Научная статья на тему 'О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН «О ЯЗЫКАХ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»'

О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН «О ЯЗЫКАХ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Башкортостан / Российская Федерация / Конституция Российской Федерации / Конституция Республики Башкортостан / Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» / Republic of Bashkortostan / Russian Federation / Constitution of Russian Federation / Constitution of Republic of Bashkortostan / Law of Republic of Bashkortostan "On languages of backgammon of Republic of Bashkortostan"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Самситова Луиза Хамзиновна

В статье обобщен материал по реализации Закона РБ «О языках народов РБ». Отмечено, что законодательство Республики Башкортостан о языках народов Республики Башкортостан основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и Республики Башкортостан и состоит из настоящего Закона, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан. Государственными языками Республики Башкортостан являются башкирский и русский языки. Органы государственной власти Республики Башкортостан обеспечивают равноправное функционирование как государственных языков, так и создают условия для сохранения и развития языков народов и этнических групп, компактно проживающих на территории Республики Башкортостан, содействуют изучению башкирского языка башкирским населением за пределами Республики Башкортостан. Преподавание государственных и иных языков в Республике Башкортостан осуществляется в соответствии с законодательством Республики Башкортостан об образовании. В статье значительное внимание уделяется вопросу полилингвальной личности. В условиях полиэтнического региона одной из важнейших проблем является проблема формирования полилингвальной личности, которая в системе национального образования осуществляется в процессе изучения родного и других языков в школе и в вузе. Обосновывается мысль о том, что в целях реализации Закона РБ «О языках народов РБ» в республике проводится большая работа по возрождению национальной культуры, обычаев, традиций народов РБ. В соответствии с этим законом строится языковая политика Республики Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Самситова Луиза Хамзиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPLEMENTATION OF THE LAW OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN “ON THE LANGUAGES OF THE PEOPLES OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN”

The article summarizes the material on the implementation of the Law of the Republic of Bashkortostan “On the languages of the peoples of the Republic of Bashkortostan”. It is noted that the legislation of the Republic of Bashkortostan on the languages of the peoples of the Republic of Bashkortostan is based on the Constitution of the Russian Federation, the Constitution of the Republic of Bashkortostan, generally recognized principles and norms of international law, international treaties of the Russian Federation and the Republic of Bashkortostan and consists of this Law, laws and other regulatory legal acts of the Republic of Bashkortostan. The official languages of the Republic of Bashkortostan are Bashkir and Russian. The state authorities of the Republic of Bashkortostan ensure the equal functioning of both state languages, and create conditions for the preservation and development of the languages of peoples and ethnic groups living compactly on the territory of the Republic of Bashkortostan, and promote the study of the Bashkir language by the Bashkir population outside the Republic of Bashkortostan. The teaching of state and other languages in the Republic of Bashkortostan is carried out in accordance with the legislation of the Republic of Bashkortostan on education. The article pays significant attention to the issue of multilingual personality. In the context of a multiethnic region, one of the most important problems is the formation of a multilingual personality, which in the national education system is carried out in the process of studying native and other languages at school and at university. The idea is substantiated that in order to implement the Law of the Republic of Bashkortostan “On the languages of the peoples of the Republic of Bashkortostan,” a lot of work is being done in the republic to revive the national culture, customs, and traditions of the peoples of the Republic of Bashkortostan. In accordance with this law, the language policy of the Republic of Bashkortostan is built.

Текст научной работы на тему «О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН «О ЯЗЫКАХ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

¿fc ^ ¿J^ ¿.т^ лй. л;?, ¿т^ ¿1?. лм. лтг. ¿у* ^ лте. ^ ¿у. ¿^/.¿Yz j^Si i'tit i'T^ \ л;, л»?. ¿т«. ¿j^ ¿^г.

DOI 10.24412/2223-0564-2024-1-45-50 Л.Х. Самситова УДК 8Г272

О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН «О ЯЗЫКАХ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

Аннотация

В статье обобщен материал по реализации Закона РБ «О языках народов РБ». Отмечено, что законодательство Республики Башкортостан о языках народов Республики Башкортостан основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и Республики Башкортостан и состоит из настоящего Закона, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан. Государственными языками Республики Башкортостан являются башкирский и русский языки. Органы государственной власти Республики Башкортостан обеспечивают равноправное функционирование как государственных языков, так и создают условия для сохранения и развития языков народов и этнических групп, компактно проживающих на территории Республики Башкортостан, содействуют изучению башкирского языка башкирским населением за пределами Республики Башкортостан. Преподавание государственных и иных языков в Республике Башкортостан осуществляется в соответствии с законодательством Республики Башкортостан об образовании. В статье значительное внимание уделяется вопросу полилингвальной личности. В условиях полиэтнического региона одной из важнейших проблем является проблема формирования полилингвальной личности, которая в системе национального образования осуществляется в процессе изучения родного и других языков в школе и в вузе. Обосновывается мысль о том, что в целях реализации Закона РБ «О языках народов РБ» в республике проводится большая работа по возрождению национальной культуры, обычаев, традиций народов РБ. В соответствии с этим законом строится языковая политика РБ.

Ключевые слова: Республика Башкортостан, Российская Федерация, Конституция РФ, Конституция РБ, Закон РБ «О языках народов Республики Башкортостан»

Luiza Kh. Samsitova

ON THE IMPLEMENTATION OF THE LAW OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN "ON THE LANGUAGES OF THE PEOPLES OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN"

Abstract

The article summarizes the material on the implementation of the Law of the Republic of Bashkortostan "On the languages of the peoples of the Republic of Bashkortostan". It is noted that the legislation of the Republic of Bashkortostan on the languages of the peoples of the Republic of Bashkortostan is based on the Constitution of

Самситова Луиза Хамзиновна, доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Институт стратегических исследований государственного бюджетного научного учреждения «Академия наук Республики Башкортостан» (Уфа), е-mail: luiza_sam@mail.ru

Luiza Kh. Samsitova, Dr. Sci. (Philology), chief researcher, the Institute of Strategic Studies of the state budgetary scientific institution "Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan " (Ufa), e-mail: luiza_sam@mail.ru

the Russian Federation, the Constitution of the Republic of Bashkortostan, generally recognized principles and norms of international law, international treaties of the Russian Federation and the Republic of Bashkortostan and consists of this Law, laws and other regulatory legal acts of the Republic of Bashkortostan. The official languages of the Republic of Bashkortostan are Bashkir and Russian. The state authorities of the Republic of Bashkortostan ensure the equal functioning of both state languages, and create conditions for the preservation and development of the languages of peoples and ethnic groups living compactly on the territory of the Republic of Bashkortostan, and promote the study of the Bashkir language by the Bashkir population outside the Republic of Bashkortostan. The teaching of state and other languages in the Republic of Bashkortostan is carried out in accordance with the legislation of the Republic of Bashkortostan on education. The article pays significant attention to the issue of multilingual personality. In the context of a multiethnic region, one of the most important problems is the formation of a multilingual personality, which in the national education system is carried out in the process of studying native and other languages at school and at university. The idea is substantiated that in order to implement the Law of the Republic of Bashkortostan "On the languages of the peoples of the Republic of Bashkortostan," a lot of work is being done in the republic to revive the national culture, customs, and traditions of the peoples of the Republic of Bashkortostan. In accordance with this law, the language policy of the Republic of Bashkortostan is built.

Key words: Republic of Bashkortostan, Russian Federation, Constitution of Russian Federation, Constitution of Republic of Bashkortostan, Law of Republic of Bashkortostan «On languages of backgammon of Republic of Bashkortostan»

Введение. Закон Республики Башкортостан № 216-з "О языках народов Республики Башкортостан" подписан Президентом М.Г. Рахимовым 15 февраля 1999 г., принят Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 21 января 1999 г., одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан 5 февраля 1999 г. Настоящий Закон определяет условия сохранения и равноправного развития языков народов Республики Башкортостан. Государство на всей территории Республики Башкортостан способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия. В Республике Башкортостан недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства о языках народов Республики Башкортостан. Законодательство Республики Башкортостан о языках народов Республики Башкортостан основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и Республики Башкортостан и состоит из настоящего Закона, законов и иных нормативных правовых актов Республики

Башкортостан. Республика Башкортостан гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения.

Основная часть. Государственными языками Республики Башкортостан являются башкирский и русский языки, которые были зафиксированы в статье 3 главы 1 «Общие положения» Закона РБ «О языках народов РБ»: «Статья 3. Правовое положение языков... 1. Государственными языками Республики Башкортостан на всей ее территории являются башкирский и русский языки: башкирский язык как язык башкирской нации, реализовавшей свое право на самоопределение. Русский язык как государственный язык Российской Федерации.» [10, с. 34].

Органы государственной власти Республики Башкортостан обеспечивают равноправное функционирование, как государственных языков, так и создают условия для сохранения и развития языков народов и этнических групп, компактно проживающих на территории Республики Башкортостан, содействуют изучению башкирского языка башкирским населением за пределами Республики Башкортостан. Правительством Республики Башкортостан утверждаются республиканские целевые программы по сохранению и развитию языков народов РБ, которые реализуются органами исполнительной власти РБ.

Граждане имеют право на выбор языка воспитания и обучения в пределах возможностей, предоставляемых республиканской системой образования. Граждане имеют право на получение среднего (полного) общего образования на родном языке (в ред. Закона РБ от 05.04.2004 № 74-з).

Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также созданием условий для их функционирования (в ред. Закона РБ от 05.04.2004 № 74-з).

В органах государственной власти Республики Башкортостан и органах местного самоуправления, государственных учреждениях Республики Башкортостан наряду с русским языком может употребляться башкирский язык (в ред. Законов РБ от 01.03.2002 N 297-з, от 17.03.2003 № 482-з).

Согласно решению Госсобрания - Курултая Республики Башкортостан, с сентября 2006 г. башкирский язык как государственный начал изучаться во всех школах республики. В связи с этим начинают активно решаться проблемы: обеспечение школ учителями башкирского языка, владеющими методикой преподавания в условиях башкирско-русского двуязычия, издание учебников, учебных пособий, программ, разговорников, словарей, методических рекомендаций и выпуска электронных учебников. Была выработана методика преподавания башкирскогоязыкакакгосударственногоиродного в общеобразовательных и образовательных организациях Республики Башкортостан.

В учебные планы школ и вузов был включен региональный компонент, который стал приоритетным и включал в себя регионально-страноведческую информацию социально-культурной направленности. Например, в этом плане большой интерес представляют произведения русских писателей о Башкортостане («Башкирия в русской литературе» в шести томах), где всесторонне раскрылись история, быт, обычаи, искусство, культура, менталитет башкирского народа. На базе текстов формируется этнолингвокультурологическая компетенция обучающихся, воспитываются нравственно-патриотические чувства, толерантность по отношению к представителям другой нации. Воспитывая межнациональную толерантность, многие педагогические коллективы стремились

к тому, чтобы каждый обучающийся знал язык, литературу, историю, традиции своего народа, образа жизни своих предков, мог передавать и перенимать все лучшее, что создано каждым народом. На филологических факультетах вузов республики большое внимание уделяется изучению особенностей функционирования башкирского и русского языков как государственных языков Республики Башкортостан. С этой целью в районы республики организуются фольклорные экспедиции, диалектологическая практика, педагогическая практика в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан. Студенты вузов проходят практику в педагогических колледжах, школах, лицеях, гимназиях. Таким образом, осуществляется непосредственная связь: школа - колледж - вуз [6, с. 125].

Преподаваниегосударственныхииныхязыков в Республике Башкортостан осуществляется в соответствии с законодательством Республики Башкортостан об образовании. В общеобразовательных организациях республики обучение ведется на 6 языках: русском, башкирском, татарском, чувашском, удмуртском, марийском. 10 языков изучаются как родные: русский, башкирский, татарский, чувашский, марийский, удмуртский, мордовский, украинский, немецкий и белорусский. В системе дополнительного образования обучающиеся изучают 9 родных языков: башкирский, татарский, чувашский, марийский, украинский, польский, армянский, немецкий, иврит. Кроме того, проводится целенаправленная работа по приобщению детей в условиях семьи к языковым и культурным традициям своего народа. В целях этнокультурного просвещения и нравственного воспитания открываются воскресные школы. Педагогические кадры для работы в общеобразовательных организациях готовят 2 вуза республики: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфимский университет науки и технологий и его филиалы (Стерлитамакский филиал УУНиТ, Сибайский институт (филиал) УУНиТ, Бирский филиал УУНиТ). Таким образом, республика обеспечивает школу квалифицированными кадрами для обучения государственным и родным языкам Республики Башкортостан.

Согласно Конституции Республики Башкортостан, Законов Республики Башкортостан «Об образовании», «О языках народов

Республики Башкортостан», система образования и в школах, и в вузах ориентирована на создание богатой этнокультурной среды, формирование в сознании обучающихся духовно-нравственных ценностей, воспитание на основе принципов толерантности, пробуждение интереса к диалогу языков и культур.

В условиях полиэтнического региона одной из важнейших проблем является проблема формирования полилингвальной личности, которая в системе национального образования осуществляется в процессе изучения родного и других языков в школе и в вузе. Важным для методики обучения неродному языку является учет системы изучаемого языка по отношению к русскому, сопоставительно-типологических сходств и различий. Здесь особое внимание обращается на необходимость формирования лингвокультурологической компетенции и диалога культур. Это предполагает, что каждый отдельно взятый язык необходимо изучать не только как средство общения, но и как хранилище культурного наследия его создателей и носителей. В Послании первого Президента Республики Башкортостан М.Г. Рахимова отмечено, что «знание родного, русского и иностранных языков является ключом к формированию духовного мира гражданина Башкортостана XXI века, обогащенного ценностями не только мировой, но и национальной культуры, способного к восприятию вековых национальных традиций и народной мудрости предшествовавших поколений». Как верно отмечает академик М.В. Зайнуллин: «Люди, владеющие многими языками, хорошо знают культуру, историю, быт, национальные традиции народов и с уважением и терпимостью относятся к другим этносам» [4, с. 10].

Одним из требований ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности обучающихся, соответствующей современным социальным требованиям. Сущность этих требований состоит в том, чтобы человек был способен внести вклад в решение глобальных проблем развития общества. Для этого человек должен обладать соответствующей компетентностью, способностью к

самореализации и самоактуализации. Для него должны быть созданы необходимые условия для личностного и профессионального

развития. В рамках углубленного языкового образования такие условия складываются в процессе обучения на полилингвальной основе. В связи с этим в республике активно развивается сеть полилингвальных гимназий с углубленным изучением родных языков народов Башкортостана. Поставлена задача построить инновационную систему образования, которая учитывает национальные и этнокультурные особенности региона. Ведется работа по созданию полилингвальных гимназий с обучением не только башкирскому, но и татарскому, марийскому и чувашскому языкам.

В полилингвальных школах особое внимание и значение уделяется вопросу интегрированного изучения родного, русского, иностранного языков и культур, повышается роль дисциплин, обеспечивающих языковую и лингвокультурологическую грамотность обучающихся. Об этом свидетельствует реализация лингвокультурологических концепций Л.Г. Саяховой ("Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку и учебники нового поколения. Методическое руководство для учителей русского языка (5 - 11 классы)") [8] и Л.Х. Самситовой («Лингвокультурологическая концепция обучения башкирскому языку и родным языкам в образовательных учреждениях Республики Башкортостан») [4], которые раскрывают объективную связь с человеком, языком и культурой как системой ценностей и дают возможность развития личности обучающегося через присвоение общекультурных ценностей, понимание норм, традиций и творческого наследия иной лингвокультуры, отраженной в национальном языке [11, с. 13].

В рамках выполнения Президентской программы «Одаренные дети» ежегодно проводятся районные, городские, республиканские, региональные олимпиады среди обучающихся, республиканский конкурс юных сказителей по эпосу «Урал батыр», республиканский и региональный конкурс «Учитель года» и т.д.

Президентом Республики Башкортостан М.Г. Рахимовым 4 мая 1999 г. подписан указ № УП-243 "О реализации Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан»", согласно которому постановлялось, для реализации закона о языках образовать Комиссию при Правительстве Республики Башкортостан с Терминологической и

Топонимической службами во главе с премьер-министром Правительства РБ. 31 декабря 1999 г. Постановление КМ РБ "О Комиссии при Правительстве Республики Башкортостан" № 411утверждено. Отмечено, что Комиссия в своем составе создает Терминологическую и Топонимическую службы (пункт 1.3.), а также другие рабочие группы, способствующие реализации Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан».

Терминологическая служба Комиссии при Правительстве Республики Башкортостан по реализации Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» образована в августе 1954 г. как Терминологическая комиссия при Президиуме ВС БАССР (с декабря 1994 г. при Президенте РБ). С 1999 г. полномочия Терминологической комиссии возложены на Комиссию при Кабинете Министров Республики Башкортостан (с 2002 г. -при Правительстве РБ) по реализации Закона РБ «О языках народов Республики Башкортостан» (с Терминологической и Топонимической службами) во главе с Премьер-министром Правительства Республики Башкортостан. Основные направления деятельности: контроль состояния и перспектив развития, унификация существующей и утверждение новой терминологии, систематический анализ терминопользования на страницах печати и других литературных изданий на башкирском языке, в учреждениях культуры и искусства, оказание методической помощи составителям терминологических словарей, оформителям вывесок, изготовителям штампов, бланков, печатей.

В республике создан Фонд по сохранению и развитию башкирского языка. Цель Фонда -поддержка гражданских инициатив по сохранению и развитию языка, реализация проектов, направленных на популяризацию башкирского языка среди всех возрастных групп населения. Проекты фонда рассчитаны на широкую зрительскую аудиторию.

Заключение. В целях реализации Закона Республики Башкортостан «О языках народов РБ» в республике проводится большая работа по возрождению национальной культуры, обычаев, традиций народов РБ. В соответствии с этим законом строится языковая политика РБ. Проведение таких мероприятий, как День национального костюма, Международный день родного языка, Международный диктант

по башкирскому языку, конкурс исполнителей сказок народов мира на башкирском языке «Ьаумы, 1таумы, экиэт!» («Здравствуй, здравствуй, сказка!») и др. являются важным источником реализации Закона РБ «О языках народов РБ».

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Республики Башкортостан от 15 февраля 1999 г. № 216-з «О языках народов Республики Башкортостан».

2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации».

3. Зайнуллин М.В., Самситова Л.Х. О концепции преподавания башкирского языка в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан // Современные проблемы башкирской и тюркской филологии и филологического образования: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию д.ф.н., профессора К.Г. Ишбаева. Стерлитамак, 2012. С. 18 - 20.

4. Самситова Л.Х. Лингвокультурологическая концепция обучения башкирскому языку и родным языкам в образовательных учреждениях Республики Башкортостан. Уфа: Китап, 2010. 24 с.

5. Самситова Л.Х. Диалог языков и культур в полиэтнической среде // Гуманитарная миссия обществознания на пороге нового индустриального общества: Уфимский гуманитарный научный форум. 30 июня - 1 июля 2020 г. Уфа: ИСИ, 2020. С.446 - 452.

6. Самситова Л.Х. Лингвокультурологические проблемы образования // Образование в пространстве вуза и школы: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции. 29 октября 2022 г. Стерлитамак, 2022. С. 124 - 131.

7. Самситова Л.Х., Иксанова Р.М., Самситова Р.И. Роль лингвокультурологической концепции обучения языкам в профессиональном становлении будущего учителя полилингвальной школы // Теоретико-методические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности: Коллективная монография. Книга 7 / Отв. ред. Л.Б. Абдуллина. Стерлитамак, 2022. С. 11 - 25.

8. Саяхова Л.Г. Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку и учебники нового поколения: Методическое руководство для учителей русского языка (5-11 классы). Уфа: Китап, 2006. 224 с.

9. Указ от 4 мая 1999 года №УП-243 О реализации Закона Республики Башкортостан "О языках народов Республики Башкортостан" (с изменениями на 20 октября 2003 года).

10. Хисамитдинова Ф.Г. О реализации Закона РБ «О языках народов РБ». Уфа, 2003. 80 с.

REFERENCES

1. Zakon Respubliki Bashkortostan ot 15 fevralya 1999 g. № 216-z «O yazykah narodov Respubliki Bashkortostan» [Law of the Republic of Bashkortostan dated February 15, 1999 No. 216-z "On the languages of the peoples of the Republic of Bashkortostan"]. (in Russian).

2. Zakon Rossijskoj Federacii ot 25 oktyabrya 1991 g. № 1807-1 «O yazykah narodov Rossijskoj Federacii» [Law of the Russian Federation of October 25, 1991 No. 1807-1 "On the languages of the peoples of the Russian Federation"]. (in Russian).

3. Zajnullin, M.V., Samsitova, L.H. O koncepcii prepodavaniya bashkirskogo yazyka v obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah Respubliki Bashkortostan [On the concept of teaching the Bashkir language in educational institutions of the Republic of Bashkortostan]. In: Sovremennye problemy bashkirskoj i tyurkskoj filologii i filologicheskogo obrazovaniya: Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 75-letiyu d.f.n., professora K.G. Ishbaeva [Modern problems of Bashkir and Turkic philology and philological education: Collection of materials of the International scientific and practical conference dedicated to the 75th anniversary of Doctor of Philological Sciences, Professor K.G. Ishbaeva]. Sterlitamak, 2012. P. 18 -20. (in Russian).

4. Samsitova, L.H. Lingvokul'turologicheskaya koncepciya obucheniya bashkirskomu yazyku i rodnym yazykam v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah Respubliki Bashkortostan [Linguistic and cultural concept of teaching the Bashkir language and native languages in educational institutions of the Republic of Bashkortostan]. Ufa: Kitap, 2010. 24 p. (in Russian).

5. Samsitova, L.H. Dialog yazykov i kul'tur v polietnicheskoj srede [Dialogue of languages and cultures in a multiethnic environment]. In: Gumanitarnaya missiya obshchestvoznaniya na poroge novogo industrial'nogo obshchestva: Ufimskij

gumanitarnyj nauchnyj forum. 30 iyunya - 1 iyulya 2020 g. [Humanitarian mission of social science on the threshold of a new industrial society: Ufa Humanitarian Scientific Forum. June 30 - July 1, 2020]. Ufa, 2020. P. 446 - 452. (in Russian).

6 Samsitova, L.H. Lingvokul'turologicheskie problemy obrazovaniya [Linguistic and cultural problems of education]. In: Obrazovanie v prostranstve vuza i shkoly: opyt, problemy, perspektivy: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 29 oktyabrya 2022 g. [Education in the space of universities and schools: experience, problems, prospects: Materials of the International Scientific and Practical Conference. October 29, 2022]. Sterlitamak, 2022. P. 124 - 131. (in Russian).

7. Samsitova, L.H., Iksanova, R.M., Samsitova, R.I. Rol' lingvokul'turologicheskoj koncepcii obucheniya yazykam v professional'nom stanovlenii budushchego uchitelya polilingval'noj shkoly [The role of the linguocultural concept of language teaching in the professional development of a future teacher of a multilingual school]. In: Teoretiko-metodicheskie osnovy podgotovki studentov k professional'noj deyatel'nosti [Theoretical and methodological foundations of preparing students for professional activities]. Book 7. Sterlitamak, 2022. P. 11 - 25. (in Russian).

8. Sayahova, L.G. Lingvokul'turologicheskaya koncepciya obucheniya russkomu yazyku i uchebniki novogo pokoleniya: Metodicheskoe rukovodstvo dlya uchitelej russkogo yazyka (5 - 11 klassy) [Linguistic and cultural concept of teaching the Russian language and textbooks of the new generation: Methodological guidance for teachers of the Russian language (grades 5 - 11)]. Ufa: Kitap, 2006. 224 p. (in Russian).

9. Ukaz ot 4 maya 1999goda№UP-243 O realizacii Zakona Respubliki Bashkortostan "O yazykah narodov Respubliki Bashkortostan" (s izmeneniyami na 20 oktyabrya 2003 goda) [Decree of May 4, 1999 No. UP-243 On the implementation of the Law of the Republic of Bashkortostan "On the languages of the peoples of the Republic of Bashkortostan" (as amended on October 20, 2003)].

10. Hisamitdinova, F.G. O realizacii Zakona RB «O yazykah narodov RB» [On the implementation of the Law of the Republic of Belarus "On the languages of the peoples of the Republic of Bashkortostan"]. Ufa, 2003. 80 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.