Научная статья на тему 'АВС-анализ как инструмент управления аптечными товарными запасами'

АВС-анализ как инструмент управления аптечными товарными запасами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
950
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева О.И., Широченко Н.В.

Рассмотрен основной инструмент управления товарными запасами в аптеке, описан алгоритм проведения АВС-анализа, представлены преимущества данного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АВС-анализ как инструмент управления аптечными товарными запасами»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

кую потребительную стоимость. И в том и в другом случае владелец запаса несет убытки и дополнительные затраты.

Кражи — наиболее серьезный вид риска, связанный с запасами. В отличие от порчи, потери, морального старения кража, как правило, скрывается и может быть обнаружена только после отгрузки запаса. Борьба с кражами требует проведения комплекса работ по обеспечению безопасности хранения запаса.

Альтернативные затраты представляют собой финансовые затраты, замороженные в приобретенных товарно-материальных ценностях. Наличие запаса требует собственных или заемных финансовых ресурсов, замороженных в запасе. Эти ресурсы могли бы быть направлены в иные сферы деятельности, включая инвестиционные. Поэтому затраты, понесенные при закупке и последующем хранении запаса, имеют так называемую альтернативную составляющую, определяющую норму прибыли, которая могла бы быть получена при использовании данных финансовых ресурсов в иных целях. Отсутствие прибыли в связи с

наличием замороженного (иммобилизованного) капитала в запасах означает, что компания, содержащая запасы, несет потери [2].

Из вышесказанного становится ясно, что затраты, возникающие при управлении запасами являются значимой частью общих логистических затрат. Рациональное управление затратами на запасы благо -творно влияет на состояние совокупных логистических затрат, и следовательно, на благосостояние предприятия в целом.

Библиографические ссылки

1. Моисеева Н. К. Экономические основы логистики : учебник. М. : Инфра-М, 2008. 528 с. Сер. «Высшее образование».

2. Стерлигова А. Н. Управление запасами в цепях поставок : учебник. М. : Инфра-М, 2008. 430 с. Сер. «Высшее образование».

© Ковалева О. И., Панкова Е. А., 2014

УДК 685.7

О. И. Ковалева Научный руководитель - Н. В. Широченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АВС-АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ АПТЕЧНЫМИ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ

Рассмотрен основной инструмент управления товарными запасами в аптеке, описан алгоритм проведения АВС-анализа, представлены преимущества данного метода.

Грамотное управление товарными запасами в аптеке - один из важнейших факторов успешного бизнеса. Оптимизация этого процесса позволяет избежать закупок плохо реализуемой продукции, на обслуживание которой тратятся немалые средства, а также избежать возникновения дефектуры, тем самым максимально удовлетворить потребительский спрос и обеспечить постоянное наличие товара в аптеке.

Основным инструментом управления товарными запасами является АВС-анализ ассортимента, проводимый с учетом объемов продаж и прибыльности товарных позиций. Перед тем как приступить к АВС-анализу, необходимо выделить особые группы товаров, которые не будут участвовать в автоматизированном АВС-анализе. Это следующие группы: новые товары, управление которыми нельзя описать математической формулой, так как отсутствуют данные об их движении; позиции, которые заказываются по одной упаковке при условии, что в остатке ноль упаковок; позиции, которые заказываются по одной упаковке, если в остатке меньше одной упаковки (данная группа выделяется по желанию); товары, закупаемые под заказ или подлежащие исключению из ассортимента. Специалист по товарным запасам ведет постоянный мониторинг этих групп (исключает из них товарные позиции или, наоборот, включает). Остальной

товар ассортимента аптеки подлежит автоматизированному АВС анализу. При этом составляется рейтинг товарных позиций по объему продаж в денежном выражении за месяц (т. е. все товары выстраиваются в список в очередности по суммам продаж, начиная от самой большой), а затем проводится разделение товаров на группы А, В, С. Группа А - товары из верхней части рейтинга, дающие 80 % от общего объема продаж (для этого надо суммировать объемы продаж товаров, начиная с верхней строчки рейтинга до достижения суммы, равной 80 % от продаж за анализируемый период). Группа В - товары, следующие за группой А и дающие 15 % от общего объема продаж. Группа С - товары из нижней части рейтинга, дающие 5 % от общего объема продаж (в эту группу включаются также те товары, которые в течение анализируемого периода вообще не были проданы и имеются на складе в остатке) [1].

К полученным группам применяется различный подход при заказе товара. Классификация дает возможность максимально автоматизировать управление товарными запасами, устранить человеческий фактор и создать четкую систему логистики товарных запасов. Схема поставок и система заказов должны позволять максимально быстро реагировать на любые изменения спроса. Опыт показывает, что наиболее оп-

Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

тимальны ежедневные поставки, а система заказов должна быть «с двумя контрольными уровнями запасов без фиксированной периодичности заказов». Это система с постоянным уровнем запасов, для которой установлен нижний предел размера запаса. Заказ на какой-либо товар делается тогда, когда его запас уменьшился до определенной минимальной точки (точки заказа). Период между заказами при этом не устанавливается. Точка заказа - количество товара, при котором необходимо делать очередной заказ на поставку. Точка заказа может быть установлена на уровне минимального запаса (если поставщик надежный и четко выполняет условия поставки), или же на уровне страхового запаса (если возможен перерыв в поступлении товара). Кроме того, страховой запас необходим, когда ожидается изменение спроса в связи с приближением сезона (например, сезона повышенного спроса на противоаллергические препараты). Для всех групп товара устанавливается одинаковая точка заказа (в днях). Ее значение напрямую зависит от частоты поставок и скорости формирования заказа в аптеке. При ежедневных поставках рекомендуется точка заказа на уровне 3-4-дневного запаса. При увеличении периода между поставками рекомендуется увеличить точку заказа (т. е. увеличить количество товара, при котором следует делать заказ). Преимуществом данной системы является полное исключение случаев дефектуры товара. Система позволяет вовремя выявить позиции, которые нужно заказать. Кроме того, она не требует времени и внимания специалиста, так как при использовании этого инструмента в компьютерной программе нижняя граница запаса отслеживается автоматически. Аптеке необходимо поддерживать такое соотношение товаров частого и нерегулярного спроса, которое обеспечивало

бы высокую оборачиваемость запасов при удовлетворительном обеспечении клиентов и оптимальных расходах на хранение запасов. Поэтому большое значение имеет нормирование запасов [1].

Норма запасов - это количество упаковок каждого наименования, которое должно храниться на складе. Максимальная норма запаса, рекомендуемая для групп А, В, С, различная. Для товаров группы А - до 6-7 дней; для В - до 12-15 дней; для С - до 20-30 дней. Для того чтобы решить, какое количество данного препарата необходимо иметь на складе, нужно определить потребность клиентов в этом товаре. При этом специалист по закупкам должен учитывать потребность в данном товаре клиентов конкретной аптеки, а не ситуацию на рынке в целом. Ведь нередки случаи, когда товар, который долго лежит на складе в одной аптеке, успешно реализуется в другой. Причина этого может быть не только в более низкой цене, но и в более активном продвижении этого товара работниками первого стола [2].

В заключение хочется отметить, что существуют специальные компьютерные программы для проведения АВС-анализа. Но его можно выполнить в общедоступной программе Excel.

Библиографические ссылки

1. Лисовский П. Управленческие перспективы планирования ассортимента в розничной сети // Справочник экономиста. № 7. 2012.

2. Лысак Ю. Управление товарным ассортиментом в аптеке [Электронный ресурс] // Аптека онлайн. URL: http://www.apteka.ua/article/6982 (дата обращения: 28.03.2014).

© Ковалева О. И., 2014

УДК 658.7

А. Ю. Коков

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

О РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

Рассматривается развитие транспортной системы в Российской Федерации.

Российская экономика лучше всего обеспечена железнодорожным транспортом, несмотря на то, что в этой отрасли существуют свои проблемы. Для железнодорожного транспорта России характерны перевозки массовых грузов, универсальность, регулярность и относительная дешевизна перевозок. Особая роль железнодорожного транспорта определяется большими расстояниями перевозок, так как основные сырьевые ресурсы расположены на больших расстояниях от мест производства, значительны расстояния и до морских портов, через которые ведутся внешнеторговые поставки. Среднее расстояние перевозки 1 тонны груза составляет 1 266 километров [2].

Российская территория, вытянутая с запада на восток, может обслуживаться только железнодорожным

транспортом и авиацией. Роль речного транспорта не столь велика.

Россия располагает всеми современными видами транспорта, размещение и структура ее транспортных коммуникаций в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны. Но нуждаются в существенном совершенствовании.

В сфере транспорта в России в последние годы была проведена необходимая модернизация инфраструктуры, что позволило удовлетворить растущий спрос на пассажирские и грузовые перевозки.

В 2013 году грузооборот транспорта, по экспертным оценкам, составил 3 503,5 млрд тонно-километров, в том числе железнодорожного - 1 490,3 млрд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.