Научная статья на тему 'О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТА «КЛАСТЕР»'

О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТА «КЛАСТЕР» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
результаты исследования / психологические особенности / карьерные ориентации / обучающиеся / дополнительное профессиональное образование / Университет «Кластер». / research results / psychological characteristics / career orientations / students / additional professional education / University "Cluster".

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малеева Марина Сергеевна, Юрицин Андрей Евгеньевич

Подводятся итоги исследования психологических особенностей карьерных ориентаций и социальных ценностей лиц, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования (на примере исследования, проведенного на базе Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Университет «Кластер»). Результаты проведенного исследования могут быть использованы в деятельности учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по программам дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малеева Марина Сергеевна, Юрицин Андрей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE RESULTS OF THE STUDY OF THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CAREER ORIENTATIONS AND SOCIAL VALUES AMONG STUDENTS IN THE PROGRAMS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF THE UNIVERSITY "CLUSTER"

The results of the study of the psychological characteristics of career orientations and social values of persons enrolled in additional professional education programs are summarized (using the example of a study conducted on the basis of a private educational institution of additional professional education, the University "Cluster"). The results of the conducted research can be used in the activities of educational institutions that carry out educational activities under the programs of additional professional education.

Текст научной работы на тему «О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТА «КЛАСТЕР»»

Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 6(6)

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37.013.83 © М.С. Малеева, А.Е. Юрицин, 2022

О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ

ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УНИВЕРСИТЕТА «КЛАСТЕР»

Марина Сергеевна Малеева - руководитель центра развития карьеры частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Университет «Кластер», г. Омск, Россия, e-mail: maleeva.prof@gmail.com

Андрей Евгеньевич Юрицин - проректор по научной работе Университета «Кластер», кандидат юридических наук, доцент, г. Омск, Россия, e-mail: a.e.yuritsin@gmail.com

Аннотация: Подводятся итоги исследования психологических особенностей карьерных ориентаций и социальных ценностей лиц, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования (на примере исследования, проведенного на базе Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Университет «Кластер»). Результаты проведенного исследования могут быть использованы в деятельности учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по программам дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: результаты исследования; психологические особенности; карьерные ориентации; обучающиеся; дополнительное профессиональное образование; Университет «Кластер».

Для цитирования: Малеева М. С., Юрицин А. Е. О результатах исследования психологических

особенностей карьерных ориентаций и социальных ценностей у обучающихся по программам дополнительного профессионального образования Университета «Кластер» // Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 6(6). С. 40-50.

ABOUT THE RESULTS OF THE STUDY OF THE PSYCHOLOGICAL

CHARACTERISTICS OF CAREER ORIENTATIONS AND SOCIAL VALUES AMONG STUDENTS IN THE PROGRAMS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF THE UNIVERSITY "CLUSTER"

Marina Sergeevna Maleeva - Head of the Career Development Center of the private educational institution of additional professional education «Cluster» University, Omsk, Russia, e-mail: maleeva.prof@gmail.com

Andrey Evgenievich Yuritsin - Vice-Rector for Scientific Work of the University «Cluster», Candidate of Law, Associate Professor, Omsk, Russia, e-mail: a.e.yuritsin@gmail.com

Annotation: The results of the study of the psychological characteristics of career orientations and social values of persons enrolled in additional professional education programs are summarized (using the example of a study conducted on the basis of a private educational institution of additional professional education, the University "Cluster"). The results of the conducted research can be used in the activities of educational institutions that carry out educational activities under the programs of additional professional education.

Keywords: research results; psychological characteristics; career orientations; students; additional professional education; University "Cluster".

В рамках предложенной публикации мы продолжаем знакомить заинтересованных читателей с темой, которую авторы предложили в статьях, опубликованных в предыдущих номерах журнала, посвященных получению новых знаний, навыков и умений в рамках системы дистанционного обучения [1, с. 82-91; 2, с. 98-105; 3, с. 71-81; 4, с. 108-120; 5, с. 94-100; 6, с. 56-64; 7, с. 40-49].

По упомянутым авторами в предыдущих публикациях методикам были опрошены две группы слушателей: те, кто проходит курсы повышения квалификации, и те слушатели, которые осваивают программы профессиональной переподготовки. Анкетные опросники был загружены на образовательный портал, на котором происходит процесс обучения. После

прохождения опросников обучающимися, мы обработали полученные данные, результаты приводятся ниже.

Результаты опроса по методике Э. Шейна группы обучающихся на курсах переподготовки наглядно представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Карьерные ориентации слушателей курсов профессиональной переподготовки, в (%).

Самое большое число предпочтений опрошенных нами слушателей, а именно 21 обучающийся, что составляет 55,3 % опрошенных, получила карьерная ориентация - «стабильность», включающая в себя стабильность места работы и места жительства. На втором месте по предпочтениям оказалась карьерная ориентация «служение», которую выбрали 8 респондентов - 21,1 % опрошенных. Далее по убыванию оказались «предпринимательство», выбранное 5 обучающимися, что составляет 13,1 % опрошенных, «автономия», получившая предпочтение 3 обучающихся - 7,9 % опрошенных и «менеджмент», который предпочел 1 обучающийся, что составляет 2,6 % опрошенных лиц.

Ни одного выбора не получили такие ориентации как «интеграция стилей жизни», «профессиональная компетентность» и «вызов».

Далее приведены результаты опроса другой группы слушателей, которые проходят курсы повышения квалификации, они представлены на рисунке 2. Были опрошены 38 обучающихся.

Рисунок 2. Карьерные ориентации слушателей курсов повышения квалификации, в (%).

На рисунке 2 можно увидеть, что для 20 из 38 обучающихся, то есть 52,6 % опрошенных, ведущей является карьерная ориентация «стабильность». На втором месте по предпочтениям оказалась карьерная ориентация «служение», которую выбрали 8 обучающихся, что составляет 21 % опрошенных. Далее по убыванию оказались «интеграция стилей жизни» - 4 выбора или 10,5 % опрошенных, «автономия» - 2 выбора, то есть 5,3 % опрошенных. Карьерная ориентация «предпринимательство» была выбрана также 2 обучающихся, что составляет 5,3 % опрошенных, а «вызов» - 1, что

составляет 2,6 % опрошенных, 1 обучающийся (2,6 % опрошенных) предпочел в качестве своей ведущей ориентации «профессиональную компетентность». Ни одного выбора в данной группе опрошенных не получила карьерная ориентация «менеджмент».

Таким образом, можно говорить о том, что и в первой, и во второй группе опрошенных очень похожи показатели выбора основных карьерных ориентаций. Наибольшее предпочтение получила в обеих группах карьерная ориентация «стабильность» - в первой группе 55,3 %, а во второй группе 52,6 %. На втором месте по предпочтениям в обеих группах опрошенных оказалась карьерная ориентация «служение» - 21,1 %. Также примечательно, что ориентация «автономия» получила в обеих группах примерно одинаковое количество голосов, а именно 3 и 4 соответственно и занимает в обеих группах 4 место. В остальном же полученные при опросе в обеих группах данные несколько разнятся. Так, ориентацию «интеграция стилей жизни» в первой группе не выбрал ни один респондент, а во второй группе это оказалась третья по значимости ориентация и ее выбрали 10,5 % опрошенных.

В первой группе «предпринимательство» оказалось предпочтительным для 13,1 %, а во второй группе - всего лишь для 5,3 %. А такие карьерные ориентации как «менеджмент», «вызов», «профессиональная компетентность» являются самыми малозначительными ориентациями для обеих групп.

Эти данные свидетельствуют о том, что на первое место обучающиеся по программам дополнительного профессионального образования ставят стабильность места жительства и работы. Преимущественно они стремятся к постоянству работы и проживания, к своего рода безопасности, связанной с отсутствием риска, вызываемого переменами. Для опрошенных нами людей важны социальные гарантии, которые обеспечивает постоянная работа, и способность компании, в которой они работают, держаться на рынке. Второй по значимости является ориентация на помощь людям. Опрошенные респонденты стремятся реализовывать в работе свои ценности, которые пойдут

на пользу обществу. Для них большое значение имеет видимый результат проделанной работы, не связанный с денежным вознаграждением.

Менее значимой, но немаловажной является возможность относительной независимости от правил в рабочем процессе. Опрошенные нами обучающиеся ценят свободу действий, предпочитают сами решать, как выполнять поставленные задачи. Наиболее привлекательными для них являются вакансии, гарантирующие неприкосновенность личной жизни и относительную свободу действий в рамках рабочего процесса.

Часть опрошенных нами респондентов привлекает возможность самостоятельно создавать и/или предоставлять какие-либо услуги или товар. Однако они не стремятся к полной независимости и не готовы преодолевать серьезные трудности, связанные с конкуренцией.

Наименее значимыми для опрошенной нами категории людей оказалась перспектива руководства другими людьми или значимыми для общего дела процессами. Это означает также и то, что обучающиеся по курсам дополнительного профессионального образования не готовы брать на себя ответственность за результат работы других людей. Кроме того, соревновательный эффект для данной категории не представляет абсолютно никакой ценности. Быть хорошим специалистом, которого будут ценить за профессиональные качества - лишь приятный бонус, не являющийся значимым при выборе профессии и развитии карьеры.

Данную расстановку предпочтений карьерных ориентаций можно объяснить следующим образом. Учитывая тот факт, что выборку составили в основной массе люди среднего возраста, следует рассмотреть особенности данной возрастной группы. По мнению ученых, именно в возрасте от 30 до 50 лет человек проявляет максимум социальной активности. Это период стабилизации и установления относительно устойчивых социальных связей. Кроме того, в профессиональной жизни после 35 лет маловероятны существенные перемены. Однако, данный возраст характеризуется тем, что именно в период от 30 до 50 лет возможен очередной этап социализации

личности. Социально психологической особенностью этого возраста является стремление к полной самореализации в профессиональной сфере. В данном возрастном периоде ценностная система личности отличается стабильностью. Кроме того, в этом возрастном промежутке в основном люди уже имеют семьи, зачастую происходит смена жизненных ориентиров. Люди в основной массе заинтересованы в том, чтобы вырастить и воспитать детей. Этим можно объяснить то, что наибольшее число предпочтений у опрошенных нами слушателей, получающих дополнительное профессиональное образование, получила карьерная ориентация «стабильность».

В то же время, именно в среднем возрасте возможны такие явления как тревога, страх смерти или депрессия. Это так называемый «кризис середины жизни» (35-45 лет), когда личность видит порой существенное расхождение между желаемым и действительным, чувствует необходимость в переоценке своих желаний и корректировке целей. Именно в этом возрасте человек ясно осознает скоротечность своей жизни, ищет новые смыслы в своей профессиональной деятельности, стремится «наверстать упущенное». Этим можно объяснить большое число предпочтений карьерной ориентации «служение» у опрошенных нами респондентов.

Результаты проведенной нами экспресс-диагностики социальных ценностей личности обучающихся по программам дополнительного профессионального образования по методике Н.П. Фетискина представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Социальные ценности обучающихся по программам дополнительного профессионального образования (баллы).

На рисунке 3 можно увидеть, что у обучающихся преобладают семейные ценности, которые оказались преобладающими среди прочих социальных ценностей, средний показатель по этой ценности 180 баллов. На втором месте -профессиональные ценности - 170 баллов. Следом за ними идут общественные ценности - 160 баллов. На следующей ступени стоят физические ценности, средний показатель по ним составляет 150 баллов, равно как и средний показатель интеллектуальных ценностей. Далее идут финансовые ценности, средний показатель составляет 130 баллов. Средний показатель по духовным ценностям составляет также 130 баллов. Самым низким средним показателем оказался показатель по социальным ценностям, он составил 110 баллов.

Эти данные свидетельствуют о том, что преобладающее значение для обучающихся по программам дополнительного образования имеет возможность наличия семьи, и проведения достаточного времени с ней. Однако так как сразу за семейными ценностями по значимости идут

профессиональные, то можно заключить, что для опрошенных характерно желание совмещать семью и работу. Кроме того, опираясь на незначительную разницу между средними показателями между семейными и профессиональными ценностями можно сделать вывод о том, что семья и работа для респондентов являются почти равнозначными по своей ценности.

Также для обучающихся по программам дополнительного профессионального образования высокое значение имеет польза, приносимая обществу, в результате выполнения той или иной деятельности. Ради этого они готовы трудиться без материального вознаграждения. Важное значение для наших испытуемых имеет физическое и интеллектуальное совершенствование, чуть менее значимы финансовая составляющая существования и духовные ценности. Другими словами, наши респонденты озабочены своим здоровьем и возможностью информационно обогащаться чуть больше, чем иметь высокий достаток, материальную обеспеченность и возможность созерцать окружающую действительность. Наименее значимым для испытуемых является возможность активно участвовать в социальной жизни, заводить новые знакомства и посещать различные социальные мероприятия.

Исходя из полученных по двум методикам результатам, можно сделать вывод о том, что в выборе карьерных ориентаций обучающиеся по программам дополнительного профессионального образования руководствуются постоянством и возможностью реализовывать общественно полезную деятельность. При этом, обучающиеся опираются на такие социальные ценности, как семейные, профессиональные и общественные ценности. Наши испытуемые будут выбирать тот карьерный путь, который не будет препятствовать личным желаниям, таким как возможность иметь свой дом, семью и постоянную работу, а также не помешает совмещению всего этого. Немаловажным для опрошенных является возможность определенной самостоятельности при выборе карьерного пути.

Можно заключить, что обучающиеся по программам дополнительного профессионального образования предпочитают стабильность места работы и

жительства, а также ищут возможности совмещения работы с семьей и занятием общественно полезной деятельностью.

Анализ полученных результатов дает нам право говорить о том, что выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась. Обучающиеся по программам дополнительного образования имеют высокий уровень таких карьерных ориентаций как «стабильность» и «служение», а преобладающими являются семейные и профессиональные ценности.

Список литературы

1. Малеева М.С., Зарипова Т.В. Сравнительная характеристика карьерных ориентаций у обучающихся по программам дополнительного профессионального образования // Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 1(1). С. 82-91.

2. Юрицин А.Е. Дистанционное обучение как инновационная форма повышения квалификации // Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 1(1). С. 98-105.

3. Малеева М.С. Проблема карьерных ориентаций в психолого-педагогических исследованиях // Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 2(2). С. 71-81.

4. Юрицин А.Е. Дистанционное обучение как инновационная форма профессиональной переподготовки // Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 2(2). С. 108-120.

5. Малеева М.С. Актуальные вопросы сущности и характеристика социальных ценностей личности // Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 3(3). С. 94-100.

6. Малеева М. С., Юрицин А. Е. О сущностном понимании профессиональной карьеры личности в отечественной и зарубежной психологии // Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 4(4). С. 56-64.

7. Малеева М. С., Юрицин А. Е. Организация и методы исследования психологических особенностей карьерных ориентаций и социальных ценностей у обучающихся по программам дополнительного профессионального образования // Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 5(5). С. 40-49.

References

1. Maleeva M.S., Zaripova T.V. Comparative characteristics of career orientations among students of additional professional education programs // Bulletin of the University "Cluster". Electronic scientific journal. 2022. No. 1(1). pp. 82-91.

2. Yuritsin A.E. Distance learning as an innovative form of professional development // Bulletin of the University "Cluster". Electronic scientific journal. 2022. No. 1(1). pp. 98-105.

3. Maleeva M.S. The problem of career orientations in psychological and pedagogical research // Bulletin of the University "Cluster". Electronic scientific journal. 2022. No. 2(2). pp. 71-81.

4. Yuritsin A.E. Distance learning as an innovative form of professional retraining // Bulletin of the University "Cluster". Electronic scientific journal. 2022. No. 2(2). pp. 108-120.

5. Maleeva M.S. Actual issues of the essence and characteristics of social values of the individual // Bulletin of the University "Cluster". Electronic scientific journal. 2022. No. 3(3). pp. 94-100.

6. Maleeva M.S., Yuritsin A.E. On the essential understanding of a person's professional career in domestic and foreign psychology // Bulletin of the University "Cluster". Electronic scientific journal. 2022. No. 4(4). pp. 56-64.

7. Maleeva M.S., Yuritsin A.E. Organization and methods of research of psychological features of career orientations and social values among students of additional professional education programs // Bulletin of the University "Cluster". Electronic scientific journal. 2022. No. 5(5). pp. 40-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.