Научная статья на тему 'Моделирование внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе'

Моделирование внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2139
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕЛЬ ПРОЕКТОВ / МОДЕЛЬ ПЛОЩАДОК / THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF GENERAL EDUCATION / A MODEL OF ORGANIZATION OF OUT-OF-SCHOOL ACTIVITIES / A MODEL OF PROJECTS / A MODEL OF PLATFORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кисляков Алексей Вячеславович, Щербаков Андрей Викторович

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным для образовательных учреждений становится проблема стратегического проектирования образовательного процесса на основе программно-целевого, системного и комплексного подходов. В этом контексте для каждого образовательного учреждения актуальным становится разработка и реализации основной образовательной программы начального общего образования. Практика показывает, что особые затруднения возникают в процессе моделирования внеурочной деятельности в различных условиях организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кисляков Алексей Вячеславович, Щербаков Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of Children’s Out-of-School Activity in Primary School

In conditions of introduction of the federal state educational standard of the primary general education the problem of strategic projecting of the educational process on the basis of programme-target, systematic and complex approaches becomes an urgent one for educational institutions. In this context for each educational institution development and realization of the main educational programme of the primary general education becomes up-to-date. Practice shows that special difficulties are in the course of modeling of out-of-school activities in various conditions of the educational process organization.

Текст научной работы на тему «Моделирование внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе»

УДК 37.0

А. В. Кисляков, А. В. Щербаков

Моделирование внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным для образовательных учреждений становится проблема стратегического проектирования образовательного процесса на основе программно-целевого, системного и комплексного подходов. В этом контексте для каждого образовательного учреждения актуальным становится разработка и реализации основной образовательной программы начального общего образования. Практика показывает, что особые затруднения возникают в процессе моделирования внеурочной деятельности в различных условиях организации образовательного процесса.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, модель организации внеурочной деятельности, модель проектов, модель площадок.

А. V. Kislyakov, А. V. Shcherbakov

Modeling of Children's Out-of-School Activity in Primary School

In conditions of introduction of the federal state educational standard of the primary general education the problem of strategic projecting of the educational process on the basis of programme-target, systematic and complex approaches becomes an urgent one for educational institutions. In this context for each educational institution development and realization of the main educational programme of the primary general education becomes up-to-date. Practice shows that special difficulties are in the course of modeling of out-of-school activities in various conditions of the educational process organization.

Key words: the Federal state educational standard of general education, a model of organization of out-of-school activities, a model of projects, a model of platforms.

Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения, по сути, является стратегическим локальным актом, который на четыре года определяет содержание и организацию образовательного процесса, его цели и ценности, условия и механизмы обеспечения достижения обучающимися начальной школы планируемых результатов, как ее основной части, так и части, формируемой участниками образовательного процесса. В этом контексте для каждого образовательного учреждения особое значение приобретают технологии управления проектированием основной образовательной программы начального общего образования в целом и ее отдельных разделов, наполнение программы конкретным содержанием.

Практика показывает, что при проектировании основной образовательной программы образовательного учреждения серьезные затруднения возникают в процессе моделирования внеурочной деятельности. Это связано, во-первых, с особой ролью внеурочной деятельности, обеспечивающей достижение планируемых результатов освоения обучающимися ос-

новной образовательной программы начального общего образования, особенно тех результатов, которые отражают запросы участников образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении. Во-вторых, включение требований к внеурочной деятельности в разные структурные компоненты основной образовательной программы начального общего образования затрудняет для образовательного учреждения процесс ее моделирования. В-третьих, новизна подходов, определенных в Федеральном государственном образовательном стандарте, к целям, направлениям, технологиям и механизмам реализации программ внеурочной деятельности создает сложности при развертывании образовательным учреждением системы внеурочной деятельности в различных условиях организации образовательного процесса.

Основания выбора моделей внеурочной деятельности. Разработка и описание моделей организации внеурочной деятельности младших школьников в различных условиях реализации образовательного процесса производится на основании нормативных докумен-

© Кисляков А. В., Щербаков А. В., 2012

тов Федерального уровня и методических рекомендаций разработчиков Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

При выборе образовательным учреждением моделей организации внеурочной деятельности младших школьников в различных условиях реализации образовательного процесса инвариантными являются следующие позиции:

- основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность;

- план внеурочной деятельности является одним из основных организационных механизмов реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения;

- план внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности;

- план внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для каждого обучающегося или группы обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения);

- образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности;

- внеурочная деятельность организуется образовательным учреждением по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);

- внеурочная деятельность организуется через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики;

- при описании задач, выборе организационных и содержательных моделей, создании условий, разработке программ реализации внеурочной деятельности образовательному учреждению целесообразно придерживаться методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12

мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»);

- внеурочная деятельность в образовательном учреждении должна соответствовать целям, принципам, ценностям, отраженным в основной образовательной программе начального общего образования, воспитательной системе школы;

- выбор моделей, форм организации внеурочной деятельности младших школьников определяется образовательным учреждением самостоятельно на основе анализа совокупности условий реализации образовательного процесса.

Внеурочную деятельность в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) можно рассматривать как процесс взаимодействия педагогов и обучающихся в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочной, и направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов. Внеурочная деятельность организуется с классом, группой обучающихся с целью обеспечения их индивидуальных потребностей и интересов. Внеурочная деятельность направлена на формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.

Алгоритм моделирования внеурочной деятельности. Выбор образовательным учреждением модели организации внеурочной деятельности младших школьников в конкретных условиях реализации образовательного процесса

целесообразно осуществлять по алгоритму, содержащему 4 этапа.

На первом этапе происходит определение целей, принципов внеурочной деятельности, их отражение в основной образовательной программе начального общего образования. Определение целей внеурочной деятельности является компетенцией образовательного учреждения. Основу целевых ориентиров составляют требования ФГОС НОО, интересы и потребности обучающихся, запросы родителей (законных представителей) и целевые установки деятельности образовательного учреждения, отраженные в таких частях его основной образовательной программы начального общего образования, как: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы.

Совершенствование и развитие содержания, организационных форм реализации внеурочной деятельности будет осуществляться более эффективно при соблюдении следующих принципов:

1. Принцип гуманистической направленности, который предполагает отношение педагога к обучающимся как к ответственным субъектам собственного развития, субъект-субъектный характер отношений, оказание психолого-педагогической поддержки в самопознании, самоопределении и самореализации личности.

2. Принцип системности, предполагающий, что внеурочная деятельность обеспечивает целостность, преемственность и взаимосвязь между: основными компонентами организуемой деятельности (целевым, содержательным, процессуальным, технологическим и результативным); урочной и воспитательной деятельностью; всеми участниками внеурочной деятельности (педагоги, обучающиеся, родители, социальные партнеры и т. д.); региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополни-

тельного образования; индивидуальными системами воспитания и дополнительного образования.

3. Принцип вариативности, определяющий широкий спектр видов, форм и способов организации деятельности, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся.

4. Принцип добровольности, предполагающий свободу выбора обучающимся различных видов деятельности, добровольного участия в них, возможность проявления инициативы в выборе сроков, способов, темпа освоения программ внеурочной деятельности в рамках индивидуальных образовательных траекторий.

5. Принцип успешности и социальной значимости, который направлен на формирование у обучающихся потребностей в достижении личностно значимых и коллективных результатов, создание ситуаций успеха в личностной и общественно-значимой деятельности.

На втором этапе необходим анализ предлагаемых моделей внеурочной деятельности, с точки зрения соответствия условий организации образовательного процесса в образовательном учреждении поставленным целям, отраженным в его основной образовательной программе начального общего образования.

На третьем этапе образовательному учреждению необходимо провести анализ ресурсного обеспечения реализации различных моделей организации внеурочной деятельности, вариантов содержательного наполнения с целью соотнесения ресурсов с необходимыми условиями.

На четвертом этапе происходит выбор модели организации внеурочной деятельности. В процессе определения модели образовательное учреждение проводит сравнительный анализ требований к условиям реализации основной образовательной программы (в части реализации целей внеурочной деятельности) и ресурсных возможностей самой школы, а затем определяет проблемы и способы их решения. Результаты такой аналитической работы целесообразно представить в итоговой таблице (таблица 1) как основании для оптимального подбора конкретной модели организации внеурочной деятельности.

Таблица 1

Анализ ресурсного обеспечения реализации различных моделей организации внеурочной деятельности

Наименование ресурсов Требования ФГОС НОО к ресурсному обеспечению Проблемы ресурсного обеспечения Пути и способы улучшения ресурсного обеспечения

средствами внутреннего резерва средствами социально-педагогического партнерства

Нормативные

Кадровые

Материально-технические

Финансово- экономические

Учебно-методические

Информационные

Организационные

Мы предлагаем следующие модели организации внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе.

1. «Модель проектов». Содержание данной модели формируется в соответствии с основными направлениями развития личности, традициями образовательного учреждения (далее-ОУ), условиями реализации образовательного

Каждый проект имеет свои цели, формы организации деятельности участников (конференции, диспуты, соревнования, олимпиады, экскурсии и др.) и формы представления результатов (презентации на родительских собраниях, педагогических советах, праздниках; оформление выставок творческих работ обучающихся, стенной газеты, стенда; создание театральной постановки, социальной фото- или видеорекламы; составление сборника творческих работ и др.). Содержание и формы проведения занятий должны быть выстроены на основе изучения мнения родителей. Можно предусмотреть структурирование содержания проектов по определенным основаниям, например, в рамках каждого проекта разрабатывать темы: "Я и моя семья", "Я и моя школа", "Я и мой город", "Я и моя страна".

процесса, наличием (отсутствием) социальных партнеров для реализации программ внеурочной деятельности. Содержание каждого проекта должно обеспечивать реализацию всех направлений развития личности при возможном выделении наиболее акцентуированных. Примерные темы проектов представлены в таблице 2.

Так, содержание проекта "Учусь быть гражданином" может быть представлено следующими модулями или "мини-проектами":

- "Я и моя семья" - проекты: "Семейная генеалогия", "Права и обязанности в семье", «Законы семьи "Кто я и кто моя семья"», "Летопись добрых дел моей семьи";

- "Я и моя школа" - проекты: стенд "Твои права и обязанности", конкурс "Права человека - глазами ребенка", игра-марафон "Я в школе";

- "Я и мой город" - турпоход или экскурсия с родителями "Город любимый!", фотовыставка "Район, в котором я живу", интерактивная игра, викторина для первоклассника "Я - гражданин", «Операция "Чистый двор"»; гостиная "У нас в гостях настоящий гражданин";

Таблица 2

Проект Ведущее направление развития личности

"Учусь учиться" Общеинтеллектуальное, духовно-нравственное

"Учусь быть гражданином" Духовно-нравственное, социальное

"Стану олимпийцем" Спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное

"Учусь сотрудничать" Социальное, духовно-нравственное, общекультурное

"Учусь быть культурным" Общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное

- "Я и моя страна" - проекты: сборник песен о России "Я люблю свою страну" или "С чего начинается Родина...", социальная реклама "Герои мультфильмов о правах и не только..."

Содержание программ внеурочной деятельности должно отражать динамику становления и развития интересов обучающихся - от мотивационной увлеченности до творческого продуктивного взаимодействия, направленного на компетентное развитие и

Использование проектного метода в организации внеурочной деятельности имеет следующие особенности:

- направленность: на удовлетворение личных интересов и наклонностей обучающихся; получение конкретных результатов, имеющих практическую значимость;

- возможность применения теоретических знаний;

- приобретение индивидуального и коллективного опыта решения реальных проблем, имеющих личную или социальную значимость.

Программа внеурочной деятельности по конкретному проекту может организационно выстраиваться в логике прохождения обучающимися основных стадий разработки и реализации определенного содержания проекта: проблематика и разработка проектного задания; разработка проекта (планирование и организация деятельности); технологическая стадия (осуществление деятельности); заключительная стадия (оформление, презентация, оценка и обсуждение результатов деятельности, рефлексия).

Проекты организуются последовательно в течение учебного года. Время для реализации проектов, в т. ч. каникулярное, определяется в зависимости от содержательного наполнения проектов. Также при этом должны учитываться особенности учебной мотивации младших школьников. Данная модель организации внеурочной деятельности может быть реализована или в первый год обучения школьников, или спроектирована в целом для первой ступени общего образования с учетом необходимости достижения

личностное самоопределение. Основой для разработки и реализации проектов, представленных тематическими программами внеурочной деятельности, могут быть универсальные учебные действия (далее - УУД), обозначенные в соответствующем разделе ООП конкретного ОУ. Отражение формируемых УУД в содержании проектов внеурочной деятельности представлено в табл. 3.

школьниками образовательных результатов различных уровней. Модель предусматривает как классно-урочную систему ее реализации, так и групповую.

Преимущество «Модели проектов» состоит в том, что она может быть реализована в любых условиях осуществления образовательного процесса (для малокомплектных школ, для сельских и городских школ, для различных видов школ (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов)). Занятия в рамках внеурочной деятельности могут проводить учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, тьюторы (в т. ч. на условиях почасовой оплаты труда). Обеспечивается включенность в процесс всех обучающихся и согласованность всех целей внеурочной деятельности.

К недостаткам модели можно отнести незначительное влияние родителей на выбор форм и содержание внеурочной деятельности детей.

2. «Модель площадок». Содержание данной модели предусматривает разработку спектра программ внеурочной деятельности различного типа в рамках всех направлений развития личности, обозначенных в ФГОС (с учетом наличия площадок для их реализации). Программы внеурочной деятельности в рамках данной модели должны предусматривать все формы и виды деятельности младших школьников. Выбор программ организуется по всем направлениям развития личности обучающихся. Примерное содержание модулей внеурочной деятельности представлено в таблице 4.

Таблица 3

Ведущее направление развития личности Проект Формируемые УУД

Духовно-нравственное "Я и мои ценности" Личностные

Общеинтеллектуальное "Мои способы познания мира" Регулятивные

Спортивно-оздоровительное "Я - ловкий, сильный и смелый" Личностные

Общекультурное "Я открываю мир вокруг меня" Познавательные

Социальное "Я и моя социальная активность" Коммуникативные

Таблица 4

Ведущее направление развития личности Спектр программ внеурочной деятельности (модули)

Спортивно-оздоровительное Ритмика "ВДОХновение!"

Марафон "Будь здоров!"

Спортивные бои "Смелый, сильный, ловкий" (шахматы, армрестлинг, теннис, меткий стрелок и т. д.)

Подвижные игры "Академия досуга"

Общеинтеллектуальное Интеллектуальный клуб "Что? Где? Когда?"

Научное общество учащихся "Первые шаги моего исследования или Я - исследователь"

Игра-путешествие "Удивительный мир слов"

Общекультурное Культпоходы "Город театральный"

Кукольный театр "Почемучка"

Гостиная этикета "Я среди других"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальное Студия мультипликации "Точка зрения" (видеотворчество, социальная реклама)

Мастерская дизайна "Радуга успеха" (дизайн-проекты)

Марафон дела "Пишем книгу добрых дел"

Духовно-нравственное Проект "Моя семья"

Экскурсионная программа "Легенды моего города"

Кружок "Праздники, традиции и народные ремесла"

Площадками для реализации программ внеурочной деятельности могут являться специализированные кабинеты, библиотека, спортивные залы (спортивные площадки и комплексы), музеи, игровые комнаты, актовый зал, лаборатории и др. помещения ОУ, а также учреждения культуры, спорта, искусства города (поселка), промышленные, производственные и другие учреждения и организации. Расписание занятий по внеурочной деятельности составляется в соответствии с выбором обучающихся и имеющимися условиями в ОУ и обеспечивает прохождение обучающимися программ внеурочной деятельности по всем направлениям развития личности.

Реализация данной модели внеурочной деятельности возможна при наличии комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей:

- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке ООП, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

- эффективное использование времени, отведенного на реализацию части ООП, формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (закон-

ных представителей), спецификой ОУ, с учетом особенностей субъекта РФ;

- выявление и развитие способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в т. ч. социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- работу с одаренными детьми, организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

- использование во внеурочной деятельности современных образовательных и воспитательных технологий деятельностного типа;

- эффективную самостоятельную работу обучающихся при поддержке педагогических работников;

- включение обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

Следует отметить, что площадка характеризуется, прежде всего, наличием особой формирующей воспитательной среды, которая рассматривается как система социально-педагогических влияний и условий развития индивидуальности личности, формирования ее адаптивных и интегратив-

ных способностей, социальной и других компетенций, создающихся в данном социальном и предметно-пространственном окружении. Воспитательная среда площадки задает специально организованное предметно-пространственное, поведенческое, событийное, информационное, культурное и социальное окружение субъектов внеурочной деятельности.

В рамках «Модели площадок» организация внеурочной деятельности может иметь клубный характер. Клубные объединения могут стать частью комфортной развивающей образовательной среды, где обучающиеся смогут приобрести новые знания, попробовать свои силы и возможности, найти свое призвание или реализовать уже сложившийся индивидуальный творческий план. Ценность клубных объединений состоит в том, что обучающиеся могут претворить в жизнь индивидуальные планы, только участвуя в реализации общественно значимой цели, осуществляемой в коллективной деятельности. Соответственно программа внеурочной деятельности детского объединения при клубном характере ее организации может иметь свою структуру и включать описание организационных форм деятельности, то есть правила, традиции, механизмы ролевого взаимодействия и т. п.

Формирование групп обучающихся, желающих участвовать во внеурочной деятельности по тем или иным программам, происходит перед началом учебного года по согласованию с родителями (законными представителями). Модель может быть реализована в ОУ, в которых созданы соответствующие условия: развита школьная инфраструктура; налажено взаимодействие с социальными партнерами (в т. ч. с учреждениями дополнительного образования детей); школа обеспечена соответствующими кадрами; в параллелях начальной ступени количество классов от двух и более.

Поскольку «Модель площадок» реализуется с акцентом на комфортную развивающую образовательную среду, а значит на широкое привлечение социальных партнеров, ОУ необходимо обеспечить заключение договоров о взаимодействии.

Большая роль при организации и реализации данной модели отводится местным органам самоуправления. Это связано, прежде всего, с тем, что именно на таком уровне могут быть достигнуты соглашения между различными ведомствами о поддержке программ внеурочной деятельности для младших школьников. В идеальном варианте могут быть разработаны и нормативно закреплены на муниципальном уровне соответствующие целевые программы.

При наличии в муниципальном образовании соответствующих условий возможно рассмотрение вопроса о включении в муниципальные задания для учреждений дополнительного образования детей задания по развертыванию образовательных услуг, обеспечивающих программы внеурочной деятельности во взаимодействии с ОУ.

Преимущество «Модели площадок» состоит в создании условий для выбора обучающимися форм и видов внеурочной деятельности. Обеспечение возможности для обучающихся перехода из одной группы в другую (в течение учебного года). Обеспечение вариативности программ внеурочной деятельности. К недостаткам модели относится то, что она может быть реализована только в ОУ, которое имеет соответствующие условия, а также могут возникать сложности при оценке влияния внеурочной деятельности на уровень достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП.

Таким образом, приведенные выше модели внеурочной деятельности могут реализоваться в образовательных учреждениях в зависимости от условий организации образовательного процесса и запросов родителей обучающихся. В любом случае администрации образовательных учреждений при выборе моделей организации внеурочной деятельности необходимо будет четко оценивать и планировать ресурсы школы. Выбор моделей внеурочной деятельности завершается разработкой программ курсов внеурочной деятельности, их встраиванием в содержание основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.