media space]. Reading at the Eurasian crossroads. Proceedings of the 5th International intellectual forum. Eds. V. Ya. Askarova, Yu. V. Gushul. Chelyabinsk, 2019, pp. 360-364. (In Russian).
6. Glossary of educational technology terms (Prepared by the Methods, Materials and Techniques of Education Section, Unesco, for the International Bureau of Education). Paris, 1986, 160 p. (In English).
7. Kovrizhenko M. Kreativ v reklame [Creative in advertising]. St. Petersburg, 2004, 253 p. (In Russian).
8. Mamontov A. S., Moroslin V. P. Kommunikaciya v sfere reklamy kak odna iz form dialoga kul'tur (na materiale russko-v'etnamskih sopostavlenij) [Communication in advertising as form of dialogue of cultures (Russian-Vietnamese Interaction))]. RUDN Journal of Russian and Foreign Languages Research and Teaching, 2016, no. 3, pp. 18-26. (In Russian).
9. Mudrov A. N. Osnovy reklamy [Fundamentals of advertising]. Moscow, 2005, 319 p. (In Russian).
10. Marcus L. Literature and cinema. The Cambridge History of Twentieth-Century English Literature (The New Cambridge History of English Literature). Eds. L. Marcus, P. Nicholls. Cambridge, Cambridge University Press, 2005, pp. 335-358. (In English).
11. Professional'nyjstandart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» (v red. prikaza Ministerstva truda Rossii ot 05.08.2016 №422n) [Professional standard "Teacher
(pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)" (as amended by Order of the Ministry of Labor of Russia of August 05, 2016 no. 422n)]. Available at: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/trudovoe_pravo/professionalnyy-standart-pedagoga.html (accessed 04.25.2020). (In Russian).
12. Federal'nyj gosudarstvennyj standart vysshego obrazovaniya -bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 «Pedagogicheskoe obrazovanie» (s dvumya profilyami podgotovki) [Federal state standard of higher education -undergraduate in the field of study 44.03.05 "Pedagogical education" (with two training profiles)]. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of February 22, 2018 no. 121. Available at: http://fgosvo.ru/ fgosvo/151/150/24/94 (accessed 04.25.2020). (In Russian).
13. Sharshov I. A. Professional'no-tvorcheskoe samorazvitie sub"ektov obrazovatel'nogo processa v vuze [Professional and creative self-development of subjects of the educational process at the university]. Doctor's degree dissertation. Belgorod, 2005, 465 p. (In Russian).
14. Maysuradze Yu. F. et al. Enciklopediya knizhnogo dela [Encyclopedia of book publishing]. Moscow, 2004, 634 p. (In Russian).
15. Yarova I. V. Formy reklamirovaniya knigi [Forms of book advertising]. Science Journal of Volgograd State University. Linguistics, 2010, no. 1 (11), pp. 200-204. (In Russian).
УДК/UDC 377.2:378 Н. Э. Касаткина, И. Н. Кокорина, Д. В. Шалимова
N. E. Kasatkina, I. N. Kokorina, D. V. Shalimova
СИСТЕМА ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА
SYSTEM OF ADVANCED TRAINING IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL AND TECHNOLOGICAL CLUSTER
Введение. В статье представлено исследование по проблеме создания и функционирования образовательно-технологического кластера, центром которого является Кемеровский государственный университет. Цель статьи - показать траекторию формирования кластера с включением учреждений среднего, среднего профессионального и высшего образования.
Методология. Методологический фундамент исследования составили: концепция системы профессиональной ориентации, концепция познавательной самостоятельности и познавательной активности студентов. Решение исследовательских задач было достигнуто путем анализа образовательной ситуации в целом, наблюдения за педагогическим процессом в вузе, анализа существующей системы организации учебно- и научно-исследовательской работы студен-
тов (УИРС и НИРС), развитием связей университета с производством.
Результаты. Авторами описана модель функционирования образовательно-педагогического кластера, центральная роль в котором принадлежит университету, влияющему на развитие образовательной ситуации региона. Подробно проанализированы методы и приемы подготовки квалифицированных специалистов в условиях университета.
Заключение. В статье делается вывод о том, что образовательно-технологический кластер с центром в университете является структурой, позволяющей обеспечить координацию всех образовательных структур региона, способствовать постоянному притоку кадров, мотивированных на инновационную деятельность и реальный сектор экономики.
Introduction. The article presents the research on the problem of creation and functioning of educational and technological cluster, the center of which is Kemerovo State University. The aim of the article is to show the trajectory of formation of the cluster with the inclusion of secondary, specialized secondary and higher education institutions.
Methodology. The methodological basis of the research was formed by: the concept of professional orientation system, the concept of cognitive independence and cognitive activity of students. The solution of research tasks was achieved by analyzing the educational situation in general, observing the pedagogical process in the university, analyzing the existing system of organization of educational and research work of students (UIRS and NIRS), the development of university relations with industry.
Results. The authors describe the model of the educational technology cluster, with the major role belonging to the university that influences the development of the regional educational situation. The methods and ways of training the practice-oriented specialist are analyzed in detail.
Conclusion. The article concludes that the educational and technological cluster with the center at the University is a structure that allows for the coordination of all educational structures in the region, to promote a constant influx of personnel motivated by innovation and the real sector of the economy.
Ключевые слова: образовательно-педагогический кластер, профессиональная ориентация, самостоятельная работа студентов, научные исследования студентов.
Keywords: educational pedagogical cluster, career orientation, independent students' work, students' research.
Введение
На современном этапе развития общества актуальным является приобретение выпускником, наряду с основной квалификацией, дополнительных компетенций по организации бизнеса, навыков предпринимательской деятельности. В этом заключается опережающий характер подготовки квалифицированных кадров, которая удовлетворяла бы потребности региональной экономики, и в этом случае речь идет формировании и использовании так называемых образовательно-технологических кластеров.
Кластерами (от английского "cluster together" -образовывать группу взаимосвязанных элементов) принято называть интегрированные структуры, позволяющие сохранить относительную самостоятельность членов группы с организацией при этом единых технологических процессов. Кластеры - это объ-
единенные группы объектов, которые связаны друг с другом и имеют какой-либо общий признак. Они характеризуются как локальные инновационные системы, объединяющие производственные, научно-исследовательские, образовательные и другие организации [15]. В настоящее время существуют различные кластерные структуры, которые стали важной частью региональных экономик: территориально-производственные, научно-образовательные и т. д.
Одним из современных типов организации воспитательно-образовательного процесса являются образовательно-педагогические кластеры, для которых применимо определение «образовательно-технологические», поскольку существенным является использование определенных педагогических технологий для подготовки кадров. Общим признаком учреждений образования является их воспитательно-образовательный ресурс и единство технологических процессов, осуществляемых в школах, средних профессионально-образовательных учреждениях, вузах.
Центральное место в образовательно-педагогическом кластере принадлежит университету, который имеет возможность оказывать влияние на образовательную ситуацию в целом. Во-первых, содержание педагогического образования, которое получают в университете будущие учителя школ и техникумов, отбирается и систематизируется педагогами, имеющими научную квалификацию и исследовательский опыт. Во-вторых, университет организует повышение квалификации как педагогов, так и руководящих работников и специалистов по широкому диапазону специализаций. В-третьих, работа по профессиональной ориентации учащихся средних школ и техникумов и их подготовка к поступлению в вуз, проводимая работниками университета, способствует стабильному воспроизведению контингента студентов, а в перспективе - притоку новых кадров в экономическую систему региона.
Университет имеет научный и научно-методический потенциал для того, чтобы выступать инициатором подготовки кадров для новых, перспективных направлений деятельности, реальная потребность в которых возникнет в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Методология
Работа по созданию системы опережающей подготовки кадров начинается в средней общеобразовательной школе, где педагоги университета совместно с педагогами общеобразовательных организаций осуществляют профориентационную деятельность,
«погружая» обучающихся в область различных профессий, востребованных в их регионе. Профессиональная ориентация обучающихся осуществляется в различных формах: беседы со старшеклассниками, проф-ориентационные лекции преподавателей в дни открытых дверей университета, проведение отборочных туров для школьников города и области в рамках Всероссийской олимпиады «Покори Воробьевы горы» и др. Значительную помощь в этой работе оказывают студенты различных институтов университета, объединенные в профориентационный отряд «Кем стану». Социальная активность членов студенческого отряда, работающего в данном направлении, приобретает разнообразные формы: студенты размещают информацию о вузе и общаются со школьниками в неформальной обстановке в социальных сетях; помогают в организации профессиональных проб, где будущие абитуриенты могут на несколько часов стать журналистами, преподавателями, инженерами-технологами. Таким образом осуществляется не только предпрофильная подготовка и консультирование по вопросам карьеры, но и дальнейшее личностное развитие подростков.
Современный подросток, погруженный в виртуальную реальность больше, чем в реальную жизнь, недостаточно хорошо ориентирован в пространстве практическом, тем более в сфере принятия решений о своем профессиональном пути. Как правило, ответственность за жизненное самоопределение подростков берут на себя их родители. Не удивительно, что среди выпускников школ 30-55 % не имеют представления о будущей профессии [12]. Чтобы старшеклассники были не ведомыми, а лидерами в своей собственной жизни, важно научить их прогнозировать собственное будущее, принимать решение самостоятельно.
Исследования формирования качества самостоятельности школьников изучаются, прежде всего, в контексте самостоятельности учебной деятельности [10]. Современные общеобразовательные организации призваны активизировать процесс становления самостоятельной личности, способной ставить цели и задачи, планировать траекторию собственного развития.
Этому во многом способствует раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одаренных детей в образовательных центрах («Сириус»), программы дополнительного образования («Одаренные дети»), Федеральные целевые программы (Президентская программа «Дети России»), развитие сети детских технопарков («Кванто-риум») и т. д.
Формирование межпредметных общеобразовательных модулей, начиная с первых ступеней обучения, является не только средством координации учебной деятельности, но и социализации обучающихся.
Все это позволяет построить индивидуальные траектории профориентации обучающихся, выработать качества «субъектности», необходимые для дальнейшего становления и самореализации личности [14]. В этом случае молодой человек выбирает дальнейшую сферу деятельности, задавая себе вопрос «Где и кем я буду работать?», и только потом - «Куда поступать учиться?»
Современная университетская структура позволяет организовать многоуровневую и непрерывную подготовку профессионалов при наличии отдельного подразделения, обучающего студентов по программам прикладного бакалавриата или готовящих квалифицированных специалистов среднего звена. Примером служит среднетехнический факультет ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» (СТФ КемГУ), который имеет достаточно оснащенную материально-техническую базу (лаборатории, учебные мастерские, учебно-производственный центр) для развития компетенций, необходимых будущим экспертам в технологических областях по производству хлеба, кондитерских и макаронных изделий, молочных и мясных продуктов. В последствии выпускники факультета могут получить высшее образование на выпускающих кафедрах университета «Технология продукции из растительного сырья», «Технология продукции из сырья животного происхождения».
В свою очередь, развитые структуры среднего профессионального образования становятся центрами, объединяющими усилия представителей образовательно-технологического кластера. Так, на базе СТФ КемГУ в соответствии с приказом Минобрнауки России от 7.10.2015 (№ 1115) создано федеральное учебно-методическое объединение по укрупненной группе специальностей в области промышленной экологии и биотехнологии [сайт СТФ КемГУ].
Формирование федеральных учебно-методических объединений, координирующих работу образовательных организаций по подготовке специалистов призвано актуализировать ФГОС в соответствии с разработанными профессиональными стандартами и компетенциями WorldSkills. Корректировка учебных программ с учетом стандартов WorldSkills расширяет область профессиональной деятельности выпускников, способствует приобретению ими дополнительных компетенций.
Большое значение, которое придается формату WorldSkills Russia, отражает его роль в привлечении внимания талантливой молодежи к актуальным профессиям, в создании инновационных моделей дополнительного профессионального образования, в формировании отраслевых кадровых резервов [5].
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» является площадкой проведения соревнований в рамках WorldSkills Russia в области химии. В открытом конкурсе по лабораторному химическому анализу приняли участие сотрудники химических предприятий, студенты и аспиранты ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» и ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева», студенты профессиональных образовательных организаций Кемеровской области. Таким образом, демонстрируется взаимодействие членов образовательно-технологического кластера, дающего огромные возможности в плане гарантии трудоустройства по выбранной специальности и перспектив карьерного роста наиболее активных его участников.
Результаты
Образовательно-технологический кластер - это открытая система образовательных, производственных, научных и других организаций с различными формами деятельности в определенных областях. Как все открытые системы, она стимулирует развитие всех компонентов, входящих в кластерную структуру: раннюю профилизацию и личностный рост обучающихся средних школ, профессиональное становление и стремление к самореализации студентов профессиональных образовательных организаций, стремление к самостоятельной инновационной деятельности и приобретению дополнительных компетенций студентов вузов. Важнейшим компонентом этой структуры являются преподаватели и организаторы воспитательно-образовательного процесса, постоянно повышающие свой научный и педагогический потенциал, заинтересованные в профессиональном росте; педагогические коллективы, выполняющие актуальные исследования совместно с представителями различных секторов экономики региона.
Компоненты предлагаемой нами модели кластерной структуры, представлены нами на рисунке 1, где можно проследить различные траектории их взаимодействия и этапы личностного и профессионального роста участников данной структуры.
Подразделения университета, обладающие высоким интеллектуальным потенциалом, корпусом высокопрофессиональных научных сотрудников, соб-
ственными инновационными разработками, создают общую платформу для сотрудничества с экономической сферой региона, привлекая к этому сотрудничеству наиболее способных студентов, магистрантов, аспирантов.
Современный вуз призван готовить выпускников с развитым научным мышлением и способных самостоятельно и оперативно ориентироваться в постоянно обновляющейся научно-технической информации. В данном случае речь идет о самостоятельности мышления и познания (обучение в течение жизни), мощный импульс развития которых должен быть задан еще в период подготовки студентов-бакалавров и магистрантов технологических направлений к будущей профессиональной деятельности [1].
В отечественных вузах существенно уменьшена аудиторная нагрузка для студентов, и соответственно увеличено время, предусмотренное для самостоятельной учебной работы. Но выделение дополнительного времени студентам для самостоятельной познавательной деятельности еще не означает автоматического решения многочисленных проблем, связанных с воспитательно-образовательным процессом, а главное, улучшения качества подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности.
Необходим разумный баланс между обязательной учебной аудиторной и самостоятельной внеаудиторной деятельностью студентов, с тем чтобы потребность студентов в дальнейшем профессиональном самоопределении возникла на более ранних этапах подготовки [8, 9, 13].
Цели обучения студентов технологических направлений ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» при выполнении задач и специальных заданий профессионального характера состоят в следующем:
- выявлении междисциплинарных связей, последовательном соединении теории и методов изучаемых дисциплин с полученными знаниями по предметам предыдущих курсов;
- использовании решений проблемных задач в рамках специальных дисциплин для повышения уровня подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности.
- участии в УИРС и НИРС, неотъемлемой части подготовки молодых специалистов, от организации и проведения которой выигрывают все: сами студенты, приобретая знания, умения и навыки исследовательской деятельности, производство, которое нуждается в высокообразованных, компетентных кадрах, и общество, где реализуются современные проекты.
Университет
Кафедры: _ Центр Студенческие Центр _ Площадки
НИРС, дополнительного отряды / детского проведения
УИРС, образования/ социальные научного профессио-
проектная работа, повышение сети творчества нальных
школьные квалификации олимпиад,
олимпиады проб
Общеобразовательные школы
}Н
Учреждения СПО
Предприятия региона
Р Е З У Л Ь Т А Т Ы
Профессиональная ориентация обучающихся школ. Информирование, сотрудничество между образовательными учреждениями. Непрерывная подготовка кадров по востребованным специальностям. Научные исследования и разработки.
Повышение конкурентоспособности выпускников профессиональных образовательных организаций и университета.
Более ранняя профилизация студентов вуза в рамках выбранного направления. Повышение конкурентоспособности выпускника
Рис. 1. Взаимодействие компонентов образовательно-технологического кластера
В Технологическом институте пищевой промышленности университета преподаватели вуза, обучая студентов-бакалавров технологического направления (1-2-е курсы), закладывают необходимую теоретическую и практическую основу по химическим дисциплинам для всей последующей цепочки профессиональной подготовки студентов технологических направлений. Они помогают студентам овладевать фундаментальными знаниями по химии, формируя у них тем самым основу для дальнейшего изучения технологических дисциплин. От студентов же требуется не только работа в аудитории, но и не менее напряженная внеаудиторная самостоятельная деятельность. Организация такой деятельности студентов имеет поэтапный, поступательный характер [3, 4, 16].
Активно используя разработанные пособия преподавателями химических кафедр, студенты-бакалавры изучают базовый материал по химическим дисциплинам, а также проверяют усвоение знаний по тестам с использованием ключей-ответов. Если у студентов все-таки возникают вопросы, то разъяснения на них они могут получить во время консультаций, регулярно проводимых преподавателями кафедр.
Также важной задачей, стоящей перед преподавателем, является быстрая и качественная проверка усвоения материала лекций, со стороны студентов - выполнение несложных экспериментов, ведение наблюдения во время опытов, проведение самостоятельно измерения, описание и анализ результатов опытов, работа с химическими приборами, произведение необходимых расчетов, умение пользоваться справочной литературой. Студентам-бакалаврам предлагаются дополнительные задания, требующие знаний и умений для выполнения действий продуктивного характера. Это так называемые вопросы-задания для общего обсуждения, содержащие элементы проблемы, которые обсуждаются коллективно на семинарах совместно с преподавателем [5].
Все это положительно сказывается на качестве подготовки студентов, формировании у них устойчивого мотива дальнейшего изучения основ будущей профессии.
На старших курсах учитывается специфика профессиональной подготовки студентов. Основной акцент нами делался на самостоятельную работу студентов для углубленного изучения основ технологии отрасли,
существующих технологических режимов и современных научных разработок по их усовершенствованию.
Студенты-бакалавры и магистранты самостоятельно изучали ход проведения анализов, выбирали наиболее подходящие методы эксперимента, готовили протоколы лабораторных работ, самостоятельно изучали схему техно-химического контроля производства (например, безалкогольных напитков и кваса, молока и молочной продукции и т. д.), отдельные методы анализа, с помощью которых они смогли профессионально оценить качество сырья, полуфабрикатов и готовых продуктов.
Большое внимание уделялось также профессиональному самоопределению будущих выпускников через решение ими проблемных заданий профессиональной сферы, стажировок и практик на предприятиях отрасли.
Так, практические занятия по дисциплине «Оптимизация технологических процессов консервирования» проводились в студенческих группах в форме разыгрывания ролей. Игровые роли, исполняемые студентами во время игры, отображали реальные роли в профессиональной деятельности. На основе информации, полученной ранее на лекционных курсах, студенты исполняли роли ИТР пищевого предприятия, подобрали оптимальный ассортимент продукции с учетом максимальной загрузки предприятия в течение года, а также выбрали соответствующую технологическую схему производства и составляли необходимые договоры по обеспечению предприятия сырьем и материалами [7].
На игровом этапе представления технологического проекта, студенты должны были показать свое умение обосновать технологичность проекта, дать развернутую рецензию на разработанный коллегами (студентами группы) проект. На других этапах игры ее участники решали ситуационные задачи, охватывающие разные стороны деятельности реального предприятия, публично обсуждали принимаемые решения. Навыки, приобретенные во время занятий по разыгрыванию ролей, применялись для выполнения курсовых и дипломных проектов. Деловая игра «Работа руководящего состава пищевого предприятия» включала модель игры и инструкции для всех ее участников. Кроме того, дополнительно предлагался банк нормативно-технической документации, сборник ситуационных задач.
По завершении подготовительного этапа, проходящего во время практики, весомая часть времени отводилась решению различных производственных ситуаций. Деятельность в игровом поле очень важна для
ощущения реальности задач игры. Деловая игра служила эмпирической базой развертывания деятельности, направленной на решение основного планового конфликта. Особая нагрузка ложилась на руководителя игры, который обеспечивал работой каждого ее участника, направлял профессиональную деятельность участников игры в нужное русло, корректировал их действия и оценивал правильность принимаемых решений.
Для усиления и стимулирования мыслительной деятельности студентов при решении наиболее проблемных производственно-ситуационных задач был подготовлен дополнительный материал в виде вариантов вероятных ответов, право выбора которых оставалось за участниками игры. Для каждой задачи предлагалась дополнительная информация, которая помогала студентам подойти к верному решению производственной задачи.
В задачи игры также входило: обобщение студентами ранее полученных теоретических и практических знаний, формирование у них новых взглядов и опыта на деятельность инженера-технолога, поэтапное достижение поставленных целей в ходе реализации игры.
Деловая игра способствовала повышению профессионального интереса студентов, а рассматриваемые в ходе ее вопросы и проблемы, в свою очередь, подготавливали почву для успешного решения задач, входящих в сферу их профессиональной компетенции. На деловую игру приглашались также представители пищевых предприятий, которые выполняли роль экспертов.
Возросшая роль науки и ее связи с реальным сектором экономики обусловила необходимость научного эксперимента в воспитательно-образовательном процессе вуза. Этой цели во многом служил исследовательский принцип организации деятельности студентов, с опорой на который велась учебная исследовательская работа.
УИРС является неотъемлемой частью в образовательном процессе вуза. Наиболее часто мы использовали такие ее формы, как:
- проведение практикумов, содержащих элементы проблемы, и производственной практики, предусматривающей микроисследования, отработку исследовательских умений;
- выполнение курсовых работ;
- написание выпускных квалификационных работ, предусматривающих научно-теоретический анализ литературных источников и проведение опытно-экспериментальных исследований и т. д. [6].
НИРС выполнялась сверх учебных планов и предполагала не «ученический» уровень изысканий, а общественную значимость ожидаемых и получаемых результатов. Однако в практике вуза НИРС отличалась от УИРС, скорее, не по качеству результата, а по характеру отношения к учебному процессу. Как и в случае УИРС, только некоторые исследования, выполняемые в рамках НИРС, представляли, действительно, научную ценность. Значительная часть научно-исследовательских работ студентов сводилась, в основном, к овладению ими специальными знаниями и исследовательскими приемами.
НИРС рассматривается как система усложняющихся задач, решение которых способствует развитию познавательной самостоятельности студентов, а в конечном результате неуклонному обогащению исследовательского, личностного и профессионального опыта [2, 11].
Анализ существующей на технологических кафед-рах1 системы организации УИРС и НИРС показал, что она в полной мере является одним из путей их подготовки к будущей профессиональной деятельности. Ее главная цель - способствовать овладению студентами навыками организации и проведения научных и технологических исследований, расширению имеющихся профессиональных знаний по своему направлению, а также обучению методам и средствам самостоятельного решения технологических задач, стоящих перед пищевой отраслью.
Каждый студент получал и выполнял индивидуальное задание, самостоятельно осваивал лабораторное оборудование и приборы, планировал и проводил небольшие по объему экспериментальные опыты. Завершалась такая исследовательская работа составлением списка использованных литературных источников, плана проведения эксперимента, оформлением отчета с математической обработкой полученных данных, изложением и анализом результатов эксперимента. Особую ценность представляет практическая значимость полученных результатов для производства.
Данные завершенного исследования представлялись в виде публичной защиты работы в присутствии преподавателей и студентов группы. Студенты-бакалавры и магистранты должны были аргументировать выбор методов, использованных ими при выполнении заданий, обосновать свою точку зре-
1 Кафедра технологии продуктов питания животного происхождения, Кафедра технологии продуктов питания из растительного сырья, Кафедра технологии и организации общественного питания
ния по видению и разрешению проблемы со ссылкой на научные литературные источники по специальности. У них вырабатывались умения рассуждать, доказывать, выполнять задания на основе собственных наблюдений за фактами, действиями, явлениями, а также умения высказывать предположение и обосновывать его.
Студенты-бакалавры и магистры, избравшие своей будущей профессиональной деятельностью одно из технологических направлений, занимались экспериментальной научно-исследовательской деятельностью для специальной части дипломного проекта.
На начальном этапе своего исследования студенты проводили научно-технический и патентный поиск по предложенной научным руководителем теме. По результатам этого поиска формировались цели и задачи их собственных исследований. В лабораторных условиях собирались и обрабатывались предварительные экспериментальные данные. Проявляя живой интерес к эксперименту, студенты накапливали практический опыт ведения исследовательской работы в условиях лаборатории. Такая деятельность способствовала развитию у них познавательной самостоятельности, повышению творческого воображения, формированию научного мировоззрения и системного мышления.
Тесные, многолетние связи вуза с предприятиями отрасли позволили повысить заинтересованность производственников в подобных научных разработках, успешно применяемых в сфере производства на предприятиях отрасли. В качестве организаций-партнеров выступали представители отраслей реальной экономики, например, отраслей, ответственных за поддержание жизнедеятельности общества (кафедра технологии и организации общественного питания).
Участие выпускников университета в работе научно-образовательных центров (НОЦ), интегрирующих кадровые и материальные ресурсы промышленных и образовательных организаций для разработки прорывных, инновационных технологий является следующим этапом развития образовательно-технологического кластера.
Заключение
Существенной характеристикой образовательно-технологического кластера является своевременная профилизация обучающихся общеобразовательных школ, студентов профессиональных образовательных организаций и вузов, что способствует более осознанному определению ими профессиональной и личностной траектории развития. Постоянное взаимодействие
между учреждениями, входящими в кластер, их взаимное информирование повышают эффективность воспитательно-образовательной деятельности при подготовке кадров по востребованным специальностям.
Значимым является исследовательский принцип, лежащий в основе организации деятельности студентов. Научные исследования и разработки, выполняемые студентами в рамках самостоятельных исследований, повышают их мотивацию к дальнейшей научно-инновационной деятельности уже при выполнении дипломных работ на выпускающих кафедрах, способствуют дальнейшему формированию профессионального самоопределения и готовности к конкуренции на рынке труда.
Таким образом,образовательно-технологический кластер с центром в университете является той структурой, которая позволяет существенно повысить воспитательно-образовательный ресурс системы по сравнению с ресурсами составляющих кластер организаций. Кластер обеспечивает координацию всех воспитательно-образовательных структур, способствует постоянному «приращению человеческого капитала», и, следовательно, готовности выпускника включиться в инновационную деятельность предприятий региона к моменту окончания учебного заведения.
Литература
1. Азаров Ю. Студент: возможности личностного роста // Высшее образование в России. 2002. № 1. С. 53.
2. Альмяшова Л. В., Шалимова Д. В. Студенческие научные конференции на иностранных языках как база предметно-языкового интегрирования в техническом вузе [Электронный ресурс] // Мир педагогики и психологии. 2017. № 10 (15). С. 30-35. URL: https://scipress.ru/pedagogy/ articles/studencheskie-nauchnye-konferentsii-na-inostrannykh-yazykakh-kak-baza-predmetno-yazykovogo-integrirovaniya-v-tekhnicheskom-vuze.html.
3. Борисов Е. О методе самостоятельной работы // Высшее образование в России. 2001. № 6. С. 139-140.
4. Вяткин Л. Г, Железовский Г. И. Опыт развития познавательной самостоятельности студентов // Педагогика. 1993. № 1. С. 61-66.
5. Гарунов М. Развитие творческой самостоятельности специалиста // Высшее образование в России. 1998. № 4. С. 83-85.
6. Дерябина Н. В., Кокорина И. Н. Навыки научно-исследовательской работы студентов как решающее условие формирования познавательной активности и самостоятельности // Современное образование: интеграция учебы, науки и производства : сб. материалов регион. науч.-метод. конф. Томск : ТУСУР, 2003. С. 122-123.
7. Жилин В. Ф. Самостоятельная работа студентов как важнейший фактор воспитания творческих специалистов // Журнал Всесоюзного химического общества им. Менделеева. 1986. Т. 31, № 4. С. 401-404.
8. Заика Е. В. Психологические вопросы организации самостоятельной работы студентов в вузе. Харьков, 1994. 71 с.
9. Зиновкина М., Гареев Р. Креативное инженерное образование // Высшее образование в России. 2000. № 6. С. 98.
10. Ивошина Т. Г., Шварева Л. В. Формирование учебной самостоятельности школьников. История проблемы // Известия Пензенского ГПУ им. В.Г Белинского. 2011. № 24. С. 945-950.
11. Касаткина Н. Э., Кокорина И. Н. Научно-исследовательская работа студентов как инвариантный компонент подготовки специалистов технического профиля // Вестник КемГУ 2005. № 1 (21). С. 103-105.
12. Касаткина Н. Э., Руднева Е. Л., Нестер Т. В. Профессиональные намерения и ценностные ориентации молодежи // Наука и образование : тез. док. второй науч.-практ. конф. Белово,
2001. С. 233-237.
13. Кокорина И. Н., Красавина Е. С. Самостоятельная работа студентов технического вуза в условиях современного высшего образования // Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества : материалы III Междунар. науч. конф. Владивосток : ДВГТУ 2002. С. 92-94.
14. Кузьмина Е. Профориентация: эффективность и качество // Высшее образование в России. 2002. № 3. С. 25-27.
15. Левченко Т. А., Тунгусова Е. В. Кластерные структуры: основные характеристики и генерируемый эффект [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2017. № 3. С. 144-148. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=41410 (дата обращения: 21.04.2020).
16. Попов Ю., Оробинский В., Кучеров В. Организация самостоятельной работы в бакалавриате // Высшее образование в России. 1998. № 4. С. 87-89.
References
1. Azarov Y. Student: vozmozhnosti lichnostnogo rosta [Student: Opportunities for Personal Growth]. Higher Education in Russia,
2002, no. 1, pp. 53. (In Russian).
2. Almyashova L. V., Shalimova D. V. Studencheskie nauchnye konferencii na inostrannyh yazykah kak baza predmetno-yazykovogo integrirovaniya v tekhnicheskom vuze [Technical university scientific conferences in foreign languages as the basis for CLIL]. World of Pedagogy and Psychology, 2017, no. 10 (15), pp. 30-35. Available at: https://scipress.ru/pedagogy/ articles/studencheskie-nauchnye-konferentsii-na-inostrannykh-yazykakh-kak-baza-predmetno-yazykovogo-integrirovaniya-v-tekhnicheskom-vuze.html. (In Russian).
3. Borisov E. O metode samostoyatel'noj raboty [On the method of independent work]. Higher Education in Russia, 2001, no. 6, pp. 139-140. (In Russian).
4. Vyatkin L. G., Yelezovsky G. I. Opyt razvitiya poznavatel'noj samostoyatel'nosti studentov [Experience of the development of cognitive self-reliance of students]. Pedagogy, 1993, no. 1, pp. 61-66. (In Russian).
5. Garunov M. Razvitie tvorcheskoj samostoyatel'nosti specialista [Development of creative independence of specialist]. Higher Education in Russia, 1998, no. 4. pp. 83-85. (In Russian).
6. Deryabina N. V., Kokorina I. N. Navyki nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov kak reshayushchee uslovie formirovaniya poznavatel'noj aktivnosti i samostoyatel'nosti [Skills of research work of students as a crucial condition for the formation of cognitive activity and self-reliance]. Modern education: the integration of study, science and industry. Collection of materials of the regional scientific-methodological conference. Tomsk, TUSUR, 2003, pp. 122-123. (In Russian).
7. Gilin V. F. Samostoyatel'naya rabota studentov kak vazhnejshij faktor vospitaniya tvorcheskih specialistov [Independent work of students as the most important factor in the education of creative professionals]. Journal of the All-Union Chemical Society named after Mendeleev, 1986, vol. 31, no. 4, pp. 401-404. (In Russian).
8. Zaika E. V. Psihologicheskie voprosy organizacii samostoyatel'noj raboty studentov v vuze [Psychological issues of organizing the independent work of students in the university]. Kharkiv, 1994, 71 p.
9. Zinovkina M., Gareev R. Kreativnoe inzhenernoe obrazovanie [Creative Engineering Education]. Higher Education in Russia, 2000, no. 6, pp. 98. (In Russian).
10. Ivoshina T. G., Shvareva L. V. Formirovanie uchebnoj samostoyatel'nosti shkol'nikov. Istoriya problemy [Formation of educational independence of schoolchildren. History of the problem]. Bulletin of the Penza State Pedagogical University named after V. G. Belinsky, 2011, no. 24, pp. 945-950. (In Russian).
11. Kasatkina N. E., Kokorina I. N. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov kak invariantnyj komponent podgotovki specialistov tekhnicheskogo profilya [Research work of students as an invariant component of the training of technical specialists]. Bulletin of Kemerovo State University, 2005, no. 1(21), pp. 103-105. (In Russian).
12. Kasatkina N. E., Rudneva E. L, Nester T. V. Professional'nye namereniya i cennostnye orientacii molodezhi [Professional intentions and values orientations of youth]. Science and
Education. Abstracts of the second scientific-practical conference. Belovo, 2001, pp. 233-237. (In Russian).
13. Kokorina I. N., Krasavina E. S. Samostoyatel'naya rabota studentov tekhnicheskogo vuza v usloviyah sovremennogo vysshego obrazovaniya [Independent work of technical university students in the conditions of modern higher education]. Humanities in the context of international cooperation. Proceedings of the 3rd International Scientific Conference. Vladivostok, DVGTU, 2002, pp. 92-94. (In Russian).
14. Kuzmina E. Proforientaciya: effektivnost' i kachestvo [Professional Orientation: Efficiency and quality]. Higher Education in Russia, 2002, no. 3, pp. 25-27. (In Russian).
15. Levchenko T. A., Tungusova E. V. Klasternye struktury: osnovnye harakteristiki i generiruemyjeffekt [Cluster structure: main features and generated effect]. Fundamental Research, 2017, no. 3, pp. 144-148. Available at: http://fundamental-research.ru/ ru/article/view?id=41410 (accessed 21.04.2020). (In Russian).
16. Popov Y., Orrobinsky V., Kucherov V. Organizaciya samostoyatel'noj raboty v bakalavriate [Organization of independent work in bachelor's degree]. Higher Education in Russia, 1998, no. 4, pp. 87-89. (In Russian).
УДК/UDC 373.2 Е. В. Кроер
E. V. Croer
МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ, ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ УСТРАНЕНИЯ
MONITORIG STUDY IN THE FIELD OF PRESCHOOL FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD IMPLEMENTATION: PROBLEM AREAS, CAUSES OF THEIR OCCURRENCE AND WAYS TO ELIMINATE THEM
Введение. В статье автор обращается к проблеме реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в учебных учреждениях. Целью статьи является выявление проблемных зон внедрения ФГОС в систему дошкольного образования, причин их возникновения, а также поиск путей их устранения.
Методология. Исследование проводилось в 2019 г. путем сбора информации, анкетирования, а также анализа результатов мониторинга по реализации ФГОС ДО.
Для приведения результатов анализа в наглядную форму были использованы методы агрегирования и консолидации данных.
Результаты. В статье посредством опроса целевых групп были выявлены актуальные проблемные зоны реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте до 3 лет, а также сформулированы предложения по их устранению.
Заключение. Мониторинговое исследование позволяет выявить трудности и проблемы, возникающие в системе дошкольного при реализации ФГОС ДО. В частности, выявление проблем и предложенные механизмы их устранения необходимы для принятия решений относительно выработки путей преодоления трудностей, что также позволит скорректировать направления государственного регулирования в сфере дошкольного образования.
Introduction. The author of the article reveals the problem of implementing the Federal State Educational Standard of Preschool Education (FSES PE) in educational institutions. The purpose of the article is to identify the problem