ПРИОРИТЕТЫРОССИИ
15 (204) - 2013
УДК 336.581:338.439
РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕчЕНИя
продовольственной безопасности на основе реализации модели
ГОСУдАРСТВЕННО-чАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА:
проблемы и перспективы
л. А. КОРМИШКИНА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории E-mail: kormishkinala@mail. ru
н. н. Семенова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: nnsemenova@mail. ru Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
В статье обосновывается необходимость формирования и развития консолидированной системы финансового обеспечения продовольственной безопасности на основе реализации модели государственно-частного партнерства. Рассмотрены направления развития государственно-частного партнерства в АПК, инвестиционные проекты в АПК, реализуемые при поддержке Инвестиционного фонда РФ.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, финансовое обеспечение, консолидация финансовых ресурсов, государственно-частное партнерство.
На современном этапе социально-экономического развития проблема продовольственной безопасности приобретает все большую актуальность, становясь одной из ключевых задач обеспечения эффективной экономической политики. В условиях глобализации и гиперконкуренции от решения этой проблемы зависят сохранение суверенитета государства, его экономическая стабильность и социальная устойчивость. Обеспечение национальной продовольственной
безопасности призвано не только нейтрализовать существующие и возникающие угрозы, связанные с недостаточным с точки зрения удовлетворения общественных потребностей объемов производства отечественного продовольствия, снижением доступа населения к основным продуктам питания, но также способствует наращиванию экономического потенциала сельского хозяйства и национальной экономики в целом. Сказанное является основанием для рассмотрения продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны в качестве важнейшего национального приоритета [3].
Повышенное внимание отечественных ученых и практиков к исследуемой проблеме обусловливается в связи со вступлением России в ВТО. Последнее означает большую открытость нашей экономики, появление не только новых производственных возможностей, но и повышение рисков хозяйственной деятельности, формирование новых вызовов и угроз для сельскохозяйственных производителей. В этих условиях государство, соблюдая правила ВТО, вынуждено будет сократить объем прямых инвестиций в сельское хозяйство. При
существующих тенденциях роста цен на средства производства сокращение бюджетного финансирования сельского хозяйства приведет к снижению рентабельности сельскохозяйственного производства. Так, по расчетам ряда экономистов, в 2020 г. уровень рентабельности в сельском хозяйстве с учетом субсидий составит менее 10 %, без них -всего 2-3 % [4]. В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее -Госпрограмма) объем государственной поддержки АПК в 2013-2020 гг. составит 1,5 трлн руб., что на 40 % ниже первоначально запрашиваемого Министерством сельского хозяйства РФ (2,5 трлн руб.). Объем бюджетной поддержки АПК, ограниченный правилами ВТО, до 2020 г. в целом составит 1,17 трлн руб. В рамках мер «зеленой корзины» с учетом средств региональных бюджетов предусмотрено 1,1 трлн руб. [1]. Следовательно, до первоначально запрашиваемой Министерством сельского хозяйства РФ суммы Госпрограмма дотянет только с учетом софинансирования субъектами РФ.
Вступление России в ВТО обусловливает необходимость изменения форм государственной поддержки АПК. В частности, с 1 января 2013 г. была введена новая форма субсидирования сельскохозяйственного производства, предусматривающая консолидацию (укрупнение) субсидий. Вместо механизма скидок на горюче-смазочные материалы, субсидий на приобретение минеральных удобрений, компенсации части затрат на повышение плодородия почв введена поддержка доходности сельхозпроизводителей в расчете на 1 га пашни. При этом ставки прямых выплат дифференцируются в зависимости от типа и состояния почв, природных и биоклиматических условий. Кроме того, продлен срок применения сельскохозяйственными товаропроизводителями нулевой ставки по налогу на прибыль.
В целях поддержки отечественного сельхозмашиностроения производителям сельскохозяйственной техники предоставляются субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной техники. Размер субсидий зависит от средней численности персонала, участвующего в производстве сельскохозяйственной техники за последние 12 мес. работы производителя: менее 200 чел. - не более 5 %, от 200 до 500 чел. - 10 %, от 500 до 1 000 чел. -15 %, более 1000 чел. - 25 %.
Учитывая реальное финансовое положение сельского хозяйства России, характеризующееся низкой рентабельностью отрасли (10,3 % в 2011 г.), значительным превышением просроченной кредиторской задолженности над дебиторской, сокращение государственной поддержки АПК и выплата субсидий исходя из площади обрабатываемых земель приведут к обострению проблемы продовольственной безопасности. Кроме того, возможно возникновение ряда рисков в аграрном секторе экономики: снижение рентабельности, инвестиционной привлекательности и замедление темпов развития сельского хозяйства; сокращение рабочих мест на селе; усиление технологической зависимости от импортных поставок сельскохозяйственной техники; увеличение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса по сельскохозяйственному сырью и продовольствию.
В сложившейся ситуации необходима модификация финансового обеспечения продовольственной безопасности, которая должна быть осуществлена на основе реализации модели государственно-частного партнерства (ГЧП) и предполагает расширение и консолидацию всех возможных источников формирования финансовых ресурсов.
В рамках механизма ГЧП производство и реализация сельскохозяйственной продукции должны обеспечиваться преимущественно за счет собственных (при необходимости - заемных) средств, а модернизация агропромышленного комплекса и финансирование инновационной деятельности - при активном участии государства. При этом государственное финансирование предполагает их эффективное использование, концентрацию средств на приоритетных направлениях сельскохозяйственного производства и повышение его конкурентоспособности в условиях возрастающей роли сельскохозяйственных транснациональных корпораций.
Государственно-частное партнерство посредством интегрального взаимодействия позволяет эффективно использовать ресурсы корпоративного и государственного секторов для решения широкого круга задач. Оно предусматривает совместное финансирование крупномасштабных проектов либо иное финансовое участие государства в проектах бизнеса. Заметим, что участие государства в рамках ГЧП может приобретать разнообразные формы: предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, на которых располагаются (или должны располагаться) объекты, которые необходимы для осуществления
деятельности частным партнером; предоставление в доверительное управление, владение или пользование движимого и недвижимого имущества, находящегося в собственности государства; предоставление права использования результатов интеллектуальной деятельности в пределах, необходимых для реализации соглашения о государственно-частном партнерстве; предоставление мер государственной поддержки (гарантий, налоговых льгот, льгот по арендной плате и т. д.); выкуп результатов деятельности частного партнера или софинансирование его деятельности из бюджетных средств и т. д. При этом основной целью государства в рамках указанного взаимодействия является привлечение частных инвестиций для реализации социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение.
В современных условиях государственно-частное партнерство является тем механизмом, который реально способен стимулировать участие корпораций и частного капитала в инновационной деятельности АПК. Государственно-частное партнерство позволяет государству и хозяйственным структурам объединить инвестиции, технологии и другие ресурсы, разделять прибыль и риски на основе утверждения паритетно-партнерских отношений в АПК.
Основное преимущество механизма ГЧП в развитии АПК состоит в том, что часть рисков от реализации проекта переходит к частному партнеру, в отличие от бюджетного финансирования, когда все риски реализации несет государство. Государственно-частное партнерство за счет привлечения частных инвестиций позволяет уменьшить объем необходимых бюджетных средств и, соответственно, использовать высвободившиеся средства на другие цели. При этом каждый партнер при реализации проектов концентрируется на той деятельности, в которой он обладает компетенциями, и как следствие повышается эффективность использования ресурсов и выполнения задач.
Партнерство обеспечивает равенство интересов сторон и свободу действий партнеров при выборе форм и методов достижения поставленных целей. Каждый из участников государственно-частного партнерства несет полную экономическую ответственность за исполнение условий контракта по принятым на себя обязательствам. В связи с этим паритетно-партнерские отношения способствуют повышению экономической ответственности субъектов партнерства.
Рассмотренные преимущества ГЧП подчеркивают необходимость его применения в качестве одного из инновационных подходов формирования и
развития консолидированной системы финансового обеспечения продовольственной безопасности.
Заметим, что использование термина «консолидация» не означает механического соединения множества видов финансовых ресурсов с целью получения их совокупной величины. Консолидация представляет собой объединение разных составляющих вокруг национальных целей и задач целостной системы, когда в результате такого соединения (взаимодействия) возникает дополнительный (синергетический) эффект и обеспечивается социально ориентированный баланс консолидированных финансовых ресурсов.
Основная цель консолидации - это поиск эффективных форм взаимосвязей и взаимодействия различных видов финансовых ресурсов, ориентированных на обеспечение национальных интересов развития государства, общества, бизнеса и населения. В современных условиях имеется множество путей, способов и моделей реализации финансовых возможностей как экономических субъектов, так и государства. В этой связи следует отметить, что, сохраняя данную «множественность», рассматривая ее как позитивный элемент развития экономики, необходима ориентация консолидированной системы финансовых ресурсов на обеспечение национальных интересов страны, в частности продовольственной безопасности и продовольственной независимости, в условиях глобализации социально-экономических процессов.
Исследование категории «консолидация» невозможно без использования механизма «аллокации финансовых ресурсов» (распределение ресурсов между различными экономическими субъектами, видами деятельности, размещение ресурсов). Несмотря на то, что процесс «аллокации» практически является «антиподом консолидации», его нельзя оценивать негативно. Это объективный процесс целевой ориентации финансовых ресурсов, и дело не в распределении их по видам деятельности, а в использовании на цели, являющиеся достаточно синтезирующими в плане глобальной оценки движения и использования финансовых ресурсов. С этих позиций может рассматриваться и аллокационная эффективность, предусматривающая рациональное использование эффективной комбинации финансовых ресурсов, ориентированной на минимальные издержки.
Эффективная аллокация финансовых ресурсов предусматривает такое развитие финансовой системы, финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые условия для целенаправленного использования
консолидированных финансовых ресурсов в национальных стратегических целях страны, сохранения их целостности и единства.
В основе формирования консолидированной системы финансовых ресурсов для обеспечения продовольственной безопасности должна лежать разработка стратегии устойчивого развития аграрного сектора экономики. При этом необходимо обеспечить баланс интересов всех участников системы (государства, финансово-кредитных институтов, сельскохозяйственных товаропроизводителей, населения). Именно реализация принципа баланса интересов (при приоритете национальных интересов) позволит создать условия для наибольшей устойчивости и достичь полноты реализации функций консолидированной системы финансового обеспечения продовольственной безопасности.
Необходимо подчеркнуть, что в условиях недостаточности собственных финансовых средств и ограниченности доступа к кредитным ресурсам, а также слабой залоговой базы многих сельскохозяйственных товаропроизводителей ГЧП является одним из инструментов привлечения долгосрочных инвестиций для развития инженерной, социальной и финансовой инфраструктур АПК. В таблице представлены основные направления развития паритетно-партнерских взаимоотношений государства и бизнеса в АПК.
В настоящее время важнейшим направлением реализации проектов в рамках ГЧП в АПК является развитие инженерной и социальной инфраструктур
сельских территорий, поскольку они создают условия для нормального функционирования общества и призваны обеспечить устойчивую базу всех происходящих в нем процессов. Развитие отраслей социальной инфраструктуры направлено на улучшение качества жизни населения, повышение уровня его благосостояния, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения. Социальная инфраструктура села, являясь основой повышения образовательного и квалификационного уровня сельского населения, способствует росту производительности труда, освоению научно-технических достижений, росту занятости. Создавая на селе объекты транспортной и инженерной инфраструктур, государство облегчает доступность определенных территорий, что в конечном счете может стать основой формирования нового сельскохозяйственного производства.
Основным источником средств для реализации проектов ГЧП является Инвестиционный фонд РФ, функционирующий с 2006 г. По состоянию на 1 октября 2012 г. в реестр Инвестиционного фонда было включено 49 проектов, из которых 13 относятся к федеральному уровню, а остальные -к региональному. Плановая стоимость проектов, имеющих общегосударственное значение, составляет 1 045 млрд руб., региональных инвестиционных проектов - 177,7 млрд руб. Из всей совокупности инвестиционных проектов, реализуемых в рамках ГЧП в России, только 6 относятся к сфере АПК, из которых 4 реализуются в Тамбовской области, 2 - в Республике Мордовия [5]. В рамках данных проектов предусмотрено создание новых высокотехнологичных сельскохозяйственных производств (включая сбалансированное развитие инженерной, транспортной и энергетической инфраструктур). Общая плановая стоимость региональных инвестиционных проектов составляет 42,8 млрд руб. Государственная поддержка указанных региональных инвестиционных проектов осуществляется в рамках предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ на предоставление соответствующих субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются за счет средств местного бюджета.
Таким образом, в условиях ограниченности бюджетных ресурсов ГЧП может стать эффективным инструментом привлечения долгосрочных инвестиций в развитие инновационных проектов в АПК.
Направления развития паритетно-партнерских взаимоотношений государства и бизнеса в АПК
Сфера деятельности Направление
Объекты инженерной инфраструктуры Развитие транспортной инфраструктуры сельских территорий. Строительство, реконструкция и обеспечение эксплуатации энергосетей, линий связи. Строительство и эксплуатация оросительных систем и т. д.
Объекты социальной инфраструктуры Строительство на основе концессионных соглашений жилья, больниц, школ, детских садов
Объекты финансовой инфраструктуры Расширение доступа к источникам финансирования, в том числе лизинга
Крупные инвестиционные объекты, имеющие высокую социальную значимость Строительство, реконструкция животноводческих ферм, элеваторов, перерабатывающих заводов и т. д.
Основная форма государственно-частного партнерства, которую целесообразно развивать в аграрном секторе экономики, - долевая форма, заключающаяся в инвестировании частных и публичных средств в уставные капиталы юридических лиц. Данная форма государственно-частного партнерства должна реали-зовываться на основе дальнейшего развития государственно-частных предприятий. Участие частного сектора в капитале государственного предприятия должно обеспечиваться на основе акционирования и создания совместных предприятий.
Не следует забывать также о возможностях разнообразных контрактов, заключаемых между государством с частными и юридическими лицами, прежде всего в области НИОКР, государственных закупок, технической помощи и т. д. При этом система краткосрочных контрактов должна стать важнейшим институциональным и организационным механизмом реализации масштабных и локальных проектов в области научно-исследовательских и конструкторских работ и внедрения их результатов в агропромышленное производство.
С целью привлечения долгосрочных инвестиций в АПК в рамках ГЧП возможно развитие лизинговых (арендных) отношений, возникающих на основе передачи государством в аренду объектов основных фондов частному сектору для хозяйственного использования.
Вместе с тем установление партнерско-пари-тетных взаимоотношений государства и бизнеса при решении проблемы финансового обеспечения продовольственной безопасности в современной России происходит медленно. Это обусловлено прежде всего тем, что в нашей стране недостаточно развиты механизмы согласования ГЧП. Взаимодействие государства и частного бизнеса, создание эффективных партнерских отношений между ними как на федеральном, так и региональном уровнях осложняется недостаточной проработанностью институционально-экономических основ этого взаимодействия, вопросов перераспределения прав собственности, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов в рамках отношений государственно-частного партнерства, поспешностью принятия административных решений по созданию ГЧП без обстоятельной проработки его модели и механизма. Нечеткое представление о финансовых источниках, потенциальных рисках и ожидаемой эффективности от реализации проектов в ряде случаев приводят к неэффективному использова-
нию государственных ресурсов и потере бизнесом заинтересованности в участии в ГЧП [2].
Кроме того, в начальной стадии становления пока находится нормативно-правовое обеспечение ГЧП. Деятельность в рамках ГЧП регулируется Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, а также федеральными законами «О концессионных соглашениях» и «О свободных экономических зонах». В настоящее время собственные законы о государственно-частном партнерстве разработаны в 60 субъектах Российской Федерации. Для дальнейшего развития механизма партнерско-паритетных взаимоотношений государства и бизнеса необходимо принятие специального федерального закона о ГЧП.
В заключение следует сделать вывод о том, что существующий уровень финансового обеспечения сельского хозяйства, механизмы и методы его реализации не отвечают современным требованиям и потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, недостаточны для развития сельских территорий, а следовательно, не обеспечивают продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны. В то же время в условиях вступления России в ВТО государственно-частное партнерство является важнейшим механизмом расширения финансовых ресурсов, их консолидации для осуществления расширенного воспроизводства в аграрном секторе экономики и обеспечения продовольственной безопасности страны как важнейшего национального приоритета.
Список литературы
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://www. mcx.ru.
2. Кормишкин Е. Д., Саушева О. С. Финансирование обеспечения продовольственной безопасности региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 26 (167). С. 11-17.
3. Семенова Н. Н. Обоснование продовольственной безопасности как важнейшего государственного приоритета // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 37 (130). С. 69-75.
4. Ушачев И. О проекте Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы // АПК: экономика, управление. 2012. № 1. С. 3-13.
5. URL: http://www. minregion.ru/invest_phound.