О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ В БАШКОРТОСТАНЕ ГАЛУЗО Василий Николаевич,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ образования и науки. E-mail: [email protected];
КАНАФИН Наиль Ахметович,
доцент кафедры экономики культуры и правоведения Московского государственного института культуры. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье на основе анализа литературы и законодательства о конституционном судопроизводстве в Башкортостане высказано несколько обобщающих суждений: Конституционный Суд Российской Федерации является государственным судебным органом специальной юрисдикции, предназначенным для проверки соответствия всякого нормативного правового акта Российской Федерации нормативному правовому акту с наивысшей юридической силой на территории Российской Федерации - Конституции РФ; Конституционный Суд Республики Башкортостан является государственным судебным органом специальной юрисдикции, предназначенным для проверки соответствия всякого нормативного правового акта Республики Башкортостан нормативному правовому акту с наивысшей юридической силой на территории одного субъекта Российской Федерации - Конституции Республики Башкортостан; Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет исключительно конституционное судопроизводство, которое недопустимо отождествлять с конституционным правосудием; Конституционный Суд Республики Башкортостан осуществляет исключительно конституционное судопроизводство, которое недопустимо отождествлять с конституционным правосудием; Конституционный Суд Республики Башкортостан не подотчетен Конституционному Суду Российской Федерации; Конституционный Суд Республики Башкортостан вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации (в частности, с запросом).
Abstract. On the basis of the analysis of literature and legislation on constitutional proceedings in Bashkortostan several generalizing judgments are stated in the article: The constitutional Court of the Russian Federation is the state judicial body of special jurisdiction intended for check of compliance of any regulatory legal Covenant of the Russian Federation to the regulatory legal act with the highest legal force in the territory of the Russian Federation - the Constitution of the Russian Federation; The constitutional Court of the Republic of Bashkortostan is a state judicial body of special jurisdiction, designed to verify the compliance of any normative legal Covenant of the Republic of Bashkortostan with the normative legal act with the highest legal force in the territory of one subject of the Russian Federation - the Constitution of the Republic of Bashkortostan; the constitutional Court of the Russian Federation carries out exclusively constitutional proceedings, which is unacceptable to identify with constitutional justice; The constitutional Court of the Republic of Bashkortostan carries out exclusively constitutional legal proceedings, which cannot be identified with constitutional justice; the constitutional Court of the Republic of Bashkortostan is not accountable to the Constitutional Court of the Russian Federation; the constitutional Court of the Republic of Bashkortostan has the right to apply to the constitutional Court of the Russian Federation (in particular, with a request).
Ключевые слова: Российская Федерация, субъект Российской Федерации, Республика Башкортостан, законодательство, Конституция РФ, федеральный конституционный закон РФ, Федеральный конституционный закон РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 12 июля 1994 г, подзаконный нормативный правовой акт, Указ Президента РФ «О праздновании 100-летия образования Республики Башкортостан» № 346 от 17 июля 2016 г., закон субъекта Российской Федерации, Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г., Закон Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» от 27 октября 1992 г., конституционное судопроизводство.
Keywords: Russian Federation, subject of the Russian Federation, Republic of Bashkortostan, legislation, Constitution of the Russian Federation, Federal constitutional law of the Russian Federation, Federal constitutional law of the Russian Federation «On the constitutional Court of the Russian Federation» of July 12, 1994, subordinate normative legal act, Decree of the President of the Russian Federation «On the 100th anniversary of the Republic of Bashkortostan» № 346 of July 17, 2016, subject of the Law of the Russian Federation, Constitution of the Republic of Bashkortostan of December 24, 1993, law of the Republic of Bashkortostan «On the constitutional Court Of the Republic of Bashkortostan» of October 27, 1992.
Предметом данной статьи является конституционное судопроизводство Республики Башкортостан, а также его соотношение с конституционным судопроизводством Российской Федерации1.
1 О конституционном судопроизводстве в РФ подробнее см.: Галу-зо В.Н. «Конституционное судопроизводство» или «конституционное правосудие» в Российской Федерации: проблема соотношения
Поводом же к подготовке статьи явилось принятие подзаконного нормативного правового акта2:
терминов / Актуальные проблемы современной науки. Секция «Право и правоприменение»: Сборник материалов международной научно-практической конференции, 8 мая 2015 г. / Науч. ред. С.Л. Никонович. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2015. С. 27-32
2 Этот же повод предопределил подготовку и еще нескольких статей (см.: Галузо В.Н., Канафин Н.А. О допустимости суверени-
Указа Президента РФ «О праздновании 100-летия образования Республики Башкортостан» № 346 от 17 июля 2016 г.1.
Первоначально о состоянии теории относительно избранного нами предмета исследования.
Так, А.А. Малюшин, сумевший обнаружить, что «не суд, строго подчиненный закону, вне зависимости от его истинно правового содержания, а суд, всецело ориентированный на соблюдение Конституции, подчиненный принципу конституционности, воплощающему правовые начала, только и может быть судом одновременно демократического гражданского общества и правового государства, т.е. правовым судом», высказал несколько обобщающих суждений: «Таким образом, несмотря на то, что Конституционный Суд Российской Федерации формально не обеспечивает исполнение своих решений, он в состоянии повлиять на данный процесс, указывая органы, ответственные за реализацию соответствующих положений. Более того, определенную пользу могут принести специальные периодические издания, обзоры решений Конституционного Суда Российской Федерации с комментарием и анализом хода их выполнения. Следует также помнить о праве самого органа конституционного правосудия самостоятельно осуществлять контроль за исполнением ранее принятых решений. Согласно Регламенту Конституционного Суда Российской Федерации подобный контроль осуществляется Секретариатом Суда, который анализирует исполнение Судом решений, причины неисполнения или ненадлежащего исполнения последних. Используя соответствующие материалы, Суд может обращаться к государственным органам, не исполняющим его решения, с требованием о прекращении противоправных действий»; «Подводя итог сказанному, необходимо отметить следующее. Престиж органов конституционной юстиции напрямую зависит от исполнения их решений. На сегодняшний день часто складывается такая ситуация, когда решения Конституционного Суда Российской Федерации не исполняются или исполняются ненадлежащим образом. Проблема, по нашему мнению, состоит в том, что однозначно не определен механизм исполнения решений, не установлена ответственность за их неисполнение. Для обеспечения действенности решений органов
тета субъекта Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2019. № 2. С. 58-63; они же: О парламентаризме в Башкортостане // Право и государство: теория и практика. 2019. № 4. С. 39-44).
1 См.: СЗ РФ. 2016. № 29. Ст. 4805.
конституционного правосудия на случай их неисполнения важно предусмотреть нормы об ответственности за неисполнение решений общих и арбитражных судов. Это должны быть меры конституционно-правовой, административной, материальной и уголовной ответст-венности»2. Суждения названного автора об отождествлении Конституционного Суда РФ с «органом конституционного правосудия» представляются, по меньшей мере, ошибочными3.
Авторы - единомышленники (Л.И. Гадельши-на и А.Р. Гарифуллина) раскрыли «актуальные вопросы, связанные с применением государственного принуждения в деятельности Конституционного Суда РФ» («Таким образом, Конституционный Суд РФ, как высший орган судебного конституционного контроля, в целях установления режима конституционности в государстве наделен целым набором полномочий по применению различных мер государственного принуждения: мер процессуального обеспечения, пресека-тельных и предупредительных мер, мер ответственно-
\4
сти, а также мер защиты») .
А.В. Никитина проанализировала «проблемы разрешения Конституционным Судом РФ правовых споров, возникающих в связи с необходимостью исполнения в государстве международных обязательств» («Одним из новых и критически оцениваемых полномочий Конституционного Суда РФ является разрешение вопроса о возможности исполнения в России решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека (прежде всего Европейского суда по правам человека)»; «Думается, однако, что противопоставление конституционной и международной защиты прав человека недопустимо»)5. По нашему мнению, речь идет об «импровизации» Конституционным Судом РФ6.
2 Малюшин А.А. Конституционно-судебное правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: Монография. М.: Юрист, 2013.
3 Подробнее об этом см.: Доказывание в уголовном, гражданском, арбитражном и административном процессах Российской Федерации (теория и правоприменительная практика): Монография / Под ред. В.Н. Галузо. 3-е изд., испр. и доп. М.: ТЕИС, 2016. С. 2229; Доказывание при правоприменении в Российской Федерации: Монография / Под ред. В.Н. Галузо. 4-е изд., испр. и доп. М.: ТЕИС, 2018. С. 30-37.
4 См.: Гадельшина Л.И., Гарифуллина А.Р. Государственное принуждение в деятельности Конституционного Суда РФ // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 1. С. 62-65.
5 Никитина А.В. Конституционно-правовые споры, связанные с исполнением международных обязательств: компетенция Конституционного Суда РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 10. С. 28-32.
6 Подробнее об этом см.: Галузо В.Н., Канафин Н.А. Конституционное судопроизводство в Российской Федерации: допустима ли импровизация? // Право и государство: теория и практика. 2017. № 5. С. 137-140.
В Республике Башкортостан, как субъекте Российской Федерации1, нормативным правовым актом с наибольшей юридической силой является Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г.2, в абзаце первом ст. 1 которой закреплено принципиально важное положение: «Республика Башкортостан является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации, выражающим волю и интересы всего многонационального народа республики. Наименования «Республика Башкортостан» и «Башкортостан» равнозначны». Оставляя в стороне положение о статусе названного субъекта Российской Федерации3, обращаем внимание именно на роль права в Республике Башкортостан.
Эффективность права как регулятора общественных отношений в Республике Башкортостан, во многом зависит от государственного судебного органа специальной юрисдикции. Таковой имеется: это Конституционный Суд Республике Башкортостан, организация и деятельность которого урегулированы в Законе Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» от 27 октября 1992 г.4 («Конституционный Суд Республики Башкортостан - орган судебной власти, самостоятельно и независимо осуществляющий правосудие посредством конституционного судопроизводства» - ст. 1). В ст. 3 Закона РБ от 27 октября 1992 г. закреплены полномочия Конституционного Суда РБ («1. Конституционный Суд Республики Башкортостан в целях защиты конституционного строя Республики Башкортостан, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения высшей юридической силы Конституции Республики Башкортостан по вопросам, отнесенным к ведению Республики Башкортостан: 1) разрешает дела о соответствии Конституции Республики Башкортостан: а) законов Республики Башкортостан; б) нормативных правовых актов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан; в) нормативных правовых актов Главы Республики Башкортостан; г) норматив-
1 О федеративном устройстве РФ подробнее см.: Сухондяева Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электрон. научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83-89.
2 См.: Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1994. № 4. Ст. 146; ...; Республика Башкортостан. 2014. 6 марта.
3 На несовершенство Конституции РБ в этой части нами уже обращалось внимание (см. об этом: Галузо В.Н., Канафин Н.А. О допустимости суверенитета субъекта Российской Федерации. С. 58-63).
4 См.: Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1993. № 1. Ст. 1; ...; Республика Башкортостан.
2014. 7 мая.
ных правовых актов Правительства Республики Башкортостан и иных республиканских органов исполнительной власти; д) нормативных правовых актов органов местного самоуправления; е) публично-правовых договоров между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления по вопросам, отнесенным к ведению Республики Башкортостан (далее - публично-правовой договор); 2) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность нормативного правового акта органа государственной власти Республики Башкортостан, органа местного самоуправления; 3) дает толкование Конституции Республики Башкортостан; 4) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 5) рассматривает иные конституционно-правовые вопросы, отнесенные к его компетенции федеральным законом и законом Республики Башкортостан. 2. Конституционный Суд Республики Башкортостан может быть наделен другими полномочиями, если они не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве органа конституционного контроля, соответствуют пределам ведения Республики Башкортостан и полномочиям Республики Башкортостан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан и не отнесены к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, иных судов»). Приведенный перечень полномочий Конституционного Суда РБ не является исчерпывающим.
Положениям ст. 3 Закона РБ от 27 октября 1992 г. своеобразно корреспондировали положениям иного закона РБ: Закон Республики Башкортостан «О действии Законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации на территории Республики Башкортостан» от 29 февраля 1992 г.5 («Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» ... определяет порядок действия законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации на территории Республи-
5 См.: Известия Башкортостана. 1998. 26 декабря. Утратил юридическую силу в связи с принятием Закона РБ от 30.12.2000 г. // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 2001. № 3. Ст. 171.
ки Башкортостан» - преамбула).
Решением Конституционного Суда РБ № 6-З от 4 июня 2004 г.1 утвержден Регламент Конституционного Суда Республики Башкортостан.
Глава 9 «Заключительные положения» Регламента Конституционного Суда РБ включает два параграфа: §61 «Взаимоотношения Конституционного Суда с Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами других субъектов Российской Федерации» и § 62 «Внесение изменений и дополнений в Регламент Конституционного Суда».
Положения параграфа 61 Регламента Конституционного Суда РБ в той или иной мере реализованы в решениях Конституционного Суда РФ2:
- в нескольких постановлениях Конституционного Суда РФ: Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 20 Закона Республики Башкортостан «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан» № 15-П от 21 июня 1996 г.3; Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан «О Президенте Республики Башкортостан» ... и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан «О выборах Президента Республики Башкортостан» № 12-П от 27 апреля 1998 г.4; Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан» № 13-П от 18 июля 2003 г.5; Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде-
1 Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2004. № 12. Ст. 738.
2 Организация и деятельность Конституционного Суда РФ урегулированы в ФКЗ РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 12.07.1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; ...; 2018. № 31. Ст. 4811.
3 См.: СЗ РФ. 1996. № 27. Ст. 3344.
4 См.: СЗ РФ. 1998. № 18. Ст. 2063.
5 См.: СЗ РФ. 2003. № 30. Ст. 3101.
рации в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан» № 15-П от 16 июля 2004 г.6; Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой» № 9-П от 10 июля 2007 г.7; Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений «Агора», межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал», международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг «Забайкальский правозащитный центр», регионального общественного фонда «Международный стандарт» в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной» № 2-П от 17 февраля 2015 г.8; Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан» № 26-П от 29 ноября 2016 г.; Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования городской округ город Сибай Республики
6 См.: СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3282.
7 См.: СЗ РФ. 2007. № 29. Ст. 3744.
8 См.: СЗ РФ. 2015. № 9. Ст. 1389.
Башкортостан» № 18-П от 5 июля 2017 г.1;
- в нескольких определениях Конституционного Суда РФ: Определение Конституционного Суда РФ «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан» № 92-О от 27 июня 2000 г.2; Определение Конституционного Суда РФ «По ходатайству Президента Республики Башкортостан об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 года по ходатайству полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан» № 249-О от 6 декабря 2001 г.3; Определение Конституционного Суда РФ «По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации» № 250-О от 6 декабря 2001 г.4; Определение Конституционного Суда РФ «По ходатайству полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан» № 65-О от 19 апреля 2001 г.5; Определение Конституционного Суда РФ «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Правительства Республики Башкортостан о проверке конституционности подпунктов «а», «б», «в», «е» пункта 5 ста-
1 См.: СЗ РФ. 2017. № 29. Ст. 4437.
2 См.: СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3117.
3 См.: СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 374.
4 В официальных источниках не публиковалось.
5 См.: СЗ РФ. 2001. № 20. Ст. 2059.
тьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 458-О от 25 декабря 2003 г.6; Определение Конституционного Суда РФ «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании частей 4 и 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации» № 452-О от 25 декабря 2003 г.7; Определение Конституционного Суда РФ «По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании части 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации» № 430-О от 25 декабря 2003 г.8; Определение Конституционного Суда РФ «По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» № 342-О от 7 октября 2005 г.9; Определение Конституционного Суда РФ «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности подпункта «д» пункта 1 статьи 13 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» № 599-О-О от 19 мая 2009 г.10; Определение Конституционного Суда РФ «По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 1365-О-О от 3 ноября 2009 г.11; Определение Конституционного Суда РФ «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Конституционного Суда Республики Башкортостан о проверке конституционности пункта 2 части 6 статьи 20 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 743-О-О от 7 июня 2011 г.12.
Таким образом, деятельность Конституционно-
6 См.: Вестник КС РФ. 2004. № 3.
7 См.: Вестник КС РФ. 2004. № 3.
8 В официальных источниках не публиковалось.
9 В официальных источниках не публиковалось.
10 В официальных источниках не публиковалось.
11 В официальных источниках не публиковалось.
12 В официальных источниках не публиковалось.
го Суда Республики Башкортостан при осуществлении конституционного судопроизводства на территории одного субъекта Российской Федерации - в Республике Башкортостан - в целом может быть оценена положительно, ибо способствует превращению Российской Федерации и де-факто в правовое государство.
для проверки соответствия всякого нормативного правового акта Республики Башкортостан нормативному правовому акту с наивысшей юридической силой на территории одного субъекта Российской Федерации -Конституции Республики Башкортостан.
В-третьих, Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет исключительно конституционное судопроизводство, которое недопустимо отождествлять с конституционным правосудием.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, Конституционный Суд Российской Федерации является государственным судебным органом специальной юрисдикции, предназначенным для проверки соответствия всякого нормативного правового акта Российской Федерации нормативному правовому акту с наивысшей юридической силой на территории Российской Федерации -Конституции РФ.
В-четвертых, Конституционный Суд Республики Башкортостан осуществляет исключительно конституционное судопроизводство, которое недопустимо отождествлять с конституционным правосудием.
В-пятых, Конституционный Суд Республики Башкортостан не подотчетен Конституционному Суду Российской Федерации.
Во-вторых, Конституционный Суд Республики Башкортостан является государственным судебным органом специальной юрисдикции, предназначенным
В-шестых, Конституционный Суд Республики Башкортостан вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации (в частности, с запросом)
Библиография:
1. Галузо В.Н. «Конституционное судопроизводство» или «конституционное правосудие» в Российской Федерации: проблема соотношения терминов / Актуальные проблемы современной науки. Секция «Право и правоприменение»: Сборник материалов международной научно-практической конференции, 8 мая 2015 г. / Науч. ред. С.Л. Никонович. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2015. С.
2. Галузо В.Н., Канафин Н.А. О допустимости суверенитета субъекта Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2019. № 2. С. 58-63; они же: О парламентаризме в Башкортостане // Право и государство: теория и практика. 2019. № 4. С. 39-44.
3. СЗ РФ. 2016. № 29. Ст. 4805.
4. Малюшин А.А. Конституционно-судебное правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: Монография. М.: Юрист, 2013.
5. Доказывание в уголовном, гражданском, арбитражном и административном процессах Российской Федерации (теория и правоприменительная практика): Монография / Под ред. В.Н. Галузо. 3-е изд., испр. и доп. М.: ТЕИС, 2016. С. 22-29; Доказывание при правоприменении в Российской Федерации: Монография / Под ред. В.Н. Галузо. 4-е изд., испр. и доп. М.: ТЕИС, 2018. С. 30-37.
6. Гадельшина Л.И., Гарифуллина А.Р. Государственное принуждение в деятельности Конституционного Суда РФ // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 1. С. 62-65.
7. Никитина А.В. Конституционно-правовые споры, связанные с исполнением международных обязательств: компетенция Конституционного Суда РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 10. С. 28-32.
8. Галузо В.Н., Канафин Н.А. Конституционное судопроизводство в Российской Федерации: допустима ли импровизация? // Право и государство: теория и практика. 2017. № 5. С. 137-140.
9. Сухондяева Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83-89.
10. Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1994. № 4. Ст. 146; ...; Республика Башкортостан. 2014. 6 марта.
11. Галузо В.Н., Канафин Н.А. О допустимости суверенитета субъекта Российской Федерации. С. 58-63.
12. Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1993. № 1. Ст. 1; ...; Республика Башкортостан. 2014. 7 мая.
13. Известия Башкортостана. 1998. 26 декабря. Утратил юридическую силу в связи с принятием Закона РБ от 30.12.2000 г. // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 2001. № 3. Ст. 171.
14. Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2004. № 12. Ст. 738.
15. Организация и деятельность Конституционного Суда РФ урегулированы в ФКЗ РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 12.07.1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; ...; 2018. № 31. Ст. 4811.
16. СЗ РФ. 1996. № 27. Ст. 3344.
17. СЗ РФ. 1998. № 18. Ст. 2063.
18. СЗ РФ. 2003. № 30. Ст. 3101.
19. СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3282.
20. СЗ РФ. 2007. № 29. Ст. 3744.
21. СЗ РФ. 2015. № 9. Ст. 1389.
22. СЗ РФ. 2017. № 29. Ст. 4437.
23. СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3117.
24. СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 374.
25. СЗ РФ. 2001. № 20. Ст. 2059.
26. Вестник КС РФ. 2004. № 3.
27. Вестник КС РФ. 2004. № 3.
27-32.