Научная статья на тему 'Совершенствование управления государственно - частным партнерством как условие сбалансированного развития региона'

Совершенствование управления государственно - частным партнерством как условие сбалансированного развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Литвинов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления государственно - частным партнерством как условие сбалансированного развития региона»

Литература

1.Ашабоков Б.А., Балаева Л.М., Таучев З.О. О модели согласования и прогнозирования производственно-экономических показателей агропромышленного комплекса и некоторые результаты расчетов./ Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011, №24(66). - 67-71 с.

2. Жуков В.А., Святнина О.А. К вопросу адаптации сельского хозяйства центра Европейской России к возможным

изменениям климата // Метеорология и гидрология. 2002. №4. 85 - 92 с.

3. Загайтов И.Б., Раскин В.Г., Яновский Л.П. О прогнозировании тенденций в изменении урожайности зерновых культур // Науч. тр. / Воронежский сельскохозяйственный институт. - Воронеж - 1979. - Т. 107. - 107- 114 с.

4. Загайтов И., Филонов В.Технология «ЗОНТ» - средство совершенствования управления экономикой.// АПК: экономика, управление. -2011. - № 2. - 47-51 с.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНЫМ ПАРТНЕРСТВОМ КАК УСЛОВИЕ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Литвинов Дмитрий Александрович

Аспирант Воронежского государственного университета, г. Воронеж

Концепция стратегического управления региональным развитием применительно как к отдельным экономическим субъектам, так и к субъектам Российской федерации основывается в значительной части на следовании принципам стратегического управления, используемым хозяйствующими субъектами, иначе говоря, бизнесом. Так на ранних этапах развития стратегическое управление региональной экономикой осуществлялось на основе «теоретического бенчмаркинга», иначе говоря, путем прямого заимствования технологий стратегического менеджмента. Противоречивость результатов полученных в ходе подобных заимствований помимо дуальности оценки эффективности подобного управления, тем не менее послужила базисом для дальнейшей теоретической проработки данного механизма и последующего его выделения в отдельную теорию.

Двойственность полученных результатов помимо ряда негативных последствий выявила взаимосвязь, существующую между бизнесом и властью в части интерполяции механизмов менеджмента между хозяйствующими субъектами такого рода. Связь, существующая между различными уровнями стратегического управления, дает возможность для определенной селекции механизмов менеджмента как непосредственно, так и опосредованно применимых в управлении Субъектами и РФ и бизнес структурами. В качестве точек соприкосновения предлагается рассмотреть два ведущих подхода к управлению, активно внедряемых как в предпринимательской среде, так и в секторе органов власти.

Первый подход - концепция управления бизнес-процессами, иначе - процессное управление. Его апробирование с тем или иным успехом на периодической, в ряде структур, постоянной основе происходит в органах государственной власти различных уровней. Успешность и перспективность этого подхода для сферы бизнеса были доказаны на протяжении более чем двадцати лет. Так наличие опыта успешного внедрения процессного управления в различных субъектах регионального управления создает своего рода точку соприкосновения между разными уровнями регионального управления и как с точки зрения концептуального содержания самой функции управления, так и с позиции форма - содержание реализует в себе возможность интеграции в его рамках формулы управления различных субъектов.

Следующая концепция - концепция проектного управления. По масштабу распространения в среде органов власти она получила большее распространение ввиду существующих тенденций в управлении, на региональном

и федеральном уровнях, в части интеграции с одной стороны и специализации (концентрации внимания на решении конкретных задач (проектов)) с другой стороны. К примерам интеграции можно отнеси активное формирование в Воронежской области молочного, нефтегазового, ИТ кластеров и развития других форм государственно -частного партнерства (ГЧП). Под кластерами понимаются сконцентрированные на одной территории предприятия и организации, связанные формальными (вызванные кооперацией, разделением труда, установлением интеграционных связей) и неформальными отношениями, в результате которых обеспечивается усиление конкурентных преимуществ за счет развития собственных и дополнительных источников.[1, с. 67]

Возвращаясь к вопросу стратегического управления региональным развитием нами будет исследована и разработана система управления интегрированными преобразованиями, реализованными в различных государственно - частных партнерствах (ГЧП). Интеграция определяется, как высшая форма кооперации, а кооперация -как вид экономических отношений, складывающихся между различными экономическими субъектами в процессе разделения труда и производства. [2, с. 9] Данный механизм взаимодействия на сегодняшний день получил высокую степень признания, как один из ключевых механизмов партнерства хозяйствующих субъектов в региональном развитии. Недостаточная методическая проработанность данного понятия на федеральном уровне, в значительной части компенсируется легитимацией на уровне субъектов федерации. Областной закон от 01 ноября 2011г. №151-ОЗ «О государственно - частном партнерстве в Воронежской области» является одним из таких примеров. На сегодняшний день подобные нормативные акты приняты в значительной части субъектов РФ. Успешность применения подобных форм взаимодействия в ряде зарубежных стран, в свою очередь, свидетельствует о перспективности развития рассматриваемого механизма.

При существующем уровне разработанности вопроса практической реализации ГЧП естественным является разработка актуальных способов организации института управления создаваемым партнерством. В качестве подобного института может выступать стратегическое соглашение, подписываемое представителями бизнеса и власти. В своей основе соглашение должно способствовать решению проблемы консолидации усилий стейкхол-деров в части реализации стратегии развития регионов.

Ключевым вопросом, тем не менее, остается вопрос организации системы управления ГЧП. Ввиду сочетания интересов различных групп стейкхолдеров, а так же специфики задач, решаемых посредством создания ГЧП, использование традиционных для органов власти и значительного количества субъектов бизнес среды форм построения организационной структуры (линейно и линейно - функционально) может повлечь ряд деструктивных моментов в процессе осуществления управленческих функций ГЧП.

Наиболее эффективной, система управления ГЧП, по нашему мнению, должна быть система, реализованная с использованием концепций проектного управления и управления бизнес процессами. Так ряд особенностей этих систем несут в себе ключевые предпосылки для подобного суждения о качестве предлагаемой формы организации механизма управления:

- ориентированность на результат;

- матричная структура организации управления;

- консолидация усилий создаваемых на отдельных проектах, для реализации которых создается ГЧП. Специфика возможной системы управления

должна учитывать как особенности ГЧП, так и сложности в реализации рассмотренных подходов к управлению. Наиболее перспективным на наш взгляд является реализация структуры управления, для создаваемой команды, координирующей реализацию по матричному принципу, для выполнения отдельно выделенных задач, под которые создается проект на основе метода управления бизнес -процессами (Таблица 1).

Структура управления ГЧП

Таблица 1.

ГЧП Органы государственной власти

Представители Бизнес сообщества Проектная команда 1 (Нефтегазовый кластер) Проектная команда 2 (Молочный кластер) Проектная команда 3 ( Арт кластер)

Проектная команда .... Проектная команда .... Проектная команда ....

Проектная команда .... Проектная команда .... Проектная команда ....

При этом деятельность каждой команды должна соответствовать общей схеме управления бизнес - процессами (Рисунок 1).

Рисунок 1. Схема уп

На наш взгляд подобная схема способа максимально продуктивно реализовать ключевую цель формирования ГЧП - согласование и достижение интересов всех стейкхолдеров, при этом за счет внедрения в структуру элементов проектного и процессного управления, рассматриваемая модель будет реализована максимально эффективно.

Список использованной литературы

1. Монография. Сироткина Н.В. Аллабян М.Г. Формирование и реализация промышленной политики на макро- и микроуровне. - Воронеж: Научная книга, 2013. - 271 с.

2. Монография. Сироткина Н.В. Рублевская А.А. Формирование и функционирование интегрирован-

ии.» бизнес - процессом

ных хозяйственных преобразований пищевой промышленности. - Воронеж: Научная книга, 2012. -217 с.

3. Анисимов Ю.П. Инновационные подходы к управлению промышленными объектами на основе системы индикаторов / Ю.П. Анисимов, Н.В. Сироткина; Гос. обл. образовательное учреждение высш. проф. образования «Воронежский ин-т инновационных систем». Воронеж, 2008. - 144 с.

4. Сироткина Н.В. Концептуальные положения разработки перспектив развития экономики региона / Н.В. Сироткина, А.А. Зайцев // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2013. - № 3. -10-15 с.

5. Сироткина Н.В. Оптимизация сбора информации и формирования информационных ресурсов в системе инновационного управления промышленным

предприятием / Н.В. Сироткина, А.А. Черникова, А.А. Чирков // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2007. Т.

8. Безрукова Т.Л. Управление стратегическим развитием регионально-промышленных комплексов на основе инвестиционного обеспечения / Т.Л. Безрукова, А.А. Черникова. - М.: КНОРУС, 2008. - 144

3. № 5. 120-124 с.

6. Черникова А.А. Проблемы оценки эффективности управления производством и их решение А.А. Черникова, Н.В. Сироткина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2005. № 4. 141-144 с.

9. Черникова А.А. Показатели оценки достижения стратегических целей предприятия / А.А. Черникова, А.И. Дручинин, А.И. Проселкова // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 3. -66-68 с.

с.

7. Черникова А.А. Кластеры и закон гармонии. Гармонизация экономических и управленческих аспектов в деятельности кластера / А.А. Черникова, Н.С. Далинчук // Российское предпринимательство. -

10. Черникова А.А. Формирование инвестиционных пакетов, удовлетворяющих целям регионального развития / А.А. Черникова // Инновационный Вестник. Регион. - 2007. - № 2. - 38-41 с.

2009. - № 7-1. - 17-22 с.

ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ ВТО НА ЭКОНОМИКУ

В статье рассматриваются интеграционные процессы в рамках ВТО, их влияние на российскую экономику, и в частности, на экономику Кузбасса. Данная тема является очень актуальной на сегодняшний день. В статье использованы методы оценки интеграционных процессов, апробированные в работах Харченко Натальи Вениаминовны и Грен-тиковой Инны Геннадьевны.

Наша страна сосуществует с множеством стран мира, и для более тесного сотрудничества государства создают интеграционные объединения для унификации требований, уменьшения бюрократических барьеров и т.д.

Основные интеграционные процессы, которые произошли с Россией - это вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), а также создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Безусловно, оба эти объединения являются важными для России. ЕАЭС способен углубить сотрудничество между странами, входящими в него - это Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, также желают вступить Киргизская Республика и Республика Армения. А вступление в ВТО способствует большей интеграции в мировую торговлю, снижение барьеров других стран и т.д.

В данной статье мы попытались рассчитать влияние вступления России в ВТО на экономику Кемеровской области с учетом предыдущих лет.

Для начала, необходимо показать изменение валового регионального продукта и спланировать его при положительной динамики, отрицательной и с учетом текущей тенденции.

Данные расчеты будут производиться методом скользящих средних.

Стабильный сценарий Негативный сценарий

Положительный сценарий

7К7ППП

784262,0576

758443,3772 716589,3004

2009 2010 2011 2012 2013* 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рисунок 1. Валовой региональный продукт Кемеровской области 2009-2020 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.