О ПАРЛАМЕНТАРИЗМЕ В БАШКОРТОСТАНЕ
ГАЛУЗО Василий Николаевич,
кандидат юридических наук,
старший научный сотрудник НИИ образования и науки. E-mail: [email protected];
КАНАФИН Наиль Ахметович,
доцент кафедры экономики культуры и правоведения Московского государственного института культуры. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. В статье на основе анализа литературы и законодательства Российской Федерации относительно парламентаризма Республики Башкортостан высказано несколько обобщающих суждений: парламентаризм является существенным признаком всякого правового государства; основу парламентаризма Российской Федерации составляет парламент - Федеральное Собрание Российской Федерации, представленный в виде двух палат - Совет Федерации и Ггосударственная Дума; Федеральное Собрание Российской Федерации, как государственный орган, взаимодействует с парламентами субъектов Российской Федерации; особенностью парламентаризма отдельных субъектов Российской Федерации является учет особенностей их национально-культурного развития, что отражается в названиях парламентов; основу парламентаризма Республики Башкортостан составляет парламент: Государственное Собрание - Курултай.
Abstract. On the basis of the analysis of literature and legislation of the Russian Federation concerning parliamentarism of the Republic of Bashkortostan several generalizing judgments are stated in the article: the parliamentary system is an essential feature of all legal States; the basis of the parliamentary system of the Russian Federation is the Parliament - the Federal Assembly of the Russian Federation, presented in the form of two chambers - the Federation Council and the State Duma, the Federal Assembly of the Russian Federation, as a state Agency, cooperates with the parliaments of the subjects of the Russian Federation; a feature of the parliamentary system of individual subjects of the Russian Federation is the account of their national and cultural development, which is reflected in the names of parliaments; parliamentary system of the Republic of Bashkortostan is the Parliament-the State Assembly - the Kurultay.
Ключевые слова: Российская Федерация, субъект Российской Федерации, Республика Башкортостан, законодательство, Конституция РФ, федеральный закон РФ, подзаконный нормативный правовой акт, Указ Президента РФ «О праздновании 100-летия образования Республики Башкортостан» № 346 от 17 июля 2016 г., закон субъекта Российской Федерации, Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г., суверенитет, государство, парламентаризм.
Keywords: Russian Federation, subject of the Russian Federation, Republic of Bashkortostan, legislation, Constitution of the Russian Federation, Federal law of the Russian Federation, subordinate normative legal act, Decree of the President of the Russian Federation «On the celebration of the 100th anniversary of the Republic of Bashkortostan» № 346 dated July 17, 2016, law of the subject of the Russian Federation, Constitution of the Republic of Bashkortostan dated December 24, 1993, sovereignty, state, parliamentarism.
Предметом данной статьи является парламентаризм Республики Башкортостан, как одного из субъектов Российской Федерации, 100-летие образования которого даже повлекло принятие подзаконного нормативного правового акта (Указ Президента РФ «О праздновании 100-летия образования Республики Башкортостан» № 346 от 17 июля 2016 г.1).
Первоначально о состоянии теории относительно избранного нами предмета исследования -парламентаризма.
Так, предметом исследования А.В. Баева явились «закономерности развития парламентариз-
ма как политического процесса, определяющего развитие демократии в России» («1. Парламентаризм -явление многоплановое, имеющее сложную внутреннюю структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов»)2.
Авторы - единомышленники (В.А. Бажанов, А.В. Горелик, Л.Н. Семенова и С.В. Тарасов) исследование посвятили «проблемам парламентского развития Беларуси» («Нигде в мире история парламентаризма не является победным шествием по восходящей. Особенность Беларуси, с одной стороны, состоит в том, что у нее свой, особый исторический
1 Подробнее об этом см.: Галузо В.Н., Канафин Н.А. О допустимости суверенитета субъекта Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2019. № 2.
2 Баев А.В. Российский парламентаризм в современном политическом процессе: Автореферат дисс. ... канд. политических наук. М., 2009. С. 6, 9.
путь и самобытность в организации власти, с другой и одновременно с этим - отставание на один - два шага от передовых стран, в том числе и в утверждении парламентаризма»)1.
В.Н. Колесников умозаключает: «Всестороннее исследование проблемы взаимосвязи социально-политической стабильности и парламентских институтов способствует дальнейшей разработке научной теории развития личности, общества и российского государства в сложных и противоречивых условиях начала XXI века»2.
По мнению В.А. Карпова, в Российской Федерации «значение парламентаризма как конституционно-правовой практики и самостоятельной конституционно-правовой теории определяется его связью с современными характеристиками основ конституционного строя»3.
Предметом исследования А.Дж. Таваходи явились «закономерности развития парламентаризма как политического процесса, определяющего развитие демократии в обществе» («... парламентаризм - явление многоплановое, имеющее сложную внутреннюю структуру, состоящую из взаимосвязанных
% 4
элементов») , что во многом корреспондирует исследованию выше упоминавшегося А.В. Баева.
А.А. Керимов определил парламентаризм как «фактор легитимности политической власти» («Сердцевина парламентаризма - парламент - это единственный институт, который представляет политическое сообщество не только в целом, но и во всем его многообразии»)5.
А.А. Амиантов сфокусировал внимание на деятельности Федерального Собрания РФ («Деятельность Федерального Собрания - парламента Российской Федерации осуществляется на конституционно-законодательной основе»)6.
И.В. Гранкин рассмотрел «вопросы становления и развития парламентаризма на уровне субъектов Российской Федерации и всего государства в
1 См.: Парламентаризм в Беларуси: Монография / Под ред. В.А. Бажанова, А.В. Горелика. Мн.: Иппокрена, 2010. С. 2, 216.
2 Колесников В.Н. Парламентаризм и политическая стабильность в современной России: Монография. С.-Пб., 2010. С. 159.
3 Карпов В.А. Российский парламентаризм: Монография. М.: Белый Берег, 2012. С. 49.
4 Таваходи А.Дж. Парламентаризм (особенности и специфика формирования и развития в современном мире): Автореферат дисс. ... канд. политических наук. Душанбе, 2015. С. 8, 9.
5 Керимов А.А. Парламентаризм как фактор легитимности политической власти в современной России: Монография. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2015. С. 2, 272.
6 Амиантов А.А. Российский парламентаризм (политико-правовой
аспект): Монография. М.: Юрлитинформ, 2018. С. 283.
целом» («1. Закрепленные в Конституции Российской Федерации принципы народовластия, разделения властей, идеологического и политического многообразия позволяют развивать парламентаризм не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации. Гарантией становления и развития парламентаризма на региональном уровне является признание верховенства Конституции Российской Федерации на всей территории России, ибо ... ни один субъект Федерации не может сформировать систему государственных органов таким образом, чтобы какой-либо из основополагающих принципов конституционного строя был нарушен. И в реальной практике государственного строительства всех субъектов Российской Федерации органы государственной власти образованы и функционируют на основе вышеназванных конституционных принципов. В связи с этим имеются основания утверждать, что парламентаризм присущ государственному устройству субъектов Федерации. И тот факт, что законодательные (представительные) органы субъектов Федерации ... не характеризуются как парламенты в федеральной Конституции и законодательстве, не может служить аргументом в пользу его отрицания»)7.
Иначе говоря, в правоведении Российской Федерации сложились различные теоретические модели интерпретации термина «парламентаризм», который, как отмечает Е.А. Парасюк, используется в трёх смысловых значениях8.
Во-первых, понятие парламентаризма напрямую связывается с наличием институтов, официально именуемых парламентом.
Во-вторых, под парламентаризмом понимается особая система организации государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенство закона при ведущей роли парламента.
В-третьих, парламентаризм интерпретируется не только в функционально-институциональном аспекте, но и в доктринально-идеологическом.
Государственное устройство Российской Федерации закреплено в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.9. В частности, в ее базовой статье 11 закреп-
7 Гранкин И.В. Особенности становления парламентаризма в субъектах Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 12. С. 16-18.
8 Парасюк Е.А. Современное правовое исследование понятия «парламентаризм» // Российская юстиция. 2014. № 3. С. 63-64.
9 См.: СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: Галузо В.Н. Возможно ли обес-
лено следующее положение: «1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. 2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. 3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий»).
Положения ст. 11 Конституции РФ детализированы в главе 5 «Федеральное Собрание» (статьи 94-109): «Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации» -ст. 94; «1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. 2. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 3. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации. 4. Президент Российской Федерации не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации - представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. 5. Государственная Дума состоит из 450 депутатов» - ст. 95.
Положения главы 5 Конституции РФ детали-
печение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.
зированы в иных нормативных правовых актах с разной юридической силой1: Федеральный закон РФ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г.2 («Настоящий Федеральный закон определяет права, обязанности и ответственность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ..., их помощников, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими своих полномочий» -преамбула); Федеральный закон РФ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 ноября 2012 г.3; Федеральный закон РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 14 февраля 2014 г.4; постановление ГД ФС РФ «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» № 1-111 ГД от 18 января 2000 г.5; постановление СФ ФС РФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» № 33-СФ от 30 января 2002 г.6.
Российская Федерация, как федеративное государство включает 85 субъектов7.
Предмет данной статьи предполагает обращение лишь к одному субъекту Российской Федерации - Республике Башкортостан (абзац второй ч. 1 ст. 65 Конституции РФ).
Обширное законодательство Республики Башкортостан урегулировано в Законе Республики Башкортостан «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан» от 11 июля 1996 г.8.
Уже в преамбуле Закона РБ от 11 июля 1996
1 О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30; он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.
2 См.: СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74; ...; 2018. № 53 (часть I). Ст. 8487.
3 См.: СЗ РФ. 2012. № 50 (часть IV). Ст. 6952; ...; 2017. № 27. Ст. 3937.
4 См.: СЗ РФ. 2014. № 8. Ст. 740; ...; 2018. № 53 (часть I). Ст. 8454.
5 См.: СЗ РФ. 2000. № 4. Ст. 355.
6 См.: СЗ РФ. 2002. № 7. Ст. 635.
7 О федеративном устройстве РФ подробнее см.: Сухондяева Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83-89.
8 См.: Советская Башкирия. 1996. 27 августа; ...; Республика Башкортостан. 2017. 17 января.
г. Республика Башкортостан отождествляется с правовым государством: «Необходимыми условиями создания правового государства, развития демократии, повышения эффективности правового регулирования, обеспечения правопорядка, охраны прав и свобод личности являются высокое качество нормативных правовых актов, четкий порядок их подготовки, издания, толкования и действия». В этом же контексте необходимо рассматривать и положения последующих статей: 1 («Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан определяет понятие и виды нормативных правовых актов Республики Башкортостан и их соотношение между собой, порядок их подготовки, опубликования, действия, разъяснения и систематизации, а также определяет способы разрешения юридических коллизий»; 2 («Нормативный правовой акт Республики Башкортостан - это изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти Республики Башкортостан, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Под нормами права (правовыми нормами) в настоящем Законе понимаются официально установленные органами государственной власти Республики Башкортостан общеобязательные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории Республики Башкортостан. Проект нормативного правового акта Республики Башкортостан - это документ, содержащий предварительный текст нормативного правового акта Республики Башкортостан, внесенный в установленном порядке на рассмотрение уполномоченного на то органа государственной власти Республики Башкортостан»); 21 («Нормативными правовыми актами Республики Башкортостан являются: Конституция Республики Башкортостан; законы Республики Башкортостан; постановления Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, носящие нормативный характер; указы Главы Республики Башкортостан, носящие нормативный характер; постановления Правительства Республики Башкортостан, носящие нормативный
характер; правовые акты исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан, носящие нормативный характер»).
В Республике Башкортостан нормативным правовым актом с наивысшей юридической силой является Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г.1, в ст. 1 которой закреплено следующее положение: «Республика Башкортостан является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации, выражающим волю и интересы всего многонационального народа республики. Наименования «Республика Башкортостан» и «Башкортостан» равнозначны. Государственность Республики Башкортостан выражается в том, что Республика Башкортостан обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, имеет свою территорию, население, систему органов государственной власти, свою Конституцию и законодательство, а также государственные языки и государственные символы Республики Башкортостан. Статус Республики Башкортостан и границы ее территории могут быть изменены только с согласия Республики Башкортостан. Государственными языками Республики Башкортостан являются башкирский и русский языки».
Государственную власть в Республике Башкортостан осуществляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, Глава Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, суды Республики Башкортостан (ст. 6).
Положения ст. 6 Конституции РБ детализированы в главе 4 «Законодательная власть» (ст. 6681): «Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан является Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан ... Государственное Собрание Республики Башкортостан является постоянно действующим органом законодательной власти Республики Башкортостан» -ст. 66; «Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из 110 депутатов. Порядок выборов в Государственное Собрание Республики Башкортостан определяется законом Республики Баш-
1 См.: Советская Башкирия - Известия Башкортостана. 1999. 14 июля; ...; Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства РБ. 2018. № 21. Ст. 833.
кортостан и федеральным законом» - ст. 67.
Положения главы 4 Конституции РБ детализированы в нескольких нормативных правовых актах Республики Башкортостан.
Особо обращаем внимание на Закон РБ «О Государственном Собрании - Курултае Республики Башкортостан» от 19 декабря 2002 г.1 («1. Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан является Государственное Собрание -Курултай Республики Башкортостан ... 2. Государственное Собрание является постоянно действующим органом законодательной власти Республики Башкортостан. 3. Государственное Собрание состоит из 110 депутатов. 4. Государственное Собрание избирается сроком на пять лет. 5. Государственное Собрание является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов Государственного Собрания. 6. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается в количестве 23 человек» - ст. 1).
В Законе РБ «О статусе депутата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан» от 6 февраля 2003 г.2 определены «права, обязанности и ответственность депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан», предусмотрены «основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими депутатской деятельности» («Депутатом Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан ... является избранный населением соответствующего избирательного округа республики представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственном Собрании - Курултае Республики Башкортостан . законодательные и иные
полномочия, предусмотренные федеральными законами, Конституцией Республики Башкортостан и настоящим Законом» - ст. 1).
Иначе говоря, в названии парламента Республики Башкортостан посредством использования термина «курултай» 3 учтена одна из важнейших особенностей национально-культурного развития этого самобытного субъекта Российской Федерации.
Таким образом, термин «парламентаризм» является многозначным. Всякому государству не чуждо формирование парламентаризма, в особенности правовым государствам. В Российской Федерации и в ее субъектах (в частности, в Республике Башкортостан) парламентаризм развивается, что предполагает активизацию научных исследований, в особенности представителями юридической науки.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, парламентаризм является существенным признаком всякого правового государства.
Во-вторых, основу парламентаризма Российской Федерации составляет парламент - Федеральное Собрание Российской Федерации, представленный в виде двух палат - Совет Федерации и Государственная Дума.
В-третьих, Федеральное Собрание Российской Федерации, как государственный орган, взаимодействует с парламентами субъектов Российской Федерации.
В-четвертых, особенностью парламентаризма отдельных субъектов Российской Федерации является учет их национально-культурного развития, что отражается в названиях парламентов.
В-пятых, основу парламентаризма Республики Башкортостан составляет парламент: Государственное Собрание - Курултай.
1 См.: Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 2003. N 4. Ст. 163.
2 См.: Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2003. № 8. Ст.
395.
3 См.: Башкортостан: Краткая энциклопедия. Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996 («Курултай, собрание, съезд. Традиции проведения курултая уходят в глубокую древность. На курултае решались наиболее важные вопросы жизни башкирского общества». - С. 548).
Библиография:
1. Галузо В.Н., Канафин Н.А. О допустимости суверенитета субъекта Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2019. № 2.
2. Баев А.В. Российский парламентаризм в современном политическом процессе: Автореферат дисс. ... канд. политических наук. М., 2009. С. 6, 9.
3. Парламентаризм в Беларуси: Монография / Под ред. В.А. Бажанова, А.В. Горелика. Мн.: Иппокрена, 2010. С. 2, 216.
4. Колесников В.Н. Парламентаризм и политическая стабильность в современной России: Монография. С.-Пб., 2010. С. 159.
5. Карпов В.А. Российский парламентаризм: Монография. М.: Белый Берег, 2012. С. 49.
6. Таваходи А.Дж. Парламентаризм (особенности и специфика формирования и развития в современном мире): Автореферат дисс. ... канд. политических наук. Душанбе, 2015. С. 8, 9.
7. Керимов А.А. Парламентаризм как фактор легитимности политической власти в современной России: Монография. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2015. С. 2, 272.
8. Амиантов А.А. Российский парламентаризм (политико-правовой аспект): Монография. М.: Юрлитинформ, 2018. С. 283.
9. Гранкин И.В. Особенности становления парламентаризма в субъектах Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 12. С. 16-18.
10. Парасюк Е.А. Современное правовое исследование понятия «парламентаризм» // Российская юстиция. 2014. № 3. С. 63-64.
11. СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.
12. Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30; он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.
13. СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74; ...; 2018. № 53 (часть I). Ст. 8487.
14. СЗ РФ. 2012. № 50 (часть IV). Ст. 6952; ...; 2017. № 27. Ст. 3937.
15. СЗ РФ. 2014. № 8. Ст. 740; ...; 2018. № 53 (часть I). Ст. 8454.
16. СЗ РФ. 2000. № 4. Ст. 355.
17. СЗ РФ. 2002. № 7. Ст. 635.
18. Сухондяева Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83-89.
19. Советская Башкирия. 1996. 27 августа; ...; Республика Башкортостан. 2017. 17 января.
20. Советская Башкирия - Известия Башкортостана. 1999. 14 июля; ...; Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства РБ. 2018. № 21. Ст. 833.
21. Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 2003. N 4. Ст. 163.
22. Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2003. № 8. Ст. 395.
23. Башкортостан: Краткая энциклопедия. Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996 («Курултай, собрание, съезд. Традиции проведения курултая уходят в глубокую древность. На курултае решались наиболее важные вопросы жизни башкирского общества». - С. 548).