О ДОПУСТИМОСТИ СУВЕРЕНИТЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГАЛУЗО Василий Николаевич,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ образования и науки. E-mail: [email protected];
КАНАФИН Наиль Ахметович,
старший преподаватель кафедры «Таможенное право и организация таможенной деятельности» Юридического института ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта» (МИИТ)». E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в статье на основе анализа литературы и законодательства Российской Федерации относительно суверенитета высказано несколько обобщающих суждений: суверенитет является межотраслевой категорией, предполагающей определение его содержания видными представителями разных отраслей науки, в том числе и юридической; суверенитет в узком смысле слова необходимо рассматривать в качестве существенного признака всякого государства, в том числе и Российской Федерации; субъекты Российской Федерации, в том числе и Республика Башкортостан, обладают суверенитетом в широком смысле слова (в частности, культурно-национальная идентификация); суверенитет в узком смысле слова может быть урегулирован в нормативных правовых актах исключительно на федеральном уровне; суверенитет в широком смысле слова может быть урегулирован в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о суверенитете в узком смысле слова подлежат отмене; мониторинг нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о суверенитете в узком смысле слова возложить на Генерального прокурора Российской Федерации.
Abstract: in the article on the basis of the analysis of literature and legislation of the Russian Federation concerning the sovereignty several generalizing judgments are stated: sovereignty is a cross-sectoral category, involving the definition of its content by prominent representatives of different branches of science, including legal science; sovereignty in the narrow sense of the word should be considered as an essential feature of any state, including the Russian Federation; the subjects of the Russian Federation, including the Republic of Bashkortostan, have sovereignty in the broad sense of the word (cultural and national identification); sovereignty in the narrow sense of the word can be regulated in normative legal acts exclusively at the Federal level; sovereignty in the broad sense of the word can be regulated in normative legal acts of the subjects of the Russian Federation; normative legal acts of subjects of the Russian Federation on sovereignty in the narrow sense of the word are subject to cancellation; monitoring of regulatory legal acts of subjects of the Russian Federation on sovereignty in the narrow sense of the word is entrusted to the Prosecutor General of the Federation.
Ключевые слова: Российская Федерация, субъект Российской Федерации, Республика Башкортостан, законодательство, Конституция РФ, федеральный закон РФ, подзаконный нормативный правовой акт, суверенитет, государство.
Keywords: Russian Federation, subject of the Russian Federation, Republic of Bashkortostan, legislation, Constitution of the Russian Federation, Federal law of the Russian Federation, subordinate normative legal act, sovereignty, state.
Поводом к подготовке данной статьи явился нормативный правовой акт - Указ Президента РФ «О праздновании 100-летия образования Республики Башкортостан» № 346 от 17 июля 2016 г.1
Первоначально о состоянии теории относительно избранного нами предмета исследования -суверенитет субъекта Российской Федерации.
Суверенитет и доныне относится к числу категорий, вызывающих затруднения при определении его содержания.
Не утратила своей актуальности публикация И.Д. Левина, специально посвященная суверенитету2, и в последующем переизданная в Российской Федерации3.
1 См.: СЗ РФ. 2016. № 29. Ст. 4805.
2 Левин И.Д. Суверенитет. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1948.
Еще в 1948 г. И.Д. Левин, констатируя важность суверенитета («... является важнейшим, кардинальным понятием государственного и международного права»), определил его в качестве юридического принципа («суверенитет предполагает осуществление государственной властью, как внутренней, так и внешней, функций государства при наличии двух условий: 1) полного подчинения себе всех лиц и организаций на данной территории (полновластие) и 2) неподчинения другой вышестоящей власти (независимость). Только наличие этих условий создает суверенитет»)4.
Суждения И.Д. Левина фактически разделяет видный представитель юридической науки Российской
3 Левин И.Д. Суверенитет. С.-Пб.: Юридический центр Пресс, 2003.
4 Левин И.Д. Суверенитет. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1948. С. 3, 106.
Федерации1 - С.А. Авакьян («Оставляя в стороне так называемый классовый подход к суверенитету, при котором реально речь идет скорее о характере власти, отметим, что И.Д. Левин трактует суверенитет как состояние полновластия государства, связанное с единством государственной власти или концентрацией властного принуждения в руках государства и неограниченностью государственной власти»; «Соответственно, оставляя идеологические мотивы в прошлом, отметим, что и сегодня надо говорить о суверенитете как о состоянии государства. По принципу собственности и внутренней способности управлять своими делами многие страны мира вряд ли могли бы претендовать на то, чтобы называться суверенными, но официально они таковыми являются»)2.
А.Е. Бочило обосновала вывод о том, что «экономические, природно-географические, национально-этнические, политические и иные факторы» влияют на «формирование федеративного государст-ва»3. Иначе говоря, можно говорить о многозначности термина «суверенитет»: в узком смысле слова и в широком смысле слова.
Возвращаюсь к упомянутому выше подзакон-
4
ному нормативному правовому акту , мы дополнительно фокусирует внимание на одном из субъектов Российской Федерации - Республике Башкортостан5 («В связи с исполняющимся в 2019 году 100-летием образования Республики Башкортостан постановляю: 1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о праздновании в 2019 году 100-летия образования Республики Башкортостан. 2. Установить, что финансирование мероприятий, связанных с празднованием 100-летия образования Республики Башкортостан, осуществляется за счет бюджетных ассигнований
1 Мы предлагаем с 25.12.1991 г. для названия государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).
2 См.: Авакьян С.А. Предисловие / Левин И.Д. Суверенитет. С.-Пб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 6-10.
3 Бочило А.Е. Российский федерализм и правовой статус личности (конституционно-правовое исследование): Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2013. С. 9.
4 О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30; он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.
5 Сухондяева Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-
административного деления Российской Федерации // Сетевой
электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83-89.
бюджета Республики Башкортостан и внебюджетных источников. 3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять участие в подготовке и проведении празднования 100-летия образования Республики Башкортостан. 4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания»).
В Республике Башкортостан достаточно обширное законодательство, что получило закрепление и в Законе Республики Башкортостан «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан» от 11 июля 1996 г.6.
Уже в преамбуле Закона РБ от 11 июля 1996 г. Республика Башкортостан отождествляется с правовым государством: «Необходимыми условиями создания правового государства, развития демократии, повышения эффективности правового регулирования, обеспечения правопорядка, охраны прав и свобод личности являются высокое качество нормативных правовых актов, четкий порядок их подготовки, издания, толкования и действия». В этом же контексте необходимо рассматривать и положения последующих статей7: 1 («Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан определяет понятие и виды нормативных правовых актов Республики Башкортостан и их соотношение между собой, порядок их подготовки, опубликования, действия, разъяснения и систематизации, а также определяет способы разрешения юридических коллизий»; 2 («Нормативный правовой акт Республики Башкортостан - это изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти Республики Башкортостан, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Под нормами права (правовыми нормами) в настоящем Законе понимаются официально установленные органами государственной власти Республики Башкортостан общеобязательные
6 См.: Советская Башкирия. 1996. 27 августа; ...; Республика Башкортостан. 2017. 17 января.
7 Нельзя не признать позитивный факт наличия подобного нормативного правового акта лишь в отдельных субъектах РФ, на что нами уже обращалось внимание (см.: Ермаков В.Г., Галузо В.Н., Шелагин А.Б. Допустимо ли участие в выборах при отсутствии документов, удостоверяющих личность? // Право и государство: теория и практика. 2012. № 8. С. 40-44; Галузо В.Н., Шелагин А.Б. Допустим ли системный подход при определении статуса избирательных комиссий в Российской Федерации? // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 6. С. 5-8).
предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории Республики Башкортостан. Проект нормативного правового акта Республики Башкортостан - это документ, содержащий предварительный текст нормативного правового акта Республики Башкортостан, внесенный в установленном порядке на рассмотрение уполномоченного на то органа государственной власти Республики Башкортостан»); и 21 («Нормативными правовыми актами Республики Башкортостан являются: Конституция Республики Башкортостан; законы Республики Башкортостан; постановления Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, носящие нормативный характер; указы Главы Республики Башкортостан, носящие нормативный характер; постановления Правительства Республики Башкортостан, носящие нормативный характер; правовые акты исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан, носящие нормативный характер»).
В Республике Башкортостан нормативным правовым актом с наибольшей юридической силой является Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г.1, положения ст. 1 которой закрепляют суверенитет в узком смысле слова: «Республика Башкортостан является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации, выражающим волю и интересы всего многонационального народа республики. Наименования «Республика Башкортостан» и «Башкортостан» равнозначны. Государственность Республики Башкортостан выражается в том, что Республика Башкортостан обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, имеет свою территорию, население, систему органов государственной власти, свою Конституцию и законодательство, а также государственные языки и государственные символы Республики Башкортостан. Статус Республики Башкортостан и границы ее территории могут быть изменены только с согласия Республики Башкортостан. Государственными языками Республики Башкортостан являются башкирский и
1 См.: Ведомости ВС и Правительства РБ. 1994. №. Ст. 146; Республика Башкортостан. 2002, 6 декабря; ...; 2014. 6 марта.
русский языки».
Положения Конституции РБ относительно суверенитета в узком смысле слова закреплены и во многих иных нормативных правовых актах Республики Башкортостан.
Так, в Законе РБ «О государственной символике Республики Башкортостан» от 27 мая 1999 г.2 в преамбуле обнаруживаем следующее положение: «Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан устанавливает государственную символику Республики Башкортостан, закрепляет описание Государственного флага Республики Башкортостан, Государственного герба Республики Башкортостан, музыку и текст Государственного гимна Республики Башкортостан и определяет порядок их официального использования. Уважение Государственного флага Республики Башкортостан, Государственного герба Республики Башкортостан и Государственного гимна Республики Башкортостан - долг каждого гражданина».
В Законе РБ «О языках народов Республики Башкортостан» от 21 января 1999 г.3 Республика Башкортостан объявляется государством, в котором башкирский язык признается государственным языком: «Настоящий Закон определяет условия сохранения, равноправного и самобытного развития языков народов Республики Башкортостан. Государство на всей территории Республики Башкортостан способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия. В Республике Башкортостан недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства о языках народов Республики Башкортостан» - преамбула; «1. Языки народов Республики Башкортостан находятся под защитой государства. 2. В Республике Башкортостан признается равноправие языков. Равноправие языков - совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения. 3. Республика Башкортостан гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка,
2 См.: Советская Башкирия - Известия Башкортостана. 1999. 14 июля; ...; Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства РБ. 2018. № 21. Ст. 833.
3 См.: Советская Башкирия. 1999. 6 апреля; Республика Башкортостан. 2001. 13 января; 2014. 4 апреля.
свободу выбора и использования языка общения. 4. Республика Башкортостан гарантирует каждому право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания. 5. Равноправие языков народов Республики Башкортостан охраняется законом. Никто не вправе устанавливать ограничения или привилегии при использовании того или иного языка, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации» - ст. 1; «1. Государственными языками Республики Башкортостан на всей ее территории являются башкирский и русский языки: башкирский язык как язык башкирской нации, реализовавшей свое право на самоопределение, русский язык как государственный язык Российской Федерации. 2. В местности компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущего за пределами своих национально-государственных образований, наряду с государственными языками Республики Башкортостан в официальных сферах общения используется язык населения данной местности. Порядок использования языков в таких местностях определяется законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан» - ст. 3.
В некоторых нормативных правовых актах фактически соотнесена политика и право1.
Так, в Законе РБ «О промышленной политике в Республике Башкортостан» от 26 ноября 2015 г.2 урегулированы «отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в Республике Башкортостан».
В Законе РБ «О молодежной политике в Республике Башкортостан» от 12 ноября 1991 г.3 опре-
1 Батюк В.И., Галузо В.Н. Право и политика в Российской Федерации: допустимо ли смешение? // Право и жизнь. 2018. № 2. С. 43-56.
2 См.: Республика Башкортостан. 2015. 8 декабря; Официальный Интернет-портал правовой информации Рб -«htppV/www.npa.bachkoriostan.ru (26.12.2018 г.).
3 Законы Республики Башкортостан. 1992. Выпуск III; Советская Башкирия. 1997. 30 января; ...; Республика Башкортостан. 2011. 22 июля.
делены «основные направления молодежной политики в Республике Башкортостан, правовые, экономические и социальные гарантии их осуществления».
В Республике Башкортостан определен статус нескольких фондов: «Инвестиционный фонд Республики Башкортостан»4; «Резервный фонд Республики Башкортостан»5. Правовым обоснованием для обособления фондов необходимо рассматривать равный по юридической силе нормативный правовой акт: Закон РБ «О бюджетном процессе в Республике Башкортостан» от 7 июля 2005 г.6.
Вызывает возражение и кодификация нормативных правовых актов: Кодекс Республики Башкортостан о недрах от 28 октября 1992 г.7 («Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд. Настоящий Кодекс направлен на обеспечение комплексного рационального использования и охраны недр, защиту интересов государства и граждан, а также прав пользователей недр» - преамбула); Кодекс Республики Башкортостан о безопасности дорожного движения от 7 июля 1998 г.8 («Задачами настоящего Кодекса являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий» - ст. 1); Кодекс Республики Башкортостан об административных
4 См.: Закон РБ «Об Инвестиционном фонде Республики Башкортостан» от 27.06.2013 г. // Республика Башкортостан. 2013. 5 июля.
5 См.: Закон РБ «О Резервном фонде Республики Башкортостан» от 27.06.2013 г. // Республика Башкортостан. 2013. 12 июля.
6 См.: Республика Башкортостан. 2010. 12 февраля; ...; Официальный Интернет-портал правовой информации РБ -«htpp://www.npa.bachkortostan.ru (26.12.2018 г.).
7 См.: Советская Башкирия. 1998. 18 августа; ...; Республика Башкортостан. 2017. 14 марта.
8 См.: Советская Башкирия. 1998. 20 ноября; ...; Республика Башкортостан. 2018. 9 марта.
правонарушениях от 16 июня 2011 г.1 («Законодательство Республики Башкортостан об административных правонарушениях основывается на Конституции Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законах, Конституции Республики Башкортостан и состоит из настоящего Кодекса» - ст. 1.1); Экологический кодекс Республики Башкортостан от 28 октября 1992 г.2 («Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности человека - неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития Республики Башкортостан. С этой целью Республика Башкортостан осуществляет на своей территории деятельность, направленную на сохранение безопасной для существования живой и неживой природы окружающей среды, защиту жизни и здоровья населения от отрицательного воздействия, обусловленного загрязнением окружающей среды, достижение гармоничного взаимодействия общества и природы, охрану, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов» - преамбула).
Не корреспондируют федеральному законодательству и регулирование отдельных разновидностей деятельности3: Закон РБ «Об архивном деле в Республике Башкортостан» от 26 января 2006 г.4 («Настоящий Закон регулирует отношения в сфере формирования Архивного фонда Республики Башкортостан и управления архивным делом в Республике Башкортостан в целях обеспечения сохранности архивных документов и всестороннего использования в интересах граждан, общества и государства» - ст. 1); Закон РБ «О регулировании торговой деятельности в Республике Башкортостан от 8 июля
1 См.: Республика Башкортостан. 2011. 1 июля; ...; Республика Башкортостан. 2018. 27 июля.
2 См.: Ведомости Верховного Совета и Правительства РБ. 1993. № 3. Ст. 57; Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров РБ. 2000. № 17. Ст. 1253; ...; Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства РБ. 2018. № 21. Ст. 844.
3 На данное обстоятельство нами уже обращалось внимание (см. об этом, например: Полянко Н.И., Галузо В.Н., Батюк В.И. Криминализация похоронного дела в Российской Федерации: возможно ли противодействие? // Право и государство: теория и практика. 2017. № 4. С. 137-140; Полянко Н.И., Галузо В.Н. Учет смертности в медицинских учреждениях и в иных государственных органах субъектов Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2017. № 5. С. 118-122; они же: Погребение трупов человека в Российской Федерации (медико-правовые аспекты) // Право и государство: теория и практика. 2017. № 9. С. 119-124.
4 См.: Республика Башкортостан. 2006, 8 февраля; 2018. 12 января; 3 июля.
2010 г.5 («Настоящий Закон регулирует отношения в области торговой деятельности в Республике Башкортостан в пределах полномочий органов государственной власти Республики Башкортостан с целью обеспечения удовлетворения потребностей населения республики в товарах, услугах торговли и общественного питания»); Закон РБ «О погребении и похоронном деле в Республике Башкортостан» от 29 октября 1996 г.6 («Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает: 1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; 2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; 3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; 4) порядок организации похоронного дела в Республике Башкортостан» - ст. 1).
Таким образом, в законодательстве Республики Башкортостан в целом закреплена доктрина суверенитета в узком смысле слова7. Именно поэтому, несмотря на наличие Закона РБ «О мониторинге законов Республики Башкортостан» от 24 мая 2012 г.8 («Настоящий Закон в целях обеспечения эффективности реализации законов Республики Башкортостан регулирует цели, задачи, принципы и порядок осуществления мониторинга законов Республики Башкортостан» - преамбула), необходимо осуществить мониторинг законодательства Республики Башкортостан прокуратурой Российской Федерации9.
Изложенное позволяет нам высказать не-
5 См.: Республика Башкортостан. 2010. 20 июля; ...; Официальный Интернет-портал правовой информации РБ -«htpp://www.npa.bachkortostan.ru (26.12.2018 г.).
6 См.: Советская Башкирия. 1997. 4 февраля; ...; Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства РБ. 2018. № 21. Ст. 851.
7 Правда, не следует игнорировать и относительно долгий путь к независимости (см. об этом, например: Воинская слава башкирского народа: Альбом / Сост. А.Ш. Ярмуллин. Уфа: Дизайн Поли-графСервис, 2007; Ярмуллин А.Ш. У истоков Башкирской Республики. Биографии деятелей Башкирского национального движения (1917-1920 гг.). Уфа: Китап, 2017.
8 См.: Республика Башкортостан. 2012. 8 июня; Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства РБ. 2017. № 20. Ст. 756.
9 Необходимость мониторинга законодательства в РФ нами уже обосновывалась (см., например: Батюк В.И., Галузо В.Н. Допустим ли мониторинг по отношению к законодательству и правоприменению в Российской Федерации? // Право и государство: теория и практика. 2014. № 3. С. 146- 152; они же: О роли Уполномоченного по правам человека в обеспечении единообразного исполнения законодательства в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2014. № 5. С. 10-13; Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.
Во-первых, суверенитет является межотраслевой категорией, предполагающей определение его содержания видными представителями разных отраслей науки, в том числе и юридической.
сколько суждений.
В-четвертых, суверенитет в узком смысле слова может быть урегулирован в нормативных правовых актах исключительно на федеральном уровне.
Во-вторых, суверенитет в узком смысле слова необходимо рассматривать в качестве существенного признака всякого государства, в том числе и Российской Федерации.
В-пятых, суверенитет в широком смысле слова может быть урегулирован в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
В-шестых, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о суверенитете в узком смысле слова подлежат отмене.
В-третьих, субъекты Российской Федерации, в том числе и Республика Башкортостан, обладают суверенитетом в широком смысле слова (в частности, культурно-национальная идентификация).
В-седьмых, мониторинг нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о суверенитете в узком смысле слова возложить на Генерального прокурора Российской Федерации.
Библиография:
1. СЗ РФ. 2016. № 29. Ст. 4805.
2. Левин И.Д. Суверенитет. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1948.
3. Левин И.Д. Суверенитет. С.-Пб.: Юридический центр Пресс, 2003.
4. Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123.
5. Авакьян С.А. Предисловие / Левин И.Д. Суверенитет. С.-Пб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 6-10.
6. Бочило А.Е. Российский федерализм и правовой статус личности (конституционно-правовое исследование): Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2013. С. 9.
7. Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30; он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.
8. Сухондяева Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83-89.
9. Советская Башкирия. 1996. 27 августа; ...; Республика Башкортостан. 2017. 17 января.
10. Ермаков В.Г., Галузо В.Н., Шелагин А.Б. Допустимо ли участие в выборах при отсутствии документов, удостоверяющих личность? // Право и государство: теория и практика. 2012. № 8. С. 40-44.
11. Ведомости ВС и Правительства РБ. 1994. №. Ст. 146; Республика Башкортостан. 2002, 6 декабря; ...; 2014. 6 марта.
12. Советская Башкирия - Известия Башкортостана. 1999. 14 июля; ...; Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства РБ. 2018. № 21. Ст. 833.
13. Советская Башкирия. 1999. 6 апреля; Республика Башкортостан. 2001. 13 января; ...; 2014. 4 апреля.
14. Батюк В.И., Галузо В.Н. Право и политика в Российской Федерации: допустимо ли смешение? // Право и жизнь. 2018. № 2. С. 43-56.
15. Республика Башкортостан. 2015. 8 декабря; Официальный Интернет-портал правовой информации РБ -«htpp://www.npa.bachkortostan.ru (26.12.2018 г.).
16. Законы Республики Башкортостан. 1992. Выпуск III; Советская Башкирия. 1997. 30 января; ...; Республика Башкортостан. 2011. 22 июля.
17. Закон РБ «Об Инвестиционном фонде Республики Башкортостан» от 27.06.2013 г. // Республика Башкортостан. 2013. 5 июля.
18. Закон РБ «О Резервном фонде Республики Башкортостан» от 27.06.2013 г. // Республика Башкортостан. 2013. 12 июля.
19. Республика Башкортостан. 2010. 12 февраля; ...; Официальный Интернет-портал правовой информации РБ -«htpp://www.npa.bachkortostan.ru (26.12.2018 г.).
20. Ведомости Верховного Совета и Правительства РБ. 1993. № 3. Ст. 57; Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров РБ. 2000. № 17. Ст. 1253; ...; Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства РБ. 2018. № 21. Ст. 844.
21. Полянко Н.И., Галузо В.Н., Батюк В.И. Криминализация похоронного дела в Российской Федерации: возможно ли противодействие? // Право и государство: теория и практика. 2017. № 4. С. 137-140; Полянко Н.И., Галузо В.Н. Учет смертности в медицинских учреждениях и в иных государственных органах субъектов Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2017. № 5. С. 118-122; они же: Погребение трупов человека в Российской Федерации (медико-правовые аспекты) // Право и государство: теория и практика. 2017. № 9. С. 119-124.
22. Республика Башкортостан. 2006, 8 февраля; 2018. 12 января; 3 июля.
23. Советская Башкирия. 1997. 4 февраля; ...; Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства РБ. 2018. № 21. Ст. 851.
24. Воинская слава башкирского народа: Альбом / Сост. А.Ш. Ярмуллин. Уфа: Дизайн ПолиграфСервис, 2007; Ярмуллин А.Ш. У истоков Башкирской Республики. Биографии деятелей Башкирского национального движения (1917-1920 гг.). Уфа: Китап, 2017.
25. Республика Башкортостан. 2012. 8 июня; Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства РБ. 2017. № 20. Ст. 756.
26. Батюк В.И., Галузо В.Н. Допустим ли мониторинг по отношению к законодательству и правоприменению в Российской Федерации? // Право и государство: теория и практика. 2014. № 3. С. 146- 152; они же: О роли Уполномоченного по правам человека в обеспечении единообразного исполнения законодательства в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2014. № 5. С. 10-13; Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.