Научная статья на тему 'О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ'

О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое образование и воспитание / environmental education and upbringing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. А. Гаджиева

В статье изложены подходы к формированию региональной системы экологического образования и воспитания молодежи в Ленинградской области. Отмечена системообразующая роль университета в определении форм и методов работы. Представлены результаты многолетней работы по экологическому просвещению обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. А. Гаджиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE REGIONAL SYSTEM OF ENVIRONMENTAL EDUCATION AND YOUTH EDUCATION IN THE LENINGRAD REGION

The article outlines approaches to the formation of a regional system of environmental education and upbringing of youth in the Leningrad region. The system-forming role of the university in determining the forms and methods of work is noted. The results of many years of work on environmental education of students are presented.

Текст научной работы на тему «О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Е. А. Гаджиева, к. геогр. н., доцент

Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия

ON THE REGIONAL SYSTEM OF ENVIRONMENTAL EDUCATION AND YOUTH EDUCATION IN THE LENINGRAD REGION

E. А. Gadzhieva, Doctor of Geographical Sciences, Associate Professor

Pushkin Leningrad State University, Saint-Petersburg, Russia

В статье изложены подходы к формированию региональной системы экологического образования и воспитания молодежи в Ленинградской области. Отмечена системообразующая роль университета в определении форм и методов работы. Представлены результаты многолетней работы по экологическому просвещению обучающихся.

Ключевые слова: экологическое образование и воспитание.

The article outlines approaches to the formation of a regional system of environmental education and upbringing of youth in the Leningrad region. The system-forming role of the university in determining the forms and methods of work is noted. The results of many years of work on environmental education of students are presented.

Keywords: environmental education and upbringing.

Экологическое образование и воспитание молодежи — одно из важных направлений деятельности образовательных организаций Ленинградской области. В регионе действует областной закон «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ленинградской области», в котором экологическое образование и просвещение рассматриваются как основа формирования экологической культуры. Кроме того, в законе заданы общие ориентиры развития системы экологического образования и воспитания в образовательных учреждениях [1].

Сегодня, в эпоху переходного периода, развития духовного и интеллектуального потенциала страны особенно актуально обращение к собственному богатому наследию, сохранившемуся как в виде естественных, антропогенных и техногенных ландшафтов, так и памятников природы, особо охраняемых территорий, уникальных природных объектов.

В нашем понимании экологическая грамотность — это владение экологическими знаниями и умениями на основе которых формируется приверженность экологическим ценностям, а также умение применять экологические знания и правила в конкретных условиях, умение выявлять и решать экологические проблемы на своем уровне [2].

В Ленинградской области сложилась система экологического образования и воспитания молодежи в основе которой взаимодействие и взаимная заинтере-

сованность органов региональной власти, образовательных учреждений, подрастающего поколения и родителей. Поскольку, формирование экологической культуры начинается, как правило, в семье затем продолжается в школе и в системе дополнительного образования, а далее при получении профессии. Следует отметить многообразие не только участников региональной системы экологического образования и воспитания молодежи, но инновационный характер форм и методов работы с молодежью. В значительной мере этому процессу содействует Ленинградский государственный университет (ЛГУ) им. А. С. Пушкина, который является научно-педагогическим центром экологического образования и воспитания в регионе.

Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области в рамках государственной программы Ленинградской области «Охрана окружающей среды Ленинградской области», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 31.10.2013 г. № 368, осуществляются комплексные мероприятия, направленные на формирование экологической культуры у школьников Ленинградской области.

На протяжении 20 лет в целях воспитания у школьников бережного и ответственного отношения к окружающей среде, природному и культурному наследию в Ленинградской области реализуется проект «Поддержка экологического воспитания, образования и просвещения школьников Ленинградской области» (далее проект).

Более 15 лет работы по данному проекту в рамках государственного контракта осуществляет Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина.

Программа работ нацелена на изучение региональных особенностей природной среды и предусматривает осознанное участие молодежи в познавательных информационно-конкурсных мероприятиях и в практических природоохранных акциях.

Система непрерывною экологического образования и воспитания является важным звеном формирования представления об окружающем мире, целостного восприятия мира, природы и себя как ее части. Экологическое воспитание школьников направлено на формирование у них экологической культуры, сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов.

Работа по реализации проекта ведется по нескольким направлением. Программа работ по проекту включает организацию и проведение: образовательных экспедиций по экологии и краеведению, Областного экологического слета, конкурса «Лучшая экологическая школа Ленинградской области», а также подготовку и издание сборника «Труды школьников Ленинградской области по экологии и краеведению».

Целями проведения образовательных экспедиций по экологии и краеведению являются: изучение школьниками природного и культурного наследия Ленинградской области, знакомство с особо охраняемыми природными территориями Ленинградской области, изучение растительного и животного мира Ленинградской области, изучение экологического состояния компонентов природной среды Ленинградской области.

Ежегодно в летний период проводится 6 экспедиций продолжительностью 5 дней каждая. В экспедициях принимают участие не менее 180 школьников Ленинградской области ежегодно.

В ходе летних экспедиций формирование экологических знаний и умений происходит в условиях природной и образовательной среды, позволяющие сочетать индивидуальные и групповые формы познавательной деятельности и выстраивать творческое взаимодействие учащихся разных возрастных групп. В результате образовательных экспедиций по экологии и краеведению у школьников формируется ценностное отношение к окружающей среде на основе знаний, умений и практических исследовательских навыков. В образовательной части экспедиций изучение школьниками растительного и животного мира Ленинградской области, посещение наиболее интересных природных объектов. В результате участники приобретают навыки проведения экологического мониторинга водных объектов, атмосферного воздуха, изучения почвенного покрова и растительных сообществ, активно работают полевыми химическими тест-комплектами. Кроме навыков полевых экологических исследований формируются умения анализировать полученные результаты и делать выводы. В итоге полевых изысканий школьники под руководством педагогов и

ученых университета участвуют в подготовке ежегодного сборника «Труды школьников Ленинградской области по экологии и краеведению».

Решение задач экологического образования и просвещения школьников невозможно без повышения профессиональной компетентности педагогов. С целью формирование системы знаний о методике работы по экологическому воспитанию, образованию и просвещению со школьниками Ленинградской области и навыков их реализации в летних экологических экспедициях ежегодно в рамках проекта организуются курсы повышения квалификации педагогов по программе дополнительного образования «(Методика работы по экологическому воспитанию, образованию и просвещению школьников Ленинградской области в летнее время».

Важнымнаправлениемпроектаявляется организация и проведение областного экологического слеташкольников Ленинградской области. Слет проводится ежегодно и является комплексным мероприятием познавательно-обучающего и конкурсного характера, позволяющим выявить уровень научно-исследовательской и природоохранной деятельности школьников, а также оценить организацию эколого-просветительской работы в образовательных учреждениях Ленинградской области. Слет проводится на базе Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Ведущим мероприятием слета является конкурс «<Лучшая экологическая школа Ленинградской области», который проводится среди образовательных учреждений Ленинградской области, активно осуществляющих экологическое образование и воспитание школьников.

Конкурс является формой творческого обобщения и подведения итогов научно-исследовательской, природоохранной и эколого-просветительской работы общеобразовательных учреждений Ленинградской области.

Выполненные работы, направлены на формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Другим важным направлением в области экологического просвещения является создание и успешная работа при ЛГУ им. А. С. Пушкина Малой академия наук экологии, краеведения и туризма (МАНЭКТ). МАНЭКТ — добровольное творческое объединение учащихся, студентов и общественности (молодежи) Ленинградской области. В состав академии вошли молодые люди, ориентированные на совершенствование своих знаний, стремящиеся принять участие в научных исследованиях по изучению родного края, развивать свой интеллект и приобретать умения и навыки научно-исследовательской работы под руководством учителей, ученых, экологов, педагогов, инженеров и других специалистов. Академия создана в 2005 г. Учредителями МАНЭКТ являются: ЛГУ им. А. С. Пушкина; Санкт-Петербургский научный центр Ран (СПбНЦ РАН); Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу; Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области.

Это общественное объединение школьников, учителей, студентов и преподавателей Университета, осуществляющее совместную деятельность по экологическому просвещению учащихся и развитию их интеллектуально-творческого потенциала.

Цели общественной Академии состоят в привлечении широкого круга школьников, учащихся, студентов, молодежи Ленинградской области и Санкт-Петербурга совместно с учителями и преподавателями Университета к научно-практической деятельности в области экологии, охраны окружающей среды, изучения родного края, сохранения природного и культурного наследия с целью формирования экологически образованного, духовно развитого, способного принимать ответственные решения контингента молодежи, объединенного по интересам в общественную структуру [3].

МАНЭКТ осуществляет свою деятельность в форме:

• индивидуальной работы учащихся школ Ленинградской области под руководством специалистов на базе ЛГУ им. А.С. Пушкина;

• коллективной работы творческих групп учащихся под руководством специалистов с привлечением студентов старших курсов;

• эколого-краеведческих экспедиций;

• конференций, кинофестивалей, слетов и конкурсов с выставками творческих работ;

• сезонных научных школ и оздоровительных одно- и многопрофильных научных лагерей в каникулярное время;

• летней экологической практики учащихся и др;

• сотрудничества с организациями и специалистами, работающими в сфере экологии, природопользования, защиты окружающей среды;

Литература

1. Закон Ленинградской области от 18 июля 2016 г. № 62-оз. «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ленинградской области» URL: https://base.garant.ru/43411052/ 53925f69af584b25346d0c0b3ee74ea1/ (дата обращения 08.10.2022)

2. Комиссарова Т. С, Гаджиева Е. А, Тутынина Е. В. Экологическое просвещение школьников Ленинградской области: теория и практика.

• научно-методической, организационной и технической поддержки членам академии в целях выполнения ими возложенных на них обязанностей;

• участия в международных экологических акциях, конференциях, конкурсах, проектах.

В состав академии принимаются учащиеся, активно проявившие себя в изучении природного и культурного наследия родного края, участвующие в экологических и природоохранных мероприятиях, являющиеся победителями конкурсов, олимпиад, участниками конференций российского и областного уровней. Учащиеся, занимаясь исследовательской работой в области экологии, краеведения и туризма, совершенствуют свои знания, развивают умения, связанные с научным поиском. Такая исследовательская деятельность неизбежно приводит к определению сферы научных интересов, раскрытию способностей школьников в процессе активного познания, таким образом, способствует формированию их культуры. В настоящее время в составе академии состоит более 500 учащихся школ и воспитанников учреждений дополнительного образования

Все вышеперечисленные проекты, нацелены на формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой. Развитие экологического образования и воспитание, формирование у молодежи экологической культуры является одним из приоритетных направлений в системе образования Ленинградской области. Опыт региона показывает, что реализация концептуальных подходов экологического обучения и воспитания привела к становлению системы, нацеленной на формирование гармонично развитой личности, заинтересованной в сохранении природы родного края.

Лучшие практики экологического образования в интересах устойчивого развития. Монография. Сер. «Научные школы академии». Санкт-Петербург, 2018; 132-140.

3. Румянцев В. А, Комиссарова Т. С, Гаджиева Е. А. Малая академия наук как инновационный способ развития научно-исследовательских навыков у обучающихся. Экологическое равновесие: геоэкология, краеведение, туризм. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2017; 49-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.