Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методы исследования / психологические особенности / карьерные ориентации / обучающиеся / дополнительное профессиональное образование. / research methods / psychological characteristics / career orientations / students / additional professional education.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малеева Марина Сергеевна, Юрицин Андрей Евгеньевич

Исследуются теоретические и практические вопросы, связанные с организацией и методикой исследования карьерных ориентаций и социальных ценностей у лиц, которые обучаются по программам дополнительного профессионального образования (на примере исследования, проведенного на базе Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Университет «Кластер»). Результаты проведенного исследования могут быть использованы в деятельности учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по программам дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малеева Марина Сергеевна, Юрицин Андрей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND METHODS OF RESEARCH OF PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CAREER ORIENTATIONS AND SOCIAL VALUES AMONG STUDENTS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAMS

The theoretical and practical issues related to the organization and methodology of the study of career orientations and social values of people who study under the programs of additional professional education are investigated (using the example of a study conducted on the basis of a private educational institution of additional professional education University "Cluster"). The results of the conducted research can be used in the activities of educational institutions that carry out educational activities under the programs of additional professional education.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 5(5)

ПСИХОЛОГИЯ УДК 37.013.83 © М.С. Малеева, А.Е. Юрицин, 2022

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ

ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Марина Сергеевна Малеева - руководитель центра развития карьеры частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Университет «Кластер», г. Омск, Россия, e-mail: maleeva.prof@gmail.com

Андрей Евгеньевич Юрицин - проректор по научной работе Университета «Кластер», кандидат юридических наук, доцент, г. Омск, Россия, e-mail: a.e.yuritsin@gmail.com

Аннотация: Исследуются теоретические и практические вопросы, связанные с организацией и методикой исследования карьерных ориентаций и социальных ценностей у лиц, которые обучаются по программам дополнительного профессионального образования (на примере исследования, проведенного на базе Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Университет «Кластер»). Результаты проведенного исследования могут быть использованы в деятельности учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по программам дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: методы исследования; психологические особенности; карьерные ориентации; обучающиеся; дополнительное профессиональное образование.

Для цитирования: Малеева М. С., Юрицин А. Е. Организация и методы исследования

психологических особенностей карьерных ориентаций и социальных ценностей у обучающихся по программам дополнительного профессионального образования // Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 5(5). С. 40-49.

ORGANIZATION AND METHODS OF RESEARCH OF PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CAREER ORIENTATIONS AND SOCIAL VALUES AMONG STUDENTS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

PROGRAMS

Marina Sergeevna Maleeva - Head of the Career Development Center of the private educational institution of additional professional education «Cluster» University, Omsk, Russia, e-mail: maleeva.prof@gmail.com

Andrey Evgenievich Yuritsin - Vice-Rector for Scientific Work of the University «Cluster», Candidate of Law, Associate Professor, Omsk, Russia, e-mail: a.e.yuritsin@gmail.com

Annotation: The theoretical and practical issues related to the organization and methodology of the study of career orientations and social values of people who study under the programs of additional professional education are investigated (using the example of a study conducted on the basis of a private educational institution of additional professional education University "Cluster"). The results of the conducted research can be used in the activities of educational institutions that carry out educational activities under the programs of additional professional education.

Keywords: research methods; psychological characteristics; career orientations; students; additional professional education.

Анализ психолого-педагогической литературы по заявленной теме позволили нам провести эмпирическое исследование, опыт проведения которого может иметь как научную, так и практическую ценность в проведении подобного рода исследований в деятельности учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по программам дополнительного профессионального образования.

Гипотеза исследования: большая часть слушателей курсов дополнительного профессионального образования имеет высокий уровень таких карьерных ориентаций как «стабильность» и «служение», а преобладающими являются семейные и профессиональные ценности.

Эмпирическое исследование психологических особенностей карьерных ориентаций и социальных ценностей у слушателей курсов дополнительного профессионального образования проводилось на базе Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования университет «Кластер». Выборку составили 76 человек, 38 из них проходят курсы повышения квалификации, 38 - на курсах профессиональной переподготовки, возраст обучающихся - от 25 до 55 лет.

Этапы исследования:

1. Подготовительный. На данном этапе мы сформулировали гипотезу, определили выборку исследования, соответствующую теме и задачам исследования, отобрали методики исследования, подготовили стимульный материал1 исследования. Также на данном этапе мы составили план обследования, отработали очередность предъявления и проведения методик.

2. Проведение диагностического обследования. На этом этапе мы непосредственно провели диагностическое обследование согласно намеченному на предыдущем этапе плану, заключающемуся в сборе необходимых для проверки выдвинутой гипотезы эмпирических данных.

3. Интерпретация полученных данных. Этот этап включил обработку данных, полученных в ходе проведения диагностического обследования. Сначала были подсчитаны сырые данные, а затем их качественная интерпретация, на основе которой составлен вывод, обобщающий результаты, и заключение о подтверждении гипотезы.

Перейдем к характеристике применяемых нами диагностических методик. Методика Э. Шейна «Якоря карьеры» в переводе и адаптации В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой направлена на выявление таких карьерных ориентаций, как:

- менеджмент;

1 Стимульный материал для практического психолога - это картинки с различными изображениями, бланки с тестовыми вопросами, листы белой или окрашенной бумаги разного формата, необходимые для выполнения различных заданий в ходе диагностического обследования (прим. авт.).

- профессиональная компетентность;

- служение;

- предпринимательство;

- автономия;

- стабильность;

- интеграция стилей жизни;

- вызов.

Рассматриваемая методика Э. Шейна основана на его теории карьерных ориентаций. Как было отмечено ранее, Э. Шейн считал, что карьерная ориентация является важным компонентом профессиональной идентичности и определяет профессиональное становление личности. Методика была разработана для выявления важных аспектов, которые играют роль в развитии личности и самореализации.

Каждый человек имеет свою определенную личностную концепцию, талант, убеждения, ценности и мотивы, которые являются важными в построении карьеры. Жизненный опыт, полученный лицом прежде, помогает формировать некую иерархию ценностных ориентаций, социальных установок по отношению к карьере и работе в целом. Поэтому в профессиональном плане человек рассматривается и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентаций, социальных установок, интересов и так далее.

Данную методику мы выбрали в связи с тем, что она позволяет наиболее полно исследовать интересующее нас явление. Кроме того, методика имеет высокую валидность1, то есть полностью соответствует целям диагностики. Это прослеживается в результатах исследования, описанных Л.Г. Почебут2. По результатам корреляционного анализа было обнаружено соответствие между

1 В психологии под валидностью понимают пригодность и обоснованность применения методик и результатов исследования в конкретных условиях, иными словами это мера соответствия методик и результатов проводимого исследования поставленным задачам (прим. авт.).

2 Почебут Л.Г. Организационная социальная психология: учебное пособие для академического бакалавриата / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017. 297 с.

карьерными ориентациями и факторами личности, выявленными по методике Р. Кеттелла. Так, например, ориентация «Служение» соотносится с «Консервативностью» и «Недоминантностью». Кроме того, данная методика надежна, стандартизирована и соответствует возрастной группе интересующих нас испытуемых, и в значительной степени отличается от адаптации, предназначенной для подростков.

Методика «Якоря карьеры» Э. Шейна в адаптации В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой позволяет провести глубокое, исчерпывающее исследование интересующей нас проблемы.

При диагностике Шейна пункты разбиваются на 9 шкал, представляющих собой 8 карьерных ценностных ориентаций (тех самых «якорей карьеры»). При помощи указанной методики выявляются 9 шкал карьерной ориентации:

1. Профессиональная компетентность. Для человека, выбирающего данную карьерную ориентацию, важно быть профессионалом в своем деле.

2. Менеджмент. У людей, предпочитающих «менеджмент», ярко выражено желание управлять людьми, проектами и т.д.

3. Автономия (независимость). Для предпочитающих эту карьерную ориентацию существенное значение в карьере имеет свобода и независимость.

4. Стабильность работы. Для этих респондентов важна стабильная работа, причем на длительный срок.

5. Стабильность места жительства. Для выбирающих эту карьерную ориентацию в качестве ведущей большое значение приобретает возможность жить в своем городе, либо с минимальным количеством командировок.

6. Служение. У людей, предпочитающих «служение», огромное значение приобретает возможность воплощать в работе свои идеалы и ценности, помогать другим людям.

7. Вызов. Эта карьерная ориентация подразумевает возможность в рабочем процессе решать уникальные задачи и преодолевать трудности.

8. Интеграция стилей жизни. Для предпочитающих данную карьерную ориентацию важно сохранить гармонию между личной жизнью и профессиональной сферой.

9. Предпринимательство. Подразумевает создание новых организаций, товаров либо услуг.

Опросник Э. Шейна состоит из двух блоков вопросов по 21 в каждом, в первом блоке тестируемый отмечает, насколько важным для него является утверждение, и его важность оценивает по 10-бальной шкале от «совершенно неважно» до «исключительно важно». Второй блок включает в себя утверждения, с которыми тестируемый может согласиться или нет, а уровень своего согласия он также оценивает по 10-бальной шкале от «совершенно не согласен» до «полностью согласен».

Порядок работы. Опросник содержит 41 вопрос, испытуемые заполняют его во время выполнения исследований. Перед выполнением тестирования необходимо, чтобы экспериментатор разъяснил порядок работы с опросником следующей инструкцией: «Возьмите бланк с текстом опросника, внимательно прочитайте инструкцию и приступайте к ответам. Во время работы с опросником вы читаете по порядку каждое из приведенных в бланке высказываний и решаете, в какой степени вы согласны с ним либо не согласны. В зависимости от вашего выбора необходимо сделать отметку в бланке от 1 до 10». В нашем случае анкета была в электронном виде, добавлена на образовательный портал, и слушатели заполняли ее в электронном виде. Результаты исследования были видны администратору сайта сразу после их заполнения слушателем.

Обработка данных. По каждой карьерной ориентации подсчитываются баллы. Необходимо, используя ключ, сложить баллы по каждой ориентации и сумму разделить на количество вопросов (5 вопросов для всех ориентаций, кроме «стабильности»). Таким образом, определяется основная карьерная ориентация респондента. Иногда ведущей не становится ни одна карьерная

ориентация, такое тоже возможно и может означать, что профессиональное развитие и карьера не занимают центральное место в жизни человека [1].

Также для нашего исследования мы использовали экспресс-диагностику социальных ценностей личности Н.П. Фетискина. Данная методика помогает выявить личные, профессиональные и социально-психологические предпочтения человека в выборе профессии. Она также может способствовать выбору характера деятельности, как в начале карьерного становления, так и в процессе приема на работу.

Диагностика содержит 16 утверждений, которые подразделяются на 8 категорий. Они представляют собой ценности: профессиональные, финансовые, семейные, социальные, общественные, духовные, физические, интеллектуальные.

Профессиональные ценности представляют собой заинтересованность человека в продвижении по карьерной лестнице и в увлекательной работе, а также развитие профессионального мастерства.

Финансовые ценности означают, что люди озабочены материальным достатком своей жизни. При выборе профессии в первую очередь такие люди опираются на финансовую составляющую. В большей степени людей с преобладающей финансовой ценностью интересует высокая заработная плата, наличие премий и других финансовых поощрений, а также материальные блага, которые они смогут себе позволить приобрести на заработанные деньги.

Преобладающие семейные ценности подразумевают желание людей уделять достаточное количество времени семье, иметь возможность совмещать работу с обязанностями, возлагаемыми на семейного человека, и в целом иметь семью. Среди прочего семейные ценности подразумевают возможность времяпрепровождения с семьей.

Социальные ценности предполагают, что люди ориентированы на социальную активность. Так, при выборе профессии человек опирается на возможность завести новые знакомства и поддерживать уже имеющиеся, а может даже приобрести новых друзей. Кроме того, люди с преобладающими

социальными ценностями заинтересованы в посещении различных социальных мероприятий.

Общественные ценности предполагают заинтересованность человека в общественно полезной деятельности. Зачастую люди с этими ценностями совершенно не озабочены заработной платой и даже готовы трудиться на добровольных началах.

Духовные ценности представляют наибольшую важность для людей, которые заинтересованы религией и духовными практиками, такими, как йога и медитация, созерцание окружающей среды и природы.

Физические ценности подразумевают особую заинтересованность человека в здоровом образе жизни, включающем правильное, сбалансированное питание и физические нагрузки. В данном случае большой акцент делается не на духовной и когнитивной деятельности, а на телесной. Физический труд для людей с преобладанием этих ценностей гораздо предпочтительнее другим видам труда.

Интеллектуальные ценности являются первоочередными для людей, сконцентрированных на саморазвитии. Люди с преобладанием интеллектуальных ценностей заинтересованы в образовании, чтении научной литературы и изучении других источников информации, которые способствуют расширению мировоззрения и интеллектуальных способностей.

Порядок работы. Опросник содержит 16 утверждений, испытуемые оценивают важность для себя каждого утверждения по шкале от 10 (что означает низкую значимость) до 100 (что означает большую важность). Перед началом заполнения бланков экспериментатор разъясняет порядок работы при помощи следующей инструкции: «Возьмите бланк с текстом опросника, прочитайте инструкцию и приступайте к ответам. В процессе работы вы последовательно читаете по порядку каждое из приведенных в бланке утверждений и оцениваете каждое утверждение по схеме, обозначенной в инструкции». В нашем случае методика была в электронном виде добавлена на образовательный портал, и слушатели заполняли ее в электронном виде.

Результаты исследования были видны администратору сайта сразу после их заполнения слушателем.

Обработка данных. Все утверждения подразделяются по группам, отраженным в таблице 1, а баллы суммируются [2].

Профессиональные Финансовые Семейные Социальные Общественные Духовные Физические Интеллекту-альные

1 2 3 4 5 6 7 8

9 10 11 12 13 14 15 16

Итого баллов: Итого баллов: Итого баллов: Итого баллов: Итого баллов: Итого баллов: Итого баллов: Итого баллов:

Таблица 1. Распределение баллов в экспресс-диагностике социальных ценностей личности Н.П. Фетискина.

Таким образом, для исследования карьерных ориентаций обучающихся по программам ДПО нами была выбрана методика Э. Шейна «Якоря карьеры», а для исследования их социальных ценностей мы выбрали экспресс -диагностику социальных ценностей личности Н.П. Фетискина. Испытуемыми выступили 76 человек, 38 из них обучаются на курсах повышения квалификации, 38 - на курсах профессиональной переподготовки, возраст обучающихся - от 25 до 55 лет. Использованная методика позволила получить результаты, обладающие высокой степенью репрезентативности, может быть использована в деятельности учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по программам дополнительного профессионального образования.

Список литературы

1. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. М.: Речь, 2003. 170 с.

2. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.

References

1. Chiker V.A. Psychological diagnostics of the organization and personnel. M.: Speech, 2003. 170 p.

2. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups. Moscow: Publishing House of the Institute of Psychotherapy, 2002. 490 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.