Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

ПРОБЛЕМА КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
870
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
карьерные ориентации / карьера / типы и виды карьерных ориентаций / жизненные ориентиры. / career orientations / career / types and types of career orientations / life orientations.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малеева Марина Сергеевна

Предпринята попытка анализа истории исследования карьерных ориентаций, сущности понятия «карьерная ориентация» у разных авторов. Обосновывается вывод о том, что при выборе карьерной ориентации люди опираются на свои возможности и индивидуальные особенности, а также ценностные ориентации. Кроме того, на выбор карьерной ориентации оказывают существенное влияние мнение общества и социальные факторы. Исследованы факторы, влияющие на карьерные ориентации у разных категорий опрошенных. Сформулировано авторское определение понятия «карьерные ориентации», которые в психологии рассматриваются в качестве жизненных ориентиров человека, помогают регулировать его карьерный путь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CAREER ORIENTATIONS IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

An attempt is made to analyze the history of the study of career orientations, the essence of the concept of «career orientation» in different authors. The conclusion is substantiated that when choosing a career orientation, people rely on their capabilities and individual characteristics, as well as value orientations. In addition, the choice of career orientation is significantly influenced by the opinion of society and social factors. The factors influencing career orientations in different categories of respondents are investigated. The author's definition of the concept of «career orientations» is formulated, which in psychology are considered as life orientations of a person, help regulate his career path.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 2(2)

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37.013.83 © М.С. Малеева 2022

ПРОБЛЕМА КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Марина Сергеевна Малеева - руководитель центра развития карьеры частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Университет «Кластер», г. Омск, Россия, e-mail: maleeva.prof@gmail.com

Аннотация: Предпринята попытка анализа истории исследования карьерных ориентаций, сущности понятия «карьерная ориентация» у разных авторов. Обосновывается вывод о том, что при выборе карьерной ориентации люди опираются на свои возможности и индивидуальные особенности, а также ценностные ориентации. Кроме того, на выбор карьерной ориентации оказывают существенное влияние мнение общества и социальные факторы.

Исследованы факторы, влияющие на карьерные ориентации у разных категорий опрошенных. Сформулировано авторское определение понятия «карьерные ориентации», которые в психологии рассматриваются в качестве жизненных ориентиров человека, помогают регулировать его карьерный путь.

Ключевые слова: карьерные ориентации; карьера; типы и виды карьерных ориентаций; жизненные ориентиры.

Для цитирования: Малеева М. С. Проблема карьерных ориентаций в психолого-

педагогических исследованиях // Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 2(2). С. 71-81.

THE PROBLEM OF CAREER ORIENTATIONS IN PSYCHOLOGICAL

AND PEDAGOGICAL RESEARCH

Marina Sergeevna Maleeva - Head of the Career Development Center of the private educational institution of additional professional education «Cluster» University, Omsk, Russia, e-mail: maleeva.prof@gmail.com

Annotation: An attempt is made to analyze the history of the study of career orientations, the essence of the concept of «career orientation» in different authors. The conclusion is substantiated that when choosing a career orientation, people rely on their capabilities and individual characteristics, as well as value orientations. In addition, the choice of career orientation is significantly influenced by the opinion of society and social factors.

The factors influencing career orientations in different categories of respondents are investigated. The author's definition of the concept of «career orientations» is formulated, which in psychology are considered as life orientations of a person, help regulate his career path.

Keywords: career orientations; career; types and types of career orientations; life orientations.

Изучение психологических особенностей карьерных ориентаций у обучающихся по программам дополнительного профессионального образования стоит начать с рассмотрения истории изучения карьерных ориентаций, с того, как и в каких областях рассматривалось данное понятие. В психологии карьерные ориентации рассматриваются как жизненные ориентиры человека, которые помогают сочетать свои желания, замыслы и индивидуальные возможности в профессиональном продвижении в течение всего жизненного пути. Однако это не означает, что карьерные ориентации являются конкретными целями и планами человека в профессиональном становлении. Это более гибкое явление, которое помогает человеку регулировать свой карьерный путь [1].

Выделяют два основных вида карьерных ориентаций: вертикальный, который означает необходимость профессионального развития за счет продвижения по карьерной лестнице, и горизонтальный, заключающийся в улучшении своих профессиональных качеств и достижения мастерства в своей области деятельности [2].

Под карьерной ориентацией А.А. Жданович понимает структурный элемент Я-концепции индивида. В его работах данная концепция представлена как устойчивая система самоотношения субъекта, его познания и представления о самом себе, своего рода рефлексия. Все вышеперечисленное, по мнению автора, достигается путем оценки индивидом самого себя в

результате разнообразных ситуаций, анализом отношения к субъекту других людей и в сравнивании себя с другими людьми. Карьерная ориентация в этой системе представлена как мотив, который не связан с нынешней деятельностью человека.

Данное понятие отражает направление, в котором человек хочет осуществлять профессиональное становление. Карьерная ориентация становится актуальной, когда перед человеком стоит задача выбора профессионального пути. Именно благодаря карьерной ориентации человек выбирает свой профессиональный путь и намечает шаги для достижения успеха в карьере. При этом данный мотив является настолько устойчивым, что оказывает влияние на смысловую регуляцию в актуальной деятельности. По мнению А.А. Жданович, «карьерная ориентация, ориентированная на горизонтальное развитие воспринимается позитивно вне зависимости от культурных и концептуальных оснований, а вертикальная карьерная ориентация дифференцирована в зависимости от преобладания стратегий поведения» [3, с. 37-43].

В своей статье Н.Н. Мельникова пишет о том, что карьерные ориентации являются содержательной стороной карьерной направленности. Они основаны на понимании человека о своих профессиональных предпочтениях, о направлении, в котором должна развиваться его карьера и определенных шагах, которые будут способствовать реализации этого направления. Исследователь в своей работе также выделяет два типа карьерных ориентаций: вертикальную и горизонтальную, а также рассматривает следующие виды карьерных ориентаций:

1. Управление (данный вид связан со стремлением индивида к занятию руководящей должности и продвижению по ступеням карьерной лестницы). Субъект стремится к достижению высокого социального статуса и подчинению себе других специалистов, занимающих ту же профессиональную нишу.

2. Предпринимательство (в этом виде карьерных ориентаций заинтересованы люди, стремящиеся к созданию собственного дела, широкой

сферы влияния, отсутствию контролирующего органа и полной финансовой независимости).

3. Созидание (при данном виде карьера рассматривается с точки зрения социальной пользы).

Люди, руководствующиеся этим видом при выборе профессии, стремятся создать продукт, который будет полезен, даже когда человека не станет. Обычно это творческие личности или люди, создающие материальные ценности.

4. Мастерство (этот вид предполагает стремление человека к совершенствованию своего профессионального мастерства, к признанию в профессиональных кругах данного субъекта).

При выборе карьерной ориентации человек опирается на свои возможности и индивидуальные особенности, свои ценностные ориентации. При этом немалое влияние оказывает мнение общества и социальные факторы. К ним относятся гендерные и возрастные ограничения. В результате проведенного исследования по выявлению влияние половых и возрастных различий на карьерные ориентации Н.Н. Мельникова сделала следующие выводы. Характерной чертой является более раннее угасание вертикальной карьерной ориентации у женщин, нежели у мужчин, признаки угасания наблюдаются уже у молодых специалистов 23-25 лет.

В возрасте 35 лет большинство мужчин и женщин отказываются от карьерных ориентаций «Управление» и «Предпринимательство». В этот же возрастной период наблюдается значительное снижение вертикальной карьерной ориентации обоих полов с сохранением горизонтальной карьерной ориентации. При этом, самой быстро исключающейся карьерной ориентацией является «Предпринимательство». Это происходит почти сразу после получения первого профессионального опыта, чуть дольше сохраняется ориентация на «Управление», и различия в половых показателях у этой карьерной ориентации практически отсутствуют. То есть данной установкой

одинаково руководствуются и мужчины, и женщины. Половая принадлежность человека не влияет на эту ориентацию.

Более устойчивым и постоянным является ориентация на «Мастерство». Данный вид карьерной ориентации развивается и становится более значимым для людей старшего возраста, в силу имеющихся у них ресурсов, знаний и опыта для реализации данной установки. Такой вид карьерной ориентации как «Созидание» становится менее значим для женщин в возрасте 25 лет, а у мужчин остается на высоком уровне. Кроме того, данный вид карьерной ориентации более подвержен влиянию возрастного фактора, чем «Мастерство».

Однако у студентов в возрасте от 18 до 22 лет достаточно высокими являются показатели по всем четырем карьерным ориентациям, отсутствует значительное различие между показателями у мужчин и женщин. У студентов нет дифференциации между типами карьерных ориентаций: и вертикальный, и горизонтальный тип находятся на одном уровне.

К 26-35 годам отсутствие ярко выраженного выбора вертикального или горизонтально типа карьерной ориентации сохраняется у 26 %, 74 % отдают предпочтение одному из этих типов.

Н.Н. Мельникова сделала вывод о том, что на карьерные ориентации значительное влияние оказывает социальная и профессиональная среда, а также тот факт, что карьерные ориентации меняются в зависимости от навыков и в процессе получения профессионального опыта. У студентов отсутствует четкое представление о своей будущей карьере, поэтому их карьерная ориентация содержательно не наполнена, отсутствует дифференциация между ее видами и типами, при этом карьерные притязания завышены по сравнению с людьми, имеющими профессиональный опыт. Данные исследования также показали, что пол не оказывает влияние на карьерную ориентацию в студенческом и пожилом возрасте, однако в фазе активного построения карьеры, то есть в возрасте 26-50 лет карьерные ориентации у мужчин и женщин значительно разнятся [4, с. 7686].

В свою очередь, Б. Дерр выделяет следующие типы карьерных ориентаций:

1. Продвижение по службе. Предполагает быстрое продвижение по карьерной лестнице, стремление субъекта к замещению руководящих должностей. Значимым для индивида при этом типе карьерной ориентации является наличие лидерских качеств и умение оказывать влияние на людей.

2. Стремление к свободе. Предполагает, что в профессиональном плане субъект опирается на желание достичь независимости от руководящего органа.

3. Стремление к безопасности. Свойственно людям, которым комфортно работать в команде, им необходим руководящий орган, который будет ставить перед субъектом задачи, и контролировать их выполнение.

4. Стремление к профессионализму. Свойственно людям, для которых важен процесс. В профессиональном плане они руководствуются своими интересами и способностями, приоритетом для них выступает собственная заинтересованность в конкретной деятельности.

5. Стремление к равновесию. Данная карьерная ориентация затрагивает умение индивида совмещать разные сферы жизни. При этом типе человек руководствуется желанием быть успешным не только в профессиональном плане, но и в семейных отношениях, заниматься другими увлечениями помимо карьеры и т.д. [5, с. 190-192].

По мнению американского исследователя Э. Шейна, карьерная установка (карьерная ориентация) появляется в процессе накопления профессионального опыта, социализации. Существует связь карьерной ориентации с развитием карьеры, она служит ключевым фактором управления собственной карьерой. Данный автор выделил восемь видов карьерной ориентации:

1. Профессиональная компетентность. Данный вид связан с соответствием профессиональных качеств человека с необходимыми для выполнения деятельности, в которой задействован человек, качествами. Этим видом карьерной ориентации руководствуются люди, имеющие стремление развивать свои профессиональные навыки. Кроме того, данный вид карьерной

ориентации предпочитают люди, нацеленные на достижение признания со стороны других индивидов.

2. Менеджмент. Данная карьерная ориентация связана с желанием субъекта занять руководящую должность и получить в подчинение людей. Для этого необходимы навыки межличностного взаимодействия, умение сотрудничать с другими людьми и брать на себя полную ответственность за конечный результат проделанной работы.

3. Автономия. Главным в этом виде карьерной ориентации является стремление индивида достичь полной независимости от различных правил и ограничений. Люди с этой карьерной ориентацией, скорее всего, будут испытывать трудности на работе в государственных учреждениях и фирмах, где есть нормированный график, предписанный стиль одежды и четкие правила, нарушение которых чревато последствиями.

4. Стабильность. Эта карьерная ориентация предполагает зависимость индивида от постоянства определенных условий жизни, такие люди предпочитают точно знать, что и завтра у них будет работа и не случится каких-либо непредсказуемых обстоятельств.

Различают два типа стабильности:

- стабильность места работы (предполагает, что человек будет искать надежное место работы, которое обеспечит его всеми социальными гарантиями);

- стабильность места жительства (подразумевает, что человек будет готов менять место работы, если это потребуется, только чтобы находиться постоянно на одном месте).

5. Служение. Это карьерная ориентация характерна для людей, которые хотят совершать социально полезные дела, помогать людям, быть полезными обществу. Очень часто люди с этой карьерной ориентацией выбирают работу в контролирующем органе, который следит за усердным и качественным выполнением предоставления сферы услуг и товаров.

6. Вызов. Люди, мотивированные данной карьерной ориентацией, сосредоточены на том, чтобы достигать высоких успехов посредством конкуренции с другими людьми, они постоянно хотят быть лучшими среди всех, хотят конкуренции и соревнования. Они заточены на победу в результате долгой и упорной борьбы, в противном случае, у них пропадает интерес к работе.

7. Интеграция стилей жизни. При этой карьерной ориентации человек предпочитает быть успешным во всех сферах жизни, не только в работе, но и в семье, в личностном развитии и т.д. Сочетание разных областей жизни -приоритетная задача для таких индивидов.

8. Предпринимательство. Этот вид карьерной ориентации предполагает, что человек стремится к созданию своего собственного дела или продукта, отличного от всех других, такие люди стремятся к независимости, готовы преодолевать различные трудности, чтобы достичь успеха. При этом, неудачи не остановят людей с данной карьерной ориентацией, а наоборот - заставят работать их еще усерднее [6].

Вслед за теорией Э. Шэйна, в 2000-х годах началось изучение карьерных ориентаций такими российскими исследователями, как Л.Г. Почебут, В.А. Чикер, которые создали адаптацию теста Э. Шэйна «Якоря карьеры», включающую карьерные ориентации молодежи. Е.А. Могилевкиным и А.С. Новогородовым была предложена своя модификация методики Шейна, которая включает карьерные ориентации студентов, и методика А.В. Халудоровой. В результате своих исследований данные авторы пришли к выводам о том, что молодежь стремится к балансу разных сфер жизни, в карьерной ориентации руководствуются заинтересованностью в стабильности, желанием применять на практике свои профессиональные навыки и умения. При этом, у студентов карьерная ориентация не связана с четким представлением своей будущей карьеры, они не ориентированы на

определенное место в профессии, не знают точно, чего хотят добиться в профессиональном плане1 [7].

При этом, такие авторы как О.Л. Поминова, И.В. Головнева, К.Ю. Домбровская и А.С. Миронова-Тихомирова отражают в своих работах значимость влияния социальных факторов: пола и возраста, а также направление обучения в ВУЗе на карьерные ориентации. В частности, ими приводятся примеры о студентах, чаще женского пола, обучающихся профессиям, связанным с пищевой промышленностью, и в иных подобных отраслях. У них отмечается сниженная ориентация на получение руководящих должностей и создание собственного продукта. Данная категория учащихся придерживается ориентации на социально значимую деятельность и помощь другим людям. Иными словами, в указанных исследованиях прослеживается закономерность между карьерными ориентациями студентов и их реальными возможностями в рамках выбранного направления в учебных заведениях2 [5, с. 190-192; 8, с. 109-112].

Таким образом, карьерные ориентации в психологии рассматриваются как жизненные ориентиры человека, которые помогают сочетать свои желания, замыслы и индивидуальные возможности в профессиональном продвижении и карьерном развитии в течение всего жизненного пути. Это гибкое явление, которое помогает человеку регулировать свой карьерный путь. Карьерная ориентация может быть вертикальная, когда человек продвигается по карьерной лестнице с помощью повышения в должностях, что сопутствует улучшению социальной и материальной составляющих, а может быть горизонтальной, когда человек совершенствует свои навыки и повышает мастерство в рамках какой-либо конкретной деятельности.

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 20.01.2022); Поминова О.Л. Формирование карьерной ориентации студентов техникума: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2001. 181 с.

2 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л.И. Скворцова. 28-е изд. М.: Мир и образование, 2014. 1376 с.

Различные авторы выделяют разные виды карьерных ориентаций, но наиболее полной мы считаем концепцию американского исследователя Э. Шейна. Он выделяет такие виды карьерных ориентаций как предпринимательство, менеджмент, профессиональная компетентность, автономия, служение, стабильность, вызов, интеграция стилей жизни. Кроме того, некоторые авторы отмечают, что значительное влияние на карьерные ориентации человека оказывают такие показатели как пол и возраст индивида.

Список литературы

1. Верещагина Л.А. Психология персонала. Потребности, мотивация и ценности / Верещагина Л.А. Харьков: Гуманитарный центр, 2012. 156 с.

2. Акбиева З.С. Психология карьеры и профессионально -релевантное поведение специалиста (коллективная монография) / З.С. Акбиева, О.П. Терновская, Л.Б. Шнейдер. М.: МПСИ, 2008. 327 с.

3. Жданович А.А. Отношение студентов к профессиональной карьере // Психологический журнал. 2005. № 4. С. 37-43.

4. Мельникова Н.Н. Карьерные ориентации: гендерные различия и возрастная динамика / Н.Н. Мельникова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2016. № 3. Т. 9. С. 76-86.

5. Воронкова А.Б. Карьерные ориентации у студентов с разным уровнем удовлетворенности жизнью // Международный студенческий вестник. 2015. № 5 (часть 2). С. 190-192.

6. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002.

336 с.

7. Могилевкин Е.А., Новгородов А.С. Исследование ведущих мотивов карьерного самоопределения у студентов вуза // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Научный журнал. 2011. № 1(10). С. 59-78.

8. Маврина И.А., Колбасин В.Н. Карьерные ориентации социального работника как условие его эффективной деятельности в социальном учреждении // Психолого-педагогические исследования в Сибири. 2018. № 1. С. 109-112.

References

1. Vereshchagina L.A. Psychology of personnel. Needs, motivation and values / Vereshchagina L.A. Kharkiv: Humanitarian Center, 2012. 156 p.

2. Akbieva Z.S. Career psychology and professionally relevant behavior of a specialist (collective monograph) / Z.S. Akbieva, O.P. Ternovskaya, L.B. Schneider. M.: MPSI, 2008. 327 p.

3. Zhdanovich A.A. The attitude of students to a professional career // Psychological journal. 2005. No. 4. pp. 37-43.

4. Melnikova N.N. Career orientations: gender differences and age dynamics / N.N. Melnikova // Bulletin of SUSU. Series «Psychology». 2016. No. 3. Vol. 9. pp. 76-86.

5. Voronkova A.B. Career orientations of students with different levels of life satisfaction // International Student Bulletin. 2015. No. 5 (part 2). pp. 190-192.

6. Shane E. Organizational culture and leadership. St. Petersburg: Peter, 2002.

336 p.

7. Mogilevkin E.A., Novgorodov A.S. Research of the leading motives of career self-determination among university students // The territory of new opportunities. Bulletin of the Vladivostok State University of Economics and Service. Scientific journal. 2011. No. 1(10). pp. 59-78.

8. Mavrina I.A., Kolbasin V.N. Career orientations of a social worker as a condition of his effective activity in a social institution // Psychological and pedagogical research in Siberia. 2018. No. 1. pp. 109-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.