О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
ГАЛУЗО Василий Николаевич,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ образования и науки. E-mail: [email protected];
КАНАФИН Наиль Ахметович,
доцент кафедры экономики культуры и правоведения Московского государственного института культуры. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье на основе анализа литературы и законодательства относительно государственной культурной политики в Республике Башкортостан высказано несколько обобщающих суждений: государственную (федеральную) культурную политику целесообразно урегулировать в федеральном законе, а не в подзаконном нормативном правовом акте; государственная (федеральная) культурная политика в Российской Федерации, наряду с другими направлениями политики) будет составлять основу суверенитета Российской Федерации в узком смысле слова; в каждом субъекте Российской Федерации принять законы, в которых урегулировать особенности культурной политики; в Республике Башкортостан принять Закон РБ «Об особенностях культурной политики в Республике Башкортостан»; культурная политика в Республики Башкортостан, наряду с другими направлениями политики), будет составлять основу суверенитета Башкортостана в широком смысле слова; позитивный опыт культурной политики Республики Башкортостан целесообразно использовать и в иных субъектах Российской Федерации.
Abstract. In the article on the basis of the analysis of literature and legislation concerning the state cultural policy in the Republic of Bashkortostan several generalizing judgments are stated: it is advisable to regulate the state (Federal) cultural policy in the Federal law of the Russian Federation, and not in the subordinate normative legal act; state (Federal) cultural policy in the Russian Federation, along with other policies) will form the basis of the sovereignty of the Russian Federation in the narrow sense of the word; in each subject of the Russian Federation to adopt laws regulating the peculiarities of cultural policy; in the Republic of Bashkortostan to adopt the Law of the Republic of Bashkortostan «On the peculiarities of cultural policy in the Republic of Bashkortostan»; cultural policy in the Republic of Bashkortostan, along with other policies) will form the basis of the sovereignty of Bashkortostan in the broad sense of the word; positive experience of the cultural policy of the Republic of Bashkortostan should be used in other subjects of the Russian Federation.
Ключевые слова: Российская Федерация, субъект Российской Федерации, Республика Башкортостан, законодательство, Конституция РФ, федеральный закон, подзаконный нормативный правовой акт, Указ Президента РФ «О праздновании 100-летия образования Республики Башкортостан» № 346 от 17 июля 2016 г., закон субъекта Российской Федерации, Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г., государство, суверенитет, культура, государственная (федеральная) культурная политики, культурная политика в субъекте Российской Федерации.
Keywords: Russian Federation, subject of the Russian Federation, Republic of Bashkortostan, legislation, Constitution of the Russian Federation, Federal law, subordinate normative legal act, Decree of the President of the Russian Federation «On the celebration of the 100th anniversary of the Republic of Bashkortostan» № 346 dated July 17, 2016, law of the subject of the Russian Federation, Constitution of the Republic of Bashkortostan dated December 24, 1993, state, sovereignty, culture, state (federal) cultural policy, cultural policy in the subject of the Russian Federation.
Предметом данной статьи является процесс реализации государственной культурной политики в Республике Башкорто-стан[1]. Поводом же к подготовке статьи явилось принятие нескольких нормативных правовых актов с разной юридической силой, специально предназначенных для регулирования государственной культурной политики в субъектах Российской Федерации[2].
Первоначально о состоянии теории относительно избранного нами предмета исследования - государственной культурной политики. Так, Ф.А. Крахоткин на примере «взглядов Ф. Ницше» соотнес две категории: «государство» и «культура» («Современное государство - погубитель культуры в собственном смысле слова. Противоречие между государством и культурой разрешается в «конце времен» ее вырождением и в конечном счете уничтожением «самым холодным из чудовищ» (ницшевское определение государства)»)[3].
Е.В. Медведев не только высказал следующее обобщающее суждение («В последнее время проблема сохранения национального культурного наследия напоминает о себе все чаще и чаще. Стабильная российская тенденция к утрате культурных ценностей, обозначившаяся с распадом СССР, продолжает развиваться и поныне. На фоне увеличения роста количества преступных посягательств на них снижается уровень их раскрываемости. Большое количество ценностей культуры незаконно вывозится за границу и оседает у анонимных частных коллекционеров. Немало уникальных предметов просто разрушается по вине бездейственной политики в отношении культурного наследия государства, которое пока не в состоянии надлежащим образом организовывать использование и охрану ценностей культуры, находящихся в его собствен-
ности»), но и предложил «решение» «следующих вопросов»: «1) увеличение финансирования культуры; 2) создание единого государственного реестра особо ценных объектов; 3) организация более эффективного учета культурных ценностей на местах и учета частных коллекций; 4) организация основанной на последних технических достижениях охраны учреждений, в которых сосредоточены культурные ценности; 5) внедрение методов идентификации и маркировки культурных ценностей; 6) формирование единого правового подхода к регулированию обращения с ценностями культуры и унификация используемой в законе терминологии; 7) организация в правоохранительных органах специальных подразделений, занимающихся только вопросами охраны культурных ценностей, а также организация надлежащего взаимодействия в области охраны ценностей культуры между всеми правоохранительными органами»[4].
А.Н. Касатенко сфокусировал внимание на «правовых и социальных основах» государственной культурной политики Российской Федерации: «Культурная политика государства имеет два уровня функционирования: на одном из них, идеологическом, провозглашаются приоритетные задачи, цели, идеалы, идеи, а на другом - практическом - вырабатываются предложения об их внедрении путем практических мероприятий, и на этом уровне возникает необходимость в институционализации форм правового регулирования процессов, происходящих в сфере культурной политики государства»; «Важнейшей проблемой социально дифференцированной культурной политики является ее четкая иерархизированность по макро- и микроуровням, по источникам обеспечения (государственным, региональным, местным, коммерческим, различным формам самообеспечения), по инсти-
туциональным уровням управления и регулирования»[5].
Публикация Д.С. Ивакиной посвящена «основным направлениям государственной культурной политики в России. Отмечается особая роль Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» в развитии института культурных прав личности» («Благодаря принятию Основ государственной культурной политики будет заложен прочный фундамент для построения в России гражданского общества, основанного на уважении и приоритете основных прав и свобод личности, с развитыми экономическими, политическими и культурными институтами, способного воспитать высокоразвитую, ответственную, творческую личность. Однако, для того чтобы реализовать положения, отраженные в Основах, и достичь ожидаемых результатов, следует провести колоссальную работу, в которой будут задействованы не только органы государственной власти и местного самоуправления, но и должностные лица всех уровней власти, а также организации, предприятия, учреждения и сами граждане») [6].
В.В. Карякин исследовал «нормативное правовое обеспечение и совершенствование государственной политики в сфере физической культуры и спорта» («... следует отметить, что содержание государственной политики в области физической культуры и спорта на современном этапе ее развития определяется двумя важнейшими стратегические ориентирами, которые заключаются в повышении конкурентоспособности спорта высших достижений и популяризации массового спорта»)[7].
A.П. Бибаров-Государев представил «краткую характеристику правовой политики как самостоятельного правового института, а также правовой политики в сфере сохранения национального достояния как актуального направления государственной политики в целом» [8].
B.А. Барабанов обосновал формирование «политико-правовой базы развития культурного сотрудничества между Россией и Европейским союзом» («Работа по расширению договорно-правовой базы культурного сотрудничества между ЕС и РФ продолжается. Это позволяет надеяться на то, что сотрудничество в области культуры будет развиваться, тем самым будет расширяться и сфера взаимопонимания и взаимодействия между народами, населяющими страны Европейского союза и Российской Федерации»)[9].
Разнообразие научных концепций относительно государственной культурной политики во многом предопределено несовершенством законодательства Российской Федерации[10].
В первую очередь обращаемся к нормативному правовому акту с наивысшей юридической силой на территории Российской Федерации[11]: Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.[12] В названном нормативном правовом акте принципиально важное значение имеет положение, закрепленное в статье 44 («1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2. Каждый имеет право на
участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»).
Положения ст. 44 Конституции РФ реализованы в подзаконном нормативном правовом акте: в Указе Президента РФ № 808 от 24 декабря 2014 г.[13], которым утверждены «Основы государственной культурной политики» («Настоящие Основы определяют главные направления государственной культурной политики и представляют собой базовый документ для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих процессы культурного развития в Российской Федерации, а также государственных и муниципальных программ» - преамбула). Основы государственной культурной политики состоят из нескольких разделов: «I. Введение»; «II. Основания для выработки государственной культурной политики»; «III. Общие положения», в котором дано разъяснение некоторых понятий («культура» - совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.); «культурная политика» - действия, осуществляемые органами государственной власти Российской Федерации и общественными институтами, направленные на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей»); «IV. Цели государственной культурной политики» («Основные цели государственной культурной политики - формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития. Целями государственной культурной политики также являются: укрепление гражданской идентичности; создание условий для воспитания граждан; сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения; создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала; обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам»); «V. Принципы государственной культурной политики»; «VI. Задачи государственной культурной политики»; «VII. Комплексное совершенствование системы управления»; «VIII. Ожидаемые результаты реализации государственной культурной политики»
Во исполнение Указа Президента РФ № 808 от 24 декабря 2014 г. принято еще несколько подзаконных нормативных правовых актов: распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» № 326-р от 29 февраля 2016 г.[14], которым утверждена «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года»; распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий
по реализации в 2016 - 2018 годах Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» № 2563-р от 1 декабря 2016 г.[15]; распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2019 - 2021 годах Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» № 1259-р от 11 июня 2019 г.[16]; постановление Правительства РФ «О Правительственной комиссии по вопросам государственной культурной политики» № 817 от 10 июля 2017 г.[17]
Особо обращаем внимание на постановление Совета Федерации ФС РФ «О реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года в субъектах Российской Федерации» № 20-СФ от 1 февраля 2017 г.[18] («В Основах государственной культурной политики . культура впервые в Российской Федерации возведена в ранг национальных приоритетов, признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России»; «В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года отмечено, что «смысл всей нашей политики - это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры»; «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года . является документом стратегического планирования, разработанным в рамках целеполагания по межотраслевому принципу. Одним из ожидаемых результатов реализации Стратегии стало формирование новой ценностно ориентированной модели государственной культурной политики, включающей в себя также и региональное измерение с учетом федеративного устройства Российской Федерации»; «В настоящее время региональные целевые программы развития культуры, являющиеся эффективным инструментом государственной культурной политики, приняты в большинстве субъектов Российской Федерации. Особое внимание в них уделено вопросам сохранения материального и нематериального культурного наследия, разработке и внедрению лучших практик в сфере культуры»; «Вместе с тем необходимо отметить, что за последние годы в распределении субсидий из федерального бюджета на развитие учреждений культуры участвует лишь около одной трети субъектов Российской Федерации»; «Вызывает тревогу тенденция сокращения числа учреждений культуры. За 25 лет практически вдвое уменьшилось количество куль-турно-досуговых центров, почти на четверть - количество сельских клубов, все меньше становится библиотек, в первую очередь в небольших поселках и в сельской местности. Во многих субъектах Российской Федерации нет театров юного зрителя»; «В связи с этим предстоит скорректировать систему государственной поддержки и регулирования государственной культурной политики, усовершенствовать федеральное и региональное законодательство в области
культуры, сформировать на федеральном и региональном уровнях структуры по обеспечению реализации и мониторингу достижения целей и решения задач Стратегии и Основ государственной культурной политики»; «Для разработки и реализации программ поддержки культурной инфраструктуры малых городов и сельских поселений, содействующих развитию городской и сельской культурной среды, необходимо использовать потенциал Российской академии наук, профессиональных сообществ и иных общественных объединений»).
К числу субъектов Российской Федерации[19], в которых приняты «региональные целевые программы развития культуры, являющиеся эффективным инструментом государственной культурной политики», относится Республика Башкортостан, что подтверждается законодательством этого самобытного субъекта Российской Федерации.
Так, в Конституции Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. обнаруживаем несколько статей, так или иначе относящихся к культурной политике: 48 («Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания»), 53 («В Республике Башкортостан гарантируется реализация права на указание своей национальной принадлежности»), 54 («Республика Башкортостан гарантирует равные права на сохранение родного языка народам, проживающим на ее территории, создает возможности для его свободного изучения и развития. В Республике Башкортостан создаются условия для свободного изучения государственных языков Республики Башкортостан»).
Во исполнение Конституции РБ принято несколько законов Башкортостана: Закон РБ «О народных художественных промыслах» от 17 июня 1999 г.[20] («Настоящий Закон регулирует отношения в сфере народных художественных промыслов на территории Республики Башкортостан и создает правовые основы для сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов» - ст. 1); Закон РБ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Республики Башкортостан» от 27 октября 2005 г.[21] («Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Республики Башкортостан . регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения . и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан» - преамбула); Закон РБ О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан» от 27 февраля 1992 г.[22] («Настоящий Закон устанавливает праздничные и памятные дни, профессиональные праздники и иные знаменательные даты в Республике Башкортостан» - преамбула; «1. В Республике Башкортостан устанавливаются следующие нерабочие праздничные дни: 11 октября - День Республики - День принятия Декларации о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики; Ураза-байрам; Курбан-байрам. Даты проведения праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам в соответствии с лунным календарем ежегодно объявляются Правительством Республики Башкорто-
стан не позднее чем за три месяца до их наступления. 2. При совпадении выходного и праздничного дней, указанных в части 1 настоящей статьи, выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день» - ст. 1; «В Республике Башкортостан по случаю окончания весенне-полевых работ отмечается национальный праздник «Сабантуй». Дата проведения этого праздника ежегодно устанавливается указом Президента Республики Башкортостан» - ст. 2).
Так же во исполнение Конституции РБ в Башкортостане принято несколько нормативных правовых актов с меньшей юридической силой по отношению к законам РБ: постановление Кабинета Министров РБ «Об утверждении Положения об использовании государственных языков и языков народов Башкортостана в местах их компактного проживания при проведении праздничных и массовых зрелищных мероприятий, обслуживании населения всеми видами пассажирского транспорта» № 206 от 23 августа 2001 г.[23]; постановление Правительства РБ «Об утверждении государственной программы «Сохранение и развитие государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан» и внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан» № 395 от 17 августа 2018 г.[24]
Даже приведенный ограниченный перечень нормативных Библиография:
ний. Во-первых, государственную (федеральную) культурную политику целесообразно урегулировать в федеральном законе, а не в подзаконном нормативном правовом акте. Во-вторых, государственная (федеральная) культурная политика в Российской Федерации, наряду с другими направлениями политики) будет составлять основу суверенитета Российской Федерации в узком смысле слова. В-третьих, в каждом субъекте Российской Федерации принять законы, в которых урегулировать особенности культурной политики. В-четвертых, в Республике Башкортостан принять Закон РБ «Об особенностях культурной политики в Республике Башкортостан». В-пятых, культурная политика в Республики Башкортостан, наряду с другими направлениями политики) будет составлять основу суверенитета Башкортостана в широком смысле слова. В-шестых, позитивный опыт культурной политики Республики Башкортостан целесообразно использовать и в иных субъектах Российской Федерации.
правовых актов Республики Башкортостан позволяет нам утверждать о сохранении самобытности данного субъекта Российской Федерации при реализации государственной (федеральной) культурной политики.
рации должна быть двухуровневой: государственная (федеральная) и на уровне субъектов Российской Федерации.
Таким образом, культурная политика в Российской Феде-
Изложенное позволяет нам высказать несколько сужде-
1. Галузо В.Н., Канафин Н.А. О допустимости суверенитета субъекта Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2019. № 2. С. 58-63; они же: О парламентаризме в Башкортостане // Право и государство: теория и практика. 2019. № 4. С. 39-44; они же: О конституционном судопроизводстве в Башкортостане // Аграрное и земельное право. 2019. № 6. С. 54-69.
2. Постановление СФ ФС РФ «О реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года в субъектах Российской Федерации» № 20-СФ от 01.02.2017 г. // СЗ РФ. 2017. № 6. Ст. 883; Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» № 326-р от 29.02.2016 г. // СЗ РФ. 2016. № 11. Ст. 1552; Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2019 - 2021 годах Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» № 1259-р от 11.06.2019 г. // СЗ РФ. 2019. № 25. Ст. 3280; Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» № 808 от 24.12.2014 г. // СЗ РФ. 2014. № 52 (часть I). Ст. 7753.
3. Крахоткин Ф.А. Государство и культура: соотношение категорий. Политико-правовая интерпретация взглядов Ф. Ницше // История государства и права. 2009. № 15. С. 11-17.
4. Медведев Е.В. Государственная политика в области охраны культурных ценностей требует корректировки // Культура: управление, экономика, право. 2011. № 3. С. 22-25.
5. Касатенко А.Н. Правовые и социальные основы государственной культурной политики современной России // Культура: управление, экономика, право. 2012. № 1. С. 26-28.
6. Ивакина Д.С. Основные направления государственной культурной политики в России как основа обеспечения культурных прав личности // Культура: управление, экономика, право. 2016. № 4. С. 35-40.
7. Карякин В.В. Нормативное правовое обеспечение и совершенствование государственной политики в сфере физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. 2011. № 1. С. 10-11.
8. Бибаров-Государев А.П. Правовая политика в сфере сохранения национального достояния России // Культура: управление, экономика, право. 2013. № 1. С. 13-15.
9. Барабанов В.А. Создание политико-правовой базы развития культурного сотрудничества между Россией и Европейским союзом // История государства и права. 2008. № 1 .
10. Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123.
11. Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30; он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.
12. СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398; Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.
13. СЗ РФ. 2014. № 52 (часть I). Ст. 7753.
14. СЗ РФ. 2016. № 11. Ст. 1552.
15. СЗ РФ. 2016. № 50. ст. 7140.
16. СЗ РФ. 2019. № 25. ст. 3280.
17. СЗ РФ. 2017. № 29. Ст. 4378.
18. СЗ РФ. 2017. № 6. Ст. 883.
19. Сухондяева Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83-89.
20. Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 1999. № 16. Ст. 1046.
21. Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2005. № 23. Ст. 1202.
22. Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1992. № 1. Ст. 12. Положения Закона РБ от 27.02.1992 г. конкретизированы в подзаконных нормативных правовых актах Башкортостана: постановление Правительства РБ «О датах проведения в 2019 году праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам в Республике Башкортостан» № 441 от 14.09.2018 г. // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан. 2018. № 29. Ст. 1104 («В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан «О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан» объявить нерабочими праздничными днями в 2019 году: 4 июня - Ураза-байрам; 11 августа - Курбан-байрам»); указ Главы РБ «О проведении народного праздника «Сабантуй» в 2015 году» № УГ-109 от 22.05.2015 г. // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2015. № 17. Ст. 745 («В соответствии со статьей 2 Закона Республики Башкортостан «О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан» постановляю: 1. Утвердить прилагаемый график проведения в 2015 году в муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан народного праздника «Сабантуй»); Закон РБ «О внесении изменения в статью 6.2 Закона Республики Башкортостан «О регулировании деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции в Республике Башкортостан» от 30.05.2019 г. // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан. 2019. № 19. Ст. 973 («На территории Республики Башкортостан не допускается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания: 1) с 22 часов до 10 часов по местному времени; 2) в следующие дни: а) в день проведения в муниципальном районе, городском округе Республики Башкортостан народного праздника «Сабантуй», ежегодно устанавливаемый указом Главы Республики Башкортостан»).
23. Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 2001. № 16. Ст. 1193.
24. Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан. 2018. № 27. Ст. 1026.