Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕНТР ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысенко Виктор Геннадьевич

Введение. Деятельность центра опережающей профессиональной подготовки на базе учреждений среднего профессионального образования позволяет определенным образом нивелировать влияние негативных факторов на систему профессиональной подготовки специалистов за счет сетевого взаимодействия всех профильных образовательных организаций, работодателей и бизнес-структур с целью опережающего экономического развития базовых отраслей промышленности региона. Методология. Ведущими методами исследования являются общенаучные и эмпирические методы; анализ научно-методической литературы, программных и нормативно-правовых документов развития образования, работ по изучаемой проблеме опережающей подготовки. Результаты. Рассмотрены подходы к идее опережающей подготовки в системе отечественного образования, уточнена авторская трактовка понятия «опережающая профессиональная подготовка в условиях центра опережающей подготовки», представлены педагогические условия ее реализации в регионе, проиллюстрированные наиболее значимыми результатами отдельных направлений деятельности Центра опережающей профессиональной подготовки. Заключение. Представленный опыт работы ЦОПП, ориентированный на приоритеты социально-экономического развития региона, основанный на тесном взаимодействии с партнерами, может быть применим в профессиональных образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF AN ADVANCED PROFESSIONAL TRAINING SYSTEM IN CONDITIONS OF AN ANTICIPATORY PROFESSIONAL TRAINING CENTER

Introduction. The establishment of centers for advanced vocational training on the basis of secondary vocational education institutions allows to neutralize influences of negative factors on the system that provides professional training to specialists through combining the efforts from all specialized educational institutions, employers and business structures in accordance with network interaction in order to implement the advanced economic development of the main regional industries. Methodology. Foremost research methods used to achieve the desired goals are: general scientific and empirical methods, analysis of scientific and methodological literature, program documents and legislative documents focused on the problem of advanced (proactive) training. Results. The article describes approaches to the idea of advanced (proactive) training in the national education system. Moreover, the paper specifies and clarifies the author’s interpretation of the concept «advanced vocational training under the conditions of an advanced training center» and presents the pedagogical conditions for its implementation in the region which are illustrated by the most significant results obtained through certain activities of an advanced training center. Conclusion. The presented approaches to the establishment of the advanced vocational training system focused on the priorities of the socio-economic regional development and based on the close interaction and cooperation between the advanced vocational training center and partners can be applied and implemented in the operation of vocational educational organization.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК/UDC 377.5 EDN UPOCYM

Лысенко Виктор Геннадьевич

кандидат педагогических наук, директор, Сибирский политехнический техникум, г. Кемерово

g|!£

Lysenko Viktor G.

Candidate of Pedagogical Sciences, Siberian Polytechnic College, Kemerovo

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF AN ADVANCED PROFESSIONAL TRAINING SYSTEM IN CONDITIONS OF AN ANTICIPATORY PROFESSIONAL TRAINING CENTER

Введение. Деятельность центра опережающей профессиональной подготовки на базе учреждений среднего профессионального образования позволяет определенным образом нивелировать влияние негативных факторов на систему профессиональной подготовки специалистов за счет сетевого взаимодействия всех профильных образовательных организаций, работодателей и бизнес-структур с целью опережающего экономического развития базовых отраслей промышленности региона.

Методология. Ведущими методами исследования являются общенаучные и эмпирические методы; анализ научно-методической литературы, программных и нормативно-правовых документов развития образования, работ по изучаемой проблеме опережающей подготовки.

Результаты. Рассмотрены подходы к идее опережающей подготовки в системе отечественного образования, уточнена авторская трактовка понятия «опережающая профессиональная подготовка в условиях центра опережающей подготовки», представлены педагогические условия ее реализации в регионе, проиллюстрированные наиболее значимыми результатами отдельных направлений деятельности Центра опережающей профессиональной подготовки.

Заключение. Представленный опыт работы ЦОПП, ориентированный на приоритеты социально-экономического развития региона, основанный на тесном взаимодействии с партнерами, может быть применим в профессиональных образовательных организациях.

Introduction. The establishment of centers for advanced vocational training on the basis of secondary vocational

education institutions allows to neutralize influences of negative factors on the system that provides professional training to specialists through combining the efforts from all specialized educational institutions, employers and business structures in accordance with network interaction in order to implement the advanced economic development of the main regional industries.

Methodology. Foremost research methods used to achieve the desired goals are: general scientific and empirical methods, analysis of scientific and methodological literature, program documents and legislative documents focused on the problem of advanced (proactive) training.

Results. The article describes approaches to the idea of advanced (proactive) training in the national education system. Moreover, the paper specifies and clarifies the author's interpretation of the concept «advanced vocational training under the conditions of an advanced training center» and presents the pedagogical conditions for its implementation in the region which are illustrated by the most significant results obtained through certain activities of an advanced training center.

Conclusion. The presented approaches to the establishment of the advanced vocational training system focused on the priorities of the socio-economic regional development and based on the close interaction and cooperation between the advanced vocational training center and partners can be applied and implemented in the operation of vocational educational organization.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, центр опережающей профессиональной подготовки, профессиональная ориентация, взаимодействие профессиональных образовательных организаций и работодателей.

Keywords: secondary vocational education, advanced (proactive) vocational training center, career guidance, collaboration of professional educational organizations and employers.

Введение

Модернизация системы профессионального образования в России актуализировала проблему профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров нового поколения, обладающих востребованными на рынке труда компетенциями, умеющих анализировать свою профессиональную деятельность, способных к работе с высокотехнологичным современным оборудованием.

Возможности модернизации системы среднего профессионального образования (СПО) предлагаются центрами опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) - инновационной структурой на базе, в том числе, профессиональных образовательных организаций (ПОО).

Задачи, позволяющие достичь поставленных перед системой среднего профессионального образования целей, связаны с модернизацией профессионального образования, в том числе «посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ; формирования системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими» [15, с. 6].

В данной статье представлены основные направления деятельности системы опережающей профессиональной подготовки специалистов среднего профессионального образования, где особую роль играет Центр опережающей профессиональной подготовки как координатор взаимодействия учреждений СПО, школ, вузов, предприятий по подготовке квалифицированных кадров, востребованных на региональном рынке труда.

Рассмотрена идея «опережения» в системе отечественного образования, предложен опыт создания системы опережающей профессиональной подготовки на базе ЦОПП Кемеровской области, представлены наиболее значимые результаты деятельности по организации взаимодействия региональной сети партнеров на базе ЦОПП, профориентационной работе в рамках Федерального проекта «Билет в будущее» в 2021 г. и др.

Методология

Актуальность заявленной темы связана, в том числе, с недостаточностью работ по опережающей под-

готовке кадров в системе среднего профессионального образования. К тому же в педагогической науке сегодня нет однозначности в подходах к определению таких понятий, как «опережающее непрерывное образование», «опережающая подготовка специалистов», «опережающее профессиональное образование» и др.

В своем исследовании мы опирались на работы по определению понятия «опережающее образование», предложенного группой ученых, трактующих его как образование, которое «обеспечивает ускоренное развитие и саморазвитие обучаемых, формируя у них адаптивность и мобильность к быстро меняющимся экономическим, производственным и социальным требованиям» [3; 5; 6]. При этом необходимо иметь в виду, что адаптивность и профессиональное развитие будущего специалиста будут более успешными в условиях личностно развивающего подхода. На это указывает большинство исследователей.

В связи с ориентацией образования на личность человека следует иметь в виду, что «ускоренное развитие личности возможно в случае отчетливо выраженной потребности в саморазвитии и самореализации в профессии, что представляет собой самоактуализацию личности» [10].

Самореализация человека в профессии, реформирование и развитие профессионального образования, совершенствование профессиональных навыков и профессионального мастерства специалистов на производстве - вопросы, которые освещали в своих работах П. Р. Атутов, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко и др. В частности, говоря об опережающей подготовке, П. Р. Атутов подчеркивал, что «такая подготовка предусматривает изменение содержания методов и форм профессионального образования, совершенствование его структуры в зависимости от насущных потребностей региона в кадрах на перспективу» [1, с. 228].

В своем исследовании мы предлагаем опираться на следующие парадигмы идеи «опережения»:

1. Ориентация на опережение, т. е. уровень профессионального образования должен опережать сегодняшние потребности производства.

2. Социально-экономическая ответственность, т. е. понимание образовательной организацией своей миссии по обеспечению социально-экономического развития региона.

3. Стремление к саморазвитию обучающихся и преподавателей, развитие их профессиональной мобильности.

4. Гибкость, т. е. образовательные организации общего, среднего профессионального и высшего образования обеспечивают доступность, многоуров-

невость, интегративность, маневренность и востребованность образовательных программ [9].

Отправной точкой в исследовании и продвижении к решению проблем опережающей подготовки специалистов в практике профессиональной образовательной организации стал для автора статьи 2016 г., когда ГПОУ «Сибирский политехнический техникум» (ГПОУ СПТ) стал ведущей профессиональной образовательной организацией региона в области автоматизации и химических технологий, региональным ресурсным центром, занимающим лидирующие позиции в регионе, и оформился в качестве опытно-экспериментальной площадки Института педагогических исследований одаренности детей Российской академии образования» (ФГБНУ ИПИО РАО) по теме «Опережающая профессиональная подготовка» (ОПП). И когда в 2018 г. был объявлен конкурс по созданию центров опережающей профессиональной подготовки в регионах Российской Федерации, ГПОУ СПТ имел уже определенный опыт осмысления и видения решения проблем ОПП специалистов для социально-экономического развития Кемеровской области. В 2019 г. ЦОПП в Кемерове стал одним из первых ЦОПП в России, а Кузбасс - первым пилотным регионом по разработке и реализации программ ОПП.

Методология исследования проблемы ОПП предполагала опору на «приоритеты социально-экономического развития и промышленности региона, зафиксированных, в частности, в распоряжении губернатора Кемеровской области от 26.02.2019 № 111 «О перечне приоритетных для Кемеровской области компетенций для оснащения образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования...» [12], в Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2035 г. (Стратегия «Кузбасс -2035») [14], в Программе модернизации организаций, реализующих образовательные программы СПО, в целях устранения дефицита рабочих кадров Кемеровской области [13], в стратегических разработках Научно-образовательного центра «Кузбасс» (руководитель НОЦ «Кузбасс» - губернатор С. Е. Цивилев)» [8, с. 117].

В соответствии с заявленными регионом приоритетами были сформулированы цели и задачи ЦОПП Кемеровской области. Целью деятельности ЦОПП была определена «мобилизация ресурсов региона для профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан» [8, с. 117].

Основные задачи ЦОПП:

1) создание системы опережающего профессионального обучения;

2)реализация краткосрочных программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

3) создание центров проведения демонстрационного экзамена;

4) проведение независимой оценки квалификаций;

5)подготовка кадров по направлениям ТОП-50 и ТОП-Регион;

6) развитие регионального экспертного сообщества по приоритетным направлениям подготовки кадров;

7) развитие движения «Молодые профессионалы [8, с. 118].

После утверждения Концепции создания в Кемеровской области ЦОПП (26 октября 2018 г.) 28 февраля 2019 г. распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации были утверждены методические рекомендации о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки, целью которых было «определение организационно-правовой, финансово-экономической и методологической основы деятельности ЦОПП» [11, с. 1]. Согласно утвержденным рекомендациям, опережающая профессиональная подготовка определялась как «система мероприятий по обеспечению соответствия компетенций граждан изменяющимся технологиям и способам производства, мировым изменениям профессиональных сфер деятельности. Опережающая профессиональная подготовка обеспечивает освоение новых и перспективных компетенций, наиболее востребованных для социально-экономического развития субъекта Российской Федерации» [11, с. 5].

Автором статьи было уточнено и дополнено понятие «опережающая профессиональная подготовка в условиях центра опережающей подготовки», которое рассматривалось как «системообразующее профессиональное образование, проявляющееся во взаимодействии всех компонентов педагогической системы, построенной на основе инновационных процессов, направленных на профессиональное развитие будущих специалистов, формирование их готовности к инновационной профессиональной деятельности» [7].

Признаками «опережения» при этом являются построение педагогического процесса на инновационной основе и формирование готовности будущего специалиста к инновационной профессиональной деятельности.

На основе данного определения было сформулировано понятие «опережающая профессиональная

подготовка» как реализация опережающего профессионального образования в квалификационную профессиональную деятельность специалиста, дополненную с учетом инновационных изменений (высокотехнологичное оборудование, изменившиеся производственные отношения, новые формы и методы трудовой деятельности и др.). Таким образом, квалифицированная деятельность специалиста дополняется определенным инновационным содержанием, которое отражает то новое, появляющееся в сфере профессиональной деятельности, но пока не нашедшее отражения ни в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), ни в образовательной программе и учебных программах по дисциплинам. Это новое содержание «диктует» работодатель, а образовательная организация должна включить его в содержание образовательной программы.

Для организации деятельности ЦОПП в инновационном режиме был изучен зарубежный опыт профессиональной подготовки специалистов, инновационные тренды в системе профессионального образования в европейских странах, опыт организации проф-ориентационной работы с обучающимися (на примере Великобритании) [16], а также эффективные отечественные практики разработки и реализации системы опережающей профессиональной подготовки [2].

Изученные, творчески осмысленные и апробированные эффективные технологии, методы, формы организации профессиональной подготовки специалистов в России и за рубежом стали основой системы опережающей подготовки кадров для социально-экономического развития региона в условиях ЦОПП.

Обращаясь к используемым методам исследования, мы отмечаем опору на общенаучные методы, такие как анализ, сравнение, классификация, обобщение, моделирование, метод системности и диалек-тичности. В ходе практической реализации деятельности ЦОПП по опережающей профессиональной подготовки кадров используются такие конкретно-социологические методы, как анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, интервью, позволяющие выявить уровень удовлетворенности личностных и профессиональных запросов слушателей ЦОПП, уровень комфортности условий для обучения в ЦОПП и участия в мероприятиях, организуемых ЦОПП. И, безусловно, для повышения эффективности работы центра необходима оценка результативности федеральных, региональных, пилотных проектов и программ (количественная и качественная), которая заложена в программных и нормативно-правовых документах федерального, регионального

значения, о которых сказано выше, и документах развития и функционирования Сибирского политехнического института, структурным подразделением которого является ЦОПП.

Результаты

В ходе исследования была определена совокупность педагогических условий реализации системы ОПП: 1) социально-экономических (стратегическая установка региона на переход систем промышленного производства на цифровые платформы с собственными уникальными компетенциями); 2) управленческих (создание региональной сети образовательных организаций и предприятий на базе ЦОПП по совместной реализации программ ОПП и профориентации школьников и населения региона); 3) организационно-содержательных (построение индивидуальных образовательных траекторий подготовки, переподготовки и повышения квалификации населения по наиболее востребованным профессиям региона; использование демонстрационного экзамена для проведения независимой оценки качества профессиональной подготовки; разработка и реализация краткосрочных программ ОПП); 4) кадровых (внедрение методологии наставничества в системе СПО; повышение квалификации преподавателей по программам ОПП и сертификация их в качестве экспертов Ворлдскиллс).

1. Социально-экономические условия были связаны с решением задач, определенных Стратегией социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2035 г, иными нормативно-правовыми документами, упомянутыми выше.

Для перехода отраслей промышленности региона (горнорудной, химической, 1Т-сферы, металлургии) на цифровые платформы необходимо разрешить противоречия между рынком образовательных услуг и перспективными направлениями развития регионального рынка труда, связанными, в первую очередь, со сложившимся несоответствием профессиональных квалификаций специалистов, в том числе в системе СПО, с изменяющимися условиями производства.

В деятельности ЦОПП Кемеровской области -Кузбасса с 2019 г. появилась реальная возможность систематизировать работу ПОО региона по основным направлениям модернизации СПО. Для этого необходимо создать систему взаимодействия ЦОПП с партнерами, способную решать поставленные задачи. Такая система взаимодействия была создана.

2. Управленческие условия деятельности ЦОПП включали создание региональной сети образовательных организаций и предприятий на базе ЦОПП

по совместной реализации программ ОПП и профориентации школьников и населения региона.

Система регионального, межрегионального и международного сотрудничества формировалась в ходе решения стратегических и текущих задач деятельности ЦОПП. Количество участников сетевого взаимодействия постоянно расширяется. Эта постоянно развивающаяся сеть - один из важнейших результатов деятельности ЦОПП.

ЦОПП ГПОУ СПТ с 2019 г. является региональным оператором федерального проекта по ранней профессиональной ориентации для обучающихся 6-11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее». В 2021 г. на платформе проекта зарегистрировано 11 752 ученика из 34 муниципальных округов и районов Кемеровской области. Диагностическое тестирование по построению профессиональной траектории прошли 8586 человек. В школах Кемеровской области прошло 494 профориентационных урока, которые посетили 6233 ученика 6-11-х классов.

30 ноября 2021 г. завершились мероприятия проекта по профессиональной ориентации обучающихся 6-11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее», проходившие на 43 площадках образовательных учреждений Кемеровской области. В качестве площадок выступили организации высшего, среднего профессионального и дополнительного образования. 2943 обучающихся Кемеровской области приняли участие в профессиональных пробах.

Следует отдельно выделить взаимодействие с вузами. Договоры и соглашения продолжают заключаться с нашими партнерами с 2019 г.:

- Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева (привлечение научных кадров в качестве экспертов для рецензирования программ, реализация проекта «Билет в будущее», совместные мероприятия);

- Кемеровский государственный университет (привлечение научных кадров в качестве экспертов для рецензирования программ, использование площадки и оборудования для реализации программы обучения (переобучения) лиц, пострадавших от последствий распространения новой коронавирусной инфекции, 2 совместных экспертных совета);

- Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия (привлечение научных кадров для разработки программ, реализация проекта «Билет в будущее». Обучение по проекту «Билет в будущее» по компетенциям: агрономия, хлебопечение, сити-фермерство, эксплуатация беспилотных авиационных систем, государственное и муниципальное управление, пред-

принимательство, неразрушающий контроль, кондитерское дело. Проведение совместных мероприятий);

- Национальный исследовательский Томский государственный университет (привлечение научных кадров в качестве экспертов для рецензирования программ, совместные мероприятия) и др.

В настоящее время ЦОПП Кемеровской области подписал соглашения о сотрудничестве с 45 организациями, предприятиями региона. В частности, соглашения были заключены с Министерством туризма и молодежной политики Кузбасса, ООО «СДС-Строй», ООО «Кемеровский ДСК», ООО ХК «СДС-Энерго», ГАУ КО «Мой бизнес», компанией интернет-рекрутинга Headhunter в целях содействия трудоустройству выпускников, поиска работы, интеграции вакансий сайта hh.ru на сайте ЦОПП, интеграции резюме сайта ЦОПП на сайте hh.ru. В рамках соглашения были организованы информационные вебинары со специалистом по маркетингу компании HeadHunter «Стратегия действия для молодых специалистов», «Как составить резюме» и «Как пройти собеседование». Обучение прошли 1500 и 2169 слушателей из числа студентов и руководителей центров содействия трудоустройству профессиональных образовательных организаций региона.

3. Организационно-содержательные условия включают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий подготовки, переподготовки и повышения квалификации населения по наиболее востребованным профессиям региона; использование механизма демонстрационного экзамена для проведения независимой оценки качества профессиональной подготовки.

Внедрены новые элементы содержания подготовки кадров по ТОП-50/ ТОП-Регион, новые педагогические технологии, учебно-методические и учебно-лабораторные комплексы, формы, методы и средства обучения. С учетом вариативной части ФГОС СПО по ТОП-50 были разработаны и внесены в рабочие учебные планы модули, направленные на подготовку специалистов согласно мировым стандартам, по направлениям подготовки. Осуществляется подготовка обучающихся ПОО для участия в региональных, национальных чемпионатах рабочих профессий WorldSkills Russia.

Педагоги ЦОПП осваивают инновационные технологии, способствующие повышению качества профессиональной подготовки обучающихся, школьников, студентов, слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки. К таким технологиям мы относим: 1) производственные и инженерные технологии: монтаж и техническую эксплуатацию роботи-

зированного промышленного оборудования, нанотех-нологию аналитического контроля химических соединений и др.; 2) информационные технологии: программирование в глобальных компьютерных системах, сетевое и системное администрирование дата-систем и др.; 3) безопасность: организацию и технологию защиты информации, правоохранительную деятельность, защиту в чрезвычайных ситуациях и др.; 4) социальные технологии: право и организацию социального обеспечения, банковское дело и др.

В целях создания условий для присвоения новых профессиональных квалификаций в Кемеровской области - Кузбассе ведутся работы по созданию единого экзаменационного центра НОК на базе ЦОПП, формирование Совета как из представителей «якорных» предприятий региона, так и профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров соответствующего профиля, имеющих необходимую материально-техническую базу и квалифицированных специалистов.

ЦОПП Кузбасса включен в перечень объектов централизованного проведения теоретической части профессионального экзамена для пилотной апробации Модели централизованного проведения теоретической части профессионального экзамена с использованием цифровых технологий. Этот проект реализует Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Министерства труда и социальной защиты России. За 2021 г. 158 студентов ПОО Кузбасса прошли процедуру НОК по 4 квалификациям: «Электромонтаж-

ник электрических систем и оборудования (3-й уровень квалификации)», «Слесарь-сантехник домовых систем и оборудования 3-го разряда (3-й уровень квалификации)», «Ветеринарный фельдшер (5-й уровень квалификации)», «Программист (3-й уровень квалификации)».

Реализация педагогических условий отражает систему подходов коллектива ЦОПП Кемеровской области к организации деятельности центра. Данные подходы могут быть представлены в виде структурно-функциональной модели деятельности ЦОПП, представленной на рисунке 1.

В основе представленной модели реализация приоритетных стратегий, проектов, программ (федеральных и региональных), федеральных государственных образовательных стандартов, реализуемых на основе разработанных отдельных моделей. Это: целевая модель ЦОПП-42 (на рисунке ее задачи); модель цифровой платформы, реализуемая посредством конфигуратора программ и конструктора компетенций; организационная модель деятельности ЦОПП с перечислением его отделов; модель взаимодействия. Каждая из представленных моделей нуждается в отдельном рассмотрении, рисунок 1 позволяет получить наглядное представление об основных направлениях деятельности ЦОПП.

ГПОУ СПТ - одно из звеньев образовательно-технологического кластера по ОПП специалистов в области 1Т-технологий, химии и аппаратных систем управления. Но опережающая профессиональная подготовка - это дорогостоящий процесс, начи-

Рис. 1. Структурно-функциональная модель деятельности ЦОПП

Таблица 1

Динамика привлечения внебюджетных средств ПОО Кемеровской области за 2017-2021 гг.

Показатель Финансирование

2017 2018 2019 2020 2021

Доля внебюджетных доходов в общем объеме доходов ПОО, % 11,6 11,3 12,8 16,8 19,4

Сумма внебюджетных доходов в расчете на 1 кв. м площади помещений ПОО, руб. 605,6 667,9 1011,3 1198,6 1435,3

Сумма внебюджетных доходов в расчете на 1 руб. стоимости основных фондов ПОО, руб. 121,9 156,4 203,6 221,0 286,0

Сумма внебюджетных доходов в расчете на 1 педагогического работника, руб. 139157,0 164262 2232859 241641 275499

нающийся с создания материально-технической базы для подготовки специалистов, включающий финансирование из федерального, регионального бюджетов и внебюджетных источников. Без создания соответствующей идеологии и стоящими перед ЦОПП задачами развития материально-технической базы ПОО региона невозможно создание системы ОПП в регионе. Особенностью ЦОПП является не просто удовлетворение текущих потребностей региона и конкретных работодателей, но и формирование повестки будущего, подготовки кадров, обладающих профессиональными и метакомпетенциями, в том числе 1Т-компетенциями, связанными с перспективными видами экономической деятельности региона.

Ресурсное обеспечение деятельности ПОО региона заслуживает отдельного рассмотрения. Приведем данные привлечения внебюджетных источников ПОО региона (табл. 1).

Бюджетное финансирование ПОО направляется на реализацию государственного задания, государственных программ и социальную поддержку. Внебюджетное финансирование складывается из различных источников, к которым относятся: участие в гран-товых конкурсах и проектах, социальное партнерство, спонсорская помощь, предпринимательская деятельность, займы, кредиты, кооперация и инвестиции.

Использование механизмов многоканального финансирования, участие в федеральных и международных программах, проектах коммерциализации деятельности учреждений СПО с учетом вышеперечисленных источников - все это позволяет достичь положительной динамики привлечения внебюджетного финансирования в систему СПО региона. Это, бесспорно, корпоративное достижение учреждений СПО региона в целом и вклад ЦОПП Кемеровской области в частности.

Реализация кадровых условий, способствующих созданию системы ОПП в регионе, нуждается в отдельном рассмотрении, как и детализация деятельности

ЦОПП по реализации программ опережающей профессиональной подготовки кадров, описание деятельности цифровой платформы как условия их внедрения. Отметим лишь, что ЦОПП Кемеровской области продолжает реализацию дополнительной программы повышения квалификации «Цифровой преподаватель Кузбасса», направленную на формирование информационной цифровой компетенции преподавателей образовательных организаций. Практика заняла второе место во Всероссийском конкурсе лучших практик по номинации «Компетенции XXI в.: цифровая перезагрузка» и размещена в базе лучших практик базового центра Национальным агентством развития квалификаций. В январе 2022 г. ГПОУ СПТ получил свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ «Цифровая платформа интеграции коммуникационно-образовательных ресурсов системы среднего профессионального образования», зарегистрированное Федеральной службой по интеллектуальной собственности.

Заключение

Современный этап развития системы среднего профессионального образования можно охарактеризовать как этап значительных преобразований в системе профессиональной подготовки кадров для экономики страны, основанной на достижении целей, сформулированных в стратегических и нормативно-правовых документах развития отечественного образования, приоритетах социально-экономического развития региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальность исследования обусловлена тем, что для реализации поставленных на федеральном и региональном уровнях целей и задач по дальнейшему реформированию отечественной системы среднего профессионального образования, уже претерпевшей значительные структурные и содержательные реформации, принимаются решения инновационного характера. В качестве такого инновационного решения можно рассматривать открытие ЦОПП.

Так, например, деятельностью ЦОПП ГПОУ СПТ Кемеровской области на 2021 г. охвачено 39923 человека. Численность обратившихся в ЦОПП для консультирования по построению индивидуальной траектории обучения составила 19539 человек. Количество разработанных ЦОПП образовательных программ - 297.

Эти и другие, приведенные выше, данные о реализации отдельных направлений работы ЦОПП Кемеровской области свидетельствуют о результативности деятельности созданной в 2019 г. структуры, а полученные результаты в ходе совместной деятельности по опережающей подготовке кадров могут быть использованы в системе образования.

Литература

1. Атутов П. Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы // Избранные труды : в 2 т. Т. 2 / ред. Г. Н. Никольская. М., 2001. 368 с.

2. Журавлева М. В. Система опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса (на примере Республики Татарстан) : дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2012. 497 с.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.; Екатеринбург, 2003. 336 с.

4. Концепция создания в Кемеровской области центра опережающей профессиональной подготовки : утверждена распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 октября 2018 г. № 485-р.

5. Новиков A. M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. 2005. № 5. С. 11-19.

6. Новиков П. Н., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование. М., 2000. 260 с.

7. Лысенко В. Г Опережающая профессиональная подготовка кадров как условие инновационного развития региона // Опережающая профессиональная подготовка кадров в условиях образовательно-технологического кластера для социально-экономического развития региона : сб. науч. тр. по материалам Межрегион. науч.-практ. конф. Томск ; Новосибирск, 2019. С. 42-48.

8. Лысенко В. Г. Подготовка кадров в условиях центра опережающей профессиональной подготовки: задачи и условия реализации // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 4 (36). С. 113-123.

9. Лысенко В. Г Современные подходы к организации опережающей профессиональной подготовки специалистов для экономики регионов // Сибирский учитель. 2020. № 4 (129). С. 29-37.

10. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2014. 399 с.

11. Методические рекомендации о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки [Электронный ресурс] : распоряжение Минпросвещения России от 28 февраля 2019 г. № Р-16 (ред. от 30 апреля 2019 г.) «Об утверждении методических рекомендаций о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки». URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazheme-mmprosveshchemja-rossii-ot-28022019-n-r-16-ob-utverzhdemi/.

12. О перечне приоритетных для Кемеровской области - Кузбасса компетенций для оснащения образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, современной материально-технической базой, перечне образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, для создания мастерских по компетенциям [Электронный ресурс] : распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 февраля 2019 г. № 111 -р. URL: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/81_10114703.

13. Программа модернизации организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в целях устранения дефицита рабочих кадров в Кемеровской области [Электронный ресурс] : утверждена приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от 24 января 2019 г. № 197. URL: http://www.krirpo.ru/ Documents/2019/programma_modernizatsii.pdf.

14. О Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2035 [Электронный ресурс] : закон Кемеровской области от 26 декабря 2018 г. № 122-ОЗ. URL: https://ako.ru/deyatelnost/strategicheskoe-planirovanie-kemerovskoy-oblasti-.php.

15. О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2014 г. [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204. URL: http://static.kremlin.ru/ media/acts/files/0001201805070038.pdf.

16. Career guidance and access for education and training providers: Statutory guidance for governing bodies, school leaders and school staff. October 2018. Department of Education. UK.

References

1. Atutov P. R. Pedagogika trudovogo stanovleniya uchashchihsya: soderzhatel'no-processual'nye osnovy [Pedagogy of students' labor formation: content and procedural foundations]. Selected works in 2 volumes. Vol. 2. Ed. G. N. Nikolskaya. Moscow, 2001, 368 p. (In Russian).

2. Zhuravleva M. V. Sistema operezhayushchejprofessional'noj podgotovki kadrov dlya neftegazohimicheskogo kompleksa (na primere Respubliki Tatarstan) [The system of advanced vocational training for the oil and gas chemical complex (on the example of the Republic of Tatarstan)]. Doctor's degree dissertation. Kazan, 2012, 497 p. (In Russian).

3. Zeer E. F. Psihologiya professij [Psychology of professions]. Moscow, Ekaterinburg, 2003, 336 p. (In Russian).

4. Koncepciya sozdaniya v Kemerovskoj oblasti centra operezhay-ushchej professional'noj podgotovki [The concept on creation of Advanced Vocational Training Center in Kemerovo Region]. Approved by the order of the Board of the Administration of the Kemerovo region of October 26, 2018 No. 485-r. (In Russian).

5. Novikov A. M. Principy postroeniya sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya [Principles of constructing a system of continuous professional education]. Pedagogy, 2005, no. 5, pp. 11-19. (In Russian).

6. Novikov P. N., Zuev V. M. Operezhayushchee professionalnoe obrazovanie [Advanced vocational education]. Moscow, 2000, 260 p. (In Russian).

7. Lysenko V. G. Operezhayushchaya professional'naya podgotovka kadrov kak uslovie innovacionnogo razvitiya regiona [Advanced (proactive) vocational training of personnel as a condition for the innovative development of a region]. Advanced vocational training under the conditions of an educational and technological cluster for the socio-economic development of a region. Selected works according to materials of the Interregional Scientific-Practical Conference. Tomsk, Novosibirsk, 2019, pp. 42-48. (In Russian).

8. Lysenko V. G. Podgotovka kadrov v usloviyah centra operezhayushchej professional'noj podgotovki: zadachi i usloviya realizacii [Personnel training in the environment of advanced vocational training centers: tasks and terms of their implemetation]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 4 (36), pp. 113-123. (In Russian).

9. Lysenko V. G. Sovremennye podhody k organizacii operezhay-ushchej professional'noj podgotovki specialistov dlya ekonomiki regionov [Modern approaches to the organization of advanced professional training of specialists for the regional economy]. Siberian Teacher, 2020, no. 4 (131), pp. 29-37. (In Russian).

10. Maslow A. Motivaciya i lichnost' [Motivation and personality]. St. Petersburg, 2014, 399 p. (In Russian).

11. Metodicheskie rekomendacii o sozdanii i funkcionirovanii centrov operezhayushchej professional'noj podgotovki [Methodological recommendations on the creation and functioning of advanced training centers]. Decree of the Ministry of Education of Russia

dated February 28, 2019 No. R-16 (as amended on April 30, 2019) "On approval of methodological recommendations on the creation and operation of advanced professional training centers". Available at: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-28022019-n-r-16-ob-utverzhdenii/. (In Russian).

12. O perechne prioritetnyh dlya Kemerovskoj oblasti - Kuzbassa kompetencijdlya osnashcheniya obrazovatel'nyh organi-zacij, realizuyushchih obrazovatel'nye programmy srednego professional'nogo obrazovaniya, sovremennoj material'no-tekh-nicheskoj bazoj, perechne obrazovatel'nyh organizacij, realizuy-ushchih obrazovatel'nye programmy srednego professional'nogo obrazovaniya, dlya sozdaniya masterskih po kompetenciyam [On the list of priority competencies for the Kemerovo region - Kuzbass to equip educational institutions implementing educational programs of secondary vocational education with a modern material and technical base, a list of educational organizations implementing educational programs of secondary vocational education, to create workshops on competencies]. Order of the Board of the Administration of the Kemerovo Region dated February 26, 2019 No. 111-r. Available at: https://www.glavbukh.ru/ npd/edoc/81_10114703. (In Russian).

13. Programma modernizacii organizacij, realizuyushchih obrazo-vatel'nye programmy srednego professional'nogo obrazovaniya,

v celyah ustraneniya deficita rabochih kadrov v Kemerovskoj oblasti [The program of modernization of organizations implementing educational programs of secondary vocational education in order to eliminate the shortage of workers in the Kemerovo region]. Approved by order of the Department of Education and Science of the Kemerovo Region dated January 24, 2019 No. 197. Available at: http://www.krirpo.ru/Documents/2019/programma_ modernizatsii.pdf. (In Russian).

14. O Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Kemerovskoj oblasti na period do 2035 [On the Strategy for the socio-economic development of the Kemerovo region for the period up to 2035]. Law of the Kemerovo region of December 26, 2018 No. 122-OZ. Available at: https://ako.ru/deyatelnost/strategicheskoe-planirovanie-kemerovskoy-oblasti-.php. (In Russian).

15. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya RF na period do 2014 g. [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2014]. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204. Available at: http://static.kremlin.ru/media/acts/ files/0001201805070038.pdf. (In Russian).

16. Career guidance and access for education and training providers: Statutory guidance for governing bodies, school leaders and school staff. October 2018. Department of Education. UK. (In English).

УДК^С 371.11(571.17) EDN NTXVMZ

Плосконосова Елена Алексеевна

кандидат технических наук, методист кафедры управления, экономики и правового регулирования в образовании, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово

Рапоцевич Ольга Станиславовна

кандидат педагогических наук, методист кафедры управления, экономики и правового регулирования в образовании, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово

Ploskonosova Elena A.

Candidate of Technical Sciences, Methodologist

of the Department of Management, Economics and Legal

Regulation in Education, Kuzbass Regional Institute

for Advanced Studies and Retraining of Education Workers,

Kemerovo

Rapotsevich Olga S.

Candidate of Pedagogical Sciences, Methodologist of the Department of Management, Economics and Legal Regulation in Education, Kuzbass Regional Institute for Advanced Studies and Retraining of Education Workers, Kemerovo

О РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ON THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND MANAGEMENT COMPETENCE OF MANAGERS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN KEMEROVO REGION

Введение. В статье рассматриваются недостаточно изученные факторы, влияющие на развитие информационно-управленческой компетентности (ИУК) руководящих работников образовательных организаций (ОО) Кемеровской области.

Методология. В статье с позиции системно-диалектического подхода рассмотрены факторы, содействующие развитию ИУК руководящих работников ОО Кемеровской области, и факторы, препятствующие данному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.