ИЗ ПРАКТИКИ
М. Я. СУПОНИЦКИЙ (Киев)
О реализации решений XVIII Всесоюзной конференции ВКП(б)
о культуре труда на предприятиях УССР
*
Решения XVIII партийной конференции о культуре труда на предприятиях всколыхнули медико-санитарную организацию УССР и дали толчок к резкому улучшению гигиенических условий работы на фабриках и заводах. Широко развернувшаяся борьба за чистоту на производстве дала возможность добиться весьма значительных результатов. Реализуя решения XVIII конференции ВКП(б). государственная промышленно-санитарная инспекция значительно усилила так называемый текущий промышленно-санитарный надзор, прежде осуществлявшийся главным образом помощниками санитарных врачей.
Мы стремились втянуть в борьбу за внедрение культуры труда на производстве широкую общественность — самих рабочих, инженерно-технический персонал, жен-активисток, санитарные посты Красного креста, общественных инспекторов труда и т. д. С этой целью проводились специальные конференции на ряде заводов в Запорожской, Харьковской, Днепропетровской и других областях; систематические осмотры цехов государственными промышленно-санитарными инспекторами совместно с женами рабочих и ИТР (Днепропетровская область); специальные активы представителей промышленных предприятий совместно с госсанинспекцией и органами коммунального хозяйства (Харьков); представителей промышленных предприятий, госсанинспекции и Красного креста совместно с работниками прессы (Киев); межцеховое соревнование на самый культурный цех (завод Автозапчасть, Одесская швейная фабрика, завод им. Октябрьской революции и т. д.).
На ряде предприятий промсанинспектора специально ставили доклады о борьбе за культуру труда на пленумах завкомов (заводы им. К. Либкнехта, им. Коминтерна, им. Петровского и ряд заводов Криворожья, Запорожья, Киева и т. д.). На некоторых заводах гос-промсанинспекция вынуждена была ставить даже по нескольку раз эти вопросы на пленумах завкомов (например, на Криворожском металлургическом заводе 4 раза). На ряде предприятий Одесской, Харьковской и Киевской областей по инициативе госсанинспекции проводились собрания уборщиц для заслушивания инструктивных докладов промсанврачей и врачей здравпунктов о чистоте и культуре труда. Как правило, на этих собраниях всегда принимали участие руководители фабрик и заводов.
На многих предприятиях промсанинспектора совместно с директорами составляли графики очистки цехов и заводской территории, намечали мероприятия по поддержанию чистоты в дальнейшем, определяли места и участки для складов и пунктов хранения фабрикатов и сырья.
На ряде крупных фабрик и заводов директора стали практиковать вызовы начальников отстающих в санитарном отношении цехов
и в присутствии госпромсанинспекторов заслушивать их информацию о проведенной ими за определенный срок работе по благоустройству цеха.
Госпромсанинспекция широко применяла срочное составление для трестов и главков санитарных характеристик соответствующих предприятий (Винницкая и Киевская области). Эти характеристики должны были заставить хозяйственные организации помочь предприятиям навести санитарный порядок и поддерживать его в дальнейшем. Так, например, на основании характеристики санитарного состояния сахарных заводов Киевской области Сахаротрест издал специальный приказ, в котором устанавливался график проведения работ по наведению чистоты и порядка на этих заводах.
Вопросы чистоты были включены в планы подготовки предприятий к лету. Это имело особенно серьезное значение для металлургических, коксохимических и химических заводов.
В ряде случаев госсанинспекция обращалась к помощи партийных организаций и всегда получала полностью всестороннюю поддержку.
На сессиях некоторых районных и городских исполкомов советов трудящихся были заслушаны доклады директоров заводов о санитарном благоустройстве последних (Красноградский и Балаклеевский районы Харьковской области и др.). На сессии Винницкого облисполкома был специально поставлен доклад заведующего облздрав-отделом о санитарном состоянии предприятий.
Госпромсанинспекция широко использовала и заводскую прессу, и городские газеты для освещения вопросов чистоты и культуры труда, показа передовых и отстающих заводов, обмена опытом и т. д. Так, в Одесской области было помещено 5 статей в областной прессе и 42 в многотиражках, в Днепропетровской — 8, в Киевской— 11, в Киеве — 20 и т. д.
Но было бы глубокой ошибкой думать, что госпромсанинспекция может одними лишь своими силами поднять на должную высоту вопрос о борьбе за чистоту и культуру труда. Без участия всей медико-санитарной организации, без активизации деятельности здравпунктов вряд ли можно здесь добиться многого. Поэтому мы обратили особое внимание на здравпункты.
На многих предприятиях здравпункты составили совместно с гос-промсанинспекторами планы профилактической работы. На предприятиях начали широко практиковаться беседы и лекции по гигиене труда, чистоте рабочего места, борьбе с гнойничковыми заболеваниями и т. д.
Во многих областях проводились инструктивные совещания здравпунктов по вопросам гигиены труда и реализации приказов НКЗдра-ва СССР № 748/1017 и 1105. Госпромсанинспектора систематически проверяют профилактическую работу здравпунктов, стремясь к ее дальнейшему расширению и улучшению.
Формы совместной деятельности госсанинспекции и здравпунктов многообразны. Так, практикуются обходы цехов промсанинспектора-ми вместе с работниками здравпунктов, в ряде областей в поликлиниках при участии промсанинспекторов проводятся ежемесячные совещания здравпунктов для анализа заболеваемости в соответствующих предприятиях и разработки мер по ее снижению. В Одессе в некоторых поликлиниках введены должности инструкторов здравпунктов. В некоторых областях проводились совместные совещания дерматологов и работников здравпунктов по вопросам снижения заболеваемости. В Одессе, например, совместно с венерологическим диспансером был обследован ряд предприятий для разработки и проведения эффективных мер по предупреждению гнойничковых заболеваний. В той же Одессе были организованы курсы по гигиене тру-
да по пятидесятичасовой программе для среднего медицинского персонала здравпунктов на 30 человек. Такие же курсы намечены и в ряде других областей. Здесь еще вся работа впереди, так как овладение каждым врачом здравпункта элементарными знаниями в области гигиены труда и профзаболеваний является основным условием успешности коренного улучшения медико-санитарного обслуживания предприятий.
Наше стремление активизировать профилактическую работу здравпунктов встречает должную поддержку со стороны последних. Правда, и тут не обошлось без некоторых печальных исключений. Например, врач здравпункта 8-й Киевской обувной фабрики Гаткер заявила, что она не может и не хочет заниматься вопросами гигиены труда, так как она-де «лечебник». Она не поняла, что успешная борьба за снижение заболеваемости невозможна, если не вести эффективной профилактической работы, если врач не будет знать основных вопросов гигиены труда обслуживаемого производства. К счастью, таких врачей, как Гаткер, только единицы.
С другой стороны, отмечалось своеобразное «фантазирование» в области организационных форм работы здравпунктов. Например, отдельные работники требуют восстановления пресловутых медсанце-хов, думая, что в этом вся суть, и не понимая того, что дело не в названии, а в содержании работы. Здравпункт — не цех предприятия, он должен оказывать первую помощь и вместе с тем проводить большую профилактическую работу непосредственно на предприятии, ди-«ференцированное же медицинское обслуживание рабочих — дело заводской или районной поликлиники.
Предоставление врачам ряда крупных здравпунктов и поликлиник прав государственных инспекторов, согласно приказу наркома здравоохранения СССР т. Митерева от 21.IV.1941 г., поможет правильно и целиком решить этот вопрос.
Мероприятия, проведенные госпромсанинспекцией, активизация медико-санитарной работы на предприятиях, помощь партийных и общественных организаций, а также общественности помогли добиться на огромном большинстве предприятий резкого улучшения внешних условий работы.
В подавляющем большинстве случаев заводы безоговорочно выполняли требования промсанинспекции по вопросам чистоты и культуры труда. В литейном цехе завода «Серп и молот» очищены дорожки, механизируется удаление земли. В грандиозных цехах заводов Ново-Краматорского ХТЗ им. Ленина, Станкостроя и др. введена систематическая очистка и протирка остекления. На металлургическом Орджоникидзевском заводе были выделены в ведение дворового цеха для упорядочения территории специальный паровоз, 60 вагонов, 25 грузчиков и штат дворников для систематического поддержания чистоты.
Значительно улучшилась уборка заводских территорий. Всюду очищены световентиляционные фонари. Сами рабочие следят за чистотой цехов (завод Автозапчасть, «Красный сигнал» и т. д.). На Мироновском сахарном заводе раньше без зонта и калош нельзя было входить в цехи, а теперь цехи полностью приведены в порядок.
Благоустроены и такие участки, где годами накапливались горы мусора и отходов (Мартеновский цех завода им. Коминтерна, труболитейный цех завода им. Петровского и др.). На многих предприятиях спланированы площадки для хранения сырья, места для хранения шихты (Барвенковский и другие заводы). Так, например, на Николаевском заводе спланировано и расчищено 43 753 м2 территории.
Особо следует остановиться на вопросах культуры труда и чистоты в угольной промышленности. Ряд трестов (Сталинуголь, Красно-
армейскуголь, Чистяков-антрацит) в первых числах марта созвал совещания помощников заведующих шахтами и представителей госсанинспекции для разработки мероприятий по ремонту, уборке и санитарному блоку. На многих шахтах проведена побелка и ремонт надшахтных зданий и санитарно-бытовых помещений. По трестам Артемуголь и Калининуголь значительно улучшилось банное хозяйство. Очищены шахтные территории (из 33 шахтных дворов трестов Макеевуголь и Советскуголь очищены 30). Но и до сих пор еще не полностью ликвидированы все безобразия. Так, на шахте № 8 треста Снежнянантрацит двор захламлен, нарядная и баня грязны, подземные людские ходы загромождены старым крепежным лесом и породой, водосточные канавки не прочищаются. Госсанинспекция привлекла к ответственности помощника заведующего этой шахтой.
Сделав упор на то, чтобы «почиститься», хозяйственники не занялись в должной мере серьезными санитарно-оздоровительными мероприятиями. Подземная ассенизация восстановлена лишь на немногих шахтах, на большинстве же шахт она отсутствует. Стирка спецодежды часто далеко не удовлетворяет всей потребности в ней, а на отдельных шахтах и вовсе не производится (шахты № 1, 2, Смолянка, № 7—8, Калиновка).
В настоящее время для улучшения санитарного надзора за подземными выработками проводится перестройка работы подземных медицинских пунктов; они будут следить за чистотой подземных выработок, состоянием питьевого водоснабжения, банно-прачечным хозяйством и т. д.
Отдельные хозяйственники (правда, это единичные случаи) упорно не желали очистить свои предприятия. Например, Котов, директор завода «Транспортер» в Василькове, побившего все рекорды по части грязи, заявил: «Паутина и грязь в цехах не мешают, лишь бы не было ее на рабочем месте».
Были и болтуны, пытавшиеся писанием различных бумажек прикрывать отсутствие истинной борьбы за культуру труда. Для иллюстрации привожу выдержку приказа по Ватно-ткацкой фабрике от 13.111.1941 г.: «Несмотря на наличие приказов по фабрике за № 169 от 17.XII.1940 г., № 172 от 24.XII.1940 г., № 1 от 2.1.1941 г., № 6 от 16.1.1941 г., № 9 от 24.1.1941 г., № 19 от 13.11.1941 г. и № 31 от 7.III.1941 г. по вопросу наведения порядка в общежитии фабрики и соблюдения санитарно-технических условий в общежитиях, все же до сего времени нет надлежащей чистоты».
Конечно, таких горе-хозяйственников могли обуздать только сильные средства: оштрафован ряд руководителей предприятий («Красный сигнал», ХТЗ, Станкозавод, «Красный профинтерн» и др.). По одной только Днепропетровской области за антисанитарное состояние наложены штрафы на администрацию 14 заводов.
Иногда в связи с борьбой за чистоту поднимались и вопросы, большого экономического значения. Так, например, промсанинспектор Кагановичского района (Киев) Васильев не только потребовал очистить от отходов территорию гальванического завода, но и указал, что из этих отходов легко можно изготовлять шины Крамера, важность и ценность которых известны. Поддержанный Главной госсанинспекцией УССР, он убедил дирекцию сделать такой опыт. Проф. Ищенко дал положительный отзыв о шинах из отходов и вопрос этот передан в соответствующие органы для реализации.
Все же госпромсанинспекция действовала не всегда достаточно энергично, подчас либеральничая с загрязнителями предприятий. Некоторые госсанинспектора отнеслись формально к вопросам борьбы за чистоту; например, черниговский областной госсанинспектор Чернявский, подводя итоги своей работы по реализации решений
XVIII партконференции, мог сообщить только, что им «дана директива местам».
Следует всячески избегать превращения упорной повседневной борьбы за культуру труда в очередную кампанию. А такая опасность существует, о чем уже имеются сигналы с мест. Этим тенденциям надо всячески противодействовать. Глубокое всестороннее внедрение гигиены труда в технологию производственных процессов, борьба за бесперебойную работу вентиляции и других санитарно-технических-установок, рационализация рабочих мест — вот следующий этап борьбы за культуру труда.
Общими усилиями медико-санитарной организации предприятий, промсанинспекции, общественных и партийных органов и хозяйственников лозунг, данный т. Маленковым с трибуны XVIII партконференции «Советский завод должен быть рассадником чистоты и порядка», будет выполнен.
Я. Л. ГЕЛЬТ (Харьков);
Принципы рациональной вентиляции в цехах шлифовки и полировки стекла
Из Проектпромсантехбюро при Украинском институте гигиены труда
и профзаболеваний
Стекло, получаемое на машинах Фурко, имеет ряд дефектов (разная толщина, полостность, шероховатость и т. п.), устраняемых путем шлифовки и полировки на индивидуальных станках или конвейере.
В обследованном нами цехе установлено для шлифовки на конвейере 17 станков СШ-2, для индивидуальной шлифовки — 12 станков Ш-1. Полировка стекла производится на 27 станках конвейера и 18 индивидуальных станках. Конструкции полировочных и шлифовальных станков разнятся между собой лишь тем, что на полировочных станках вместо чугунной ферассы на шпиндель посажена звездочка с чугунными дисками, обтянутыми войлоком (на станках СШ-2 — 5 дисков, Ш-1—6 дисков). Для шлифовки применяются суспензии наждаков в воде. Процесс шлифовки ведется при непрерывном смачивании обрабатываемой поверхности проточной водой и сопровождается незначительным нагревом стекла (на 5—8°).
Для полировки идет суспензия крокуса РегОз в воде. Полировка производится при постепенном уменьшении добавки полирующих материалов и сопровождается значительным нагреванием стекла — до 60°.
Длительность полировки на индивидуальных станках от 40 до 100 минут, на конвейере — от 80 до 130 минут в зависимости от качества шлифовки. При полировке на конвейере стекло проходит через него 3 раза. Скорость движения конвейера — 0,12 м/сек. Шпиндели на станках СШ-2 и Ш-1 делают 110 оборотов в минуту. Диски полировальных станков свободно насажены на звездочку и вращаются противоположно вращению шпинделя.
При полировке и шлифовке воздух в цехе загрязняется пылью, влагой и нагревается вследствие образования избыточного тепла. Поскольку основными источниками выделения пыли являются станки
и