Т. С. Комиссарова, Е. А. Гаджиева
Роль и опыт Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина в экологическом просвещении жителей Ленинградской области
Университет является уникальной системой, соединяющей в своем существовании во взаимодействии как научную мысль, знание, так и деятельность по профессиональной подготовке специалистов. Его роль невозможно переоценить в жизни региона, в формировании основной его ценности - человеческого ресурса.
Мы называем 2017 г. - Годом экологии, но каждый понимает, что это условность, и речь идет лишь об акценте на самой главной проблеме современности - необходимости воспитания у населения экологической культуры, об экологическом императиве. И это дело не года или нескольких лет, а периода всей жизни.
Двадцатый век оказался веком коренной ломки обычных представлений, фантастического взлета техники. Радио, ТВ, вычислительная техника, приручение ядерной энергии, генная инженерия, пластиковые материалы, протезы человеческих органов, технические новшества неузнаваемо изменили нашу жизнь, принесли блага, о которых наши предшественники не мечтали. Но возникли такие трудности, о которых никто и не предполагал. Главная из них - человечество обрело возможность самоуничтожения. Оно может произойти в одночасье, если разразится, например, ядерная война, а может превратиться в процесс медленной, мучительной деградации, если люди не научатся жить в гармонии с Природой, не перестанут загрязнять среду обитания, нерационально расходовать ресурсы, сокращать генофонд, уничтожать леса и т. п.
Невольно мы обращаемся к картине мира, места в ней человека, к устройству планеты. Из самых строгих расчетов мы знаем, что «никакие безотходные технологии и иные природоохранительные
W W ^ W W ^
действия при всей их абсолютной и жизненной необходимости сами по себе не способны решить проблему спасительного взаимоотношения Человека и Природы. При нынешней несбалансированности производства и потребления с естественными циклами биосферы подобные меры помогут лишь выиграть некоторое время для более радикальной перестройки, затрагивающей может быть и сами биосферные циклы» [2, с. 12].
К такой перестройке нельзя приступить без целостной концепции того, что мы называем место Человека во Вселенной. Этот фи-
I W ^ W W ^ W
лософский вопрос оборачивается самой прагматической проблемой -проблемой выбора стратегии человеческой деятельности, представления о плохом и хорошем, о критериях, которые и определят
выбор поведения человека. А это уже объект педагогического воздействия на личность, объект экологосообразного воспитания. Оказывается, рядом находятся философия и педагогика в определении стратегии воспитания личности.
Многолетний опыт неформального экологического просвещения показывает, что в таком случае можно надеяться на успех правильного выбора, если педагогика, экологическое просвещение займут свою нишу в деле формирования личности еще молодого человека, подростка, увлекут его творческим проблемным видением мира Природы и Человека - ее части. А университет будет играть свою роль научного и духовного-воспитательного регионального центра, а не только учебного заведения (к ЛГУ им. А. С. Пушкина это относится в полной мере, но об этом чуть позже).
В структуре современной экологической педагогики складываются (как и в общей педагогике) две основные, относительно самостоятельные и параллельно развиваемые теоретические области -теория экологического обучения (дидактика) и теория экологического воспитания.
При этом заметим, что если экологическое обучение было всегда и существует в различных формах и поныне, то экологизация обучения, неформальное экологическое образование, экологическое воспитание в активных его формах - ответное действие системы образования и воспитания на экологический кризис сегодняшнего дня.
Если достижения дидактики подкрепляются частными методиками преподавания, то теория экологического воспитания до сих пор остается не подкрепленной научным методическим аппаратом. Методологическое исследование теории и методики экологического воспитания представляет собой как бы вектор развития для экологической педагогики, который позволит ликвидировать существенный пробел в структуре педагогической науки: разрыв между теорией и практикой экологического воспитания. Практика экологического воспитания от системы образования в основном унаследовала организационный характер (школы, классы, группы), а в содержательном смысле (т. е. в тематике конкретной деятельности по воспитанию через практическое познание обучающимися экологических, географических закономерностей в условиях экспедиций, летних лагерей, полевых семинаров, школ в ООПТ и присвоение ими полученных знаний) имеет неорганизованный, стихийный характер, опирается на личный опыт руководителей экспедиций.
Она (тематика экологических экспедиций) предполагает свободу творчества, зависящую от географо-экологических условий местности, уровня подготовки и убеждений руководителя проекта и его коллег, приборно-лабораторной базы исследований, наконец от материального и финансового обеспечения самого процесса.
Другой вопрос, требующий исследования и ответа, который может послужить руководством к дальнейшему действию, - есть ли необходимость как-то организовывать, упорядочивать, регулировать процесс неформального экологического образования, получаемого в полевых условиях? Потому оно и неформальное, что свободно от регламента органов управления образованием, а в большинстве случаев имеет спонсоров из природоохранных структур.
На наш взгляд, управлять процессом экологического воспитания, конечно, необходимо, так как итогом любого действия предполагается получение результата, достижение цели, решение поставленной задачи. Но в данном случае сами «регуляторы» процесса также должны быть неформальными.
Обратимся к цели экологического воспитания. В общем виде это приобретение личностью навыков экологической культуры, т. е. культуры умения правильно (безвредно для себя и окружающих) жить в окружающем пространстве. В первую очередь речь идет о географическом пространстве, о территории - мозаике геосистем и экосистем. В каждом случае исследуется «своя» территория, частное географическое пространство, которое и является главным определяющим «регулятором» образовательной деятельности по экологическому, природосообразному просвещению. Только в натуре (или на натуральной модели) учитель, руководитель экспедиции может показать географические процессы, экологические связи, круговороты, антропогенное вмешательство и нарушение циклов. Намного повышает эффективность обучения владение педагогом проблемным подходом, умением создать проблемную ситуацию средствами проблемных заданий.
Понимание сущности процесса приведет в итоге к усвоению знания о нем учащимися, что в свою очередь является фундаментом для формирования личных убеждений, ценностей - основ экологической культуры.
Таким образом, речь идет о том, чтобы создать эколого-педагогические условия формирования основ экологической культуры, а не навязывать ее декларативно. Существенной определяющей частью этих условий и является изучаемое географическое пространство либо во всем его разнообразии, либо какая-либо его система, либо компонент. И, разумеется, к этому присовокупляются все остальные педагогические условия неформальной системы экологического воспитания.
Таким образом, мы вернулись к тезису о том, что регулятором процесса формирования экологической культуры, его обстоятельством являются возможности территории, которые познаются обучающимися под руководством учителя. Для каждого случая они неповторимы и оригинальны. Заметим, что использование природных ресурсов в хозяйстве относится к природопользованию (русское
название «природопользование» как нельзя лучше отражает сущность процесса).
Области научных интересов экологии и природопользования тесно перекрываются, сохраняя «ядра», присущие каждому направлению системы наук о территориальном устройстве общества, использовании природных ресурсов и экологическом благополучии, экологическом равновесии, устойчивом развитии системы «человек -общество - природа». Возникающие в связи с деятельностью человека проблемы выходят за рамки экологии как биологической науки, приобретают направленный социальный и политический характер.
Основной смысл современного научно-педагогического поиска заключается в выявлении и создании педагогических условий формирования экологической образованности как личностного качества.
Обратимся к комплексному опыту деятельности нашего университета как в части профессиональной подготовки студентов, так и неформального экологического просвещениея жителей Ленинградской области.
Анализ исследований в области экологического образования показал, что содержание и структура инноваций предопределены сложившимися противоречиями:
• существующей системой развития экологического образования и необходимостью формирования новых ценностных ориента-ций в отношениях человек - природа;
• наличием инновационных процессов в практике экологического образования и отсутствием достаточного уровня подготовленности педагога школы к осуществлению экологического образования;
• острой социальной потребностью воспитания ценностно-смыслового отношения к природе и потребительской сущностью современной индустриальной цивилизации и др.
Задача высшего образования - сформировать мировоззрение и культуру отношения к природе, опираясь на учение о биосфере и ее эволюционный переход в ноосферу. Сменяя антропоцентрические представления, приоритетной становится экоцентрическая ориентация. Исходя из такого подхода, организация образовательного процесса по направлению Экология и природопользование - это создание объективных и субъективных предпосылок для успешного развития экологического сознания.
В ЛГУ им. А.С. Пушкина разработаны учебные планы по двухуровневой системе подготовки по направлениям: Экология и природопользование, Педагогическое образование. В результате вуз участвует в подготовке бакалавров и магистров для системы образования и сферы природопользования. Реальным вкладом университета в решение проблемы подготовки кадров стало создание системы непрерывного экологического образования, качественное обучение студентов, проведение на высоком уровне научных иссле-
дований и подготовка специалистов по данному направлению. Система непрерывного экологического образования, включает довузовское, вузовское и послевузовское обучение. Довузовская ступень работает со школьниками, участвующими в летних экологических экспедициях, и с учащимися - действительными членами Малой академии наук экологии, краеведения и туризма при университете.
С 2002 г. ЛГУ им. А. С. Пушкина совместно с Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области успешно реализует проект «Поддержка экологического воспитания, образования и просвещения школьников Ленинградской области». Работы осуществляются в рамках государственного контракта.
Основные цели программы:
1) поддержка экологического образования, воспитания и просвещения школьников Ленинградской области;
2) воспитание у подростков ответственного отношения к окружающей среде, бережного и осознанного отношения к природным и культурным достопримечательностям Ленинградской области;
3) организация научно-исследовательской работы школьников в условиях неформального экологического образования в экспедициях, лагерях и на экологических акциях.
Работа по реализации проекта ведется по нескольким направлением и предполагает привлечение разных категорий участников.
Одно из направлений - проведение летних экологических экспедиций по экологии и краеведению на территориях Бокситогорско-го, Лодейнопольского, Приозерского, Волховского, Подпорожского муниципальных районов Ленинградской области .
Основные направления работы экспедиций:
- образовательная и научно-исследовательская деятельность;
- реализация культурно-оздоровительной программы;
- военно-патриотическое воспитание;
- туристская подготовка.
Научные исследования в экспедициях проводились по почвоведению с основами фитоценологии, общей энтомологии и лесопато-логии, гидрохимии, гидрологии, этнографии и т. п.
В результате освоения программ экспедиций у школьников сформирована система знаний, умений и владений по основам волонтёрского движения; экологического мониторинга; оценки биоразнообразия и процессов его деградации: снижение числа видов насекомых, птиц, травянистых и древесных растений; правилам поведения в лесу и в охранной зоне водоемов с учетом техники безопасности.
Традиционно в план экспедиций входит природоохранный блок, который включает в себя практические мероприятия, направленные на оздоровление особоохраняемых природных территорий - ареалов работы экспедиции: ограждение муравейников, посадка моло-
дых сосен и елей, расчистка троп и экологических маршрутов, уборка сушняка и порубочных остатков, уборка мусора.
Результаты полевых экспедиций легли в основу семи выпусков сборника «Трудов школьников Ленинградской области по экологии и краеведению».
Тематика работ, выполненных школьниками под руководством учёных факультета, была крайне разнообразна.
Экологические экспедиции способствуют формированию у школьников экологической культуры, этики поведения в природе.
Ещё одним направлением работы по реализации проекта «Поддержка экологического воспитания, образования и просвещения школьников Ленинградской области» является научно-методическая деятельность. В рамках данного направления проведены курсы повышения квалификации и семинары для руководителей и преподавателей, участвующих в проведении школьных полевых экологических экспедиций; подготовлены и опубликованы учебно-методические пособия для организации обучения школьников в условиях летних экологических экспедиций.
В рамках выполнения работ по контракту были изданы: •учебное пособие «Полевая геоэкология для школьников»; •методическое пособие «Изучение почвенно-растительного покрова и его экологического состояния»;
•учебное пособие «Методика и практика проведения школьных экологических экспедиций в Ленинградской области»;
•словарь-справочник для школьников «Природа Ленинградской области»;
•научно-методический журнал «География и экология в школе XXI века» (два выпуска);
•семь выпусков сборника «Труды школьников по экологии и краеведению».
В рамках третьего направления в университете проводится областной конкурс на лучшую экологическую школу Ленинградской области, а также и съезд Малой академии наук экологии, краеведения и туризма. В последние годы конкурс проводился в рамках двухдневного экологического слета на базе Института психологии и педагогики ЛГУ им. А. С. Пушкина в д. Горбунки. В программу слета, кроме конкурса «Лучшая экологическая школа Ленинградской области», были включены лекции и мастер-классы по экологической проблематике, олимпиада, выставка-фестиваль экологических проектов и достижений. Образовательные учреждения оформили и защитили свои выставочные стенды, на которых были представлены наиболее успешные и яркие программы и проекты, реализованные участниками за год.
Конкурс «Лучшая экологическая школа Ленинградской области» проходил по семи номинациям: «Ученые будущего», «Мой край -
55
моя забота», «Юные экологи-волонтёры - сверстникам и родителям», «Школа - центр экологического просвещения для жителей», «Рациональное использование ресурсов в школе и дома», «Экологическое образование - через всю жизнь школы», «Одна планета». Цель проведения конкурса - подведение итогов работы образовательных учреждений в сфере экологического волонтёрства, образования, воспитания и просвещения населения Ленинградской области и поощрение наиболее успешных участников полевых и камеральных исследований. Победители в каждой номинации награждаются ценными призами: лабораториями для полевых геоэкологических исследований, плазменными телевизорами, фотоаппаратами, компьютерами, другой оргтехникой.
Кроме того, более 100 представителей образовательных организаций Ленинградской области ежегодно принимают участие в семинаре по экологическому образованию по следующим направлениям:
•исследовательская деятельность учащихся; •волонтёрская деятельность учащихся; •практическая природоохранная деятельность учащихся; •общешкольные проекты и системы экологического образования в школах Ленинградской области.
Ученическое научное общество при ЛГУ им. А. С. Пушкина -Малая академия наук экологии и краеведения (МАНЭК) - было создано в 2005 г. Это добровольное творческое объединение старшеклассников, ориентированных на исследовательскую деятельность и стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки. МАНЭК должна была привлечь учащуюся молодежь (до 17 лет и младше) к активной творческой деятельности при различных учебных, образовательных, научно-исследовательских учреждениях и предприятиях под руководством заинтересованных специалистов (ученых, инженеров, аспирантов, студентов вузов и преподавателей различных образовательных учреждений).
Цель создания академии - объединение усилий ученых, учителей, студентов и школьников региона в проведении научно-исследовательских работ и природоохранной деятельности. В качестве приоритетных направлений её деятельности определены охрана окружающей среды, изучение особоохраняемых природных территорий и краеведение. В 2016 г. на очередном съезде было принято решение о расширении сферы деятельности ученического научного общества, что нашло свое отражение в новом названии -Малая академия наук экологии, краеведения и туризма.
В члены-корреспонденты академии принимаются учащиеся, активно проявившие себя в изучении природы родного края, участвующие в экологических и природоохранных мероприятиях, являющиеся победителями конкурсов, олимпиад, участниками кон-
56
ференций общероссийского и областного уровня. Учащиеся, занимаясь исследовательской работой экологической направленности, совершенствуют свои знания, развивают умения, связанные с научным поиском, учатся оценивать экологическую ситуацию в реальных условиях, выявляют причинно-следственные связи экологических явлений и процессов. Такая исследовательская деятельность неизбежно приводит к определению сферы научных интересов, раскрытию способностей школьников в процессе активного познания, таким образом, способствует формированию их экологической культуры.
Формирование экологической культуры старшеклассников в академии - комплексный, поэтапный процесс становления качеств молодого исследователя природы, который заключается в овладении учащимися знаниями по экологии, исследовательскими умениями, в воспитании культуры чувственных восприятий в отношении различных экологических ситуаций, формировании опыта природоохранной работы и выявлении индивидуальных образовательных продуктов.
В настоящее время в составе академии более 100 человек -учащихся школ и воспитанников учреждений дополнительного образования большинства муниципальных образований Ленинградской области.
Съезд Малой академии наук экологии и краеведения в отдельные годы проводился совместно с конкурсом «Лучшая экологическая школа Ленинградской области». Делегаты съезда приняли участие в выставке-фестивале школьных экологических программ и проектов, в работе жюри конкурса, обсудили наиболее успешные исследовательские работы и практические проекты школьников и студентов Ленинградской области. Благодаря одновременному проведению съезда и конкурса, делегаты съезда смогли обменяться опытом создания и реализации наиболее интересных эколого-образовательных проектов и обсудить перспективы работы академии на будущий год.
С целью информирования населения Ленинградской области о мероприятиях по экологическому образованию и воспитанию в регионе был подготовлен информационный сюжет, который вышел в эфир телеканала ЛОТ.
Многопрофильные экологические занятия проводятся со студентами университета. Им преподается не менее десятка различных дисциплин в этой области, по которым профессорско-преподавательским составом разработаны учебные пособия, включая тестовые задания, проводятся лабораторные занятия, а также осуществляются научно-исследовательские работы.
Послевузовское обучение осуществляется в рамках программ повышения квалификации по темам: «Методика работы по экологическому воспитанию, образованию и просвещению школьников Ле-
нинградской области в летнее время» и «Комплексные проблемы природопользования и экологическая безопасность территории».
Развитие экологического образования, формирование у молодежи экологической культуры является одним из приоритетных направлений в системе образования Ленинградской области.
И в заключение: наш опыт показывает, что образование всегда неотделимо от духовного формирования личности, от его общего культурного уровня.
Общий результат обучения должен быть один: духовное становление, - процесс образования человеческого в человеке - в школьнике, лицеисте, гимназисте, учащемся, студенте, аспиранте, поскольку духовность - его, человека, видовое качество. Представители различных мировоззренческих позиций единодушны и в том, что расценивают духовность как внутреннюю направленность на высшие ценности. Нравственность определяет психологический ресурс устойчивости человека против проявления зла и разрушения собственной природы. Камертоном нравственности для человека является совесть (внутренний голос).
Культуру, состояние духовности нельзя выучить как таблицу умножения. Этот опыт следует накопить, присвоить, а поскольку состояние нельзя воспитать, то имеет смысл говорить о педагогической поддержке и сопровождении внутренних свойств и личностных проявлений, которые сопутствуют и содействуют духовному развитию человека. Педагогически могут быть созданы лишь стимулы, рождающие личное стремление к самовоспитанию, а также условия, этому способствующие. Каждый учащийся находится на разной «стартовой» точке готовности к духовным и нравственным проявлениям. Стало быть, с помощью университета каждый может пройти сугубо индивидуальный путь духовного роста и воспитания нравственных качеств. Это обстоятельство наглядно свидетельствует о том, что университет не только высшее учебное заведение, но и открытый научный духовно-нравственный региональный центр.
Становление человека, путь к культуре в России рассматривались как дело всей жизни, а не короткого периода школьного, даже вузовского, обучения. Это согласовывается с мнением Платона о том, что пятьдесят лет жизни уходят на то, чтобы вырастить человека.
Список литературы
1. Гаджиева Е.А., Комиссарова Т.С. Педагогические условия формирования профессиональных и личностных качеств бакалавра, обучающегося по направлению Туризм // Экологическое равновесие: структура географического пространства: материалы VII междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. - С. 268-272.
2. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 351 с.