Научная статья на тему 'О РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

О РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (ИУК) / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИУК РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ОО / ФАКТОРЫ ПРЕПЯТСТВИЯ ИУК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плосконосова Елена Алексеевна, Рапоцевич Ольга Станиславовна

Введение. В статье рассматриваются недостаточно изученные факторы, влияющие на развитие информационно-управленческой компетентности (ИУК) руководящих работников образовательных организаций (ОО) Кемеровской области. Методология. В статье с позиции системно-диалектического подхода рассмотрены факторы, содействующие развитию ИУК руководящих работников ОО Кемеровской области, и факторы, препятствующие данному процессу. Результаты. К наиболее значимым факторам, содействующим развитию ИУК руководящих работников ОО Кемеровской области, были отнесены: совершенствование цифровых навыков в управленческой деятельности, применение цифровых технологий для совместной работы с коллегами, участие в разных видах обучения цифровой грамотности. К основным факторам, препятствующим данному процессу, были отнесены: затруднения в работе с облачными хранилищами документов, с цифровыми платформами (Сферум, Zoom, BigBlueButton и др.), недостаточный уровень сформированности умений по разработке локальных нормативных актов в соответствии с требованиями цифровой образовательной среды. Заключение. Выявленные в работе факторы развития ИУК руководящих работников Кемеровской области могут быть учтены при разработке дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по направлению «Цифровой менеджмент для руководящих работников ОО», при разработке методических рекомендаций по развитию цифровых управленческих компетенций руководителей ОО, а также при проведении последующих мониторингов ИУК руководящих работников Кемеровской области и их анализа с целью совершенствования способов ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плосконосова Елена Алексеевна, Рапоцевич Ольга Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND MANAGEMENT COMPETENCE OF MANAGERS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN KEMEROVO REGION

Introduction. The article considers insufficiently studied factors affecting the development of information and management competence of managers of educational organizations of the Kemerovo region. Methodology. The factors contributing to the development of information and management competence of managers of educational organizations of the Kemerovo region are considered from the standpoint of a system-dialectical approach. Results. The most significant factors facilitating the development of the information and management competences of the executives of the public organizations of the Kemerovo region were: improving digital skills in management activities, the use of digital technologies for collaborative work with colleagues, participation in various types of digital literacy training. The main factors hindering this process were: difficulties in working with cloud storage of documents, with digital platforms (Sferum, Zoom, BigBlueButton, etc.), insufficient level of skills in the development of local regulations in accordance with the requirements of the digital educational environment. Conclusion. The factors contributing to the development of information and management skills identified in the work can be taken into account when developing an additional professional advanced training program in the training direction of «Digital management for executives of public organizations», when developing methodological recommendations for the development of digital managerial competencies of managers of public organizations, and also during subsequent monitoring of the skills mentioned and their analysis in order to improve the ways of their development.

Текст научной работы на тему «О РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

dated February 28, 2019 No. R-16 (as amended on April 30, 2019) "On approval of methodological recommendations on the creation and operation of advanced professional training centers". Available at: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-28022019-n-r-16-ob-utverzhdenii/. (In Russian).

12. O perechne prioritetnyh dlya Kemerovskoj oblasti - Kuzbassa kompetencijdlya osnashcheniya obrazovatel'nyh organi-zacij, realizuyushchih obrazovatel'nye programmy srednego professional'nogo obrazovaniya, sovremennoj material'no-tekh-nicheskoj bazoj, perechne obrazovatel'nyh organizacij, realizuy-ushchih obrazovatel'nye programmy srednego professional'nogo obrazovaniya, dlya sozdaniya masterskih po kompetenciyam [On the list of priority competencies for the Kemerovo region - Kuzbass to equip educational institutions implementing educational programs of secondary vocational education with a modern material and technical base, a list of educational organizations implementing educational programs of secondary vocational education, to create workshops on competencies]. Order of the Board of the Administration of the Kemerovo Region dated February 26, 2019 No. 111-r. Available at: https://www.glavbukh.ru/ npd/edoc/81_10114703. (In Russian).

13. Programma modernizacii organizacij, realizuyushchih obrazo-vatel'nye programmy srednego professional'nogo obrazovaniya,

v celyah ustraneniya deficita rabochih kadrov v Kemerovskoj oblasti [The program of modernization of organizations implementing educational programs of secondary vocational education in order to eliminate the shortage of workers in the Kemerovo region]. Approved by order of the Department of Education and Science of the Kemerovo Region dated January 24, 2019 No. 197. Available at: http://www.krirpo.ru/Documents/2019/programma_ modernizatsii.pdf. (In Russian).

14. O Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Kemerovskoj oblasti na period do 2035 [On the Strategy for the socio-economic development of the Kemerovo region for the period up to 2035]. Law of the Kemerovo region of December 26, 2018 No. 122-OZ. Available at: https://ako.ru/deyatelnost/strategicheskoe-planirovanie-kemerovskoy-oblasti-.php. (In Russian).

15. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya RF na period do 2014 g. [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2014]. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204. Available at: http://static.kremlin.ru/media/acts/ files/0001201805070038.pdf. (In Russian).

16. Career guidance and access for education and training providers: Statutory guidance for governing bodies, school leaders and school staff. October 2018. Department of Education. UK. (In English).

УДК/UDC 371.11(571.17) EDN NTXVMZ

Плосконосова Елена Алексеевна

кандидат технических наук, методист кафедры управления, экономики и правового регулирования в образовании, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово

Рапоцевич Ольга Станиславовна

кандидат педагогических наук, методист кафедры управления, экономики и правового регулирования в образовании, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово

Ploskonosova Elena A.

Candidate of Technical Sciences, Methodologist

of the Department of Management, Economics and Legal

Regulation in Education, Kuzbass Regional Institute

for Advanced Studies and Retraining of Education Workers,

Kemerovo

Rapotsevich Olga S.

Candidate of Pedagogical Sciences, Methodologist of the Department of Management, Economics and Legal Regulation in Education, Kuzbass Regional Institute for Advanced Studies and Retraining of Education Workers, Kemerovo

О РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ON THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND MANAGEMENT COMPETENCE OF MANAGERS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN KEMEROVO REGION

Введение. В статье рассматриваются недостаточно изученные факторы, влияющие на развитие информационно-управленческой компетентности (ИУК) руководящих работников образовательных организаций (ОО) Кемеровской области.

Методология. В статье с позиции системно-диалектического подхода рассмотрены факторы, содействующие развитию ИУК руководящих работников ОО Кемеровской области, и факторы, препятствующие данному процессу.

Результаты. К наиболее значимым факторам, содействующим развитию ИУК руководящих работников ОО Кемеровской области, были отнесены: совершенствование цифровых навыков в управленческой деятельности, применение цифровых технологий для совместной работы с коллегами, участие в разных видах обучения цифровой грамотности. К основным факторам, препятствующим данному процессу, были отнесены: затруднения в работе с облачными хранилищами документов, с цифровыми платформами (Сферум, Zoom, BigBlueButton и др.), недостаточный уровень сформированности умений по разработке локальных нормативных актов в соответствии с требованиями цифровой образовательной среды.

Заключение. Выявленные в работе факторы развития ИУК руководящих работников Кемеровской области могут быть учтены при разработке дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по направлению «Цифровой менеджмент для руководящих работников ОО», при разработке методических рекомендаций по развитию цифровых управленческих компетенций руководителей ОО, а также при проведении последующих мониторин-гов ИУК руководящих работников Кемеровской области и их анализа с целью совершенствования способов ее развития.

Introduction. The article considers insufficiently studied factors affecting the development of information and management competence of managers of educational organizations of the Kemerovo region.

Methodology. The factors contributing to the development of information and management competence of managers of educational organizations of the Kemerovo region are considered from the standpoint of a system-dialectical approach.

Results. The most significant factors facilitating the development of the information and management competences of the executives of the public organizations of the Kemerovo region were: improving digital skills in management activities, the use of digital technologies for collaborative work with colleagues, participation in various types of digital literacy training. The main factors hindering this process were: difficulties in working with cloud storage of documents, with digital platforms (Sferum, Zoom, BigBlueButton, etc.), insufficient level of skills in the development of local regulations in accordance with the requirements of the digital educational environment.

Conclusion. The factors contributing to the development of information and management skills identified in the work can be taken into account when developing an addi-

tional professional advanced training program in the training direction of «Digital management for executives of public organizations», when developing methodological recommendations for the development of digital managerial competencies of managers of public organizations, and also during subsequent monitoring of the skills mentioned and their analysis in order to improve the ways of their development.

Ключевые слова: информационно-управленческая компетентность (ИУК), образовательные организации Кемеровской области, факторы развития ИУК руководящих работников ОО, факторы препятствия ИУК.

Keywords: information management competence; educational organizations of the Kemerovo region; factors contributing to the development of information and management competence of managers, obstacles of developing information and management competence.

Введение

На пути цифровой трансформации образования, прежде всего, необходимо создание условий для непрерывного профессионального развития управленческих кадров в условиях дефицита методических, кадровых и инфраструктурных ресурсов. Это важно для решения ряда проблем общеобразовательных организаций, и обусловлено, в частности, повышающейся значимостью электронных и дистанционных форм обучения, нарастающей потребностью в совершенствовании цифровых компетенций руководящих работников в управлении образовательной организацией и образовательным процессом, содействующих принятию эффективных своевременных управленческих решений.

Перечисленные проблемы нашли отражение в следующих нормативныхдокументах:

1. Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.04.2021 № 250н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)», в котором выделяются следующие обобщенные трудовые функции (ОТФ), содержащие знания и умения по развитию ИУК руководящих работников ОО: управление образовательной деятельностью общеобразовательной организации (п. 3.2.1 - уметь: управлять реализацией образовательных программ общеобразовательной организации, в том числе

в сетевой форме; управлять формированием информационной образовательной среды, в том числе цифровой образовательной среды), администрирование деятельности общеобразовательной организации (п. 3.2.2 - знать информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении общеобразовательной организацией и уметь их использовать); управление развитием общеобразовательной организации (п. 3.2.3 - знать основы цифровизации общеобразовательной организации, уметь реализовывать проекты в сфере цифровой трансформации ОО) [1]. Данный нормативный документ был использован нами в настоящей работе при рассмотрении факторов развития ИУК.

2. Методические рекомендации по профессиональной переподготовке руководителей ОО и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по внедрению и функционированию в ОО целевой модели цифровой образовательной среды в рамках Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» Национального проекта «Образование». Программы повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций направлены на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по имеющимся трудовым функциям, указанным в Профессиональном стандарте руководителя ОО. С этой целью разработан комплект четырех логически связанных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации по цифровой трансформации: «Введение в цифровую трансформацию ОО», «Цифровые технологии для трансформации школы», «Модель управления развитием школы», «Проектирование цифровой трансформации школы» [2]. Основные положения данного нормативного документа были использованы нами при разработке мер по развитию ИУК руководящих кадров ОО Кемеровской области.

Исследование посвящено недостаточно изученным факторам, влияющим на развитие ИУК руководящих работников ОО. Системно-диалектический подход к анализу развития ИУК руководящих работников ОО содействует углублению понимания источников и факторов ее развития.

Цель исследования заключается в поиске способов развития ИУК руководящих работников ОО путем сопоставления факторов, содействующих ее развитию, и факторов, препятствующих данному процессу.

Методология

Объектом исследования является ИУК руководящих работников ОО Кемеровской области. Информационно-управленческая компетентность руководителя - интегративное качество личности, представляющее собой совокупность знаний, умений, опыта, мотивации и ценностного отношения к информационной деятельности, необходимое для эффективной работы с информацией на основе использования новых информационных технологий для решения профессиональных задач в ходе выполнения управленческих функций планирования, организации, мотивации и контроля. В ряде источников литературы [3; 4] основными составляющими информационно-управленческой компетентности (ИУК) руководителя являются: когнитивная, мотивационная, деятельностная. В настоящей работе нами была рассмотрена когнитивная составляющая ИУК руководителя, которая включает в себя знание текстовых редакторов, электронных таблиц, электронной почты и браузеров, мультимедийного оборудования, сетевых технологий, структуры содержания информационно-образовательной среды ОО. Содержание понятия ИУК было использовано авторами при разработке вопросов для анкетирования.

Предметом исследования являются факторы, содействующие развитию ИУК руководящих работников ОО Кемеровской области, и факторы, препятствующие данному процессу.

Методологической основой исследования является системно-диалектический подход. Системно-диалектический подход - это научный метод исследования сложных объектов как систем. В качестве инструментов системно-диалектического подхода использован один из его приемов: «выявление в сложном объекте системоинтегрирующих и системоразрушающих» факторов (в настоящей статье авторы используют термины «содействующие» и «препятствующие» факторы) [5]. Одновременное присутствие в объекте (предприятии, коллективе, стране, биосфере и т. п.) разрушающих и интегрирующих факторов является проявлением закона полярности. Только с учетом взаимосцепления и противостояния данных факторов можно выстроить целостное, взвешенное представление об объекте, понять его реальное положение, источники развития и выработать реалистичные подходы к его реформированию. Идея данного приема выражается следующей логической формулой: интегрирующие (содействующие) факторы < > дезинтегрирующие (противодействующие) факторы.

Фактор - это одна из причин, воздействующих на объект.

Системный подход к анализу развития ИУК руководящих работников ОО содействует углублению понимания источников и факторов ее развития. Инструменты системного подхода были рассмотрены в ряде наших публикаций [6-8]. В данной работе мы используем некоторые из них. В нашем исследовании принимали участие руководящие кадры образовательных организаций Кемеровской области -Кузбасса. Выборка составила 100 человек.

Результаты

В настоящем исследовании проведен анкетный опрос среди руководящих работников ОО Кемеровской области. Анкетный опрос позволил выявить факторы, содействующие развитию ИУК руководящих работников ОО Кемеровской области, и факторы, препятствующие данному процессу.

К факторам, содействующим развитию ИУК руководящих работников ОО Кемеровской области, относятся:

1. Периодичность повышения ИУК. На вопрос «Как часто Вы повышаете свою информационно-управленческую компетентность?» 34,3 % респондентов ответили: «систематически, регулярно, по определенному плану»; 36,8 % - «и самостоятельно, и по направлению учредителя образовательной организации»; 28,9 % -«стихийно, время от времени». Так, 71,1 % управленцев постоянно развивают ИУК. Однако практически у 29 % управленцев не хватает времени на развитие данной компетентности.

2. Совершенствование цифровых навыков в управленческой деятельности. На вопрос «Развиваете ли Вы свои навыки применения цифровых технологий в управленческой деятельности?» 22,4 % респондентов ответили, что совершенствуют свои навыки, обдумывая их и экспериментируя, используют целый ряд ресурсов; 38,2 % - обсуждают с коллегами, как можно использовать ЦТ для улучшения ОД; 9,2 % -помогают коллегам разрабатывать методы и стратегии обучения с использованием цифровых технологий; 30,2 % - редко находится время для совершенствования своих навыков применения ЦТ в УД. Таким образом, практически 70 % (69,8 %) руководящих работников совершенствуют свои навыки в управленческой деятельности образовательными организациями, а у 30 % - не хватает на это времени.

3. Участие в разных видах обучения цифровой грамотности. На вопрос «Обучаетесь ли Вы в Интернете и принимаете участие в вебинарах, конференциях для повышения ИУК?» 57,9 % респондентов ответили, что

часто участвуют в разных видах онлайн-обучения, опробовали различные варианты и площадки онлайн-обучения; 35,5 % - принимали участие в онлайн-обучении один или два раза; 3,8 % ответили, что это новая для них сфера деятельности, о которой они еще не задумывались; 2,8 % ответили, что у них нет такого опыта, но они заинтересованы в таком обучении.

4. Применение цифровых технологий для совместной работы с коллегами. На вопрос «Используете ли Вы цифровые технологии для совместной работы с коллегами внутри и за пределами образовательной организации?» 17,1 % респондентов ответили, что работают с коллегами в общей компьютерной сети или используют общие диски/сервера/облачные технологии; 43,4 % - обмениваются материалами, опытом и идеями с коллегами, в том числе из других организаций; 4 % - разрабатывают материалы вместе с коллегами на онлайн-платформах; 35,5 % - редко взаимодействуют с коллегами с помощью цифровых технологий, но иногда обмениваются материалами с коллегами, например по электронной почте. Так, практически 65 % (64,5 %) руководителей образовательных организаций используют цифровые технологии для совместной работы с коллегами.

5. Уровень сформированности информационно-управленческой компетентности. На вопрос «Как Вы оцениваете свой уровень информационно-управленческой компетентности?» 7,9 % респондентов ответили, что высокий, очень высокий; 69,7 % - средний, выше среднего; 22,4 % - низкий. Из этого следует, что почти 78 % (77,6 %) руководителей образовательных организаций имеют уровень ИУК, достаточный для управленческой деятельности и для того, чтобы выступать в качестве ментора для руководителей других образовательных организаций с более низким уровнем рассматриваемой компетентности.

6. Знание нормативно-правовых документов при работе с сайтом образовательной организации. На вопрос «Знаете ли Вы нормативно-правовое обеспечение требований к сайту образовательной организации?» 72,4 % респондентов ответили «да»; 22,4 % - иногда нуждаются в помощи; 5,2 % - «нет».

7. Применение цифровых инструментов во взаимодействии с родителями и коллегами. На вопрос «Используете ли Вы различные цифровые каналы для общения с родителями и коллегами?» 9,2 % респондентов ответили, что используют самые простые цифровые каналы для общения, например e-mail; 38,2 % -сочетают различные цифровые каналы для общения, например e-mail или веб-сайт образовательной организации; 6,5 % - обдумывают, обсуждают и активно

разрабатывают свои собственные средства коммуникации (блог, форум, собственный сайт); 46,1 % -не используют или редко используют цифровые каналы для общения. Так, практически 54 % (53,9 %) управленцев используют во взаимодействии с родителями и коллегами цифровые инструменты. Однако практически половина - 46,1 % - не применяют современных цифровых инструментов.

К факторам, препятствующим развитию ИУК руководящих работников ОО Кемеровской области, относятся:

1. Затруднения в работе с интерактивной доской. На вопрос «Умеете ли Вы пользоваться интерактивной доской/интерактивной панелью (введение записей, заметок на интерактивной доске или сенсорной ЖК-панели)?» 30,3 % респондентов ответили «да»; 39,5 % - иногда нуждаются в помощи; 30,2 % - «нет». Итак, практически 70 % (69,7 %) управленческих кадров нуждаются и в совершенствовании компетенций (39,5 %), и в формировании базовых навыков работы с интерактивной панелью (30,2 %).

2. Затруднения в работе с MS Excel. На вопрос «Умеете ли Вы создавать расчетные таблицы в MS Excel с использованием формул, а также математических, логических, статистических функций, строить диаграммы?» 22,4 % респондентов ответили «да»; 43,4 % -иногда нуждаются в помощи; 34,2 % - «нет». В результате 77,6 % руководителяей ОО необходимо совершенствовать навыки работы с MS Excel, в частности с расчетными таблицами в данной программе.

3. Недостаточный уровень сформированности умений по работе с облачными хранилищами документов. На вопрос «Умеете ли Вы работать с облачными хранилищами документов?» 38,2 % респондентов ответили «да»; 39,5 % - иногда нуждаются в помощи; 22,3 % - «нет». Так, практически 62 % (61,8 %) - либо не умеют работать с облачными хранилищами документов (22,3 %), либо нуждаются в техническом сопровождении (39,5 %).

4. Затруднения в работе с цифровыми платформами (Сферум, Zoom, BigBlueButton и др). На вопрос «Умеете ли Вы применять готовые электронные продукты для дистанционной связи (платформа Сферум, BigBlueButton и др.)?»: 36,8 % респондентов ответили «да»; 43,4 % - иногда нуждаются в помощи; 19,8 % -«нет». В результате 63,2 % управленцев нуждаются в обучении работе с современными цифровыми платформами, что особенно актуально в период дистанционного управления деятельностью ОО.

5. Недостаточный уровень сформированности умений по разработке содержания локальных нормативных актов в соответствии с требованиями цифро-

вой образовательной среды. На вопрос «Владеете ли Вы информацией о локальных нормативных актах по требованиям к цифровой образовательной среде (структура, элементы и т. д.)?» 30,3 % респондентов ответили «да»; 51,3 % - иногда нуждаются в помощи; 18,4 % - «нет». Итак, практически 70 % (69,7 %) управленческих кадров имеют недостаточный уровень знаний локальных нормативных актов для работы в цифровой образовательной среде.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ИУК руководящих кадров ОО Кемеровской области до конца не изучена, хотя имеет потенциал для развития. Применение системно-диалектического подхода, предполагающего выявление и сопоставление факторов, содействующих ее развитию, и факторов, препятствующих данному процессу, позволяет определить перспективы развития ИУК руководящих кадров ОО Кемеровской области.

Наиболее значимыми, с нашей точки зрения, факторами, содействующими развитию ИУК руководящих работников ОО Кемеровской области, выступают: совершенствование цифровых навыков в управленческой деятельности, применение цифровых технологий для совместной работы с коллегами, участие в разных видах обучения цифровой грамотности. К факторам, препятствующим данному процессу, были отнесены: затруднения в работе с облачными хранилищами документов, с цифровыми платформами (Сферум, Zoom, BigBlueButton и др.), недостаточный уровень сформированности умений по разработке локальных нормативных актов в соответствии с требованиями цифровой образовательной среды.

Анализ факторов развития ИУК руководящих работников ОО, содействующих ее развитию, и факторов, препятствующих данному процессу, позволит всем заинтересованным сторонам эффективнее решать имеющиеся проблемы. С учетом данных факторов можно более продуктивно подойти к разработке системы мер, направленных на ослабление действия препятствующих развитию ИУК руководящих кадров ОО Кемеровской области факторов и усиление действия содействующих ее развитию факторов.

Прежде всего, по нашему мнению, такая система мер должна включать:

1. Разработку дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по направлению «Цифровой менеджмент для руководящих работников ОО» Кемеровской области.

2. Организацию послекурсового методического сопровождения руководящих работников ОО Кемеровской области.

3. Разработку методических рекомендаций по развитию цифровых управленческих компетенций руководящих работников ОО.

4. Проведение образовательных событий, на которых демонстрируется опыт эффективных практик, направленных на развитие ИУК управленческих кадров ОО.

5. Формирование стажировочных и инновационных площадок на базе ОО Кемеровской области, являющихся лидерами по направлению «Цифровая трансформация образования».

Литература

1. Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_394567/ (дата обращения: 13.05.2022).

2. Об утверждении методических рекомендаций профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по внедрению и функционированию в образовательных организациях целевой модели цифровой образовательной среды [Электронный ресурс] : распоряжение от 29.05.2020 № Р-48. URL: https://docs.cntd.ru/document/565548641 (дата обращения: 13.05.2022).

3. Акимов А. М. К проблеме формирования информационной компетентности руководителя образовательной организации // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-2. С. 296-299.

4. Чувгунова О. А. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность преподавателя вуза: диагностика и развитие // Открытое образование. 2019. Т. 23, № 3. С. 49-60.

5. Винограй Э. Г. Философия науки и техники. Кемерово, 2019. С. 80-85.

6. Плосконосова Е. А. О факторах развития цифрового менеджмента в общеобразовательных организациях Кемеровской области // Интеллектуальный потенциал человека в системе современных научно-образовательных процессов : материалы Второй Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Томск, 2021. С. 210-218.

7. Плосконосова Е. А., Гоосен Е. В., Никитенко С. М. Перспективы развития научно-образовательных центров в условиях цифровизации экономики России // Управление организациями в современной экономике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 300-летию освоения Кузбасса. Кемерово, 2020. С. 53-56.

8. Винограй Э. Г, Плосконосова Е. А. Диагностический анализ социально-экономической ситуации в России. Параметры

кризиса и стратегия его преодоления // Экономика и предпринимательство. 2019. № 7 (108). С. 147-152.

References

1. Professionally]' standart «Rukovoditel' obrazovatel'noj organi-zacii (upravlenie doshkol'nojobrazovatel'nojorganizaciej i obshcheobrazovatel'noj organizaciej)» [Professional standard "Head of an educational organization (management of a preschool educational organization and a general educational organization)"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_394567/ (accessed 13.05.2022). (In Russian).

2. Ob utverzhdenii metodicheskih rekomendacijprofessional'noj perepodgotovki rukovoditelejobrazovatel'nyh organizacij i organov ispolnitel'noj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii, osu-shchestvlyayushchih gosudarstvennoe upravlenie v sfere obra-zovaniya, po vnedreniyu i funkcionirovaniyu v obrazovatel'nyh organizaciyah celevoj modeli cifrovoj obrazovatel'noj sredy [On the approval of methodological recommendations for professional retraining of heads of educational organizations and executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation exercising public administration in the field of education, on the implementation and functioning in educational organizations of the target model of the digital educational environment]. Order of May 29, 2020 No. R-48. Available at: https://docs.cntd.ru/doc-ument/565548641 (accessed 13.05.2022). (In Russian).

3. Akimov A. M. K probleme formirovaniya informatsionnoy kom-petentnosti ru-kovoditelya obrazovatel'noy organizatsii [To the problem of formation of information competence of the head of the educational organization]. Modern Science-Intensive Technologies, 2016, no. 4-2, pp. 296-299. (In Russian).

4. Chuvgunova O. A. Informatsionno-kommunikatsionno-tekhnolo-gicheskaya kompetentnost' prepodavatelya vuza: diagnostika i razvitiye [ICT-competence of university lecturers: diagnostics and development]. Open Education, 2019, vol. 23, no. 3, pp. 49-60. (In Russian).

5. Vinogray E. G. Filosofiya nauki i tekhniki [Philosophy of science and technology]. Kemerovo, 2019, pp. 80-85. (In Russian).

6. Ploskonosova E. A. O faktorakh razvitiya tsifrovogo menedzh-menta v obshcheobrazovatel'nykh organizatsiyakh [On the factors of development of digital management in educational institutions of the Kemerovo region]. Intellectual potential of a person in the system of modern scientific and educational processes. Proceedings of the Second All-Russian scientific and practical conference with international participation. Tomsk, 2021, pp. 210-218. (In Russian).

7. Ploskonosova E. A. Perspektivy razvitiya nauchno-obrazovatel'nykh tsentrov v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki Rossii [Prospects for the development of scientific and educational centers in the context of digitalization of the Russian economy]. Management of organizations in modern economics. Proceedings of the III All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 300th anniversary of the development of Kuzbass]. Kemerovo, 2020, pp. 53-56. (In Russian).

8. Vinogray E. G., Ploskonosova E. A. Diagnosticheskiy analiz sotsial'no-ekonomicheskoy situatsii v Rossii. Parametry krizisa i strategiya yego preodoleniya [Diagnostic analysis of the socioeconomic situation in Russia. parameters of the crisis and strategy for overcoming IT]. Economics and Entrepreneurship, 2019, no. 7 (108), pp. 147-152. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.