Научная статья на тему 'О развитии транспортной системы в России'

О развитии транспортной системы в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
658
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коков А.Ю.

Рассматривается развитие транспортной системы в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О развитии транспортной системы в России»

Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

тимальны ежедневные поставки, а система заказов должна быть «с двумя контрольными уровнями запасов без фиксированной периодичности заказов». Это система с постоянным уровнем запасов, для которой установлен нижний предел размера запаса. Заказ на какой-либо товар делается тогда, когда его запас уменьшился до определенной минимальной точки (точки заказа). Период между заказами при этом не устанавливается. Точка заказа - количество товара, при котором необходимо делать очередной заказ на поставку. Точка заказа может быть установлена на уровне минимального запаса (если поставщик надежный и четко выполняет условия поставки), или же на уровне страхового запаса (если возможен перерыв в поступлении товара). Кроме того, страховой запас необходим, когда ожидается изменение спроса в связи с приближением сезона (например, сезона повышенного спроса на противоаллергические препараты). Для всех групп товара устанавливается одинаковая точка заказа (в днях). Ее значение напрямую зависит от частоты поставок и скорости формирования заказа в аптеке. При ежедневных поставках рекомендуется точка заказа на уровне 3-4-дневного запаса. При увеличении периода между поставками рекомендуется увеличить точку заказа (т. е. увеличить количество товара, при котором следует делать заказ). Преимуществом данной системы является полное исключение случаев дефектуры товара. Система позволяет вовремя выявить позиции, которые нужно заказать. Кроме того, она не требует времени и внимания специалиста, так как при использовании этого инструмента в компьютерной программе нижняя граница запаса отслеживается автоматически. Аптеке необходимо поддерживать такое соотношение товаров частого и нерегулярного спроса, которое обеспечивало

бы высокую оборачиваемость запасов при удовлетворительном обеспечении клиентов и оптимальных расходах на хранение запасов. Поэтому большое значение имеет нормирование запасов [1].

Норма запасов - это количество упаковок каждого наименования, которое должно храниться на складе. Максимальная норма запаса, рекомендуемая для групп А, В, С, различная. Для товаров группы А - до 6-7 дней; для В - до 12-15 дней; для С - до 20-30 дней. Для того чтобы решить, какое количество данного препарата необходимо иметь на складе, нужно определить потребность клиентов в этом товаре. При этом специалист по закупкам должен учитывать потребность в данном товаре клиентов конкретной аптеки, а не ситуацию на рынке в целом. Ведь нередки случаи, когда товар, который долго лежит на складе в одной аптеке, успешно реализуется в другой. Причина этого может быть не только в более низкой цене, но и в более активном продвижении этого товара работниками первого стола [2].

В заключение хочется отметить, что существуют специальные компьютерные программы для проведения АВС-анализа. Но его можно выполнить в общедоступной программе Excel.

Библиографические ссылки

1. Лисовский П. Управленческие перспективы планирования ассортимента в розничной сети // Справочник экономиста. № 7. 2012.

2. Лысак Ю. Управление товарным ассортиментом в аптеке [Электронный ресурс] // Аптека онлайн. URL: http://www.apteka.ua/article/6982 (дата обращения: 28.03.2014).

© Ковалева О. И., 2014

УДК 658.7

А. Ю. Коков

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

О РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

Рассматривается развитие транспортной системы в Российской Федерации.

Российская экономика лучше всего обеспечена железнодорожным транспортом, несмотря на то, что в этой отрасли существуют свои проблемы. Для железнодорожного транспорта России характерны перевозки массовых грузов, универсальность, регулярность и относительная дешевизна перевозок. Особая роль железнодорожного транспорта определяется большими расстояниями перевозок, так как основные сырьевые ресурсы расположены на больших расстояниях от мест производства, значительны расстояния и до морских портов, через которые ведутся внешнеторговые поставки. Среднее расстояние перевозки 1 тонны груза составляет 1 266 километров [2].

Российская территория, вытянутая с запада на восток, может обслуживаться только железнодорожным

транспортом и авиацией. Роль речного транспорта не столь велика.

Россия располагает всеми современными видами транспорта, размещение и структура ее транспортных коммуникаций в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны. Но нуждаются в существенном совершенствовании.

В сфере транспорта в России в последние годы была проведена необходимая модернизация инфраструктуры, что позволило удовлетворить растущий спрос на пассажирские и грузовые перевозки.

В 2013 году грузооборот транспорта, по экспертным оценкам, составил 3 503,5 млрд тонно-километров, в том числе железнодорожного - 1 490,3 млрд.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

Важнейшими проблемами российского транспорта являются: технические и технологические отставания транспортной системы России по сравнению с развитыми странами. Растущий спрос на грузовые перевозки сдерживается неразвитостью транспортно-логистической системы страны; на низком уровне остается транспортно-экспедиционное обслуживание населения и экономики [4].

Почти во всех отраслях транспортного комплекса сохраняются тенденции старения основных фондов и их неэффективного использования. Износ основных производственных фондов по отдельным группам основных средств достиг 55-70 % и продолжает нарастать. Одной из наиболее значимых является проблема несбалансированности развития единой транспортной системы России. Она включает в себе следующие составляющие: диспропорция в темпах и масштабах развития разных видов транспорта, недостаточное развитие существующей транспортной инфраструктуры, территориальная неравномерность развития транспортной инфраструктуры. Также остается низким уровень безопасности на транспорте. Недостаточный уровень безопасности перевозок грузов и пассажиров отечественными транспортными компаниями негативно влияет на их конкурентоспособность на международном рынке транспортных тарифов [3].

Выделяемые бюджетные субсидии пока полностью не покрывают потери в доходах транспортных компаний, возникающие в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров.

Остро стоит проблема привлечения инвестиций в развитие транспортной отрасли, что обусловлено низкими инвестиционными возможностями транспортных предприятий, трудностями с привлечением долгосрочных заемных средств, неразвитостью механизмов государственно-частного партнерства. Транспортная система России предусматривает формирование на территории страны единой национальной системы транспортных коридоров. Она станет основой внутренней транспортной сети и одновременно-связующим звеном между европейскими и азиатскими коммуникациями. В общей сложности до 2015 года Россия планирует вложить в реализацию проектов, связанных с развитием евроазиатских транспортных коридоров, порядка 15 млрд долларов.

Развитие транспортной системы России на период до 2030 года разработано в трех вариантах: инерционном, энергосырьевом и инновационном.

Инновационный вариант предполагает ускорение и сбалансированное развитие транспортной системы страны, которое наряду с достижением целей, предусматриваемых при реализации энергосырьевого варианта, позволит обеспечить транспортные условия для развития инновационной составляющей экономики, повышения качества жизни населения [1]. Для инновационного варианта сохраняется ряд особенностей,

характерных для энергосырьевого варианта, в частности: реализация крупномасштабных транспортных проектов, обеспечивающих разработку месторождений полезных ископаемых в новых районных добычи; диверсификация направлений экспортных поставок российских углеводородов; развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала страны, в том числе совместных проектов с другими государствами; увеличение внутренних перевозок угля в связи с развитием энергоге-нерирующих мощностей и металлургического производства; увеличение объемов перевозок продуктов переработки топлива и сырья, а также продукции машиностроения в связи с наращиванием инновационной активности в энергетике, топливных и сырьевых отраслях, сопряженных с ними машиностроительных производствах.

Региональные аспекты развития транспортной системы страны могут найти проявление в следующих моментах: создание сети территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства; создание территориально-производственных кластеров, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии, обеспечивающих освоение новых территорий; развитие крупных транспортно-логисти-ческих и производственных узлов Северо-Запада, Юга России и Дальнего Востока. Решающее значение для формирования современной товаропроводящей сети на территории России будет иметь создание интегрированной сети транспортно-логистических комплексов, обеспечивающих предоставление широкого спектра конкурентоспособных услуг, ускоренное развитие интермодальных перевозок и формирование территориально-производственных кластеров. Реализация инновационного варианта развития транспортной системы позволит решить основные задачи, стоящие перед страной.

Инновационный вариант выступает в качестве целевого для долгосрочной государственной транспортной политики, так как в полной мере позволяет реализовать стратегические интересы России.

Библиографические ссылки

1. Глобальные и региональные аспекты развития транспортной системы России // Прикладная логистика. 2013. № 10.

2. Щербанин Ю. А. Мировой рынок транспортных услуг: российские сюжеты. URL: http://www. eatucc.com (дата обращения: 28.03.2014).

3. Тяпухин А. П. Логистика : учебник. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М. : Юрайт, 2012.

4. Курганов В. М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров.

© Коков А. Ю., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.