НАУКА И ИННОВАЦИИ
ву войти в Болонский процесс менее болезненно. Это, в свою очередь, позволит сделать учебные программы и курсы более привлекательными дл обучающихся, следовательно, и сами преподаватели будут более конкурентоспособными.
Участие в межвузовских научных проектах дает возможность вовлекать студентов в научную работу под руководством преподавателя; увеличивается число студентов, выбирающих в качестве тем дипломных работ темы, связанные с образованием в области здоровья, профилактики потребления психоактивных веществ в образовательной среде, реабилитации. Студенты привлекаются в качестве интервьюеров при проведении исследований, участвуют в фокус-группах и фокус-интервью.
Подтверждением актуальности данной тематики и необходимости подготовки специалистов высокого уровня в этой области является и открытие в 2006 г. аспирантуры по специальности «13.00.02 —Теория и методика обучения и воспитания» (естествознание, уровень общего и профессионального образования) (педагогические
науки).
Наличие аспирантуры стимулирует мотивацию научной деятельности. В 2006 г. было запланировано выполнение трех диссертаций на соискание степени кандидата педагогических наук по тематикам, связанным с образованием в области здоровья.
Однако необходимо отметить, что сегодня не все готовы войти в процесс научного исследования, так как это требует дополнительных усилий, времени, необходимости постоянно работать над повышением своего научно-педагогического мастерства.
Перед научным обеспечением образования в области здоровья стоят следующие задачи: 1) увеличение доли преподавателей, участвующих в научной работе за счет повышения мотивации и создания соответствующих условий; 2) усиление межфакультетских междисциплинарных связей при планировании и выполнении научных работ; 3) широкое использование современных информационных технологий при выполнении научных работ; 4) своевременная публикация и популяризация полученных результатов; 5) вовлечение студентов в активную научную деятельность через студенческое научное общество.
К. М. Плахова,
студентка магистратуры института детства НАУЧНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Подготовка специалиста в современных условиях подразумевает включение студента в научную деятельность уже с первого года обучения. Помочь студентам в научном поиске призвано студенческое научное общество (СНО), которое открывает возможности для взаимодействия студентов и преподавателей в научной работе, интеграции со студентами других факультетов; дает возможность представлять достигнутые научные результаты на конференциях, участвовать в конкурсах научных достижений, выставках, публиковать статьи в различных изданиях.
Мой шестилетний опыт работы в СНО позволил оценить успехи и трудности, которые приходилось преодолевать в процессе приобщения к научной деятельности.
Студенты института детства принимают активное участие в апрельских конференциях СНО, межвузовской студенческой научной конференции «Студент—исследователь—учитель», публикуют свои работы в ежегодном сборнике «Вестник СНО РГПУ им. А. И. Герцена».
Одним из самых запоминающихся событий в научной жизни СНО института детства стало участие в 6-й Всероссийской выставке научнотехнического творчества молодежи, которая проходила летом 2006 г. в Москве. Наш университет был также представлен на выставке научными проектами студентов факультетов управления и философии человека.
На выставке царила уникальная атмосфера научного соперничества и дружеского единства. Пространство выставки объединило студентов Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Челябинска, Ярославля и других городов России. Все они встретились в павильонах ВВЦ для того, чтобы представить результаты своего научного творчества.
Для нас было важно, что мы могли обмениваться опытом научной работы, делиться впечатлениями о выставке и знакомить ее посетителей с научной продукцией обучающейся молодежи РГПУ им. А. И. Герцена. Это, безусловно, стало примером нашей реальной интеграции в научную деятельность.
Материалы заседания Ученого совета
Экспозиция института детства была представлена инновационной разработкой — образовательным web-сайтом для младших школьников «Античный Петербург» (www.antic-peter-1.
narod.ru). Проект направлен на расширение культурного поля детей и взрослых средствами мультимедийных технологий. Так, посетителям сайта предлагалось совершить три тематические экскурсии по улицам Санкт-Петербурга: «Боги и герои в городской скульптуре», «Античные традиции в нашей жизни», «Современный Петербург». Интерес у посетителей выставки вызвал «свободный карандаш», который позволял посетителям сайта запечатлеть свое отношение к экспозиции в виде рисунков и пожеланий.
В результате участия в работе выставки мы познакомились с стилем научной работы наших сверстников, приобрели опыт представления результатов своей научной деятельности на серьезных научно-практических мероприятиях.
Вместе с тем, побывав на выставке, мы увидели разницу между тем, как относятся наши препо-
даватели к научному творчеству студентов на младших и старших курсах обучения: нам как магистрам уделялось гораздо больше внимания, мы ощущали непосредственную заинтересованность руководителей проектов в приобщении нас к настоящей научной работе.
Опыт работы в СНО показывает, что желание заниматься научной деятельностью, понимание значимости науки, своего места в ней и собственных возможностей зависит от взаимодействия преподавателей и студентов.
Возможно, привлечение студентов на более ранних этапах обучения в вузе к исследованиям кафедр по основным научным направлениям позволит добиться устойчивого интереса к научному поиску, сформулируют мотивацию участия в научной деятельности. Это востребовано новым качеством университетского образования. Это необходимо для интеграции науки и образования.
Л. П. Викторова,
заведующая кафедрой психолого-педагогических дисциплин Выборгского филиала О РАЗВИТИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫБОРГСКОМ ФИЛИАЛЕ
К настоящему времени период становления филиала в основном завершен, и сейчас можно говорить о том, что филиал располагает достаточно квалифицированным кадровым потенциалом. Имеются определенные успехи и в научной деятельности. Активность преподавателей в научной работе из года в год возрастает, в том числе и преподавателей без ученой степени и не имеющих опыта длительной работы в вузе.
Только в 2006 г. нами издано 5 учебных пособий, выполненных штатными сотрудниками филиала, готовятся к изданию 2 новых пособия.
За последние 5 лет сотрудниками филиала в общей сложности было защищено 9 диссертаций, из них 2 докторские.
В настоящее время в филиале ведутся работы по четырем научным направлениям:
1. «Исследование речемыслительной деятельности в социокультурном контексте» (научный руководитель — доктор филологических наук, професор В. Я. Шабес). По данной теме за последние 5 лет издана 41 работа, защищено 2 кандидатские диссертации.
2. «Комплексное исследование состояния без-опасности человека» (научный руководитель
— доктор педагогических наук, профессор Л. П. Викторова). По данной теме за последние 5 лет опубликовано 36 работ, защищена 1 кандидатская диссертация.
3. «Проблемы теории и истории культуры» (научный руководитель — доктор культурологии, профессор Н. А. Розенберг). По данной теме за последние 5 лет издано 23 работы, защищено 2 кандидатские диссертации.
4. «Совершенствование методик обучения дисциплинам естественнонаучного цикла в педагогическом вузе на основе компетентностного подхода» (научный руководитель — кандидат физикоматематических наук, доцент Н. А. Костикова). По данной теме за последние 5 лет издано 20 работ, защищена 1 кандидатская диссертация.
В филиале постоянно действуют четыре секции СНО. Поддерживая традиции университета, мы ежегодно проводим «Герценовские чтения» совместно со студенческой научной конференцией, большинство студентов филиала принимает в ней активное участие. В 2005 г. опубликован сборник студенческих научных работ «Большая Пе-