Научная статья на тему 'ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)'

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / NETWORKING / VOCATIONAL EDUCATION / HIGHER EDUCATION / GENERAL EDUCATION INSTITUTION / EDUCATIONAL CLUSTER / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / COOPERATION / TRAINING / EMPLOYMENT OF GRADUATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Раиса Ивановна, Потапов Илья Семёнович, Олесова Марианна Маратовна

В статье представлен опыт подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений Республики Саха (Якутия). В качестве примеров приведены сетевые взаимодействия ГАПОУ «Якутский автодорожный техникум» - АО «Кран-сервис» и ГБПОУ «Якутский индустриально-педагогический колледж» - МОБУ «Центр образования» городского округа «город Якутск». Основываясь на опыте организации сетевого взаимодействия вышеуказанных средних учебных заведений, нами определено, что сотрудничество техникума с предприятием, а также колледжа с общеобразовательным учреждением сильно отличаются друг от друга тем, что первый вариант ведёт взаимовыгодное партнёрство, когда как последний предусматривает обязанности сторон. В работе рассмотрены условия для создания образовательных кластеров по «концепции 5И» М.П. Войнаренко. В качестве примера представлен опыт профессионально-образовательного кластера «Транспортный», в котором состоят несколько средних профессиональных образовательных организаций и одно учебное подразделение учебного заведения высшего образования. Проанализированы результаты опыта организации сетевого взаимодействия в Республике Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Платонова Раиса Ивановна, Потапов Илья Семёнович, Олесова Марианна Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN ORGANIZING NETWORKING BETWEEN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article presents the experience of training skilled workers, employees and mid-level specialists in the framework of the network interaction of educational institutions of the Republic of Sakha (Yakutia). The network interactions of GAPOU Yakutsk Highway College - Crane Service JSC and GBPOU Yakut Industrial and Pedagogical College - Educational Center of the city of Yakutsk city district are given as examples. Based on the experience of organizing the network interaction of the above secondary schools, we highlighted that the cooperation of a technical school with an enterprise, as well as a college with a general educational institution, is very different from each other in that the first option leads to mutually beneficial partnership, when the latter involves the obligations of the parties. The paper considers the conditions for the creation of educational clusters "concept 5I" M.P. Voinarenko. As an example of an educational cluster, the experience of the Transport vocational educational cluster is presented, which includes several secondary professional educational organizations and one educational unit of a higher education institution. The results of the experience of organizing networking in the Republic of Sakha (Yakutia) are substantiated.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)»

педагогические Платонова Раиса Ивановна, Потапов Илья Семёнович, Олесова Марианна Маратовна

науки ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ...

УДК 37.013.32

DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0050 ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

© 2020

SPIN-код: 2329-4111 AuthorlD: 409524 ORCID: 0000-0002-7402-4051

Платонова Раиса Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Машиноведение» Потапов Илья Семёнович, магистрант кафедры «Машиноведение» Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (677000, Россия, Якутск, Белинского, 58, e-mail: [email protected]) SPIN-код: 6616-3992 AuthorlD: 400076 ORCID: 0000-0002-0838-6804

Олесова Марианна Маратовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Якутской государственной сельскохозяйственной академии, Октёмский филиал (678011, Россия, Октёмцы, пер. Моисеева, 16, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье представлен опыт подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений Республики Саха (Якутия). В качестве примеров приведены сетевые взаимодействия ГАПОУ «Якутский автодорожный техникум» - АО «Кран-сервис» и ГБПОУ «Якутский индустриально-педагогический колледж» - МОБУ «Центр образования» городского округа «город Якутск». Основываясь на опыте организации сетевого взаимодействия вышеуказанных средних учебных заведений, нами определено, что сотрудничество техникума с предприятием, а также колледжа с общеобразовательным учреждением сильно отличаются друг от друга тем, что первый вариант ведёт взаимовыгодное партнёрство, когда как последний предусматривает обязанности сторон. В работе рассмотрены условия для создания образовательных кластеров по «концепции 5И» М.П. Войнаренко. В качестве примера представлен опыт профессионально-образовательного кластера «Транспортный», в котором состоят несколько средних профессиональных образовательных организаций и одно учебное подразделение учебного заведения высшего образования. Проанализированы результаты опыта организации сетевого взаимодействия в Республике Саха (Якутия).

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, профессиональное образование, высшее образование, общеобразовательное учреждение, образовательный кластер, среднее профессиональное образование, сотрудничество, подготовка кадров, трудоустройство выпускников

EXPERIENCE IN ORGANIZING NETWORKING BETWEEN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

© 2020

Platonova Raisa Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the Department of Mechanical Engineering Potapov Ilya Semyonovich, master's student of the Faculty of Road Transport

North-Eastern Federal University M.K. Ammosov (677000, Russia, Yakutsk, Belinskogo street, 58, e-mail: [email protected]) Olesova Marianna Maratovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of General Educational Disciplines Oktyam Branch Yakutsk State Agricultural Academy Oktyam Branch (678011, Russia, Octyomsy, Moiseyev Lane, e-mail: [email protected]) Abstract. The article presents the experience of training skilled workers, employees and mid-level specialists in the framework of the network interaction of educational institutions of the Republic of Sakha (Yakutia). The network interactions of GAPOU Yakutsk Highway College - Crane Service JSC and GBPOU Yakut Industrial and Pedagogical College - Educational Center of the city of Yakutsk city district are given as examples. Based on the experience of organizing the network interaction of the above secondary schools, we highlighted that the cooperation of a technical school with an enterprise, as well as a college with a general educational institution, is very different from each other in that the first option leads to mutually beneficial partnership, when the latter involves the obligations of the parties. The paper considers the conditions for the creation of educational clusters "concept 5I" M.P. Voinarenko. As an example of an educational cluster, the experience of the Transport vocational educational cluster is presented, which includes several secondary professional educational organizations and one educational unit of a higher education institution. The results of the experience of organizing networking in the Republic of Sakha (Yakutia) are substantiated.

Keys words: networking, vocational education, higher education, general education institution, educational cluster, secondary vocational education, cooperation, training, employment of graduates

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешённых ранее частей этой проблемы. Установленное современным этапом развития образования сетевое взаимодействие набирает большую популярность среди образовательных организаций разного уровня. В действительности, на практике каждое образовательное учреждение использует данный метод. Однако качество сетевого взаимодействия во многом зависит от её участников, то есть кадрового потенциала и рационального использования идей, технологий и ресурсов.

С развитием самоорганизации, саморазвития и кооперации педагогического сообщества на современном этапе образования сложилось такое понятие «как сетевое взаимодействие». Прежде всего, ведущие положения сетевого взаимодействия образовательных организаций сформировали такие учёные, как А.И. Адамский, И.М. Реморенко, А.А. Пинский, которые определили возможности сетевого взаимодействия как ведение совместной деятельности участников сети, открытая демонстрация и оценка своей и других инициатив, формирование общей цели, системы ценностей и влияния на распределение ресурсов для осуществления цели [1:2:3].

Platonova Raisa Ivanovna, Potapov Ilya Semyonovich, Olesova Marianna Maratovna

EXPERIENCE IN ORGANIZING NETWORKING BETWEEN EDUCATIONAL INSTITUTIONS .

pedagogical sciences

Исследователи едины во мнении, что так или иначе сетевое взаимодействие выполняет роль единого ресурсного пространства. В своей работе автор Головина А.Н. выделяет следующие компоненты общности: материально-технический, информационный, учебно-методический, социальный, кадровый и финансовый [4]. Несмотря на имеющиеся работы по изучению теории сетевого взаимодействия образовательных учреждений и предприятий, на сегодня отсутствует анализ практической реализации.

Формирование целей статьи. Целью исследования является изучение опыта организации сетевого взаимодействия ведущих средних профессиональных учебных заведений Республики Саха (Якутия).

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В частности, в Республике Саха (Якутия) сетевое взаимодействие имеет актуальность среди организаций, предоставляющих среднее профессиональное образование.

Сетевое взаимодействие может быть организовано между организациями, осуществляющими разный род деятельности и имеющие иной статус в обществе:

1. ГАПОУ «Якутский автодорожный техникум» (далее - ГАПОУ «ЯАДТ») - АО «Кран-сервис» (далее -предприятие). Настоящее соглашение о сотрудничестве в области подготовки специалистов предусматривает взаимовыгодное сотрудничество сторон в виде:

- организация подготовки кадров для предприятия;

- организация мероприятий по профессиональной ориентации студентов техникума и повышения привлекательности востребованных в предприятии профессий и специальностей;

- составление образовательных программ с учётом условий предприятия;

- организация учебных занятий студентов на базе предприятия;

- вовлечение специалистов предприятия к разработке образовательных программ и осуществлению контроля качества подготовки кадров;

- реализация стажировок преподавателей техникума на предприятии;

- способствование трудоустройству выпускников техникума на предприятии [5,6].

В данном партнёрстве наблюдаются материально-технические, информационные, социальные и кадровые компоненты единого ресурсного пространства.

Следующий пример относится к типу, где общеобразовательные учреждения кооперируются с высшими и средними образовательными учреждениями:

2. ГБПОУ «Якутский индустриально-педагогический колледж» (далее - ГБПОУ «ЯИПК») - МОБУ «Центр образования» городского округа «город Якутск» (далее - общеобразовательное учреждение). Подписанный договор о сотрудничестве по сетевому обучению между организациями оговаривает обязанности сторон в виде:

- реализация части образовательных программ по завершении этапа общеобразовательной подготовки со стороны общеобразовательного учреждения и по подготовке квалифицированных рабочих по профессии 23.01.03 «Автомеханик» со стороны колледжа;

- приобщение обучающихся к сетевой форме образования на основе устава, лицензий, свидетельств о государственной аккредитации и других документов, регламентирующих права и обязанности, обучающихся при реализации образовательной деятельности;

- организация обучающимся условий для освоения части образовательных программ;

- проявление уважения к личности обучающихся, не позволять физического и психологического насилия;

- предоставление иной стороне справок о результатах освоения образовательных программ обучающимися, включая зачётные ведомости;

- ответственность за жизнь и здоровье обучающихся

при реализации части образовательных программ [7].

Стоит отметить, что на примерах ГАПОУ «ЯАДТ» и ГБПОУ «ЯИПК» сетевое взаимодействие существенно отличается.

Это обусловлено тем, что в первом варианте образовательное учреждение сотрудничает с предприятием, в котором стороны предусматривают взаимовыгодное сотрудничество, а во втором варианте среднее профессиональное образовательное учреждение ведёт партнёрство с общеобразовательным учреждением, в котором оговариваются обязанности сторон.

Согласно нашему взгляду взаимодействие среднего профессионального образовательного учреждения с предприятием проводится более открыто, нежели с общеобразовательным учреждением. Это вызвано тем, что профессиональная образовательная организация и предприятие имеют разные статусы и идеально сопоставляют свой род деятельности: образовательная организация готовит новых специалистов для предприятия, последний же, в свою очередь, выполняет заказы общества. Можно выделить, что эти организации имеют одну ключевую цель в подготовке и обретении высококвалифицированных кадров.

Сотрудничество между общеобразовательным учреждением и профессиональной образовательной организацией имеет сугубо «формальный» характер. Вся суть их взаимодействия состоит в том, что каждый из них работает исключительно в своих интересах и не ведет совместные дела такие как: составление и реализация сетевых образовательных программ, организация мероприятий для профессиональной ориентации студентов, привлечение специалистов к контролю качества подготовки кадров и передача передового педагогического опыта.

В примере сетевого взаимодействия ГБПОУ «ЯИПК» и МОБУ «Центр образования» городского округа «город Якутск» взаимодействие имеется лишь на уровне обмена учащимися.

Приметным образцом сотрудничества образовательных организаций может послужить такое понятие как «образовательный кластер»:

Инновация

Инициатива

Интерес

КЛАСТЕР

Информация

Интеграция

Рисунок 1 - Условия для создания кластеров (концепция 5И)

В своё время данный термин изучал М.П. Войнаренко, который выделил условия для создания кластеров:

- инициатива - люди, способные вызвать интерес и мотивацию среди участников кластера своими организаторскими способностями, которые представляют учебные заведения, общественные и научные организации;

- инновации - технологии в образовании, способствующие организации учебной и управленческой деятельности, способные спрогнозировать риски, конкурентные преимущества и укрепить устойчивость образовательного учреждения на рынке образовательных услуг;

- информация - главное преимущество и движущая сила сетевого взаимодействия, в котором образовательные учреждения, состоящие в сотрудничестве, делятся новыми идеями и сведениями;

- интерес - ключевое условие, обеспечивающее жизнеспособность сотрудничества образовательных и иных организаций, предусматривающее экономическую и со-

педагогические науки

Платонова Раиса Ивановна, Потапов Илья Семёнович, Олесова Марианна Маратовна ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ...

циальную выгоду;

- интеграция - одно из преимуществ сетевого взаимодействия, предоставляющее материально-техническую базу и методические материалы объединённых организаций [8].

Образцом образовательного кластера в Республике Саха (Якутия) можно выделить профессионально-образовательный кластер «Транспортный», который состоит из четырёх средних профессиональных образовательных организаций и из одного структурного подразделения высшего учебного заведения:

- ГАПОУ РС(Я) «Якутский автодорожный техникум»;

- ГБПОУ РС(Я) «Жатайский техникум»;

- ГБПОУ РС(Я) «Якутский индустриально-педагогический колледж»;

- ГБПОУ РС(Я) «Транспортный техникум»;

- Автодорожный факультет ФГАОУ ВО «СВФУ им. М.К.Аммосова».

Цель создания данного кластера состоит в подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, способных к профессиональной деятельности на уровне мировых стандартов для удовлетворения потребностей работодателей и рынка. Руководители кластера периодически проводят совместные заседания, где обсуждают новые идеи, способы и возможности, а также трудоустройство выпускников образовательных организаций кластера «Транспортный» и утверждают планы работы на следующий год. Так, например, в таблице 1 показан прогноз трудоустройства выпускников кластера на 2018 год [9-13].

Таблица 1 - Прогноз трудоустройства выпускников кластера «Транспортный» на 2018 год

№ Наименование ПОО 1 1 S В л Количество групп Трудоустроены й г 1 m ВСЕГО:

Не трудоустроены = я 1 m В том числе:

Учвбав ВПОи спо 8 öS fe 1 £ s О ® С S S,

1 ГАПОУ РС{Я) авт о д ор ожный техникум» 250 3 31 12,4 219 87,6 110 109

2 ГБПОУ РС{Я) «Жатайский техникум» 22 2 20 90,9 2 9Д 2

3 ГБПОУ РС(Я) индустриально-педагогический колледж» 67 3 27 40,3 40 59,7 13 27

4 ГБПОУ РС(Я) «Тр анспортный техникум» 74 6 47 63,5 27 36,5 21 3 3

5 Автод ор ожный факультет ФГАОУ ВО «СВФУ нмЛ1.К.Аммосова» 150 13 29 19,3 121 30,7

ИТОГО: 563 27 154 27.4 409 "2,6 144 141 3

В таблице 1 видно, что у ГАПОУ РС (Я) «ЯАДТ» самый высокий показатель нетрудоустроенных выпускников, но также и продолживших учёбу. На самом деле студенты, окончившие данный техникум, как правило, продолжают учёбу в Автодорожном факультете СВФУ. Таким образом, техникум становится неким посредником между общеобразовательным учреждением и высшим учебным заведением, так как в данное время очень часто практикуется метод обхода «Единого государственного экзамена» [14-19]. Такой способ наносит существенный ущерб рынку труда. Поскольку среднее профессиональное образовательное учреждение выполняет заказ региона и ведёт подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена исключительно по состоянию потребности общества. Его задачи могут не выполняться, так как выпускники, которые должны были трудоустроиться, продолжают учёбу.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий направления. Таким образом, из анализа опыта сетевого взаимодействия в Республике Саха (Якутия) можно выделить, что данный вид образования довольно развито в сотрудничестве профессионального образова-

тельного учреждения с предприятием, так как техникум и предприятие ведут совместную деятельность в организации мероприятий по профессиональной ориентации студентов для повышения привлекательности востребованных в предприятии профессий и специальностей, а также в составлении образовательных программ и осуществлении контроля качества подготовки кадров.

В опыте взаимодействия ГАПОУ «Якутский автодорожный техникум» и АО «Кран-сервис» присутствуют компоненты общности единого ресурсного центра, выделенные А.Н. Головиной, такие как: материально-технический, информационный, учебно-методический, социальный и кадровый, а также в данном опыте содержатся концепции «5И», выдвинутые М.П. Войнаренко. А в сотрудничестве ГБПОУ «Якутский индустриально-педагогический колледж» и МОБУ «Центр образования» городского округа «город Якутск» имеется лишь компонент учебно-методического обеспечения, а функции концепции «5И» вовсе отсутствуют, что говорит о неполноценном сотрудничестве.

Говоря о профессионально-образовательном кластере, можно подчеркнуть следующие функции концепции «5И»: инициатива, инновация, информация и интерес. Интеграция в идее предоставления материальных ресурсов исключается в связи с тем, что участники организации имеют достаточно ресурсов, чтобы обеспечить свою образовательную деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Адамский А.И. Модель сетевого взаимодействия URL: https:// upr.1sept.ru/article.php?ID=200200402 (доступ 26.10.19).

2. Реморенко И.М. Перспективы применения сетевой формы реализации образовательных программ в сфере педагогического образования //Universum: Вестник Герценовского университета.2014. №3. С. 4.

3. Пинский А.А., Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при введении профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования //Профильное обучение. Часть 1. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». № 4. 2004. С. 39-55.

4. Головина А.Н. Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования в области подготовки рабочих кадров и специалистов //Науковедение. 2014. №5(24). С. 3.

5. Сергеева В.П., Медведь Э.И., Грибкова Г.И. Сетевое взаимодействие в образовании как функция повышения качества подготовки обучающихся//Современные наукоёмкие технологии.2016. №7 (часть 1). С. 195-199.

6. URL:http://yaadt.ru/about/soglashenie-o-sotrudnichestve-v-oblasti-podgotovki-specialistov (доступ 04.02.20).

7. URL:http://www.yipc.ya1.ru/images/Okolledge/Dogovor%20 o%20sotrudnichestve%20po%20setevomu%20obucheniyu.pdf (доступ 04.02.20).

8. Дядичкина Т.А. Кластеры как основа практико-ориентирован-ного обучения в профессиональных образовательных организациях// Инновационное развитие профессионального образования. 2016. №3 (11). С. 13-18.

9. URL:http://yaadt.ru/2017/12/sozdanie-professionalno-obrazovatelnogo-klastera-transportnyj(доступ 07.02.20).

10. Чередниченко Г.А. Трудоустройство и положение на рынке труда выпускников среднего профессионального образования// Социологические исследования. М., №7. 2019. С.67-77.

11. Кобзаренко Л.Н. Роль мониторинга трудоустройства выпускников образовательных учреждений в обеспечении высококвалифицированных кадров на современном рынке труда//Вестник науки и образования. 2018. №13 (49). С.55-58.

12. Калугина Т.Г. Система подготовки рабочих кадров: точки ро-ста//Инновационное развитие профессионального образования. 2019. №3 (23). С. 13-25.

13. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Травкин П.В. Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования: все еще омут или уже брод//Вопросы образования. 2019. №1. С.109-136.

14. Жуков А.Г. Профориентационная работа базовой кафедры вуза в условиях адресно-целевого взаимодействия с организациями СПО//профессиональное образование в Росси и за рубежом. 2018. №2 (30). С. 161-166.

15. Землянский В.В., Лапшова А.В., Петров Ю.Н. Моделирование проектно-сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 96-102.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Федосимов Г.М. Организации социально-педагогического партнерства университетов на основе сетевого взаимодействия // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 35-37.

17. Гордеева Д.С. Сетевое взаимодействие в области эколого-эко-номического образования //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 99-102.

Platonova Raisa Ivanovna, Potapov Ilya Semyonovich, Olesova Marianna Maratovna

EXPERIENCE IN ORGANIZING NETWORKING BETWEEN EDUCATIONAL INSTITUTIONS .

pedagogical sciences

18. Лизунов П.В. Сетевое взаимодействие профессионального образовательного учреждения с предприятиями и общеобразовательными организациями как организационная основа реализации дуального обучения //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 214-218.

19. Пачикова Т.В. Дуальное образование и высшая школа: проблемное поле исследований//Мир науки. 2018. Т.6.№5. С.35.

Статья поступила в редакцию 26.02.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.