Она включает в себя целенаправленную подготовку, проведение и подведение итогов-результатов следующих комплексных образовательно-воспитательных, оздоровительных мероприятий с детьми округа:

• осенних туристско-краеведческих слётов, игр для учащихся школ, дошкольников в «зелёных» экологически чистых зонах (сентябрь);

• массовых выходов детских групп школ, дошкольных учреждений (походы, экскурсии, прогулки) на рубежи обороны Москвы в годы Великой Отечественной войны (ноябрь - декабрь);

• туристско-краеведческой игры на местности в Измайловском лесопарке для учащихся школ (февраль);

• смотра-конкурса молодёжной и туристской песни (апрель);

• тематических экскурсий, посвящённых знаменательным событиям;

• весенних туристско-краеведческих слётов-смотров школьников, воспитанников Центра (май);

• летних походов, экспедиций, оздоровительных лагерей (июнь - август).

Характерная черта системы туристско-краеведческих массовых дел - их ориентирование на программы основного образования (школ), дошкольного образования, приближенность к ним, их обогащение. Существенная особенность содержания этих традиционных мероприятий - их социально-историческая, культурологическая направленность.

Массовые туристско-краеведческие мероприятия помогли детям округа активно включиться в подготовку и празднование 50-летия Победы, 850-летия Москвы, 300-летия Российского флота. Готовясь к слётам, смотрам, играм, дети в школе, в свободное время знакомились с новыми источниками, литературой; составляли боевые биографии своих семей; встречались с ветеранами войны. В походах, на экскурсиях, прогулках изучили исторические места Москвы, Подмосковья; историю своего округа, его место и роль в истории Москвы, России. Участвуя в слётах, играх, демонстрировали элементы военной одежды времени Великой Отечественной войны, знания о героях войны, основных событиях; проявляли «личное мужество, героизм» в преодолении «рубежей», взятии крепости и т. д.

Переход от практики проведения разовых эпизодических мероприятий к системе, в которой все дела взаимосвязаны, отвечают конкретной общей цели, задачам, позволил превратить программы тури-стско-краеведческих массовых форм работы с детьми в постоянно действующий фактор в окружающей их жизни (в учебной и досуго-вой деятельности). Этот вывод подтверждают такие данные: в течение календарного года в среднем на подготовку, участие, подведение итогов игр, смотров, походов приходится 6-6,5 месяцев. В среднем ребёнок может реально стать участником 5-6 туристско-краевед-ческих дел, осваивая лично несколько должностей (туристских, краеведческих, самоуправленческих). По итогам массовых мероприятий 1996-1997 гг., в них участвовало 23 образовательных учреждения города, 367 команд-классов, 7015 детей и взрослых.

Специфический воспитательный потенциал этого фактора определяем следующими задачами:

• воспитание, прежде всего, гражданских, патриотических, общечеловеческих, нравственных качеств ребёнка и взрослого -участников этих коллективных творческих дел;

• развитие потребностей к расширению, углублению получаемых знаний; их реализация в окружающей ребёнка жизни (в семье, лично для себя, друзей, людей, коллектива и т. д.);

• физическое оздоровление и развитие детей; привитие привычек здорового образа жизни;

• выявление и развитие индивидуальных особенностей, способностей детей в активной, добровольной разнообразной деятельности (через конкретные туристско-краеведческие должности, поручения, задания; системы моральных стимулов).

Решаются эти задачи на этапе подготовки, проведения, подведения итогов конкретного туристско-краеведческого мероприятия. Каждый этап по-своему важен в воспитательном и образовательном смысле. Традиционно в массовом опыте «центр тяжести» - на этапе проведения. Наш опыт убеждает в том, что в воспитательно-образовательной результативности особую значимость имеют этапы подготовки и подведения итогов.

Этап подготовки имеет свои специфические задачи: пробудить интерес у детей к слёту, игре, соревнованию-смотру как ближайшей радостной перспективе, возможности самореализации, проявления творчества, инициативы, своего «я»; привлечь внимание педагогов, воспитателей к ТДК как средству, методу обучения, воспитания, элементу основного образования; обогатить знания детей об окружающем мире, истории родного края, экологии; помочь определить свою позицию юного гражданина.

По содержанию этот этап включает: разработку педагогическим коллективом Центра с привлечением учителей школ, воспитателей дошкольных учреждений Положения, Условий, домашних заданий для участников слёта или игры. В этих документах определяются условия участия команды и каждого её члена (временные туристские, краеведческие должности: командира, разведчика, связиста, медика, знатока истории Восточного округа, растительного мира Измайловского лесопарка, военного дела).

Команда-участник перед началом игры, слёта подаёт заявку-донесение о готовности выполнения домашнего задания (проведён тренировочный поход, совершена тематическая экскурсия, изучена история Гвардейской части, составлен кроссворд по истории Москвы; подготовлен макет памятника). Таким образом, в течение одного-двух месяцев (примерно) дети включены в интересную, коллективную, разнообразную деятельность; подготовка захватывает и учебное время, и досуг, наполняет окружающее ребёнка пространство позитивным воспитательным влиянием и школы, и учреждения дополнительного образования, и семьи (родители также включаются вместе с ребёнком в поиск, творчество).

Очень выгодно отличаются команды-участники, прошедшие этап подготовки, от команд, решивших участвовать в «последний момент»: по эмоциональному настрою, организованности, заинтересованности в результатах, оценках, взаимопомощи и т. д.

Не менее значителен результат подведения итогов. В практике Центра он включает:

а) обязательное стимулирование команды, отдельных участников в ходе слёта, смотра (особые отметки в маршрутном листе, поощрительные грамоты по отдельным этапам, конкурсам);

б) подведение итогов судьями по возрастным группам с вручением дипломов разной степени; определение школы-победителя; вручение призов, вымпелов;

в) объявление благодарностей педагогам школ, руководителям;

г) подведение итогов в каждой команде, оценку участия каждого; прохождение своей туристской и краеведческой должности, и фиксацию этого этапа-ступени мастерства в «Паспорте юного туриста-краеведа»;

д) оценку группой мероприятия в целом, оформление пожеланий, предложений в адрес Центра-организатора слетов, игр.

Во многих школах по впечатлениям детей о слёте, игре, материалам, которые были подготовлены учащимися, проходят учебные занятия, классные часы. Так туристско-краеведческая деятельность органично проникает в жизнь ребёнка, помогая ему и в учёбе, и вне её, заполняя душу, ум, сердце новыми впечатлениями, знаниями, перспективами.

Сам факт участия в традиционных слётах, играх, смотрах важен как значительное событие в жизни ребёнка, отличающееся от

повседневности. Дети характеризуют это событие как «радостное», увлекательное, «самый яркий день» года, как возможность по-новому взглянуть на себя, узнать, проверить себя («первый раз в жизни преодолел веревочную переправу»; «стал победителем конкурса историков», «в следующий раз сумею сориентироваться по компасу» и т. д.); почувствовать важность и нужность знаний, умений, получаемых в школе. Знаки отличий (грамоты, дипломы, вымпелы) воспринимаются как личные победы, достижения.

Участники ждут это событие как привлекательную перспективу; их влечет романтика (движение команды в лесопарке «по легенде»; «разведка»; «слушание тишины леса зимой»; «пение птиц весной»; элементы игры, соревнования, конкурсы; туристский бивак, костёр, приготовление «природного» чая).

Традиционные туристско-краеведческие мероприятия стали в ЭЦЦЮТЭ «Родина» одной из форм аттестации детских групп-объединений. Участие воспитанников Центра в их подготовке, проведении, подведении итогов - показатель освоения опыта туристско-краеведческой деятельности в индивидуальной и коллективной деятельности объединения. Один из высших показателей результативности работы педагога дополнительного образования с туристско-краеведческой группой - участие её членов (детей) в слетах, играх, смотрах, соревнованиях в новой для них роли - судей, помощников судей, младших инструкторов по туризму, краеведению.

Многие старшие воспитанники способны быть уже организаторами игр, слётов для дошкольников, младших школьников.

Система традиционных туристско-краеведческих дел стала в определённой степени школой педагогического мастерства взрослых как для организаторов - педагогов, сотрудников Э1ЩЮТЭ «Родина», так и для учителей школ, воспитателей дошкольных учреждений. Ведь подготовка в течение года конкретных слётов, игр, смотров, их проведение и подведение итогов - это каждый раз:

а) освоение педагогом нового тематического краеведческого содержания, пополнение знаний по экологии, истории, литературе, географии и т. д.: первый год осваивают историю Петровских времен к 300-летию Флота; второй год - историю Великой Отечественной войны; третий год - комплексное освоение Восточного округа, его истории, экономики, природы;

б) продумывание методов выполнения домашнего задания совместно с детьми (в классе, группе продлённого дня, детском тури-стско-краеведческом объединении); организации творческой, самостоятельной деятельности детей (и групповой, и индивидуальной);

в) выход с детьми за стены школы в окружающую действительность, который также требует от взрослого особой позиции, знаний, умений;

г) приобретение педагогического опыта в нестандартных ситуациях;

д) расширение знаний о детях вообще и конкретно о каждом, что часто меняет педагогическую позицию взрослого на позитивную по отношению к ребёнку.

А главный результат - в целом меняется педагогическое мышление взрослого, ломается привычный стереотип учитель -ученик (надо только видеть учителя на слёте или игре во время штурма крепости или при сложной переправе; или его волнение, когда дети не знают, где родился Пушкин, кто такой маршал Жуков; не могут различить, назвать цветы, которые не раз видели).

Для педагогов школ эти традиционные дела становятся по-настоящему «интегрированными уроками», в ходе которых ребята ощущают связь изучаемых в школе предметов в реальной жизни; их важность, значимость в жизни человека. Педагогам они дают пищу для размышления о содержании, методике обучения; результативности, качестве знаний, умений, получаемых детьми на их конкретных уроках. Педагогам эти туристско-краеведческие мероприятия дают наглядные воспитательные уроки. Участие педагогов Центра в подготовке программ, условий слётов, смотров; практическая их организация, проведение («туристские станции», «переправы», «легенды маршрута», ориентирование) позволяют повысить их туристско-краеведческое, педагогическое мастерство, пересмотреть программы групп.

Если проблемой номер один первых наших слётов, смотров, игр было их содержание, то последние слёты педагоги анализировали уже с позиции методики организации и проведения (специфики методики работы с ребятами разного возраста; педагогически грамотной позиции самого педагога - судьи). Педагоги стали более «включенными» не столько в количественные результаты, сколько в качественные (эмоциональный настрой ребят и педагогов; выде-

ление отдельных детей, проявляющийся интерес к определённому занятию, конкурсу; отношения детей в группе, мальчиков к девочкам: «Всех девочек пропускали первыми», - отмечает один судья, а другой говорит: «А в группе N°... при переноске "раненого" мальчики грубо бросили девочку и побежали к следующему этапу»).

Оценивая опыт организации и проведения, традиционных ту-ристско-краеведческих массовых занятий с детьми в процессе взаимодействия учреждения дополнительного образования (ЭЦДЮТЭ «Родина»), школ, дошкольных учреждений Восточного округа, можно сделать следующие выводы:

1. Массовые туристско-краеведческие мероприятия стали постоянным фактором, влияющим на оздоровительно-воспитательное пространство отдельных районов Восточного округа (Южное Измайлово, Ивановское, Гольяново, Новогиреево, Сокольники).

2. Программы этих традиционных образовательно-воспитательных мероприятий входят органично в программы основного образования и дополнительного образования школ, дошкольных учреждений, их воспитательные системы.

3. Подготовка, проведение, подведение итогов слётов, смотров, игр, конкурсов, походов-экспедиций занимают заметное место в досуговой деятельности детей округа, формируя здоровый образ жизни, позицию юного гражданина-москвича.

(Журнал «Проблемы детско-юношеского туризма».

1999. № 4. С. 1-8, 8-16, 46-51).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.