Научная статья на тему 'О СУВЕРЕНИТЕТЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПРАВОВОЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)'

О СУВЕРЕНИТЕТЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПРАВОВОЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
156
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ / ПОДЗАКОННЫЙ НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ЗАКОН СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) ЧУВАШСКОЙ АССР ОТ 18 ИЮЛЯ 1937 Г / КОНСТИТУЦИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИЯ ОТ 30 НОЯБРЯ 2000 Г / ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ ЧУВАШСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 24 ОКТЯБРЯ 1990 Г / СУВЕРЕНИТЕТ / ГОСУДАРСТВО / RUSSIAN FEDERATION / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / CHUVASH REPUBLIC-CHUVASHIA / LEGISLATION / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / FEDERAL LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION / SUBORDINATE NORMATIVE LEGAL ACT / LAW OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / CONSTITUTION (BASIC LAW) OF THE CHUVASH ASSR OF JULY 18 / 1937 / CONSTITUTION OF THE CHUVASH REPUBLIC - CHUVASHIA OF NOVEMBER 30 / 2000 / DECLARATION ON STATE SOVEREIGNTY OF THE CHUVASH SOVIET SOCIALIST REPUBLIC OF OCTOBER 24 / 1990- / SOVEREIGNTY / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галузо Василий Николаевич, Орлов Виталий Владимирович

В статье на основе анализа литературы и законодательства относительно суверенитета Чувашской Республики высказано несколько обобщающих суждений: статус Чувашской Республики - Чувашия, как субъекта Российской Федерации, закреплен в абзаце втором части 1 статьи 65 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.; изменение названия исследуемого субъекта федеративного устройства государства видоизменялось, что закреплялось в нормативных правовых актах: Чувашская автономная область, Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика; Чувашская Советская Социалистическая Республика; Чувашская Республика - Чаваш республики; Чувашская Республика - Чувашия; отождествление терминов «Чувашская Республика» и «Чувашия», несмотря на конституционно-правовое закрепление, представляется несовершенным в юридическом аспекте, целесообразно использование термина «Чувашская Республика»; субъекты Российской Федерации, в том числе и Чувашская Республика - Чувашия, обладают суверенитетом в широком смысле слова (в частности, культурно-национальная идентификация); субъекты Российской Федерации, в том числе и Чувашская Республика - Чувашия, не обладают суверенитетом в узком смысле слова, ибо не являются государствами (субъектами международного права); законодательство Чувашской Республики - Чувашии, как субъекта Российской Федерации, не должно вступать в противоречие с законодательством Российской Федерации; надзор за единообразным исполнением законодательства в Чувашской Республике - Чувашии осуществляет Прокурор Чувашской Республики - Чувашии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the sovereignty of the Chuvash Republic - Chuvashia as a subject of the Russian Federation (legal and historical aspects)

The article on the basis of the analysis of literature and legislation on the sovereignty of the Chuvash Republic expressed several generalizing judgments: the status of the Chuvash Republic - Chuvashia as a subject of the Russian Federation stipulated in the second paragraph of part 1 of article 65 of the Russian Constitution of 12 December 1993; changing the name of the studied subject of the Federal structure of the state was modified, which was fixed in the normative legal acts: Chuvash Autonomous region, Chuvash Autonomous Soviet socialist Republic; Chuvash Soviet socialist Republic; Chuvash Republic-Chavash Republic; Chuvash Republic-Chuvashia; the identification of the terms «Chuvash Republic» and «Chuvashia», despite the constitutional and legal consolidation, is imperfect in the legal aspect, it is advisable to use the term «Chuvash Republic»; the constituent entities of the Russian Federation, including Chuvash Republic - Chuvashia, possess the sovereignty in a broad sense (in particular, cultural and national identification); the subjects of the Russian Federation, including Chuvash Republic - Chuvashia does not have sovereignty in the narrow sense of the word, for were not States (subjects of international law); law of the Chuvash Republic - Chuvashia as a subject of the Russian Federation, should not conflict with the legislation of the Russian Federation; supervision of the uniform application of the legislation in the Chuvash Republic - Chuvash Republic is exercised by the Prosecutor of the Chuvash Republic - Chuvash Republic.

Текст научной работы на тему «О СУВЕРЕНИТЕТЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПРАВОВОЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)»

О СУВЕРЕНИТЕТЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПРАВОВОЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ) ГАЛУЗО Василий Николаевич,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ образования и науки. E-mail: vgrmn@yandex.ru;

ОРЛОВ Виталий Владимирович,

доктор исторических наук Института государственного администрирования. E-mail: orlov.stolica@mail.ru

Краткая аннотация: В статье на основе анализа литературы и законодательства относительно суверенитета Чуваш-

ской Республики высказано несколько обобщающих суждений: статус Чувашской Республики - Чувашия, как субъекта Российской Федерации, закреплен в абзаце втором части 1 статьи 65 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.; изменение названия исследуемого субъекта федеративного устройства государства видоизменялось, что закреплялось в нормативных правовых актах: Чувашская автономная область, Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика; Чувашская Советская Социалистическая Республика; Чувашская Республика - Чаваш республики, Чувашская Республика - Чувашия; отождествление терминов «Чувашская Республика» и «Чувашия», несмотря на конституционно-правовое закрепление, представляется несовершенным в юридическом аспекте, целесообразно использование термина «Чувашская Республика»; субъекты Российской Федерации, в том числе и Чувашская Республика - Чувашия, обладают суверенитетом в широком смысле слова (в частности, культурно-национальная идентификация); субъекты Российской Федерации, в том числе и Чувашская Республика - Чувашия, не обладают суверенитетом в узком смысле слова, ибо не являются государствами (субъектами международного права); законодательство Чувашской Республики - Чувашии, как субъекта Российской Федерации, не должно вступать в противоречие с законодательством Российской Федерации; надзор за единообразным исполнением законодательства в Чувашской Республике - Чувашии осуществляет Прокурор Чувашской Республики - Чувашии.

Abstract. The article on the basis of the analysis of literature and legislation on the sovereignty of the Chuvash Republic expressed sever-

al generalizing judgments: the status of the Chuvash Republic - Chuvashia as a subject of the Russian Federation stipulated in the second paragraph of part 1 of article 65 of the Russian Constitution of 12 December 1993; changing the name of the studied subject of the Federal structure of the state was modified, which was fixed in the normative legal acts: Chuvash Autonomous region, Chuvash Autonomous Soviet socialist Republic; Chuvash Soviet socialist Republic; Chuvash Republic-Chavash Republic; Chuvash Republic-Chuvashia; the identification of the terms «Chuvash Republic» and «Chuvashia», despite the constitutional and legal consolidation, is imperfect in the legal aspect, it is advisable to use the term «Chuvash Republic»; the constituent entities of the Russian Federation, including Chuvash Republic - Chuvashia, possess the sovereignty in a broad sense (in particular, cultural and national identification); the subjects of the Russian Federation, including Chuvash Republic - Chuvashia does not have sovereignty in the narrow sense of the word, for were not States (subjects of international law); law of the Chuvash Republic - Chuvashia as a subject of the Russian Federation, should not conflict with the legislation of the Russian Federation; supervision of the uniform application of the legislation in the Chuvash Republic - Chuvash Republic is exercised by the Prosecutor of the Chuvash Republic - Chuvash Republic.

Ключевые слова: Российская Федерация, субъект Российской Федерации, Чувашской Республики - Чувашия, законода-

тельство, Конституция РФ, федеральный закон РФ, подзаконный нормативный правовой акт, закон субъекта Российской Федерации, Конституция (Основной Закон) Чувашской АССР от 18 июля 1937 г., Конституция Чувашской Республики - Чувашия от 30 ноября 2000 г., Декларация о государственном суверенитете Чувашской Советской Социалистической Республики от 24 октября 1990 г., суверенитет, государство.

Keywords: Russian Federation, subject of the Russian Federation, Chuvash Republic-Chuvashia, legislation, Constitution of the Rus-

sian Federation, Federal law of the Russian Federation, subordinate normative legal act, law of the subject of the Russian Federation, Constitution (Basic Law) of the Chuvash ASSR of July 18, 1937, Constitution of the Chuvash Republic - Chuvashia of November 30, 2000, Declaration on state sovereignty of the Chuvash Soviet Socialist Republic of October 24, 1990, sovereignty, state.

Предметом данной статьи является суверенитет Чувашской Республики - Чувашии как субъекта Российской Феде-рации[1].

Первоначально о состоянии теории относительно всякого субъекта Российской Федерации. Так, А.А. Ливеровский в качестве предмета научного исследования избрал «внешне-федеративное выражение и внутренняя организация статуса субъекта Российской Федерации» («Исходным для определения субъекта федерации, а также построения типологии субъектов федерации является понятие публично-территориальное образование»)[2].

В.И. Степанченко сфокусировал внимание лишь на одной категории субъектов Российской Федерации: автономные округа («Установлено, что создание автономных округов является свидетельством возможности формирования в рамках российской модели федерализма государственно-территориальных образований по типу, основанному на учете как общих интересов всего населения территории, так и его основных специфических групп ,..»)[3].

Н.А. Цыганок в результате проведенного исследования сумел определить четыре «направления»: «1) Федеральный

принцип построения государственной власти является самым приемлемым с точки зрения эффективности участия субъектов в осуществлении внешних функций в условиях современных международных отношений, пронизанных процессами глобализации и регионализации с их позитивными и негативными эффектами»; «2) Отличительной чертой современной российской региональной политики является создание условий для активизации субъектов РФ в осуществлении внешних функций именно в сфере международной экономической кооперации как наиболее эффективной формы участия субъектов государства в международных отношениях»; «3) Внешние функции субъектов РФ разнообразны, но существуют в контексте общефедеральных. Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ смогут осуществлять собственное правовое реагирование»; «4) Разрешение внешних и внутренних проблем России, детерминированных историческими событиями конца XX - начала XXI вв., возможно путем всестороннего взаимодействия со странами АТР. Развитие дальневосточных субъектов и формирование на юге Дальнего Востока центра международного сотрудничества в различных областях позволит создать основу для тесного политического взаимодействия России со странами АТР»[4].

Авторы коллективной монографии результаты исследования разделили на две группы: «теоретические и практические» («Проведенное исследование выявило проблемы как федерального, так и регионального законодательства, которые составляют перспективные направления для дальнейших исследований в данной области»)[5].

При характеристике всякого субъекта Российской Федерации необходимо принимать во внимание и суверенитет, причем иметь в виду его многозначность (в узком смысле слова и в широком смысле слова)[6].

В узком смысле слова суверенитетом обладает исключительно Российская Федерация, как государство - субъект международного права, что регламентировано в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.[7] («1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. 2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны»).

Все субъекты Российской Федерации, независимо от их статуса (республика, область, город федерального значения и др.), обладают суверенитетом в широком смысле слова, ибо не могут рассматриваться в качестве субъектов международного права.

В Чувашской Республики - Чувашии достаточно обширное законодательство, однако закона ЧР о нормативных правовых актах не принято. Имеется Закон ЧР «О порядке опубликования и вступления в силу Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики и иных правовых актов Чувашской Республики» от 18 июня 2014 г.[8] («Настоящий Закон определяет порядок опубликования Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики, постановлений Государственного Совета Чувашской Республики, указов и распоряжений Главы Чувашской Республики ..., постановлений и распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики ..., нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, прошедших государственную регистрацию в уполномоченном Кабинетом Министров Чувашской Республики органе исполнительной власти Чувашской Республики ..., и вступления их в силу» - статья 1).

Суверенитету в Чувашской Республике - Чувашии посвящено несколько нормативных правовых актов. Так, в Декларации о государственном суверенитете Чувашской Советской Социалистической Республики, принимавшейся Верховным Советом ЧССР от 24 октября 1990 г.[9] обнаруживаем следующие положения: «1. Чувашская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, единственное национально - государственное образование чувашской нации. Чувашская ССР - субъект федерации РСФСР и Союза ССР на

основе осуществления чувашской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение. 2. Носителем суверенитета и источником государственной власти в республике является народ. Его полновластие реализуется на основе Конституции Чувашской ССР непосредственно и через народных депутатов. Право выступать от имени народа имеет только Верховный Совет Чувашской ССР. 3. На территории республики устанавливается верховенство Конституции Чувашской ССР и законов Чувашской ССР. Законы Союза ССР и РСФСР действуют на территории Чувашской ССР, если они не противоречат Конституции Чувашской ССР, союзному и федеративному договору». Декларация о государственном суверенитете Чувашской ССР была принята Законом ЧАССР от 24 октября 1990 г.[10]

В преамбуле Закона ЧССР «Об обеспечении экономической основы суверенитета Чувашской ССР» от 24 октября 1991 г.[11] закреплено следующее положение: «Настоящий Закон направлен на обеспечение экономических основ суверенитета Чувашской ССР, необходимых для динамичного социально-экономического развития Чувашской ССР, стабилизации и подъема уровня жизни населения не ее территории. Закон устанавливает основные начала отношений между органами власти, государственного и хозяйственного управления различных уровней по поводу имущества, расположенного на территории Чувашской ССР, а также собственности Чувашской ССР, находящейся вне ее пределов. Действие Закона исходит из объективных условий перехода на рыночные отношения республики и всех функционирующих на ее территории хозяйствующих субъектов, необходимости разгосударствления и приватизации предприятий (объектов и иного имущества) государственной (СССР и РСФСР), республиканской (Чувашской ССР) и муниципальной (местных Советов народных депутатов) собственности, сохранения единого экономического пространства в РСФСР и СССР».

18 июля 1937 г. Верховным Советом ЧАССР была принята Конституция (Основной Закон) Чувашской АССР («Статья 1. Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян»)[12].

31 ноября 2000 г.[13] Государственным Советом ЧР была принята Конституция Чувашской Республики («1. Чувашская Республика - Чувашия есть республика в составе Российской Федерации. 2. Наименования Чувашская Республика и Чувашия равнозначны»). Здесь же обращаем внимание на изменение названия данного субъекта Российской Федерации (в п. 1 ст. 1 Конституции ЧР), что регламентировано в Законе ЧР «О внесении изменений в Конституцию Чувашской Республики» от 22 мая 2012 г.[14] До принятия Закона ЧР от 22 мая 2012 г. также уточнялось название этого же субъекта Российской Федерации, что регламентировалось в Законе ЧР «Об изменении наименования Чувашской Советской Социалистической Республики» от 13 февраля 1992 г.[15] («1. Чувашскую Советскую Социалистическую

Республику (Чувашская ССР) впредь именовать Чувашская Республика - Чаваш республики. 2. В связи с новым наименованием республики внести соответствующие изменения в Конституцию (Основной Закон) Чувашской ССР и Декларацию о государственном суверенитете Чувашской ССР»).

Законом ЧР «О порядке введения в действие Конституции Чувашской Республики» от 30 ноября 2000 г.[16] регламентирован порядок введения в действие Конституции ЧР («Статья 1. Конституция Чувашской Республики вступает в силу на следующий день после ее официального опубликования. Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Чувашской Республики, принятой 31 мая 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями от 3 ноября 1989 г., 29 августа 1991 г., 23 октября 1991 г., 15 февраля 1992 г., 29 апреля 1992 г., 24 ноября 1993 г., 3 апреля 1998 г., 27 ноября 1998 г., и Закона Чувашской АССР «О порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) Чувашской АССР» от 31 мая 1978 года. Статья 2. 30 ноября 2000 года считается днем принятия Конституции Чувашской Республики. Статья 3. Текст Конституции Чувашской Республики подлежит официальному опубликованию по представлению Президента Чувашской Республики в течение 14 дней со дня его принятия. Статья 4. Настоящий Закон подлежит официальному опубликованию вместе с текстом Конституции Чувашской Республики и вступает в силу одновременно с Конституцией Чувашской Республики»).

Положения Конституции ЧР относительно суверенитета в узком смысле слова закреплены и во многих иных нормативных правовых актах Чувашской Республики - Чувашии.

Так, в Законе ЧР «О государственных символах Чувашской Республики» от 14 июля 1997 г.[17] обнаруживаем следующие положения: «1. Настоящий Закон устанавливает правовой статус государственных символов Чувашской Республики и регулирует правоотношения в области их воспроизведения и официального использования на территории Чувашской Республики. 2. Подъем (размещение) Государственного флага Чувашской Республики за пределами Чувашской Республики осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормами международного права, правилами дипломатического протокола и традициями страны пребывания» (ст. 1). Законом ЧР «О Дне государственных символов Чувашской Республики» от 19 апреля 2004 г.[18] установлен «День государственных символов Чувашской Республики».

В Законе ЧР «О государственном празднике Чувашской Республики» от 4 мая 2000 г.[19] закреплено следующее положение: «Статья 1. Учитывая историческую значимость становления чувашской государственности, объявить 24 июня, день образования Чувашской автономной области, Днем Республики. Установить 24 июня государственным праздником, нерабочим

праздничным днем. В целях рационального использования работниками выходных дней и нерабочего праздничного дня, указанного в настоящей статье, Кабинет Министров Чувашской Республики вправе переносить выходные дни на другие дни».

В Законе ЧР «О государственных наградах Чувашской Республики» от 12 апреля 2005 г.[20] закреплено следующее положение: «Настоящим Законом в соответствии с Конституцией Чувашской Республики учреждаются государственные награды Чувашской Республики, определяются их правовой статус и порядок награждения, устанавливаются равные условия и возможности для награждения государственными наградами Чувашской Республики» (преамбула).

В Законе ЧР «О языках в Чувашской Республике» от 25 ноября 2003 г.[21] обнаруживаем следующие положения: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Чувашской Республики все языки народов Российской Федерации, представленные на территории Чувашской Республики, являются равноправными. Граждане, проживающие на территории республики, должны бережно относиться к родным языкам как к хранилищу духовного и культурного наследия предков, взаимно уважать языки и традиции. Забота о сохранении и развитии чувашского языка как важнейшего национального признака и основы всей духовной культуры возлагается на Чувашскую Республику. Сохранение и развитие чувашского языка выражается в законодательном закреплении его статуса, создании условий для активного его использования в государственной и общественной жизни, поддержании его высокого престижа, а также в принятии мер по его нормализации и научной разработке. В соответствии с законодательством Российской Федерации Чувашская Республика способствует развитию двуязычия и многоязычия» (преамбула); «Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области развития и употребления государственных языков Чувашской Республики и иных языков народов Российской Федерации, которыми пользуется население Чувашской Республики в государственной, социально-экономической и культурной жизни, обеспечивает защиту конституционных прав граждан в этой сфере, воспитание уважительного отношения к национальному достоинству человека, его культуре и языку» (ст. 1 1).

В некоторых нормативных правовых актах фактически соотнесена политика и право[22]. Так, в Законе ЧР «О промышленной политике в Чувашской Республике» от 9 октября 2015 г.[23] урегулированы «отношения, в сфере промышленной политики в Чувашской Республике».

Не корреспондируют федеральному законодательству и регулирование отдельных разновидностей деятельности[24]: Закон ЧР «Об архивном деле в Чувашской Республике» от 30 марта 2006 г.[25] («Настоящий Закон регулирует отношения в сфере формирования и содержания архивных фондов Чувашской Республики, отнесенных в соответствии с Федеральным законом

от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" ... к компетенции Чувашской Республики»; Закон ЧР «Об общественном контроле в Чувашской Республике» от 29 декабря 2015 г.[26] («1. Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" . регулирует отдельные отношения, связанные с осуществлением общественного контроля в Чувашской Республике ... 2. В соответствии с Федеральным законом в настоящем Законе под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, государственных организаций Чувашской Республики и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия ., а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений» - ст. 1).

Таким образом, Чувашская Республика - Чувашия, является субъектом Российской Федерации, обладающая статусом «республика».

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

ром части 1 статьи 65 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.

Во-вторых, название исследуемого субъекта федеративного устройства государства изменялось, что закреплялось в нормативных правовых актах: Чувашская автономная область, Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика; Чувашская Советская Социалистическая Республика; Чувашская Республика - Чаваш республики; Чувашская Республика - Чувашия.

В-третьих, отождествление терминов «Чувашская Республика» и «Чувашия», несмотря на конституционно-правовое закрепление, представляется несовершенным в юридическом аспекте, целесообразно использование термина «Чувашская Республика».

В-четвертых, субъекты Российской Федерации, в том числе и Чувашская Республика - Чувашия, обладают суверенитетом в широком смысле слова (в частности, культурно-национальная идентификация).

В-пятых, субъекты Российской Федерации, в том числе и Чувашская Республика - Чувашия, не обладают суверенитетом в узком смысле слова, ибо не являются государствами (субъектами международного права).

В-шестых, законодательство Чувашской Республики -Чувашии, как субъекта Российской Федерации, не должно вступать в противоречие с законодательством Российской Федерации.

В-седьмых, надзор за единообразным исполнением

Во-первых, статус Чувашской Республики - Чувашия, законодательства в Чувашской Республике - Чувашии осущест-как субъекта Российской Федерации, закреплен в абзаце вто- вляет Прокурор Чувашской Республики - Чувашии.

Библиография:

1. Орлов В.В. Этнополитическое и социально-экономическое развитие Чувашии в 20-е годы XX века: Автореферат дисс. ... докт. исторических наук. Казань, 2009 -«Предмет изучения - этнополитические и социально-экономические аспекты становления Чувашской автономии» - С. 5; он же: Этнополитическое и социально-экономическое развитие Чувашии в 20-е годы XX века: Монография. М.: Изд-во РГАЗУ, 2009; он же: Купцы Ефремовы: предпринимательская и общественно-политическая деятельность купеческой династии. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2012; он же: Начальное профессиональное образование Чувашии накануне и в годы Великой отечественной войны: Научно-методическое пособие. Чебоксары, 2015; Духовная безопасность и суверенитет России: вызовы, ответы, уроки: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 21-23 марта 2018 г., г. Москва. М.: ЧВО ИГА, 2018.

2. Ливеровский А.А. Субъекты Российской Федерации в системе федеративной конституционной симметрии: Автореферат дисс. ... докт. юрид. наук. С.-Пб., 2003. С. 7, 9.

3. Степанченко В.И. Автономные округа как субъекты Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2009. С.7.

4. Цыганок Н.А. Субъекты Российской Федерации в международной сфере России: Монография. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2009. С. 130.

5. Субъекты Российской Федерации в системе земельных отношений (история и современность) (на примере Самарской области): Монография. Самара: Изд-во Самарского государственного экономического университета, 2016. С. 116-119.

6. Галузо В.Н., Канафин Н.А. О допустимости суверенитета субъекта Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2019. № 2. С. 58-63.

7. СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.

8. Республика. 2014. 2 июля.

9. Советская Чувашия. 1990. 25 октября.

10. Советская Чувашия. 1990. 25 октября. Утратил юридическую силу в связи с принятием Закона ЧР «О приведении некоторых законов Чувашской Республики в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством» от 23.07.2001 г. // СЗ ЧР. 2001. № 9-10. Ст. 326.

11. Правительственный вестник. 1992. 30 января.

12. В официальных источниках не публиковалась. Действовала до принятия Конституции (Основного Закона) Чувашской АССР от 31.05.1978 г.

13. Республика. 2000. 9 декабря.

14. СЗ ЧР. 2012. № 5. Ст. 460.

15. Правительственный вестник. 1992. 26 февраля.

16. СЗ ЧР. 2001. № 11-12. Ст. 441.

17. СЗ ЧР. 1997. № 2-3. Ст. 105.

18. Республика. 2004. 21 апреля.

19. Республика. 2000. 12 мая.

20. Республика. 2005. 14 апреля.

21. Республика. 2003. 26 ноября.

22. Батюк В.И., Галузо В.Н. Право и политика в Российской Федерации: допустимо ли смешение? // Право и жизнь. 2018. № 2. С. 43-56.

23. Республика. 2015. 14 октября.

24. Полянко Н.И., Галузо В.Н., Батюк В.И. Криминализация похоронного дела в Российской Федерации: возможно ли противодействие? // Право и государство: теория и практика. 2017. № 4. С. 137-140; Полянко Н.И., Галузо В.Н. Учет смертности в медицинских учреждениях и в иных государственных органах субъектов Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2017. № 5. С. 118-122; они же: Погребение трупов человека в Российской Федерации (медико-правовые аспекты) // Право и государство: теория и практика. 2017. № 9. С. 119-124.

25. Республика. 2006. 5 апреля.

26. СЗ ЧР. 2016. № 12 (часть I). Ст. 1397.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.