Научная статья на тему 'О ФАКТОРАХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

О ФАКТОРАХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровой менеджмент (ЦМ) / общеобразовательные орга-низации Кемеровской области / факторы / содействующие развитию ЦМ и факторы / противодействующие развитию ЦМ. / digital management (digital management) / educational organizations of the Kemerovo region / factors contributing to the development of digital brain and fac-tors opposing the development of digital brain.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плосконосова Елена Алексеевна

Цифровой менеджмент в общеобразовательных организациях играет важную роль в формировании эффективного образовательного процесса, сфокусированного на обеспечение качества образования. Однако, недостаточно изучены факторы, способствующие развитию управления общеобразовательными организациями посредством использования цифровых ресурсов. В статье с пози-ции системно-диалектического подхода рассмотрены факторы как содействующие, так и противодействующие развитию цифрового менеджмента в общеобразова-тельных организациях Кемеровской области. Наиболее значимыми факторами, со-действующими развитию цифрового менеджмента в ОО, выступают: ИКТ для ор-ганизации и управления образовательным процессом в общеобразовательных ор-ганизациях, оснащенность дополнительным цифровым оборудованием ОО, поло-жительная динамика доли административных работников ОО, владеющих базо-выми навыками использования ИКТ. К наиболее значимым факторам, противодей-ствующим развитию цифрового менеджмента в ОО, можно отнести: отрицатель-ная динамика по курсам повышения квалификации работников ОО «Использова-нию ИКТ в профессиональной деятельности», степень готовности управленческого корпуса и резерва управленческих кадров в образовании к переходу на цифровой менеджмент, разные уровни ИКТ-компетентности в управленческой команде. Рас-смотренные в работе факторы могут быть учтены при разработке механизмов, спо-собствующих развитию цифровых возможностей в управлении общеобразователь-ными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плосконосова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FACTORS OF DIGITAL MANAGEMENT DEVELOPMENT IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS KEMEROVSK REGION

Digital management in general education organizations plays an im-portant role in the formation of an effective educational process focused on ensuring the quality of education. However, the factors contributing to the development of manage-ment of general educational organizations through the use of digital management re-sources have not been sufficiently studied. In the article, from the standpoint of the sys-tem-dialectical approach, the factors both promoting and opposing the development of digital management in educational organizations of the Kemerovo region are considered. The most significant factors contributing to the development of digital management in educational institutions are: ICT for organizing and managing the educational process in general education organizations, equipping with additional digital equipment for educa-tional institutions, positive dynamics in the proportion of administrative employees of educational institutions who have basic skills in using ICT ... The most significant factors opposing the development of digital management in educational institutions include: neg-ative dynamics in the courses of advanced training for employees of the public organiza-tion "Using ICT in professional activities", the degree of readiness of the management corps and the reserve of management personnel in education for the transition to digital management. , different levels of ICT competence in the management team. The factors considered in the work can be taken into account when developing mechanisms that con-tribute to the development of digital opportunities in the management of general educa-tional organizations.

Текст научной работы на тему «О ФАКТОРАХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

«Инновационные аспекты развития науки и техники» УДК 373.1

Плосконосова Елена Алексеевна Ploskonosova Elena Alekseevna

Кандидат технических наук, доцент, методист Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, methodist Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Kuzbass Regional Institute professional development and retraining of educators

О ФАКТОРАХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ON THE FACTORS OF DIGITAL MANAGEMENT DEVELOPMENT IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS KEMEROVSK REGION

Аннотация. Цифровой менеджмент в общеобразовательных организациях играет важную роль в формировании эффективного образовательного процесса, сфокусированного на обеспечение качества образования. Однако, недостаточно изучены факторы, способствующие развитию управления общеобразовательными организациями посредством использования цифровых ресурсов. В статье с позиции системно-диалектического подхода рассмотрены факторы как содействующие, так и противодействующие развитию цифрового менеджмента в общеобразовательных организациях Кемеровской области. Наиболее значимыми факторами, содействующими развитию цифрового менеджмента в ОО, выступают: ИКТ для организации и управления образовательным процессом в общеобразовательных организациях, оснащенность дополнительным цифровым оборудованием ОО, положительная динамика доли административных работников ОО, владеющих базовыми навыками использования ИКТ. К наиболее значимым факторам, противодействующим развитию цифрового менеджмента в ОО, можно отнести: отрицательная динамика по курсам повышения квалификации работников ОО «Использованию ИКТ в профессиональной деятельности», степень готовности управленческого

XVМеждународная научно-практическая конференция корпуса и резерва управленческих кадров в образовании к переходу на цифровой менеджмент, разные уровни ИКТ-компетентности в управленческой команде. Рассмотренные в работе факторы могут быть учтены при разработке механизмов, способствующих развитию цифровых возможностей в управлении общеобразовательными организациями.

Annotation. Digital management in general education organizations plays an important role in the formation of an effective educational process focused on ensuring the quality of education. However, the factors contributing to the development of management of general educational organizations through the use of digital management resources have not been sufficiently studied. In the article, from the standpoint of the system-dialectical approach, the factors both promoting and opposing the development of digital management in educational organizations of the Kemerovo region are considered. The most significant factors contributing to the development of digital management in educational institutions are: ICT for organizing and managing the educational process in general education organizations, equipping with additional digital equipment for educational institutions, positive dynamics in the proportion of administrative employees of educational institutions who have basic skills in using ICT ... The most significant factors opposing the development of digital management in educational institutions include: negative dynamics in the courses of advanced training for employees of the public organization "Using ICT in professional activities", the degree of readiness of the management corps and the reserve of management personnel in education for the transition to digital management. , different levels of ICT competence in the management team. The factors considered in the work can be taken into account when developing mechanisms that contribute to the development of digital opportunities in the management of general educational organizations.

Ключевые слова: цифровой менеджмент (ЦМ), общеобразовательные организации Кемеровской области, факторы, содействующие развитию ЦМ и факторы, противодействующие развитию ЦМ.

Key words: digital management (digital management), educational organizations of the Kemerovo region, factors contributing to the development of digital brain and factors opposing the development of digital brain.

В 2018 году федеральный проект «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» впервые поставил

«Инновационные аспекты развития науки и техники» задачу по разработке и реализации программы профессиональной переподготовки руководителей, осуществляющих государственное управление в сфере образования в субъектах РФ, а также по внедрению и функционированию в образовательных организациях целевой модели цифровой образовательной среды. Кроме того, одним из направлений реализации регионального проекта «Кадры для цифровой экономики» в качестве результата предполагает, что к 31.12.2021 «жители Кемеровской области должны пройти переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования». Однако, задача создания цифровой системы управления образованием и другие первоочередные задачи в сфере образования должны быть сфокусированы не только на взаимодействие с воспитанником, учеником, но и на взаимодействие руководителя и сотрудника посредством использования возможностей цифровых ресурсов. В этой связи, для развития цифрового менеджмента в образовательных организациях Кемеровской области, в частности общеобразовательных, в первую очередь необходимо выявить факторы, влияющие на его развитие.

Таким образом, исследование посвящено недостаточно изученным факторам, влияющим на развитие цифрового менеджмента в общеобразовательных организациях (ОО) Кемеровской области.

В качестве методологии исследования использован один из приемов системно-диалектического подхода - «выявление в сложном объекте системоинтегрирующих и системоразрушающих» факторов (в настоящей статье авторы используют термины «содействующие» и «противодействующие» факторы) [1]. Одновременное присутствие в объекте (предприятии, коллективе, стране, биосфере и т.п.) разрушающих и интегрирующих факторов является проявлением закона полярности. Только с учетом взаимосцепления и противостояния данных факторов можно выстроить целостное, взвешенное представление об объекте, понять его реальное положение, источники развития и

XVМеждународная научно-практическая конференция выработать реалистичные подходы к его реформированию. Идея данного приема выражается следующей логической формулой: Интегрирующие (содействующие) факторы <=> дезинтегрирующие (противодействующие) факторы. Системно-диалектический подход к анализу развития цифрового менеджмента в ОО региона содействует углублению понимания факторов его развития.

Сосредоточим анализ на возможностях развития цифрового менеджмента в общеобразовательных организациях (ОО) Кемеровской области.

1 этап - анализ показателей, связанных с информатизацией общеобразовательных организаций Кемеровской области.

Таблица 1. Анализ показателей, связанных с информатизацией

общеобразовательных организаций Кемеровской области

Показатели годы

по состоянию на учебного года 1 сентября указанного

2015/16 уч. г. 2019/20 уч. г.

Количество ПК на одну общеобразо- 44,90 51,68

вательную организацию (ОО), ед.

Приобретенные и эксплуатируемые ПК (5 и менее лет назад ), % от их об- 67,30 48,47

щего числа

Приобретенные и эксплуатируемые ПК (6-10 лет назад ), % от их общего 27,76 39,14

числа

Приобретенные и эксплуатируемые ПК (более 10 лет назад ), % от их об- 4,94 12,39

щего числа

Дополнительное цифровое оборудование (всего), % от общего числа ОО 99,71 100

Выход в Интернет, % от общего числа 99,42 99,85

ОО в регионе

Административные работники, владеющие базовыми навыками использо- 89,77 91,05

вания ИКТ, % от общего числа адми-

нистративных работников ОО

Использование ИКТ для организации 80,20 85,96

и управления образовательным процессом, % от общего числа ОО: Осу-

ществление внутреннего документо-

оборота в электронном виде

Продолжение Таблицы 1

Использование ИКТ для организации и управления образовательным процессом, % от общего числа ОО: Создание информационных баз данных 90,32 95,22

Использование ИКТ для организации и управления образовательным процессом, % от общего числа ОО: Организация сайта 99,28 100

Составлено автором на основе данных источника: Качество образования. Состояние общего (включая дошкольное) и дополнительного образования Кемеровской области: результаты мониторинга/ Л.В. Го-лубицкая, О.Г. Красношлыкова, И.В. Шефер и др.-Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2020.-Выпуск 2(24).- С. 55-65.

Из таблицы 1 видно, что за 5 лет с 2015/16 по 2019/20 учебный год количество персональных компьютеров (ПК) на одну ОО в Кемеровской области в среднем выросло на 15%, с 44,90 до 51,68 единицы. Между тем, имеет место процесс старения технических средств. Так, доля ПК, приобретенных пять и менее лет назад, ежегодно уменьшается (за 5 лет снижение составило 18,8%, с 67,30 % в 2015/16 учебном году до 48,47 % в 2019/20 учебном году). При этом доля ПК, приобретенных 6-10 лет назад, увеличилась на 11,4%, с 27,76% до 39,14%, а доля ПК, приобретенных более 10 лет назад, увеличилась на 7,5%, с 4,9% до 12,39%. Доля дополнительного цифрового оборудования в ОО региона за 5 лет с 2015/16 по 2019/20 учебный год увеличилась на 0,3%, а доля выхода в Интернет ОО за этот же периода на 0,4%. За рассматриваемый период увеличилась на 1,3%, с 89,77% до 91,05 % доля административных работников ОО, владеющих базовыми навыками использования ИКТ. Кроме этого, положительная динамика за 2015/16 -2019/20 учебный год наблюдается по такому показателю как «Использование ИКТ для организации и управления образовательным процессом в ОО». В частности, доля ОО Кемеровской области,

XVМеждународная научно-практическая конференция осуществляющих внутренний документооборот в электронном виде увеличилась на 5,8%, доля ОО, в которых созданы информационные базы данных, увеличилась на 4,9%, а доля ОО, в которых созданы сайты, увеличилась на 0,7%.

С учетом этого обстоятельства перейдем к рассмотрению возможностей развития развитию цифрового менеджмента в ОО Кемеровской области.

2 этап - анализ факторов, содействующих и противодействующих развитию цифрового менеджмента в ОО Кемеровской области.

К факторам, содействующим развитию цифрового менеджмента в ОО Кемеровской области, можно отнести:

1. Оснащенность дополнительным цифровым оборудованием общеобразовательных организаций. Удельный вес ОО, оснащенных дополнительным цифровым оборудованием, на начало 2019/20 учебного года составил 100 % (табл.1). На протяжении последних пяти лет наблюдается тенденция к увеличению доли ОО, обеспеченных мультимедийными проекторами (с 90,32 до 93,21 %), интерактивными досками (с 85,98 до 91,51 %), цифровыми приставками учебного назначения (с 21,82 до 28,40 %), веб-камерами (с 52,31 до 59,57 %) [ 2, с. 59 ].

2. Использование ресурсов образовательных платформ «Яндекс-учебник», «Я учитель» и т.п. Данные ресурсы на основе кейсовых и тестовых вопросов позволяют выявить дефициты у административно-управленческого и педагогического персонала для дальнейшего их устранения. Так, небольшой опрос данной целевой аудитории (30 человек) в рамках вебинара «Оценка цифровой профкопетентности руководящих работников и резерва управленческих кадров» показал следующие результаты (Рис.1)

Укажите важные на ваш взгляд инструменты для организации образовательного процесса?

31 ответ

Презентации Просмотр видео/ прослушив...

Создание видео / аудио Готовые цифровые решения... Цифровые викторины или оп... Интерактивные приложения...

Цифровые плакаты ^■ Ментальные карты 7 (22,6 %)

Инструменты планирования

Блоги и вики 5 (16,1 %)

Еще не использую -0 (0 %)

О 10

|—31 (100 %)

29 (93,5 %)

18 (58,1 %)

—23 (74,2 %)

21 (67,7 %)

18 (58,1 %)

16(51,6%)

12(38,7%)

20

30

40

Рис.1 Инструменты для организации образовательного процесса

Из рисунка 1 видно, что наиболее популярным инструментом в образовательном процессе являются «презентации»-100%, на втором месте -«просмотр видео / прослушивание аудио»-93,5% и на третьем месте -«Готовые цифровые решения (Яндекс-учебник, ЯКласс, Российская электронная школа и т.д.)».

3. Положительная динамика доли административных работников ОО, владеющих базовыми навыками использования ИКТ. За рассматриваемый период их доля увеличилась на 1,3%, с 89,77% до 91,05 % (таблица 1). Сохранение данной тенденции в будущем будет содействовать формированию цифрового кабинета руководителя, тем самым развивая цифровые компетенции административно-управленческих кадров в рамках оптимизации процесса взаимодействия руководителя и сотрудника. Однако, в сравнении с первым фактором, хорошая техническая оснащенность и доступность наиболее современного оборудования в образовательном учреждении сами по себе, без соответствующего уровня развития ИКТ-компетентности преподавателя, не являются гарантом успешного применения ИКТ [ 3, с. 55].

4. Использование ИКТ для организации и управления образовательным процессом в общеобразовательных организациях. За последние 5 лет (2015/16 - 2019/20гг.) доля организаций, использующих ИКТ

XVМеждународная научно-практическая конференция для организации и управления образовательным процессом показывает положительную динамику, в частности: в осуществлении внутреннего документооборота в электронном виде (рост доли ОО на 5,8%), в создании информационных баз данных (рост доли ОО на 4,9%), в организации сайтов (рост доли ОО на 0,7%). Данный фактор во взаимодействии с предыдущим будут сфокусированы на формировании цифрового кабинета руководителя на основе таких модулей как электронный документооборот, делопроизводство, планирование, аналитика и ряде других модулей, необходимых в управлении ОО.

К факторам, противодействующим развитию цифрового менеджмента в ОО Кемеровской области, можно отнести:

Отрицательная динамика по курсам повышения квалификации (ПК) работников ОО « Использованию ИКТ в профессиональной деятельности». Доля работников ОО в Кемеровской области, имеющих документы (сертификаты, свидетельства) об окончании таких курсов за 2015/16 - 2019/20 уч. г. уменьшилась с 44,56 до 40,98 (по состоянию на 1 сентября указанного учебного года) [2, с.62]. Изменить такую тенденцию на противоположную возможно за счет использования современного метода в процессе непрерывного обучения управленческих кадров «командами» в очном или дистанционном режиме.

2. Низкая степень готовности управленческого корпуса и резерва управленческих кадров в образовании к переходу на цифровой менеджмент. Это обусловлено тем, что в предыдущий период информационная (и тем более цифровая) профкомпетентность руководящих и педагогических работников отождествлялась с базовой ИТ-компетентностью, то есть с владением ПК на уровне пользователя, умеющего работать в пакете Microsoft или функционально аналогичных программах. Систематическая работа по внедрению информатизации и цифровиза-ции в образовательный процесс (даже не образовательное

«Инновационные аспекты развития науки и техники» пространство) номинально велась, но качественно лишь специалистами в вопросах информационных технологий.

3. Технические риски (скорость интернет-соединения). Это создает трудности и в реализации учебно-образовательного процесса, и во взаимодействии в дистанционном режиме управленческой команды при принятии управленческих решений. К причинам, снижающим скорость интернет-соединения относятся к примеру такие как: низкая общая пропускная способность беспроводной сети, зависящей от того какие беспроводные технологии поддерживают технические устройства (роутер, компьютер и пр.) Или, к примеру, программное обеспечение роутера может повысить (если оно старое) или понизить (если новое) возможные технические риски.

4. Период эксплуатации персональных компьютеров (ПК) в ОО Кемеровской области. Количество приобретённых и эксплуатируемых 5 и менее лет назад ПК уменьшилось на 18,8%, с 67,30 % в 2015/16 учебном году до 48,47 % в 2019/20 учебном году по сравнению с количеством ПК, приобретённых и эксплуатируемых более 10 лет назад , их количество за рассматриваемый период увеличилось на 7,5% с 4,9% до 12,39% (таблица 1).

5. Разные уровни ИКТ-компетентности в управленческой команде. Большинство преподавателей не планируют повышение квалификации в этой области и повышают ее стихийно, от случая к случаю. Основные формы повышения квалификации - самообразование и посещение курсов повышения квалификации. Однако, курсы повышения квалификации по использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности не учитывают разноуровневость обучающихся и не обеспечивают индивидуального подхода в соответствии с их потребностями. Самостоятельный поиск информации о новых ИКТ не всегда эффективен, поскольку управленческие и педагогические кадры не являются профессионалами в области ИКТ [3, с. 57].

XVМеждународная научно-практическая конференция

Таким образом, на основе системно-диалектического подхода в данной работе были рассмотрены факторы, содействующие и противодействующие развитию цифрового менеджмента в ОО Кемеровской области, учет которых поможет в разработке проектов, направленных на оптимизацию процессов управления ОО с учетом возможностей цифрового образовательного пространства. Наиболее значимыми факторами, содействующими развитию цифрового менеджмента в ОО, выступают: ИКТ для организации и управления образовательным процессом в общеобразовательных организациях, оснащенность дополнительным цифровым оборудованием ОО, положительная динамика доли административных работников ОО, владеющих базовыми навыками использования ИКТ. К наиболее значимым факторам, противодействующим развитию цифрового менеджмента в ОО, можно отнести: отрицательная динамика по курсам повышения квалификации работников ОО «Использованию ИКТ в профессиональной деятельности», степень готовности управленческого корпуса и резерва управленческих кадров в образовании к переходу на цифровой менеджмент, разные уровни ИКТ-компетентности в управленческой команде.

Библиографический список:

1. Винограй Э.Г. Философия науки и техники: учебное пособие /Э.Г. Винограй; Кемеровский государственный университет.-Кеме-рово. 2019. С.80-85.

2. Качество образования. Состояние общего (включая дошкольное) и дополнительного образования Кемеровской области: результаты мониторинга/ Л.В. Голубицкая, О.Г. Красношлыкова, И.В. Шефер и др.-Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2020.-Выпуск 2(24).- С. 55-65.

3. Чувгунова О.А. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность преподавателя вуза: диагностика и развитие // Открытое образование. 2019. Т. 23. № 3. С. 49-60.

© Е.А. Плосконосова, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.