Научная статья на тему 'О региональных ресурсах построения индивидуальных образовательных программ школьника'

О региональных ресурсах построения индивидуальных образовательных программ школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОСТРАНСТВО ВЫБОРА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ / PERSONAL EDUCATION / SPACE OF CHOICE / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAMP / NETWORK RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ионова Елена Валентиновна

В настоящей статье предлагается проследить, как меняется образовательная действительность и поведение человека в современном обществе, понимание его образования, законодательные основания участников образовательных отношений, возможности инициирования образования со стороны родителей обучающихся, педагогов образовательной организации, сети образовательных учреждений. В качестве примера предлагается рассмотреть региональный ресурс центра образовательных технологий «Открытие», интегрирующего игровые интеллектуальные ресурсы в контексте личного образования и построения индивидуальной образовательной программы школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ионова Елена Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT REGIONAL BUILD RESOURCES INDIVIDUAL STUDENT EDUCATION PROGRAMS

In this article it is suggested to observe how the educational reality and behavior of a person in modern society changes, understanding of his education, legislative grounds of participants of educational relations, possibilities Initiation of education on the part of parents of students, educators of educational organization, network of educational institutions. As an example, it is proposed to consider the regional resource of the center of Educational Technologies "discovery", integrating gaming intellectual resources in the context of personal education and building an individual educational program Schoolboy.

Текст научной работы на тему «О региональных ресурсах построения индивидуальных образовательных программ школьника»

Список литературы / References

1. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М.: Владос, 2003. 192 с.

2. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпов С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Издательство МГУ, 1994. 118 с.

3. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Минск, 1997. 122 с.

4. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т.А. Марковой.: Просвещение, 2001. 184 с.

5. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 2-е изд., испр. и доп. М.: «Мозаика-Синтез», 2005. 274 с.

6. МикляеваН.В. Развиваем способности дошкольников. М.: Сфера. 128 с.

7. Немов Р.С. Психология. 4-е изд. М.: ВЛАДОС, 2044. 258 с.

8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, с. 199. 360 с.

9. Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Бельдштейна. М., 1994. 304 с.

О РЕГИОНАЛЬНЫХ РЕСУРСАХ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ШКОЛЬНИКА Ионова Е.В. Email: Ionova664@scientifictext.ru

Ионова Елена Валентиновна — доцент, центр организационно-правового обеспечения деятельности образовательных учреждений, Волгоградская государственная академия последипломного образования, г. Волгоград

Аннотация: в настоящей статье предлагается проследить, как меняется образовательная действительность и поведение человека в современном обществе, понимание его образования, законодательные основания участников образовательных отношений, возможности инициирования образования со стороны родителей обучающихся, педагогов образовательной организации, сети образовательных учреждений. В качестве примера предлагается рассмотреть региональный ресурс центра образовательных технологий «Открытие», интегрирующего игровые интеллектуальные ресурсы в контексте личного образования и построения индивидуальной образовательной программы школьника.

Ключевые слова: личное образование, пространство выбора, индивидуальные образовательные программы, сетевые ресурсы.

ABOUT REGIONAL BUILD RESOURCES INDIVIDUAL STUDENT EDUCATION PROGRAMS Ionova E.V.

Ionova Elena Valentinovna - Associate Professor, CENTER OF ORGANIZATIONAL AND LEGAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS, VOLGOGRAD STATE ACADEMY OF POSTGRADUATE EDUCATION, VOLGOGRAD

Abstract: in this article it is suggested to observe how the educational reality and behavior of a person in modern society changes, understanding of his education, legislative grounds of participants of educational relations, possibilities Initiation of education on the part ofparents of students, educators of educational organization, network of educational institutions. As an example, it is proposed to consider the regional resource of the center of Educational Technologies "discovery", integrating gaming intellectual resources in the context of personal education and building an individual educational program Schoolboy.

Keywords: personal education, space of choice, individual educational programp, network resources.

УДК 37

Образовательная действительность в меняющемся мире.

Преобразования, которые происходят сегодня в экономической и социальной сферах, ставят человека в новую позицию, актуализируют и обновляют задачи его образования: оно выполняет важную роль в построении деятельностного понимания культуры, принятия субъектной позиции человека в условиях технологического разделения труда в различных профессиональных сферах, моделировании характеристик граждан экономически сильного государства, предопределяя при этом векторы их развития и изменяясь под влиянием процессов в данных сферах жизни самого человека [3]; [5], [6].

Под влиянием преобразований меняется и поведение человека в современном обществе: он освобождается от обязательных групповых связей, выбирает по своему усмотрению актуальные для него социальные коллективы, чаще включается в краткосрочные проекты, которые значимы для него, в ходе которых он осваивает те или иные виды деятельности, самостоятельно реализует действия и несет за них личную ответственность. На первый план выходят различие интересов, потребностей, желаний людей, предопределяющие направленность их деятельности, поведение и позицию [1], [2], [4].

В сложившихся условиях наряду с традиционным пониманием образования используют термин «личное образование», основанное на выборе тех образовательных мест, которые содержательно и организационно актуальны потребностям и желаниям человека, полностью его удовлетворяют. Образование рассматривается как капитал, личное достижение, т.к. оно фиксирует то, что человек совершил, сделал сам, достиг, прилагая усилия, время, волю. Основной характеристикой образования становится развитие самого человека, в отличие, например, от задачи повышения уровня его информированности или социализации [3], [6]. Важной составляющей целевых ориентаций образования становится «осознанный заказ школьника на его собственный образовательный процесс, при котором само образование воспринимается им собственностью», как часть его образовательной биографии [9, с. 20]. Это становится возможным в ситуации, когда от самого обучающегося зависит, что он изучает, в каком объеме, на каком уровне сложности, в каком контексте, в какие сроки, с кем и у кого. У семьи школьника возникает потребность в построении индивидуальной образовательной программы, а в условиях образовательных организаций появляется необходимость создания условий для построения индивидуальной образовательной программы школьника - такого пространства выбора для детей и их родителей, педагогов и руководителей образовательных организаций, которое по качеству обеспечивает личное образование.

Понимание образования. В ситуации, когда общее образование человек получает на основе индивидуальной программы, составленной семьей в ходе интеграции ряда программ, реализуемых в школе и за ее пределами, важно построить пространство выбора, оформить его. Для традиционной, консервативной системы образования эти процессы новы, индивидуализированы, недостаточно отрефлексированы, однако именно они выступают как базовые процессы в образовательной организации, реализующей задачи ФГОС ОО [7].

Помимо функции огосударствления, при реализации которой каждый обучающийся воспринимается как гражданин государства, приверженец ценностей, стратегий, которые есть в государстве, [8], появляется запрос на условия, обеспечивающие социально-экономическую адаптацию школьника (помощь в поиске видения профессиональной сферы деятельности, образа семьи, отношений с другими людьми и др.), и возможность придания смысла его деятельности, т.е. осуществление человеком осмысленных действий и построение своего смысла образование и движение по нему. При этом не ребенок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под возможности, потребности и способности ребенка.

Законодательные нормы для родителей и педагогов. Инициаторами создания индивидуальных образовательных программ школьников выступают родители, т.к. согласно нормам ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии со ст. 44. именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, наделяются правом защищать права и законные интересы обучающихся, имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Будучи обязанными обеспечить получение детьми общего образования, родители имеют право до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка выбирать организации, осуществляющие образовательную деятельность, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность [7].

На любом уровне общего образования родители (законные представители) обучающихся имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей [7].

Пространство выбора для детей и их родителей, педагогов и руководителей образовательных организаций в условиях ФГОС ОО может обеспечить внеурочная деятельность на уровне начального, основного общего и среднего образования с опорой на ресурсы школы, где человек учится, за ее пределами, в отдельно взятой школе или в сети образовательных организаций и организаций, обеспечивающих образовательную деятельность муниципального, регионального, федерального, международного уровней.

Законодательно ФЗ «Об образовании в РФ» предусматривает такую возможность и обеспечивает правилами:

- о сочетании государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования (ст.3 п.12);

- о запрете на ограничение конкуренции в образовании (ст. 3 п. 11);

- о праве обучающихся на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленным локальными нормативными актами (ст. 34 п. 4);

- о государственно-общественном характере управления образовательными организациями и о праве родителей (или законных представителей) принимать участие в принятии решений по вопросам, затрагивающим их права и законные интересы (ст. 26 п. 6; ст. 43 п. 7, ст. 89 п. 1 и др.) [7].

Инициирование образования на основе индивидуальной образовательной программы школьника. Опыт показывает, что проектировать индивидуальные образовательные программы школьников в каждой семье затруднительно: родители не обладают достаточным уровнем готовности самостоятельно проектировать модели личного образования своих детей -современные родители не имели возможность образоваться по данному вопросу и научиться это делать. Кроме того, информация о возможных имеющихся ресурсах для проектирования личного образования школьника недостаточно открыта, а порой недосягаема.

В рамках деятельности одной образовательной организации конструирование пространства выбора неизбежно создает контраст с преобладающей организационной нормой: педагогические коллективы картируют образовательные ресурсы, доступные обучающимся, чаще в традиционной модели, мало учитывая потребности и запросы семей школьников, недостаточно обеспечивая пространство выбора образовательных ресурсов и осваиваемых видов деятельности, чаще реализуют программы внеурочной деятельности силами собственных скудных ресурсов образовательной организации, не исследуют и не делают открытыми ресурсы, которые могли бы стать образовательными в соответствии с потребностями детей. Конструировать пространство выбора на уровне одного учреждения затруднительно, т.к. это требует «высокой плотности» креативной педагогической и управленческой деятельности, возможно, педагогического изобретательства. При этом доля сотрудников, способных к такого рода деятельности, как правило, невысока, ируководители образовательных организаций неизбежно оказываются в ситуации «кадрового голода». Проектирование, реализация иразвитие пространства выбора востребует рефлексивно-аналитическую составляющую методической, проектной работы педагогов ируководителей образовательных организаций. Возникает потребность в использовании «рефлексивного зеркала», которое позволяет административно-педагогическим командам более рационально иэффективно развивать собственную деятельность.

Проектирование пространства выбора возможно при колоссальной концентрации ресурсов в одной отдельной взятой школе, детском саду, ресурсном центре. Это требует огромной управленческой воли и сохранение подобного рода инноваций в образовательной обыденности, что также является сложнейшей управленческой задачей.

Выход за пределы семьи, одной образовательной организации позволяет осмысливать пространство выбора, становится много эффективнее в ситуации знакомства и анализа опыта других и сравнения собственных решений с практиками других образовательных организаций. В условиях растущей потребности в интеграционных ресурсах муниципального, регионального, федерального, международного уровней, обеспечивающих возможность построения пространства выбора, обеспечивающей индивидуальные образовательные программы и личное образование школьника, встает вопрос о необходимости организации центра, который бы занимался профессиональным подбором, рецензированием, методическим сопровождением, аккумулировал положительный опыт работы образовательных организаций различного уровня.

Региональный центр обеспечивающей индивидуальные образовательные программы и личное образование школьника.

Примером работы такого регионального центра, входящего в состав системы образования, является организация, обеспечивающая образовательную деятельность в Волгоградском регионе -Центр образовательных технологий «Открытие», который на протяжении многих лет, работая по запросам с семьями обучающихся и по договору с образовательными организациями Волгоградского региона, средствами интеллектуальных конкурсных игр и образовательных событий строит региональную модель организации пространства выбора [2, с. 49-86].

Принципиальное отличие педагогических систем, опирающихся на ресурс ЦОТ «Открытие», состоит в том, что с опорой на игровые ресурсы традиционные программные педагогические системы, предполагающие достижение такой цели, как освоение заранее выстроенной программы, дополняются средовыми ресурсами - такими практиками жизни в специально организованной игровой интеллектуальной среде, находясь в которой, ребенок наделяется качествами самой среды, становится качественным в соответствии со средой, становится участником образовательных событий, строит личное образование.

Региональный уровень конструирования пространства выбора в сети образовательных учреждений позволяет в определенной мере исправить описанные в предыдущем разделе недостатки. Главные отличия данного уровня связаны с тем, что на региональном уровне осуществляется непосредственное сетевое управление игровой деятельностью школьников через работу районных и школьных организаторов конкурсных игр и образовательных событий [2, с. 86-101]. Зафиксировано, что на региональном уровне возможно создание ситуации, в которой образовательные организации по собственному выбору начинают включаться в деятельность по существенному изменению основных образовательных программ, проектированию и реализации пространств выбора для обучаемых и воспитанников средствами включения конкурсных игр в свои образовательные программы образовательной организации и рабочие программы педагогов.

Региональные документы, нормативно обеспечивающие работоспособность модели пространства выбора, представляют собой описание принципиальных требований ивариативных элементов, из которых образовательные организации будут конструировать собственные вариативные образовательные программы. Региональная модель пространства выбора конкурсных игр и образовательных событий задает требования к элементам образовательной программы и принципиальные требования к инфраструктуре обеспечения:

— процедурам принятия решений в пространстве выбора,

— тьюторскому сопровождению детей и их родителей,

— привлечение социально-образовательных партнеров для реализации вариативных элементов основной образовательной программы.

Региональная модель пространства выбора выступает для образовательных организаций как техническое задание на проектирование части основной образовательной программы исоответствующего нормативно-правового обеспечения. Предложение образовательным учреждениям участвовать в региональном проекте рассматривается именно как предложение, а не целеуказание: руководители образовательных организаций, административно-педагогической команды сами решают, входить ли им в проект по участию в игровых конкурсах регионального, российского или международного уровней, а если входить, то на каком этапе. Участие в региональном проекте «Пространство выбора» означает, что образовательная организация принимает основные параметры региональной модели и на ее основе строит собственную модель индивидуализации образования и обеспечения личного образования обучающихся. Следует отметить, что в условиях перехода старшей школы на ФГОС СОО, в системе образования появляется возможность для приобретения старшеклассниками навыков построения индивидуальных образовательных программ в урочной и внеурочной деятельности, приобрести опыт такой организации и возможности повторить данные действия при проектировании личного образования уже для своих детей.

Таким образом, в контексте личного образования зафиксирован опыт центра образовательных технологий «Открытие», который интегрирует игровые ресурсы, обеспечивающие индивидуальные образовательные программы школьников. Появление подобных центров в регионе возможно, требует развития, важно фиксировать данные ресурсы, развивать и использовать в условиях реализации задач ФГОС ОО и личного образования школьника.

Список литературы / References

1. Воля Е. С. О методе. Нормативный анализ образовательной биографии [Текст]: монография / Елена Воля. Москва: МАКС Пресс, 2012. с.; 22 см. (Образовательная биография; Вып. 1).

2. Ионова Е.В. Сетевая организация тьюторского сопровождения школьников в игре. Монография.-Волгоград: ООО «Сфера», 2017.

3. Ковалева Т.М. Проблема субъективности в современной дидактике / Т.М. Ковалева // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2012/1730.htm/ (дата обращения: 23.05.2019).

4. Марш П. Новая промышленная революция. Потребители, глобализация и конец массового производства / Питер Марш. М., 2015.

5. Полежаев Д.В. Субъектный подход в измерении качества образования: философско-методологические основы / Д.В. Полежаев // Primo Aspektu, 2018. № 3 (35). С. 35-42.

6. РозинВ.М. Философия субъективности. М.: АПК и ППРО, 2011.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW/ (дата обращения: 23.05.2019).

8. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_142304/054d099ba783eaf7575fa99315e7145410884299/#dst100003/ (дата обращения: 23.05.2019).

9. Цветкова Г.В., Резникова Т.И. Субъективность как индивидуальный опыт построения себя в процессе индивидуализации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Т., 2017. С. 20.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Мищенко Е.Н. Email: Mischenko664@scientifictext.ru

Мищенко Елена Николаевна—учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15, г. Сургут

Аннотация: в статье анализируются негативные тенденции, связанные с разработкой содержания образования и процессом. Наблюдается происхождение значительных изменений в отечественном образовании. Модернизация начальной школы предполагает реализацию инновационных направлений, наряду с бережным сохранением лучших педагогических традиций в деятельности общеобразовательных учреждений. Целью современного образования становится развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей, навыков самообразования и самосовершенствования. Начальная школа должна формировать у обучающихся новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также набор ключевых компетентностей. Ключевые слова: образование, начальная школа.

PROBLEMS OF MODERN ELEMENTARY SCHOOL Mischenko E.N.

Mischenko Elena Nikolaevna — Teacher of initial classes, MUNICIPAL BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 15, SURGUT

Abstract: the article analyzes the negative trends associated with the development of the content of education and the process. The origin of significant changes in domestic education is observed. Modernization of primary school involves the implementation of innovative directions, along with careful preservation of the best pedagogical traditions in the activities of educational institutions. The purpose of modern education is the development of personality, its cognitive and creative abilities, skills of self-education and self-improvement. Primary school should form a new system of universal knowledge, skills, and a set of key competencies. Keywords: education, primary school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.