УДК 377. 5
DOI 10. 23951/2307-6127-2021-1-97-103
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
В. Г. Лысенко
Сибирский политехнический техникум, Кемерово
Рассматриваются подходы к разработке концептуальных оснований опережающей профессиональной подготовки кадров для социально-экономического развития региона. Выделяются отдельные аспекты регионализации образования в контексте деятельности учреждений среднего профессионального образования. Обосновывается актуальность и востребованность центра опережающей профессиональной подготовки, ориентированного на потребности приоритетных направлений экономического и технологического развития региона и повышение профессиональной занятости разных групп населения. Определяются цели и задачи опережающей профессиональной подготовки, ожидаемые результаты и эффекты ее реализации в практике работы центра опережающей профессиональной подготовки, созданного на базе ГПОУ «Сибирский политехнический техникум» (г. Кемерово). Продемонстрированы некоторые результаты деятельности центра опережающей профессиональной подготовки Кемеровской области за 2019 и 2020 годы.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, опережение, регионализация образования, концепция опережающей профессиональной подготовки, результативность опережающего образования.
Реформирование системы образования сегодня связано со значительными изменениями в системе профессиональной подготовки кадров для экономики страны и направлено на разрешение противоречия между реальным качеством подготовки специалистов и требованиями работодателей и постоянно меняющегося рынка труда. Современные требования работодателей к подготовке кадров основаны на уровне развития производственных технологий, подходах к цифровизации и компьютеризации экономики, требующих внимания к формированию у обучающихся учреждений СПО не только компетенций hard skills (специальные, узкопрофессиональные навыки), но и таких групп компетенций, как soft skills («мягкие навыки»: критическое мышление, работа в команде, креативность, коммуникация) и self skills (навыки самообучения, самоорганизации и образовательной самостоятельности). Формирование таких навыков, как soft skills и self skills, может быть положено в основу опережающей профессиональной подготовки, требующей быстрого овладения новыми профессиональными умениями.
Для формирования у обучающихся учреждений среднего профессионального образования (СПО) востребованных на рынке труда компетенций, включая вышеперечисленный перечень, необходимо создание организационно-педагогических условий (социально-экономических, управленческих, организационных, содержательных, кадровых), способствующих разработке и формированию опережающей профессиональной подготовки кадров как новой системы, отвечающей изменениям в экономической сфере. П. Н. Новиков констатирует: «На современном уровне общественного развития всемерно возрастает роль человека как субъекта активной деятельности, обладающего гуманистически ориентированным, прогностическим, инновационным мышлением» [1].
Именно активность, развитое прогностическое мышление, готовность и лояльность по отношению к изменениям обеспечивают возможность опережающей подготовки. Инновационная деятельность становится важнейшим условием организации опережающей профессиональной подготовки, поскольку ориентация на опережение требует, во-первых, организации содержания образовательного процесса на инновационной основе, во-вторых, учреждения СПО должны готовить будущих специалистов к инновационной профессиональной деятельности как залогу успешного профессионального поведения в ситуации функционально-смысловой неопределенности.
Таким образом, мы обозначили связь проблемы опережающей профессиональной подготовки с инновационной деятельностью. Полагаем, однако, что, наряду с вышесказанным, в основе современной концепции опережающей профессиональной подготовки кадров акцент должен смещаться в сторону более целенаправленной подготовки специалистов для удовлетворения конкретных потребностей социально-экономического развития региона. Поэтому, обращаясь к вопросам профессиональной подготовки и ее особенностям, следует остановиться на регионализации образования. «Социально-экономическое развитие России в современных условиях делает насущной разработку проблем образования не только в масштабах страны, но и на уровне каждого региона» [2, с. 104]. Но «регион» - это понятие не только и не столько географическое, касающееся местоположения территории, но обладающее такими важными признаками, как «население (социокультурная общность), экономика (экономические особенности) и административно-политическая самоидентификация (юридическая принадлежность - субъект РФ), и т. п.» [2, с. 104].
Данные аспекты, связанные с демографией, особенностями географического положения, тенденциями в развитии отраслей экономики и политики региона в области образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, молодежной политики, формируют особое состояние людей и структур, вовлеченных в социально-экономические отношения. Данные отношения определяют конкурентные преимущества и статус региона в межрегиональном пространстве, а также показывают степень влияния региональных властей на происходящие на подведомственной территории процессы трансформации. Более того, регион оказывает влияние на человека. «Регион - это пространство, способствующее социализации человека, формированию, сохранению и передаче норм жизни, сохранению и развитию природных и культурных богатств» [3, с. 29].
Региональная система образования (а система СПО сегодня находится в ведении регионов РФ) должна соответствовать определенным требованиям. Эти требования сформулированы в программных документах развития профессионального образования. Поставленные обществом для системы образования задачи - это безусловные ориентиры в деятельности профессиональных образовательных организаций (ПОО), которыми руководствуются коллективы учреждений образования и в соответствии с которыми выстраивается система управления.
Кроме того, логика требований к системе профессионального образования наряду с ориентирами, заданными в основополагающих документах развития образования, определяется особенностями развития регионов, обладающих своими уникальными ресурсами (географическими, экономическими, научными и т. д.), позволяющими выстраивать образовательным организациям систему подготовки своих выпускников, ориентированных на конкретные требования и запросы регионального рынка труда, работодателей, требования инновационной экономики региона. Образовательные организации региона, как и региональная образовательная система в целом, должны «обладать своей манерой реагирования на различные изменения во внешней среде; иметь свою историко-биографическую судьбу,
свою неповторимость; обладать определенными возможностями, способностями и компетентностью, что отличает их от других и создает конкурентные преимущества...» [4, с. 14]. Другими словами, уникальность каждого региона является той ценностью, которая становится основным ориентиром в содержании и формах реализации опережающей профессиональной подготовки кадров.
Проследим взаимосвязь модернизации системы среднего профессионального образования с инновациями в экономике на примере Кемеровской области. Кемеровская область -третий на мировом рынке крупнейший поставщик угля после Индонезии и Австралии (кузбасская доля в этих поставках составляет почти 90 %) и один из самых крупных по запасам угля и объемов его добычи регионов России. Металлургия - вторая базовая отрасль Кузбасса. Химическая промышленность - третий «кит» экономики региона. Перспективное направление угольной отрасли - углехимия. Проводится курс на обогащение и переработку угля. В 2016 г. было переработано 74 % добытого угля, в перспективе планируется перерабатывать весь уголь в местах добычи в Кузбассе [5].
Приоритеты социально-экономического развития и промышленности региона определены в: распоряжении Губернатора Кемеровской области от 26 февраля 2019 г. № 111 «О перечне приоритетных для Кемеровской области компетенций для оснащения образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.» [6], Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2035 г. (Стратегия «Кузбасс-2035») [7], Программе модернизации организаций, реализующих образовательные программы СПО, в целях устранения дефицита рабочих кадров Кемеровской области [8], в стратегических разработках Научно-образовательного центра «Кузбасс» (руководитель НОЦ «Кузбасс» - Губернатор С. Е. Циви-лев) и др.
Вышеперечисленные документы легли в основу разработки концептуальных оснований опережающей профессиональной подготовки кадров с учетом специфики, ресурсов и потребностей региона Кузбасса. Цель концепции: устойчивое повышение профессиональной занятости жителей региона в процессе реализации приоритетных направлений экономического и технологического развития региона, мобилизация ресурсов региона для профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения, подготовки, переподготовки молодежи и других категорий граждан [9]. Основаниями разработки и реализации концепции являются:
1. Теоретическое осмысление практического опыта создания и реализации деятельности центра опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) Кемеровской области как системообразующего элемента, положенного в основу практической части исследования.
2. Анализ социально-педагогических предпосылок создания системы опережающей профессиональной подготовки, теоретический и историко-педагогический анализ опережающей подготовки кадров в системе отечественного профессионального образования.
3. Стратегические приоритеты развития экономики региона и регионального рынка труда Кемеровской области.
4. Результаты изучения эффективного зарубежного опыта профессиональной подготовки специалистов, в первую очередь дуальной системы образования Германии, опыт профессионализации образования в европейских странах, опыт организации профориентаци-онной работы в Великобритании, содержание реформ профессионального образования в Великобритании, Дании, США и др.
Для согласования основных положений по разработке и реализации целей и задач Концепции, технологий и механизмов ее реализации с партнерами по взаимодействию (обра-
зованием, наукой, производством, властью) необходимо было определить ожидаемые результаты и эффекты от реализации Концепции. Ожидаемые результаты реализации концепции для социально-экономического развития региона: успешное профессионально-личностное становление выпускников ПОО и слушателей ЦОПП в рамках построения индивидуальной профессиональной и карьерной траектории; расширение и укрупнение в системе СПО спектра профессий и компетенций в соответствии с запросами регионального рынка труда, перечнем ТОП-50 и ТОП-Регион; массовое освоение населением региона 1Т-технологий, позволяющих обеспечить высокий уровень 1Т-компетенций и других компетенций, связанных с перспективными видами экономической деятельности региона и требованиями цифровизации; выявление новых смыслов и изменений профориентационной работы в системе опережающей профессиональной подготовки кадров, ориентированной на профессиональную навигацию молодежи на востребованные в регионе профессии; расширение практики проведения независимой оценки уровня подготовки специалистов, соответствующих достижению мировых стандартов качества профессиональной подготовки.
Базовой образовательной структурой в системе опережающей профессиональной подготовки кадров, реализующей концепцию, является центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), который был открыт в Кемеровской области в 2019 г. на базе ГПОУ «Сибирский политехнический техникум». Соответственно, вектору развития региона были поставлены следующие задачи развития системы опережающей профессиональной подготовки кадров в условиях деятельности ЦОПП Кузбасса: реализация краткосрочных программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; создание центров проведения демонстрационного экзамена для выпускников СПО; подготовка кадров по направлениям ТОП-50 и ТОП-Регион; развитие регионального экспертного сообщества по приоритетным направлениям подготовки кадров; развитие движения «Молодые профессионалы» [10]. Представим данные о разработанных программах по профессиональным областям и компетенциям в динамике за один календарный год (см. таблицу).
Показатели разработки и реализации программ опережающей подготовки по профессио-
нальным областям и компетенциям
Профессиональная область Октябрь 2019 г. Октябрь 2020 г.
Компетенции Программы Компетенции Программы
Образование 3 10 2 26
Сфера услуг 3 13 3 32
Строительство и технологии 2 8 2 10
Транспорт и логистика 2 11 2 13
ИКТ 10 28 10 40
Производство и инженерные технологии 8 31 8 43
Дизайн и творчество 4 15 4 19
Итого 32 116 31 183
Как видно из таблицы, наблюдается существенный рост программ в сфере образования, услуг, ИКТ. В общей сложности количество программ увеличилось в 1,6 раза. Добавим, что данные программы реализуются с помощью цифровой платформы и «конструктора компетенций», который позволяет учесть индивидуальные запросы потенциальных слушателей ЦОПП и перечень востребованных в Кемеровской области профессиональных навыков. В 2020 г. обучение в ЦОПП прошли 6 684 человека, из них по предлагаемым программам центра 3 549 человек, по программам компетенций будущего, включая компетен-
ции цифровой экономики, 1 23G человек, по программам для пенсионеров 818 человек, по программам профессиональных модулей для СПО 794 человека, по программам для школьников 293 человека. Судя по представленным данным, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию в стране в 2G2G г., коллективу ЦОПП удалось реализовать запросы более 6 6GG представителей различных групп населения, в том числе школьников и пенсионеров, а также других категорий населения, включая обучающихся, студентов, неработающих граждан, что свидетельствует о востребованности образовательных услуг центра у населения.
Приведенные данные позволяют констатировать, что важной особенностью опережающей профессиональной подготовки является не только быстрое и эффективное реагирование на ситуацию функционально-смысловой неопределенности, но и вовлеченность в образовательную деятельность всех заинтересованных субъектов: от школьников до пенсионеров. Кроме того, центр позволяет реализовать так называемый принцип «полигона», когда обучение строится в пространстве, максимально приближенном к реальным производственным условиям, что не только максимально сокращает и смягчает адаптационный период специалиста на реальном рабочем месте, но позволяет формировать профессиональные компетенции, значимые «здесь и сейчас».
Все это дает основание рассматривать центры опережающей подготовки как актор профессионального образования в регионе и основной способ реализации концепций и моделей обновления среднего профессионального образования, которое становится средством накопления и обогащения человеческого капитала в регионе.
Список литературы
1. Новиков П. Н. Теоретические основы опережающего профессионального образования: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997. 418 с.
2. Волошина Л. В., Харина Н. В. Особенности региональной образовательной системы и ее устойчивость II Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2G15. Вып. 1 (7). С. 1G2-11G.
3. Костин А. К. Регионализация образования - «стратегическое направление образовательной политики» II Педагогика. 2GG5. № 8. С. 26-32.
4. Топоровский В. П. Интегративный подход к формированию управленческой компетентности директора развивающей школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2GG2.
5. Лысенко В. Г. Подготовка кадров в условиях центра опережающей профессиональной подготовки: задачи и условия II Профессиональное образование в России и за рубежом. 2G19. № 4 (36). С. 113-123.
6. О перечне приоритетных для Кемеровской области - Кузбасса компетенций для оснащения образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, современной материально-технической базой, перечне образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, для создания мастерских по компетенциям I Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области. URL: https://www.glavbukh.ruInpd/ edoc/81_1G1147G3 (дата обращения: 23.G4.2G2G).
7. Закон «О Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2G35 г.». Принят Советом народных депутатов Кемеровской области 21 декабря 2G18 г. URL: https://ako.ru/deyatelnostI strategicheskoe-planirovanie-kemerovskoy-oblasti-.php (дата обращения: 23.G1.2G2G).
8. Программа модернизации организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в целях устранения дефицита рабочих кадров в Кемеровской области»: утверждена приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от 28.G6.2G18 № 1154. 25 с.
9. Концепция создания в Кемеровской области центра опережающей профессиональной подготовки. Утверждена распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 октября 2G18 г. № 485-р.
1G. Lysenko V. G. Educational and Industrial Cluster as a form of Advanced Specialist Training II International Journal of Applied Exercise Physiologie. 2G19. Vol. 8 (2.1). P. 7G6. (размещение в SCOPUS) (В соавторстве с Natalia N. Malakhova, Olga A. Milinis, Boris P. Nevzorov, Valeri A. Nikolayev, Oleg Yu. Pokhorukov and Elena L. Rudneva).
Лысенко Виктор Геннадьевич, кандидат педагогических наук, директор, Сибирский политехнический техникум (ул. 40 лет Октября, 4, Кемерово, Россия, 650001). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 14.12.2020
DOI 10. 23951/2307-6127-2021-1-97-103
CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF ADVANCED PROFESSIONAL TRAINING FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION
V G. Lysenko
Siberian Polytechnic Technical School, Kemerovo, Russian Federation
Nowadays the system of secondary vocational education must be ready to meet modern challenges and requirements for professional training and be able to cope with the contradiction between the existing quality of specialists' training and the employers and the labor market demands for highly qualified specialists. Therefore, the issue of creating a system of advanced professional training is extremely vital. The article considers approaches to the theoretical basis for the conceptual foundations of advanced professional training of specialists required for the socio-economic development of the region. It distinguishes some certain aspects of the regionalization of education in the context of activities performed by institutions involved in the secondary vocational education. The paper also substantiates the urgency and the relevance of the advanced vocational training center, whose activity is aimed at satisfying the needs of priority directions of economic and technological development of the region and increasing the professional employment of its population. The article determines goals and objectives of advanced vocational training, specifies expected outcomes and effects of their implementation in the practice of advanced vocational training center which was created on the basis of the Siberian Polytechnic College (Kemerovo). Moreover, the author demonstrates the most significant results achieved by the center of advanced vocational training of the Kemerovo region over the period of 2019, 2020. The approbation of the designed model developed on the conceptual foundations of advanced vocational training confirmed that it contributes to the successful solution of the planned goals and objectives.
Keywords: secondary vocational education, outstripping (advance), regionalization of education, advanced training concept, effectiveness of advanced education.
References
1. Novikov P. N. Teoreticheskiye osnovy operezhayushchego professional'nogo obrazovaniya. Dis. dokt. ped. nauk [Theoretical foundations of advanced vocational education. Diss. doct. ped. sci. ed.]. Moscow, 1997. 418 p. (in Russian).
2. Voloshina L.V., Kharina N.V. Osobennosti regional'noy obrazovatel'noy sistemy i eye ustoychivost' [Special features of the regional system and its sustainability]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2015, 1 (7), pp. 102-110 (in Russian).
3. Kostin A. K. Regionalizatsiya obrazovaniya - "strategicheskoye napravleniye obrazovatel'noy politiki" [Regionalization of education - "strategic direction of educational poicy"]. Pedagogika, 2005, no. 8, pp. 26-32 (in Russian).
4. Toporovskiy V. P. Integrativnyy podkhod k formirovaniyu upravlencheskoy kompetentnosti direktora razvivayushchey shkoly. Avtoref. dis. dokt. ped. nauk [Integrative approach to the forming of the managerial competency of the developmental school principal. Abstract of thesis doct. of ped. sci.]. Saint Petersburg, 2002 (in Russian).
5. Lysenko V. G. Podgotovka kadrov v usloviyakh tsentra operezhayushchey professional'noy podgotovki: zadachi i usloviya [Personnel training in the environment of advanced vocational training centers: tasks and terms of their implementation]. Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom - Vocational Education in Russia and Abroad, 2019, no. 4 (36), pp. 113-123 (in Russian).
6. O perechne prioritetnykh dlya Kemerovskoy oblasti - Kuzbassa kompetentsiy dlya osnashcheniya obrazovatel'nykh organizatsiy, realizuyushchikh obrazovatel'nye programmy srednego professional'nogo obrazovaniya, sovremennoy material'no-tekhnicheskoy bazoy, perechne obrazovatel'nykh organizatsii, realizuyushchikh obrazovatel'nye programmy srednego professional'nogo obrazovaniya, dlya sozdaniya masterskikh po kompetentsiyam [About the list of priority competences for Kemerovo Region - Kuzbass to provide educational institutions of secondary vocational education with modern material and technical base, the list of educational institutions implementing educational programs for secondary vocational education and about the creation of competences workshops]. Rasporyazheniye Kollegii Administratsii Kemerovskoy oblasti [The order of the Administration Board of Kemerovo Region] (in Russian). URL: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/81_10114703 (accessed 23 April 2020).
7. Zakon "O Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Kemerovskoy oblasti na period do 2035 g.". Prinyat Sovetom narodnykh deputatov Kemerovskoy oblasti 21 dekabrya 2018 g. [About the strategy of social and economic development in Kemerovo Region for the period up to 2035. Addopted by Soviet of People's Deputies in Kemerovo Region 21 December 2018] (in Russian). URL: https://ako.ru/deyatelnost/strategicheskoe-planirovanie-kemerovskoy-oblasti-.php. (accessed 23 January 2020).
8. Programma modernizatsii organizatsiy, realizuyushchikh programmy srednego professional'nogo obrazovaniya, v tselyakh ustraneniya defitsita rabochikh kadrov v Kemerovskoi oblasti: utverzhdena prikazom Departamenta obrazovaniya i nauki Kemerovskoi oblasti ot 28.06.2018 no. 1154 [The program on modernization of institutions responsible for implementing educational programs of secondary vocational education aimed at shortage control of blue-collar workers in Kemerovo Region: approved by the order of the Department for Education and Science ofKemerovo Region dated 28 June 2018 no. 1154]. 25 p. URL: http://www.krirpo.ru/Documents/2019/programma_ modernizatsii.pdf. (in Russian).
9. Kontseptsiya sozdaniya v Kemerovskoy oblasti tsentra operezhayushchey professional'noy podgotovki. Utverzhdena rasporyazheniyem Kollegii Administratsii Kemerovskoy oblasti ot 26 oktyabrya 2018 g. no. 485-r [The concept on creation of Advanced Vocational Training Center in Kemerovo Region. Approved by the board decree of Kemerovo Region Administration from 26 October 2018. no. 485-p] (in Russian).
10. Lysenko V. G., Malakhova N. N, Milinis O. A., Nevzorov B. P., Nikolayev V A., Pokhorukov O. Yu., Rud-neva E. L. Educational and Industrial Cluster as a form of Advanced Specialist Training. International Journal of Applied Exercise Physiology, 2019, vol. 8 (2.1), p. 706.
Lysenko V. G., Candidate of Pedagogical Sciences, Director, Siberian Polytechnic Technical
School (ul. 40 let Oktyabrya, 4, Kemerovo, Russian Federation, 650001).
E-mail: [email protected]