DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_83
О РЕАЛИЗАЦИИ РОСГВАРДИЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАДАЧИ ПО ЦИФРОВОМУ РАЗВИТИЮ On the implementation by the Russian Guard of the complex task of digital development ШЕНШИН Виктор Михайлович,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т., 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru;
SHENSHIN Viktor Mikhailovich,
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru
Краткая аннотация. В материалах научной статьи рассматриваются некоторые особенности реализации Росгвардией комплексной задачи по цифровому развитию. Отмечается, что государственные функции (услуги), исполняемые (предоставляемые) Росгвардией, носят обязательный характер, подлежат исполнению не только должностными лицами Росгвардии, но и иными субъектами, в отношении которых оказываются такие услуги. Акцентируется внимание на том, что внедрение современных цифровых продуктов и ускоренная модернизация ресурсной базы позволят в конечном итоге повысить возможности ведомства в обеспечении национальной безопасности.
Abstract: In the materials of the scientific article, some features of the implementation by Rosgvardiya of the complex task of digital development are considered. It is noted that the state functions (services) performed (provided) Rosgvardiya, are mandatory, are subject to execution not only by officials of Rosgvardiya, but also by other entities in respect of which such services are provided. Attention is focused on the fact that the introduction of modern digital products and accelerated modernization of the resource base will ultimately increase the capabilities of the department in ensuring national security.
Ключевые слова: Росгвардия; цифровое развитие, государственные услуги, цифровой продукт, национальная безопасность.
Keywords: Rosgvardiya; digital development, public services, digital product, national security.
Для цитирования: Шеншин В.М. О реализации Росгвардией комплексной задачи по цифровому развитию // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 83-85. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_83.
For citation: Shenshin V.M. On the implementation by the Russian Guard of the complex task of digital development // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 83-85. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_83.
Статья поступила в редакцию: 22.08.2023
23 июня 2023 года Росгвардия поделилась опытом цифровой трансформации на выездном заседании комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи.
В ходе выездного заседания участие в работе приняло значительное количество высокопоставленных должностных лиц Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Управления президента Российской Федерации по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Росгвардии, а также взаимодействующих министерств, ведомств и провайдеров цифровых услуг.
Директор Росгвардии в своем выступлении подчеркнул передовой настрой и нацеленность ведомства на активную реализацию комплексной задачи по его цифровому развитию. Главнокомандующий проинформировал участников мероприятия о реализованных задачах цифро-визации ведомства. Так, в соответствии с разработанным постановлением, Минцифре России передан ряд полномочий Росгвардии по созданию, развитию, эксплуатации и доработке программного обеспечения в целях предоставления войсками государственных услуг в электронной форме.
На момент подготовки статьи перечень государственных услуг (функций), оказываемых (осуществляемых) Росгвардией выглядит следующим образом.
Электронные:
1) Выдача гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему;
2) Выдача гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, а также лицензии на приобретение отдельной модели боевого холодного клинкового оружия (кортика), унаследованной в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) Выдача гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов
к нему;
4) Выдача гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение спортивного или охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия и спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и патронов к нему;
5) Выдача гражданину Российской Федерации разрешения на ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации гражданского или наградного оружия и патронов к нему;
6) Выдача гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение наградного оружия и патронов к нему;
7) Выдача гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 10(226)
оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему;
8) Выдача гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, используемого для занятий спортом, спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и патронов к нему;
9) Выдача гражданину Российской Федерации разрешения на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны и патронов к нему (без права ношения);
10) Выдача направления для проведения ремонта, сертификации оружия (патронов) и иных работ с оружием;
11) Выдача отдельным категориям военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций, находящихся на пенсии, а также должностным лицам государственных органов, которым законом разрешено хранение и ношение оружия, разрешения на хранение и ношение огнестрельного короткоствольного оружия и патронов к нему, либо разрешений на хранение отдельных моделей боевого холодного клинкового оружия (кортиков), полученных в порядке наследования, или хранение и ношение отдельных моделей боевого холодного клинкового оружия (кортиков) с военной формой одежды гражданам Российской Федерации;
12) Выдача подтверждения для продажи оружия (патронов) при получении уведомления о продаже оружия (патронов);
13) Выдача удостоверения частного охранника;
14) Выдача юридическим и физическим лицам лицензий на коллекционирование и (или) экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
15) Выдача юридическому лицу или гражданину Российской Федерации разрешения на транспортирование оружия и (или) патронов;
16) Выдача юридическому лицу или гражданину Российской Федерации разрешения на хранение оружия и (или) патронов;
17) Выдача юридическому лицу разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, или гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и использование спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом и патронов к нему на стрелковом объекте;
18) Запись на прием в подразделения ЛРР Росгвардии;
19) Лицензирование деятельности по разработке, производству, испытанию, хранению, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применению пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом в части работ (услуг) по хранению патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов, реализации (торговле) патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов;
20) Лицензирование деятельности по разработке, производству, испытанию, хранению, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия в части работ (услуг) по хранению гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
21) Лицензирование деятельности по хранению и торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, патронами к гражданскому и служебному оружию и составными частями патронов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае, если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами);
22) Лицензирование частной охранной деятельности;
23) Лицензирование частной детективной деятельности;
24) Подача заявления о регистрации (перерегистрации) приобретенных гражданином по лицензии газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой; охотничьего метательного стрелкового оружия;
25) Подача уведомления о вывозе охотничьего оружия и патронов к нему из РФ в государство - член Евразийского экономического союза для использования в охоте;
26) Подача уведомления о приобретении (продаже, дарении) списанного оружия в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальный орган;
27) Получение заключения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации составных частей гражданского, служебного оружия и патронов к нему.
Неэлектронные:
1) Государственная функция по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
2) Контроль за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
3) Предоставление архивных справок и копий архивных документов, связанных с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации
Акцентируем внимание, что проблема внедрения электронных административных процедур и регламентов в деятельность федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, их должностных лиц является одной из ключевых в модернизации государственного управления в аспекте формирования электронного Правительства. В настоящее время этот процесс не завершен и требует тщательной научной проработки1.
Заметим, что в рамках проводимой работы ведется разработка приказов Росгвардии, утверждающих административные регламенты осуществления государственных контрольно-надзорных функций и предоставления государственных услуг в сфере частной охранной деятельности.
В соответствии с предоставленными полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности Росгвардией проводится разработка новых, а также переработка существующих нормативных правовых актов и приведение их в соответствие с действующим законодательством.
Таким образом, государственные функции (услуги), исполняемые (предоставляемые) Росгвардией, носят обязательный характер, подлежат исполнению не только должностными лицами Росгвардии, но и иными субъектами, в отношении которых оказываются такие услуги.
Во взаимодействии с Минпромторгом России продолжается выработка решений по централизованному оснащению войск средствами автоматизации. Росгвардия включена в план перевода на единую платформу «ГосТех», а также стала участником эксперимента по повышению уровня защищенности информационных систем войск.
На сегодняшний день реализуются необходимые указания, закрепившие приоритетные направления развития войск в области информационных технологий и защиты информации на период до 2028 года. Внедрение современных цифровых продуктов и ускоренная модернизация ресурсной базы позволят в конечном итоге повысить возможности ведомства в обеспечении национальной безопасности2.
Войска национальной гвардии Российской Федерации стали абсолютным лидером цифровой трансформации среди всех органов власти: первое место из 61 ведомств по рейтингу Минцифры России. Опыт Росгвардии заслуживает не только пристального изучения, но и всесторонней поддержки - анализа проблем и поиск путей их решения на пути ведомства к технологическому суверенитету. Росгвардия, как было указано выше, оказывает существенный перечень государственных услуг в электронном и неэлектронном виде3. Росгвардией совместно с Минцифры России в 2021 году создана программа Федеральной платформы по контролю за оборотом оружия и управления охранными услугами, которая в 2023 году должна вступить в строй. По инициативе депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации были внесены поправки в Федеральный закон «Об оружии».
Таким образом, в соответствии со стратегическими задачами, поставленными руководством страны, Росгвардия является полноценным участником цифровой трансформации государственного управления Российской Федерации.
Ключевым проектом цифровой трансформации ведомства является создание совместно с Минцифры России «Федеральной платформы по контролю за оборотом оружия и управления охранными услугами» (ФКПО). Это перспективное инновационное единое пространство для физических и юридических лиц, сотрудников федеральных органов государственной власти, оружейных магазинов, заводов, стрелковых клубов.
В настоящее время Федеральной службой предоставляется более 25 государственных услуг, 24 из которых переведены в электронный вид, а 5 отнесены к категории социально значимых. ФКПО открывает новые возможности развития системы контроля за оборотом оружия, государственной централизованной охраны объектов имущества различных форм собственности. Новая цифровая платформа послужит также для удобства населения, экономии времени для получения государственных услуг в сфере оборота оружия и вневедомственной охраны. Ядро ФКПО уже развернуто и запущено в пилотном режиме в Москве, Ивановской, Тульской, Ярославской областях.
Важным проектом стало проведение в 2023 году первой «цифровой» Олимпиады в Росгвардии. В олимпиаде приняли участие военнослужащие и сотрудники из всех округов и военных институтов ведомства. Высокий интерес к олимпиаде проявили не только профильные специалисты, но и автомобилисты, медицинские работники, специалисты тыловых служб и вневедомственной охраны.
Библиография:
1. Военное право / А. В. Кудашкин, А. Н. Савенков, М. В. Конохов [и др.]. Т. I. - М.: ООО "Центр правовых коммуникаций", 2021. - 560 с. - ISBN 978-5-6042565-10. - EDN MNGEJM.
2. Бондуровский В.В. Задачи, решаемые Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности в условиях трансформации вызовов
и угроз безопасности / В. В. Бондуровский, С. В. Поспелов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 29-36. - EDN EMOWWT.
3. Ирошников Д.В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д.В. Ирошников // Право. Безопасность.
Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1 (54). - С. 11 -22. - EDN WCAYMY.
References:
1. Military law / A.V. Kudashkin, A. N. Savenkov, M. V. Konyukhov [et al.]. T. I. - M.: LLC "Center for Legal Communications", 2021. - 560 p. - ISBN 978-5-6042565-10. - EDN MNGEJM.
2. Bondurovsky V.V. Tasks solved by the Parliamentary Assembly of the Collective Security Treaty Organization in the conditions of transformation of challenges and threats to security / V. V. Bondurovsky, S. V. Pospelov // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 2(55). - Pp. 29-36. - EDN EMOWWT.
3. Iroshnikov D.V. Security as a category of international public law: a theoretical aspect / D.V. Iroshnikov // Law. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 1 (54). -Pp. 11 -22. - EDN WCAYMY.
1 Военное право / А. В. Кудашкин, А. Н. Савенков, М. В. Конохов [и др.]. Том I. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Центр правовых коммуникаций", 2021. - 560 с. - ISBN 978-5-6042565-1 -0. - EDN MNGEJM
2 Ирошников Д.В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д.В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1(54). - С. 11-22. - EDN WCAYMY.
3 Бондуровский В.В. Задачи, решаемые Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности в условиях трансформации вызовов и угроз безопасности / В. В. Бондуровский, С. В. Поспелов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 29-36. - EDN EMOWWT.