Научная статья на тему 'О развитии научной деятельности в Выборгском филиале'

О развитии научной деятельности в Выборгском филиале Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФИЛИАЛЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О развитии научной деятельности в Выборгском филиале»

Экспозиция института детства была представлена инновационной разработкой — образовательным web-сайтом для младших школьников «Античный Петербург» (www.antic-peter-L narod.ru). Проект направлен на расширение культурного поля детей и взрослых средствами мультимедийных технологий. Так, посетителям сайта предлагалось совершить три тематические экскурсии по улицам Санкт-Петербурга: «Боги и герои в городской скульптуре», «Античные традиции в нашей жизни», «Современный Петербург». Интерес у посетителей выставки вызвал «свободный карандаш», который позволял посетителям сайта запечатлеть свое отношение к экспозиции в виде рисунков и пожеланий.

В результате участия в работе выставки мы познакомились с стилем научной работы наших сверстников, приобрели опыт представления результатов своей научной деятельности на серьезных научно-практических мероприятиях.

Вместе с тем, побывав на выставке, мы увидели разницу между тем, как относятся наши препо-

даватели к научному творчеству студентов на младших и старших курсах обучения: нам как магистрам уделялось гораздо больше внимания, мы ощущали непосредственную заинтересованность руководителей проектов в приобщении нас к настоящей научной работе.

Опыт работы в СНО показывает, что желание заниматься научной деятельностью, понимание значимости науки, своего места в ней и собственных возможностей зависит от взаимодействия преподавателей и студентов.

Возможно, привлечение студентов на более ранних этапах обучения в вузе к исследованиям кафедр по основным научным направлениям позволит добиться устойчивого интереса к научному поиску, сформулируют мотивацию участия в научной деятельности. Это востребовано новым качеством университетского образования. Это необходимо для интеграции науки и образования.

Л. П. Викторова,

заведующая кафедрой психолого-педагогических дисциплин Выборгского филиала О РАЗВИТИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫБОРГСКОМ ФИЛИАЛЕ

К настоящему времени период становления филиала в основном завершен, и сейчас можно говорить о том, что филиал располагает достаточно квалифицированным кадровым потенциалом. Имеются определенные успехи и в научной деятельности. Активность преподавателей в научной работе из года в год возрастает, в том числе и преподавателей без ученой степени и не имеющих опыта длительной работы в вузе.

Только в 2006 г. нами издано 5 учебных пособий, выполненных штатными сотрудниками филиала, готовятся к изданию 2 новых пособия.

За последние 5 лет сотрудниками филиала в общей сложности было защищено 9 диссертаций, из них 2 докторские.

В настоящее время в филиале ведутся работы по четырем научным направлениям:

1. «Исследование речемыслительной деятельности в социокультурном контексте» (научный руководитель — доктор филологических наук, професор В. Я. Шабес). По данной теме за последние 5 лет издана 41 работа, защищено 2 кандидатские диссертации.

2. «Комплексное исследование состояния без-опасности человека» (научный руководитель

— доктор педагогических наук, профессор Л. П. Викторова). По данной теме за последние 5 лет опубликовано 36 работ, защищена 1 кандидатская диссертация.

3. «Проблемы теории и истории культуры» (научный руководитель — доктор культурологии, профессор Н. А. Розенберг). По данной теме за последние 5 лет издано 23 работы, защищено 2 кандидатские диссертации.

4. «Совершенствование методик обучения дисциплинам естественнонаучного цикла в педагогическом вузе на основе компетентностного подхода» (научный руководитель — кандидат физико-математических наук, доцент Н. А. Костикова). По данной теме за последние 5 лет издано 20 работ, защищена 1 кандидатская диссертация.

В филиале постоянно действуют четыре секции СНО. Поддерживая традиции университета, мы ежегодно проводим «Герценовские чтения» совместно со студенческой научной конференцией, большинство студентов филиала принимает в ней активное участие. В 2005 г. опубликован сборник студенческих научных работ «Большая Пе-

НАУКА И ИННОВАЦИИ

тербургия в пространстве культурологического исследования».

Однако научная деятельность филиала нуждается в совершенствовании. Научная работа преподавателей филиала не подкреплена соответствующим финансированием за счет грантов и договоров. В настоящее время в филиале выполняется всего одна работа на средства РГНФ (профессор Н. А. Розенберг).

В чем же специфика научной деятельности филиала и какие решения могут быть предложены для улучшения положения дел?

Выборгский филиал находится в небольшом городе. В Выборге полностью отсутствуют научные библиотеки. В настоящее время Интернет, конечно, играет определенную компенсирующую роль, но следует признать, что возможности исследователя в Выборге на порядок ниже, чем у его коллеги в Петербурге. Нет здесь и научной среды, у преподавателей отсутствует возможность постоянно присутствовать на защитах диссертаций, конференциях, семинарах и т. п. Ограничены возможности преподавателей филиала и в повышении квалификации. Между тем в филиале есть преподаватели, которые могли бы проводить в Выборге занятия по программам повышения квалификации по информационным технологиям, английскому языку, педагогике высшей школы.

Научную деятельность филиала можно развивать путем организации аспирантуры. Но, как известно, в филиале собственной аспирантуры не может быть в соответствии с нормативными документами. Однако благодаря принятым организационным решениям в этом году из числа вы-боржан у профессора В. Я. Шабеса появились два соискателя по кафедре ЮНЕСКО, а у профессора Н. А. Розенберг — аспирант по кафедре истории и теории культуры.

Находясь на территории Ленинградской области, непосредственно в Выборгском районе, при планировании тематики научной работы филиал должен учитывать региональные интересы и стремиться получить региональное финансирование таких исследований. Другим вариантом решения этой проблемы является подача заявки в федеральные фонды с поддержкой со стороны региональной администрации. К сожалению, мы пока не встречаем понимания ни на уровне района, ни на уровне области. Нам не известны научные фонды областного уровня, которые могли бы финансировать наши исследования.

Располагаясь в приграничном регионе, филиал мог бы получать финансирование научных исследований по тематике развития приграничных тер-

риторий из международных (европейских) фондов. За время существования филиала совместно с финскими партнерами мы дважды подавали заявки в «Темпус-Тасис», но, к сожалению, оба раза получили отказ.

Тем не менее сейчас завершен годовой проект по исследованию систем ценностей у шведских и российских детей, студентов-педагогов и действующих учителей. Этот проект финансировался Шведским институтом и предполагал лишь оплату взаимных визитов исследователей и публикаций по результатам исследования. В Выборгском филиале осуществляется многолетний проект «Гражданская Россия», финансируемый обществом «Финляндия—Россия», в который удалось вовлечь студенческую молодежь филиалов вузов города. Сейчас совместно с финскими партнерами вновь готовится заявка в «Тасис». От Ленинградской области, по просьбе финских партнеров, мы пригласили принять участие в этом проекте Ленинградский областной институт развития образования. Будем надеяться, что третья попытка увенчается успехом.

Каковы пути улучшения научной работы в филиале? Укажем их.

1. Принятие внутренних организационных решений.

Существующее сейчас положение, в соответствии с которым ученые филиала должны быть интегрированы в работу соответствующих профильных кафедр Герценовского университета, абсолютно логично в связи с отсутствием права филиала на открытие собственной аспирантуры. Однако такое положение приводит к отсутствию общей тематики и единой стратегии развития научной деятельности филиала в целом. Понятно, что невозможна и автономность научной деятельности филиала, обладающего по сравнению с университетом в целом несопоставимо меньшим научным потенциалом и возможностями. Решение здесь может быть найдено на пути включения не столько отдельных ученых, но и филиала в целом (с утвержденной собственной научной тематикой и стратегией развития) в план научной работы РГПУ. При таком подходе на соответствующих координационных совещаниях можно будет планировать и контролировать научную работу не только отдельных профессоров и доцентов, но и филиала в целом, а также выстраивать взаимодействие соответствующих кафедр университета и филиала с сохранением специфики их научных интересов.

2. Принятие внешних организационных решений.

Представляется, что перспективным может оказаться включение преподавателей филиала в федеральные комплексные исследования по грантам федеральных структур, которые проводятся в университете. Объемы и эффективность научных исследований филиалов могли бы выйти на новый уровень в случае интеграции научных исследований университета и филиалов.

Несмотря на сложные условия, в которых филиал реализует научную деятельность, есть возможности для качественного улучшения научной работы. Это и кадровый потенциал, возрастающая активность преподавателей, расширяющаяся информационная база (сообщения о конкурсах и грантах из отдела информации и открытые информационные доступы фундаментальной библиотеки).

Г. И. Грибанова,

заведующая кафедрой политологии

СПЕЦИФИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Анализ итогов научной деятельности университета позволяет оценить масштаб сделанного, увидеть базовые тенденции в развитии исследовательской работы, еще глубже осознать необходимость дальнейшего усиления нашего инновационного потенциала.

По образному выражению Джулио Грата, инновации — это, прежде всего, состояние ума. Конечным результатом инновации является коммерческий успех.

Однако, когда речь идет об инновациях в социально-политической сфере, думается, что успех нельзя оценивать только в материальном исчислении. Приведу лишь один пример: в последние годы наибольшим коммерческим успехом на политическом рынке пользовались технологии организации «цветных» революций, а также технологии черного РИ, широко используемые, как всем нам известно, в избирательных кампаниях. Значит ли это, что в нашей научной деятельности нам следует сконцентрировать свои усилия именно на этих направлениях? Конечно, нет. Наоборот, наша задача заключается в поиске тех инноваций, которые способствовали бы устойчивому развитию современного российского общества. Никакого воистину инновационного бума в стране не произойдет без соответствующих крупных социально-политических инноваций. Отсюда избранная для дальнейшей научно-исследо-вательской работы кафедры политологии тема «Теоретические и методологические проблемы внутренней политики современного государства», целью работы над которой является разработка базовых показателей эффективности внутренней политики современного государства, обеспечивающей его функционирование как стабильной политической системы. Данная тема, на наш взгляд, должна позволить

нам не только максимально отразить научные интересы преподавателей кафедры, но и ответить на насущные потребности современной политической науки и практики.

Возникает естественный вопрос о том, насколько востребованными являются подобные исследования. Представляется, что одним из показателей эффективности данного вида инновационной деятельности в такой специфической отрасли научного знания, как политология, т. е. наука о политической власти, является стремление практиков вести научно-исследовательскую работу под руководством преподавателей кафедры. Только за последние 3 года на кафедре было выполнено 10 кандидатских и 3 докторские диссертации, связанных с профессиональной деятельностью соискателей. В настоящее время работу над докторскими диссертациями ведут еще 4 человека, над кандидатскими работают 5 человек.

Что это дает для научно-исследовательской работы кафедры? Во-первых, мы получаем доступ к материалам, которыми в противном случае мы вряд могли бы пользоваться. Это различного рода аналитические справки, статистические данные внутреннего пользования, экспертные заключения, подготавливаемые для Совета Федерации, Государственной Думы, Законодательного собрания и Администрации Санкт-Петер-бурга и т. п. Во-вторых, мы имеем возможность изнутри наблюдать процесс принятия политических решений в современной России и не просто наблюдать, но хотя бы в какой-то мере влиять на него, выступая в роли научных руководителей тех людей, которые имеют непосредственное отношение к этому процессу. В-третьих, растет авторитет преподавателей кафедры как экспертов. Как результат, повышается и престиж Герценовского университета, что в усло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.