Научная статья на тему 'О ПОЛИЛИНГВАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН'

О ПОЛИЛИНГВАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социолингвистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЯЗЫК / БИЛИНГВИЗМ / ПОЛИЛИНГВИЗМ / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛИЛИНГВАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Искужина Наиля Г., Шайхисламова Зубаржат Ф.

В данной статье рассмотриваются вопросы, связанные с функционированием полилингвальных школ, и изложены некоторые результаты полилингвального образования в Республике Башкортостан. Подчеркивается, что Концепция национального образования Республики Башкортостан ориентирована на актуализацию воспитательного, образовательного и развивающего потенциалов национального образования как органичной части российского образовательного пространства и направлена на повышение качества образования. Раскрывается значение внедрения полилингвального образования в Башкортостане, как и в других регионах Российской Федерации, которое составляет основу интеграционных процессов в современном мире. При этом сфера образования рассматривается как наиболее социально значимая сфера для языкового развития, поскольку именно в ней формируется языковая компетенция носителя языка/языков. Отмечается, что особенностью языковой ситуации Башкортостана является владение подавляющего числа местного населения двумя или тремя языками и поэтому не вызывает сомнения перспектива дальнейшего развития полилингвального образовательного пространства. В этом контексте особый интерес представляет задача реализации идеи многоязычия конкретной личности. Проблема распространения билингвизма со вторым - тюркским - компонентом (башкирским / татарским языками) в республике остается актуальной, поскольку он обусловлен рациональными и эмоциональными потребностями и является доказательством равноправия языков и гармонии в процессе двуязычия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT MULTILINGUAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

This article considers issues related to the functioning of multilingual schools and outlines some of the results of multilingual education in the Republic of Bashkortostan. It is emphasized that the Concept of national education of the Republic of Bashkortostan is focused on the actualization of the educatory, educational and developmental potentials of national education as an organic part of the Russian educational space and is aimed at improving the quality of education. The significance of the introduction of multilingual education in Bashkortostan, as well as in other regions of the Russian Federation, which forms the basis of integration processes in the modern world, is revealed. At the same time, the sphere of education is considered as the most socially significant sphere for language development, since it is in it that the language competence of a native speaker/languages is formed. It is noted that the peculiarity of the language situation of Bashkortostan is the possession of two or three languages by the overwhelming majority of the local population, and therefore there is no doubt about the prospect of further development of the multilingual educational space. In this context, the task of implementing the idea of multilingualism of a particular person is of particular interest. The problem of the spread of bilingualism with the second - Turkic - component (Bashkir / Tatar languages) in the republic remains relevant, since it is conditioned by rational and emotional needs and is proof of the equality of languages and harmony in the process of bilingualism.

Текст научной работы на тему «О ПОЛИЛИНГВАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН»

ЯЗЫК И ОБРАЗОВАНИЕ

LANGUAGE AND EDUCATION

УДК 373.55 Б01: 10.37892/2713-2951-1-9-100-111

О ПОЛИЛИНГВАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Наиля Г. Искужина

Институт развития образования Республики Башкортостан Российская Федерация Зубаржат Ф. Шайхисламова Институт развития образования Республики Башкортостан Российская Федерация

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с функционированием полилингвальных школ, и изложены некоторые результаты полилингвального образования в Республике Башкортостан. Подчеркивается, что Концепция национального образования Республики Башкортостан ориентирована на актуализацию воспитательного, образовательного и развивающего потенциалов национального образования как органичной части российского образовательного пространства и направлена на повышение качества образования. Раскрывается значение внедрения полилингвального образования в Башкортостане, как и в других регионах Российской Федерации, которое составляет основу интеграционных процессов в современном мире. При этом сфера образования рассматривается как наиболее социально значимая сфера для языкового развития, поскольку именно в ней формируется языковая компетенция носителя языка/языков. Отмечается, что особенностью языковой ситуации Башкортостана является владение подавляющего числа местного населения двумя или тремя языками и поэтому не вызывает сомнения перспектива дальнейшего развития полилингвального образовательного пространства. В этом контексте особый интерес представляет задача реализации идеи многоязычия конкретной личности.

Проблема распространения билингвизма со вторым - тюркским - компонентом (башкирским / татарским языками) в республике остается актуальной, поскольку он обусловлен рациональными и эмоциональными потребностями и является доказательством равноправия языков и гармонии в процессе двуязычия.

Ключевые слова: язык, билингвизм, полилингвизм, языковое образование, воспитание, внеурочная деятельность, полилингвальная личность, языковая политика

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

ABOUT MULTILINGUAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Nailya G. Iskuzhina

The State Educational Institution for the Development of Education of the Republic of Bashkortostan

Russian Federation Zubarzhat F. Shaikhislamova The State Educational Institution for the Development of Education of the Republic of Bashkortostan Russian Federation

This article considers issues related to the functioning of multilingual schools and outlines some of the results of multilingual education in the Republic of Bashkortostan. It is emphasized that the Concept of national education of the Republic of Bashkortostan is focused on the actualization of the educatory, educational and developmental potentials of national education as an organic part of the Russian educational space and is aimed at improving the quality of education. The significance of the introduction of multilingual education in Bashkortostan, as well as in other regions of the Russian Federation, which forms the basis of integration processes in the modern world, is revealed. At the same time, the sphere of education is considered as the most socially significant sphere for language development, since it is in it that the language competence of a native speaker/languages is formed. It is noted that the peculiarity of the language situation of Bashkortostan is the possession of two or three languages by the overwhelming majority of the local population, and therefore there is no doubt about the prospect of further development of the multilingual educational space. In this context, the task of implementing the idea of multilingualism of a particular person is of particular interest.

The problem of the spread of bilingualism with the second - Turkic - component (Bashkir / Tatar languages) in the republic remains relevant, since it is conditioned by rational and emotional needs and is proof of the equality of languages and harmony in the process of bilingualism.

Keywords: language, bilingualism, multilingualism, language education, education, extracurricular activities, multilingual personality, language policy

Аккумулятивный и когнитивный потенциал языков обеспечивает языковой личности полноценный доступ к качественному образованию и информационному пространству. Задача получения образования на уровне мировых стандартов путем использования других языков, чаще всего мировых, порождает социальную потребность в знании нескольких языков. Опираясь на имеющиеся данные и достижения в области полилингвального образования Республики Башкортостан, мы предприняли анализ сегодняшнего состояния и перспективы развития полилингвального образования в образовательных организациях Башкортостана. Представленные сведения, на наш взгляд, послужат материалом для обмена мнениями по широкому спектру проблем, связанных с изучением языкового разнообразия в современном мире, для изучения и анализа вопросов глубокого осмысления природы единства тюркского языкового пространства в условиях глобализации, необходимости исследования не только собственно языкового механизма, но и других факторов социокультурного и социально-политического развития языков народов в контексте духовно-культурной консолидации.

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

Актуальность подобных исследований определяется необходимостью изучения и определения состояния проблем и задач, связанных с функционированием как отдельно взятого языка, так и других языков в многонациональном социуме, а также решением вопроса подготовки функционально грамотной полилингвальной и поликультурной личности современного общества. Внедрение полилингвального образования в Башкортостане, как и в других регионах Российской Федерации, составляет основу интеграционных процессов в современном мире.

Башкортостан - многонациональная, полиязычная, многоконфессиональная республика. Башкирский язык согласно Закону «О языках народов Республики Башкортостан» (1999 г.) имеет статус государственного наряду с русским: «Государственными языками Республики Башкортостан на всей территории являются башкирский и русский языки: башкирский язык как язык башкирской нации, реализовавший свое право на самоопределение, русский язык как государственный язык Российской Федерации». Данное положение в последующем было закреплено в Конституции Республики Башкортостан: «Государственными языками Республики Башкортостан являются башкирский и русский языки».

Сферу образования рассматриваем как наиболее социально значимую сферу для языкового развития, поскольку именно в ней формируется языковая компетенция носителя языка/языков. Система образования Республики Башкортостан является одной из самых крупных в Российской Федерации: функционируют 1310 государственных и муниципальных дневных общеобразовательных школ, 1039 дошкольных образовательных организаций, 207 организаций дополнительного образования. В 520 дошкольных образовательных организациях ведется изучение родных (башкирского, татарского, чувашского, удмуртского) языков и обучение на этих языках. Кроме этого, в 973 группах организовано изучение родных языков (башкирского, татарского, марийского, удмуртского, чувашского) как дополнительное образование. В образовательных учреждениях организовано изучение 14 языков из числа языков народов Российской Федерации, из них в системе общего образования - 11 языков, дополнительного образования в формате воскресных школ - 9 языков. Следовательно, охват обучающихся изучением родных языков, включая русский, - 94,8 %. В 2018-2019 учебном году изучение башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан выбрали 66,3% обучающихся [Публичный доклад, 2019: 18; публичный аналитический доклад о направлениях деятельности министерства в 2020-2021 учебном году]. Английский, немецкий, французский, испанский, китайский языки изучаются как иностранные языки. Таким образом, в образовательных организациях лингвистический цикл представлен русским, башкирским и другими родными языками народов и иностранными языками.

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

Современный этап социально-экономического развития Республики Башкортостан характеризуется значительными изменениями системы образования, связанными с реализацией Указа президента Российской Федерации от 7 мая 2021 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Указа президента Российской Федерации от 7 мая 2021 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Указа президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Открытие предуниверсариев - профильных классов - при ведущих вузах Республики Башкортостан: ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», «Башкирский государственный медицинский университет», «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», «Башкирский государственный аграрный университет» - направлено на повышение качества образования и на социальное развитие, связанное с формированием качеств личности будущих профессионалов. Предуниверсарии решают одну из важнейших задач Концепции развития одарённых - создание привлекательных условий для закрепления в Республике Башкортостан и привлечения одарённых (талантливых) детей и молодёжи в республику. Концепция утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 ноября 2018 года №587. Реализация проектов «Космическая программа «Сириус» - 2021», дистанционная многопрофильная смена «Avrora Future People -21», космическая смена «Время первых», «Аврора. РАН» Региональным центром выявления, развития и поддержки талантов и способностей у детей и молодёжи Республики Башкортостан «Аврора» создают условия для всестороннего развития личности обучающегося. Одним из главных достижений в развитии башкирского языка стало включение в Перечень олимпиад и конкурсов Министерства просвещения Российской Федерации межрегиональной олимпиады по башкирскому языку и литературе. Например, в Межрегиональной олимпиаде по башкирскому языку и литературе в 2022 году приняли участие 1625 обучающихся, в том числе 26 участников из Челябинской, Оренбургской и Курганской областей, Республики Татарстан.

В Республике Башкортостан за годы реализации различных программ по сохранению, изучению и развитию государственных и других языков языковые вопросы сохранили свою приоритетность в качестве одного из основных направлений государственной национальной политики. На сегодняшний день одной из важных задач образования в республике является формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего системой представлений о ценностях межличностных и социальных

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

отношений, ощущающего себя не только представителем национальной культуры, но и гражданином мира.

Научно-методическое сопровождение полилингвального образования осуществляется Институтом развития образования Республики Башкортостан, Академией наук Республики Башкортостан, Башкирским государственным медицинским университетом, Башкирским государственным университетом, Башкирским государственным педагогическим университетом имени М. Акмуллы, Уфимским филиалом Финансового университета при Правительстве Российской федерации.

Реализация полилингвального образования и воспитания в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования осуществляется путем вовлечения детей в различные проекты. Например, «Олимпиадный и проектный клуб», «Интерактивный башкирский» (10 класс), «Говори свободно!» английский с носителем языка (10 класс), «Сценическое искусство на английском, немецком, башкирском языках», «Мультистудия (башкирский язык)», «Немецкий на - раз, два, три! Разговорный немецкий с носителем языка», «Английский для малышей «Funny Englich», «Медиа-центр» на русском, башкирском и английском языках», модули проекта «Взлетай!»: «Дружи со спортом!», «Садись за руль», «Здоровая улыбка», «Научись играть в шахматы!», «Танцуй», «Интерактивный башкирский», «Говори свободно!», «Фестиваль дружбы народов» и др.

Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан на 20192030 годы является документом стратегического значения в области национального образования и языковой политики. Она определяет общий вектор, принципы и основные направления развития национального образования в Башкортостане как значимого социально-педагогического проекта, служащего удовлетворению этнолингвокультурных, языковых образовательных потребностей обучающихся различных национальностей. Концепция ориентирована на актуализацию воспитательного и развивающего потенциалов национального образования как органичной части регионального российского образовательного пространства. Реализация государственной программы «Сохранение и развитие государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан» является приоритетным направлением языковой политики в республике. Основные задачи программы -содействовать развитию русского, башкирского и родных языков народов, проживающих в регионе, расширять их применение в различных сферах, повышать уровень языковой грамотности населения, мотивировать изучение родных языков молодым поколением. Специфику языковой ситуации Башкортостана составляет владение двумя или тремя языками подавляющего числа местного населения, что обеспечивает перспективность развития

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

полилингвального образовательного пространства Башкортостана. В этом контексте особый интерес представляет задача реализации идеи многоязычия конкретной личности в рамках общеобразовательного учреждения.

Основным направлением развития национально-языковых отношений на современном этапе в республике является распространение башкирского языка в разных сферах общения. Функциональный тюркско-русский и русско-нерусский билингвизм потенциально создаёт для личности психологический комфорт в ситуациях, требующих переключения с языка на язык в соответствии с социальным и профессиональным статусом говорящих и конкретной целью общения. Проблема распространения билингвизма со вторым - тюркским - компонентом (башкирским/татарским языками) в республике остается актуальной, поскольку он обусловлен рациональными и эмоциональными потребностями и является доказательством равноправия языков и гармонии в процессе двуязычия. Развитие этого типа двуязычия сопряжено с овладением башкирским языком как неродным русскими, русскоязычными татарами и постоянными иноязычными жителями республики. Знание и применение двух языков -наиболее реальный вариант мирного разрешения языковых проблем.

В контексте рассуждения обозначим ещё одну проблему, которая заключается в том, что в настоящее время большинство жителей населения Республики Башкортостан билингвально и диглоссно. Знание национального и русского языков составляет основу, на которой ведется обучение иностранному языку в среднем общеобразовательном звене, среднеспециальных и высших учебных заведениях. Оно способствует развитию субординативной триглоссии -разновидности индивидуального и группового трилингвизма, при которой говорящий воспринимает второй язык через родной, а третий - посредством чаще второго или первого языка, несмотря на их различия (например, несовпадения семантической структуры лексических единиц, валентности слов, грамматических категорий и пр.) [Искужина, 2014: 65-66].

С целью подготовки функционально грамотной полилингвальной и поликультурной личности и создания условий для социального, интеллектуального, личностного развития индивидуальности носителя языка в Республике Башкортостан разработан проект «Полилингвальные многопрофильные общеобразовательные организации в Республике Башкортостан». Создание полилингвальной образовательной среды предполагает возрождение образовательно-воспитательных функций родных языков народов Республики Башкортостан и Российской Федерации, усиление роли русского языка как активного посредника и катализатора диалога культур, формирование иноязычной речи для трансляции культуры народов Республики Башкортостан в мировое сообщество.

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

Основой билингвального образования является использование двух языков, один из которых является родным, другой - контактным, и относится к числу мировых. При этом следует различать: 1) язык как предмет изучения и 2) язык как средство обучения (как средство познания мира). Данное противопоставление языка, по-нашему, как предмета изучения и как средства обучения имеет решающее значение для определения моделей билингвального образования. Родной язык, который дети усваивают и с помощью которого входят в окружающий мир, создает в их сознании культурно-языковую матрицу, определяющую восприятие мира, нормы поведения, образ мыслей, что в итоге формирует ментальность и уникальность этноса. Задача билингвального образования заключается в сохранении национальной самобытности и духовной идентичности школьника, поэтому на начальном этапе, когда происходит становление личности, языком обучения должен быть родной язык, а второй язык при этом должен рассматриваться как предмет изучения.

На I Всероссийском съезде (2019 г.) учителей башкирского языка и литературы Глава Республики Башкортостан Р.Ф. Хабиров обозначил необходимость организации полилингвальных школ, где должна сформироваться мотивирующая образовательная среда развития человеческого потенциала, обогащения национальной идентичности, языка и культуры народов Республики Башкортостан. 30 июля 2019 года подписано Распоряжение Правительства Республики Башкортостан № 808-р о старте проекта «Многопрофильные общеобразовательные организации в Республике Башкортостан».

Поликультурное воспитание фокусируется на таких педагогических принципах, как воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств, толерантности и готовности к взаимному сотрудничеству. Функции поликультурного воспитания затрагивают вопросы формирования представлений о многообразии культур и их взаимосвязи, осознания важности культурного многообразия для самореализации личности, воспитания позитивного отношения к культурным различиям, развития умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания. Содержание поликультурного образования и воспитания тесно переплетены и строятся вокруг важных ориентиров в открытом обществе, касающихся социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к культурному окружению; развития навыков социального общения.

Одним из главных способов организации воспитания является соответствующее языковое содержание образовательной среды. Для осуществления преемственности полилингвального образования в республике при таких школах функционируют полилингвальные детские сады. В 2020 году в полилингвальных школах Уфы открыты

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

«шаймуратовские» классы (имени Героя России, генерал-майора Минигали Шаймуратова), где обучающиеся дополнительно занимаются по направлениям «Военное дело» и «Спорт».

На полилингвальные школы возлагается задача подготовки высокообразованных, творчески развитых и конкурентоспособных обучающихся путем создания благоприятных условий для полилингвального развития, творческой самореализации личности в различных видах деятельности. Модель образования полилингвальных школ нацелена на качественную реализацию образования в двух аспектах: языковом и информационно-технологическом. Языковой компонент включает в себя: организацию ранней дошкольной языковой подготовки по английскому и родному языкам, изучение с 1-го класса английского и родного языков, изучение с 5-го класса второго иностранного языка (на выбор), изучение с 5-го класса предметов естественно-математического цикла (на выбор ОО) на билингвальной основе -английском и русском языках по методике СЬГЬ; обучение ряда предметов на родном языке на I—II ступени образования, расширенное и углубленное изучение русского, родного и английского языков; организацию школьных предметных олимпиад на родном и английском языках; подготовку к международным экзаменам по английскому языку; организацию профильных, академических смен и языковых лагерей в каникулярное время. Информационно-технологический компонент включает в себя: организацию дошкольной ГТ-подготовки, изучение лего-конструирования, робототехники, программирования, 3D-моделирования; расширенное и углубленное изучение математики, информатики и ИКТ; широкое внедрение в учебный процесс ИКТ: оснащение кабинетов физики, химии и биологии современными цифровыми лабораториями; внедрение системы облачных вычислений. В полилингвальных школах внедряется ранняя профилизация обучения, начиная с 5-го класса. По сути, полилингвальная школа должна стать ядром, навигатором знаний.

В настоящее время происходит обновление содержания образования, критериев оценивания, системы повышения квалификации и аттестации педагогических кадров. Статус новой полилингвальной школы помог набрать команду педагогов-единомышленников, среди которых есть владеющие двумя, тремя языками на профессиональном уровне. Разъяснительная работа, проведенная среди родителей, общественности, способствовала скомплектовать школу обучающимися, мотивированными к получению полиязычного образования. Переход к новому статусу и возросшие требования к учителям-предметникам требуют поиска новых путей решения вопросов. Многим учителям-предметникам предстоит пройти курсы переподготовки, пересмотреть свои взгляды на преподавание в новых условиях. Безусловно, для решения вопросов билингвального обучения нужны педагоги, не только владеющие своим предметом, но и на профессиональном уровне владеющие языками (башкирским и английским). Институт

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

развития образования Республики Башкортостан активно включился в процесс переподготовки учителей в данном направлении. Проводятся курсы переподготовки для учителей по направлениям «Башкирский язык», «Английский язык», где основное внимание уделяется вопросам методики преподавания предметов на полилингвальной основе. Данная мера является первым шагом переходного этапа на би/полингвальное образование. Для качественной подготовки кадров для полилингвальных школ необходимо в педагогических вузах открывать специальности и организовать прием абитуриентов на бюджетной основе. В Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы (в течение многих лет готовит учителей башкирского языка, владеющих иностранным языком) в 2021/2022 учебном году открыты новые направления подготовки кадров: начальное образование со знанием родного (башкирского) языка и дошкольное образование со знанием родного (башкирского) языка.

Научно-методическое и информационное сопровождение образовательной деятельности полилингвальных школ является важной составляющей всего процесса. В настоящее время Министерство образования и науки Республики Башкортостан совместно с Институтом развития образования ведут плановую подготовку методических рекомендаций по предметам для каждой ступени обучения, разрабатываются дорожные карты по реализации многопрофильного полилингвального образования, которые будут четко определять векторы билингвального и полилингвального обучения в каждом образовательном учреждении.

Всестороннее сопровождение полилингвального образования и координацию работы целесообразно осуществлять путем создания в республике единого центра полилингвального образования. Только лишь введение нескольких языков в учебный процесс образовательного учреждения, как подчеркивают многие ученые, не решает автоматически задачи полилингвального образования и не обеспечивает в достаточной мере формирование полилингвальной личности с позитивным отношением к изучению разных языков и культур, личности, способной к диалогу с представителями больших и малых народов России и зарубежья. Для формирования подобной личности нужно системное решение насущных проблем, слаженная работа ученых, учителей и администрации в данном направлении [Давлетшина, 2020, 264].

Таким образом, процесс развития полилингвального образования в Республике Башкортостан находится на стадии последовательного развития и имеет перспективы дальнейшего совершенствования. Отдельные аспекты исследования по вышеназванной теме в будущем могут быть связаны с изучением опыта работы других регионов по внедрению билингвального и полилингвального образования; созданием учебных пособий и

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

методических рекомендаций по отдельным предметам; изданием словарей терминов и понятий. Востребованны отдельные исследования на уровне выпускных бакалаврских работ, магистерских и кандидатских диссертаций по методике преподавания.

Для успешной реализации полилингвального образования в образовательных учреждениях Республики Башкортостан, по-нашему мнению, существует необходимость языковой подготовки учителей-предметников, внедрения новых инновационных технологий и методик, разработки программ, учебных пособий, учебников и рабочих тетрадей по предметам, создания справочников, организации научно-методического журнала «Полилингвальная школа», исследования и анализа передового мирового опыта реализации полиязычного образования.

В мировой практике исследования вопросов, связанных с проблемами полиязычия и полиязычного образования, изучаются всесторонне. Полиязычное образование находится под пристальным вниманием UNESСO. Язык по своему устройству выступает как система вербальных звуковых знаков, а по своему назначению - прежде всего, как коммуникативная система. Он обеспечивает акты передачи и получения сообщений, содержащих информацию, знания о мире, которыми располагает говорящий (или пишущий). Вместе с тем язык служит для обработки и упорядочивания полученных знаний, их хранения в памяти человека, что доказывает функционирование языка не только как коммуникативной, но и как когнитивной системы. Различия в алгоритмах членения и последующего синтеза действительности как когнитивной основы языкового сознания приводят при наличии одного и того же опыта. Представители разных культур, разных этносов по-разному воспринимают и оценивают одни и те же события, в результате чего у них формируются различные языковые картины мира [Шайхисламова, 2014: 190-191; 193]. Важность подобного исследования и для обозначения задач полилингвального образования в целом не подлежит сомнению, так как известно, что тюркоязычный ареал отличается исключительным разнообразием языковых ситуаций и высоким уровнем языкового варьирования как в структурном, так и в функциональном плане. К настоящему времени и в тюркоязычных ареалах, как и во всём мире, произошли существенные изменения в социолингвистической ситуации: интенсифицировались межкультурные и межъязыковые контакты, накоплен новый исследовательский материал, на новый уровень вышли теоретические и методологические основы анализа. Постичь национальную языковую картину мира чужого народа, как отмечает О.А. Корнилов, значит, стать на место носителя иностранного языка, принять его точку мировосприятия и «через лексическую систему получить представление о национальной ментальности [национальной

логике] и национальном характере» [Корнилов, 2003: 146]. Как отчасти было обозначено выше, язык является частью когнитивного комплекса в целом - он его наиважнейшая часть.

В заключение отметим, что формирование полилингвальной языковой личности со знанием русского, родного и других языков, индивида с мировой ментальностью является одной из ведущих базовых основ формирования и укрепления гуманитарного пространства в мире. Данный вопрос носит также междисциплинарный характер, и поэтому методология языковой и этнической идентификации, как один из аспектов социолингвистических исследований, требует всестороннего изучения такого направления, как «Тюркские языки в социолингвистическом аспекте».

Литература

ДавлетшинаМ.С. (2020) Полилингвальное образование - веление времени // Конструирование стратегических приоритетов развития образования как ответ на вызовы третьего тысячелетия: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), г. Уфа, 25-27 ноября 2020 г. // Отв. ред. А. В. Янгиров. Уфа: ИРО РБ. С. 258-262.

Закон о языках народов Республики Башкортостан (1999). Уфа. 17 с.

Искужина Н.Г. (2014) Двуязычие в городах Республики Башкортостан (социолингвистический аспект). Уфа: РиЦ Баш ГУ. 252 с.

Конституция Республики Башкортостан (2009). - Уфа: ИП Поляковский Ю.И. 40 с.

Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан на 2019-2030 годы (2019)

Корнилов О.А. (2003) Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. 2-е изд. М.: ЧеРо. 290 с.

Публичный доклад Министерства образования Республики Башкортостан (2019) Уфа. 100 с.

Шайхисламова З.Ф. (2014) Некоторые аспекты когнитивных исследований кыпчакско-огузских лексических взаимосвязей (на материале эмотивов) // Вестник Чувашского университета. № 4. С. 190-198.

References

Davletshina, M.S. (2020) Polilingval'noe obrazovanie - velenie vremeni // Konstruirovanie strategicheskih prioritetov razvitija obrazovanija kak otvet na vyzovy tret'ego tysjacheletija: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem), g. Ufa, 25-27 nojabrja 2020 g. // Otv. red. A. V. Jangirov. Ufa: IRO RB. Pp. 258-262. Zakon o jazykah narodov Respubliki Bashkortostan (1999). Ufa. 17 p.

Iskuzhina, N.G. (2014) Dvujazychie v gorodah Respubliki Bashkortostan (sociolingvisticheskij

aspekt). Ufa: RIC Bash GU. 252 p. Konstitucija Respubliki Bashkortostan (2009). - Ufa: IP Poljakovskij Ju.I. 40 p. Koncepcija razvitija nacional'nogo obrazovanija v Respublike Bashkortostan na 2019-2030 gody (2019)

Kornilov, O.A. (2003) Jazykovye kartiny mira kak proizvodnye nacional'nyh mentalitetov. 2-e izd.

Moscow: CheRo. 290 p. Publichnyj doklad Ministerstva obrazovanija Respubliki Bashkortostan (2019) Ufa. 100 p.

Shajhislamova, Z.F. (2014) Nekotorye aspekty kognitivnyh issledovanij kypchaksko-oguzskih leksicheskih vzaimosvjazej (na materiale jemotivov) // Vestnik Chuvashskogo universiteta. No 4. Pp. 190-198.

Искужина Наиля Гайфулловна - доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарного образования ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан

Адрес: 450077, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Мингажева, д. 120. Эл. адрес: iskuzhina@mail.ш

Шайхмсламова Зубаржат Фаниловна - кандидат филологических наук, доцент кафедры башкирского и других родных языков ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан

Адрес: 450077, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Мингажева, д. 120. Эл. адрес: zubarzhas@yandex.ru.

Для цитирования: Искужина Н.Г., Шайхисламова З.Ф. О полилингвальном образовании в Республике Башкортостан [Электронный ресурс]. Социолингвистика. 2022. № 1(9). С 100 -111 (На русск.) DOI: 10.37892/2713-2951-1-9-100-111

For citation: Iskuzhina N.G., Shaikhislamova Z.F. The case study of multilingual education in the Republic of Bashkortostan [online] // Sociolinguistics. 2022. No. 1 (9). Pp.100-111. (In Russ.) DOI: 10.37892/2713-2951-1-9-100-111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.