УДК/UDC 377.2:378 Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова,
Е. Л. Руднева, Т. Н. Семенкова, А. Е. Леванова
N. Kasatkina, O. Krasnoshlykova, E. Rudneva, T. Semenkova, A. Levanova
ОПЕРЕЖАЮЩАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ РЕГИОНА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
ADVANCED TRAINING SYSTEM FOR THE REGION IN EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ORGANIZATIONS
Введение. В статье представлено исследование по проблеме создания и функционирования образовательного кластера, связанного с подготовкой квалифицированных, конкурентоспособных специалистов, профессионально мобильных, готовых к проектированию и реализации жизненного и профессионального самоопределения. Цель статьи - показать условия организации кластера с включением учреждений среднего, среднего профессионального и высшего образования.
Методология. Методологический фундамент исследования составили: концепция системы профессиональной ориентации, концепция образовательного кластера, концепция опережающей подготовки кадров региона. Решение исследовательских задач было достигнуто путем анализа образовательной ситуации в регионе, истории создания кластеров, видов и типов кластеров, предпосылок организации кластеров в регионе и т. д.
Результаты. Авторами представлена модель образовательно-технологического кластера, роль каждого субъекта кластера в процессе опережающей подготовки кадров для региона, проанализированы содержание, методы и приемы подготовки квалифицированных специалистов в регионе.
Заключение. Опережающая подготовка кадров для региона возможна в условиях образовательно-технологического кластера, который является структурой, позволяющей обеспечить координацию всех образовательных структур региона, способствовать постоянному притоку кадров, мотивированных на инновационную деятельность и реальный сектор экономики.
Introduction. The article presents a study on the problem of forward-looking training of personnel for the region in the conditions of the education and technology cluster. Changes in the social and economic life of society require changes in the organization and content of the activities of educational
organizations at all levels of education, involving the training of qualified, competitive and professionally mobile specialists, who are ready to design and implement their life and professional plans. The purpose of the article is to analyze the educational trajectory of the creation of the education and technology cluster with the inclusion of secondary, secondary vocational and higher education institutions.
Methodology. The methodological foundations of the study were: the concept of a vocational guidance system, the concept of the advanced training of personnel for the region, the concept of advanced training of pedagogical personnel in the educational ecosystem of the region, etc. Research objectives have been achieved by examining the educational situation as a whole, and analysis of the existing system of organization of activities in the education and technology cluster.
Results. The authors present a model of an educational and technological cluster, the role of each cluster subject in the process of advanced training for the region, and analyze the content, methods and techniques of training qualified specialists in the region.
Conclusion. Advanced training of personnel for the region is possible in the conditions of an educational and technological cluster, which is a structure that allows to ensure coordination of all educational structures in the region, to promote a constant influx of personnel motivated to innovate and the real sector of the economy.
Ключевые слова: подготовка кадров, образовательные организации, учащаяся молодежь, образовательный кластер, регион, работодатели, профессиональные пробы, профессиональные образовательные организации, организации высшего образования, опережающая система подготовки кадров.
Keywords: personnel training, educational organizations, students, educational cluster, region, employers, professional tests, professional educational organizations, higher education organizations, advanced training system.
Введение
Отечественная система образования, которая в последние годы подверглась значительным структурным и содержательным реформациям, направленным на повышение качества подготовки кадров в новых социально-экономических условиях, требует принятия инновационных решений.
Образовательным кластерам в модернизации системы профессионального образования отводится особая роль, поскольку именно в условиях образовательных кластеров образовательные организации и их социальные партнеры получают возможность взаимодействовать в реальных социально-экономических условиях. Такое взаимодействие позволяет эффективно решать как вопросы организации обучения и практики обучающихся, так и вопросы формирования и изменения содержательного компонента профориентационной работы, что, в свою очередь, способствует реализации концепции опережающей профессиональной подготовки кадров.
Особую роль в системе опережающей профессиональной подготовки кадров для региона играют учреждения общего среднего образования (далее - ООО) или профессиональные образовательные организации (ПОО), которые в настоящее время не в полной мере отвечают задачам динамично изменяющихся требований к рынку труда в силу ряда причин, в числе которых мы выделили:
- непонимание педагогическими коллективами образовательных организаций природы и последствий социально-экономических процессов, происходящих в обществе в условиях его глобализации и информатизации, что требует фундаментального переосмысления миссии, задач и ответственности образовательных организаций перед выпускниками и государством;
- отсутствие у педагогических коллективов образовательных организаций четкого представления о механизмах взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров в решении задач подготовки и переподготовки кадров для региона, в частности в вопросах организации совместной работы по взаимовыгодным вопросам модернизации профориентационной работы с ориентацией на требования современной экономики и с учетом перспектив развития общества; организации эффективной практики в условиях реального производства и дальнейшего обучения выпускников системы профессионального и высшего образования.
Отсутствие подобного рода деятельности усиливает проблему профессиональной ориентации выпуск-
ников ООО, которая неизбежно возникает в условиях объективных изменений в структуре занятости и др.;
- социально-экономическая ситуация в регионе, когда профессиональные организации среднего и высшего образования, открытые еще в XX в. для удовлетворения нужд определенных учреждений экономики, утратили востребованность по причине либо закрытия или перепрофилизации этих учреждений, либо материально-технического несоответствия новым требованиям экономики и др.
Основная задача деятельности профессиональной образовательной организации заключается в разработке и реализации опережающей профессиональной подготовки квалифицированных кадров в условиях взаимодействия ПОО с образовательными организациями общего среднего и высшего образования, институтами повышения квалификации и профессиональной переподготовки, работодателями, государственными и бизнес-структурами [6].
Подготовка кадров в условиях тесного взаимодействия ООО с ПОО, ВО и социальными партнерами становится более результативной, если такое взаимодействие реализуется в определенных институциональных рамках, а именно в рамках образовательно-технологических кластеров, в которых обеспечивается реальное сближение интересов общеобразовательных организаций с социальной сферой в вопросах подготовки кадров, необходимых для региона.
Результаты
Как показал проведенный нами анализ, проблеме организации образовательно-технологического кластера в настоящее время в педагогической науке требуется особое внимание.
Целью исследования является определение, научное обоснование и экспериментальная проверка основных направлений деятельности образовательно-технологического кластера, обеспечивающего подготовку кадров для предприятий угледобывающей промышленности в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, функционирующих в системе регионального рынка труда.
Задачи исследования
1. Определить сложившиеся тенденции создания образовательно-технологических кадров кластера (совместная работа общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций с работодателями с использованием инновационных технологий, сетевого взаимодействия, формирования мотивации и ценностных ориентаций, повышения квалификации специалистов ПОО, совместной с работода-
телями деятельности по подготовке кадров для угольной промышленности региона).
2. Выявить особенности взаимодействия профессиональных образовательных организаций с работодателями и социальными партнерами по формированию профессионального самоопределения обучающихся ПОО с использованием новых организационно-правовых форм такого взаимодействия (социальное партнерство, сетевое взаимодействие, государственно-частное партнерство, образовательно-технологический кластер).
3. Определить и реализовать содержание деятельности образовательно-технологического кластера, обеспечивающего подготовку кадров для угледобывающей промышленности из обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, учесть потребности социальных партнеров, основанных на разнообразных формах сотрудничества субъектов образовательно-технологического кластера.
4. Спроектировать, экспериментально проверить и реализовать основные направления деятельности в условиях образовательно-технологического кластера по подготовке кадров для угледобывающей промышленности среди учащейся молодежи [1].
История создания образовательно-
технологического кластера
О первых кластерах как объектах экономической агломерации взаимосвязанных организаций на ограниченной территории известно с начала XVIII в. Исследование пространственной конкурентоспособности в контексте кластерной теории связывают с именем М. Портера, который кластерный подход рассматривал в качестве одного из наиболее результативных механизмов структурного развития экономики [2].
Предпосылки создания теории кластеров были заложены в трудах зарубежных (А. Смит, Д. Рикардо, А. Маршалл, Б. Олин, М. Энрайт, Э. Фезер и др.) и российских ученых (И. Г. Александров, Н. Н. Баранский,
A. Г. Гранберг, Г. М. Кржижановский и др.). Современные исследования в области экономики и инновационных процессов, связанные с кластерами, осуществляли Н. Е. Барсукова, Н. Н. Волков, Г. Я. Гольштейн,
B. П. Горев, А. А. Мигранян и др. [3-5].
В условиях построения инновационной экономики в современной России исследователи выделяют следующие типы создающихся в регионах кластеров:
1) «вузо-ориентированные» кластеры. К ним относятся инновационные кластеры, в рамках которых создается большая концентрация интеллектуальных
сил вузов на локальной территории. Это позволяет обеспечить формирование адекватной экономической атмосферы, благоприятной для инноваций;
2) многоуровневые кластеры представляют собой вертикально-интегрированные структуры типа «ПОО - вуз - работодатель»;
3) кластеры довузовского уровня состоят из узлов профильных многоуровневых учреждений общего среднего и профессионального образования, создаваемых на базе ПОО и выпускающих квалифицированные рабочие кадры и специалистов среднего звена, которые приобретают несколько рабочих профессий [7-9].
В качестве механизма для решения поставленных перед системой образования задач мы рассматриваем создание образовательных кластеров на базе профессиональных образовательных организаций, основанных на интеграции и взаимодействии с работодателями и социальными партнерами.
Формирование образовательных кластеров происходит на основе трех основных подпроцессов:
- горизонтальной интеграции образовательных организаций общего среднего образования и среднего профессионального образования (то есть организации одного уровня);
- вертикальной интеграции общеобразовательных учреждений, организаций среднего профессионального образования и учреждений высшего образования, а также образовательных комплексов (то есть организации разного уровня);
- комплексной интеграции («горизонтальной» и «вертикальной») - создание многоуровневых образовательных учреждений и их сетей, образовательных консорциумов и т. д. [10].
Ядром образовательного кластера является профессиональная образовательная организация (техникум, колледж или организация дополнительного образования взрослых), имеющая инновационный потенциал, позволяющий позиционировать себя как центр, способный усилить процессы интеграции инновационной активности в пределах территории Кемеровской области.
Предпосылки создания
образовательно-технологического кластера
В ходе проведения исследования в качестве предпосылок формирования образовательного кластера мы рассматривали:
- наличие в регионе крупного отраслевого производственного комплекса, в ряде случаев федеральной или региональной особой экономической зоны;
- наличие активно развивающихся ассоциаций региональных работодателей;
- наличие в региональной системе профессионального партнерства опыта социального партнерства с работодателями. Обозначившиеся процессы развития образовательно-технологического кластера формировались в период, когда проблемы региональных экономик решались на основе подходов, не всегда обладавших достаточной эффективностью. Эти подходы реализуются и в настоящее время в создаваемых кластерах и за их пределами [10];
- потребность области в кадрах.
Появление новых направлений и производств открывает перспективы создания новых рабочих мест, специалисты которых должны быть конкурентоспособны на рынке труда, а значит, должны иметь возможность получить высококвалифицированную профессиональную подготовку в вузах и профессиональных образовательных организациях, повысить квалификацию и пройти при необходимости переподготовку [11].
В Кемеровской области по инициативе областной администрации был создан региональный совет по кадровой политике, который занимается проблемами взаимодействия системы общего среднего и профессионального образования. Обязательным элементом региональной кадровой политики является система заключения прямых договоров между образовательными учреждениями общего среднего и профессионального образования с промышленными предприятиями региона. В этом случае обеспечивается не только поиск общих интересов работодателей, учреждений общего среднего и среднего профессионального образования, но и определяется совместная деятельность по решению насущных социально-экономических проблем региона.
Дальнейшим развитием данной проблемы является формирование региональных, муниципальных, отраслевых кластеров на основе механизмов долгосрочного стратегического планирования и широкой интеграции экономической и образовательной сфер.
Модель образовательного кластера
Продуктивность функционирования образовательного кластера для социально-экономического развития региона оценивается закреплением в рамках новой инновационной инфраструктуры технологий прогнозирования потребности в специалистах для региона, территории, города; созданием нормативной базы кластерного взаимодействия как формы социального партнерства; формированием социали-
зирующей среды, максимально использующей потенциал (ресурс) социальных партнеров - участников образовательного кластера. Мы разработали модель подготовки кадров региона в условиях образовательного кластера, которая представлена в таблице ниже.
Для структуры образовательного кластера характерна достаточно высокая степень территориальной связанности и ответственности его участников (социальных партнеров), с одной стороны, и достаточной мобильности в организации и соорганиза-ции - с другой.
Представленная модель, являясь многомерной и структурно-функциональной, включает пять структурных компонентов (целевой, методологический, процессуальный, рефлексивный и оценочный).
Согласно представленной модели, целевой компонент модели ориентирован на выполнение государственных, образовательных, социальных, кадровых заказов.
Методологический компонент связан с реализацией принципов: региональности, интеграции, интенсификации, дифференциации и вариативности обучения, опережающего развития профессионального образования, государственно-частного партнерства, ориентации на саморазвитие и подходы, основанные на добровольном характере отношений сторон взаимодействия; объединения усилий и ресурсов двух и более равных партнеров; договорной формы взаимодействия, включающей распределение обязанностей партнеров; деятельностного характера взаимодействия [11].
Процессуальный компонент связан с созданием центров (ядра образовательного кластера) на территории, выполняющих функцию непрерывного сопровождения процесса подготовки кадров на основе сетевого взаимодействия с предприятиями, общеобразовательными организациями, властью и бизнесом, обеспечивающего условия для интеграции и концентрации на территории ресурсов для разработки и реализации ресурсными центрами совместно с работодателями инновационных программ и УМК, осуществления профессионального информирования и профориентации, проведения профессиональных проб и профессиональных конкурсов, психолого-педагогического сопровождения подготовки кадров для промышленных организаций, в том числе в целях адаптации выпускников ООО и ПОО на региональном рынке труда.
Оценочный компонент (ожидаемый результат реализации исследования) в обобщенном виде представляет решение проблемы опережающей профес-
Таблица
Модель образовательно-технологического кластера
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ • Государственный образовательный заказ; • государственный социальный заказ; • государственный кадровый заказ • Корпоративный заказ; • предпринимательский заказ; • частный заказ • Целевые характеристики обучающихся; • целевые характеристики работодателей и социальных партнеров
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ Подходы: • взаимовыгодный и добровольный характер отношений; • договорной объем ресурсов для достижения результатов совместной деятельности; диверсификация рисков и затрат для обеспечения взаимной ответственности; • полномочность представителей сторон в структурах управления; • письменная форма договорных отношений с обязательным определением контрольных процедур и санкций за невыполнение обязательств
Принципы: региональности, интеграции, интенсификации обучения, дифференциации, вариативности обучения, опережающего развития профессионального образования, государственно-частного партнерства, ориентации на саморазвитие
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Институциональные Создание центров (ядра образовательного кластера), выполняющих функцию сопровождения профессионального самоопределения обучающихся
Содержательные Создание системы государственно-частного партнерства, обязательная практика и организация рабочих мест для обучающихся, заключение договоров целевой подготовки кадров, стажировки и повышение квалификации специалистов
Деятельностные Активное включение обучающихся в основные сферы деятельности, применение инновационных профессиональных технологий, реализация программ профессиональной ориентации обучающихся
Результативные Соответствие модели кластера заявленным принципам и подходам, эффективность разработки и реализации ресурсными центрами ПОО инновационных программ и УМК, оценка уровня взаимодействия ПОО с работодателями
РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТ • Уровень приобретения теоретических знаний (когнитивный компонент); • уровень сформированности профессиональных умений и навыков (операционный компонент); • степень мотивированности к профессиональной деятельности
ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ Опережающая профессиональная подготовка специалистов для угледобыващего производства
сиональной подготовки специалистов для региона в условиях образовательного кластера, обеспечивающего необходимую направленность профессионального самоопределения обучающихся на основе критериев и показателей качества подготовки выпускников ООО: уровня сформированности востребованных регионом профессионально значимых компетенций; уровня трудоустройства выпускников по направлениям и видам деятельности, а также уровня сформи-рованности личностных качеств обучающихся: самооценки, самоорганизации, самоконтроля [12].
Рефлексивный компонент позволяет оценить уровень приобретенных теоретических знаний обучающихся, уровень сформированности профессиональных умений и навыков и степень мотивированности к деятельности. Образовательный кластер обладает свойствами системности, гибкости, конструктивности, являясь саморазвивающейся системой, которая
позволяет увеличивать или уменьшать количество модулей в кластерной модели за счет реализации новых направлений образовательной деятельности учреждений общего среднего и среднего профессионального образования, включения в кластер новых организаций и пр.
Выводы
Таким образом, образовательный кластер, обеспечивающий направленность подготовки кадров для региона, по нашему мнению, представляет собой инструмент инновационного развития, основанный на осознании ценности участия субъектов взаимодействия в реальном секторе экономики, расширении способов и форм взаимодействия, основанных на интеграции и концентрации ресурсов на одной территории общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, социаль-
ных партнеров, совместно решающих задачу повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов для социально-экономических потребностей региона на основе учета регионального рынка труда, рынка образовательных услуг, отраслевого принципа взаимодействия социальных партнеров и др.
Основная идея и главное преимущество социального партнерства в рамках образовательного кластера позволяют осуществить «эффективное партнерство отличных друг от друга и полезных друг другу участников, которые каждый в отдельности обладает ограниченными ресурсами» [12]. Тем самым мы с полным основанием можем утверждать, что от научной разработки и практической поддержки этих направлений зависит решение проблем подготовки современной молодежи к реальному выбору профессионального пути.
Литература
1. Программа развития угольной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 21.06.2014 №1099-р.
2. Porter M. Clusters and the New Economics of Competition // Harvard Business Review. 1998. November - December. P. 76, 77-90.
3. Marland S. P. Career education. A proposal for reform. New York : Mc Graw-Hill, 1974. 334 p.
4. Опережающая подготовка педагогических кадров в образовательной экосистеме региона : концепция / Н. Э. Касаткина, В. А. Дубровская, О. Г. Красношлыкова и др. Кемерово, 2019. 39 с.
5. Miller M. D. Principles and a Philosophy for Vocational Education. Columbus, Ohio, 1985. 250 p.
6. Reetz L., Reitmann G. Schlüssel Gaule Qualifikationen : Documentation des Symposiums im Hamburg. Feldhaus, Hamburg, 1990. 230 s.
7. Career Search Self-Efficacy, Family Support, and Career Indecision With Italian Youth / L. Nota, L. Ferrari, V. S. H. Solberg, S. Soresi // Journal of Career Assessment. 2007. Vol 15, iss. 2. P. 181-193.
8. Schelten A. Einführung in die Berufspadagogik. Stuttgart, 1991. 214 s.
9. Merlevede P. Talent Management: A Focus on Excellence. Managing Human Resources in a Knowledge Economy [Electronic resource]. URL: https://bookboon.com/en/ talent-management-a-focus-on-excellence-ebook.
10. Transforming Education. Design & Governance in Global Contexts / eds. L. Benade, M. Jackson. Singapore : Springer, 2018. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-10-5678-9.
11. Левченко Т. А., Тунгусова Е. В. Кластерные структуры: основные характеристики и генерируемый эффект // Фундаментальные исследования. 2017. № 3. С. 144-148.
12. International Handbook of Career Guidance [Electronic resource] / ed. James A. Athanasou, Raoul Van Esbroeck. URL: https://link.springer.com/content/pdf/bfm%3A978-1-4020-6230-8%2F1.pdf.
13. Energy-Sector Workforce Development in Southwestern Pennsylvania. Aligning Education and Training with Innovation
and Needed Skills [Electronic resource] / G. C. Gonzalez, R. Singh, R. Karam, D. S. Ortiz. Santa Monica, California, 2014. URL: https://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/research_ reports/RR800/RR807/RAND_RR807.pdf (дата обращения: 29.03.2018).
14. Krishnan R. et all. Easing the Exodus: Innovative Personnel Strategies Can Combat the Loss of Technical Skills [Electronic resource]. URL: http://www.krishnaninc.com/Tech_Paper_KA_ Recruiting_Article.pdf (дата обращения: 5.08.2018).
References
1. Programma razvitiya ugol'nojpromyshlennosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda [Program of Coal Industry Development in the Russian Federation for the Period until 2030]. Order of the Government of the Russian Federation from 21.06.2014 no. 1099-r. (In Russian).
2. Porter M. Clusters and the New Economics of Competition. Harvard Business Review, 1998, November - December, pp. 76, 77-90. (In English).
3. Marland S. P. Career education. A proposal for reform. New York : Mc Graw-Hill, 1974, 334 p. (In English).
4. Kasatkina N. E., Dubrovskaya V. A., Krasnoshlykova O. G., Rudneva E. L., Chepkasov A. V. Operezhayushchaya podgotovka pedagogicheskih kadrov v obrazovatel'noj ekosisteme regiona : koncepciya [Advanced training of pedagogical staff in the educational ecosystem of the region : concept]. Kemerovo, 2019, 39 p. (In Russian).
5. Miller M. D. Principles and a Philosophy for Vocational Education. Columbus, Ohio, 1985, 250 p. (In English).
6. Reetz L., Reitmann G. Schlüssel Gaule Qualifikationen : Dokumentation des Symposiums im Hamburg. Feldhaus, Hamburg, 1990, 230 s. (In German).
7. Career Search Self-Efficacy, Family Support, and Career Indecision With Italian Youth / L. Nota, L. Ferrari, V. S. H. Solberg, S. Soresi. Journal of Career Assessment, 2007, vol 15, iss. 2, pp. 181-193. (In English).
8. Schelten A. Einführung in die Berufspädagogik. Stuttgart, 1991, 214 s. (In German).
9. Merlevede P. Talent Management: A Focus on Excellence. Managing Human Resources in a Knowledge Economy [Electronic resource]. URL: https://bookboon.com/en/talent-management-a-focus-on-excellence-ebook. (In English).
10. Transforming Education. Design & Governance in Global Contexts / eds. L. Benade, M. Jackson. Singapore : Springer, 2018. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-10-5678-9. (In English).
11. Levchenko T. A., Tungusova E. V. Klasternye struktury: osnovnye harakteristiki i generiruemyj effekt [Cluster structure: main features and generated effect]. Fundamental Research, 2017, no. 3, pp. 144-148. (In Russian).
12. International Handbook of Career Guidance. Ed. James A. Athanasou, Raoul Van Esbroeck. Available at: https://link. springer.com/content/pdf/bfm%3A978-1-4020-6230-8%2F1.pdf. (In English).
13. Gonzalez G. C., Singh R., Karam R., Ortiz D. S. Energy-Sector Workforce Development in Southwestern Pennsylvania. Aligning Education and Training with Innovation and Needed Skills. Santa Monica, California, 2014. Available at: https:// www.rand.org/content/dam/rand/pubs/research_reports/ RR800/RR807/RAND_RR807.pdf (accessed 29.03.2018). (In English).
14. Krishnan R. et all. Easing the Exodus: Innovative Personnel Strategies Can Combat the Loss of Technical Skills. Available at: http://www.krishnaninc.com/Tech_Paper_KA_Recruiting_Article. pdf (accessed 5.08.2018). (In English).