Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как основа формирования консолидированной системы финансового обеспечения продовольственной безопасности России'

Государственно-частное партнерство как основа формирования консолидированной системы финансового обеспечения продовольственной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КОНСОЛИДАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ / CONSOLIDATION OF FINANCIAL RESOURCES / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кормишкина Людмила Александровна, Семенова Надежда Николаевна

Авторы рассматривают продовольственную безопасность в качестве важнейшего стратегического приоритета страны. Дается комплексная оценка процесса обеспечения продовольственной безопасности в современной России. Исследуются возможности и механизмы системы финансового обеспечения продовольственной безопасности на основе реализации принципов государственно-частного партнерства. Предложены методологические подходы к формированию консолидированной системы финансового обеспечения продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кормишкина Людмила Александровна, Семенова Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of consolidated system of food security financing in Russia

FORMATION OF CONSOLIDATED SYSTEM OF FOOD SECURITY FINANCING IN RUSSIA The authors prove the necessity of the formation and development of a consolidated system of financial provision of food security in Russia on the basis of the implementation of mechanisms of public-private partnership. The main advantages, principles and institutional forms of public-private partnership in agro industrial complex are considered as well.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как основа формирования консолидированной системы финансового обеспечения продовольственной безопасности России»

Вестник Института экономики Российской академии наук

4/2014

Л.А. КОРМИШКИНА доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

Н.Н. СЕМЕНОВА кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ1

Авторы рассматривают продовольственную безопасность в качестве важнейшего стратегического приоритета страны. Дается комплексная оценка процесса обеспечения продовольственной безопасности в современной России. Исследуются возможности и механизмы системы финансового обеспечения продовольственной безопасности на основе реализации принципов государственно-частного партнерства. Предложены методологические подходы к формированию консолидированной системы финансового обеспечения продовольственной безопасности.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, финансовое обеспечение, консолидация финансовых ресурсов, государственно-частное партнерство.

1БЬ: Е620, Н110, 0130, д140.

Реализация государственной экономической политики в области продовольственной безопасности, в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, принятой Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120, направлена на надежное обеспечение населения страны продуктами питания, на гарантированную физическую и экономическую доступность для населения страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям техниче-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Республики Мордовия (проект №14-12-13013 а(р)).

ских регламентов, в объемах не ниже рациональных норм потребления, необходимых для активного, здорового образа жизни2. Исходя из такого понимания названной дефиниции можно выделить две ключевые составляющие продовольственной безопасности страны - продовольственная независимость (самообеспечение продовольствием) и поддержание требуемого уровня среднедушевого обеспечения продуктами питания. На основании этих характеристик формируются индикаторы продовольственной безопасности и их пороговые значения: «доля импорта во внутреннем потреблении продовольствия» (не более 25%), «степень удовлетворения нормативного потребления основных продуктов питания населением» (не менее 90-100%).

Проведенный анализ показывает, что в настоящее время в России нормативы потребления основных продуктов питания удовлетворяются не более чем на 80%, а эксперты оценивают уровень зависимости страны от импорта продовольствия в диапазоне от 30 до 40%. При этом в развитых экономиках мира (США, Германия, Франция и др.) самообеспечение основными продуктами питания достигает 100%.

В этой связи следует оценить ситуацию, сложившуюся в современной России как парадоксальную, когда при отсутствии дефицита продуктов питания и значительном природно-ресурсном потенциале для их производства снижается уровень потребления вследствие падения покупательной способности населения, низкой заработной платы и высоких цен. Уменьшаются и объемы производства на душу населения мяса, молока и других продуктов питания, что является следствием разрушения материально-технической базы сельского хозяйства и социальной инфраструктуры села, нарушения пропорций обмена между аграрной отраслью и промышленностью, снижения плодородия почв, сокращения объемов инвестиций и бюджетного финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. В результате невозможно обойтись без импорта и приходится, с сожалением, констатировать, что отечественный продовольственный рынок попал в сферу влияния крупных транснациональных продовольственных корпораций, которые с помощью системы дотаций своих производителей и демпинговых цен вытесняют с рынка российских товаропроизводителей.

В условиях обострения международной политической обстановки и возможности введения экономических санкций обеспечение продовольственной безопасности России необходимо признать в качестве одного из ключевых национальных приоритетов, реализация которого требует эффективного функционирования агропромышленного

2 Доктрина продовольственной безопасности РФ. mcx.ru/documents/document/ show/ 14857.19.htm.

комплекса страны. Вместе с тем следует заметить, что в условиях рыночных отношений агарный сектор экономики вследствие своей особой зависимости от природно-климатических условий, низкой оборачиваемости денежных средств не может обеспечить рентабельность на уровне таких отраслей, как промышленность и торговля. Здесь не срабатывают рыночные механизмы перелива капитала. В связи с этим обеспечение продовольственной безопасности страны базируется на государственном регулировании в сочетании с предпринимательской деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей, активным развитием различных рыночных форм интеграции и кооперации.

Отечественный АПК (прежде всего сельское хозяйство), обладая низким конкурентным преимуществом, в условиях присоединения РФ к ВТО может столкнуться с новыми серьезными вызовами и угрозами, в том числе и к закреплению импортно ориентированной экономики.

В сложившейся ситуации определяющее значение для достижения продовольственной безопасности России, по нашему мнению, имеет развитие системы ее финансового обеспечения. Заметим, что в последние годы в сельском хозяйстве наметилась устойчивая тенденция к сокращению бюджетной поддержки товаропроизводителей (удельный вес расходов на сельское хозяйство в общем объеме расходов консолидированного бюджета РФ снизился с 2,4% в 2002 г. до 1,2% в 2012 г.) и к возрастанию роли собственных источников финансирования. Примечательно, что указанная тенденция наблюдается при высокой доле убыточных сельскохозяйственных организаций, составившей в среднем 30,2% в 2004-2012 гг. Недостаточность финансовых ресурсов у сельскохозяйственных товаропроизводителей приводит к напряженности с оборотными средствами и к росту задолженности по банковским кредитам и займам. Кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций за 2004-2012 гг. выросла почти в 8 раз и на конец 2012 г. составила 342,9 млрд руб., в том числе 22,1 млрд руб. - про-сроченная3. В сельском хозяйстве просроченная кредиторская задолженность превышает просроченную дебиторскую задолженность в 1,7 раза. Таким образом, при низкой общей рентабельности отрасли и резком снижении бюджетного финансирования возникают проблемы финансового обеспечения сельскохозяйственного производства и ограничения источников не только для расширенного, но и для простого воспроизводства в данном секторе экономики.

В условиях ограничения роста доходов бюджета создание эффективной системы финансового обеспечения продовольственной безопасности России представляется возможным только на основе развития соответствующих институтов и механизмов взаимодействия

3 Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. gks.ru.

государства и бизнеса. Следует отметить, что опыт стран с развитой экономикой показывает, что на этапе коренных экономических преобразований среди таких механизмов особое внимание должно уделяться государственно-частному партнерству (ГЧП), которое позволяет эффективно использовать ресурсы корпоративного и государственного секторов на основе интегрального взаимодействия для решения широкого круга задач.

Применительно к АПК государственно-частное партнерство следует рассматривать как особую систему взаимоотношений государства, агробизнеса и других деловых организаций в целях совместной реализации общественно значимых инвестиционных проектов и программ, предусматривающих равенство прав и экономической ответственности субъектов партнерства. Можно сказать, что государственно-частное партнерство - это методологическая основа, новая система отношений, иные принципы взаимодействия государства и бизнеса при решении проблемы продовольственной безопасности [6].

Следует отметить, что финансовое обеспечение решения проблемы продовольственной безопасности на основе государственно-частного партнерства отличается от механизма государственных закупок товаров или услуг в рамках размещения государственного (муниципального) заказа по государственным контрактам. Государственные закупки выступают как механизм прямого бюджетного финансирования аграрного сектора экономики. Так, по мнению д.э.н. И.И. Смо-трицкой, «государственный заказ отражает общественные потребности, выраженные через государственный спрос, а государственная закупка по своей сущности является удовлетворенной (обеспеченной) государственной потребностью. Государственная закупка, характеризуя суть рыночной контрактации, отражает стадию выполнения государственного заказа» [7, с. 19].

Особенностью государственно-частного партнерства является то, что в отличие от государственного заказа происходит распределение рисков между сторонами. Кроме того, в рамках ГЧП-контрактов при выборе партнера дополнительную защиту от рисков могут обеспечить финансово-кредитные институты, кредитующие проект. Государственно-частное партнерство позволяет государству привлекать для развития инфраструктуры сельских территорий не только компетенции и опыт частного партнера (инвестора), но и финансовые ресурсы. В отличие от госзаказа отношения сторон в рамках ГЧП не укладываются в формат работы госзаказчика и подрядчика. Как правило, большинство форм государственно-частного партнерства предусматривают осуществление инвестором деятельности с использованием объекта, созданного в рамках ГЧП-контрактов. Этим обусловлена мотивированность частного партнера максимально качественно и в срок

исполнять свои обязательства по проектированию, строительству, реконструкции, эксплуатации объектов в рамках ГЧП-соглашений4.

Государственно-частное партнерство предусматривает совместное финансирование крупномасштабных проектов либо иное финансовое участие государства в проектах бизнеса. Заметим, что участие государства в рамках ГЧП может приобретать разнообразные формы: предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, на которых располагаются (или должны располагаться) объекты, необходимые для осуществления деятельности частным партнером; предоставление в доверительное управление, владение или пользование движимого и недвижимого имущества, находящегося в собственности государства5; предоставление права использования результатов интеллектуальной деятельности в пределах, необходимых для реализации соглашения о государственно-частном партнерстве; предоставление мер государственной поддержки (гарантий, налоговых льгот, льгот по арендной плате и т.д.); выкуп результатов деятельности частного партнера или софинансирование его деятельности из бюджетных средств и т.д. При этом основной целью государства в рамках такого взаимодействия является привлечение частных инвестиций для реализации социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение.

Как указывает С.В.Козлова [4. с. 30], «совместные инвестиции на базе государственно-частного партнерства повышают инвестиционную привлекательность земель сельскохозяйственного назначения... в частности, заслуживает внимания развитие государственно-частного партнерства в аграрной сфере с использованием апробированных в . особых экономических зонах налоговых преференций и таможенных льгот по поддержке сельхозпроизводителей». Так, для особых экономических зон «государством сделан шаг. к упорядочиванию механизма передачи земли в пользование резидентам через аренду земельных участков в качестве государственной услуги», при этом предусмотрен минимальный «фиксированный размер арендной платы за земельные участки» [5, с. 96].

Государственно-частное партнерство, обеспечивающее объединение активов государства с инвестиционными, управленческими, моти-вационными и другими ресурсами бизнеса, способствует повышению эффективности и производительности государственных и корпоративных ресурсов в аграрном секторе экономики.

4 Госзаказ и ГЧП. В чем разница? // s-bc.ru/news/article/73dd27de-7ede-423b-aa0e-95293947db4d.

5 Этой проблеме отводится особое внимание в работах А.Г. Зельднера, С.В. Козловой. См, например, работы [3-5].

В современных условиях государственно-частное партнерство является тем механизмом, который реально способен стимулировать участие корпораций и частного капитала в инновационно-инвестиционной деятельности АПК. ГЧП позволяет государству и хозяйственным структурам объединить инвестиции, технологии и другие ресурсы, разделять прибыль и риски на основе утверждения паритетно-партнерских отношений в АПК.

Преимущество паритетно-партнерских отношений состоит в том, что обе стороны заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом. При этом каждый партнер вносит свой вклад в общий проект. Так, если бизнес обеспечивает финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству, то государство -правомочия собственника, возможность предоставления налоговых и иных льгот, гарантий, а также материальных и финансовых ресурсов, выполняет функции контроля, регулирования, соблюдения общественных интересов.

Главное преимущество механизма ГЧП в эффективном развитии АПК состоит, по нашему мнению, в том, что часть рисков от реализации проекта переходит к частному партнеру, в отличие от бюджетного финансирования, когда все риски реализации несет государство. ГЧП за счет привлечения частных инвестиций позволяет уменьшить объем необходимых бюджетных средств и соответственно использовать высвободившиеся средства на другие цели. При этом каждый партнер при реализации проектов концентрируется на той деятельности, в которой он обладает компетенциями, как следствие - повышается эффективность использования ресурсов и выполнения задач.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов государственно-частное партнерство может стать эффективным инструментом привлечения долгосрочных инвестиций на развитие АПК6. В таблице представлены основные институциональные формы и виды партнерства государства и бизнеса в аграрном секторе экономики.

Развитие системы финансового обеспечения продовольственной безопасности на основе утверждения паритетно-партнерских взаимоотношений участников этого процесса предполагает конкретизацию

6 Основным источником средств для реализации инвестиционных проектов ГЧП является Инвестиционный фонд РФ (создан в 2006 г.). По состоянию на 1 октября 2013 г. в реестре Инвестиционного фонда было включено 52 проекта федерального и регионального уровней, из которых 8 региональных проектов относятся к сфере АПК. В рамках данных проектов предусмотрено создание новых высокотехнологичных сельскохозяйственных производств (включая сбалансированное развитие инженерной, транспортной и энергетической инфраструктуры). Общая плановая стоимость инвестиционных проектов в АПК составляет около 52 млрд руб.

Таблица

Институциональные формы и характер партнерства государства и бизнеса в аграрном секторе экономики

Институциональная форма Характер партнерства

Государственные контракты Заключение между государством и бизнесом контрактов, прежде всего в области НИОКР, государственных закупок, технической помощи и т. д.

Концессия Строительство на основе концессионных соглашений объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры сельских территорий. Строительство, реконструкция животноводческих ферм, элеваторов, перерабатывающих заводов и т.д.

Аренда Передача государством в аренду или лизинг объектов основных фондов частному сектору для хозяйственного использования.

Совместные предприятия Инвестирование частных и публичных средств в уставные капиталы юридических лиц путем акционирования или создания совместных предприятий, агрохолдингов.

принципов государственно-частного партнерства применительно к исследуемой области. Такая задача представляется крайне сложной, поскольку в России до настоящего времени отсутствует федеральный закон, регламентирующий деятельность государственно-частного пар-тнерства7.

На наш взгляд, целесообразно выделить следующие основные принципы государственно-частного партнерства в АПК:

- кооперация (объединение) власти и бизнеса;

- ориентация на национально значимый, а не частный результат;

- экономическая и социальная ответственность субъектов партнерства;

- эффективность.

Суть принципа кооперации заключается в объединении материальных, финансовых, интеллектуальных, технических ресурсов государства и бизнеса при реализации целевых программ и инвестиционных проектов в АПК. В то же время данный принцип предусматривает

7 В настоящее время деятельность в рамках ГЧП регулируется Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, а также федеральными законами «О концессионных соглашениях» и «О свободных экономических зонах». В 57 субъектах Российской Федерации разработаны и действуют собственные законы о ГЧП. В апреле 2013 г. Государственной Думой РФ в первом чтении был принят проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».

долевое участие и распределение полученного дохода (результата) при реализации проекта между государством и частными структурами. Система кооперации должна исключать отношения конфронтации, противодействия. Неустойчивые компромиссы и стремление получить собственную выгоду (за счет партнерства) должны тщательно отслеживаться, контролироваться и нейтрализовываться соответствующими нормативно-правовыми актами.

Кооперация государства и бизнеса способствует формированию дополнительных преимуществ совместно реализуемых проектов. Так, бизнес по сравнению с государственными институтами обладает большей мобильностью, быстротой принятия решений, способностью к нововведениям, стремлением к поиску технических и технологических улучшений обеспечения конкурентоспособности. Государство, в свою очередь, может обеспечить более успешную реализацию проектов ГЧП путем создания стабильной нормативно-правовой базы, проведения организационных мероприятий, а также использования финансово-экономических рычагов (субсидии, гарантии, льготное налогообложение и т.д.).

Реализация государственно-частного партнерства в аграрном секторе экономики предусматривает его ориентацию на получение национально значимого, а не частного результата. В рамках паритетно-партнерских взаимоотношений частный сектор стремится достичь прибыли и расширить бизнес. В свою очередь государство ищет способы для привлечения внебюджетных инвестиций, которые позволили бы реализовать дополнительные крупные социально значимые проекты. Основной целью ГЧП должно стать создание большей добавленной стоимости для повышения качества и увеличения объемов оказания общественных услуг. Использование ГЧП для реализации преимущественно частного интереса приводит к нарушению условий свободной конкуренции, уменьшению доступа экономических субъектов к общественным благам и некоторым ресурсам. В связи с этим главным критерием эффективности ГЧП является общественный (национальный) интерес, а не выгода отдельных субъектов хозяйствования.

Особо следует остановиться на содержательной стороне принципа экономической и социальной ответственности субъектов партнерства. Как уже отмечалось выше, суть партнерства заключается в возможности перераспределения степени участия сторон в обеспечении решения поставленных задач с меньшими издержками. При этом обязательным условием выступает признание за каждым участником экономической независимости и самостоятельности. Партнерство обеспечивает равенство интересов сторон и свободу действий партнеров при выборе форм и методов достижения поставленных целей. В связи с этим каждый из участников несет полную экономическую ответственность за исполне-

ние условий контракта по принятым на себя обязательствам. Частная компания - партнер государства должна предоставлять услуги экономическим агентам в полном соответствии с условиями контракта, причем ответственность за их выполнение выше, чем при соглашениях между частными фирмами. Частная компания и государство не имеют права приостанавливать свою работу в проектах, реализуемых в рамках ГЧП, поскольку это скажется на широком круге лиц, являющихся потребителями общественных благ и услуг.

Принцип эффективности использования финансовых ресурсов обусловлен тем, что для повышения финансовой устойчивости АПК у государства и сельскохозяйственных товаропроизводителей имеется ограниченное количество финансовых и материальных ресурсов. Реализация данного принципа предполагает, что сельскохозяйственные товаропроизводители при осуществлении воспроизводственного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата исходя из имеющегося объема финансовых ресурсов. Данный принцип обусловливает необходимость осуществления мониторинга эффективности использования бюджетных средств и результативности функционирования системы финансового обеспечения продовольственной безопасности страны в целом.

Считаем принципиальным заметить, что реализация принципов ГЧП в рамках создания системы финансового обеспечения продовольственной безопасности сопровождается консолидацией финансовых ресурсов. Последняя не сводится к механическому соединению множества различных видов финансовых ресурсов (рынка, государства и бизнеса) с целью получения их совокупной величины. Основная цель консолидации - это поиск эффективных форм взаимосвязей и взаимодействия различных видов финансовых ресурсов, ориентированных на обеспечение национальных интересов развития государства, общества и бизнеса. Как справедливо замечает А. М. Джумов, «консолидация представляет собой объединение разных составляющих вокруг национальных целей и задач целостной системы, когда в результате такого соединения (взаимодействия) возникает дополнительный (синергети-ческий) эффект и обеспечивается социально ориентированный баланс консолидированных финансовых ресурсов» [2, с. 45].

Применительно к финансовому обеспечению продовольственной безопасности консолидацию финансовых ресурсов мы рассматриваем как совокупность процессов координации, слияния и объединения финансовых ресурсов государства, сельскохозяйственных производителей, финансово-кредитных учреждений и других экономических субъектов рынка, способствующих наращиванию финансового потенциала и устойчивости сельскохозяйственного производства и сниже-

Рис. Схема создания и функционирования консолидированной системы финансового обеспечения продовольственной безопасности страны

нию рисков в агарной сфере экономики, сокращению импорта, что создает мощный импульс для экономического роста в смежных отраслях экономики. Такая форма взаимодействия финансовых ресурсов позволяет говорить о создании консолидированной системы финансового обеспечения продовольственной безопасности на основе реализации принципов государственно-частного партнерства (см. рис.).

Консолидированная система финансового обеспечения продовольственной безопасности обладает, на наш взгляд, рядом преимуществ, которые выражаются в следующих свойствах:

- эмерджентность (система финансового обеспечения продовольственной безопасности, состоящая из множества взаимосвязанных элементов, обладает качественно новыми функциями и признаками, которых не было у первичных элементов);

- синергетический эффект (в результате взаимодействия всех элементов системы усиливаются свойства каждого отдельного элемента, что способствует большему положительному эффекту функционирования системы финансового обеспечения продовольственной безопасности страны в целом).

Основной целью создания консолидированной системы финансового обеспечения продовольственной безопасности является объединение финансовых ресурсов и наращивание финансового потенциала аграрного сектора экономики для сокращения импорта продовольствия и обеспечения продовольственной безопасности страны. Создание такой системы будет содействовать решению следующих задач:

- обеспечение страны собственной сельскохозяйственной и продовольственной продукцией;

- обеспечение экономической доступности продуктов питания для каждого гражданина страны в объемах и ассортименте, которые соответствуютустановленнымрациональнымнормампотребления;

- предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий, а также формирование необходимых резервов и запасов;

- развитие сельских территорий и повышение качества жизни населения.

Следует подчеркнуть, что одной из сложнейших проблем создания консолидированной системы финансового обеспечения продовольственной безопасности, базирующейся на принципах ГЧП, является организация финансового контроля. Практика показывает, что традиционные формы контроля применительно к государственно-частному партнерству малоэффективны. Необходимо формирование специальной модели финансового контроля, ориентированной одновременно на государство и бизнес, предусматривающей: использование всех видов контроля (от государственного до независимого аудита); тесное взаимодействие всех органов государственной власти и управления (Правительство РФ, Минфин РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора), осуществляющих государственный финансовый контроль (для проектов национального уровня); активное использование независимого аудита, аудита эффективности бюджетных расходов, а также аудита безопасности с целью выявления коррупционных и криминальных проявлений при реализации проектов в рамках партнерства.

В условиях реализации механизма ГЧП в аграрном секторе экономики финансовый контроль предусматривает проверку соблюдения действующего законодательства, целевого использования бюджетных средств, выявление отклонений фактических результатов от запланированных, определение резервов роста и повышение эффективности сельскохозяйственного производства, а также обеспечение прозрачности партнерских отношений.

Формирование консолидированной системы финансового обеспечения продовольственной безопасности России следует рассматривать в качестве важнейшего условия осуществления расширенного вос-

производства в сельском хозяйстве, повышения конкурентоспособности отечественных продуктов питания, увеличения объемов и доли на рынке отечественной сельскохозяйственной продукции. В настоящее время аграрный сектор экономики страны может обеспечить продовольственную безопасность за счет усиления государственной поддержки в форме не только прямого финансирования отрасли в рамках целевых программ, но и различных видов косвенного субсидирования (государственные гарантии, льготное кредитование, налоговые льготы и др.) при активном использовании института государственно-частного партнерства. При этом модель финансового обеспечения аграрного сектора экономики должна предусматривать: концентрацию консолидированных финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития сельскохозяйственного производства (поддержка и сохранение животноводства, производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции, развитие сельских территорий); использование дифференцированного подхода к распределению бюджетных средств на развитие сельского хозяйства; создание специальных фондов финансирования АПК; формирование качественно новой сети кооперативов и объединений для кредитного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Литература

1. Государственно-частное партнерство в условиях инновационного развития экономики [Монография] / Под ред. А.Г. Зельднера, И.И. Смо-трицкой. М.: ИЭ РАН, 2012.

2. Джумов А. М. Консолидация финансовых ресурсов в аспекте обеспечения национальных интересов страны // Вестник Института экономики РАН. 2007. № 3. С. 45-59.

3. Зельднер А.Г., Мальцев В.П. Институт арендных отношений в системе государственно-частного партнерства. М.: ИЭ РАН, 2009.

4. Козлова С.В. Инновационно-инвестиционная привлекательность земли: методологические подходы // Экономические науки. 2012. № 11.

5. Козлова С.В. Государственные услуги и льготы в области землепользования в особых экономических зонах: анализ новых нормативных актов // Вестник Института экономики РАН. 2012. № 6.

6. КормишкинаЛ. А., Семенова Н.Н. Развитие финансового обеспечения продовольственной безопасности на основе реализации модели государственно-частного партнерства: проблемы и перспективы // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 15. С. 2-7.

7. Смотрицкая И.И. Трансформация системы государственных закупок в Российской экономике. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Институт экономики Российской академии наук. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.