Научная статья на тему 'Создание географической базы данных коллекции растений ботанического сада ЛГУ им. А.С. Пушкина'

Создание географической базы данных коллекции растений ботанического сада ЛГУ им. А.С. Пушкина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. В. Воропаева, Е. П. Кунаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание географической базы данных коллекции растений ботанического сада ЛГУ им. А.С. Пушкина»

за сортировку наиболее опасных отходов - лампочек, батареек и т. д.) в рамках данных мероприятий (отрицательное стимулирование в сфере экономии электроэнергии, воды и газа, впрочем, уже введено);

б) поощрение экологического активизма среди местных жителей в рамках существующих органов территориального общественного самоуправления: создание экологических советов территории, молодежных «зеленых» патрулей, проведение гражданских исследований качества городской среды;

в) поддержку создания социальных предприятий в сфере экологических городских инициатив, способствующих распространению ценностей экологичного образа жизни путем вовлечения молодых предпринимателей, осознающих выгоду экологичного поведения.

Таким образом, инициативы в сфере экологичного и устойчивого городского развития, поддержанные с помощью управленческих и гражданских механизмов, способны стать основой для превращения города в место, где природа и человек способны сосуществовать и развиваться.

Список литературы

1. Афанасьев К.С. Публичные пространства и концепция «экологически эффективного города» // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: IV междунар. науч.-практ. конф.: сб. ст. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова; отв. ред. Н.М. Космачёва. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014.

2. Глейзер Э. Триумф города: как наше величайшее изобретение делает нас богаче, умнее, экологичнее, здоровее и счастливее / пер. с англ. - М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2014. - 431 с.

3. Потапов А.И., Цыплакова Е.Г., Янкевич К.А. Основы защиты окружающей среды в мегаполисах: учеб. пособие. - СПб.: Политехника-принт, 2016. -320 с. ^

4. Соркин М. От Нью-Йорка к дарвинизму: формулы устойчивого урбанизма / пер. с англ. А. Романык. - URL.: http://www.accbud.ua/architecture/refleksii/ot-nju-jorka-k-darvinizmu--formuly-ustojchivogo-urbanizma (дата обращения: 01.02.2017).

5. Фюкс Р. Зеленая революция. Экономический рост без ущерба для экологии / пер. с нем. - М.: Альпина Нон-фикшн, 2015. - 330 с.

6. Owen D. Green Metropolis: Why Living Smaller, Living Closer, and Driving Less Are the Keys to Sustainability. - N.Y.: Riverhead books, 2011. - 368 p.

Е. В. Воропаева, Е. П. Кунаева

Создание географической базы данных коллекции растений ботанического сада ЛГУ им. А.С. Пушкина

Высшая школа на современном этапе включает использование в процессе подготовки бакалавров разных направлений электрон-

305

ных образовательных ресурсов, позволяющих осуществлять работу с базами данных, пространственным анализом и визуализацией объектов. Одним из компонентов такой системы является использование в преподавании электронного образовательного ресурса, выполненного с использованием географических информационных систем (ГИС).

Географическая информационная система (ГИС) - это компьютерная технология, применяемая для картирования объектов, включающая создание, хранение и редактирование материалов. Современные ГИС обеспечивают поиск, интерпретацию и демонстрацию необходимых географических данных. Применение ГИС на практических занятиях позволяет формировать у студентов способности к использованию современных методов и технологий обучения.

Целью нашей работы является создание электронного образовательного ресурса, - географической базы данных растений из коллекции Ботанического сада ЛГУ им. А.С. Пушкина с использованием свободной географической информационной системы с открытым кодом Quantum GIS [5].

Электронный образовательный ресурс по Ботаническому саду будет состоять из следующих компонентов:

— свободно редактируемая карта мира OpenStreetMap [4];

— географически привязанные ареалы растений коллекции ботанического сада;

— база данных растений (систематика и описание родов);

— фотографии объектов.

Все данные совмещаются в географической информационной системе QuantumGIS на основании географической привязки к территории произрастания объектов (система координат WGS 84).

Авторами составлен систематический список коллекций субтропических и тропических растений по системе APG III с описанием родов растений и географической привязкой ареалов объектов [3].

В настоящее время ботанический сад государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» входит в состав учебно-экспериментальной базы факультета естествознания, географии и туризма. Главными задачами его являются осуществление учебной и образовательной работы. Коллекция ботанического сада насчитывает около 400 видов и сортов растений из субтропических и тропических зон.

В саду представлены некоторые отделы высших растений -плауновидных (Lycopodiaphyta), папоротниковидных

(Polypodiophyta), гинкговых (Ginkgophyta), саговниковых (Cycadophyta), голосеменных (Pinophyta), покрытосеменных

(Angiospermae), что позволяет изучать классы, порядки, семейства, роды и виды.

Сад знакомит с культурными растениями, возделываемыми в тропических и субтропических регионах мира. В отделе субтропиков экспонируются цитрусовые (помело (Citrus maxima Merr.), цитрон (Citrus medica L.), апельсин (Citrus sinensis (L.) Osbeck), лимон (Citrus limon (L.) Osbeck), грейпфрут (Citrus paradisi Macfad.), мандарин Уншиу (Citrus retticulata Blanco var. Unshiu (Marc.) Hu), танжерин (Citrus reticulata Blanco var. Tangerine), лайм (Citrus aurantiifolia (Christm.) Swingle)), плодовые (мушмула японская (Eriobotrya japonica (Thunb.) Lindl.), фейхоа (Acca sellowiana (O. Berg) Burret), инжир (Ficus carica L.), гранат карликовый (Punica nana L.)), технические культуры (мирт обыкновенный (Myrtus communis L.), розмарин лекарственный (Rosmarinus officinalis L.), агава американская (Agave americana L.)). В экспозиции отдела тропиков представлены: папайя, или дынное дерево (Carica papaya L.), какао (Theobroma cacao L.), псидиум гуайява (Psidium guajava L.), кофе аравийский (Coffea arabica L.), банан райский или десертный (Musa paradisiaca L.), имбирь лекарственный (Zingiberofficinale Roscoe), папирус (Cyperus papyrus L.).

В саду имеется большая коллекция папоротников: асплениум (Asplenium L.), нефролепис (Nephrolepis Schott), адиантум (Adiantum L.), платицериум (Platicerium Desv), полиподиум (Polypodium L.), блехнум (Blechnum L.) и кактусов: литопс (Lithops N.E.Br.), опунция (Opuntia (Tourn.) Mill.), ферокактус (Ferocactus Britton & Rose), эхинокактус (Echinocactus Link & Otto), маммиллярия (Mammillaria Haw.) [1].

Наиболее многочисленны в коллекции представители следующих семейств: акантовые (Acanthaceae), аралиевые (Araliaceae), ароидные (Araceae), бромелиевые (Bromeliaceae), кактусовые (Cac-taceae), розовые (Rosaceae), пальмовые (Arecaceae), рутовые (Ru-taceae), орхидные (Orchidaceae), птерисовые (Pteridaceae), кипарисовые (Cupressaceae), кутровые (Apocynaceae), молочайные (Euphorbiaceae), толстянковые (Crassulaceae), спаржевые (Aspara-gaceae). В число основных объектов нашей работы вошли представители бб семейств из коллекции ботанического сада.

Разнообразие растений позволяет создать на базе ботанического сада электронный образовательный ресурс и использовать его на практических занятиях в соответствии с учебными планами профессиональной подготовки студентов по направлениям «Экология и природопользование», профиль «Экология»; «Педагогическое образование», профиль «География и биология»; «Ландшафтная архитектура», профиль «Декоративное растениеводство»; «Туризм», профиль «Технология и организация туроператорских и ту-рагентских услуг».

Применение ресурса будет осуществляться в рамках следующих дисциплин: направление «Экология и природопользование» -биогеография, биология, основы природопользования, охрана окружающей среды, общая экология, ресурсоведение; направление «Педагогическое образование» - ботаника, биогеография, физическая география материков и океанов, история географических открытий, историческая география, геоэкология и природопользование, методика создания зимнего школьного сада; направление «Ландшафтная архитектура» - ботаника, физиология растений, общая экология, экология растений, декоративное растениеводство, история создания культурных растений, растительный дизайн интерьеров; направление «Туризм» - география, всемирное природное и культурное наследие, туристская этнология, экология.

Наиболее полно данный электронный образовательный ресурс по ботаническому саду может использоваться на занятиях по дисциплине «Биогеография». На конкретных примерах бакалавры познакомятся с закономерностями географического распределения растений, жизненными формами и морфологическими особенностями растений различных биомов, биоразнообразием флористических областей тропической и субтропической зон [2]. На практических занятиях по ботанике планируется изучение морфологических особенностей представленных родов растений, их систематика (основные таксономические группы; порядки и семейства, представленные в тропической и субтропической зонах). В курсе «Растительный дизайн интерьеров» электронный образовательный ресурс поможет подобрать ассортимент для оформления зимнего сада и представить морфолого-биологические особенности растений, используемых в оформлении интерьеров помещений.

Кроме перечисленных дисциплин электронные образовательные ресурсы могут быть задействованы в подготовке и написании отчета по учебной полевой практике по географии растений, где приводится сравнительная характеристика морфофизиологических особенностей растений тропического и субтропического пояса.

Использование географических информационных систем позволяет решать целый ряд задач в образовательном процессе от интеграции знаний по разным дисциплинам до формирования компетенций.

Список литературы

1. Воропаева Е.В., Лебедева М.Ю. Биогеография. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. - 124 с.

2. Воропаева Е.В., Лебедева М.Ю. Использование образовательных ресурсов ботанического сада ЛГУ им. А.С. Пушкина в преподавании дисциплины «Биогеография» // Экологическое равновесие: природное и историко-

культурное наследие, его сохранение и популяризация: материалы VI между-нар. науч-практ. конф., 12 ноября 2015 г. - С. 208-211.

3. Angiosperm Phylogeny Website. // Режим доступа: http://www.mobot.org/MOBOT/Research/APweb/

4. OpenStreetMap. // Режим доступа: http://www.openstreetmap.org

5. QuantumGIS. // Режим доступа: http://www.qgis.org/ru/site/

Е. А. Гаджиева, А. Н. Трифонов, Т. С. Комиссарова, Н. И. Силина

Общественно значимые аспекты взаимодействия ЛГУ им. А.С. Пушкина и Ленинградского областного отделения Русского географического общества

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина - один из самых молодых вузов в Северо-Западном регионе Российской Федерации, успевший за относительно короткое время зарекомендовать себя в качестве одного из ведущих вузов страны.

Ленинградское областное отделение Русского географического общества (РГО) - одно из самых молодых отделений Общества, ведет работу по нескольким приоритетным направлениям: организация экспедиций по изучению географии и истории региона с привлечением к участию в них студентов и школьников, научно-просветительская и издательская деятельность.

В истории взаимодействия этих двух организации отмечается широкий спектр общественно значимых мероприятиях, многие из которых всецело отвечают задачам, поставленным перед ними. Наиболее активно и результативно организована работа по проведению летних экспедиций.

К примеру:

1. Начиная с 2012 г. студенты ЛГУ им. А.С. Пушкина принимают участие во всех экспедиционных мероприятиях, проводимых под эгидой РГО:

— 2012 г. - международная археолого-географическая экспедиция «Кызыл - Курагино» - один из наиболее крупных проектов Русского географического общества;

— 2013 г. - комплексная археолого-географическая экспедиция «Гогланд-2013» - изучение природных особенностей удаленных островов Финского залива, встреча с президентом Российской Федерации В.В. Путиным на объектах природы;

— 2014 г. - комплексная археолого-географическая экспедиция «Гогланд-2014» - детальное изучение геологического строения и ландшафтное районирование территории;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.