сом 140—200 г и толщиной 4—5 см, содержащих 1 млрд. микробных тел, вибрионы погибали через 20 мин., а в кусках весом 100 г и толщиной 1—2 см— через 10 мин. с момента закладки рыбы в кипящую воду.
При горячем копчении рыбы гибель вибрионов наступала уже через 1 час после его начала, а при холодном копчении, осуществляемом при 35—38°, они не погибали в течение 2 дней его. Во время жарения инфицированных кусков рыбы весом 120—140 г и толщиной 4—5 см при 120—130° вибрионы погибали в первые 5 мин.
Низкая температура воздуха (от 0 до —25°) не обеспечивала гибели вибрионов в пораженной рыбе. При воздействии на рыбу температуры, достигающей —25°, в течение 12 часов, равных срокам ее холодильной обработки, применяемой в рыбной промышленности, вибрионы сохранялись. Более того, при последующем хранении такой рыбы при температуре от —8 до —10° в течение 1 года была констатирована их жизнеспособность и патогенность. При введении 6 мышам вибрионов, выделенных из тела такой рыбы, в 2 случаях было зарегистрировано их заболевание.
При посоле рыбы с концентрацией поваренной соли до 17—18% в толще кусков весом 150—200 г, содержащих 4 млрд. микробных тел, вибрионы погибали по истечении I месяца.
При воздействии на культуры вибрионов 2 и 3% уксусной кислотой микробы погибали через 3—5 мин. после начала опыта.
Выводы
1. Рыбопатогенные вибрионы, являющиеся возбудителями одноименного заболевания каспийских рыб, обладают патогенными свойствами в отношении не только холоднокровных, но и теплокровных животных (белых мышей и тюленей).
2. Рыбу, пораженную язвенным и кожнонарывным заболеванием, рекомендуется употреблять в пищу только после ее предварительной обработки при 100° не менее 10—20 мин. или посолки с концентрацией соли не менее 17—18% и продолжительностью воздействия не менее 1 месяца.
Охлаждение рыбы до 0° и 12-часовое замораживание при температуре —25°, как и холодное копчение, не приводят к гибели вибрионов. Эти способы не могут быть применены для обезвреживания рыбных продуктов.
3. В связи с отсутствием в санитарных правилах указаний по обезвреживанию рыбы, зараженной вибрионной болезнью, при составлении новой инструкции необходимо внести предлагаемые выше рекомендации.
Поступила 23/11 1965 г.
УДК 616.981.49-022.39 + 619:616.981.49-008.97
О РЕЗЕРВУАРАХ САЛМОНЕЛЛ У НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
Проф. И. С. Загаевский
Кафедра ветеринарно-санитарной экспертизы сельскохозяйственного института
г. Белая Церковь
В СССР и за рубежом накопилось достаточно литературных данных о том, что источниками пищевых салмонеллезов у людей нередко служат мясопродукты и молоко от животных-салмонеллоносителей.
Настоящая работа посвящена изучению размеров салмонеллоносительства у клинически здоровых свиней и крупного рогатого скота — реконвалесцентов салмонел-леза и неболевших животных.
Носительство салмонелл у жизотных-реконвалесцентов мы определяли путем бактериологического исследования фекалий и послеубойного исследования внутренних органов. Для получения копрокультур брали пробы из прямой кишки обследуемых свиней и коров при помощи ватных тампонов, зафиксированных на стеклянных палочках. Загрязненные фекалиями ватные тампоны для накопления в них салмонелл помещали на дно пробирок со скошенным бактоагаром, куда предварительно наливали по 2—3 мл бульона Кауфмана. Затем посевы инкубировали при 37° в течение 6 часов. После этого поворачиванием пробирок в полугоризонтальное положение увлажняли поверхность скошенного бактоагара бульоном со дна пробирок и продолжали инкубировать до появления на агаре колоний. С подозрительными на наличие салмонелл колониями проводили реакцию агглютинации со смесью агглютинирующих сывороток групп В, О и С. За положительную реакцию принимали разведения сывороток 1:100 и выше. В случаях положительной реакции агглютинации с групповыми агглютинирующими сыворотками культуры отсевали на. пробирки с агаром для даль-
нейшей их типизации с помощью О и Н монорецепторных сывороток и биохимических исследований.
При послеубойном бактериологическом исследовании лимфатические узлы, кусочки мышц и внутренних органов для накопления в них салмонелл заключали в стерильные парафиновые блоки; высев из них производили через 12—48 часов инкубации. Пробы для парафиновых блоков погружали в денатурированный спирт, затем их обжигали над пламенем горелки и помещали в стерильные металлические коробочки (формочки) с расплавленным парафином. Предварительно парафин нагревали для его стерилизации до 170—180°. Кусочки мышц и лимфатические узлы погружали в парафин при температуре, не превышающей 56—57°. После остывания парафина блоки вынимали из формочек н помещали в термостат при 37°. Из мышц и лимфатических узлов, заключенных в парафиновые блоки, производили высев на чашки с бактоагаром Плоскирева.
В I серии опытов изучали продолжительность носительст-ва салмонелл у 670 свиней, переболевших салмонеллезом в молодом возрасте. Ежемесячными бактериологическими исследованиями фекалий этих животных, проводившимися по методике, указанной выше, установлено, что через месяц после клинического выздоровления выделение салмонелл прекратилось у 115 свиней, через 2 месяца — у 322, через 3 месяца — у 580 и через 9 месяцев — у 627. До конца года салмонеллы выделялись постоянно только у 13 свиней.
Через 12—14 месяцев после клинического выздоровления было забито 560 свиней— реконвалесцентов салмонеллеза. Бактериологическому исследованию подвергли их внутренние органы (печень, почки, селезенку, желчный пузырь, мезентериальные лимфатические узлы), мышцы и костный мозг. В контрольном опыте исследовали органы и мышцы 340 свиней, поступивших из 12 ферм, где не было заболеваний салмонеллезом.
Исследованиями в опытной группе животных — реконвалесцентов салмонеллы были выделены из внутренних органов 45 туш (8%), из них в 36 случаях обнаружены эхинококки в печени. Салмонеллы выделялись главным образом из некротизированных участков печени. На втором месте по частоте выделения находились желчь и мезентериальные лимфатические узлы, затем почки и селезенка. Из костного мозга, лимфатических узлов туши и мышц салмонеллы не выделялись.
При типизации выделенных 50 культур салмонелл обнаружено 28 культур S. cholerae suis, 16 культур S. typhi murium, 4 культуры S. typhi suis и 2 культуры S. dublin. Эти типы салмонелл могут вызывать при определенных условиях и заболевания людей.
В пробах из внутренних органов и лимфатических узлов, заключенных в парафиновые блоки, салмонеллы высевались в несколько раз чаще, чем без накопления. Они не выделены из внутренних органов и мышц 340 свиней, поступивших из ферм, где на протяжении 5 лет и дольше не было заболеваний животных салмонеллезом.
Во II серии опытов мы подвергали ежемесячному бактериологическому исследованию фекалии 312 бычков и 274 телок, которые болели салмонеллезом в возрасте 2—7 недель. Установлено, что через месяц после клинического выздоровления салмонеллы выделялись с фекалиями у 426 животных, через 2 месяца—у 317, через 3 месяца— у 112 и через 9 месяцев — у 68. До конца года салмонеллы выделялись постоянно только у 27 бычков и телок. Характерно, что у 22 из них в течение всего периода опыта постоянно обнаруживались в фекалиях яйца Fasciola hepatica.
Из всей этой группы животных — реконвалесцентов салмонеллеза подвергли после-убойному бактериологическому исследованию мышцы и внутренние органы от 62 туш. Прижизненными копрологическими исследованиями в фекалиях этих животных мы периодически обнаруживали яйца фасциол, а при послеубойном осмотре находили в в печени дистрофические изменения фасциолезной этиологии. Одновременно исследовали пробы от 33 туш молодняка крупного рогатого скота такого же возраста — реконвалесцентов салмонеллеза, не пораженных фасциолезом. Обе группы животных были забиты через год после клинического выздоровления их от салмонеллеза. Исследованиями констатировано у 58 фасциолезных животных салмонеллоносительство в печени и желчи; то же самое наблюдалось и у 2 реконвалесцентов салмонеллеза, свободных от фасциолезной инвазии, но с печенью, пораженной эхинококками. Совпадение результатов бактериологического исследования с данными получения копрокультур отмечено в 95% случаев. Следовательно, поражения печени фасциолезом или эхинококком являются предрасполагающим фактором для длительного хронического салмонелло-носительства.
При типизации 60 культур салмонелл, выделенных из органов крупного рогатого скота, обнаружено 37 культур S. dublin, 12 культур S. typhi murium, 3 культуры S. enteritidis и 2 культуры S. cholerae suis. Не определена типовая принадлежность 6 культур, которые характеризовались вариабильностью биохимических и серологических свойств.
Салмонеллы не были выделены из органов лимфатических узлов и мышц 470 животных, печень которых была поражена фасциолезом, хотя они и поступили с ферм, где на протяжении 5 лет и дольше не регистрировались случаи заболевания салмонеллезом. Очевидно, животные — носители салмонелл — это преимущественно реконвалес-центы салмонеллеза.
Исследования показывают, что животных—реконвалесцентов салмонеллеза, которые одновременно поражены эхинококкозом или фасциолезом, следует рассматривать как вероятных салмонеллоносителей. Будучи клинически здоровыми, они не внушают подозрений при предубойном клиническом осмотре. Между тем эти животные представляют собой мощный резервуар салмонеллезных бактерий, .вызывающих при определенных условиях и заболевания людей. •
Ввиду того что при правильном режиме подготовки к забою животных-салмонел-лоносителей бактерии локализуются преимущественно в печени, желчи и кишечнике, а в мышцах, как правило, отсутствуют, необходимо усилить санитарно-ветеринарный контроль при забое животных для предупреждения экзогенного обсеменения салмонел-лами мясных туш.
Поступила 8/1 1965 г.
УДК 613.377:546.42.02.90] :[613.281:613.295
ПЕРЕХОД СТРОНЦИЯ-90 ИЗ МЯСА В БУЛЬОН ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ ЕГО ОБРАБОТКИ
О. М. Белова (Москва)
В работе, проведенной нами ранее с 3. В. Дубровиной, было показано, что при варке мяса на выход стронция-90 (Бг90) в бульон практически не влияет ни изменение рН раствора в пределах 3,0—7,0, ни солевой состав, ни увеличение времени варки от 1 часа до 4 часов. Оставалось неясным, в какой минимальный срок обеспечивается основной выход радиоактивности в бульон и как влияет измельченность мяса на выварку Бг90. Поэтому мы сделали попытку увеличить выход Бг90 из мяса в бульон путем обработки мяса ЭДТА или путем ускорения расщепления его белков действием слабых растворов аскорбиновой и щавелевой кислот, а также путем измельчения самого мяса.
Для экспериментов было получено мяса от бычка, забитого через 4 часа после введения ему Бг90. До начала опытов определена водорастворимость Бг90 сырого мяса по методике, описанной Д. Л. Фердманом и Е. Ф. Сопиным. С тем чтобы установить минимальное время выхода основного количества Бг90 в раствор, мы заливали куски мяса весом по 100 г водопроводной водой из расчета по 0,5 л на пробу и варили их в течение 10, 20, 40 и 60 мин. от начала закипания (1-й вариант).
Во 2-м варианте опытов сравнивали выварку Бг90 из целых кусков такого же веса с вываркой из фрикаделек. В 3-м варианте опытов варили мясо с ЭДТА, который добавляли к воде в количестве 20 и 50 г на пробу. В 4-м варианте опытов провели ускоренное расщепление белков мяса по методике, описанной Д. И. Лобановым и Е. Ф. Елмановым. Пробы мяса варили также в течение 10, 20, 40 и 60 мин.
Бульоны во всех случаях фильтровали, остаток на фильтре соединяли с образцом вареного мяса. В дальнейшем все пробы высушивали и озоляли; в золе радиометрическим методом определяли содержание Бг90 с ошибкой счета, не превышающей ±5%. Для анализа брали 2 параллельные пробы, в некоторых случаях делали повторные исследования. В сыром мясе водорастворимый Бг90 составлял 64±6%.
Результаты различных вариантов обработки мяса приведены в таблице.
Из таблицы видно, что основная масса радиоактивности выходит в раствор в первые 10 мин. после закипания. Варка измельченного мяса в виде фрикаделек не увеличивает выхода Бг90 в бульон. Добавление поваренной соли приводит к некоторому увеличению выхода Бг90. Варка мяса с ЭДТА также не изменила выхода Бг90 в бульон. Сопоставляя данные по выходу Бг90 из мяса в бульон со степенью расщепления белков стромы мяса, мы убедились, что корреляции между ними не наблюдается.
После сливания отвара, образовавшегося за 10 мин. при дальнейшей варке мяса, во вторичный бульон переходило еще около 20% радиоактивности, заключенной в мясе. Опыты с варкой костей подопытного бычка показали, что основная масса Бг90 из них также выходит в первые 10 мин.
Выводы
1. Основная доля Бг90 (50—60%), содержащегося в сыром мясе, переходит в бульон в первые 10 мин. варки.
2. Более половины Бг90 в сыром мясе находится в водорастворимой форме.
3. Различные технологические приемы: измельчение мяса, добавление в воду ЭДТА, а также расщепление белков стромы мяса — не увеличивают выварку ¿г90 в бульон.
4. Наиболее эффективным способом, наполовину уменьшающим поступление Бг90 с вареным мясом, является сливание бульона, образовавшегося за 10 мин.