УДК 65.00
ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРОЦЕССА ТРАНСПОРТИРОВКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ С НЕПРЕРЫВНЫМ ЦИКЛОМ ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА И ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ
© 2014 С.Ю.Данилова, М.О. Искосков
Тольяттинский государственный университет
Поступила в редакцию 13.01.2014
Моделирование и анализ бизнес - процессов являются в настоящее время одним из важнейших инструментов повышения эффективности управления предприятий. В данной статье рассматриваются предпосылки моделирования процесса транспортировки на предприятиях с непрерывным циклом производства. Ключевые слова: моделирование, процесс, транспортировка, непрерывный цикл производства, логистические концепции.
Процессный подход к управлению организацией - подход, основанный на формировании сети бизнес-процессов организации и последующего управления этими процессами по методике PDCA (Plan - Do - Check - Act), включая мониторинг удовлетворенности клиентов и внутренний аудит процессов [6].
Применение процессного подхода к управлению предприятием с непрерывным циклом производства поможет свести в единую, гибкую, универсальную систему все методы управления, используемые в настоящее время. Процессный подход позволяет определить: источники информации о процессе и систему ее поступления; ресурсы, которыми управляют, параметры процесса, а затем замкнуть цепочку обратной связи управления для достижения наилучших результатов.
Наиболее эффективное использование процессного подхода к управлению возможно с помощью моделирования бизнес-процессов и последующего контроля их параметров. Предприятия химического комплекса могут точнее описать свои действия и оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней окружающей среды.
В настоящее время существует разнообразие бизнес-моделей управления организацией и форм их усовершенствования. Моделирование бизнес-процессов базируется на основных логистических концепциях, которые включают в себя инструменты для анализа и выявления "узких мест" в процессе управления предприятием в целом и его основными процессами, и на принципах системы менеджмента. Наряду с функцио-
Данилова Светлана Юрьевна, старший преподаватель Института финансов, экономики и управления. E-mail: [email protected]
Искосков Максим Олегович, доктор экономических наук, директор Института финансов, экономики и управления. E-mail: [email protected]
нальным описанием, которое широко используется в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001, модель создает горизонтальный срез функционирования предприятия, делая акцент не только на структурных единицах и объектах организации, но и на их взаимодействии. Именно взаимодействия элементов часто являются причинами возникновения «узких мест» и проблем в организации и управлении предприятием в целом [6, 7].
Если рассматривать концепцию, как способ понимания, трактовку объекта исследования, основную точку зрения по данному вопросу, руководящую идею для систематизированного освещения, то логистическую концепцию можно трактовать как руководящую идею, платформу поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов предприятия при управлении основными и сопутствующими потоками.
В современной науке развития логистики выделяют четыре основные ее концепции, представленные в табл. 1.
Для анализа и решения вопроса по моделированию процесса транспортировки мы будем использовать две логистические концепции информационную и интегрированную.
В основе данной модели лежат восемь принципов менеджмента, которые позволяют успешно руководить и обеспечивать функционирование организации. В результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон.
Ниже на рис. 1 представим восемь принципов системы менеджмента и дадим краткую характеристику.
Также для использования модели необходимо учитывать требования уставов различных
1883
Таблица 1. Парадигмы логистики и логистические концепции
Парадигмы логистики
Аналитическая Информационная Маркетинговая Интегральная
Логистические концепции
Построение Концепция RP Концепция DDT - Концепция JIT -
экономико- (Планирование логистика " точно в срок":
математической модели, потребностей/ресурсов): ориентированная на KANBAN
отражающей специфику MRPI - Подсистема спрос: MRPIII Хронология
решаемой логистической планирования RBR - правила разработки и внедрения:
проблемы потребности в основанные на точки KANBAN - MRPIII -
материалах. возобновления заказа Модули " Логистика"
MRPII - система QR - метод быстрого ERP/ CSRP - SCM
производственного реагирования модуль
планирования ресурсов CR - непрерывное
DRPI- подсистема I пополнение запасов
планирования AR - автоматическое
потребностей в пополнение запасов
распределении
DRPII подсистема II
планирования ресурсов в
распределении
OPT -
оптимизированная
производственная
технология
Модуль "Логистика"
ERP - система
планирования ресурсов
предприятия
Модуль "Логистика"
CSRP - система
планирования ресурсов,
синхронизированная с
потребителями
Модуль SCM-
Управление цепью
поставок
Концепция TQM -
всеобщее управление
качеством:
Диаграмма Исикавы
Концепция LP -
бережливое
производство:
MRPII
KANBAN
Модуль LP в ERP
системах
Карта потока
создания ценности
видов транспорта участвующих в транспортировке, которые регламентируют их деятельность в процессе доставки продукции потребителю, и включают в себя следующие статьи: договор перевозки груза; договор об организации перевозок грузов; предоставление транспортных средств, контейнеров для перевозок грузов; погрузка грузов в транспортные средства, контейнеры и выгрузка груза из них; определение массы грузов; пломбирование транспортных средств
контейнеров; предъявление и прием груза для перевозки; требования к судам и контейнерам; платежи при перевозке груза; сроки доставок грузов; особые условия перевозок грузов.
Моделирование, проектирование и разработку бизнес-процессов на предприятиях также выделяют как процесс. Для того, чтобы он соответствовал положениям МС ИСО 9001:2000, выдвигаются специальные требования, изложенные в п. 7.3 МС ИСО 9001:2000. Учитывая особеннос-
1884
Ориентация на потребителя Предприятия зависят от своих потребителей, и поэтому им необходимо лучше понимать текущие и будущие потребности потребителей
Лидерство руководителей Руководителям следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут стать полностью вовлеченными в достижение целей организации
Вовлечение работников Вовлеченность работников позволяет использовать их способности для выгоды организации
Процессный подход Желаемый результат достигается боле эффективно, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом
Системный подход енеджменту Идентификация, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей
Постоянное улучшение Постоянное улучшение деятельности организации в целом рассматривается в качестве ее неизменимой цели
Основанный на фактах подход принятию решений Эффективные решения основываются на анализе данных и информации
Взаимовыгодные отношения с партнерами Организация и ее партнер зависят друг от друга, и взаимовыгодные отношения между ними повышают способность обеих сторон создавать ценности для потребителя
Рис. 1. Принципы системы менеджмента и их характеристика
ти непрерывного цикла производства можно выделить следующее:
• разработка процесса транспортировки готовой продукции потребителю;
• разработка и соблюдение регламентов .
Принципиальное значение для объединения
видов деятельности по разработке и проектированию в самостоятельный процесс имеют:
трудоемкость процесса транспортировки;
• необходимость назначения владельца данного процесса для планирования и организации его выполнения;
• необходимость построения системы контроля за ходом выполнения процесса транспортировки и движением его ресурсов, а также управление ими.
При моделировании бизнес-процессов важно принять решение о структуре объектов моделирования, а также о том, из каких элементов может состоять бизнес-процесс. Важно также выявить и устранить дублирующие и избыточные процедуры. Анализ должен проводиться в соответствии со следующими требованиями:
мероприятия должны быть сгруппированы в соответствии с целями, которые команда по улучшению процесса хочет с их помощью достичь;
необходимо составить список, на основе которого представляется отчет для каждой цели. Для
каждого мероприятия список должен указывать, выполняет ли оно какую-либо функцию в достижении других целей для устранения дублирования.
В табл. 2 представлены основные процессы и подпроцессы транспортировки и их описание, которые необходимо учитывать при построении модели бизнес-процесса.
Каждый процесс имеет начальную и конечную точки, а также входной и выходной потоки. Составляющие процесса - это общее условие выполнения процесса или подпроцесса.
Исходя из вышесказанного для обеспечения своевременной и экономичной доставки товара потребителю, учитывая особенности непрерывного цикла производства, необходимо разработать такую сеть бизнес-процессов предприятия, которая позволяла бы осуществлять процесс транспортировки указанным способом. При этом необходимо учесть только те процессы, которые участвуют в управлении поставкой товара от завода производителя до конечного потребителя, и разработать показатели качественной и количественной оценки, на основе которых будет строиться процесс доставки готовой продукции на предприятиях с непрерывным циклом производства.
На основании выше изложенного на рис. 2 автором представлена схема взаимосвязи стандарта ИСО 9001, требований описанных в уставах регламентирующих деятельность различных ви-
1885
Таблица 2. Описание процессов в транспортировке
Процесс Описание Начало Конец Примечание
Процессы верхнего уровня
1.Подготовка Подача подвижного Загрузка Готовность груза Подготовка
состава под транспортного к отправке предваряет
погрузку. средства. процесс доставки
Оформление Формирование и выполняет все
документов на состава операции
транспорт и на груз предшествующие транспортировке
Подпроцессы подготовки
1.1 Получение Отправка ЕПС Движение ЕПС к Прибытие к месту Подготовка
задания на месту взвешивания транспорта к
выполнение взвешивания загрузке
маневренных
работ ЕПС
1.2 Подача ЕПС под Прибытие к Отправка к месту Позволяет
Взвешивание взвешивание месту промывки ЕПС определить вес
ЕПС взвешивания пустого вагона
1.3. Подача ЕПС под Отправка в цех Прибытие в цех Позволяет
Промывка/сушк промывку/сушку загрузки загрузки отчистить вагон
а ЕПС от остатков предыдущего вида продукции перевозимой в вагоне
1.4 Загрузка Загрузка ЕПС Прибытие в цех Готовность груза
продукцией в загрузки к отправке
различном таре
2. Доставка Перевозка груза от Готовность груза Готовность груза Все стадии
отправителя к к отправке. и данных для процесса
получателю в Готовность получателя доставки
соответствии с плана доставки генерируют
заказом данные для процессов отправки, слежения и т.п.
Подпроцессы доставки
2.1 Отправка Подготовка груза к Готовность груза Груз и Иерархия
перевозке и к отправке. ответственность процесса зависит
передача его Готовность переданы от количества
перевозчику плана доставки перевозчику видов транспорта участвующих в доставке
2.2 Перевозка Перевозка груза от Груз и Груз и Процесс влечет
пункта отправления ответственность ответственность необходимость
транспортного переданы сняты с выполнения
средства до пункта перевозчику перевозчика процессов
прибытия погрузки и разгрузки/перефа совки
2.3 Перегрузка Передача с одного Груз и Груз и Может
вида транспорта на ответственность ответственность сопровождаться
другой получены сняты процессами временного хранения, сортировки груза и.т.п.
2.4 Получение Получение Груз и Товар готов к Процесс влечет
отправленного ответственность использованию на необходимость
груза получены следующей стадии выполнения процессов разгрузки
1886
Таблица 2. Описание процессов в транспортировке (окончание)
3. Планирование Определена Начало перевозки Процесс
Планирование цепочки доставки технология груза планирования
груза и ее перевозки предваряет
логистического обслуживания перевозку, а ее сопровождает процесс управления
Подпроцессы планирования
3.1 Составление Планируется Поступление Сформированный
графиков график отгрузки, заявок график отгрузки
отгрузки вносятся продукции по
готовой корректировки с срокам и по
продукции учетом выполнения заказов каждому направлению
3.2 Определяется Сформированны Подготовка груза
Формирование маршрут движения й график и транспорта к
маршрутов готовой продукции отгрузки отправке
доставки продукции по
готовой срокам и по
продукции каждому направлению
3.3 Сбор информации Подготовка Начало перевозки
Формирование требований к о данных заказа груза и транспорта к груза
доставке отправке
4. Управление Управление Начало Завершение
цепочкой поставки перевозки груза доставки груза
груза и ее
логистического
обслуживания
Подпроцессы управления
4.1Оформление Подготовка Отправка груза Начало перевозки
документов на транспортных
транспорт накладных
4.2Оформление Подготовка Отправка груза Начало перевозки
задания на документов
отправку ЕПС
5. Слежение Сбор, хранение Определена Информация
данных и необходимость передана
распределение их процесса
среди
пользователей.
Подготовка
запросов
Подпроцессы слежения
5.1 Контроль за Сбор информации Отправка груза с Завершение
состоянием о месте движения предприятия доставки груза
заказа или месте пребывания транспортного средства и/или груза
дов транспорта и концепций логистики. Восемь принципов ГОСТ Р ИСО 9001 оказывают влияние на требования прописанные в уставах различных транспортов. Например, принципы «Ориентация на потребителя», «Лидерство руководства», «Вовлечение работников» оказывают влияние на все требования, прописанные в уставах. Процесс-
ный и системный подходы позволяют реализовать такие концепции логистики, как «Карта потока создания ценности» и построение диаграммы причинно-следственных связей «Исикава». Данные концепции в свою очередь, оказывают влияние на такие пункты устава, как «Соблюдение сроков доставки грузов», «Предоставление транспортных
1887
00 00 00
8 принципов ГОСТ Р ИСО 9001
1. Ориентация на потребителя
2. Лидерство руководителей
3. Вовлечение работников
4. Процессный подход
5. Системный подход к менеджменту
6. Постоянное улучшение
7. Основанный на фактах подход к принятию решений
8. Взаимовыгодные отношения с партнерами
Г
Основные пункты уставов регламентирующие деятельность автомобильного, железнодорожного и морского транспорта
Концепции логистики
Договор перевозки груза
Договор об организации перевозок _грузов_
Пломбирование транспортных средств, контейнеров
Предъявление и прием груза для _перевозки_
Требования к судам и контейнерам
Предоставление транспортных средств, контейнеров для перевозок грузов
Погрузка грузов в транспортные средства, контейнеры и выгрузка грузов из них
Определение массы грузов
Платежи при перевозке груза
Сроки доставки грузов
Особые условия перевозок грузов |—
ЕЯР - система планирования ресурсов предприятия
Особенности непрерывного процесса производства
спрос должен быть постоянным и дискретным (при непрерывном типе производства спрос на готовую продукцию должен поддерживаться на постоянном уровне для обеспечения эффективности деятельности предприятия и исключения затоваривания
складов готовой продукции)
при пополнении запасов задержка должна отсутствовать или быть постоянной и фиксированной (при выборе уровня перезаказа необходимо учитывать время доставки сырья и материалов от поставщика до производителя, которое должно стремиться к минимуму или быть постоянным. В случае задержки поставки существует риск возникновения дефицита запасов на предприятии и,
как следствие, нарушение непрерывности процесса производства)
объем заказываемой партии должен быть детерминированным и стремиться к минимуму, а частота поставок максимальной (расходы на содержание запасов на кладах значительно превышают затраты на транспортировку товарно-материальных ценностей, поэтому предприятие должно стремиться к минимизации запасов и увеличению частоты поставок)
Рис. 2. Схема взаимосвязи основных принципов менеджмента, уставов регламентирующих деятельность видов транспорта и концепций логистики позволяющих учитывать непрерывный цикл производства
00 00 со
Заявка потребителя
Склад с ГП Расфасовка в мешки по 50 кг насыпью
Склад с ГП Расфасовка в мешки по 50 кг
контейнера минераловозы
—Склад с ГП-
Расфасовка в минераловозы
биг-беги мешки пг> 50 кг
Склад с ГП Расфасовка в контейнера биг-беги
Склад с ГП Расфасовка в контейнера
Склад с ГП Расфасовка в контейнера
Обработка заявки потребителя ГВид анспорт
УН
и/
Данные заказа
Вид фасовки
2. Формирование требований к доставке
_
3. Корректировка графиков отгрузок
Н
Указания на корректировку графиков отгрузок
4.1 График отгрузок
4. Размещение заказа на продукцию
4.2 Документация по товару
4.3 Указания на доставку
4.4 Указания на отгрузку
5. Оформление документов на транспорт
6. Задание на выполнение маневренных работ_
6.1 Взвешивание и промывка
7. Оформление задания на отправку ЕПС
8. Оформление ж/д накладной
9. Контроль за состоянием заказа
Ж/Д транспорт
Подача ЕПС
под взвешивание
I-Взвешивание
Промывка, сушка
Отправка, загрузка
Прибытие е
цех загрузки
Загрузка
Отправка
А/М транспорт
Подача автотранспор
Время, объем, люди
Загрузка
Отправка
Отдел сбыта
Отдел логистики
Транспортное управление
Транспортный цех
Рис. 3. Модель бизнес-процесса "Управление транспортировкой на предприятиях с непрерывным циклом производства"
I
ж к я а
к ж о
о ^
о
съ ж к съ
средств, контейнеров для перевозок грузов», «Погрузка грузов в транспортные средства, контейнеры и выгрузка грузов из них». Взаимодействие представленных элементов позволяет учитывать непрерывный цикл производства.
На рис. 3 представлена модель бизнес-процесса "Управление транспортировкой на предприятиях с непрерывным циклом производства". Мы имеем производство шести основных продуктов предприятия химического комплекса, каждое из них имеет свой норматив по производству продукции в сутки. При этом склад с готовой продукцией тоже имеет свой норматив и превышает по объему производство примерно на 500 тонн. Задача транспортировки состоит в том, чтобы обеспечить своевременную отгрузку готовой продукции и сократить ее запасы на складах, с учетом обеспечения непрерывности производственного цикла.
Блок 1 «Обработка заявки потребителя» осуществляется отделом сбыта, который заключает договор на поставку готовой продукции на основании полученных и обработанных заявок от потребителя, а также на основании нормативов по хранению, условий хранения, данных о запасах.
После этого Блок 2 «Формирование требований к доставке» отдел логистики формирует требования к доставке, которые включают в себя вид транспорта, вид тары, в которой необходимо доставить продукцию клиенту, а транспортное управление (параллельно с отделом сбыта) осуществляет блок 3 «Корректировку графиков отгрузок» на основании данных заказа и регламентов, прописанных в уставах железнодорожного, автомобильного и морского транспорта.
После проведенных действий отдел сбыта Блок 4 «Размещает заказ на продукцию» в системе Oracle, на основании чего составляются график на отгрузку, документация по товару, указания на доставку и на отгрузку готовой продукции. Далее отделом логистика происходит блок 5 «Оформление документов на транспорт», на основании которых транспортный цех дает, блок
6 «Задание на выполнение маневренных работ» параллельно с процессом погрузки готовой продукции на борт транспортного средства транспортное управление блок 7 «Оформляет задание на отправку ЕПС», и блок 8 «Оформляет железнодорожную накладную», после чего транспортное средство осуществляет отправку с территории завода в пункт назначения.
Отдел логистики осуществляет блок 9 «Контроль за состоянием заказа» по пути следования и подает данные в транспортное управление для корректировки графиков отгрузки блок 3.
Таким образом, процессный подход к управлению транспортировкой на предприятиях с непрерывным циклом производства позволяет на основе существующих нормативов, регламентов, эффективно организовывать процесс доставки готовой продукции, соблюдая все количественные и качественные параметры. Также он позволяет увидеть "вход" и "выход" каждого подпроцесса и ответственного за его выполнение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь: ISO 9000: 2005 Quality management systems - Fundamentals and vocabulary (IDT). - Взамен ГОСТ Р ИСО 9000-2001: введ. 18. 12.2008г. М.: Стандартинформ, 2009. 30 с.
2. Канке А.А., Кошевая И.П. Основы логистики. М.: КНОРУС, 2010. 576 с.
3. "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 03.02.2014).
4. Миротин Л.Б. Транспортная логистика: учебник для транспортных вузов [под общей редакцией Л.Б., Миротина]. М.: Экзамен, 2003. 512.
5. Репин В.В., Елиферов, В.Г. процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. 3- е изд. испр. М.: РИА "Стандарты качество". 2005. 408 с.
6. Смирнова Н.В. Процессный подход к моделированию управленческой и производственной деятельности// Вестник МГТУ. 2008. Т. 11. №2. С. 268-273.
7. Васильев А. Политика, право и бизнес в международных экологических отношениях // Международные процессы. 2003. № 3. С. 84-89.
APPROACHES TO MODELING OF PROCESS OF TRANSPORTING FOR THE ENTERPRISES WITH CONTINUOUS CYCLE OF PRODUCTION ON THE BASIS OF PRINCIPLES OF SYSTEM OF MANAGEMENT AND OF LOGISTICS CONCEPTS
© 2014 S.Yu. Danilova, M.O. Iskoskov
Togliatti State University
Modeling and analysis of business - processes are currently one of the most important tools for improving the efficiency of enterprises. This article discusses the background of modeling the transport process in companies with a continuous production cycle.
Keywords: modeling, process, transport, continuous cycle of production, logistics concepts.
Svetlana Danilova, Senior Lecturer of the Institute of Finances, Economics and Management. E-mail: [email protected]
Maxim Iskoskov, Doctor of Economical Science, Director of the Institute of Finances, Economics and Management. E-mail: [email protected]
1890