Научная статья на тему 'Технологические аспекты управления аптечной сетью'

Технологические аспекты управления аптечной сетью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / PHARMACY MANAGEMENT / PRODUCT MIX / ABC-ANALYSIS / DEFECTIVE DRUGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перминов Сергей

Все управленческие решения базируются на различных отчетных и рас-четных данных. Соответственно, эффективность управления во многом зависит от качества этих данных, их адекватной оценки и правильного использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF MANAGING A PHARMACY CHAIN

All management decisions are based on reports and calculations. The effectiveness of management depends on the quality of data, its evaluation and correct use

Текст научной работы на тему «Технологические аспекты управления аптечной сетью»

34 ршшиим

Сергей ПЕРМИНОВ, д.ф.-м.н., председатель совета директоров ООО «Альянс Хелскеа Рус»

Технологические аспекты

УПРАВЛЕНИЯ АПТЕЧНОЙ СЕТЬЮ

Все управленческие решения базируются на различных отчетных и расчетных данных. Соответственно, эффективность управления во многом зависит от качества этих данных, их адекватной оценки и правильного использования.

Ключевые слова: аптечный менеджмент, ассортиментная матрица, ABC-анализ, дефектура

• АССОРТИМЕНТНАЯ МАТРИЦА — КАК ОНА ДОЛЖНА ВЫГЛЯДЕТЬ

Считается, что формирование ассортиментной матрицы — это прерогатива категорийного менеджера и полностью зависит от его искусства. Не будем спорить. Однако предлагаем применить технологический подход и проанализировать ядро ассортиментной матрицы с точки зрения эффективности бизнеса. Для этого в каждой аптеке ежемесячно или раз в 3 месяца следует оценивать объем продаж в денежном выражении, за исключением продаж препаратов стоимостью свыше 3 000 руб. (которые затем должны быть проанализированы отдельно). Рассортировав товары по степени уменьшения продаж, необходимо выделить препараты, обеспечивающие 90-93% реализации. Сужается матрица за счет наложения на полученные результаты критериев XYZ-анализа. Так, кандидатом на удаление будет препарат, одна упаковка которого была продана за 3 месяца. Иногда полезно учитывать и результаты АВС-анализа — товары со средним валовым доходом ниже определенной цифры заказывать не стоит. Далее к сформированному на основе анализа продаж ядру матрицы следует добавить хорошо зарекомендовавшие себя дорогие товары и товары, по которым есть обязательства перед поставщиками и производителями.

Следует особо отметить, что анализу должны подвергаться товары, обеспечивающие 90—93% продаж, а не легендарные 80%. В противном случае через некоторое время можно будет

обнаружить, что ассортимент резко уменьшился. Вывод товара из обязательной матрицы осуществляется либо механически, исходя из критерия дохода или XYZ-анализа, либо из маркетинговых соображений (приоритет определенного производителя), либо в результате изменения регуляторных норм и требований. Коррекция матрицы «исходя из знания ассортимента» должна применяться в редчайших случаях.

Предлагаемая методика, конечно, существенно отличается от анализа наполняемости категорий, применяемого в FMCG и описанного во множестве учебников. Но в FMCG в большей степени присутствует взаимозаменяемость товаров, производителей и поставщиков. И там анализ во многом зависит от знаний и опыта категорийно-го менеджера. В аптеке же 80—90% оборота приходится на лекарственные препараты, БАДы и изделия медицин-

Key words: pharmacy management, product mix, ABC-analysis, defective drugs

All management decisions are based on reports and calculations. The effectiveness of management depends on the quality of data, its evaluation and correct use. Sergey PERMINOV, Doctor of Physics and Maths, chairman of the board of directors Alliance Healthcare Rus. THE TECHNOLOGY OF MANAGING A PHARMACY CHAIN.

ского назначения, потребность в которых определяется спросом на конкретные торговые наименования. Если к ним добавить лечебную косметику, то окажется, что под математический анализ попадает 90—95% ассортимента (в долях продаж, а не ассортиментных позиций).

Подобный подход обеспечивает объективность, дает руководству четкие критерии проверки ассортимента и наиболее рационален с точки зрения оптимизации бизнеса. Все вышесказанное не означает, однако, что работа с матрицей ассортимента — это чистая механика. Интеллектуальная составляющая этой функции предполагает:

« введение новых товаров и отслеживание их продаж;

+ осуществление обязательной обратной связи с директорами аптек в отношении спроса;

« анализ данных маркетинговых агентств о рейтинге продаж на рынке (анализ не менее 3 000 первых товаров;

« обязательное посещение конкурирующих аптек для ознакомления с ассортиментом сопутствующих товаров, товаров, расположенных в «горячем проходе» и прикассовой зоне; + активное взаимодействие с поставщиками косметики, лечебной косметики, БАДов;

« поддержание контактов с производителями лекарственных средств. Эта часть не менее важна, но это работа на будущее. Сегодня продаваемые товары должны быть незыблемой основой матрицы и не могут меняться в зависимости «от знания рынка, представления об ассортименте и т.д.».

• КАК АНАЛИЗИРОВАТЬ ДЕФЕКТУРУ?

Дефектура является одним из основных показателей деятельности аптеки. Обычно ее измеряют в SKU (Stock Keeping Unit) — единицах учета запасов, но с точки зрения бизнеса подсчи-

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ АПТЕЧНОЙ СЕТЬЮ

ремшшм 2эбр; 35

тывать дефектуру надо, прежде всего, в деньгах.

Дефектура — это сумма продаж отсутствующих препаратов за 3 месяца, деленная на суммарные продажи данной выборки SKU за это же время. Эта величина характеризует недополученный оборот при прочих равных: ценах, маркетинге, квалификации сотрудников. А поскольку в диапазоне изменения оборота ± 10—15% расходы не меняются, то дефектура — это уже потерянная прибыль.

• ВОПРОС «ОТ ЧЕГО СЧИТАТЬ ДЕФЕКТУРУ?» — ОЧЕНЬ ВАЖЕН

Нельзя считать дефектуру от некой базы Топ-товаров (800—1 000). С точки зрения экономики, интересов бизнеса и акционеров, за базу расчета должна быть принята группа товара, составляющая 90—95% оборота. Причем если структура продаж в аптеках сети различна (дискаунтеры, премиум-аптеки, аптеки при ЛПУ и т.д.), то расчет в них должен вестись независимо. В то же время расчет дефектуры в SKU можно оставить. И хотя она не очень важна, но в целом характеризует удовлетворенность клиентов и привычна для провизоров и фармацевтов. Считать надо как с учетом городской дефектуры, так и без нее. Таким образом, возникает не одна, а четыре цифры — в SKU без и с учетом городской дефектуры, и то же самое в деньгах.

Важное замечание. Считать дефектуру следует:

+ от группы товаров, составляющих 30% оборота;

+ от группы товаров, составляющих

50%;

+ от группы товаров, составляющих

80% (90%);

+ от обязательного ассортимента данной аптеки.

Почему так много? Разные цифры требуют разных действий. Например, дефектура по первым 30% оборота требует введения ежедневного контроля, пока не будет найдено системное решение. Дефектура по 50%, скорее всего, требует введения других нормативов на максимальный товарный запас (МТЗ) и резервный товарный запас (РТЗ) товара.

При этом расчеты нужно вести по каждой аптеке отдельно. Приведем здесь небольшой анекдотичный случай, подтверждающий необходимость подсчета дефектуры от оборота и независимо от территориальных менеджеров и других заинтересованных лиц. Спрашиваю хозяев одной очень уважаемой мной сети: «Какая у вас дефектура?». Те с гордостью отвечают — нулевая, у нас очень компьютеризированная сеть. Если покупатель запрашивает товар, а его нет, на кассе это фиксируется. Я напрягся, т.к. нулевой дефектуры быть не может. Потом спрашиваем о мотивации для заведующих. Оказывается, дефектура входит вторым пунктом в мотивацию. Вот вам и отсутствие дефектуры.

Дефектура — это потерянный оборот и потерянная прибыль. Если расчет ведется по списку Топ и результат с уче-

том «городской» дефектуры составляет 1—2%, возникает успокоенность. При этом реальная цифра — 8—12% (не SKU, а деньги), она побуждает предпринять действия и проконтролировать результаты.

• КОНТРОЛЬ ВХОДНЫХ ЦЕН

Все сети пользуются программами сравнения цен при заказах. Но если рассмотреть (а это надо делать обязательно) динамику цен в ретроспективе по наиболее продаваемым препаратам, то нередко можно увидеть странную картину. Как, например, на рисунке 1.

Дело не только в тех или иных действиях сотрудников на заказах (что тоже встречается, но не так часто, как хотелось бы некоторым дистрибьюторам). Причин множество. Разбирать их не будем.

Советов по этой части несколько: « сотрудник, работающий на заказе, не должен иметь возможность изменить коэффициент, который почти во всех программах позволяет сравнивать цены, самостоятельно прибавив или убавив процент от цены дистрибьютора. И тем более не должен иметь возможность менять его во время конкретного заказа;

« для возможности контроля цены, по которой был сделан заказ, нужно хранить в электронном виде цены дистрибьюторов за 2—3 месяца по дням. Один файл для одного поставщика, другой — для другого, в каждом файле 60—90 столбцов — цены по дням;

рисунок г1 Пример истории закупочных цен сети. По оси абцисс рабочие дни, по оси ординат цена покупки

L-тироксин табл. 100 мкг №100

80

79

78

77

76

75

74

73

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33

Бетадин р-р наружн. 10% фл. 30 мл

146 144 142 140

138 136 134 132

11 II н

................ urn i

lllllll III I II111! III! Mill!

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33

+ также должны храниться ежедневные файлы заказов за 2-3 месяца с ценами всех игроков, с отметкой минимальной цены и поставщика. При этом полного соответствия может и не быть: фактор, на который ссылаются сотрудники служб заказов, — «а у дистрибьютора было мало товара» — реально присутствует, но обычно не превышает 7% от ассортимента заказа (по группе АВ из АВС-анализа);

+ поскольку работа любой программы сравнения кодов основывается на таблице соответствия кодов дистрибьюторов между собой и с программой, эти коды нужно периодически проверять, хотя бы по препаратам группы А из АВС-анализа.

• МИНИМАЛЬНАЯ ЦЕНА

С наиболее «дружественными» поставщиками можно договориться о предоставлении им в момент заказа перечня цен, по которым сеть готова купить товар. Этому предшествует работа по сравнению цен поставщиков. Если у одного из основных поставщиков ми-

нимальная цена в течение нескольких последних недель была ниже, следует отправить ему запрос именно на нее. Однако в этом вопросе надо быть очень аккуратным — маржи дистрибьюторов достаточно малы — 3-4-5%, в то время как реальные условия от производителей могут существенно отличаться. Если выслать «дружественному» поставщику предложение по ценам на 3-4% ниже его минимальных, то он искренне будет считать, что над ним издеваются, и не отнесется серьезно к предложению о коррекции цен на момент заказа.

Внедрение подобной технологии способно увеличить доход от оборота на 2—2,5%.

• РАБОТА СИСТЕМЫ ЗАКАЗОВ

Программы, используемые сетями, бывают разные. В них заложены различные алгоритмы, проверить которые ни категорийные менеджеры, ни коммерческие директора не могут, что и не нужно. Надо проверять результат в целом и при возникновении вопросов обращаться к разработчикам.

В первую очередь оценивается размер товарного запаса, затем — его динамика.

Например, если в систему заказа заложены показатели: МТЗ — 14 дней и РТЗ — 6 дней, а сумма товарного запаса оказывается 50 дней, то это предмет для разбирательства. Обычными объяснениями служат накопившийся в аптеке плохо продаваемый товар или товар, сознательно закупленный под сезонный спрос, например эпидемию гриппа. В этой ситуации надо выделить излишний товар «под грипп» (не весь — вычесть его превышение над 3 неделями) и так же поступить с мало-продаваемыми товарами и всеми другими «объективными» причинами. Если после этого товарный запас составил 10 дней, или 12, или 14, или даже 20, то с программой в целом все нормально. Если же нет, то надо сразу обращаться к разработчикам, но лучше по хорошо продаваемым товарам посмотреть работу программы в ретроспективе, т.е. историю товарного запаса за 3—4 месяца.

Для стабильно продаваемых товаров поставки «в среднем» должны прихо-

рисунок г 2 Примеры «истории» товарного запаса товаров с регулярным спросом

По оси X—рабочие дни, по оси У — товарный запас аптеки. В программу заказов заложены параметры МТЗ = 14, РТЗ = 6

но

и

Н «

И й

КАГОЦЕЛ 12 мг №10 таб.

N

V Рч ГЧ г

XI ^

ЛЕВОМИЦЕТИН таб. 500 мг №10

V \_

|

"-а

1 ! 9-П-1ТШПНШВ37!№и1(1ПМ<'ММГ4№НН

ТРОМБО АСС 100мг №30 таб.

\mv\j

г-л

< ]!'! м ■ г , - з изг-чг-гимз^^гн::!^^

АСКОРУТИН №50 таб.

и л Я 1) н

9

I 1 Ь ' ■ щиитняавтниидомнатына«

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ АПТЕЧНОЙ СЕТЬЮ

имшиим 2аб2ь 37

рисунок г 3 Пример изменения долей основных «нелекарственных» категорий за 2 года

дить раз в 8 дней при упомянутых выше параметрах. Это легко проверить, посмотрев динамику товара (или подсчитав число поставок за 3—4 месяца). Если возникают ситуации, проиллюстрированные на рисунке 2, — явно «двойные» заказы (как в случае с Тром-бо АСС) либо после месяца малых продаж система заказывает 4-месячный товарный запас (Аскорутин), то в программе или заложенных в нее параметрах имеется какой-то сбой. Для анализа обязательно берутся хорошо продаваемые товары. Это делается для того, чтобы при предъявлении претензий авторам программы в связи с ее плохой работой не выслушивать объяснения о «больших вариациях» и т.д. — слова иногда правильные, но не проверяемые заведующей или катего-рийным менеджером. Стоит особо отметить, что при построении технологии ошибки неизбежны. Для предотвращения или минимизации все процессы должны как минимум иметь прозрачные, четкие критерии оценки правильности. А это, как правило, чисто управленческий вопрос.

• «ГОРЯЧИЙ ПРОХОД» И ЕГО АНАЛИЗ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Понятно, что в аптеке достичь столь популярного в сетях FMCG и других сетях «золотого треугольника» практически невозможно, кроме, конечно, редчайших случаев аптек с большой торговой площадью. Поэтому обычно го-

ворят о «горячем проходе» или проходах, в которых посетители должны совершить «импульсные» покупки. Конечно, мы излагаем материал намеренно упрощенно, тем более что речь пойдет не о том, как расположить кассы и товары открытой выкладки в аптеке, в этом вопросе есть много специалистов, а речь пойдет о численных критериях успеха.

Критерий — увеличение со временем при смене ассортимента продаж с полок этих «горячих проходов». Для этого товар в базах учета должен быть закреплен за полкой, вернее, мы должны знать, какой товар на каких полках находится.

Конечно, в наиболее продвинутых сетях, в которых централизованно определяется, где и что лежит, вам улыбнутся на такое утверждение. Однако в большинстве сетей планограмма составляется на этапе пуска аптеки — и то в формулировках «продукты гигиены на среднем стеллаже». Но чтобы чем-то управлять, надо это что-то измерить. И для «горячего прохода» надо вводить адресное хранение — соответствие в системе учета «товар — полка», возможно, оставляя при этом заведующей разумную свободу в перестановке товара. А адресное хранение необходимо, чтобы можно было убедиться, что продажи товара в «горячем проходе» (и прикас-совой зоне) увеличиваются, и сравнить товары, находящиеся на полках, между собой по продаваемости, пере-

нося «хвосты» (если это не противоречит принципу выкладки полной линейки) в другие зоны. Рекомендуется раз в месяц или 2 раза в квартал ранжировать товары «горячего прохода» по уменьшению объема продаж (или валового дохода) с упаковки или с площади, занимаемой товаром, и удалять из прохода 10—15% наименее эффективных товаров, заменяя их другими, которые, по мнению категорий-ного менеджера, более эффективны. Такой подход может вызвать осуждение как механистический, но это не так. Этот подход позволяет не забыть, что главная цель любой коммерческой организации — это прибыль, главный критерий работы категорийного менеджера — увеличение продаж категории в целом, а при формировании «горячего прохода» — увеличение его продаж. Категорийный менеджер учитывает много факторов — и цену товара, и торговые линейки, и договоры с поставщиками и производителями. Однако увеличение продаж с прохода — главный критерий. И если он не выполняется, остальная деятельность неэффективна.

• ДОЛИ КАТЕГОРИЙ В СЕТИ

Одна из основных задач категорийно-го менеджера — увеличение объема продаж и доходности своей категории. Таким образом, первая характеристика — это увеличение доли категории во времени.

Для этого мы анализируем изменение доли категории по месяцам за период 1—2 года.

Как мы видим на рисунке 3, доли категорий могут и не меняться. Конечно, на рисунке можно найти рост БАД с 4 до 4,5% за 2 года. Хорошо это или плохо? Если есть резерв, то рост возможен на 40% за полгода. Какой резерв? Тут, конечно, сложно оценить, взглянув со стороны, все ли сделано. И аптеки находятся в разных местах, и, в общем, множество причин. Доля действительно разная. Нужно обязательно делать сравнительный анализ долей категорий в аптеках сети. Как, например, на рисунке. Конечно, первый ответ на этот вопрос у «ка-тегорийщиков»: «Это районы разные».

рисунок г4 Доли категории БАД и косметика в аптечной сети (пример)

Тут спорить нельзя — такое, несомненно, бывает. Хотя, как видно из второго графика рисунка 4, в одной и той же аптеке доля лечебной косметики и косметики варьирует в широких пределах и может отличаться в 2—3 раза. При внимательном рассмотрении оказывается, что там, где доля выше, — более активное участие в акциях и лучше выкладка, там, где маленькая, — наоборот. Бесспорно, одинаковых результа-

тов в разных аптеках быть не может. Кто-то всегда лучше, кто-то хуже. Но разница в 2 раза означает, что есть большой резерв у тех, кто и участия не принимает, и выкладкой хуже занимается. И нужно не списывать разницу на субъективные и объективные факторы, а выделить успешные направления и развивать их.

В рамках одной статьи невозможно описать все технические аспекты, на

которые должны обращать внимание руководители и собственники аптечных сетей, но мы постарались выделить те из них, которые часто выпадают из поля зрения лиц, принимающих решения.

В общем, если хотим, чтобы удача была с нами, надо, образно выражаясь, найденную на дороге подкову прибивать не на стену, а на копыто коня, и пахать, пахать, пахать.

PHARMA.;

С1в

PHARMACEUTICAL FQRUtf W

Adam Sriith CONFERENCES

Всем читателям скидка 1ÜV

Ьдгавдш 21JiRM4D

+ УСГШВНЯ HO-fJIIH'Ji- ,тЗ

Фармацевтически стран СНГ ^^^Н

й форум

ЧТО ПРЕДЛОЖИТ ФОРУМ - 2С1У

СЕССИЯ КЛОНЕБЫХ 'ЕГ>ЛЛ_0=Чг f НЬЕТУППЕНМК Г 1|,1.|1 1М1Ч1 ЦСфШМ м МПЦННН GM X IPDUW

~рьхпнге.~гсс'4«ы£ [шун,■румЩ'.ifкн в cipn:4 CH\

■jiiUHt 1:+1рМЛ«| 'л i>" i:-.: -.¡чин mi ;:<h<ikh

[ШлШффи^КШ

ТИШИ li-nmnnpimr яшннемк пространство-::ui*tr «tiKiiimn чгч-чч иАмчигнлы" Ckc-1' irapc"-1-

■ мММС '.Til^n^Hiri 31hl"j uri-.-.ilrC- liW^iU ТИЮМшРЭ

Cm™ и SVPKJ" и twiaivrfui"«

рати

НОЭ^Е! ОЦЕНКА ПЕРСПЕШИЭ РЫИГТ1И <М=НАЦЕБТНЧЕСКУ1К PtHRdE С ТМИ СНГ. (Uta ДОМ ftW ЦДО Ilinjj::l)lj>n (t)0c

panrnn м tmhw hhkwvh^) Ьгчмдапдвдвд :h гчк п

[töirtw.jiyipiwlichr f. гг-.;'ч нч:,~'к< ¡-клн'пци г: кч

3-: Г"[ПЫЧС'Н.

TU t н'■'."=.Г, И МЦЦн1Ч>1'1

и СВД Fl Ш|Гнм, TFiH№ti е ММВ»Р*ЛИЕНИН и чык.щщрт

}iii]> сдан гя^зпгсЬ.тонягккрампка'ЧЧУ'п Всцкис

|ш,чniH.4-m i»^.L>Hii.<üniiHHf> 1 |':1^нчг LH" !>ii|iiL.m

iiis'-' ■ oki h" ■« uff очёянляиилс- ■z'tc п рдодо l □

MMOL1 PiHj-aibHw мпщт К^ПЛЕнкС POCSW В &T0 - ыр*?

КНш .H-ijHj -ВДВДГШЙ ДТП ГСОВДИрСил LlpiH

ЧE-I-L Слн|и*11лм оМуадим: И1ЫЕНЕЧНЕ НАЦНСНАЛЬНЫ* ЧГУДМЧВА!«! & nPMfiHKFHHh ri ^KJIAUF ftt WH СЬГ - tu *

шастай н И-РЛ» ь [■ i c+t;

1Ы1ПЧК1НРЦ1Ш ШЕИЧНЭЛ. КПШЩНЛС Ё ЕННИОГ. h

i;frrt *Vj».Hfr4l |-Ii1i4 ■ |l+jmiI|chi 'j>,T4 l'rt'f.TrTj;HALAMID

офчч pe^-::ju 4UAf#o№ ■Dpqura яшшпи чдоным

-.'fjWn нлiH л .Iml IM.VI'I ЛЦЖКШ fid-сн ЬчКШ Нй

u Etijcra типамп» -ааыир

IbL +44|0|2D7Q1T ТШ FhI i4- Г-7П T[y_T T44T I " "irnnfc. ä-ъсаь cnm I WWVt .dS phnl МГ fil Г U ГТ1. С ОГП

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.