Научная статья на тему 'Образовательный кластер как субъект управления повышением квалификации кадров'

Образовательный кластер как субъект управления повышением квалификации кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ПРИНЦИП РЕГИОНАЛИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / STAFF DEVELOPMENT / EDUCATIONAL CLUSTER / PRINCIPLE OF REGIONALIZATION / SOCIAL PARTNERSHIP OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / SUBJECT OF MANAGEMENT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT / CONTINUITY OF EDUCATION / REGIONALIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лунев Александр Николаевич, Пугачева Наталья Борисовна, Каюмова Лилия Азатовна

Актуальность исследования обусловлена позиционированием процесса повышения квалификации кадров как фактора устойчивого развития общества, конкурентоспособности российской экономики. Цель исследования дать характеристику образовательного кластера как субъекта управления повышением квалификации кадров. Методологической основой исследования стал принцип регионализации, позволяющий рассматривать процесс управления повышением квалификации кадров как условие устойчивого развития региона и обеспечения сбалансированного социально-экономического развития территорий на основе развития социального партнерства образовательных и научных организаций с различными экономическими структурами. В исследовании приняли участие 200 преподавателей колледжей и университетов, 300 студентов колледжей, 400 студентов университетов, 80 работодателей, которые выявили критерии эффективности образовательных кластеров (формирование мотивации на образование в течение всей жизни, соответствие образовательных и профессиональных стандартов, достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда). Основные результаты исследования состоят в выявлении видов образовательных кластеров (интегративного и партнерского) как субъектов управления повышением квалификации кадров. Значимость полученных результатов состоит в том, что интегративный вид образовательного кластера обеспечивает непрерывность образования, партнерский вид совершенствование подготовки специалистов в соответствии с международными стандартами и потребностями региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лунев Александр Николаевич, Пугачева Наталья Борисовна, Каюмова Лилия Азатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational cluster as a subject of management staff development

The relevance of the study is due to the positioning of the process of staff development as a factor in the sustainable development of society and the competitiveness of the Russian economy. The purpose of the study is to characterize the educational cluster as a subject of management of staff development. The methodological basis of the study was the principle of regionalization, which makes it possible to consider the process of managing staff development as a condition for the sustainable development of the region and ensuring balanced socio-economic development of territories based on the development of social partnership of educational and scientific organizations with various economic structures. The study involved 200 teachers of colleges and universities, 300 college students, 400 university students, 80 employers who identified the criteria for the effectiveness of educational clusters (formation of motivation for lifelong education, compliance with educational and professional standards, achieving a balance of demand and supply of labor in the job market). The main results of the research are to identify the types of educational clusters (integrative and partnership) as subjects of management of staff development. The significance of the results obtained lies in the fact that the integrative type of the educational cluster ensures the continuity of education, the partnership type is the improvement of the training of specialists in accordance with international standards and the needs of the regional economy.

Текст научной работы на тему «Образовательный кластер как субъект управления повышением квалификации кадров»

Педагогика

УДК 377.4

доктор технических наук, профессор Лунев Александр Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Казанский национальный исследовательский технический

университет имени А. Н. Туполева-КАИ» (г. Казань);

доктор педагогических наук, профессор Пугачева Наталья Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Казань);

заместитель директора по научной работе Каюмова Лилия Азатовна

Частное образовательное учреждение высшего образования

«Казанский инновацилнный университет имени В. Г. Тимирясова» (г. Казань)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена позиционированием процесса повышения квалификации кадров как фактора устойчивого развития общества, конкурентоспособности российской экономики. Цель исследования - дать характеристику образовательного кластера как субъекта управления повышением квалификации кадров. Методологической основой исследования стал принцип регионализации, позволяющий рассматривать процесс управления повышением квалификации кадров как условие устойчивого развития региона и обеспечения сбалансированного социально-экономического развития территорий на основе развития социального партнерства образовательных и научных организаций с различными экономическими структурами. В исследовании приняли участие 200 преподавателей колледжей и университетов, 300 студентов колледжей, 400 студентов университетов, 80 работодателей, которые выявили критерии эффективности образовательных кластеров (формирование мотивации на образование в течение всей жизни, соответствие образовательных и профессиональных стандартов, достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда). Основные результаты исследования состоят в выявлении видов образовательных кластеров (интегративного и партнерского) как субъектов управления повышением квалификации кадров. Значимость полученных результатов состоит в том, что интегративный вид образовательного кластера обеспечивает непрерывность образования, партнерский вид - совершенствование подготовки специалистов в соответствии с международными стандартами и потребностями региональной экономики.

Ключевые слова: повышение квалификации кадров, образовательный кластер, принцип регионализации, социальное партнерство образовательных организаций, субъект управления повышением квалификации, непрерывность образования, регионализация образования.

Annotation. The relevance of the study is due to the positioning of the process of staff development as a factor in the sustainable development of society and the competitiveness of the Russian economy. The purpose of the study is to characterize the educational cluster as a subject of management of staff development. The methodological basis of the study was the principle of regionalization, which makes it possible to consider the process of managing staff development as a condition for the sustainable development of the region and ensuring balanced socio-economic development of territories based on the development of social partnership of educational and scientific organizations with various economic structures. The study involved 200 teachers of colleges and universities, 300 college students, 400 university students, 80 employers who identified the criteria for the effectiveness of educational clusters (formation of motivation for lifelong education, compliance with educational and professional standards, achieving a balance of demand and supply of labor in the job market). The main results of the research are to identify the types of educational clusters (integrative and partnership) as subjects of management of staff development. The significance of the results obtained lies in the fact that the integrative type of the educational cluster ensures the continuity of education, the partnership type is the improvement of the training of specialists in accordance with international standards and the needs of the regional economy.

Keywords: staff development, educational cluster, principle of regionalization, social partnership of educational organizations, subject of management of professional development, continuity of education, regionalization of education.

Введение. Актуальность исследования обусловлена позиционированием процесса повышения квалификации кадров как фактора устойчивого развития общества, конкурентоспособности российской экономики. Повышение квалификации кадров призвано удовлетворять, с одной стороны, потребности специалиста в совершенствовании знаний, умений, навыков, компетенций, с другой, - экономики в подготовке высококвалифицированных кадров нового типа, проявляющих интерес к постоянному повышению уровня образования и квалификации. Качество повышения квалификации кадров становится одним из механизмов решения целого комплекса социально-экономических проблем, определяющих развитие страны и ее территорий. Необходимым условием оптимизации повышения квалификации кадров становится взаимосвязь экономики, рынка труда и системы профессионального образования. Это проявляется в социальном партнерстве образовательных и научных организаций с различными экономическими структурами, на основе равноправия сторон; добровольности принятия субъектами обязательств выполнения; демократизма, позволяющего каждому субъекту проявлять инициативу; организации цифровой инфраструктуры [1].

Выявлены основные направления социального партнерства образовательных и научных организаций с различными экономическими структурами: 1) организационно-административное: целевая подготовка специалистов для конкретного предприятия с трудоустройством выпускников; организация практики студентов на оборудовании, действующем в современном секторе промышленности; практическое обучение студентов на реальных рабочих местах; повышение квалификации работников предприятия в университетах; 2) научно-методическое: участие работодателей в разработке и рецензировании учебно-программной документации; внедрение форм и методов обучения студентов с привлечением специалистов предприятий («гостевые лекторы»); создание механизма оценки качества подготовки специалистов независимыми

экспертными комиссиями, совместно с работодателями; участие работодателей в аттестации студентов; участие работодателей в профессиональных конкурсах мастерства; организация систематической стажировки преподавателей на предприятиях для ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами и повышения квалификации сотрудников предприятий в университетах для ознакомления инновационными разработками [3].

Как видим, социальное партнерство образовательных и научных организаций с различными экономическими структурами направлено, в том числе, и на обеспечение повышения квалификации кадров. Одной из форм социального партнерства может быть отраслевой образовательный кластер, основанный на четком распределении ролей, ответственности, долей участия субъектов, с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда [6].

Анализ развития социального партнерства образовательных и научных организаций с различными экономическими структурами показал, что имеют место противоречия между: 1) модернизацией социально-экономической системы общества, стремлением к созданию новых общественных отношений в системе профессионального образования и медленным становлением тех социальных институтов, которые способны артикулировать эти отношения в системе повышения квалификации кадров; 2) образовательной политикой, ориентированной на подготовку высококвалифицированных специалистов, и недостаточным научно-методическим обеспечением управления процессом повышения квалификации кадров.

Цель исследования - дать характеристику образовательного кластера как субъекта управления повышением квалификации кадров.

Изложение основного материала статьи. Методологической основой исследования стал принцип регионализации. Актуальность идеи регионализации определяется общемировыми тенденциями социально-экономического развития человечества, направленными на признание самоценности, уникальности национальных и региональных вариантов культур, экономических систем, их единства, целостности и значимости. Регионализация - признанный научный принцип социально-экономического развития [3]. Принцип регионализации позволяет рассматривать процесс управления повышением квалификации кадров исходя из трех парадигм. Неоклассической, согласно которой процесс управления повышением квалификации кадров может рассматриваться как процесс взаимодействия субъектов. Институциональной, согласно которой действия субъектов управления повышением квалификации кадров разворачиваются в рамках взаимодействия с различными институтами (организациями, правилами, традициями и т.п.). Эволюционной, которая опирается на динамическое представление о субъектах управления повышением квалификации кадров. Принцип регионализации, интегрируя перечисленные парадигмы, позволяет рассматривать процесс управления повышением квалификации кадров как условие устойчивого развития региона и обеспечения сбалансированного социально-экономического развития территорий на основе развития социального партнерства образовательных и научных организаций с различными экономическими структурами [4].

В исследовании приняли участие 200 преподавателей колледжей и университетов, 300 студентов колледжей, 400 студентов университетов, 80 работодателей Республики Татарстан (Россия). В процессе исследования были использованы теоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация) и социологические (наблюдение, беседы, анкетирование) методы.

Основным результатом исследования стала характеристика видов образовательных кластеров (интегративного и партнерского) как субъектов управления повышением квалификации кадров.

Интегративный вид образовательных кластеров представляет собой системную целостность образовательных организаций и обуславливает непрерывность образования в пространстве и времени. На практике этот вид образовательного кластера представлен вариативными образовательными комплексами, типа «детский сад - школа», «школа - университет», «школа-колледж» и тому подобными. Как субъект управления интегративный образовательный кластер обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей граждан на разных уровнях образования, а также подготовку компетентных специалистов и повышение их квалификации [5]. В ходе анкетирования 200 преподавателей, 300 студентов колледжей, 400 студентов университетов, 80 работодателей Республики Татарстан (Россия), выявлен критерий эффективности интегративного образовательного кластера: формирование мотивации на образование в течение всей жизни.

Партнерский образовательный кластер представляет взаимосвязь отраслевых предприятий, научных институтов и образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов для этой отрасли, для обеспечения интенсивного развития всех партнеров посредством эффективного использования их внутренних ресурсов. Второй вид образовательных кластеров основан на идее социального партнерства отраслевых предприятий, научных институтов и образовательных организаций. Важной отличительной чертой партнерского кластера является его инновационная ориентированность. Наиболее успешные партнерские образовательные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается «прорыв» в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые «рыночные ниши» [2; 3; 6].

Например, Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №293 от 13 апреля 2011 года создан партнерский образовательный кластер в строительной отрасли. Целью функционирования образовательного кластера является координация усилий государственных структур, муниципальных учреждений, строительных, транспортных, жилищно-коммунальных предприятий и организаций, организаций профессионального образования по успешному выполнению программ устойчивого развития строительного и дорожно-транспортного комплексов Республики Татарстан и модернизации жилищно-коммунального комплекса. Это позволяет создать системы многоуровневой подготовки, обеспечивающей разработку и внедрение новых, опережающих образовательных программ, востребованных рынком труда. В настоящее время в состав этого кластера входят ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» и 5 колледжей строительного профиля [4; 5; 6].

Стратегические задачи кластера составляют: 1) обеспечение опережающего развития системы профессиональной подготовки кадров для строительного и дорожно-транспортного комплексов, а также ЖКХ; 2) создание условий для многоканального финансирования профессиональной подготовки кадров;

3) повышение качества строительных и жилищно-коммунальных услуг, обеспечение государственной и общественной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса;

4) совершенствование форм и методов воспитательной и профориентационной работы со студентами,

повышение ее эффективности через активное привлечение студентов к участию в реальном производственном процессе; 5) разработка и внедрение мониторинга текущей и перспективной потребности рабочих кадров и специалистов для учреждений жилищно-коммунального хозяйства и строительных организаций.

Основные направления деятельности кластера включают: 1) подготовку специалистов в области строительства, транспорта и ЖКХ на условиях государственного заказа и постоянное повышение их квалификации; 2) обеспечение максимальной эффективности профессионального образования как механизма решения текущих и перспективных потребностей строительства и ЖКК в кадрах необходимой структуры и квалификации; 3) вовлечение работодателей в процесс выработки квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, совершенствования образовательных технологий и аттестации образовательных программ; 4) развитие модульных принципов построения программ непрерывного профессионального образования и дуальной формы образовательного процесса; 5) разработку и внедрение системы многоуровневой подготовки рабочих кадров и специалистов, обеспечивающей наиболее экономное и эффективное использование бюджетных средств, а также возможности привлекать инвестиции частного капитала и собственных хозрасчетных доходов; 6) проведение кадрового аудита подразделений строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства региона по разрядам и квалификационному составу направлений и видов работ, по содержанию и обслуживанию жилищного фонда, на предмет соответствия их уровню и профилю подготовки списочного состава рабочих кадров, специалистов и инженерно-технических работников соответствующих учреждений; 7) разработку, экспериментальную апробацию и практическое внедрение элементов структурной перестройки системы профессионального образования; 8) расширение и повышение активности республиканского лизингового фонда в вопросах развития и опережающего обновления учебно-материальной базы учреждений профессионального образования, обеспечения организаций строительства и ЖКК машиностроительной продукцией и оборудованием; 9) разработку и внедрение в практику схемы взаимовыгодного сотрудничества учебных заведений с предприятиями и организациями сферы строительства, транспорта и ЖКХ в вопросах их обеспечения высококвалифицированными рабочими кадрами и ИТР, адекватными инновационной модели развития отрасли.

Партнерский вид образовательного кластера обеспечивает подготовку конкурентоспособных специалистов в соответствии с международными стандартами и потребностями региональной экономики, повышение их квалификации и переподготовку; привлечение инвестиций в образование; совершенствование оценки качества и доступности в сфере образования; расширение спектра образовательных услуг. В ходе анкетирования 200 преподавателей, 300 студентов колледжей, 400 студентов университетов, 80 работодателей Республики Татарстан (Россия), выявлены критерии эффективности партнерского образовательного кластера: соответствие образовательных и профессиональных стандартов; достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

Образовательный кластер - один из субъектов управления повышением квалификации кадров. Интегративный вид образовательного кластера обеспечивает непрерывность образования, создание равных стартовых возможностей для получения образования и рост доступности качественного образования; повышение инвестиционной привлекательности образования в регионе; а также формирование и развитие образовательного пространства в регионе с целью обеспечения сбалансированного социально-экономического развития территорий. Развитие регионального образовательного пространства, адекватного особенностям образовательных потребностей и интересов учащихся и специфике региона (экономическое развитие, финансовое положение, уровень доходов, национальный и религиозный состав населения, культурные традиции и предпочтения, климатические и географические условия) представляет шаг вперед в развитии образования, его движения в направлении демократизации и модернизации. Система образования ориентированная на образовательные потребности граждан региона - наиболее перспективна. Эти потребности определяют типы и виды образовательных организаций, содержание образовательных программ.

Партнерский вид образовательного кластера обеспечивает совершенствование системы повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями региональной экономики, а также формирование и развитие образовательного пространства в регионе с целью повышения качества жизни в регионе. В структуре региональной экономики образовательное пространство выполняет несколько функций: организационную, формируя институциональную инфраструктуру; научно-техническую, обеспечивая развитие науки и техники, содержание образования; социально-экономическую, обуславливающую качество услуг, необходимых для оптимальной жизнедеятельности в регионе. Как субъект управления повышением квалификации кадров партнерский образовательный кластер обеспечивает устойчивое развитие региона.

Механизм управления повышением квалификации кадров в рамках партнерского образовательного кластера включает следующие компоненты.

Первый компонент - системообразующий. Этот компонент предусматривает организацию повышения квалификации кадров, обладающую следующими свойствами: 1) первичность целого (процесса повышения квалификации кадров), то есть не субъекты кластера сделали возможным существование процесса повышения квалификации, а сам процесс обусловил необходимость объединения субъектов в кластер;

2) неаддитивность - несводимость свойств процесса повышения квалификации к сумме свойств субъектов кластера и невыводимость свойств процесса повышения квалификации из свойств субъектов кластера;

3) сложность структуры процесса повышения квалификации кадров, которая характеризуется многообразием связей; 4) открытость процесса повышения квалификации кадров, то есть интенсивность обмена информации с окружающей средой; 5) целенаправленность процесса повышения квалификации кадров; 6) эмерджентность, то есть цель процесса повышения квалификации кадров может не совпадать с целями субъектов кластера; 7) непрерывность процесса повышения квалификации; 8) инновационный характер процесса повышения квалификации, основанный на различных нововведениях, постоянном развитии; 9) маркетинговая ориентация на потребности рынка труда; 10) функциональность, которая заключается в определении функций субъектов управления, распределении ролей; 11) установление нормативов к подсистемам управления (знаниям, умениям, навыкам, компетенциям, квалификационным характеристикам); 12) комплексность, при котором должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические и другие (например, гендерные) аспекты управления и их

взаимосвязи; 13) интегративность, то есть усиление взаимосвязей между субъектами управления, развитие соуправления; 14) учет конкретной ситуации с целью выбора адекватных методов управления повышением квалификации.

Второй компонент - маркетинго ориентированный. Он включает организацию маркетинговых исследований регионального рынка труда, мониторинга качества повышения квалификации; создание регионального банка социальных партнеров в рамках повышения квалификации кадров.

Третий компонент - образовательный. Компонент предусматривает организацию повышения квалификации в соответствии с профессиональными стандартами; современное материально-техническое обеспечение процесса обучения; повышение у обучающихся мотивации к учению; повышение научно-профессионального уровня преподавателей.

Выводы. Значимость полученных результатов состоит в том, что характеристика образовательного кластера как субъекта управления повышением квалификации кадров ориентирует на поиск инновационных форм социального партнерства образовательных и научных организаций с различными экономическими структурами; совершенствование методов повышения квалификации. Установлено, что продуктивность социального партнерства достигается при условии заинтересованности в развитии многомерного взаимодействия субъектов производства, образования и науки единой отраслевой направленности; эффективность качества повышения квалификации кадров повышается при условии реализации на базе предприятий инновационных образовательных программ.

Механизм управления повышением квалификации кадров в рамках партнерского образовательного кластера позволяет создать персонализированные модели обучения. Можно выделить несколько структурообразующих компонентов таких моделей. Во-первых, - развитие ценностно-смысловой устремленности специалиста на профессиональное совершенствование. Во-вторых, - проектирование индивидуальных образовательных траекторий обучаемых на основе изменений в профессиональных стандартах, инноваций современного производства и индивидуального уровня готовности к их освоению. Как субъект управления повышением квалификации образовательный кластер обеспечивает совершенствование кадров региональных предприятий и устойчивость социально-экономического развития территорий.

Литература:

1. Бахарева О.В. Концепция территориального развития региона: реальная VS цифровая инфраструктура // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2019. - № 1 (119). - С. 37.

2. Бахарева О.В., Кордончик Д.М. Исследование интеграционных процессов ВГМ-инновационной среды в реальном секторе экономики региона // В сборнике: ВГМ-моделирование в задачах строительства и архитектуры Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 97-102.

3. Бахарева О.В., Романова А.И. Институты инновационного развития региона // М.: ИНФРА-М, 2018. - 149 с. (Серия Научная мысль)

4. Брундукова В.А.А., Денисенко Е.В. Принципы формирования образовательных центров // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. - 2018. - № 3 (45). - С. 81-87.

5. Загидуллина Г.М. Создание непрерывной опережающей системы образования в инвестиционно-строительной сфере // В сборнике: Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития Материалы 12-ой Международной научно-практической конференции. В 2-х книгах. Под общей редакцией Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. - Казань: КГАСУ, 2018. -С. 15-18.

6. Кашипов Р.Ф., Николаева Р.В. Формирование образовательного кластера в области строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин // В сборнике: Интерстроймех-2018. Сборник докладов XXI Международной научно-технической конференции. Под ред. С.Я. Галицкова. - М.: МГСУ, 2018. - С. 401-405.

Педагогика

УДК 316.614

заместитель директора по УВР, педагог-психолог Лютова Наталья Петровна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 272 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)

СУЩНОСТНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье раскрываются сущностные и содержательные смыслы феномена социализации. Рассматриваются подходы ученых к феномену социализация.

Актуальность статьи обусловлена частым применение термина «социализация» в отечественной и зарубежной литературе, который заслуживает его изучения и оценки, его отражения в современной терминологии, его правильного истолкования.

Ключевые слова: социализация, сущностные смыслы, содержательные смыслы.

Annotation. The article reveals the essential and meaningful meanings of the phenomenon of socialization. The approaches of scientists to the phenomenon of socialization are considered. The relevance of the article is due to the frequent use of the term "socialization" in domestic and foreign literature, which deserves its study and evaluation, its reflection in modern terminology, its correct interpretation.

Keywords: socialization, essential meanings, meaningful meanings.

Введение. Вопрос о сущности, содержании социализации рассматривался многими отечественными и зарубежными авторами. Понятие, сущность и особенности процесса социализации изучены в работах Г.М. Андреевой, Л.С. Выготского, Кона, И.И. Лунина, А. В. Мудрика, М. Мида, С. Л. Рубинштейна, Т. Парсонса и др.

Существуют различные подходы, теории феномена «социализация»:

- теории социализации личности (Ч.Х. Кули, Дж. Г. Мид, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Э. Эриксон);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.