УДК 372.882
ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК МЕТОДИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО
В ИЗУЧЕНИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Н.Г. Перевозчикова
Аннотация. В статье раскрывается вопрос о литературном краеведении как важнейшем методическом средстве в изучении русской литературы в средних профессиональных учебных заведениях; утверждается его благотворное влияние на формирование у молодого поколения нравственных идеалов. Материал литературного краеведения представлен «как своеобразная область знаний по литературе, отличающаяся особым подбором материала» и представляется как один из аспектов культурологического и метапредметного подходов в преподавании русской литературы. Использование литературно-краеведческого материала рассматривается не только как источник информации, но как один из приемов анализа литературно-художественного произведения, содействующий интеграции старых и новейших методов обучения литературе, дающий возможность созданию на занятии эмоциональной обстановки. Подчеркивается, что разнообразие реалий литературно-краеведческого материала создает возможность интеграции разных научных дисциплин, ознакомление с которыми способствует всестороннему познанию учащимися родного края и глубокому пониманию тесной связи литературы с жизнью.
Ключевые слова: литературное краеведение, преподавание, профессиональное учебное заведение, обучающиеся, подход: культурологический, метапредметный, методический, обучение, художественная литература.
A LITERARY ETHNOGRAPHY AS A METHODOLOGICAL TOOL
IN THE STUDY OF RUSSIAN LITERATURE IN SECONDARY VOCATIONAL
EDUCATIONAL INSTITUTIONS
N. G. Perevozchikova
Abstract. The article discusses the question of literary Ethnography as a key methodological tool in the study of Russian literature in secondary vocational institutions, approved by its beneficial influence on the formation of the young generation moral ideals. Material local literary history is presented as one aspect of cultural and interdisciplinary approach in the teaching of Russian literature.
Keywords: literary study of local lore, teaching, vocational educational institutions, students, approach, cultural, interdisciplinary training, teaching, fiction.
Одним из звеньев в системе непрерывного российского образования является среднее профессиональное образование, главной целью которого выступает подготовка
высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста среднего звена. В то же время организация этого вида образования наряду с профессиональной подготовкой обучающихся реализует и программу полного среднего образования.
Русской литературе как учебной дисциплине в системе среднего профессионального образования принадлежит ведущее место в формировании миропонимания, духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения.
Выдвигая мысль о необходимости сохранить в преподавании русской литературы моральное, эстетическое и эмоциональное начало, известный русский методист В.В. Голубков отмечал, что без учета эстетического воздействия литературного произведения на
обучающихся, преподавание русской литературы не может быть полноценным: «Литература дает обучающимся подлинное познание мира - синтетическое, целостное понимание человека и человеческого общества во всем разнообразии его и в прошлом, и в настоящем»[1, с. 75].
Действительно, этнокультурный потенциал художественной литературы позволяет с уверенностью говорить о благотворном влиянии на формирование у молодого поколения нравственных идеалов. Поэтому, согласно Федеральному Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации», среднее профессиональное образование нацелено не только на то, чтобы подготовить квалифицированных рабочих и служащих по всем «основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства» (ст. 68), но и способствовать развитию интеллектуального, культурного,
образованного человека. Не менее важным является воспитание вдумчивого читателя, умеющего понять и дать верную оценку литературному произведению.
Важнейшим средством в достижении поставленных перед современными
образовательными организациями задач является усиление региональной проблематики в преподавании русской литературы, обращение к краеведческому материалу и литературному краеведению, что должно не только обеспечить молодое поколение знаниями, но и сформировать у него подлинно гражданские чувства, пробудить этническое сознание и развить такие личные качества, как межкультурная толерантность, терпимость и милосердие. Вовлечение обучающихся в краеведческие исследования, т. е. во «всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений», [2, Т. 2. с. 118], для которых эта территория считается их родным краем, станет для них прекрасной школой познания жизни и специфики ее отражения в художественной литературе.
Как разновидность общего краеведения литературное краеведение - «та же история литературы, своеобразная область знаний по литературе, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом ее рассмотрения» [6, с. 57]. Непосредственно устанавливающее взаимосвязь литературы и культуры в целом, оно предполагает знакомство обучающихся с тем или иным краем через изучение литературы в соответствии с учебными и воспитательными целями и рассматривается как средство приобщения их к духовным ценностям народа. Следовательно, литературно-краеведческий материал - это извлекаемая из литературно-художественного произведения «совокупность знаний о том или ном крае, изучение его природы, истории, экономики быта и т. п.» [5, с. 118].
Таким образом, литературное краеведение рассматривается как специфическая область культурологических знаний, вычленяющая из широты краеведческих сведений лишь те, которые имеют отношение к литературному и культурному наследию края.
Отечественное литературное краеведение накопило огромный опыт приобщения обучающихся к краеведческим занятиям, способствующим их разностороннему развитию и подготовке к деятельности в разных сферах современного общества. Не случайно такие методисты, как О.Ю. Богданова, Т.Ф. Курдюмова, В.Ф. Чертов, С.А. Леонов, М.П.
Жигалова, М.В. Черкезова и др. культурологическому анализу художественного произведения придают особенно важное значение.
Литературное краеведение как один из аспектов культурологического и
метапредметного подходов в преподавании литературы может способствовать введению обучающихся в мир русской природы и человеческих отношений, познанию этнических процессов и уяснению связи литературы с жизнью, расширению их кругозора, и воспитанию жажды познания, создать благоприятные условия для сопоставления национальных литератур и культурных явлений. «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, - писал Д.С. Лихачев, - не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, которым она выражена» [4].
Как показывают результаты педагогических наблюдений, экспериментальных проверок и данные опросов, материалы литературного краеведения в преподавании русской литературы чаще всего используются эпизодически и бессистемно. Причину этого мы видим не только в недостаточном количестве методических пособий по использованию литературного краеведении в преподавании русской литературы, но и, в первую очередь, в отсутствии самой системы в работе преподавателя.
Все вышесказанное свидетельствует о необходимости разработки методики использования материалов литературного краеведения в курсе русской литературы в среднем профессиональном образовании и самой системы в работе преподавателя.
События в России конца XX - начала XXI вв. резко изменили общественную ситуацию на постсоветском пространстве. В последние десятилетия Россия, как и другие государства Европы, столкнулась с небывалым потоком миграции, серьезно влияющим на сложившийся жизненный уклад местного населения разных регионов страны, оказывающим серьезное влияние и на современную школу и другие учебные заведения, куда приходят учиться дети мигрантов. Это заставляет каждого преподавателя, в том числе и преподавателя русской литературы, искать новые подходы и методы в преподавании соответствующих дисциплин.
В последние годы наша методическая и педагогическая литература уделяет много внимания разработке методов и приемов работы преподавателя в межэтнических классах и группах. Достаточно вспомнить работы М.В.
Черкезовой, М. И. Агарковой, М. Е. Лазаревой Р. З. Хайруллина и др.
Использование материалов литературного краеведения на занятиях по русской литературе создает благоприятные условия для изучения и усвоения обучающимися отечественной и других национальных культур. Изучение региональной литературы, местного фольклора, нравов и обычаев населения края и т.д. способствует воспитанию местной молодежи в духе высокого патриотизма и национальной гордости, а представителям других этносов помогает легче адаптироваться в новых условиях и постигать общие законы мировой цивилизации. Как справедливо пишет М.П. Жигалова, «культурологический анализ дает возможность знакомить обучающихся с культурой того или иного народа, способствует постижению конкретного литературно-художественного произведения и приобщению их к мировой культуре» [3, с. 98].
Использование краеведения в преподавании русской литературы, связанный с проявлением всеобщего интереса к возрождению в обществе духовной культуры и исторической памяти народа, его гуманистических ценностей, позволит учебным организациям справиться с решением стоящих перед ними задач.
Культурологический аспект изучения русской литературы в средних профессиональных организациях
рассматривается как комплексная работа над художественными текстами русской литературы и материалами литературного краеведения. В рамках нашего исследования художественный текст представляет собой объект, отражающий национально-культурный компонент, обеспечивающий погружение обучающихся в духовную культуру народа, знакомящий с особенностями русского национального миропонимания. Вычленение этого компонента предполагает
художественный анализ литературного текста, углубляющий знания обучающихся по истории народа, культуре страны, края.
При изучении литературы с использованием материалов литературного краеведения неоценимое значение имеет и применение метапредметных технологий. Основная задача метапредметного подхода в преподавании русской литературы заключается в постижении обучающимися новых знаний посредством осмысления новых понятий, лежащих в основе разных предметных полей знания, а также переосмысления их в новой социокультурной ситуации, в результате чего у обучающихся формируются мышление и способность
соотносить художественный материал одного типа с другим, моделировать связь различных параметров сопоставления, сравнения, анализа.
Реалии литературно-краеведческого
материала неоднородны, что приводит к интеграции целого ряда дисциплин: литературы, истории, фольклористики, этнографии, языкознания и др., каждая из которых несет соответствующую информацию.
Использование материалов литературного краеведения является одним из способов реализации метапредметного подхода в преподавании русской литературы, создает возможность для формирования эмоционально-ценностного отношения обучающихся к действительности и изучаемой дисциплине, посредством метапредметных категорий, помогая их творческому осмыслению.
Некоторые современные методисты (М.И. Агаркова, В.К. Сигов и др.) являются сторонниками проведения эмоционально-образных уроков по русской литературе с применением разных видов искусства -музыки, живописи, архитектуры, рассчитанных на активную самостоятельную деятельность обучающихся. Безусловно, такие уроки, как урок-концерт, представляющий собой нерасторжимое единство трех составляющих -слова, звука, и зрительного образа, урок-новелла, урок-монтаж, увлекающие
обучающихся своей необычностью, запомнятся надолго. Конечно, что-то тут мы теряем при нашем постоянном дефиците учебного времени, но многое и приобретаем, особенно в полиэтнических группах средних
профессиональных образовательных
организаций, где литература не является профильной дисциплиной. Здесь такие занятия выполняют важнейшие нравственно
развивающие и сближающие обучающихся функции. Однако «часы воодушевления» и «эмоционального подъема» вряд ли научат обучающихся преодолевать трудности и усердно заниматься литературой.
Современное занятие должно представлять собой интеграцию традиционных методов обучения и современных педагогических технологий. На занятиях по литературе важно создать условия для развития творческих способностей и нестандартного мышления обучающихся, их интеллектуального развития. А этого вряд ли этого можно достичь, игнорируя опыт прошлого.
Использование в преподавании литературы в группах среднего профессионального образования материалов литературного краеведения может содействовать интеграции
старых и новейших методов обучения литературе, способствующих разнообразию методических приемов, созданию на уроке эмоциональной обстановки, развитию творческого мышления обучающихся, помогающих усвоению литературно -теоретических понятий и одновременно знакомящих их с историей и культурой народа.
Обращение к литературно-краеведческому материалу на занятиях по литературе не исключает применения в проведении занятий разных видов смежных с литературой искусств. Изучая, например, при ознакомлении обучающихся с региональной литературой, романы писателя-нижегородца
П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах», можно использовать на занятии как фольклор, так и произведения музыки и живописи, поскольку по этим произведениям созданы незабываемые полотна В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, опера Н.А. Римского-Корсакова «У невидимого града Китежа», непревзойденные иллюстрации И.С. Глазунова и П.М. Боклевского.
Такие занятия обостряют интерес учащихся к литературе, активизируют их восприимчивость, способствуют
формированию мировоззренческих убеждений и нравственно-этических представлений.
Знакомство обучающихся с художественной культурой края повышает их интерес к мировой культуре, помогает представителям некоренной национальности усвоить русскую
национальную культуру, понять ее истоки и осмыслить ее как составную часть культуры мировой. Именно на таких занятиях обучающиеся учатся извлекать информацию из разных источников, анализируя факты, явления, выстраивая причинно-следственные связи, учатся выделять главное, составлять из отдельных элементов целую картину. Историко-литературные понятия легче постигаются на конкретном, известном им материале.
Литературно-краеведческий материал
содействует интеграции старых и новейших методов обучения литературе, дает возможность разнообразить методические приемы, создавать на занятиях эмоциональную обстановку, развивать творческое мышление обучающихся. Поэтому его использование можно рассматривать не только как источник информации, но и как один из приемов анализа художественного произведения.
Мы выделяем три уровня краеведческой работы обучающихся:
1. начальный уровень - получения сведений о крае со слов преподавателя;
2. самостоятельная работа по расширению знаний и познание закономерности явлений действительности в процессе учебного исследования. Источниками информации в данном случае является художественная литература, материалы местных музеев, местная и центральная печать;
3. исследовательский поиск обучающихся по изучению родного края - высокий уровень. Этим видом краеведческой деятельности обычно занимаются студенты, увлеченные историческим прошлым края и его культурой, члены краеведческих научных кружков.
Если современная школа обычно ограничивается первыми двумя уровнями краеведческой работы, то в средних профессиональных учебных заведениях усилия предпочтительно сосредоточивать на втором уровне Что касается полиэтнических групп, то здесь в силу определенных обстоятельств важно учитывать их выбор. Порой целесообразно ограничиться даже первым уровнем.
Культура региона, знакомство с его литературой, историческим прошлым, бытом проживающих в нем людей способствует формированию интеллектуальных и духовных основ личности обучающегося.
Русская провинция в значительной мере сохранила живые истоки современной культуры и во многом определила ее специфику. Об этом неоднократно писали такие выдающиеся деятели нашей культуры, как В.М. Жирмундский, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман и др. «Представление о провинции только как о темном захолустье, лишенном общественно-гражданских и культурных исканий, - пишет известный современный методист и педагог П.В. Куприяновский, - было несостоятельным в самом корне. Провинциальная жизнь являлась неиссякаемым источником изображения русской действительности, что видно из произведений русских писателей» [5, с.208].
Культуроведческий подход к изучению литературы позволяет выделить проблему художественного краеведения как
методическое средство повышения
эффективности данной дисциплины в средних профессиональных учебных заведениях.
1. Голубков В. В. Методика преподавания литературы, 7-е изд. М.: Учпедгиз,1962. - 495с.
2. Жигалова М. П. Интерпретация и анализ в литературе: теория и практика. - Брест: Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2011. - С 98-113.
3. Куприяновский П. В. Соприкосновения: литературно-краеведческие очерки и разыскания. -
Ярославль: Верхневолжское книжное издательство, 1988. - 208с.
4. Лихачев Д. С. Литературные места России // Литературная газета,1980, 12 марта.
5. Словарь русского языка М.: Русский язык, Т. 2,1983. - 736 с.
6. Смирнов В. Г. Художественное краеведение // Из опыта работы учителя-словесника. М.: Просвещение, 1987. - 99 с.
Сведения об авторе:
Перевозчикова Нелли Григорьевна (г. Нижний Новгород, Россия), заведующий учебно-методическим отделом Института пищевых технологий и дизайна - филиала ГБОУ ВО Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, e-mail: [email protected]
Data about the author:
N. Perevozchikova (Nizhny Novgorod, Russia), head of educational-methodical Department Institute of food technologies and design branch "Nizhny Novgorod state engineering-economic University", e-mail: [email protected]