УДК: 340.13 2
о результатах анализа закона республики казахстан «о безопасности игрушек» (по материалам аналитической справки)
Калмагамбетов Айвар Жакиевич
Старший научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан; г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
Кузембаева Гулмира Нурадиновна
Младший научный сотрудник сектора перевода Центра лингвистики Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан; г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: безопасность игрушек; технический регламент; контроль и качество; Евразийский экономический союз; компетенция; добровольная сертификация; психолого-педагогическая экспертиза; прекращение действия закона.
Аннотация. В данной статье приводятся результаты анализа закона Республики Казахстан «О безопасности игрушек», состоящего из 4 глав и включающего в себя 19 статей. Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 11 апреля 2019 года № 190 «О классификации отраслей законодательства Республики Казахстан», анализируемый Закон относится к отрасли 320.003.000. Безопасность товаров, производимых для детей. Самая объемная по содержанию глава 3 «Требования по обеспечению безопасности игрушек» устанавливает требования к игрушкам и информации для потребителей, а также порядок подтверждения соответствия.
Авторами закон проанализирован на предмет наличия неэффективно реализуемых норм, коррупциогенных факторов, нарушений в части аутентичности текстов на казахском и русском языках закона, и других недостатков. Кроме того, проведены паралелли с Единым Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности игрушек» №ТР ТС 008/2011, принятым Решением Комиссии таможенного союза №798 от 23 сентября 2011 года (далее - Техрегламент), в котором детально классифицированы виды игрушек, даны определения используемых терминов, описаны требования безопасности, обусловленные конструкцией, назначением, функцией, основными характеристиками, применяемыми материалами, с учетом органолептических, микробиологических, токсиколого-гигиенических показателей, физических, механических, химических, электрических, магнитных свойств, воспламеняемости, радиационной безопасности игрушки и ее составных частей, а также установлены требования к упаковке, маркировке, технической документации игрушек. Все данные требования разработаны касательно безопасности игрушек в государствах-членах ЕАЭС.
В результате проведенного анализа разработаны предложения в части усиления контроля за качеством и безопасностью игрушек за счет предоставления обществам по защите прав потребителей части этих функций, а также внесено предложение рассмотреть вопрос о прекращении действия анализируемого Закона в соответствии с требованиями подпункта 2) пункта 2 статьи 46 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», потому как нормы и положения о безопасности игрушек, предусмотренные Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках ЕАЭС, поглощают предмет правового регулирования анализируемого Закона.
«ОЙЫНШЬЩТАРДЬЩ КАУШС1ЗД1Г1 ТУРАЛЫ» КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ЗАЦЫН ТАЛДАУ НЭТИЖЕЛЕР1 ТУРАЛЫ (АНАЛИТИКАЛЫК АНЫЩТАМА МАТЕРИАЛДАРЫ БОЙЫНША)
Айвар Жа^ия^лы КалмаFамбетов
Казацстан Республикасыныц Зацнама жэне цщъщтъщ ацпарат институтыныц Кщыцтыц мониторинг орталыгътыц
ага гылыми цыi3MemKepi; Нур-Султан цаласы, К^азацстан Республикасы; e-mail: [email protected]
Гулмира Нурадин^ызы Кузембаева
К^азацстан РеспубЛикасыныц Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институтыныц Лингвистика орталыгы Аударма секторыныц Krni гылыми цыгзметкер1; Нур-Султан цаласы, К^азацстан Республикасы; e-mail: [email protected]
Tyüíh создер: ойыншыцтардыц цаутЫздт; техникалыц регламент; бацылау жэне сапа; Еуразиялыц экономикалыц одац; цузырет; ергктг сертификаттау; психологиялыц-педагогика-лыц сараптама; зацныц цолданылуын тоцтату.
Аннотация. Бул мацалада 4 тараудан жэне 19 мацаладан туратын «Ойыншыцтардыц цаутЫздт туралы» Цазацстан Республикасы Зацыныц талдау нэmижелерi келт1ртед1«Ца-зацстан Республикасыныц зацнамасы салаларыныц жжтемеЫ туралы» Цазацстан Республикасы Yкiмеmiнiц 2019 жылгы 11 сэуiрдегi № 190 цаулысына сэйкес талданатын Зац 320.003.000 Балаларга вндгртетт тауарлардыц цаутЫздт саласына жатады.Мазмуны бойынша ец квлемдi «Ойыншыцтардыц цаутЫздтн цамтамасыз ету жвнiндегi талаптар» атты 3-тарау ойыншыцтарга жэне тутынушыларга арналган ацпаратца цойылатын та-лаптарды, сондай-ац сэйкесmiкmiрастау тэрт1б1н белгтейдь
Авторлар зацда тшмс\з ¡ске асырылатын нормалардыц, сыбайлас жемцорлыц фактор-ларыныц, зацныц цазац жэне орыс miлдерiндегi мэттдердщ тец тупнусцалыгы тусында бузушылыцтардыц жэне басца да кемшшктердщ болуына орай талдау жасады. Будан басца, Кеден одагы Комиссиясыныц 2011 жылгы 23 цыркYйекmегi№798 шешiмiмен цабылданган «Ойыншыцтардыц цауiпсiздiгi туралы» Кеден одагыныц №ТР ТС 008/2011 бiрыцгай Техникалыц регламенmiмен (будан эр^Техрегламент) салыстыру ЖYргiзiлдi, онда органолептикалыц, ми-кробиологиялыц, токсикологиялыц-гигиеналыц кврсеткштерди ойыншыцтардыц физикалыц, механикалыц, химиялыц, электрлж, магниттж цасиеттерт, тутангыштыгын, радиациялыц цаутЫздтн жэне оныц цурамдас болжтерт ескере отырып, ойыншыц mYрлерi егжей-тег-жейлi жжтелген, цолданылатын терминдердщ аныцтамалары бершген, конструкциясына, мацсатына, функциясына, негiзгi сипаттамаларына, цолданылатын материалдарына негiз-делген цауiпсiздiк талаптары сипатталган, сондай-ац ойыншыцтардыц цаптамасына, тац-балануына, техникалыц цужаттамасына цойылатын талаптар белгтенген. Осы барлыц талаптар ЕЭО мYше-мемлекеmmердегi ойыншыцтардыц цауiпсiздiгiне цатысты эзiрленген.
ЖYргiзiлген талдау нэтижестде тутынушылардыц цуцыцтарын цоргау жвнiндегi цогамдарга ойыншыцтардыц сапасы мен цауiпсiздiгiн бацылау функцияларыныц бiр белтн беру арцылы бацылауды ^шейту жайында усыныстар эзiрлендi, сондай-ац «Цуцыцтыц ак-ттер туралы» Цазацстан Республикасы Зацыныц 46-бабы 2-тармагыныц 2) тармацшасы-ныц талаптарына сэйкес талданатын Зацныц цолданылуын тоцтату туралы мэселеш царау туралы усыныс енгiзiлдi, ойткеш ЕЭО туралы шартта жэне ЕЭО шецберiндегi халыцаралыц шарттарда кезделген ойыншыцтардыц цаутЫздт туралы нормалар мен ережелер талданатын Зацныц цуцыцтыцреттеу нысанын жоцца шыгарады.
«ON THE RESULTS OF THE ANALYSES OF THE LAW OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN «ON THE SAFETY OF TOYS» (BASED ON MATERIALS FROM THE ANALYTICAL REPORT)
Kalmagabetov Aivar Zhakievich
Senior Researcher of the Center for Legal Monitoring, of the Institute of Legislation and Legal Information of the Repulic of Kazakhstan; Nur-Sultan city, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Kuzembaeva Gulmira Nuradinovna
Junior Researcher of the Center for Linguistics of the Institute of Legislation and Legal Information of the Repulic of Kazakhstan; Nur-Sultan city, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Keywords: toy safety; technical regulation; control and quality; Eurasian Economic Union; competence; voluntary certification; psychological and pedagogical expertise; termination of the law.
Abstract. This article shows the results of the analysis of the law of the Republic of Kazakhstan «On safety of toys», which consists of 4 chapters and includes 19 articles. The most voluminous Chapter 3 «Requirements for the safety of toys» establishes the requirements for toys and consumer information, as well as the procedure for confirming compliance. According to the resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated April 11, 2019 № 190 «On classification of branches of the legislation of the Republic of Kazakhstan», the analyzed Law relates to the industry 320.003.000. Safety of goods produced for children.
The law was analyzed by the authors for the existence of ineffectively implemented standards, corruption factors, violations of the authenticity of texts in the Kazakh and Russian languages of the law and other shortcomings.
In addition, parallels are conducted with the Common Technical regulation of the Customs Union «On the safety of toys» №TR CU 008/2011, adopted by the decision of the Commission of the customs Union№798 dated September 23, 2011 (hereinafter - Technical regulations), in which the types of toys are classified in detail, the definitions of the used terms are given, the safety requirements are described due to the construction, purpose, function, main characteristics, used materials, taking into account organoleptic, microbiological, toxicological and hygienic indicators, physical, mechanical, chemical, electrical, magnetic properties, flammability, radiation safety of toys and its components, and the requirements for packaging, labeling, technical documentation of toys are established. All these requirements are developed regarding the safety of toys in the member States of the EEC.
As a result of the analysis, proposals were developed in terms of strengthening control over the quality and safety of toys by providing a part of these functions by the consumer protection society, and a proposal was made to consider the termination of the analyzed Law in accordance with the requirements of subparagraph 2) ofparagraph 2 of article 46 of the Law of the Republic of Kazakhstan «On legal acts», because the rules and regulations on the safety of toys provided by the Treaty on the EEC and international treaties within the EEC, absorb the subject of legal regulation of the analyzed Law.
Развитие страны на долгосрочный и среднесрочный периоды обеспечивается документами системы государственного планирования, разработанными в соответствии Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан»1. На совершенствование, в том числе, сферы безопасности игрушек направлены такие документы, как Концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан №380 от 18 апреля 2014 года2, Стратегический план до 2025 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 6363.
Как показывает практика, действующая модель государственного контроля в сфере технического регулирования, не обеспечивает на должном уровне безопасность потребляемой продукции. В этой связи, в рамках указанных документов, предлагается следующее:
1) отказаться от выдачи разрешений и регулировать продукцию только инструментами технического регулирования;
2) в сфере технического регулирования предоставить возможность осуществлять экспертные работы, написание добровольных стандартов и прочее;
3) привести национальные стандарты к международному уровню (стандарты для экс-портоориентированных отраслей гармонизировать с соответствующими стандартами ключевых внешних рынков, для прочих продуктов и услуг выбор международных стандартов осуществлять исходя из требуемого уровня качества);
4) развить инфраструктуры сертификации;
5) расширить и дооснастить лаборатории качества, испытательные и сертификационные центры, в том числе на основе имеющихся лабораторных баз ВУЗов;
6) стимулировать развитие добровольной сертификации, которая имеет преимущество над обязательной в связи с расширением понятия «качество» (здесь могут рассматри-
1 Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 «Обутверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан», http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000790#z483
2 Концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года, утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан №380 от 18 апреля 2014 года, http://adilet.zan.kz/rus/ docs/P1400000380
3 Стратегический план до 2025 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636, http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1800000636
ваться такие требования, которые покупатель считает наиболее значимыми, в то время как в обязательной сертификации существует определенный перечень нормативно установленных эксплуатационных параметров);
7) снизить административное давление на бизнес путем сокращения номенклатуры объектов, подлежащих обязательной оценке (подтверждению) соответствия, в тех областях, где имеются незначительные риски, при этом сфокусировать инструмент сертификации на потенциально опасной продукции;
8) не вмешиваться в процесс производства и внутреннюю деятельность частных предприятий, а направить государственный контроль на качество и безопасность конечного продукта посредством предупреждения и пресечения реализации опасной продукции;
9) путем повышения ресурсов и законодательного закрепления инструментов воздействия усилить роль общественных организаций по защите прав потребителей;
10) повысить информированность потребителей о качестве и безопасности потребляемой продукции путем создания на государственном уровне информационной системы оповещения об опасной продукции;
11) внедрить рыночный надзор согласно европейскому опыту, который системно решит существующие проблемы, связанные с безопасностью и качеством конечной продукции, и позволит государству передать рынку функцию контроля безопасности;
12) внедрить механизм общественного мониторинга, при котором контрольная деятельность государства в отношении качества товаров постепенно будет заменена механизмами рассмотрения жалоб потребителей и независимых экспертиз;
13) проработать вопрос внедрения страхования гражданско-правовой ответственности деятельности участников рынка (органов по сертификации, импортеров, товаропроизводителей и других).
Соответствие закона международным обязательствам
Общность интересов постсоветских государств способствовала созданию Таможенного союза в рамках сформированного после развала Советского Союза Содружества Независимых Государств. В настоящее время Республика Казахстан проводит ряд интеграционных процессов в законодательстве в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, ратифицированным Законом Республики Казахстан №240-У ЗРК от 14 октября 2014 года (далее - Договор о ЕЭС).
Евразийская экономическая комиссия (далее - ЕЭК) является постоянно действующим регулирующим органом ЕАЭС, состоящей из
Совета и Коллегии, которая принимает решения, распоряжения и рекомендации. Положением о ЕЭК, предусмотренным в приложении №1 к Договору о ЕАЭС, ЕЭК осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках ЕАЭС, в том числе, в сферах: технического регулирования; санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.
Согласно Порядку разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов ЕАЭС (утвержден решением Совета ЕЭК № 48 от 20 июня 2012 года) в редакции Решения Совета ЕЭК №147 от 18 октября 2016 года, разработка, принятие, изменение и отмена технических регламентов
ЕАЭС относится к компетенции ЕЭК.
Касательно безопасности игрушек на территориях государств-членов ЕАЭС действует единый Технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» №ТР ТС 008/2011, принятый Решением Комиссии таможенного союза №798 от 23 сентября 2011 года (далее - Техрегламент), в котором детально классифицированы виды игрушек, даны определения используемых терминов, описаны требования безопасности, обусловленные конструкцией, назначением, функцией, основными характеристиками, применяемыми материалами, с учетом органолептических, микробиологических, токсиколого-гигиени-ческих показателей, физических, механических, химических, электрических, магнитных свойств, воспламеняемости, радиационной безопасности игрушки и ее составных частей, а также установлены требования к упаковке, маркировке, технической документации игрушек.
Кроме того, определен порядок подтверждения соответствия игрушек требованиям безопасности, которое осуществляется в форме сертификации органом по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) по схемам сертификации в соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов, утвержденным Решением Комиссии таможенного союза №621 от 07 апреля 2011 года, а также порядок маркировки игрушек единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов.
К Техрегламенту прилагаются: 1) перечень изделий, которые не рассматриваются как игрушки и на которые не распространяется Техрегламент; 2) требования гигиенической безопасности игрушек в соответствии с Техрегламентом; 3) требования к информации
об опасностях и мерам, предпринимаемым при использовании игрушек, представляющих наибольшую опасность, в соответствии с Техрегламентом.
Также, в рамках Решения Комиссии таможенного союза от 23 сентября 2011 года №798, которым был принят Техрегламент, были утверждены: 1) перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Техрегламента; 2) перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований Техре-гламента и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.
Между тем, вышеперечисленные нормы и положения международных договоров в сфере безопасности игрушек, заключенных в рамках ЕЭС, дублируются в анализируемом Законе.
Согласно Техрегламенту пользователем является ребенок, использующий игрушку по назначению, и лицо, присматривающее за ним, в Законе лицо, непосредственно использующее игрушку. Игрушками в Техре-гламенте признаются изделия или материалы, предназначенные для игры ребенка (детей) в возрасте до 14 лет, в Законе изделия, предназначенные для использования детьми исключительно в целях игры. Материал игрушки согласно Техрегламенту это все материалы, входящие в состав игрушки, согласно Закону это доступные для контакта составные части игрушки, используемые при ее изготовлении. Химическая игрушка в соответствии с Техре-гламентом - набор для проведения химических опытов детьми, состоящий из одного или нескольких химических веществ и (или) реактивов, поставляемых вместе с оборудованием или без него, а в соответствии Законом - игрушка, процесс игры которой связан с осуществлением химических реакций.
Статья 5 Закона устанавливает следующие компетенции государственных органов:
- утверждение технических регламентов в области безопасности игрушек, разработка программы оценки рисков, разработка санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов по безопасчности игрушек в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- разработка и утверждение изображения знака соответствия, технических требований к нему и порядка маркировки в области технического регулирования, которые относятся к компетенции ЕЭК.
Согласно статье 3 Закона сфера его применения ограничивается территорией Республики Казахстан, тогда как сфера применения Техрегламента распространяется на все госу-
дарства-члены ЕАЭС. В этой же статье приведен перечень игрушек, на которые не распространяется действие Закона. Такой же, но более расширенный перечень прилагается к Техрегламенту.
Требования по обеспечению безопасности игрушек, описанные в главе 3 Закона, повторяются в Техрегламенте. В последнем эти требования описаны более подробно.
Таким образом, вызывает сомнение актуальность правовых норм анализируемого Закона, за исключением норм о государственном контроле и надзоре, а также об ответственности за нарушение законодательства в области безопасности игрушек, которые могут регулироваться в рамках Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», и других нормативных правовых актов.
Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 46 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» нормативный правовой акт (его часть или части) прекращает свое действие в случае принятия нового нормативного правового акта который поглощает ранее изданный акт или его часть (части).
Наличие устаревших норм закона
В соответствии с пунктом 51 Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования разрешительной системы» от 15 июля 2011 года № 461-ГУ (далее - Закон о внесении изменений) были исключены следующие структурные элементы Закона:
- подпункт 7) статьи 1, определяющий понятие психолого-педагогической экспертизы игрушек (исследование и проведение анализа игрушек на предмет сохранения нравственно-эмоционального благополучия детей);
- подпункт 6) пункта 6 статьи 7, обязывающий лицо, размещающее игрушки на рынке Республики Казахстан, иметь заключение психолого-педагогической экспертизы игрушек;
- пункт 8 статьи 7, устанавливающий необходимость соответствия игрушек психолого-педагогическим требованиям.
Несмотря на это, пункт 4 статьи 5 Закона до сих пор содержит компетенцию уполномоченного органа в области защиты прав детей (Комитет по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан) по утверждению порядка проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек, в целях реализации которой, приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 июня 2008 года № 337 были утверждены
Правила проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек (далее - Правила).
В настоящее время психолого-педагогические экспертизы игрушек не проводятся, поскольку это не предусмотрено Техрегламетом, действие которого распространяется на внутреннем рынке экономического пространства ЕАЭС членом которого является Казахстан.
При этом следует отметить, что Министерством национальной экономики Республики Казахстан разрабатывается проект изменений в Техрегламент, где предлагается проверять игрушки на предмет психолого-педагогической безопасности и возможного негативного влияния на детскую психику.
Наличие бланкетных и отсылочных норм закона
В Законе содержится десять бланкетных норм, касающихся компетенции Правительства, государственных органов, ответственности за нарушение законодательства в области безопасности игрушек, обеспечения радиационной безопасности игрушек, подтверждения соответствия безопасности игрушек, переходных положений. Отсылочных норм в Законе нет.
Наличие в законе коррупциогенных норм
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона игрушки могут быть размещены на рынке Республики Казахстан только в том случае, если при их использовании по назначению они:
1) не угрожают жизни и здоровью человека, а также окружающей среде;
2) сохраняют нравственно-эмоциональное благополучие ребенка;
3) не вводят в заблуждение потребителей относительно назначения игрушки.
Применение в тексте анализируемой нормы Закона словосочетания «могут быть» может создавать объективные и субъективные предпосылки преступного или иного антиобщественного поведения, в связи с этим следует исключить ее из нормы.
Наличие нарушений требований юриди-ко-лингвистического характера закона, а также в части аутентичности текстов на казахском и русском языках закона
В ходе анализа на предмет аутентичности текстов на казахском и русском языках в тексте закона выявлено неединообразное применение терминов. В частности, в подпункте 1) статьи 1, в подпункте 4) пункта 1 статьи 5 при определении понятия «оценка риска» на казахском языке первоначально использован термин «катерд1 багалау», в то время как в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 в словосочетании «проверка оценки рисков» этот же тер-
мин переведен как «тэуекелдердi багалауды тексеру».
В подпункте 10 статьи 3 при переводе термина «капсюли» на казахский язык необходимо учесть фонетические особенности казахского языка, наличие специфических звуков и как следствие необходимо было бы использовать на казахском языке термин «кэпсYлдер», вместо «капсюльдер».
Необходимо отметить, что термины законодательства утверждаются Республиканской терминологической комиссией при Правительства Республики Казахстан.
Анализ международного или зарубежного опыта правового регулирования сферы анализируемого закона (в целях выработки предложений и рекомендаций для законодательного закрепления)
В странах Европейского союза функционирует ICSMS (Международная Служба Сертификации), которая представляет собой мощную систему, предлагая различным пользователям множество практических функций. Ее главная задача состоит в том, чтобы обеспечить обмен информацией о продукции через Интернет. Система состоит из закрытой и публичной сферы. Закрытая зона предназначена для использования органами надзора за рынком, таможенными органами и Комиссией ЕС. Она содержит информацию о продукте, результаты испытаний, официальные принятые меры, и так далее. Общественная зона предназначена для использования потребителями и производителями. Она содержит официальную информацию об опасных продуктах, а также добровольных удалений продукции, сделанные изготовителями. Здесь потребитель может быстро найти достоверную информацию об опасных продуктах. Вся информация представлена в удобном для понимания форме, она поддерживается в актуальном состоянии, позволяет всем пользователям осуществлять конкретный поиск. Поиск может быть сделан, например, в соответствии с индивидуальными продуктами, и в соответствии с результатами испытаний для целых групп продуктов. Результаты испытаний могут быть получены для продуктов из конкретных стран. Конфиденциальные аспекты не являются объектом общего обозрения. Система стоит на защите интеллектуальной собственности производителей4.
Европейская ситуация в области добровольной сертификации кардинально отличается от казахстанской специфики. Основной тенденцией в рамках добровольной сертификации Евросоюза сегодня, является стремление унифицировать деятельность по до-
4 Надзор за рынком Европейский Союз // интернет-ресурс: http://www.icqc.eu/ru/certifikacija-ce/organy-паЛгота-ея
бровольному подтверждению соответствия, чтобы облегчить движение товаров между европейскими странами. Как и в сфере обязательной сертификации, ключевую роль здесь играет аккредитация органов по сертификации и лабораторий. 25 апреля 1990 года между странами-членами Евросоюза был подписан меморандум, по которому создавалась новая организация: EOTC (European Organisation for Testing and Certification, - ред.). Среди ее задач - создание единой для всего ЕС системы аккредитации. Это способствовало взаимному признанию европейскими компаниями по оценке соответствия результатов сертификационных испытаний5.
Динамика основных социально-экономических показателей
Социально-экономические показатели, как количественная сторона социально-экономических явлений, характеризуют качество и уровень жизни населения. Низкое качество реализуемых игрушек негативно воздействует на общественное здоровье, которое является важнейшим фактором общественного развития, тем самым снижая качество и уровень жизни людей.
Между тем, составление отдельной отчетности, отражающей качество реализуемых игрушек в Республике Казахстан законодательством не предусмотрено, хотя согласно подпункту 6) пункта 1 статьи 5 Закона установлена компетенция уполномоченного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения по осуществлению контроля и мониторинга потребительского рынка в целях выявления и выработки мер по недопущению реализации игрушек, опасных для жизни и здоровья человека, окружающей среды. В связи с отсутствием указанного вида отчетности не представляется возможным показать характер изменения качества игрушек во времени.
Принимая во внимание, что безопасность игрушек определена законодателем, как важнейшая сфера общественных отношений, полагаем необходимым внедрение в деятельность контрольно-надзорных органов Республики Казахстан функции по ведению отдельной отчетности о состоянии качества всех реализуемых игрушек на казахстанском рынке.
Таким образом, дальнейшее совершенствование законодательства в сфере безопасности игрушек остается актуальным. Доказательством этому служит производство высококачественных игрушек казахстанскими производителями, такими, как Казахстанский комбинат игрушек «Казик», ТОО «Sultan
Trade» по производству кукол Bal-Bala и т.д.
Наличие (отсутствие) единообразной практики применения закона
В связи с принятием технического регламента Таможенного союза «О безопасности игрушек» (Решение Комиссии таможенного союза от 23 сентября 2011 года № 798) нормы анализируемого Закона не применяются.
Количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия закона, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности
Согласно информации, размещенной на официальном интернет-ресурсе Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Министерства здравоохранения Республики Казахстан, а именно информации о количестве административных взысканий по результатам проверок в отношении субъектов частного предпринимательства (приложение №2 к Обязательной ведомственной отчетности Комитета охраны общественного здоровья Министерства здравохранения Республики Казахстан) к административной ответственности по статье 415 КоАП РК (за нарушение законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования, совершенное в виде выпуска в обращение продукции, не соответствующей требованиям, а также без документов подтверждения и (или) оценки соответствия, установленным техническими регламентами и нормативными правовыми актами) за январь-декабрь 2017 года привлечено всего 9 субъектов, за январь-октябрь 2018 года ни один, по статье 416 КоАП РК (за нарушение законодательства в области обеспечения безопасности отдельных видов продукции, в том числе игрушек) за указанные периоды не понес наказание ни один субъект6.
Между тем, в своем докладе от 11 декабря 2018 года председатель Комитета охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения Республики Казахстан Жандар-бек Бекшин сообщил, что в Казахстан стали поставлять больше небезопасных и некачественных игрушек. По сравнению с прошлым годом рост составил 16,2%. При этом установлено, что 53,2% из них не отвечают требованиям технического регламента, из них нарушения по физико-химическим и токсикологическим показателям установлены в 1,4% случаев, остальные 98,6% приходятся на нарушение правил маркировки.
По словам Бекшина, большая часть таких игрушек поставляется в Казахстан из Китая, Турции и Украины. На втором месте - производители России и Беларуси. Доля
5 Добровольная сертификация в Евросоюзе. 2017 © Единый Стандарт // https://1cert.ru/stati/dobrovolnaya-sertifikatsiya-v-evrosoyuze
6 Информация о результатах проверок, http://kkkbtu.dsm.gov.kz/ru/pages/informaciya-o-rezultatah-proverok-0
отечественных производителей некачественных игрушек составляет лишь 1%. Однако, как признался Бекшин, контролеры столкнулись с проблемой «серых сертификатов» (поддельные сертификаты, выданные на бумаге, без проведения лабораторных исследований), которые выявляются при осуществлении мониторинга безопасности продукции [1].
Таким образом, сравнение количества субъектов, привлеченных к административной ответственности за нарушение законодательства о безопасности игрушек (всего 9 случаев за 2017-2018 годы) с информацией предоставленной председателем Комитета охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения Республики Казахстан Ж. Бекшиным показывает их несоответствие. Количество привлеченных к административной ответственности при данных обстоятельствах должно многократно превышать цифры приведенные в отчетности.
Казахстанским производителям игрушек необходимо создание национальной ассоциации игрушек и, желательно бы вновь созданной ассоциации войти в членство Международного совета индустрии игрушек (ГСТГ), которая является отраслевой ассоциацией для мировой индустрии игрушек. В его состав входят национальные ассоциации игрушек из двадцати стран, каждая из которых имеет свое собственное членство, состоящее из брендов игрушек, работающих в своей собственной географии. ГСТГ и ее ассоциации-члены привержены продвижению стандартов безопасности игрушек, сокращению или устранению барьеров в торговле и продвижению социальной ответственности в отрасли с помощью программ по решению экологических проблем, справедливой и законной практики занятости и безопасности на рабочем месте.
Миссия выступать в качестве центра обсуждения и обмена информацией о тенденциях и вопросах, важных для индустрии игрушек, продвигать стандарты безопасности, снижать или устранять барьеры в торговле и продвигать социальную ответственность в отрасли с программами по решению экологических проблем, справедливой и законной практики занятости и безопасности на рабочем месте7.
Ввиду того, что серьезных научных исследований на казахстанской ни зарубежными правовыми школами по исследуемой теме почти не проводилось, необходимо проведение научно-технического анализа
проблематики, с проведением опроса среди населения-потребителя игрушек наподобие анализа, проведенного Башкирским Университетом. Проведенный ими опрос выявил «низкую информированность потребителей об экологических требованиях, предъявляемых к игрушкам. Респонденты не знали, что экологические требования предъявляются не только к конечной продукции, но и к процессам ее производства и утилизации. Для большей части респондентов понятие игрушки, соответствующей экологическим критериям, ассоциируется с игрушкой, безопасной для физического здоровья ребенка, что свидетельствует о невысоком уровне развития экологического сознания, мышления и культуры. Такая ситуация складывается в результате отсутствия системного экологического образования на всех его уровнях. Тогда как в процессе экологизации образования зарубежом, осуществляемом уже достаточно длительное время, происходит смещение акцентов с контроля за состоянием природной среды к предотвращению ее загрязнения, тем самым формируя экологически ответственное поведение населения»8.
Заключительная часть (основные выводы)
Анализируемый Закон, за исключением норм о государственном контроле и надзоре, а также об ответственности за нарушение законодательства в области безопасности игрушек, которые могут регулироваться в рамках Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», и других нормативных правовых актов, не актуален.
В этой связи, полагаем целесообразным:
1) рассмотреть вопрос о необходимости совершенствования казахстанского законодательства в области игрушек вплоть до прекращения действия анализируемого Закона в соответствии с требованиями подпункта 2) пункта 2 статьи 46 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», потому как нормы и положения о безопасности игрушек, предусмотренные Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках ЕАЭС, поглощают предмет правового регулирования анализируемого Закона;
2) усилить контроль за качеством и безопасностью игрушек за счет предоставления обществам по защите прав потребителей части этих функций и имплементировать нормы
7 https://toy-icti.org/ - официальный сайт Международного совета индустрии игрушек (1СТ1)
8 «Подходы к решению проблемы обеспечения безопасности игрушек для детей Р. А. Гильмутдинова, З. Р. Закирова, Э. В. Дубинина. Башкирский государственный университет Россия, г. Уфа, 450076, улица ...» http:// www.fi.z-pdf.ru/34tehnicheskie/5473-1-podhodi-resheniyu-problemi-obespecheniya-bezopasnosti-igrushek-dlya-detey-gilmutdinova1-zakirova2-dubinina3-bash.php
международных стандартов ISO 8124 в национальное законодательство;
3) инициировать в рамках технического регламента Таможенного союза «О безопасности игрушек» обязательное страхование гражданско-правовой ответственности участников рынка игрушек (органов по сертификации, импортеров, товаропроизводителей и др.) за качество реализуемой продукции;
4) внедрить в деятельность контрольно-надзорных органов Республики Казахстан функцию по ведению отдельной отчетности о состоянии качества реализуемых игрушек на казахстанском рынке;
5) рассмотреть вопрос о необходимости совершенствования законодательства, регулирующего отношения купли-продажи детских игрушек в интернете.
ЛИТЕРАТУРА
1. М. Мамырханова. Самые некачественные и опасные игрушки в Казахстан поставляют из Китая, Турции и Украины. https://kursiv.kz/news/kompanii-i-rynki/2018-12/samye-nekachestvennye-i-opasnye-igrushki-v-kazakhstan-postavlyayut-iz?page=6
REFERENCES
1. M. Mamyrhanova. Samye nekachestvennye i opasnye igrushki v Kazahstan postavljajut iz Kitaja, Turcii i Ukrainy. https://kursiv. kz/news/kompanii-i-rynki/2018-12/samye-nekachestvennye-i-opasnye-igrushki-v-kazakhstan-postavlyayut-iz?page=6
УДК 347.19
жария ц¥б;ьщтьщ занды т¥лгалары
б;¥цьщтьщ категориясын цазацстанда
енг1зудщ алгышарттары мен болашагы
Эсел Берж^ызы Арыстан
Казацстан Республикасы Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институтыныц азаматтыц, азаматтыц w жYргiзу зацнамасы жэне атцарушылыц iс жYргiзу бвлiмiнiц ага гылыми цъlзметкерi, зац гылымдарыныц магистрi, Нур-Султан ц., Казахстан Республикасы; e-mail: [email protected]
^лдэурен Сэт^^лцызы Татебаева
М.С. Нэркбаев атындагы КАЗГЮУ Университетi Жеке цуцыц департаментШц ага оцытушысы, зац зылымдарыныц магистрi; Нур-Султан ц., Казацстан Республикасы; e-mail: [email protected]
ТYйiн свздер: жария цуцыцтыц зацды тулгалары; мемлекет; мемлекеттт функциялар; мемлекеттт органдар; мемлекеттт басцару.
Аннотация. Соцгы онжылдыцта посткецестт мемлекеттердщ кейб1реулер1н1ц зацна-масында посткецестт кещсттке таныс емес, жаца жария цуцыцтыц зацды тулгалары (бу-дан эр1 - ЖКЗТ) цурылымы пайда болды. Грузияныц, Эз1рбайжанныц, Украинаныц, Молдова-ныц жэне балтыц жагалауы елдершц зацнамасы цуцыцтыц жаца субъектшшц болуын тани бастаса да, бул елдердщ теориясында ЖКЗТ тужырымдамасы вцделмеген. ЖКЗТ цурылымы Еуропалыц одацтыц квптеген елдергне таныс, б1рац еуропалыц кещсттте мундай тулга-лардыц сипаттамасына цатысты б1ртутас, жалпыга танылган квзцарас цалыптаспады.
ЖКЗТ жалпыга танылган жэне б1ртутас моделшц жоцтыгы, цогамдыц мYдделер мен цажетттктер Yшiн мемлекетпен цурылган ЖКЗТ цуцыцтыц мэртебес1 мемлекеттт орган-дар мен зацды тулгалар жвнiндегi классикалыц угымныц шегтен шыгып кетедi, жэне эр-бiр жагдайда мемлекеттт басцарудыц мацсаттары мен мiндеттерi ескерые отырып, зац шыгарушымен цурастырылатындыгымен тYсiндiрiледi. ЖКЗТ цурылымы тэжiрибенi цоры-ту жолымен туындады, сондыцтан цандай да бiр нацты мемлекеттщ дайын моделт алып