Научная статья на тему 'О рисках в региональном АПК и некоторых подходах к их снижению'

О рисках в региональном АПК и некоторых подходах к их снижению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Литовка Наталья Ивановна, Темирхоева Хади Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О рисках в региональном АПК и некоторых подходах к их снижению»

Список литературы:

1. Новаторов Э.В. Методика оценки качества банковских услуг //Практический маркетинг. 2011. №10.

2. Пирцхалашвили К.З. Программы лояльности в банковском секторе //Маркетинг и маркетинговые исследования. 2013. № 5.

3. Рычкова Н.В. Особенности маркетинговых инноваций. - М.:КНОРУС, 2012. -230 с.

4. 4 Куршакова Н.Б. Маркетинг партнерских отношений в банке. - СПб.: Питер, 2003. -109 с.

5. Смолянкина М. Маркетинг вчера, сегодня, завтра: взгляд на эволюционное развитие // Маркетинг. 2012. N 2.

6. Составлено автором на основе: Семеркова Л. Маркетинг взаимодействия как отражение диалектики

объективного и субъективного факторов // Маркетинг. 2012.№2 (81)..

7. Гайдунько Д.В. Банковский маркетинг в современных российских условиях // Банковские технологии. 2011. № 11.

8. Составлено автором на основе: Гайдунько Д.В. Клиентская база банка и информационное неравенство // Маркетинг. 2012. № 1.

9. Татаренко В.Н. Новая рыночная философия: парадигма взаимодействия и маркетинг влияния / Ба-гиев Г.Л., Мефферт Х. и др. Маркетинг взаимодействия. Концепция. Стратегии. Эффективность. -СПб.: СПбГУЭФ, 2009. -545 с.

О РИСКАХ В РЕГИОНАЛЬНОМ АПК И НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ИХ СНИЖЕНИЮ

Литовка Наталья Ивановна

Канд. Физ.-мат. наук, доцент кафедры высшей математики КБГАУ им. В.М.Кокова, г. Нальчик

Темирхоева Хади Магомедовна

Преподаватель кафедры математики и ИВТИнгГУ, г.Назрань

На решения, принимаемые в экономике на всех уровнях управления, постоянное влияние оказывают риски самой различной природы. Они, как известно, связаны с отсутствием достаточной информации о возможном поведении того или другого фактора, влияющего на функционирование экономической системы и, как следствие, любое решение для достижения той или иной цели может закончиться неудачей или потерями. В связи с этим необходимым условием устойчивого функционирования экономических систем становится выявление рисков, оценка их последствий, а также управление ими. Важность проведения исследований в этих направлениях подтверждается кризисными явлениями в мировой экономике, которые имели место в последние годы и не завершились до настоящего времени. Особенно острый характер отмеченные проблемы принимают в Российских условиях, когда реформенные преобразования в стране пытаются проводить без четко определенной и научно обоснованной стратегии. В результате эти преобразования приняли затяжной характер, и развитие рыночных отношений в стране идет с большими трудностями и искажениями.

Эти негативные тенденции в развитии страны в большей степени затронули агропромышленный комплекс. Источников рисков в этом секторе экономики, как известно, достаточно много и не все они достаточно изучены. И поэтому выявление, оценка и управление риском стали необходимыми условиями эффективного функционирования аграрного сектора страны. Достаточно сказать, что сельское хозяйство является одной из самых погодо-зависимых отраслей экономики. Поэтому проблемы снижения рисков, связанных с неустойчивостью погодных условий, всегда привлекали внимание исследователей и к настоящему моменту в этом направлении достигнуты определенные успехи. Ведутся, например, исследования по разработке методов прогнозирования урожайности культур с учетом динамики агрометеорологических условий, по планированию производства сельскохозяйственной продукции с учетом этих же и других факторов [3, с. 107- 114], [4, с. 47-51]. Затрагивая влияние природных условий на сельское хозяйство, нельзя не отметить, что в

настоящее набирает силу и другой фактор, который может оказать серьезное влияние на все стороны человеческой деятельности, на образ жизни человека - трансформация параметров окружающей природной среды под влиянием глобального потепления климата[2, с. 85 - 92]. Предсказать возможные последствия данного процесса пока еще не представляется возможным. Но, по мнению многих исследователей, уже сейчас необходимо принимать меры для поиска эффективных путей адаптации социально-экономического развития регионов к изменениям их природно-климатических характеристик.

Не менее важными являются экономические риски, которые появились в АПК в результате коренных изменений экономических отношений. Практически у всех предприятий отрасли изменился правовой статус, сельские товаропроизводители оказались не в состоянии адаптироваться к новым, постоянно меняющимся условиям хозяйствования. В то же время роль государства в управлении процессами в отрасли, в создании благоприятных условий ее функционирования стала незначительной. Это, в частности, привело к резкому снижению производства сельскохозяйственной продукции, деятельность большинства предприятий стала убыточной.

АПК является достаточно сложной экономической системой, основными элементами которой являются предприятия, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию. Перерабатывающие предприятия в этой системе выступают как потребители сельскохозяйственной продукции. Отсюда и эффективность функционирования системы в значительной степени определяется взаимодействием между этими элементами. Многочисленные посредники и перекупщики, стоящие между ними, способствуют значительному снижению цены продукции для производителей и ее повышению для потребителей. Решение этой проблемы, по нашему мнению, приведет к снижению рисков, связанных с реализацией продукции, что будет способствовать повышению устойчивости функционирования отрасли и снижению цены на продовольственные товары для населения.

В работах [1, с 67-71] предложены некоторые модели оптимизации взаимодействия между различными

элементами экономических систем, которые сводятся к решению задачи синтеза системы. Для аграрного сектора модель приводит к задаче линейного программирования. Результаты расчетов показали, что от правильной организации взаимодействия отраслей существенным образом зависит эффективность аграрного сектора.

Эффективным механизмом взаимодействия предприятий различных отраслей АПК в нашей стране, способствующим снижению рисков могло бы стать использование таких инструментов финансовой инженерии, как фьючерсы или фьючерсные контракты. Как известно, фьючерсные контракты являются формой взаимного соглашения-обязательства, которая может устроить заинтересованные стороны. Заключается данная форма соглашения в обязательстве купить или продать определенный товар в определенный момент времени в будущем по цене, устанавливаемой в момент заключения соглашения.

В качестве примера можно привести арендаторов, занимающихся производством овощей или фруктов. Как известно, они в значительной степени страдают из-за снижения спроса на их продукцию, а иногда даже из-за отсутствия возможности ее реализации. Очень часто из-за этого они несут огромные потери, которые приводят к их разорению. В связи с этим арендатор, боящийся неконтролируемого скачка цен вниз и заинтересованный в продаже будущего урожая по «приемлемой» цене, предпочтет заключить контракт с перерабатывающим предприятием или другим лицом о поставке урожая, вместо того, чтобы дожидаться его созревания и продажи по той цене, которая сложится на рынке в будущем. А определение цены, которая сложится на рынке на его продукцию после уборки урожая, является чрезвычайно сложной задачей. Таким же образом, перерабатывающее предприятие, чтобы избежать возможного подорожания сельскохозяйственной продукции в будущем, заинтересовано в приобретении сырья по «приемлемой» цене. В конечном итоге цель арендатора и перерабатывающего предприятия одна и заключается она в минимизации риска, обусловленного неопределенностью цен на сельскохозяйственную продукцию в будущем.

Следует отметить, что подобным фьючерсным соглашениям являются так называемые форвардные контракты или соглашения. Главное отличие форвардных контактов состоит в том, что они заключаются между производителем сельскохозяйственной продукции и покупателем этой продукции напрямую без каких-либо посредников. Поэтому могут быть случаи, когда соглашения будут нарушены одной из сторон, что может являться причиной снижения эффективности данной формы взаимодействия между ними. Фьючерсные контракты в отличие от них заключаются на организованных специально для этой цели биржах. При этом стороны могут и не знать друг друга, а специальная система текущих перерасчетов делает отказ любой из сторон от контракта убыточным для нее.

Важным и принципиальным при заключении фьючерсных контрактов является вопрос определения цены продажи и покупки сторонами сельскохозяйственной продукции.

Снижение колеблемости урожаев, повышение устойчивости производства продукции сельского хозяйства позволяют эффективно использовать рисковые ситуации для увеличения доходов.

Риск в экономике можно определить как недостаток информации о возможном достижении одной или нескольких целей. Поскольку неопределенность результатов экономической деятельности обусловлена

объективными факторами, то и сама неопределенность в экономике носит объективный характер, а, следовательно, и риски здесь необходимо считать объективной категорией.

Несомненно, что риск есть вероятностная категория, и необходимо характеризовать и измерить его как вероятность возникновения определенного уровня потерь. Строго говоря, при всесторонней оценке риска следовало бы устанавливать для каждого абсолютного или относительного значения величины возможных потерь соответствующую вероятность возникновения такой величины.

Эффективное управление риском включает прогнозирование возможных трудностей и планирование мероприятий с целью уменьшения неблагоприятных последствий, а не просто реагирование на неблагоприятные события после того, как они уже произошли. Таким образом, можно отметить два первичных аспекта управления риска:

• предвидение и прогнозирование возможностей наступления неблагоприятных условий хозяйствования и разработка мер, направленных на уменьшение вероятности появления таких событий;

• разработка мероприятий, направленных на снижение неблагоприятных последствий в случае, если они уже произошли.

Управление сельскохозяйственными рисками осуществляется:

а) на уровне фермерских хозяйств: использование прогрессивных технологий производства (точное планирование, использование знаний погодных условий, управление водными ресурсами и т.п.); кооперации (возможность распределения риска среди группы фермерских хозяйств, а также по вертикальной цепи производства продуктов питания); рыночных технологий продаж (заключение контрактов на производство/продажу сельскохозяйственной продукции; фьючерсных контрактов; управление капиталом и долгами); страхования сельскохозяйственных рисков; диверсификации доходов (подработки в других отраслях, например, туризм, лесное хозяйство и т.п.).

б) на государственном уровне - меры, помогающие фермерским хозяйствам минимизировать риски через систему исследовательских и консультационных учреждений, т.е. обучение новым технологиям, предоставление прогнозов и информации о погодных условиях, информирование о новых подходах к производству и реализации продукции (это поддержка, оказываемая группам производителей определенной продукции, связанная с диверсификацией производства); меры государственного регулирования рынка (обеспечение нижней граничной цены сельскохозяйственной продукции, компенсационные выплаты экспортерам, обеспечение хранения продукции, квоты; компенсация ущерба от стихийных бедствий).

Государство при определенных экстремальных условиях может предоставить дополнительную помощь, субсидируемые программы страхования, где не предусмотрены выплаты компенсаций от стихийных бедствий. Такими программами могут покрываться различные риски (град, заморозки, засуха, повреждение вредителями и т.д.), также как и различные секторы сельскохозяйственного производства (растениеводство, выращивание крупного рогатого скота, овцеводство, рыбоводство).

Литература

1.Ашабоков Б.А., Бадаева Л.М., Таучев З.О. О модели согласования и прогнозирования производственно-экономических показателей агропромышленного комплекса и некоторые результаты расчетов./ Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011, №24(66). - 67-71 с.

2. Жуков В.А., Святнина О.А. К вопросу адаптации сельского хозяйства центра Европейской России к возможным

изменениям климата // Метеорология и гидрология. 2002. №4. 85 - 92 с.

3. Загайтов И.Б., Раскин В.Г., Яновский Л.П. О прогнозировании тенденций в изменении урожайности зерновых культур // Науч. тр. / Воронежский сельскохозяйственный институт. - Воронеж - 1979. - Т. 107. - 107- 114 с.

4. Загайтов И., Филонов В.Технология «ЗОНТ» - средство совершенствования управления экономикой.// АПК: экономика, управление. -2011. - № 2. - 47-51 с.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНЫМ ПАРТНЕРСТВОМ КАК УСЛОВИЕ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Литвинов Дмитрий Александрович

Аспирант Воронежского государственного университета, г. Воронеж

Концепция стратегического управления региональным развитием применительно как к отдельным экономическим субъектам, так и к субъектам Российской федерации основывается в значительной части на следовании принципам стратегического управления, используемым хозяйствующими субъектами, иначе говоря, бизнесом. Так на ранних этапах развития стратегическое управление региональной экономикой осуществлялось на основе «теоретического бенчмаркинга», иначе говоря, путем прямого заимствования технологий стратегического менеджмента. Противоречивость результатов полученных в ходе подобных заимствований помимо дуальности оценки эффективности подобного управления, тем не менее послужила базисом для дальнейшей теоретической проработки данного механизма и последующего его выделения в отдельную теорию.

Двойственность полученных результатов помимо ряда негативных последствий выявила взаимосвязь, существующую между бизнесом и властью в части интерполяции механизмов менеджмента между хозяйствующими субъектами такого рода. Связь, существующая между различными уровнями стратегического управления, дает возможность для определенной селекции механизмов менеджмента как непосредственно, так и опосредованно применимых в управлении Субъектами и РФ и бизнес структурами. В качестве точек соприкосновения предлагается рассмотреть два ведущих подхода к управлению, активно внедряемых как в предпринимательской среде, так и в секторе органов власти.

Первый подход - концепция управления бизнес-процессами, иначе - процессное управление. Его апробирование с тем или иным успехом на периодической, в ряде структур, постоянной основе происходит в органах государственной власти различных уровней. Успешность и перспективность этого подхода для сферы бизнеса были доказаны на протяжении более чем двадцати лет. Так наличие опыта успешного внедрения процессного управления в различных субъектах регионального управления создает своего рода точку соприкосновения между разными уровнями регионального управления и как с точки зрения концептуального содержания самой функции управления, так и с позиции форма - содержание реализует в себе возможность интеграции в его рамках формулы управления различных субъектов.

Следующая концепция - концепция проектного управления. По масштабу распространения в среде органов власти она получила большее распространение ввиду существующих тенденций в управлении, на региональном

и федеральном уровнях, в части интеграции с одной стороны и специализации (концентрации внимания на решении конкретных задач (проектов)) с другой стороны. К примерам интеграции можно отнеси активное формирование в Воронежской области молочного, нефтегазового, ИТ кластеров и развития других форм государственно -частного партнерства (ГЧП). Под кластерами понимаются сконцентрированные на одной территории предприятия и организации, связанные формальными (вызванные кооперацией, разделением труда, установлением интеграционных связей) и неформальными отношениями, в результате которых обеспечивается усиление конкурентных преимуществ за счет развития собственных и дополнительных источников.[1, с. 67]

Возвращаясь к вопросу стратегического управления региональным развитием нами будет исследована и разработана система управления интегрированными преобразованиями, реализованными в различных государственно - частных партнерствах (ГЧП). Интеграция определяется, как высшая форма кооперации, а кооперация -как вид экономических отношений, складывающихся между различными экономическими субъектами в процессе разделения труда и производства. [2, с. 9] Данный механизм взаимодействия на сегодняшний день получил высокую степень признания, как один из ключевых механизмов партнерства хозяйствующих субъектов в региональном развитии. Недостаточная методическая проработанность данного понятия на федеральном уровне, в значительной части компенсируется легитимацией на уровне субъектов федерации. Областной закон от 01 ноября 2011г. №151-ОЗ «О государственно - частном партнерстве в Воронежской области» является одним из таких примеров. На сегодняшний день подобные нормативные акты приняты в значительной части субъектов РФ. Успешность применения подобных форм взаимодействия в ряде зарубежных стран, в свою очередь, свидетельствует о перспективности развития рассматриваемого механизма.

При существующем уровне разработанности вопроса практической реализации ГЧП естественным является разработка актуальных способов организации института управления создаваемым партнерством. В качестве подобного института может выступать стратегическое соглашение, подписываемое представителями бизнеса и власти. В своей основе соглашение должно способствовать решению проблемы консолидации усилий стейкхол-деров в части реализации стратегии развития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.