Научная статья на тему 'О реализации национально-регионального компонента в системе школа вуз школа (предметная область литературы)'

О реализации национально-регионального компонента в системе школа вуз школа (предметная область литературы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазарев Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О реализации национально-регионального компонента в системе школа вуз школа (предметная область литературы)»

ремены. происходящие в обществе, делают недолговечными полученные в образовании качества, способности, знания, навыки и стереотипы. Отсюда понятно значение фунда-

Итак, формирующаяся модель образования XXI в. отражает социальный заказ по представлению в ней сущности и смысла существования человека и общества.

ментальных критериев выбора содержания этических аспектов отношений межд\ и технологий образования. В связи с бурным людьми, социальными группами, государ-

развитием мировых интегративных процессов большое значение приобретают навыки

ствами, отношение человека к культуре и природе, синкретичности знания, комплек-

кросскультурногообщения и взаимодействия. сного отражения интеллектуально и нрав-

которые, в свою очередь, влияют на культурные стереотипы каждого сообщества. Все большее влияние в этом плане оказыва-

ственно осмысленных целей современного общественного развития. Сутью такой модели является обоснование необходимо-

ет идея самобытности различных культур, их сти формирования в образовании личной

несводимости друг к другу или к какой-либо ответственности за судьбу мира, диалого-

«правильной», «классической» культуре. В то вого мышления, диалоговых способов

же время приветствуются взаимовлияние и общения, которые постепенно становятся

непременным условием выживания и развития не только России, но и всего челове-

взаимодеиствие культур, основанные на идее понимания чужой культуры (М.М. Бахтин) и идее диалога культур (B.C. Библер).

чества.

О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СИСТЕМЕ ШКОЛА - ВУЗ - ШКОЛА

(иРКДМЕТІІАЯ ОБЛАС ТЬ ЛИТЕРАТУРЫ)

Ю.В. Лазарев, ст. преподаватель кафедры литературы Рязанского

государственного педагогического университета

Национально-региональный компонент культуре и образовании нельзя рассматри-включает в себя содержание образования, вать без учета мнений русских философов

связанное с национальными и региональными социально-культурными факторами и способствует приобщению к духовным бо- других, исследовавших духовную и психо-

В.С. Соловьева, H.A. Бердяева, И.А. Ильина, В.В. Розанова, П.А. Флоренского и

гатствам, культурным ценностям,традициям родного края, народа, прививает любовь к родной земле, родному языку, развивает

логическую сущность русского народа, основы его нравственного бытия, придававших большое значение национально-этни-

национальное сознание школьников через ческим ценностям в воспитании и образо-

освоение фольклора, литературы, других вании. Говоря о тесном взаимодействии

видов искусства, всего богатства нацио- понятий «национальное» и «общечелове-

нальной культуры. Актуальность включения национально-регионального компонен-

ческое», критикуя национализм, русские философы все же считают, что лишь наци-

та в учебно-воспитательный процесс опре- ональное развитие может обеспечить ут-деляется современными условиями: углуб- верждение человечества. Получившая в ляющимся социально-культурным кризи- последние годы распространение «русская

идея» предполагает создание национальной системы образования, способной к решению проблем в сфере воспитания подрастающего поколения, связанных с формиро-

сом, противоречием между возросшим национальным самосознанием и сложившейся практикой воспитания исключительно на общечеловеческих ценностях.

Проблема соотношения национального ванием патриотически ориентированной и общечеловеческого в духовной жизни личности.

человека занимала и занимает умы мно- Анализ литературы свидетельствует.

ги\ художников, ученых, и ее решение в ЧТО соотношение между национальным и

© Ю.В. Лазарев. 2002

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 1ШШШН

общечеловеческим в образовании и воспи- своего народа сопровождаются особым

тании издавна является предметом пристального внимания педагогической общественности. Основатель национальной системы образования К.Д. Ушинский и его

вниманием к литературе как к источник} духовного опыта, нравственных, ктетичес-

ких, моральных и национатьных ценностей. Своеобразие литературы позволяет в пропоследователи (В.И. Водовозов, В.Я. Сто- цессе ее изучения в школе осмыслить и

юнин, A.A. Мусин-Пушкин и др.) считают. общечеловеческие, и национально-культу р-

что школа и весь учебно-воспитательный ные ценности, воплощенные в хчдожествен-

процесс должны быть ориентированы на личность с определенными национальными характеристиками. Отсюда задача российской школы - воспитание национального самосознания молодежи.

Можно согласиться с мнением большинства классиков отечественной педаго- возможности, которые заключены в лите-

ных произведениях.

На уроках литературы словесники традиционно используют сведения из литературной истории края, но чаще всего объем таких материалов невелик и те потенциальные образовательные и воспитательные

гики и современных исследователей, что будущее России должно быть связано не с

ратурном краеведении, не реализуются. Выборочный анализ работы \чителей ли-

унификацией содержания образования и тературы Рязанской области, проведенный

воспитания, не с отказом от национальной в 2001 г., показал, что немногие из словес-

идеи. а с ориентацией образования на на- ников систематически используют крае-

циональную основу. А суть национального ведческие материалы на \ роках, ограничи-

образования состоит в том, чтобы на начальном этапе осуществлять воспитание на

жде н и я

ваясь их эпизодическим привлечением.

В то же время проект Базисного учебно-традициях своего народа, а далее круг вое- го плана общеобразовательных \ чреждений.

принимаемых идей расширяется до миро- опубликованный для обе

вых общечеловеческих представлений. литературу к такой образовательной облас-

Реальные возможности приблизить ти, как федеральный и национально-регио-

нальный компонент, а в пояснении указывается, что 75 % содержания материала определяют федеральные органы управления, а 25 % - региональные управленческие

школьников в рамках регионального компонента к национальной культуре пред\с-матривает Базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений Рос-

сии, в котором сочетаются федеральный. структуры

национально-региональный и школьный компоненты. Переход на Базисный учебный план определяет необходимость разработки национально-регионального компонента содержания образования по разнообразным учебным предметам во всех регионах страны.

Огромные возможности в плане освоения национально-региональных ценностей в учебно-воспитательном процессе имеет изучение фольклора и литературы. В фольклоре народ воплотил свои лучшие помыс-

>точнение, разделение понятий «национально-региональный» и «региональный» компонент. Национально-региональный компонент относится к республикам, краям, имеющим свою национальную литерату ру, а региональный - к регионам, в том числе к областям. На национально-региональный компонент, изучение родной литературы, действительно, можно отвести 25 % учебного времени, а на литературное краеведение - меньше. Опыт работы словесников Рязанской облас-

лы и надежды, в нем, как нигде, ярко рас- ти свидетельствует, что 10 - 15 % времени.

крываются лучшие черты национального характера. Х\дожественная литература как область искхсства всегда играла в нашей стране важную ооль в жизни напола. я пе-

уделяемого на литературное краеведение, бывает вполне достаточно.

В Рязанской области есть примеры создания и использования авторских про-

редаче опыта эмоционально-ценностного грамм по литературном) краеведению,

отношения к миру, в воспитании любви к Однако анализ показывает, что существу-

Родине. Происходящие сейчас процессы ет немало недостатков в их составлении.

возрождения национального самосознания. Среди наиболее

рост интереса к истории, духовной жизни тим следующие:

распространенных

- отсутствие достаточно ясной основной идеи курса, которой соответствовал бы конкретный учебный материал;

- упор в изучении краеведческих материалов на историко-литературные сведения, а не на развитие эмоциональных, нравственных чувств учащихся;

- слишком «локальный» характер программ, что не дает возможности использовать их за пределами одного района;

- излишняя перегруженность литературным материалом;

- включение текстов, не имеющих достаточного для обеспечения учебного процесса распространения в библиотеках;

- использование слабых в художественном отношении произведений;

- отсутствие учета возрастных особенностей школьников.

В связи с этим возникает необходимость разраббтки общей программы (в рамках Рязанской области) по внедрению регионального компонента литературного образования. Мы выделяем такие этапы создания подобной программы (некоторые из пунктов данной программы уже выполнены или выполняются):

- проведение анкетирования учителей-словесников на предмет использования в

л

учебном- процессе литературно-краеведческих материалов:

- выявление и анализ работы словесников, активно использующих в преподава-нии литературно-краеведческие материалы;

- составление силами учителей, методистов и преподавателей университета общей программы по литературному краеведению для общеобразовательных учебных

заведений;

- создание поклассных программ для школ по литературному краеведению, факультативных и специальных курсов, методических рекомендаций для учителей, банка методических данных по литературному краеведению:

- подготовка и выпуск учебных хрестоматий, рабочих тетрадей;

- проведение конференций, педсоветов, совещаний для учителей, лекций, курсов по внедрению литературного краеведения в учебный процесс;

- обновление существующих и создание новых вузовских учебных ку рсов по реализации национально-регионального компонента в связи с потребностью региона.

Важный этап в реализации подобной программы связан с высшей школой. К сожалению, еще не сложилась система ли-тературно-краеведческой подготовки словесника. Необходима последовательная, взаимосвязанная, целостная работа по подготовке студентов в этом направлении. Определим основные направления данной работы.

Литературно-краеведческая подготовка учителя осуществляется при изучении специальных литературно-исторических и методических курсов и семинаров, при выполнении курсовых работ, во время педагогических практик и. главное, в процессе освоения всех учебных дисциплин (ис-торико- и теоретико-литературного цикла). Здесь можйо выделить три этапа:

1) начальные общие сведения педагогического, теоретике- и историко-литературного характера (педагогические курсы. Введение в литературоведение. Устное народное творчество, История русской литературы);

2) основной объем знаний (Методика преподавания литературы, Литературное краеведение);

3) углубленная подготовка (спецкурсы и спецсеминар по истории и методике преподавания литературы).

Получив углубленные знания о литературной истории родного края, овладев методикой работы по изучению литературно-краеведческих материалов, словесники смогут в полной мере реализовать богатые образовательно-воспитательные возможности национально-регионального компонента литературного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.