Научная статья на тему 'ВНУТРИНАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРИИ'

ВНУТРИНАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
55
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ ЯЗЫКОВАЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ РЕЛИГИОЗНАЯ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Салихова Эльвина А., Мурсалимова Юлия Р.

В статье на примере современной Республики Башкортостан (далее - РБ) освещаются отдельные вопросы, касающиеся проблемы «человек-этнос-религия-язык». Цель предпринятого исследования заключается в объективном представлении и описании существующих внутринациональных и межконфессиональных отношений в полиязычной и поликонфессиональной республике. Предмет исследования составляют данные проведенных авторами социопсихолингвистических экспериментов, а также результаты социологических опросов. Объектом научного изучения стала характеристика соотношения языковой и религиозной идентичностей билингва, проживающего в полиэтнических и поликонфессиональных условиях РБ. Использованы такие общенаучные и социолингвистические методы, как наблюдение, сопоставление, анализ полученных результатов опросов (всероссийских и республиканских), описания, а также анкетирования представителей того или иного этноса, религии. Авторский вклад в разработку проблемы заключается как в проведении и описании многоэтапного эксперимента, так и в том, что при анализе полученных данных религиозность исследовалась по параметру «религиозное сознание», при необходимости освещались и отдельные вопросы, связанные с религиозным поведением. Новизна исследования заключается в обращении к особенностям проявления языковой и этнорелигиозной идентичности жителей РБ в синхроническом срезе. Приводятся эмпирические данные, делается вывод о неоднозначности анализируемых представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Салихова Эльвина А., Мурсалимова Юлия Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRA-NATIONAL AND INTER-CONFESSIONAL STATE OF MODERN BASHKIRIA

The article, using the example of the modern Republic of Bashkortostan (further - RB), highlights certain issues related to the problem of «man-ethnos-religion-language». The purpose of the undertaken study is to objectively present and describe the existing intra-national and inter-confessional relations in a multilingual and multi-confessional republic. The subject of the study is the data of sociopsycholinguistic experiments conducted by the authors, the results of sociological surveys. The object of scientific study was the characteristic of the correlation of linguistic and religious identities of a bilingual living in the multi-ethnic and multi-confessional conditions of the Republic of Bashkortostan. We used such general scientific and sociolinguistic methods as observation, comparison, analysis of the results of surveys (all-Russian and republican), descriptions, as well as questioning of representatives of a particular ethnic group or religion. The authors’ contribution to the development of the problem lies both in the conduct and description of a multi-stage experiment, and in the fact that when analyzing the data obtained, religiosity was studied in terms of the «religious consciousness» parameter, and, if necessary, certain issues related to religious behavior were also covered. The novelty of the study lies in the appeal to the peculiarities of the manifestation of the linguistic and ethno-religious identity of the inhabitants of the Republic of Bashkortostan in a synchronous context. Empirical data are given, a conclusion is made about the ambiguity of the analyzed ideas.

Текст научной работы на тему «ВНУТРИНАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРИИ»

ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ

LANGUAGE SITUATION

УДК 81 272 DOI: 10.37892/2713-2951-1-9-9-23

ВНУТРИНАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРИИ

Эльвина А. Салихова

Уфимский государственный авиационный технический университет,

Российская Федерация Юлия Р. Мурсалимова Уфимский государственный авиационный технический университет,

Российская Федерация

В статье на примере современной Республики Башкортостан (далее - РБ) освещаются отдельные вопросы, касающиеся проблемы «человек-этнос-религия-язык». Цель предпринятого исследования заключается в объективном представлении и описании существующих внутринациональных и межконфессиональных отношений в полиязычной и поликонфессиональной республике. Предмет исследования составляют данные проведенных авторами социопсихолингвистических экспериментов, а также результаты социологических опросов. Объектом научного изучения стала характеристика соотношения языковой и религиозной идентичностей билингва, проживающего в полиэтнических и поликонфессиональных условиях РБ. Использованы такие общенаучные и социолингвистические методы, как наблюдение, сопоставление, анализ полученных результатов опросов (всероссийских и республиканских), описания, а также анкетирования представителей того или иного этноса, религии. Авторский вклад в разработку проблемы заключается как в проведении и описании многоэтапного эксперимента, так и в том, что при анализе полученных данных религиозность исследовалась по параметру «религиозное сознание», при необходимости освещались и отдельные вопросы, связанные с религиозным поведением. Новизна исследования заключается в обращении к особенностям проявления языковой и этнорелигиозной идентичности жителей РБ в синхроническом срезе. Приводятся эмпирические данные, делается вывод о неоднозначности анализируемых представлений.

Ключевые слова: идентичность языковая, идентичность религиозная, религиозное сознание, самоидентификация, языковое сознание

INTRA-NATIONAL AND INTER-CONFESSIONAL STATE OF MODERN BASHKIRIA

Elvina A. Salikhova

Ufa State Aviation Technical University, Russian Federation Yulia R. Mursalimova

Ufa State Aviation Technical University, Russian Federation

The article, using the example of the modern Republic of Bashkortostan (further - RB), highlights certain issues related to the problem of «man-ethnos-religion-language». The purpose of

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

the undertaken study is to objectively present and describe the existing intra-national and inter-confessional relations in a multilingual and multi-confessional republic. The subject of the study is the data of sociopsycholinguistic experiments conducted by the authors, the results of sociological surveys. The object of scientific study was the characteristic of the correlation of linguistic and religious identities of a bilingual living in the multi-ethnic and multi-confessional conditions of the Republic of Bashkortostan. We used such general scientific and sociolinguistic methods as observation, comparison, analysis of the results of surveys (all-Russian and republican), descriptions, as well as questioning of representatives of a particular ethnic group or religion. The authors' contribution to the development of the problem lies both in the conduct and description of a multistage experiment, and in the fact that when analyzing the data obtained, religiosity was studied in terms of the «religious consciousness» parameter, and, if necessary, certain issues related to religious behavior were also covered. The novelty of the study lies in the appeal to the peculiarities of the manifestation of the linguistic and ethno-religious identity of the inhabitants of the Republic of Bashkortostan in a synchronous context. Empirical data are given, a conclusion is made about the ambiguity of the analyzed ideas.

Keywords: linguistic identity, religious identity, religious consciousness, self-identification, linguistic consciousness

Совместное длительное проживание и взаимодействие тюркских, финно-угорских и славянских народов на территории Республики Башкортостан воспринимается населением как исторически естественно сложившееся состояние. Отмечаемый в настоящее время низкий уровень культуры в межконфессиональном общении требует актуализации лингвокультурологического и социопсихолингвистического подходов, согласно которым понятия «культура» и «сознание», «язык» и «этнос» рассматриваются как элементы единого квартета, каждый из составляющих которого представляет собой относительно независимую целостность. С этой точки зрения общение представляет собой пересечение «концептуальных систем», взаимодействие «говорящих сознаний» коммуникантов, а взаимопонимание в области речевого контактирования обеспечивает возможность выхода за пределы вербального текста в сферу культурных ценностей и преобладающих в обыденном этническом сознании верующих представлений и стереотипов [Салихова, 2015].

Центр гуманитарных исследований (ЦГИ) Министерства культуры РБ ежегодно проводит социологические исследования о состоянии дел в межнациональной сфере республики, данные которых составляют эмпирическую базу для этнополитического мониторинга, а также синхронического и диахронического анализа ситуации. Опрос 1000-1300 человек из двух-трех случайным образом отобранных районов и городов каждой социально-экономической зоны проходит в соответствии с предъявляемыми к исследованиям подобного рода требованиями. Так, результаты проведенного ЦГИ социологического опроса «Состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Башкортостан» (2016 г.) показали, что жители Башкортостана удовлетворительно оценивают взаимоотношения между людьми разных национальностей, характеризуют сложившуюся в регионе ситуацию как

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

стабильную. Такое восприятие свидетельствует об отсутствии межнациональной и межконфессиональной напряженности, серьезных конфликтов на национальной / религиозной почве [Марданов, 2017].

По итогам анкетирования выяснилось, что большинство идентифицирует себя с принадлежащими не к одной, а к нескольким этногруппам. В такой ситуации родной язык выступает идентификатором этнической и языковой личности, при этом «анкетируемые в процессе многоязычной коммуникации прибегают к использованию не одного и даже не двух языков, а в отдельных речевых ситуациях - к русскому, башкирскому и татарскому» [Халиуллина и др., 2020: 3-4]. Многие жители республики имеют двойную или даже тройную идентичность. Последнее связано, скорее, с социализацией респондентов в смешанной межэтнической семье, доля которых в республике составляет треть всех семей. Двойная этническая идентичность связана с использованием русского языка в практической жизнедеятельности. Почти 80% опрошенных ответили, что «свободно говорят, читают и пишут на языке своей нации, 6,8% - свободно говорят, читают, но не пишут, 4,8% - свободно говорят, но не читают и не пишут, 2,6% - разговаривают с трудом, 4,9% - понимают, но не говорят, 3,3% - языком не владеют» [Марданов, 2017: 149-150]. Обозначено активное распространение русского языка как в сфере общественной, так и в семейно-бытовой жизнедеятельности среднестатистического жителя РБ, чему способствует процесс урбанизации и дальнейшей глобализации.

Реалии языковой политики в современном Башкортостане подводят некоторых авторов к заключению о том, что «полное решение этноязыковых проблем ... вряд ли возможно, но их одностороннее рассмотрение в алармистском или ассимиляционном ключе не позволяет ни оценить всю сложность ситуации, ни определиться с перспективами ее развития» [Арутюнова, 2018: 34]. Понимание родного языка как инструмента коммуникации, исключающее его совпадение с языком этноса, дополняет роль родного языка в качестве «защитного барьера» при распространении английского или китайского языков. Кроме того, он при таком подходе выступает и как «инструмент гражданского нациестроительства». Подобная позиция нейтрализует опасения относительно нанесения ущерба республиканской идентичности за счет расширения русскоязычия и конструирования общероссийской идентичности. Результаты многолетних этноисследований подтверждают факт о том, что «владение русским языком не мешает представителям титульной национальности ощущать эмоциональную связь со своей этнической группой и малой родиной» [Халиулина, Сафин, 2017: 96].

В 2019 г. в республике было представлено 1654 религиозные организации, из которых исламских - 1181 (71%), православных - 365 (22%) [Идиятуллина, 2020: 179]. Этнорелигиозная

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

картина в Башкортостане за последнее десятилетие характеризовалась отсутствием конфликтов между исламом и православием, между исламом и иными конфессиями, несмотря на то, что сложнейшая архитектура общины мусульман содержит ниши для потенциальных внутренних конфликтов. На наш взгляд, конфликтогенность в этнорелигиозной зоне значительно повышается при участии социально противоборствующих групп, которые способствуют увеличению численности сторонников конфликта, мобилизации радикальности потенциальных их действий. Мониторинг внутринационального и межконфессионального состояния РБ должен учитывать опыт других регионов мира, в частности, Ближнего Востока, где конфликтам присущ гибридный характер за счет смешения национальных и религиозных компонентов.

Истоками межнациональных и межконфессиональных конфликтов в Башкирии может стать совокупность различных причин: социальных, обусловленных требованиями гражданского равноправия; экономических, имеющих следствием борьбу этносов за обладание материальными ресурсами; культурно-языковых, при которых этносы выступают за сохранение и развитие родного языка. Итоги социологического опроса ЦГИ (2019 г.) демонстрируют обеспокоенность граждан ростом цен (65%), безработицей (40%), развалом сельскохозяйственного производства (30%), коррупцией (29%). На этом фоне их настроения в сфере этноконфессиональных отношений выглядят следующим образом: «более 80% респондентов считают, что в Башкортостане существуют доброжелательные отношения между людьми. В исторической многонациональности России как полиэтничного и поликонфессионального государства 70,5% жителей РБ видят больше пользы, чем вреда. Абсолютное большинство населения региона (80,7%) не испытывает настороженности или неприязни по отношению к представителям какой-либо национальности» [Марданов, 2020]. Положительные оценки межконфессиональных и межнациональных взаимодействий в РБ связываются с тем, что «в регионе созданы благоприятные возможности для реализации национальных потребностей проживающих здесь народов» [там же]. Межконфессиональную сферу отличают комфортность взаимоотношений (в т.ч. в бытовом общении), доверие к представителям иных вероисповеданий,

Для такой этнически и конфессионально разнообразной республики проблема формирования и воспитания взаимотерпимости имеет большое значение. Решение её невозможно без конструктивного взаимодействия государственных структур и общественных организаций, без активного привлечения ресурсов образовательной системы. Важен учет как этнокультурных особенностей народа, так и его правосознания; сохранения и популяризации толерантных традиций как в социуме, так и в семейно-бытовом окружении. Такой плюрализм

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

могут обеспечить гражданское общество и правовое государство, гарантирующее обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Именно в этих целях 19 декабря 2012 г. Президентом РФ был подписан Указ № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». С 2016 г. стала успешно функционировать государственная информационная система, проводящая постоянное отслеживание состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, а также прогноз конфликтных ситуаций. В числе основных задач системы заложено формирование единого инфопространства с целью принятия своевременных управленческих решений для предотвращения конфликтных ситуаций в области реализации национальной политики.

В рамках конкретной реализации поставленных Стратегией государственной национальной политики РФ задач в 2015 г. был подписан официальный документ о тесном взаимодействии Правительства Башкортостана с ЦДУМ России, ДУМ РБ, РПЦ и Центральной еврейской религиозной общиной в республике. Был также создан Межрелигиозный совет в РБ, основная работа которого направлена на профилактику и снижение этнической и религиозной конфликтности.

В настоящее время в Башкирии наблюдается умеренное увеличение количества исламских организаций. Волго-Уральский регион традиционно называют «исламо-христианским пограничьем», хотя, кроме этих основных религий, в регионе зафиксировано еще около трех десятков религиозных течений. Укоренившаяся в культуре республики веротерпимость, уважение к традициям религиозных людей - это та модель, реализация которой могла бы профилактировать деструктивные тенденции поликонфессионализма. В рамках данной публикации под религией мы придерживаемся её трактовки как «возникающего объединения людей на основе системы определенных воззрений, обусловленных верой в сверхъестественное и соблюдением норм и типов поведения». Под конфессией имеем в виду «объединения религиозных общин, проповедующие постулаты одного вероучения и идентичные в применении духовных практик» [Мурсалимова, 2018; 2021].

В обеспечении межконфессионального согласия многие исследователи указывают на ресурсы общества, а не только на государственные механизмы регулирования. В РФ церковь отделена от государства (ст. 13, 14 Конституции РФ). В основном законе нашего государства утверждается, что никакая идеология не является обязательной на её территории. Однако население ориентировано прежде всего на внимание государства к повышению религиозности граждан. При изучении вопросов межнациональной толерантности и внутринациональной солидарности к опросу были привлечены более 2000 респондентов нескольких башкирских городов, в том числе столицы республики, поселка городского типа Миндяк учалинского района, а

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

также сельских жителей [Халиулина, Сафин, 2017: 311]. Как выяснилось, 70,8% опрошенных башкир, более 1/3 татар и русских, почти половина представителей иных этносов высказались, что государство должно поддерживать религиозность своих граждан, создавать для этого определенные условия так же, как и при поддержке и сохранении национальной культуры и языков.

Итоги, по нашему убеждению, наглядно иллюстрируют внутринациональное и межконфессиональное положение в Башкортостане. В условиях, когда культура, религия, язык, обычаи и нравы в тесной взаимосвязи формируют сложные духовные системы, «развитие православно-мусульманских отношений в Урало-Поволжье является ценным социокультурным опытом и может служить моделью межконфессиональных отношений для всей верующей России» [Социологический ответ..., 2012: 119]. Историческая практика свидетельствует об «образовании славяно-тюркского этносоциального синтеза, являющегося базовым для современной российской цивилизации» [Салихова, 2016; ЗаНкЬоуа а! а1., 2020].

ВПН-2002, 2010 не содержат сведений о религиозности населения. «Социологи выражают мнение о том, что статистика этнического состава РБ в переписных документах теоретически "задает верхний порог" численности приверженцев исламской и христианской веры. Как правило, религиозный выбор башкир и татар республики - это мусульманство, у большинства русских - это православие» [Салихова, 2015: 66]. Религиозная идентификация личности тесно связана с этноконфессиональной по причине того, что «в конце XX - начале XXI века этничность для людей стала своего рода обретением устойчивого чувства «мы» для поддержания продуктивных социальных связей» [Региональная идентичность., 2018: 151152]. Исторические факты иллюстрируют процессы легитимации для русского населения.

Религия выступает не только как элемент этнической идентичности, но и как мощный ресурс толерантности в этноконфессиональном пространстве республики. Подкрепляет этот ресурс, как нам представляется, заложенная в советское время традиция дружественных отношений между разными этносами. Так, «на вопрос "Что больше всего объединяет Вас с людьми Вашей национальности?" проживающие в РБ русские, башкиры и татары отвечали: «язык» (65,5%, 72,2% и 66,4% соответственно), «родная земля, территория, природа» (56,5%, 65,3% и 60%) и «культура» (43,5%, 55,9% и 51,6%) [Салихова, 2015: 66-67]. «"Религию" как признак этнической принадлежности назвали треть респондентов и практически столько же опрошенных называют «обряды, обычаи» (37,1%, 55,9% и 46,45), «историческое прошлое» (37,4%, 42,4% и 34%)» [Салихова, 2015: 67].

Понятие «религиозная личность» многогранно по содержанию. «Религиозность», как представляется, - социальный признак не только отдельной личности, но и целой группы

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

людей. Степень религиозности может определяться как имеющимися у личности / группы представлениями о религии и потребностью в их расширении, так и претворением в жизнь религиозных постулатов, соблюдением предписаний [Мурсалимова, 2018; 2021].

Этносоциопсихологическое описание религиозности как целостной системы опирается на совокупность признаков: например, субъективные религиозно-эмоциональные переживания, соблюдение каждодневных предписаний, культовых обрядов и выполнение действий, постоянное пополнение знаний о вере и вероучении и пр. [Глок, 1996]. «Являясь признаком этнической идентичности, общая вера, по признанию специалистов, может стать символом групповой солидарности. На вопрос «О ком Вы можете сказать "это - мы"?» чувство религиозной групповой сопричастности объединяет более 45,5% русских, 42,4% татар и 52,3% башкир республики. 36,8% башкир и 44,3% татар положительно оценивают и роль православия. 13,8% татар и 15,6% башкир в своих ответах демонстрируют негативное отношение к язычеству. Данные опроса показывают достаточно высокий уровень терпимости мусульман РБ к людям другой религиозной культуры. Важно учесть и тот факт, что значительное число молодых людей - не только верующих в Бога, но и представителей индифферентных и неверующих групп - считает себя сторонниками традиционных религий» [Салихова, 2015: 67-68; 2016]. Приведенные статистические данные раскрывают тесную связь религиозного самосознания с национальным. Положение подтверждается полученными Р.К. Уразметовой и И.Р. Хисматуллиным данными: «солидарность с предложенным в анкете суждением «Человек всегда обязан помнить о своей национальности» выразило большинство респондентов - 86,25%. Во мнениях отдельных этносов наблюдается незначительное расхождение: если среди русских, башкир и украинцев данное суждение было поддержано 75% респондентов, то среди татар и чувашей положительный ответ дали практически все (93,7 и 100% соответственно)» [2015: 225].

Еще одним ресурсом этно- и веротерпимости является показатель межнациональных браков. В Башкирии в среднем он составляет около 38%, в то время как в России - 17% (по данным сайта «Время Willness» [http://www.sobkor02.ru/news/ region/5450/]). В середине прошлого века каждый десятый брак был смешанным, во второй трети таковым являлся каждый седьмой, а в некоторых республиках - каждый пятый. РБ, по материалам ВПН, занимает второе место в Волго-Уральском регионе по числу смешанных браков. Каждый третий ребенок рождается в смешанном браке (на 1050,3 тыс. семей, учтенных ВПН, пришлось 262,4 тыс. межнациональных). Межнациональная брачность более характерна для жителей многонациональных и полиязычных городов. В межнациональных браках актуальным

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

средством общения между членами семьи становится смешанный язык в пользу русского [Социологический ответ., 2012].

Проведенные в конце ХХ в. социолингвистические и этнологические исследования [Губогло, 2003; Марданов, 2020; Национальный состав.. .2012], данные ВПН-2010, а также результаты социопсихолингвистических экспериментов с последующим анкетированием среди студентов светских и религиозных учебных учреждений г. Уфы [Мурсалимова, 2018; 2021] иллюстрируют отдельные изменения в религиозной ситуации Башкирии. В «нулевые» годы, согласно этносоциологическим данным М.Н. Губогло, «58% молодежи автохтонных национальностей и 57% русской молодежи республик РФ признали себя верующими. Для части из них религия стала нормой поведения» [Салихова, 2015: 66-67]. По данным ВПН-2010, «не все башкиры и татары республики относят себя к исламоориентированным: мусульманство считают своей религией 92,4% опрошенных башкир и 86,7% татар, в их числе сельские жители составляют 46,8%, жители столицы - 21,9% и в других городах РБ - 31,3%. К проповедующим ислам отнесли себя 51% мужчин и 53% женщин, среди них с высшим образованием - 16,2%, незаконченным высшим - 9,7%, со средним специальным образованием - 52,2%» [Sa1ikhova, Mursa1imovа, 2015: 174-175].

В ситуации кризиса этноидентичности религия становится компенсирующим механизмом, обеспечивающим переход бытовой религиозности из сфер общепринятых традиций в область духовного поиска.

Ресурсами толерантности общения является интегрирующая роль русского языка, а также национально-культурные объединения - члены Ассамблеи народов РБ. Кратко характеризуя деятельность последней, отметим, что в настоящее время в республике начиная со второй половины 80-х годов ХХ века официально функционируют многие общественные национально-культурные центры (НКЦ), объединения и просветительские организации -еврейский «Кохав» (1988), тюркский «Рамазан», марийский «Эрвел Марий», немецкий «Видергебурт» (1989), украинский «Кобзарь» (1990), башкирский «Ак тирма» (1994), Исполком Международного союза общественных организаций «Всемирный курултай (конгресс) башкир» (1995), белорусский «Спадчына» (1996), республиканский латышский НКЦ (1996), республиканский НКЦ удмуртов (1996), польский «Возрождение» (1997), Собор русских Башкортостана, НКЦ кряшен Башкортостана, армянский «Севан» (1998), чувашский «Канаш» (1999), Центр таджикской национальной культуры им. И. Сомони (2000), казахский «Ак Бата», Азербайджанский НКЦ (2001), кыргызский «Ала-Тоо» (2006), молдавский «Кодру» (2007), «Дружба народов Башкортостан-Болгария» (2009), Грузинский НКЦ им. Ш. Руставели (2010), а также Общество башкирских женщин РБ, Общество татарских женщин

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

«Сахибжамал» РБ (1990) и др. [Социологический ответ., 2012]. Представляя интересы конкретных этносов, они реализуют их право на самоуправление, играют значительную роль в сохранении этноязыковой идентичности, а также социокультурной адаптации переселенцев. Национально-культурные объединения не только выполняют работу по сохранению этнических традиций и культуры своих народов, но и регулируют конфликтные ситуации. В качестве иллюстрации совместных действий органов власти и национальных сообществ при разрешении таковых можно привести произошедшие в 2020 г. инциденты в селе Кармаскалы Кармаскалинского района и в 2018 г. в селе Темясово Баймакского района. Благодаря оперативной реакции региональных служб с привлечением представителей чеченской, армянской диаспор, а также деятелей Всемирного курултая башкир, конфликт был разрешен в течение двух дней. К сожалению, некоторые из ангажированных СМИ пытались представить инциденты как межнациональные трения, тем не менее организованные действия властей и общественности позволили предотвратить негативные последствия.

Переход к новому этапу отношений с учетом роли наднациональных интегрирующих структур, нацеленных на укрепление общегражданской идентичности в регионе, обусловлен необходимостью и важностью представления интересов башкир и республики на федеральном уровне. Знаменательным событием в этом направлении стало создание федеральной национально-культурной автономии башкир.

Несмотря на то, что межконфессиональный, межнациональный и тесно связанный с ними языковой вопросы остаются в центре общественного внимания, наблюдается постепенное снижение их остроты. Прежде всего, это связано с принимаемыми органами исполнительной власти мерами. В 2018 году правительство РБ утвердило разработанную Минкультуры госпрограмму «Сохранение и развитие государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан» с актуальными подпрограммами, предусматривающими дальнейшее развитие русского языка, популяризацию, расширение социально-коммуникативной базы как башкирского, так и родных языков малых этносов, проживающих в республике. Финансовое обеспечение госпрограммы до 2024 г. составляет почти 4 млрд. рублей. Позитивную реакцию родительской общественности вызвал начатый в 2019 г. образовательный проект, предусматривающий открытие 14 полилингвальных многопрофильных общеобразовательных организаций. Идея получения образования на государственных и иностранных языках вовлекает все больше участников в образовательный процесс. Таким образом повышаются статус башкирского языка как государственного, его имидж и значение преподавания с учетом многонациональности городской среды. Знаковым событием в области решения конструктивных задач языкового строительства стало открытие в

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

столице Башкирии двух полилингвальных школ в рамках реализации национального проекта «Образование».

Финансовая поддержка гранта главы республики обеспечила появление современных языковых ресурсов, аудиокниг, анимационных фильмов-сказок. Начаты переводы на башкирский язык и издание текстов мировой классической художественной литературы для детей. Проводятся различные культурно-просветительские акции, творческие конкурсы, фестивали. Так, проект «Язык начинается с семьи» осуществляется на грант Главы РБ на государственную поддержку деятелей культуры и искусства РБ. Он создается при содействии Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури с целью популяризации и сохранения башкирского языка. Снята серия 2-5-минутных социальных мотивационных игровых видеороликов, посвященных обычной семье. Видеосюжеты раскрывают идею о том, что именно родители передают детям интерес к родному языку и культуре. Авторы видеороликов хотят донести до зрителей, что сохранение башкирского языка зависит от каждого жителя нашей республики.

В области гуманитарных наук в настоящее время повышается интерес к обработке естественных языков - развивающегося направления искусственного интеллекта, задачами которого являются компьютерный анализ и синтез естественных языков. В ноябре 2020 г. в организованном Фондом по сохранению и развитию башкирского языка публичном мероприятии был представлен «башкирский синтезатор речи, искусственный человеческий голос на базе нейросетей, за основу которого был заложен голос известного телеведущего телеканала БСТ Н. Юнусова. Пока функция авточтеца доступна лишь для чтения результатов машинного перевода на платформе онлайн-переводчика» [В Уфе энтузиасты., 2021]. Сейчас ведется активная работа по созданию аналогичного программного продукта для чтения и прослушивания книг на башкирском языке. Такая задача поставлена перед сотрудниками отдела оцифровки документов Национальной библиотеки им. А.-З. Валиди. В ней преобразована в электронный формат и размещена на сайте библиотеки почти вся художественная литература на башкирском языке. Параллельно решаются и юридические вопросы: библиотека имеет подписанные договоры со всеми авторами и правообладателями размещаемых произведений. Как утверждают специалисты в области компьютерных технологий, «синтез речи даст возможность повысить объем усвоенной и запоминаемой информации за единицу времени, что ведет к повышению интеллектуального и духовного уровня населения республики» [В Уфе энтузиасты., 2021].

Отметим благоприятную тенденцию в функционировании башкирского языка в области развития компьютерных технологий. Появление в ИИЯЛ ФГБНУ УФИЦ РАН лаборатории

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

лингвистики информационных технологий способствовало реализации проекта по компьютерному обеспечению функционирования башкирского языка: образован машинный фонд, созданы национальный корпус поэтических и прозаических текстов башкирского языка, электронная библиотека, устный корпус башкирского языка, онлайн-курсы башкирского языка, академические и двуязычные словари, энциклопедии и др.

Конкурентоспособность любого языка с учетом специфики глобального цифрового пространства зависима от технологической инфраструктуры (наличия соответствующей клавиатуры, разработки шрифтов в системе Unicode) и цифровых ресурсов (электронных библиотек, медийных каналов и пр.). Расширение сферы применения языка и повышение его устойчивости происходят за счет успешного адаптирования им технологии. Совместная работа с Microsoft Corporation - крупнейшей компанией по производству программного обеспечения -по поддержке башкирского языка в различных операционных системах (включая Windows), создание башкирского шрифта, открытие в 2002 г. раздела «Википедия на башкирском языке» обозначают конкретные перспективы для его функционирования в киберпространстве. Тем не менее информации на башкирском языке в сети интернет немного. Увеличение ее объема возможно за счет параллельного представления информации русскоязычных сайтов государственных учреждений на башкирском языке. Это обеспечило бы информацией и проживающих за пределами республики и РФ башкир.

Издательский дом «ПостНаука» совместно с ведущими учеными запустил поддерживаемый Фондом президентских грантов проект «Языки России» - большую мультимедийную «энциклопедию». Это просветительские проекты, подготовленные совместно с университетами, исследовательскими институтами, некоммерческими фондами и коммерческими организациями. Об особенностях башкирского языка в проекте повествуют профессор Г.Н. Ягафарова и доценты С.С. Сай и Б.В. Орехов [Языковая мозаика, 2021, I: 380-382].

Обретение башкирским языком статуса государственного дало ему возможность поднять престижность, расширить социально-коммуникативные функции. Параллельно с башкирско-русским двуязычием активно развивается и русско-башкирское. Необходимость сохранения и развития языкового и культурного плюрализма в республике очевидна. Для этого важно не столько разработать новые ГОСТы по обучению родным языкам для общеобразовательных школ, сколько предусмотреть отдельные стандарты для обучающихся с неродным изучаемым языком. Не последнюю роль играют в указанных процессах ценностные ориентации семьи - родителей и прародителей, осознающих и активно передающих поколениям традиции и язык своего народа. Вероятно, оптимальным решением в условиях полиязычного Башкортостана может стать признание и «мультилингвизма в разных

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

соотношениях при соблюдении прав и свобод как на поддержание и развитие языка, так и на его выбор» [Арутюнова, 2018: 34].

Для эффективного решения задачи гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений требуется планомерная и целеустремленная работа - и просветительская, и организационная [Марданов, 2017, 2020; Салихова, 2016; Sa1ikhova at a1., 2020]. В этой работе важно участие как непосредственно органов власти, так и политических и общественных организаций (в т.ч. религиозных и национальных объединений).

Арутюнова Е.М. (2018). Этноязыковые проблемы и перспективы в образовательной сфере российских республик (на примере Башкортостана) // Социологические исследования. 2018. № 4. С. 25-35.

Арутюнова Е.М. (2019). Языковой конфликт: кейсы Татарстана и Башкортостана // Социологический журнал. 2019. Т. 25. № 1. С. 98-120.

В Уфе энтузиасты разрабатывают приложение для прослушивания книг на башкирском языке. URL: https://www.bashinform.ru/news/social/2021-12-07/v-ufe-entuziasty-razrabatyvayut-prilozhenie-dlya-chteniya-i-proslushivaniya-knig-na-bashkirskom-yazyke-2608267 (дата обращения: 24.12.2021).

Буранчин А.М. (2020). Этническая идентичность современных башкир носит устойчивый и стабильный характер. URL: https://ufa.mk.ru/social/2019/07/05/etnicheskaya-identichnost-sovremennykh-bashkir-nosit-ustoychivyy-i-stabilnyy-kharakter.html (дата обращения: 20.12.2021).

Глок Ч. (1996). Индивид и его религия // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс. С. 334-339.

ГубоглоМ.Н. (2003). Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. М.: Наука. 764 с.

Идиятуллина Г.А. (2020). Соотношение конфессиональной, этнической, региональной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан. Уфа: Мир печати. С. 178-184.

Марданов М.Х. (2017). Реализация государственной национальной политики в РБ: проблемы и целевые ориентиры // Исторический опыт межэтнического и межконфессионального взаимодействия народов России и Башкортостана как фактор и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в республике. Уфа: Белая река.

Марданов М.Х. (2020). Стабильные межнациональные отношения в РБ - результат совместной работы органов власти и общества. URL: https://ufa.mk.ru/politics/2020/02/12/ stabilnye-mezhnacionalnye-otnosheniya-v-rb-rezultat-sovmestnoy-raboty-organov-vlasti-i-obshhestva.html (дата обращения: 23.12.2021).

Мурсалимова Ю.Р. (2018). Специфика актуализации религиозного компонента значения слова: Дис. .канд. филол. н. Пермь: ПНИУ. 222 с.

Мурсалимова Ю.Р. Специфика религиозного языкового сознания православных и мусульман РБ (на примере г. Уфы) // Языковая мозаика г.Уфы: коллективная монография / Под ред. проф. Э.А. Салиховой. Т.1. Уфа: Аэтерна, 2021. С. 241-326.

Национальный состав населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.: статистический бюллетень (2012). Уфа: Башкортостанстат. 58 c.

Региональная идентичность в контексте российского нациестроительства: этнический, языковой, религиозный и управленческий аспекты» (на примере Республики Башкортостан) (2018). СПб.; Уфа. 176 с.

Литература

С. 148-151.

Салихова Э.А. (2015). Отображение религиозной составляющей картины мира в языковом сознании православных и мусульман Башкортостана // Вестник Череповецкого государственного университета. № 5 (66). С. 65-72.

Салихова Э.А., Мурсалимова Ю.Р. (2013). Религиозное знание с точки зрения категорий «значение» и «знание» / «познание» // Вестник ВЭГУ. Сер. Филология. № 2 (64). Уфа. С.125-130.

Салихова Э.А. (2016). Религиозное и языковое сознание православных и мусульман Башкортостана: социопсихолингвистический аспект исследования проблемы // Политобразование: информационно-аналитический журнал. URL: http://lawinrussia.ru/ content/religioznoe-yazykovoe-soznanie-pravoslavnyh-i-musulman-bashkortostana (дата обращения: 18.12.2021).

Социологический ответ на «национальный вопрос»: пример Республики Башкортостан (2012). М.: Институт социологии РАН. 124 с.

Уразметова Р.К., Хисматуллин И.Р. (2015). Этническая аффилиация среди молодежи в условиях полиэтнического общества (на примере Республики Башкортостан) // Вестник КрасГАУ. № 4. С. 224-227.

Халиулина А.И., Сафин Ф.Г. (2017). Мобилизация религиозности в современном Башкортостане // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века. Уфа: Мир печати. С. 311-317.

Халиулина А.И., Ишемгулов М.Н., Идрисова Э.Ф. Реалии двуязычия в контексте языковой политики в современном Башкортостане // Genesis: исторические исследования. - 2020. № 10. С. 1-18. URL: https://nbpublish.com/library read article.php?id=33877 (дата обращения: 25.12.2021).

Языковая мозаика г. Уфы: коллективная монография / Под ред. проф. Э.А. Салиховой. Т.1. Уфа: Аэтерна, 2021. 414 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Salikhova, E.A., Mursalimova Yu.R. (2015). Special aspects of personal linguistic identity // Педагогический журнал Башкортостана. Уфа: БГПУ. № 1 (56). С. 173-179.

Salikhova, E.A., Mukhtasarova E.A., Idrisova E.F., Khaliulina A.I. (2020). The Impact of Religious Commitment of Bashkortostan Youth on their Attitude towards Representative of Different Confessional Affiliation // Revista Inclusiones. Vol. 7. Número Especial. Octubre - Diciembre 2020. Рp. 159-177. Editorial Cuadernos de Sofía Santiago. Chile OBU.

References

Arutyunova, E.M. (2018). Etnoyazykovye problemy i perspektivy v obrazovatel'noj sfere rossijskih respublik (na primere Bashkortostana) [Ethnolinguistic problems and prospects in the educational sphere of the Russian republics (on the example of Bashkortostan] // Sociologicheskie issledovaniya. 2018. No. 4. Pp. 25-35. (In Russ.)

Arutyunova, E.M. (2019). Yаzykovoj konflikt: kejsy Tatarstana i Bashkortostana [Language conflict: cases of Tatarstan and Bashkortostan] // Sociologicheskij zhurnal. 2019. Vol. 25. No. 1. Pp. 98-120. (In Russ.)

V Ufe entuziasty razrabatyvayut prilozhenie dlya proslushivaniya knig na bashkirskom yazyke [In Ufa enthusiasts are developing an application for listening to books in the Bashkir language]. URL: https://www.bashinform.ru/news/social/2021-12-07/v-ufe-entuziasty-razrabatyvayut-prilozhenie-dlya-chteniya-i-proslushivaniya-knig-na-bashkirskom-yazyke-2608267 (In Russ.)

Buranchin, A.M. (2020). Etnicheskaya identichnost' sovremennyh bashkir nosit ustojchivyj i stabil'nyj harakter [The ethnic identity of modern Bashkirs is stable and stable]. URL: https://ufa.mk.ru/social/2019/07/05/etnicheskaya-identichnost-sovremennykh-bashkir-nosit-ustoychivyy-i-stabilnyy-kharakter.html (In Russ.)

Glock, Ch. (1996). Individ i ego religiya [The Individual and His Religion] // Religiya i obshchestvo: Hrestomatiya po sociologii religii [Religion and Society]. Moscow: Aspekt Press. Pp. 334339. (In Russ.)

Guboglo, M.N. (2003). Identifikaciya identichnosti: Etnosociologicheskie ocherki [Identification of identity: Ethnosociological essays]. Moscow: Nauka.764 p. (In Russ.)

Idiyatullina, G.A. (2020). Sootnoshenie konfessional'noj, etnicheskoj, regional'noj i grazhdanskoj obshcherossijskoj identichnosti v obshchestvennoj i politicheskoj srede Respubliki Bashkortostan [Correlation of confessional, ethnic, regional and civil all-Russian identity in the social and political environment of the Republic of Bashkortostan]. Ufa: Mir pechati. Pp. 178-184. (In Russ.)

Mardanov, M.H. (2017). Realizaciya gosudarstvennoj nacional'noj politiki v RB: problemy i celevye orientiry [Implementation of the state national policy in the Republic of Belarus: problems and targets] // Istoricheskij opyt mezhetnicheskogo i mezhkonfessional'nogo vzaimodejstviya narodov Rossii i Bashkortostana kak faktor i pozitivnyj vektor dal'nejshego razvitiya mezhnacional'nyh otnoshenij v respublike [Historical experience of interethnic and interfaith interaction between the peoples of Russia and Bashkortostan as a factor and a positive vector for the further development of interethnic relations in the republic]. Ufa: Belaya reka. Pp. 148151. (In Russ.)

Mardanov, M.H. (2020). Stabil'nye mezhnacional'nye otnosheniya v RB - rezul'tat sovmestnoj raboty organov vlasti i obshchestva [Stable interethnic relations in the Republic of Bashkortostan are the result of the joint work of the authorities and society]. URL: https://ufa.mk.ru/politics/2020/02/12/stabilnye-mezhnacionalnye-otnosheniya-v-rb-rezultat-sovmestnoy-raboty-organov-vlasti-i-obshhestva.html (In Russ.)

Mursalimova, Yu.R. (2018). Specifika aktualizacii religioznogo komponenta znacheniya slova [The specificity of the actualization of the religious component of the meaning of the word]: Dis. ...kand. filol. n. Perm: PNIU. (In Russ.)

Mursalimova, Yu.R. Specifika religioznogo yazykovogo soznaniya pravoslavnyh i musul'man RB (na primere g. Ufy) [The Specifics of the Religious Linguistic Consciousness of the Orthodox and Muslims of the Republic of Belarus (on the Example of Ufa)] // Yazykovaya mozaika g.Ufy [Language Mosaic of Ufa]: kollektivnaya monografiya / Pod red. prof. E.A. Salihovoj. Vol.1. Ufa: Aeterna, 2021. Pp. 241-326. (In Russ.)

Nacional'nyj sostav naseleniya Respubliki Bashkortostan po dannym Vserossijskoj perepisi naseleniya 2010 goda: statisticheskij byulleten' (2012) [National composition of the population of the Republic of Bashkortostan according to the All-Russian population census of 2010: statistical bulletin (2012)]. Ufa: Bashkortostanstat. 58 p. (In Russ.)

Regional'naya identichnost' v kontekste rossijskogo naciestroitel'stva: etnicheskij, yazykovoj, religioznyj i upravlencheskij aspekty» (na primere Respubliki Bashkortostan) (2018) [Regional Identity in the Context of Russian Nation-Building: Ethnic, Linguistic, Religious and Administrative Aspects (on the example of the Republic of Bashkortostan) (2018)]. St. Petersburg: OOO «Svoe izdatel'stvo». 176 p. (In Russ.)

Salikhova, E.A. (2015) Otobrazhenie religioznoj sostavlyayushchej kartiny mira v yazykovom soznanii pravoslavnyh i musul'man Bashkortostana [Display of the religious component of the picture of the world in the linguistic consciousness of the Orthodox and Muslims of Bashkortostan] // Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. No. 5 (66). Pp. 6572. (In Russ.)

Salikhova, E.A., Mursalimova, Yu.R. (2013) Religioznoe znanie s tochki zreniya kategorij «znachenie» i «znanie» / «poznanie» [Religious knowledge from the point of view of the categories "meaning" / "knowledge"] // Vestnik VEGU. Ser. Filologiya. No. 2 (64). Ufa: Vostochnyj universitet, pp. 125-130. (In Russ.)

Salikhova, E.A. (2016) Religioznoe i yazykovoe soznanie pravoslavnyh i musul'man Bashkortostana: sociopsiholingvisticheskij aspekt issledovaniya problemy [Religious and Linguistic Consciousness of the Orthodox and Muslims of Bashkortostan: Sociopsycholinguistic Aspect

of the Study of the Problem] // Politobrazovanie: informacionno-analiticheskij zhurnal [Political Education: Information and Analytical Journal]. Available at: http://lawinrussia.ru/content/religioznoe-yazykovoe-soznanie-pravoslavnyh-i-musulman-bashkortostana, accessed 02.12.2019. (In Russ.)

Sociologicheskij otvet na «national'nyj vopros»: primer Respubliki Bashkortostan (2012) [Sociological response to the "national question": the case of the Republic of Bashkortostan (2012)]. Moscow: Institute of Sociology RAS. 124 p. (In Russ.)

Urazmetova, R.K., Hismatullin, I.R. (2015) Etnicheskaya affiliaciya sredi molodezhi v usloviyah polietnicheskogo obshchestva (na primere Respubliki Bashkortostan) [Ethnic affiliation among youth in a multi-ethnic society (on the example of the Republic of Bashkortostan)] // Vestnik KrasGAU. No.4. Pp. 224-227. (In Russ.)

Khaliulina, A.I., Safin, F.G. (2017) Mobilizaciya religioznosti v sovremennom Bashkortostane [Mobilization of religiosity in modern Bashkortostan] // Idealy i cennosti islama v obrazovatel'nom prostranstve XXI veka [Ideals and values of Islam in the educational space of the XXI century]. Ufa: Mir pechati, pp. 311-317. (In Russ.)

Khaliulina, A.I., Ishemgulov, M.N., Idrisova, E.F. Realii dvuyazychiya v kontekste yazykovoj politiki v sovremennom Bashkortostane [The realities of bilingualism in the context of language policy in modern Bashkortostan] // Genesis: istoricheskie issledovaniya [Genesis: historical research]. -2020. No. 10. Pp. 1-18. URL: https://nbpublish.com/library read article.php?id=33877 (In Russ.)

Yazykovaya mozaika g. Ufy [Language Mosaic of Ufa]: kollektivnaya monografiya / Pod red. prof. E.A. Salihovoj. Vol.1. Ufa: Aeterna, 2021. 414 p. (In Russ.)

Salikhova, E.A., Mursalimova, Yu.R. (2015) Special aspects of personal linguistic identity // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. Ufa: BGPU. No. 1 (56). Pp. 173-179.

Salikhova, E.A., Mukhtasarova, E.A., Idrisova, E.F., Khaliulina, A.I. (2020). The Impact of Religious Commitment of Bashkortostan Youth on their Attitude towards Representative of Different Confessional Affiliation // Revista Inclusiones. Vol. 7. Número Especial. Octubre - Diciembre 2020. Pp. 159-177. Editorial Cuadernos de Sofía Santiago. Chile OBU.

Салихова Эльвина Ахнафовна - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры инновационных технологий языковой коммуникации Института экономики и управления ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет». Адрес: 450008, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, 12, корп. 1. Эл. адрес: Salelah12@yandex.ru

Мурсалимова Юлия Рамилевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры инновационных технологий языковой коммуникации Института экономики и управления ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет». Адрес: 450008, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, 12, корп. 1. Эл. адрес: ishmakova 1 @yandex.ru

Для цитирования: Салихова Э.А., Мурсалимова Ю.Р. Внутринациональное и межконфессиональное состояние современной Башкирии [Электронный ресурс] // Социолингвистика. 2022. № 1 (9). C. 9-23. DOI: 10.37892/2713-2951-1-9-9-23

For citation: Salikhova, E.A., Mursalimova, Y.R. Inter-national and inter-confessional state of modern Bashkiria [online] // Sociolinguistics. 2022. No. 1 (9). Pp. 9-23. (In Russ.) DOI: 10.37892/2713-2951-1-9-9-23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.