О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Е. А. Гаджиева, к. геогр. н., доцент
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия
ON THE REGIONAL SYSTEM OF ENVIRONMENTAL EDUCATION AND YOUTH EDUCATION IN THE LENINGRAD REGION
E. А. Gadzhieva, Doctor of Geographical Sciences, Associate Professor
Pushkin Leningrad State University, Saint-Petersburg, Russia
В статье изложены подходы к формированию региональной системы экологического образования и воспитания молодежи в Ленинградской области. Отмечена системообразующая роль университета в определении форм и методов работы. Представлены результаты многолетней работы по экологическому просвещению обучающихся.
Ключевые слова: экологическое образование и воспитание.
The article outlines approaches to the formation of a regional system of environmental education and upbringing of youth in the Leningrad region. The system-forming role of the university in determining the forms and methods of work is noted. The results of many years of work on environmental education of students are presented.
Keywords: environmental education and upbringing.
Экологическое образование и воспитание молодежи — одно из важных направлений деятельности образовательных организаций Ленинградской области. В регионе действует областной закон «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ленинградской области», в котором экологическое образование и просвещение рассматриваются как основа формирования экологической культуры. Кроме того, в законе заданы общие ориентиры развития системы экологического образования и воспитания в образовательных учреждениях [1].
Сегодня, в эпоху переходного периода, развития духовного и интеллектуального потенциала страны особенно актуально обращение к собственному богатому наследию, сохранившемуся как в виде естественных, антропогенных и техногенных ландшафтов, так и памятников природы, особо охраняемых территорий, уникальных природных объектов.
В нашем понимании экологическая грамотность — это владение экологическими знаниями и умениями на основе которых формируется приверженность экологическим ценностям, а также умение применять экологические знания и правила в конкретных условиях, умение выявлять и решать экологические проблемы на своем уровне [2].
В Ленинградской области сложилась система экологического образования и воспитания молодежи в основе которой взаимодействие и взаимная заинтере-
сованность органов региональной власти, образовательных учреждений, подрастающего поколения и родителей. Поскольку, формирование экологической культуры начинается, как правило, в семье затем продолжается в школе и в системе дополнительного образования, а далее при получении профессии. Следует отметить многообразие не только участников региональной системы экологического образования и воспитания молодежи, но инновационный характер форм и методов работы с молодежью. В значительной мере этому процессу содействует Ленинградский государственный университет (ЛГУ) им. А. С. Пушкина, который является научно-педагогическим центром экологического образования и воспитания в регионе.
Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области в рамках государственной программы Ленинградской области «Охрана окружающей среды Ленинградской области», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 31.10.2013 г. № 368, осуществляются комплексные мероприятия, направленные на формирование экологической культуры у школьников Ленинградской области.
На протяжении 20 лет в целях воспитания у школьников бережного и ответственного отношения к окружающей среде, природному и культурному наследию в Ленинградской области реализуется проект «Поддержка экологического воспитания, образования и просвещения школьников Ленинградской области» (далее проект).
Более 15 лет работы по данному проекту в рамках государственного контракта осуществляет Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина.
Программа работ нацелена на изучение региональных особенностей природной среды и предусматривает осознанное участие молодежи в познавательных информационно-конкурсных мероприятиях и в практических природоохранных акциях.
Система непрерывною экологического образования и воспитания является важным звеном формирования представления об окружающем мире, целостного восприятия мира, природы и себя как ее части. Экологическое воспитание школьников направлено на формирование у них экологической культуры, сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов.
Работа по реализации проекта ведется по нескольким направлением. Программа работ по проекту включает организацию и проведение: образовательных экспедиций по экологии и краеведению, Областного экологического слета, конкурса «Лучшая экологическая школа Ленинградской области», а также подготовку и издание сборника «Труды школьников Ленинградской области по экологии и краеведению».
Целями проведения образовательных экспедиций по экологии и краеведению являются: изучение школьниками природного и культурного наследия Ленинградской области, знакомство с особо охраняемыми природными территориями Ленинградской области, изучение растительного и животного мира Ленинградской области, изучение экологического состояния компонентов природной среды Ленинградской области.
Ежегодно в летний период проводится 6 экспедиций продолжительностью 5 дней каждая. В экспедициях принимают участие не менее 180 школьников Ленинградской области ежегодно.
В ходе летних экспедиций формирование экологических знаний и умений происходит в условиях природной и образовательной среды, позволяющие сочетать индивидуальные и групповые формы познавательной деятельности и выстраивать творческое взаимодействие учащихся разных возрастных групп. В результате образовательных экспедиций по экологии и краеведению у школьников формируется ценностное отношение к окружающей среде на основе знаний, умений и практических исследовательских навыков. В образовательной части экспедиций изучение школьниками растительного и животного мира Ленинградской области, посещение наиболее интересных природных объектов. В результате участники приобретают навыки проведения экологического мониторинга водных объектов, атмосферного воздуха, изучения почвенного покрова и растительных сообществ, активно работают полевыми химическими тест-комплектами. Кроме навыков полевых экологических исследований формируются умения анализировать полученные результаты и делать выводы. В итоге полевых изысканий школьники под руководством педагогов и
ученых университета участвуют в подготовке ежегодного сборника «Труды школьников Ленинградской области по экологии и краеведению».
Решение задач экологического образования и просвещения школьников невозможно без повышения профессиональной компетентности педагогов. С целью формирование системы знаний о методике работы по экологическому воспитанию, образованию и просвещению со школьниками Ленинградской области и навыков их реализации в летних экологических экспедициях ежегодно в рамках проекта организуются курсы повышения квалификации педагогов по программе дополнительного образования «(Методика работы по экологическому воспитанию, образованию и просвещению школьников Ленинградской области в летнее время».
Важнымнаправлениемпроектаявляется организация и проведение областного экологического слеташкольников Ленинградской области. Слет проводится ежегодно и является комплексным мероприятием познавательно-обучающего и конкурсного характера, позволяющим выявить уровень научно-исследовательской и природоохранной деятельности школьников, а также оценить организацию эколого-просветительской работы в образовательных учреждениях Ленинградской области. Слет проводится на базе Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Ведущим мероприятием слета является конкурс «<Лучшая экологическая школа Ленинградской области», который проводится среди образовательных учреждений Ленинградской области, активно осуществляющих экологическое образование и воспитание школьников.
Конкурс является формой творческого обобщения и подведения итогов научно-исследовательской, природоохранной и эколого-просветительской работы общеобразовательных учреждений Ленинградской области.
Выполненные работы, направлены на формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Другим важным направлением в области экологического просвещения является создание и успешная работа при ЛГУ им. А. С. Пушкина Малой академия наук экологии, краеведения и туризма (МАНЭКТ). МАНЭКТ — добровольное творческое объединение учащихся, студентов и общественности (молодежи) Ленинградской области. В состав академии вошли молодые люди, ориентированные на совершенствование своих знаний, стремящиеся принять участие в научных исследованиях по изучению родного края, развивать свой интеллект и приобретать умения и навыки научно-исследовательской работы под руководством учителей, ученых, экологов, педагогов, инженеров и других специалистов. Академия создана в 2005 г. Учредителями МАНЭКТ являются: ЛГУ им. А. С. Пушкина; Санкт-Петербургский научный центр Ран (СПбНЦ РАН); Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу; Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области.
Это общественное объединение школьников, учителей, студентов и преподавателей Университета, осуществляющее совместную деятельность по экологическому просвещению учащихся и развитию их интеллектуально-творческого потенциала.
Цели общественной Академии состоят в привлечении широкого круга школьников, учащихся, студентов, молодежи Ленинградской области и Санкт-Петербурга совместно с учителями и преподавателями Университета к научно-практической деятельности в области экологии, охраны окружающей среды, изучения родного края, сохранения природного и культурного наследия с целью формирования экологически образованного, духовно развитого, способного принимать ответственные решения контингента молодежи, объединенного по интересам в общественную структуру [3].
МАНЭКТ осуществляет свою деятельность в форме:
• индивидуальной работы учащихся школ Ленинградской области под руководством специалистов на базе ЛГУ им. А.С. Пушкина;
• коллективной работы творческих групп учащихся под руководством специалистов с привлечением студентов старших курсов;
• эколого-краеведческих экспедиций;
• конференций, кинофестивалей, слетов и конкурсов с выставками творческих работ;
• сезонных научных школ и оздоровительных одно- и многопрофильных научных лагерей в каникулярное время;
• летней экологической практики учащихся и др;
• сотрудничества с организациями и специалистами, работающими в сфере экологии, природопользования, защиты окружающей среды;
Литература
1. Закон Ленинградской области от 18 июля 2016 г. № 62-оз. «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ленинградской области» URL: https://base.garant.ru/43411052/ 53925f69af584b25346d0c0b3ee74ea1/ (дата обращения 08.10.2022)
2. Комиссарова Т. С, Гаджиева Е. А, Тутынина Е. В. Экологическое просвещение школьников Ленинградской области: теория и практика.
• научно-методической, организационной и технической поддержки членам академии в целях выполнения ими возложенных на них обязанностей;
• участия в международных экологических акциях, конференциях, конкурсах, проектах.
В состав академии принимаются учащиеся, активно проявившие себя в изучении природного и культурного наследия родного края, участвующие в экологических и природоохранных мероприятиях, являющиеся победителями конкурсов, олимпиад, участниками конференций российского и областного уровней. Учащиеся, занимаясь исследовательской работой в области экологии, краеведения и туризма, совершенствуют свои знания, развивают умения, связанные с научным поиском. Такая исследовательская деятельность неизбежно приводит к определению сферы научных интересов, раскрытию способностей школьников в процессе активного познания, таким образом, способствует формированию их культуры. В настоящее время в составе академии состоит более 500 учащихся школ и воспитанников учреждений дополнительного образования
Все вышеперечисленные проекты, нацелены на формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой. Развитие экологического образования и воспитание, формирование у молодежи экологической культуры является одним из приоритетных направлений в системе образования Ленинградской области. Опыт региона показывает, что реализация концептуальных подходов экологического обучения и воспитания привела к становлению системы, нацеленной на формирование гармонично развитой личности, заинтересованной в сохранении природы родного края.
Лучшие практики экологического образования в интересах устойчивого развития. Монография. Сер. «Научные школы академии». Санкт-Петербург, 2018; 132-140.
3. Румянцев В. А, Комиссарова Т. С, Гаджиева Е. А. Малая академия наук как инновационный способ развития научно-исследовательских навыков у обучающихся. Экологическое равновесие: геоэкология, краеведение, туризм. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2017; 49-53.