Научная статья на тему 'Общественно значимые аспекты взаимодействия ЛГУ им. А.С. Пушкина и Ленинградского областного отделения Русского географического общества'

Общественно значимые аспекты взаимодействия ЛГУ им. А.С. Пушкина и Ленинградского областного отделения Русского географического общества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
66
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественно значимые аспекты взаимодействия ЛГУ им. А.С. Пушкина и Ленинградского областного отделения Русского географического общества»

культурное наследие, его сохранение и популяризация: материалы VI между-нар. науч-практ. конф., 12 ноября 2015 г. - С. 208-211.

3. Angiosperm Phylogeny Website. // Режим доступа: http://www.mobot.org/MOBOT/Research/APweb/

4. OpenStreetMap. // Режим доступа: http://www.openstreetmap.org

5. QuantumGIS. // Режим доступа: http://www.qgis.org/ru/site/

Е. А. Гаджиева, А. Н. Трифонов, Т. С. Комиссарова, Н. И. Силина

Общественно значимые аспекты взаимодействия ЛГУ им. А.С. Пушкина и Ленинградского областного отделения Русского географического общества

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина - один из самых молодых вузов в Северо-Западном регионе Российской Федерации, успевший за относительно короткое время зарекомендовать себя в качестве одного из ведущих вузов страны.

Ленинградское областное отделение Русского географического общества (РГО) - одно из самых молодых отделений Общества, ведет работу по нескольким приоритетным направлениям: организация экспедиций по изучению географии и истории региона с привлечением к участию в них студентов и школьников, научно-просветительская и издательская деятельность.

В истории взаимодействия этих двух организации отмечается широкий спектр общественно значимых мероприятиях, многие из которых всецело отвечают задачам, поставленным перед ними. Наиболее активно и результативно организована работа по проведению летних экспедиций.

К примеру:

1. Начиная с 2012 г. студенты ЛГУ им. А.С. Пушкина принимают участие во всех экспедиционных мероприятиях, проводимых под эгидой РГО:

— 2012 г. - международная археолого-географическая экспедиция «Кызыл - Курагино» - один из наиболее крупных проектов Русского географического общества;

— 2013 г. - комплексная археолого-географическая экспедиция «Гогланд-2013» - изучение природных особенностей удаленных островов Финского залива, встреча с президентом Российской Федерации В.В. Путиным на объектах природы;

— 2014 г. - комплексная археолого-географическая экспедиция «Гогланд-2014» - детальное изучение геологического строения и ландшафтное районирование территории;

— 2015 г. - международная комплексная археолого-географическая экспедиция «Гогланд-2015» с участием студентов географического факультета Белградского университета (Республика Сербия);

— 2016 г. - международная геолого-географическая экспедиция на территории республики Сербия совместно со студентами географического факультета Белградского университета;

— 2017 г. - планируется совместная со студентами географического факультета Белградского университета (Республика Сербия) геолого-географическая экспедиция на территории Российской Федерации.

Все перечисленные виды работ всецело согласуются с основными задачами Русского географического общества, а также с задачами Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина по выполнению требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ.

Кроме того, проводимые исследования всецело соответствуют практическому выполнению задач, поставленных руководством страны по активному привлечению студенческой молодежи к научному творчеству в области географии и смежных отраслей знаний, к формированию базовой культуры личности гражданина Российской Федерации, любви к Родине, к бережному отношению к ее историческому и культурному наследию.

Результаты всех полевых студенческих исследований оформляются в виде отчетов по практикам, а также в виде публикаций научных материалов на проводимых студенческих конференциях, основными из которых являются «Лицейские чтения», а также конференции, проводимые другими вузами страны и общероссийской общественной организацией «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России - Интеграция» (всероссийский компонент). Некоторые основные результаты полевых практических исследований ложатся в основу написания выпускных квалификационных работ как на уровне бакалавриата, так и на уровне магистратуры. По результатам летних полевых исследований разработаны проекты экологических троп для образовательных учреждений Ленинградской области [4].

Другим перспективным направлением взаимодействия Ленинградского областного отделения РГО и ЛГУ им. А.С. Пушкина может стать работа по изучению и сохранению природного наследия своей территории.

Число и разнообразие объектов природного наследия Ленинградской области обусловлено геолого-географическими особенностями территории. Статус особо охраняемых природных объектов

(ООПТ) федерального, регионального и местного значения имеют 46 объектов общей 586 712,9 га [1].

Кроме ООПТ, находящихся в поле зрения молодых исследователей, существуют уникальные объекты природного наследия на уровне муниципальных образований, не имеющие статуса ООПТ: в зоне Балтийского щита (гора Двугорбая, остров Олений и др.); на побережье Финского залива в пределах Венд-кембрийской равнины (памятник природы «Поляна Бианки», Лоносовский район), гряда Коровий хребет (Волховский район), вдоль Балтийско-Ладожского уступа (родники Кипени, Ропши (Ломоносовский район)); обнажения пород ордовика в каньоне реки Сумы (Кингисеппский район); на западе и востоке Главного девонского поля (Карташевский ельник, валун Лунный Камень в Гатчинском районе), Нарвские водопады -Кренгольмский и Йоальский (г. Ивангород, Кингисеппский район), водопад на реке Кушелка (Сланцевский район) и др. [2].

Выявление таких объектов, изучение и сохранение может стать одним из общественно значимых аспектов взаимодействия Ленинградского областного отделения РГО и ЛГУ им. А.С. Пушкина.

Памятникам природы, не имеющим статуса ООПТ, может присваиваться статус «охраняемых территорий РГО», что позволит организовать силами студентов, преподавателей ЛГУ им. А.С. Пушкина совместно с обучающимися и учителями школ Ленинградской области инвентаризацию, мониторинг и популяризацию объектов природного наследия региона.

Объекты природного наследия, задействованные в экологическом просвещении населения, размещены на территории Ленинградской области неравномерно. Для их популяризации необходимо выделить объекты, которые по своему познавательному потенциалу, эстетической и духовной ценности, аттрактивности могут выступать в качестве узлов региональной учебно-образовательной сети объектов наследия [3].

Познавательный потенциал объектов природного наследия определяется информативностью и способностью открывать массовому посетителю новые уровни реальности, новые масштабы времени и пространства. Реализация познавательного потенциала объектов способствует развитию естественнонаучного мировоззрения и формированию объективной картины эволюции природы Земли, представлений о разнообразии сотворчества человека и природы. Эти знания необходимы для определения типичного и уникального в природных и культурных ландшафтах Ленинградской области, для экологического, эстетического и духовного воспитания молодого поколения и населения в целом [5].

Список литературы

1. Комиссарова Т.С., Гаджиева Е.А. ООПТ как ресурс экологического просвещения и духовно-нравственного воспитания населения // Экологическое равновесие: природное и историко-культурное наследие, его сохранение и популяризация: материалы VI междунар. науч.-практ. конф. - СПб., 2015.

2. Комисарова Т.С., Соколова А.А. Уникальные ландшафты Ленинградской области // География в шк. - 2003. - № 3.

3. Скворцов В.Н., Комиссарова Т.С. Теоретические основания и предполагаемые результаты концепции целевой программы «Сохранение и популяризация историко-культурного, духовного и природного наследия Ленинградской области на 2015-2020 гг.» // Сервису и туризму - инновационное развитие: материалы VII междунар. науч.-практ. конф. - СПб., 2015.

4. Соколова А.А., Гаджиева Е.А Информационная составляющая проекта школьной комплексной экологической тропы (на примере Ленинградской области) // География в шк. - 2013. - № 6.

5. Шкуропат С.Г. Проблема исследования взаимоотношения природы и общества в контексте историко-культурологического подхода //Экологическое равновесие: структура географического пространства: материалы VII междунар. науч.-практ. конф. 11 нояб. 2016 г. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016.

А. Н. Кадочников, А. С. Салакин

Экологические движения и гражданское общество в России:

история и современность

Первые из известных сведений о природоохранной деятельности содержатся в своде законов X в. «Русская правда». В это же время появляются первые охотничьи заповедники (например, Беловежская пуща). Царь Алексей Михайлович подписал более 80 указов о порядке охраны лесов и сенокосов, рыболовных и охотничьих угодий. Вокруг Москвы была установлена запретная для охоты зона.

Серьезный вклад в природоохранную деятельность внес император Петр Великий. Он устанавливал водоохранные зоны и предписал губернаторам организовывать лесопосадки в малолесных районах. Были дополнены указы царя Алексея Михайловича об ограничении и упорядочении охоты. Последние годы правления и жизни Петра I отмечены началом систематического изучения природы России. С появлением Академии наук связаны первые научные труды о необходимости полноценной природоохранной деятельности.

После смерти Петра I интерес к природоохранной деятельности заметно угас. Развивающаяся промышленность и торговля требовали все большего количества древесины. Бездумная вырубка лесов привела к уничтожению лесных угодий на площади около 67 млн га.

Возрождение активной природоохранной деятельности пришлось на конец XIX в. Под патронажем Императорского географи-

312

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.