НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ГИГИЕНА и ЗДОРОВЬЕ
Отв. редактор А. Я. КУЗНЕЦОВ. Отв. секретарь Ц. Д. ПИК Члены редколлегии: И. А. БАРАН, Г. А. БАТКИС, Ф. Е. БУДАГЯН, А. В. МОЛЬКОВ, А. Н. СЫСИН, Т. Я. ТКАЧЕВ
1941 6-й ГОД ИЗДАНИЯ Л 5" О 45/1 № 4_
-----,---- > '■?. ЦЕИТЕЛЛЫМЯ
•д°Л О С1!'!- ' ;,л' ■> ■
^ Т л . аЯ ЙД{1Й»«!051рИпв«И||
СССР
Главный госсанинспектор СЕГюза ССР
По-большевистски выполнить решения XVIII Всесоюзной конференции ВКП(б)
Решения XVIII Всесоюзной конференции ВКП(б) знаменуют собой новый, исключительной важности этап в борьбе за осуществление великого сталинского плана постепенного перехода от социализма к коммунизму, за разрешение основной экономической задачи — догнать и перегнать передовые в технико-экономическом отношении капиталистические страны, за дальнейшее укрепление могущества нашей советской родины.
Не успокаиваясь на огромных успехах, достигнутых во всех отраслях хозяйственного и культурного строительства страны, большевистская партия с ленинско-сталинской беспощадностью и непримиримостью вскрыла существенные недостатки в руководстве промышленностью и транспортом, являющиеся основной помехой еще более быстрому движению к намеченной великой исторической цели.
Решения XVIII партийной конференции о задачах партийных организаций в области промышленности и транспорта должны стать большевистской программой действий и для органов здравоохранения.
В резолюции конференции записано: «Необходимо, далее, навести и повседневно поддерживать чистоту и элементарный порядок в предприятиях и на железных дорогах.
Парторганизации обязаны решить немедля задачу поддержания чистоты и порядка на предприятиях, как задачу, не терпящую никаких отлагательств. Без чистоты и порядка немыслима нормальная работа современного предприятия. Грязь есть неизбежный спутник и источник расхлябанности, расшатанности дисциплины, разболтанности, отсутствия порядка на заводе, фабрике, железной дороге. Без элементарной культуры на производстве нельзя обеспечить дальнейший подъем нашей промышленности и транспорта»
Это решение явится огромнейшим стимулом для развития профилактической работы медицинских учреждений, в первую очередь здравпунктов на предприятиях и всех органов госсанинспекции.
Опираясь на широкую поддержку и руководство со стороны партийных организаций, санитарные врачи, врачи здравпунктов, все медицинские работники должны быть проводниками этого решения; каждый на своем посту должен содействовать тому, чтобы руководители хо-
1 «Правда», 19.11.1941.
зяйственных и промышленных предприятий и транспорта в кратчайший срок обеспечили и всемерно поддерживали чистоту и порядок на фабриках, заводах, железных дорогах и т. д.
Передовые санитарные и другие медицинские работники уже давно поняли все значение участия и поддержки масс в этом деле. Опыт ге-окчайских медработников, возглавивших борьбу за чистоту и благоустройство района, широко известен. Минувшим летом партийные и комсомольские организации Уральска энергично взялись за очистку города. Были вывезены тысячи тонн мусора, организованы новые свалки, приведены в порядок старые. Серьезно занялись озеленением города. Это не замедлило дать должный эффект: значительно снизились, массовые заболевания, в особенности среди детей.
Почин геокчайцев в организации массового движения за чистоту и культуру широко подхвачен рядом других районов и областей. Так, «Медицинский работник» недавно освещал инициативу медработников Русской Гвоздевки Воронежской области, Дмитровского района Московской области, Агдашского района Азербайджанской ССР.
Необходимо всюду всемерно использовать комиссии здравоохранения советов депутатов трудящихся, превратив их в основной руководящий актив в борьбе за чистоту на предприятии, в городе и в колхозе.
Санитарным работникам надо взять на себя руководство общественным активом Красного креста, организовать из его состава институт санитарных уполномоченных и санитарные посты по примеру ряда районов Москвы.
Санитарные органы — это прежде всего органы государственного надзора за исполнением санитарного законодательства всеми без исключения советскими гражданами и в первую очередь руководителями предприятий и учреждений. Но этот надзор может быть только тогда действенным, если он сопровождается систематическим контролем и проверкой исполнения. К сожалению, значительная часть санитарных работников страдает тем основным пороком, которым, как отмечено в решениях XVIII конференции ВКП(б), грешит руководство некоторых наркоматов:
«б) наркоматы не проверяют исполнение своих решений директорами предприятий и ограничивают, таким образом, рамки своей руководящей работы заседаниями коллегий и принятием решений, не понимая, что решения принимаются не для самих решений, а для их исполнения, не понимая, что главную часть руководящей работы должна составлять не заседательская работа и не принятие решений, а повседневная проверка исполнения этих решений»
Архангельский областной госсанинспектор т. Богданов проявляет недопустимое бездействие в отношении выполнения закона об очистке сточных вод Соломбальским сульфат-целлюлозным заводом, не использовавшим 100 ООО рублей, обеспеченных строительными лимитами. Завод этот спускает сточные воды в реку и наносит огромнейший вред населению ближайших районов и народному хозяйству.
Госсанинспекция Туркменской ССР не поддерживает санитарного порядка в городах и районах. Она лишь изредка штрафует за санитарные нарушения учреждения, а не повинных в этом лиц. Проверки исполнения здесь не существует. Санитарные органы подчас смотрят сквозь пальцы на то, что ряд медицинских учреждений, которые должны быть образцом чистоты и безукоризненного соблюдения санитарных правил, зачастую, вследствие расшатанности дисциплины и халатного отношения руководителей, представляют собой образцы некультурности и отсутствия элементарного порядка, что способствует возникновению случаев внутригоспитальной инфекции.
» «Правда», 19.11.1941.
Нередко санитарные инспекторы продолжают работать вслепую, не занимаясь анализом важнейших статистических материалов о заболеваемости, о движении населения и т. п.
Решения XVIII партийной конференции по народнохозяйственному плану на 1941 г. выдвигают перед санитарной организацией ряд новых почетных и ответственных задач.
В текущем году должно быть введено в эксплоатацию 2 955 новых предприятий. Санитарные органы должны своевременно обеспечить контроль за соблюдением санитарных норм строительства, чтобы правильно было налажено санитарное обслуживание занятых на новостройках рабочих.
XVIII Всесоюзная конференция ВКП(б) указала на необходимость решительного поворота в сторону максимальной заботы о нуждах и интересах промышленности и транспорта. Это обязывает органы здравоохранения и санитарную организацию поставить во главу своей деятельности борьбу за реализдцию данных указаний.
Планомерное проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и тем самым способствующих повышению производительности труда, максимальное улучшение качества медицинской помощи и приближение ее к рабочим, решительная борьба за высокую санитарную культуру на предприятиях — все это первоочередные задачи органов здравоохранения, непосредственно вытекающие из решений XVIII партконференции.
В настоящее время вопросы медико-санитарного обслуживания рабочих на производстве, в частности, работа здравпунктов и закрытых поликлиник, не стоят в центре внимания органов здравоохранения. Вследствие этого нередки случаи, когда на предприятиях отсутствует квалифицированная специальная помощь по заболеваниям, связанным с воздействием на организм рабочих профессиональных вредностей. Ярким примером может служить недавнее положение на Рубежанском комбинате УССР. Этот промышленный гигант не пользовался вниманием со стороны облвдравотдела и особенно со стороны НКЗдрава Украины, вследствие чего заводская поликлиника не была укомплектована необходимыми специалистами, лаборатория поликлиники не работала, периодические медицинские осмотры рабочих не проводились. Потребовалось личное вмешательство наркома здравоохранения Союза ССР тов. Митерева, чтобы упорядочить медицинское обслуживание рабочих Рубежанского комбината.
Необходимо немедля улучшить работу заводских здравпунктов и поликлиник путем проведения следующих первоочередных мероприятий.
1. Укомплектовать здравпункты на предприятиях, а также амбулатории и поликлиники высококвалифицированными медицинскими кадрами, вполне обеспечивающими специализированную помощь.
2. Силами медицинских работников здравпунктов и санитарных работников повседневно изучать заболеваемость и травматизм на предприятиях и выявлять причину заболеваемости по отдельным цехам, своевременно предъявлять хозяйственникам требования о проведении необходимых оздоровительных мероприятий. Периодические медицинские осмотры рабочих производств с вредными условиями труда осуществлять неуклонно и систематически.
3. Широко организовать на месте специальные занятия и семинары по гигиене труда и профзаболеваниям для врачей здравпунктов, а также вести работу по поднятию их лечебной квалификации. Для этого в полной мере использовать помощь всех институтов гигиены труда и профзаболеваний путем посылки на крупные заводы отдельных специалистов или бригад из клиницистов и профгигиенистов.
Посылку на курсы усовершенствования строго проводить по плану, составленному в соответствии с необходимостью подготовки специали-
стов определенного профиля, а не по принципу использования присланных по разверстке путевок.
4. Принять решительные меры к укреплению кадров промышленной санитарной инспекции, в первую очередь на ведущих промышленных предприятиях. В ряде случаев возложить функции государственных санитарных врачей на заведующих здравпунктами предприятий и главврачей поликлиник. В одной лишь РСФСР имеется более 4 500 здравпунктов, где работает около 14 ООО врачей и медсестер. Это — большая сила, которая при правильном руководстве со стороны государственной санитарной инспекции должна сыграть огромную роль в борьбе за образцовую чистоту на предприятиях и железных дорогах. Поэтому необходимо поднять роль здравпунктов как организаций, которые не толькй оказывают неотложную медицинскую помощь и проводят профилактическую работу, но и являются органами государственного санитарного контроля.
5. Практикой установлено огромное влияние нарушений технологического процесса на частоту и тяжесть профзаболеваний. Это особенно ярко иллюстрируется работой предприятий угольной промышленности (нарушение правил вентиляции забоев после производства взрывных работ), свинцовой промышленности (ватержакетные цехи), химической промышленности (нарушение герметизации процессов), легкой промышленности (нарушение правил применения растворителей) и т. д. Поэтому все звенья санитарной организации страны, от здравпунктов на предприятии до ВГСИ, должны принять участие в разработке инструкций по ведению технологических процессов на предприятиях в целях включения в> эти инструкции необходимых санитарно-гигиенических требований как основы профилактики профзаболеваний.
6. Установить действенный государственный контроль за выполнением санитарно-гигиенических требований по содержанию в чистоте рабочих помещений, цехов и предприятий. Покончить с гнилым либерализмом в отношении нарушений, не принимать во внимание никаких ссылок на «объективные причины» и не считаться с голыми обещаниями хозяйственников, прекратить негодную практику сигнализаций, запросов и передачи дел в вышестоящую организацию ГСИ, а принимать оперативные решения на месте.
7. Контроль исполнения должен быть поставлен во главу работы. Это обязывает, чтобы каждое предъявленное к хозяйственнику требование было тщательно обосновано, правильно сформулировано и оговорено определенным сроком, по истечении которого обязательно должна быть проведена проверка исполнения. С особой тщательностью необходимо взвесить требования, связанные с капиталовложениями.
Органы ГСИ должны требовать, чтобы планы оздоровительных мероприятий были разбиты по кварталам и месяцам, а не включались лишь в годовой план «вообще».
8. Весьма ответственные задачи вытекают из решений XVIII партконференции для работников ведомственных санитарных служб в предприятиях пищевой промышленности, где соблюдение санитарного режима технологического процесса и санитарная культура на производстве являются особо важными, а иногда и решающими в отношении выпуска доброкачественной продукции. Необходимо резко усилить государственный санитарный контроль за работой этих предприятий. В частности, надо прекратить постоянные послабления в отношении стандартности пищевых продуктов, выпускаемых предприятиями пищевой, местной и других отраслей промышленности и общественного питания.
9. В свете решений XVIII партконференции по-иному должен решаться вопрос о контроле ГСИ за выполнением промышленностью за-
кона о строительстве очистных сооружений для сточных вод. Государственный план этого строительства необходимо выполнить полностью. Контроль ГСИ за этим должен начаться немедля и беспрерывно сопровождать все строительство до его завершения. Никаких поблажек здесь не может быть.
Мы имеем немало положительных образцов настойчивости наших госсанинспекторов, в результате чего достигается резкое улучшение санитарного состояния отдельных объектов. Госсанинспектор Курской области т. Пшонкин добился, чтобы заводы «Профинтерн» и им. Фукса построили очистные сооружения для сточных вод стоимостью в 200 ООО рублей, хотя это мероприятие по народнохозяйственному плану не было обеспечено ни лимитом, ни государственными ассигнованиями. В итоге оба завода прекратили спуск сточных вод в реку Северный Донец в зоне 2-го пояса Харьковского водопровода. Этим был положен конец загрязнению 'сточными водами одной из основных водных артерий Харькова и ряда районов Курской области.
Совсем иначе подошел к аналогичному случаю представитель ГСИ Грузинской ССР: участвуя в правительственной комиссии по приемке Ингурского бумкомбината, он отнесся примиренчески к нарушениям строителями закона от 17.У.1937 г. и принял комбинат без очистных сооружений, сделав в акте малозначащую оговорку о приемке комбината «условно» (комбинат спускает сточные воды в реку Ингур выше водоразборного пункта колхоза).
Решения XVIII партконференции дают в руки санитарной организации страны новое мощное орудие для планомерной и систематической борьбы за санитарную культуру, за чистоту промышленных предприятий, за очистку городов, за санитарное благоустройство колхозной деревни.
Новое, что должно быть внесено в работу ГСИ,— это повышение ответственности за свою деятельность. Функции государственного санитарного контроля и большие права в применении санкций ко многому обязывают.
В решениях конференции четко подчеркивается ответственность хозяйственных организаций за чистоту на предприятиях. Директор завода обязан отвечать за санитарное состояние завода в такой же мере, как и за выполнение промфинплана; вернее, чистота на предприятии является необходимым условием выполнения плана. Санитарный инспектор отвечает за своевременное обнаружение санитарных нарушений и непринятие мер к их устранению. Деятельность госсанинспектора определяется не количеством посещений объектов и даже не количеством штрафов, а показателями санитарного состояния объектов', уровнем и развитием их санитарной культуры.
В нашей стране уделяется большое внимание делу укрепления санитарных кадров. Только за последние два года на санитарную работу направлено 3 976 врачей. Между тем рост этих кадров резко отстает от роста санитарно-противоэпидемической сети. Такое положение могло получиться только в результате того, что органы государственной санитарной инспекции не борются за закрепление врачей, направленных на санитарную работу. Необходимо понять, что укрепление кадрами санитарной организации—важнейшая государственная задача; от успешного выполнения ее во многом будет зависеть наведение образцовой чистоты и санитарного порядка в городах, селах и на промышленных предприятиях.
Внимание органов государственной санитарной инспекции должно быть максимально направлено на своевременное и полное выполнение приказов наркома здравоохранения СССР тов. Митерева № 120 от 8.III.1940 г. и № 104 от 12.111.1941 г. об укреплении кадров санитарной организации.
Реализация этих приказов возвратит на санитарную работу не менее 500 врачей.
Если, далее, учесть, что по плану распределения выпускников 1941 г. на санитарно-противоэпидемическую работу направляется более 1 700 молодых врачей, то станет понятным, какая большая армия новых кадров вольется в санитарную организацию страны. По приблизительному подсчету уже в 1941 г. около половины сельских районов будет иметь районных госсанинспекторов или врачей санитарно-эпидемиологических станций.
В настоящее время особенно ответственной становится задача руководства этими кадрами и повышения их квалификации. Необходимо на местах широко организовать специальные семинары, декадники, реферативные конференции и т. п., создать санитарным инспекторам условия для овладения методикой лабораторного анализа. Санитарно-эпидемиологические станции с их лабораториями должны сделаться базой для этой работы.
Деятельность гигиенических обществ также следует направить в сторону повышения специальных знаний санитарных врачей.
Государственная санитарная инспекция должна в своей повседневной работе прежде всего крепко опираться на местные советские и партийные организации. Необходимо ввести в практику ГСИ регулярную информацию советских и партийных организаций о состоянии объектов, районов, областей, выдвигая при этом конкретные предложения об оздоровительных мероприятиях. Нужно перейти на составление ежегодных комплексных планов-программ оздоровительных мероприятий, объединяющих работу органов коммунального хозяйства, промышленных предприятий, органов здравоохранения и общественных организаций, и вносить эти планы на утверждение сессий советов депутатов трудящихся.
Необходимо по примеру Украины повсеместно добиваться того, чтобы контроль за «туалетной санитарией» населенных мест, за содержанием улиц, площадей и дворов был возложен на органы милиции.
Государственная санитарная инспекция обязана осуществлять государственный контроль за выполнением всеми отраслями народного хозяйства правительственных распоряжений и указов о повышении санитарной культуры в стране, а также контролировать выполнение правительственных планов в этом направлении. Такой контроль должен обеспечить выполнение в срок народным хозяйством поставленных перед ним соответствующих задач, в том числе и по капиталовложениям.
Поэтому при применении санкций необходимо покончить с гнилым либерализмом, с политикой уступок, с бесконечными отсрочками хоз-органам выполнения предъявленных им требований.
Нельзя ни в малейшей степени покрывать нерадивых хозяйственников, как это, например, делает госсанинспектор Владивостока т. Майкова, которая, обнаружив отсутствие вентиляции в помещении городского ломбарда, предложила сократить рабочий день служащих данного учреждения.
Решения XVIII партконференции диктуют санитарной организации необходимость резкого усиления работы по поднятию санитарной культуры на селе, В1 колхозах и совхозах. Надо добиться широкого участия земельных органов в строительстве бань и организации удовлетворяющего гигиеническим требованиям водоснабжения.
Для широкого показа лучших образцов санитарно-технических установок весьма целесообразно организовать соответствующий санитарно-гигиенический раздел на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
Санитарная организация должна поставить перед промышленностью во всей остроте вопрос о мероприятиях против загрязнения воздуха населенных мест выбросами промышленных предприятий. В качестве
одного из многочисленных примеров можно привести недопустимую загазованность площадки Криворожского металлургического завода и окружающих населенных районов. Вследствие недостаточного использования доменного газа, выбрасываемого в атмосферу, завод теряет ■большие количества условного топлива и в то же время наносит огромный вред окружающему населению, в первую очередь рабочим завода.
Необходимо покончить с крайним запозданием внедрения в практику законченных работ научно-исследовательских институтов и с отставанием в оснащении необходимой аппаратурой лабораторий и санитарно-эпидемиологических станций. В частности, надо обеспечить массовое изготовление портативной аппаратуры, необходимой госсанинспектору для простейших анализов на объекте. В тесной связи с этим стоит вопрос об унификации методов лабораторных исследований (особенно пищевых продуктов). В этой области непочатый край работы для наших научно-исследовательских институтов. К настоящему времени приняты и апробированы лишь отдельные предложения. Пока заказаны промышленности лишь 500 опытных походных пищевых лабораторий и 300 походных лабораторий по исследованию воды.
Мы должны в течение 1941 г. значительно укрепить сеть санитарно-эпидемиологических станций, полностью снабдить их лабораториями, основным оборудованием и обеспечить развертывание новых станций в соответствии с народнохозяйственным планом. До сих пор в этом направлении сделано очень мало. Достаточно указать, что на 1939— 1940 гг. Госпланом СССР было запланировано строительство 200 новых санитарно-эпидемиологических станций, но не построено ни одной. Выполнение этого плана пришлось перенести на 1942—1943 гг. Для реализации необходимо заблаговременно (до 3-го квартала) подготовить всю документацию по строительству санитарно-эпидемиологических станций в 1942 г.
Мы ждем широкого отклика санитарных работников на наши предложения, а главное — реальных доказательств быстрой перестройки работы и поднятия ее на уровень, соответствующий величию задач нашей сталинской эпохи.
М. Д. ГАЛЬПЕРИН 1 (Минск)
Санитарное состояние почвы сельских населенных мест
Из Белорусского института социалистического здравоохранения и гигиены
Литература по вопросу о санитарном состоянии почвы населенных мест довольно скудна и касается лишь почвы городов. Между тем крупнейшие сдвиги в сельских населенных местах в результате коллективизации, массовое строительство новых колхозных центров, реконструкция и благоустройство старых — все это делает необходимым изучение санитарного состояния почвы колхозных центров сел, а также специфики их загрязнения для разработки мероприятий, вытекающих , из особенностей сельской жизни.
Настоящая работа, предпринятая как первая попытка в этом направлении, охватила изучением три колхозных центра Минского района
1 Работа проведена при участии Г. М. Гурвич.