Научная статья на тему 'О реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях'

О реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-ND
74
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Онищенко Г. Г.

Рассматриваются вопросы совершенствования питания в общеобразовательных учреждениях, напрямую связанные с улучшением демографической ситуации в стране и сохранением здоровья нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Онищенко Г. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF EXPERIMENTAL PROJECTS ON IMPROVEMENT OF SCHOOL ALIMENTATION ORGANIZATION IN GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article dwells upon the problems of alimentation improvement in general educational institutions which are directly related to the improvement of the demographic situation in the country and to the preservation of the nation health.

Текст научной работы на тему «О реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях»

4

СЕШШ NqQ (140)

О РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Г.Г. Онищенко

REALIZATION OF EXPERIMENTAL PROJECTS ON IMPROVEMENT OF SCHOOL ALIMENTATION ORGANIZATION IN GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

G.G. Onishchenko

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Рассматриваются вопросы совершенствования питания в общеобразовательных учреждениях, напрямую связанные с улучшением демографической ситуации в стране и сохранением здоровья нации.

The article dwells upon the problems of alimentation improvement in general educational institutions which are directly related to the improvement of the demographic situation in the country and to the preservation of the nation health.

Существующая сегодня система школьного питания, к сожалению, не обеспечивает качественного сбалансированного питания школьников с учетом их потребности в питательных веществах и энергии, что является основной причиной различных «школьных» болезней (задержка роста, анемия, кариес, болезни желудоч-но-кишечного тракта) более чем у 30 % от общей численности детей, а также главной причиной увеличения численности школьников с дефицитом массы тела (в 1,5 раза за последние десять лет).

Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях в настоящее время является одним из важнейших направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и других заинтересованных структур, поскольку напрямую связано с сохранением здоровья нации и задачами улучшения демографической ситуации в стране.

К настоящему времени в 48 регионах приняты, а еще в 24 разработаны и проходят согласование региональные и муниципальные программы по совершенствованию организации питания в общеобразовательных учреждениях.

На их реализацию в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предусмотрено соответствующее финансирование (в Ленинградской области — 913 млн руб., в Тюменской области — 210 млн руб., в Чукотском автономном округе — 127,4 млн руб., в Брянской области — 112 млн руб., в ХМАО — более 1 млрд руб. и т. д.).

Для отработки технологических, организационных, кадровых и иных вопросов, связанных с внедрением современных технологий в сферу школьного питания, начиная с 2008 г. в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 14 субъектах Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Ставропольский края, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Липецкая, Оренбургская, Пензенская, Ростовская, Тамбовская области), выбранных на конкурсной основе, реализуются экспериментальные проекты по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях на условиях софинансирования из бюджетов всех уровней. В 2009 г. к ним присоединились еще 7 субъектов Российской Федерации (Республики Башкортостан, Удмуртская, Мордовия, Северная Осетия — Алания, Архангельская, Самарская, Омская области).

В целях обеспечения реализации первого этапа экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях в регионах-участниках проекта были:

— приняты нормативные документы, регламентирующие вопросы организации, финансирования проекта, внедрения принципов индустриализации, централизации производства продуктов для школьного питания; стандартизации производственных процессов с внедрением стандартов менеджмента качества и пищевой безопасности; оптимизации рационов питания и их витаминизации, проведения конкурсных процедур;

шмршОРО)

Е

— утверждены программы, планы и сетевые графики реализации проекта;

— созданы рабочие группы по сопровождению проекта.

В рамках реализации проекта в 2008 г.:

— проведен аудит школьных пищеблоков, пищеблоков школьно-базовых столовых и комбинатов школьного питания, разработана проектно-сметная документация, техпаспорта школьных пищеблоков, схемы расстановки технологического оборудования и унифицированные спецификации, схемы подключения инженерных сетей;

— произведена замена столовой мебели в обеденных залах;

— реализуется комплекс мероприятий по пропаганде здорового питания;

— организован региональный мониторинг состояния здоровья учащихся;

— разработаны и реализуются медиа-планы по освещению в средствах массовой информации мероприятий по реализации экспериментального проекта;

— реализуются программы повышения квалификации работников школьных столовых общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте.

В каждом регионе:

— утверждены 24-дневные меню и рационы питания для учащихся с учетом их вкусовых предпочтений;

— специалистами Роспотребнадзора в регионах утверждены меню завтраков, обедов, комплексных обедов для детей, занимающихся дополнительно в группах продленного дня, ассортимент буфетной продукции;

— в рационы питания введены фруктовые и овощные салаты, колированные фрукты, овощи, творожные со сгущенным молоком и сухофруктами запеканки, разнообразная выпечка, блюда из рыбы, мяса, птицы, различные супы, кисло-мо-лочная продукция (творожные сырки, йогурты);

— проведены контрольные отработки приготовления кулинарных блюд из школьного меню на пароконвектомате. Результатами лабораторных исследований подтверждено качество готовой продукции по органолептическим показателям.

Процесс индустриализации и централизации питания школьников — процесс создания сложной производственно-логистической системы по выпуску готовых рационов стабильно высокого качества, их транспортирования до точек распределения и подачи школьникам в горячем и свежем виде.

Преимущества централизованной системы:

— снижение себестоимости сырья за счет создания института единого заказчика сырьевой продукции в отдельном регионе;

— обеспечение стандартов качества продукции за счет снижения ее контактов с руками человека на всем протяжении процесса производства, транспортирования и распределения рационов;

— внедрение компьютеризованного контроля за всеми процессами производства рационов питания на комбинате за счет использования многотоннажных промышленных пищевых технологических линий;

— 100 % -я защита от злоупотреблений за счет систем компьютеризованного учета движения продукции, использования герметичной порционной упаковки;

— вовлечение родителей в процесс оплаты питания детей, создание прозрачной безналичной системы оплаты питания с функцией персональной компьютерной идентификации каждого ребенка.

Замысел эксперимента по совершенствованию питания школьников в общеобразовательных учреждениях предполагает вовлечение всех ветвей исполнительной власти, некоммерческих организаций, частных операторов и сообществ родителей в процесс реализации реформы.

С целью создания предпосылок для формирования рынка социального питания необходимо решение следующих задач:

— создание института единого заказчика сырьевой продукции для школьного питания;

— создание единого реестра поставщиков продуктов питания для системы школьного питания;

— законодательное утверждение концепции реформы системы питания в стране, основанной на принципах индустриализации и централизации;

— изучение мирового опыта в регулировании рынка социального питания;

— разработка и утверждение законодательного механизма формирования межведомственного бюджетного финансирования системы школьного питания с привлечением средств федеральных, региональных субъектарных, муниципальных источников финансирования и компенсаций родителей;

— создание режима налогового благоприятствования для предприятий школьного питания;

— реализация политики протекционизма в сфере осуществления закупок для нужд школьного питания в пользу операторов питания с целью удешевления стоимости рационов, за счет его пищевой ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.