Научная статья на тему 'О СУЩНОСТНОМ ПОНИМАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ'

О СУЩНОСТНОМ ПОНИМАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
200
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная карьера / личность / отечественная и зарубежная психология / концепции / сравнительный анализ. / professional career / personality / domestic and foreign psychology / concepts / comparative analysis.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малеева Марина Сергеевна, Юрицин Андрей Евгеньевич

Исследуются актуальные вопросы сущностного понимания категории «профессиональная карьера» личности в отечественной и зарубежной психологии. Авторами проводится сравнительный анализ представлений о карьере на основе изучения психологических концепций российских и зарубежных ученых, делаются аргументированные выводы о том, что построение карьеры в настоящее время позволяет реализовать личностный и профессиональный потенциал человека, способствует его становлению и развитию в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ESSENTIAL UNDERSTANDING OF THE PROFESSIONAL CAREER OF AN INDIVIDUAL IN DOMESTIC AND FOREIGN PSYCHOLOGY

The current issues of the essential understanding of the category of "professional career" of a person in domestic and foreign psychology are investigated. The authors conduct a comparative analysis of career ideas based on the study of psychological concepts of Russian and foreign scientists, make reasoned conclusions that career building currently allows you to realize a person's personal and professional potential, contributes to his formation and development in society.

Текст научной работы на тему «О СУЩНОСТНОМ ПОНИМАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 4(4)

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37.013.83 © М.С. Малеева, А.Е. Юрицин, 2022

О СУЩНОСТНОМ ПОНИМАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Марина Сергеевна Малеева - руководитель центра развития карьеры частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Университет «Кластер», г. Омск, Россия, e-mail: maleeva.prof@gmail.com

Андрей Евгеньевич Юрицин - проректор по научной работе Университета «Кластер», кандидат юридических наук, доцент, г. Омск, Россия, e-mail: a.e.yuritsin@gmail.com

Аннотация: Исследуются актуальные вопросы сущностного понимания категории «профессиональная карьера» личности в отечественной и зарубежной психологии. Авторами проводится сравнительный анализ представлений о карьере на основе изучения психологических концепций российских и зарубежных ученых, делаются аргументированные выводы о том, что построение карьеры в настоящее время позволяет реализовать личностный и профессиональный потенциал человека, способствует его становлению и развитию в социуме.

Ключевые слова: профессиональная карьера; личность; отечественная и зарубежная психология; концепции; сравнительный анализ.

Для цитирования: Малеева М. С., Юрицин А. Е. О сущностном понимании профессиональной

карьеры личности в отечественной и зарубежной психологии // Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 4(4). С. 56-64.

ON THE ESSENTIAL UNDERSTANDING OF THE PROFESSIONAL CAREER OF AN INDIVIDUAL IN DOMESTIC AND FOREIGN

PSYCHOLOGY

Marina Sergeevna Maleeva - Head of the Career Development Center of the private educational institution of additional professional education «Cluster» University, Omsk, Russia, e-mail: maleeva.prof@gmail.com

Andrey Evgenievich Yuritsin - Vice-Rector for Scientific Work of the University «Cluster», Candidate of Law, Associate Professor, Omsk, Russia, e-mail: a.e.yuritsin@gmail.com

Annotation: The current issues of the essential understanding of the category of "professional career" of a person in domestic and foreign psychology are investigated. The authors conduct a comparative analysis of career ideas based on the study of psychological concepts of Russian and foreign scientists, make reasoned conclusions that career building currently allows you to realize a person's personal and professional potential, contributes to his formation and development in society.

Keywords: professional career; personality; domestic and foreign psychology; concepts; comparative analysis.

Успешная реализация личности в социуме зависит от многих факторов, которые оказывают колоссальное влияние на планирование, выбор направления будущей профессиональной деятельности, иными словами, на построение карьеры. В этой связи представляется весьма важным более детально исследовать, каким образом понимают категорию «карьера» не только в отечественной, но и в зарубежной психологии.

Начало изучения понятия «карьера» прослеживается в отечественной литературе с первой половины XIX века. Данная категория заимствована из французского языка, где дословно «карьера» переводилась как «быстрый ход лошади».

Толковый словарь В.И. Даля слово «карьера» определяет как путь, ход, поприще жизни, службы и достижения чего-либо1. В словаре Д.Н. Ушакова данное понятие рассматривается, во-первых, как процесс достижения внешних успехов в социально полезной деятельности, во-вторых, как разговорное понятие, обозначающее какую-либо профессию. Выражение «сделать карьеру» рассматривается в этом источнике как обозначающее достижение внешних успехов, определенного социального статуса и выгод в выбранном роде деятельности2. В словаре под авторством С.И. Ожегова понятие «карьера» также рассматривается с двух точек зрения, во-первых, как устаревшее понятие, означающее какой-либо конкретный род деятельности, во-вторых, как определенное положение в обществе, которое достигается с помощью успехов в определенной деятельности3.

То есть карьера - это, с одной стороны, занятость человека в определенной профессии, определенной деятельности, которая ведет к достижению человеком внешних благ, определенного статуса. С другой стороны, карьера - путь человека в профессии, на котором он достигает определенных высот, имеющих некую последовательность, и который способствует его развитию в выбранной области деятельности.

В советское время понятие «карьера» было тесно связано с понятием «карьеризм» и имело весьма негативную окраску, однако с течением времени это отношение претерпело существенную трансформацию. Под карьерой понималась сменяемость должностей в профессиональной деятельности, постоянный рост по «карьерной лестнице», который сопровождается некой, порой весьма серьезной борьбой. При этом назначение на высокие, руководящие должностей люди связывали с отсутствием компетентности в тех

1 Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка [Электронный ресурс]. 2017. URL: http://slovardalja.net/word.php?wordid=12935 (дата обращения: 10.02.2022).

2 Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. М.: Славянский Дом Книги, 2014. 960 с. С. 227.

3 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л.И. Скворцова. 28-е изд. М.: Мир и образование, 2014. 1376 с. С. 389.

или иных конкретных областях деятельности. Кроме того, по мнению людей, занятие высоких постов (должностей) было связано с нечестными действиями.

Негативное отношение также вызывал тот факт, что, по мнению людей, погоня за более высокой должностью и связанными с ней благами препятствует профессиональному развитию индивида и развитию всего общества, так как в погоне за своими интересами человек забывает о нуждах окружающих [1, с. 84].

Постепенно отношение к этому понятию изменилось. Известный исследователь Е.А. Климов описывает его с точки зрения профессионального самоопределения человека в какой-либо конкретной области деятельности. Таким образом, карьера - это не движение вверх, а оттачивание своих знаний, умений и навыков, что играет положительную роль в развитии индивида, как специалиста в определенной области [2, с. 37-42].

В настоящее время изучение карьеры у отечественных психологов приобрело особую актуальность. Например, исследование карьеры в области управления у Е.Г. Молла, сопровождение карьеры у А.Р. Фонарева, И.Н. Мошковой.

Карьера может рассматриваться как действительное отражение продвижения человека по службе, постепенный карьерный рост путем повышения в должностях и увеличения материальных благ, способствующего этому процессу. Однако здесь существует и субъективная сторона - то, что человек представляет о своем профессиональном становлении. На основании этого выделяют следующие критерии успешной карьеры:

- объективный, который предполагает достижение реального успеха внутри профессиональной среды;

- субъективный, он предполагает удовлетворенность своим положением в профессиональной среде.

Согласно представлениям В.А. Чекер, карьера является термином, который отражает становление личности в профессиональной деятельности [3, с. 17-29].

Давая определение карьеры, Н.С. Пряжников указывает на то, что это успех не только в профессиональной деятельности, но также в жизни в целом. Он рассматривает понятие карьеры с широкой точки зрения, когда профессиональное самоопределение человека - это неотъемлемая часть карьеры [4, с. 12].

По мнению А.Я. Кибанова, на профессиональную деятельность человека значительное влияние оказывают различные составляющие его жизни, такие как, например, социальные установки, окружающая социальная среда, и опыт, получаемый человеком вне профессиональной деятельности [5, с. 14-20].

Рассматривая карьеру, А.А. Бодалев и Л.А. Рудкевич дают следующие характеристики этому понятию:

- характеристика целей, которые ставит субъект, выбирая один из видов деятельности, значимых для государства, гражданином которого он выступает, и важных для общества, членом которого он является;

- систему мотивов, побуждающих человека выполнять деятельность, в большей или меньшей степени полезной для государства и общества, а также стоящую за этими мотивами систему ценностей;

- степень актуализации при осуществлении соответствующей деятельности способностей специалиста, проявляющихся в конкретных поступках и делах, свидетельствующих о достигнутом уровне профессионализма [6, с. 37-38].

Невструева Т.Х. и Гнедина Т.Г. выделяют следующие элементы карьеры:

- целевой компонент: цели, задачи, ориентации, мотивы, потребности, стремления, ценности (то, что движет субъектом);

- процессуальный компонент: способы, стратегии, тактики (то, как действует субъект);

- результативный компонент: достижения, профессиональный и должностной рост (то, что получает субъект).

Указанные компоненты взаимосвязаны между собой, а успех в профессиональной деятельности будет достигаться при грамотном

использовании имеющихся у человека ресурсов с опорой на временные рамки, необходимые для достижения успеха по каждому из этих компонентов, которые в своем роде являются этапами профессионального становления. Но именно в целевом компоненте карьеры лежат базовые элементы карьерной эффективности - карьерное планирование, карьерное целеполагание, готовность брать ответственность, динамика которых мало изучена [7, с. 6162].

Четыре компонента карьеры определяет Е.А. Могилевкин:

- мотивационный;

- когнитивный;

- личностный;

- аксиологический.

Под карьерой этот исследователь понимает набор мета-умений, которые помогают человеку в решении профессиональных задач и помогают достигать успехов в профессиональной деятельности [8, с. 67].

В настоящее время под карьерой в отечественной литературе понимают не только профессиональное, но и личностное становление, и развитие человека. Тот человек, который стремится к развитию в карьере, ориентирован на личностную и профессиональную реализацию своего потенциала, на профессиональный успех, высокий социальный статус, которые достигаются в первую очередь посредством приложенных для этого личных усилий. Карьера в этом смысле выступает процессом, в котором человек вынужден развиваться. «Карьера» в широком смысле - это последовательные, сменяющиеся этапы в различных сферах жизни человека, которые определяют его становление и развитие [9, с. 43].

В зарубежных исследованиях авторы по-разному подходят к пониманию и определению данной категории. Карьера в психологии изучается с точки зрения средств, которые необходимы для достижения желаемого результата, а именно, представления об индивидуальном профессиональном развитии. В

социологии данное понятие рассматривается как движение человека по карьерной лестнице.

В зарубежной литературе первым стал изучать карьеру Д. Сьюпер. По его представлениям, карьера - это роли, последовательно сменяемые на протяжении всей жизни человека. Ученый опирается на «Я» - концепцию, которая содержит в себе цели, представления, которые являются важной составляющей жизни конкретного человека, и которые он задействует в своем профессиональном становлении. При этом, карьерное самоопределение является попыткой человека найти свое место в жизни и социуме. С точки зрения автора, карьера человека напрямую зависит от его социальных ожиданий, а достигаемые профессиональные успехи влияют на представление человека о себе и его самооценку.

У зарубежных авторов карьера изучалась с точки зрения ее типов (Д. Сьюпер и др.), а также этапов ее развития (С. Паркинсон и др.). Эти авторы говорят о том, что тип карьеры отражает стратегию движения человека в профессии, каждый этап наполнен специфическим содержанием и является основой для наступления следующего этапа [10, с. 35-64].

Хяюирнен Ю.П. рассматривает карьеру с точки зрения жизненно-исторической и эволюционистской моделей. Первая модель отражает взаимосвязь между изменениями, происходящими в социальной жизни человечества, то есть социальными факторами и индивидуальными психологическими качествами каждого отдельно взятого индивида. Вторая модель отражает человеческую природу. На этом этапе успехи в карьере взаимосвязаны с возрастом человека и личностными различиями. В данном случае, карьера является, и некой структурой жизненного пути индивида, а с другой стороны, - компонентом рынка труда [11, с. 166-172].

Таким образом, термин «карьера», может быть как динамической, развивающейся во времени, так и статической стороной явления.

В советское время в отечественной психологии понятие «карьера» рассматривалось как негативное явление, однако с течением времени подход к

данному феномену менялся. В настоящий момент в отечественной психолого -педагогической литературе карьера рассматривается как реализация личностного и профессионального потенциала человека, что способствует его становлению и развитию в социуме. В зарубежной литературе карьере предпочитают давать максимально расширенное толкование и подходят к ее изучению через «Я» - концепцию, где карьера является важной частью жизни человека.

Список литературы

1. Журавлев П.В. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников / Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. М.: Российская экономическая академия, 1998. 232 с.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Юнити, 1998. 350 с.

3. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. М.: Речь, 2003. 170 с.

4. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. М.: Академия, 2012. 368 с.

5. Кибанов А.Я. Концепция управления человеческими ресурсами в организации // Управление персоналом. 2007. № 1. С. 14-20.

6. Бодалев А.А., Рудкевич Я.А. Как становятся великими и выдающимися. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 287 с.

7. Гнедина Т.Г., Невструева Т.Х. Динамика карьерных ориентаций личности руководителя. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006. 197 с.

8. Могилевкин Е.А. Психолого-акмеологическая концепция карьеры профессионала // Монография. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. 266 с.

9. Иванченко Л.А. Основы успеха: теория и практика менеджмента. М.: Мысль, 2003. 286 с.

10. Super D.E. Toward a Comprehensive Theory of Career Development. In: D.H. Montrose, S.J. Shinkman, eds. Career Development: Theory and Practice. Springfield IL: Charles C. Thomas, 1992, рp. 35-64.

11. Хяюрюнен Ю.П. Некоторые проблемы лонгитюдного исследования жизненного пути и профессиональной карьеры / Ю.В. Шолохова. М., 1987. Гл. 7. С. 166-172.

References

1. Zhuravlev P.V. World experience in personnel management. Review of foreign sources / Zhuravlev P.V., Kulapov M.N., Sukharev S.A. M.: Russian Academy of Economics, 1998. 232 p.

2. Klimov E.A. Introduction to labor psychology. Moscow: Unity, 1998. 350 p.

3. Chiker V.A. Psychological diagnostics of the organization and personnel. M.: Speech, 2003. 170 p.

4. Pryazhnikov N.S. Motivation of labor activity. M.: Academy, 2012. 368 p.

5. Kibanov A.Ya. The concept of human resource management in the organization // Personnel management. 2007. No. 1. pp. 14-20.

6. Bodalev A.A., Rudkevich Ya.A. How to become great and outstanding. M.: Publishing House of the Institute of Psychotherapy, 2003. 287 p.

7. Gnedina T.G., Nevstrueva T.H. Dynamics of career orientations of the personality of the head. Khabarovsk: Publishing House of DVGUPS, 2006. 197 p.

8. Mogilevkin E.A. Psychological and acmeological concept of a professional career // Monograph. Vladivostok: Publishing House of VSUES, 2005. 266 p.

9. Ivanchenko L.A. Fundamentals of success: theory and practice of management. Moscow: Mysl, 2003. 286 p.

10. Super D.E. Toward a Comprehensive Theory of Career Development. In: D.H. Montrose, S.J. Shinkman, eds. Career Development: Theory and Practice. Springfield IL: Charles C. Thomas, 1992, pp. 35-64.

11. Hyayuryunen Yu.P. Some problems of longitudinal study of the life path and professional career / Yu.V. Sholokhova. M., 1987. Ch. 7. pp. 166-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.