УДК377
ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПРОФПОДГОТОВКА:
формирование системообразующих компонентов
Владимир Блинов, Айрат Сатдыков, Светлана Осадчева, Николай Красовский
АННОТАЦИЯ
_| В статье выявлены основные подходы к определению опережающей подготовки кадров. Обосновано, что для системы профессионального образования и обучения целесообразно рассматривать опережающую подготовку кадров в русле прогностически-технократического подхода. Настоящая работа опирается на сравнительный анализ зарубежных систем опережающей подготовки и применительно к анализу отечественной практики использует рамку из трех компонентов: системы выявления новых и перспективных компетенций и профессий, системы имплементации полученных данных в систему образования и обучения, непосредственно процесса обучения и системы информирования стейкхолдеров о компетенциях и профессиях, возможностях овладения ими. Анализ отечественной практики показал, что первые два компонента находятся на стадии естественного формирования, а проект информационной системы отсутствует. Дан краткий обзор создаваемых институциональных единиц - Центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) на уровне субъектов Российской Федерации и описаны системные препятствия.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Опережающая подготовка кадров, профессиональное образование, рынок труда, квалификации, информационная система.
ЯМ! 10.22394/2078-838Х-2020-4-84-93
Введение
Задача формирования системы или элементов опережающей подготовки кадров не раз ставилась сначала в СССР, а затем в Российской Федерации. Эти попытки нашли отражение в многочисленных документах и проектах органов власти, проектах Агентства стратегических инициатив и Союза «Ворлдскиллс Россия». С 2018 г. в субъектах Российской Федерации создаются новые институциональные единицы - ЦОПП, призванные взять на себя задачи в том числе опережающей подготовки кадров. В статье на основе ранее проделанной работы по анализу зарубежного опыта (Сатдыков, 2020) ставится задача проанализировать наличие и степень развития системообразующих компонентов опережающей подготовки кадров в России. Авторы выражают благодарность AHO «Национальное агентство развития квалификаций» за оказанную помощь при проведении исследования и подготовке статьи.
Понятие «опережающее обучение» («опережающее образование») использовали ученые из разных областей наук: в психологии - Л. С. Выготский,
в философии образования - Б. С. Гершунский,
A. Д. Урсул, К. К. Колин, в педагогике -
Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, М. Д. Даммер,
B. А. Сластенин, И. Ф. Шишкин, в системе общего образования - Б. С. Гершунский, Б. М. Бим-Бад,
C. Н. Лысенкова, И. П. Волков, В. Ф. Шаталов,
В. Д. Шадриков, в системе профессионального образования - А. М. Новиков, П. Н. Новиков,
B. А. Ермоленко, Л. М. Кустов, А. И. Субетто,
C. Я. Батышев, В. М. Зуев и др. (Китайгородский, 2007).
В своей работе Н. П. Новиков и М. В. Зуев (2000. С. 120) выделяют следующие методические подходы к опережающему профессиональному образованию (термины «опережающая подготовка кадров», «опережающее профессиональное образование», «опережающее профессиональное
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРОТКИХ ПРОГРАММ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНЫМ
Владимир Игоревич БЛИНОВ
профессор, д. пед. н., директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС
(125319, РФ, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1). E-mail: [email protected]
Айрат Илдарович САТДЫКОВ
заместитель директора Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС
(125319, РФ, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1). E-mail: [email protected]
Светлана Анатольевна ОСАДЧЕВА
заместитель директора Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС
(125319, РФ, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1). E-mail: [email protected]
Николай Андреевич КРАСОВСКИЙ
м. н. с. Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС
(125319, РФ, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1). E-mail: [email protected]
обучение» будут считаться синонимичными в рамках настоящей работы):
1. Прогностически-технократический подход связан с тем, что содержание и характер профессионального образования должны соответствовать пока не существующим, но уже возможным технологиям.
2. Общественный, экономически ориентированный подход связан с тем, что количество подготовленных высококвалифицированных работников должно опережать существующий спрос на них, чтобы формировать образовательно-профессиональный потенциал общества.
3. Личностный, экономически детерминированный подход связан с формированием качественных профессиональных знаний и умений, развитием способностей работников и, как результат, с повышением уровня «человеческого капитала» и оплаты труда. Технократический подход рассматривает опережающее обучение как средство преодоления существующих технических и технологических условий производства, как совокупность необходимых профессиональных знаний в области еще только зарождающихся материально-вещественных средств производства (Новиков & Зуев, 2020. С. 125). В этом ключе образование приспосабливается к конкретным технологиям, технике и производству в целом. Содержание профессионального образования формируется из содержания труда, который может быть востребован в условиях появления новых технологий. Такой подход подразумевает необходимость прогнозирования и оценки возможных изменений труда.
Очень интересен в научном плане макроэкономический взгляд на проблему опережающей подготовки. Если исходить из того, что труд изменяется в сторону сокращения алгоритмизированных действий и появления большего количества сложных нестандартных задач (Autor, Levy, & Mumane, 2003), то подготовка работников, обладающих такими компетенциями, должна превышать существующий спрос на них. Это позволит накопить на уровне общества образовательно-профессиональный потенциал, который в дальнейшем станет основой рынка труда (Новиков & Зуев, 2020. С. 120).
Реализация опережающей подготовки кадров может осуществляться на уровне страны в целом, на уровне отдельного региона, на уровне предприятия или отрасли, на уровне отдельной личности:
• на макроуровне государства и региона скорее превалирует общественный и экономический подход, направленный на повышение образовательного уровня населения в целом, на создание образовательного потенциала для решения будущих задач научно-технического и гуманитарного развития. С точки зрения прогностически-технократического подхода органы власти создают условия для того, чтобы предприятия народного хозяйства были своевременно обеспечены
кадрами соответствующей квалификации. В этих условиях не обойтись без механизма определения потребности в работниках перспективных профессий, специальностей и организации их опережающей подготовки. Под новыми профессиями и специальностями следует понимать не только те, которых не было в реестре народного хозяйства, но и те, которые существовали в других отраслях экономики, но для предприятий региона или отрасли потребность в их подготовке и развитии появилась впервые (Ефремова, 2014. С. 118); • на уровне предприятия под опережающим профессиональным развитием персонала (опережающим обучением) следует понимать обучение, основанное на адаптации организации к изменяющимся условиям внешней среды путем получения и переработки информации, необходимой для выработки, принятия и реализации управленческих решений, ориентированных на среднесрочную или долгосрочную перспективу, имеющих четкие временные ориентиры и основания.
Опережающее обучение является составной частью дополнительного профессионального образования персонала и должно иметь временную границу опережения, пропорциональную занимаемому работником должностному положению, сложности предполагаемых инноваций организационного или технико-технологического характера (Ефремова, 2014. С. 115). Иными словами, опережающее обучение сотрудников предприятия может рассматриваться как упредительные меры перед прогнозируемыми внешними или внутренними (расширение производства, освоение новой техники и т. п.) событиями на рынке;
• с позиции теории человеческого капитала на уровне отдельной личности необходимо развивать прежде всего общую подготовку, так как она является залогом конкурентоспособности на многих рабочих местах (Becker, 1975). Н. П. Новиков и М. В. Зуев (2000. С. 124) выделяют прежде всего необходимость формирования компетенций, которые позволят им в дальнейшем достаточно быстро осваивать новые знания, технику, технологии и даже получить новые профессии. Опережающее образование в этом случае закладывает основу для саморазвития.
В рамках настоящего исследования наиболее важным и интересным представляется прогностически-технократический подход на государственном и региональном уровнях в части подготовки студентов в профессиональных образовательных организациях и взрослого населения.
Схема анализа
Сравнительный анализ систем опережающей подготовки кадров в странах Европейского союза и США (Сатдыков, 2020) позволил выделить следующие системообразующие компоненты:
• подсистема выявления вновь возникающих на рынке труда профессий, компетенций, квалификаций;
• подсистема имплементации этой информации в систему образования;
• подсистема информирования всех заинтересованных стейкхолдеров о наличии вновь возникающих профессий и специальностей и возможностях обучения (рис. 1).
Рисунок 1. Компоненты системы опережающей подготовки кадров.
Источник: составлено авторами данной статьи
Лучшие зарубежные практики опережающей профессиональной подготовки кадров дают ценный материал как для анализа
отечественной практики и бенчмаркин-га, так и для последовательного формирования сбалансированной и успешно
функционирующей отечественной системы (Сатдыков, 2020):
• система опережающей подготовки в Европейском союзе и США основывается на системе сбора и обработки информации о компетенциях, востребованных на рынке труда, в разрезе профессий и профессиональных групп, как, например, в Испании, Австрии, Дании и США (система м 0*ЫЕТ). При этом информация собирается на основе регулярных опросов репрезентативных выборок работодателей (в Австрии, например, каждые два года проходит опрос более чем
7 тыс. предприятий, имеющих более 20 сотрудников), что позволяет получать в дальнейшем адекватные прогнозы и планировать подготовку кадров;
• именно службы занятости за рубежом, в первую очередь используют эту информацию, чтобы направить людей на обучение. На основании результатов этих исследований организации дополнительного образования вводят короткие программы, учитывающие перспективные тенденции. Таким образом, работники адаптируются к требованиям рынка труда, как правило, через короткие программы;
• информация о востребованных, а также новых и изменяющихся профессиях в отдельных странах размещается в общем доступе
в интернете. Так, в Австрии, например, действует и постоянно обновляется сервис «Барометр квалификаций», аналогичные сервисы есть в Дании, Финляндии, Италии, Германии. Перейдем к анализу отечественной практики в соответствии с обозначенной выше схемой, а именно рассмотрим уже существующие, формируемые или пока несуществующие, но необходимые системообразующие компоненты опережающей подготовки профессиональных кадров.
Прогнозирование
Для рыночной экономики прогнозирование социально-экономического, отраслевого и регионального развития является основой системы
НЕРЕШЕННОЙ ПРОБЛЕМОЙ ОСТАЕТСЯ ОТСУТСТВИЕ ПОСТОЯННОГО МОНИТОРИНГА ВОСТРЕБОВАННЫХ ПРОФЕССИЙ
государственного регулирования (Ефремова, 2014. С. 116). Получаемые данные включают в себя оценку природных, демографических ресурсов, жизненный уровень населения и опираются на тенденции социально-экономического развития региона, поиск новых перспективных профессий и специальностей. Важнейшая составляющая м опережающей подготовки ка-
дров - это совокупность квалификационных требований к работникам. На основе этих требований образовательные организации разрабатывают планы и программы, формируют методическое обеспечение учебного процесса.
На сегодняшний день профессиональные стандарты являются базовым компонентом формирующейся в Российской Федерации национальной системы квалификаций. Корпус этих документов описывает те виды деятельности, которые востребованы и используются в современной отечественной экономике. Они включают в себя как детальное описание того, какие трудовые действия работник должен выполнять, какой квалификацией и стажем он для этого должен обладать, так и то, какими знаниями и умениями должен владеть. Ключевым является то, что профессиональные стандарты разрабатываются непосредственно представителями бизнеса и профессионального сообщества, экспертами, обладающими передовыми знаниями в своей сфере. На базе той информации, которая содержится в профессиональных стандартах, формируется как система квалификаций, так и система независимой оценки квалификаций. Образовательные стандарты среднего профессионального и высшего образования, образовательные программы, включая дополнительные профессиональные программы, базируются на профессиональных стандартах. По данным Реестра сведений о проведении независимой оценки квалификаций, количество принятых профессиональных стандартов в настоящее время составляет более 1,2 тыс. единиц.
Нерешенной проблемой остается отсутствие постоянного мониторинга востребованных профессий, квалификаций как на региональном,
так и на федеральном уровнях. Отдельные обследования проводятся Росстатом России, ВНИИ труда, организациями высшего образования и частными рекрутинговыми компаниями, тем не менее эти исследования не носят систематического характера и не связаны друг с другом. Таким образом, образуется недостаток информации о востребованных на рынке труда (общенациональном и региональном) компетенциях и, что еще более важно, о динамике этих изменений, позволяющей прогнозировать будущие изменения на основе количественных и качественных методов.
Запуск такого рода регулярного мониторинга является крайне актуальной и важной задачей. Есть вероятность, что мониторинг рынка труда, проводимый AHO «Национальное агентство развития квалификаций», станет в дальнейшем такой базой.
Подготовка к реализации
Переходя ко второму блоку, обозначенному на рисунке 1, необходимо отметить, что сам процесс опережающей подготовки кадров ставит
с управленческой и методической точек зрения большое количество задач перед системой воспроизводства рабочей силы в части ее подготовки и переподготовки. Даже если понятны тенденции рынка труда, есть федеральные и региональные программы развития экономики, инвестиционные проекты, то все равно: образовательным организациям (включая корпоративный сектор подготовки) для подготовки кадров на опережение, необходимо решить ряд важных подзадач. А именно: обучение на передовой технике и экспериментальных образцах, сформировать педколлектив для задач опережающей подготовки, создать образовательную программу, нацеленную на опережающую подготовку, и т. д. Это далеко не тривиальные задачи, особенно если речь идет о подготовке кадров для передовых и высокотехнологичных отраслей экономики.
Подготовка к реализации опережающего обучения требует реализовать комплекс мероприятий по техническому, технологическому и кадровому обеспечению нововведения. На рисунке 2 представлена схема функционального обеспечения опережающей подготовки кадров.
Рисунок 2. Схема функционального обеспечения опережающей подготовки кадров.
Источник: составлено авторами данной статьи на основе «Стратегии опережающего профессионального образования» (Жуков & Пахомова, 2009. С.66)
Переход к опережающей подготовке кадров требует значительного запаса времени, который включает в себя (Ефремова, 2014. С. 120):
• затраты времени на анализ квалификационных требований, подготовку, согласование, принятие решения о необходимости и продолжительности подготовки преподавателей для обучения персонала в условиях нововведения в соответствии с квалификационными требованиями, а также затраты времени на коммуникации;
• подготовку учебных (учебно-методических) планов и программ, методического и иного обеспечения для обучения преподавателей и продолжительность самого процесса обучения преподавателей; затраты времени на коммуникации;
• адаптацию (или разработку новых) учебных (учебно-тематических) планов и программ, методических материалов преподавателями, прошедшими обучение, для обучения персонала и продолжительность самого процесса обучения персонала, затраты времени на коммуникации.
Даже если предположить, что период подготовки кадров и материально-технического обеспечения составит не более года, то если, скажем, взять за точку отсчета необходимость выпуска специалистов со средним профессиональным образованием (далее - СПО) в 2024 г., то, с учетом длительности подготовки специалистов в СПО - 2 года 9 месяцев и 3 года 9 месяцев, студент должен поступить на программу в 2021 г. Ранее, в 2019 г. она должна быть разыграна на уровне субъекта Российской Федерации в рамках конкурсного распределения контрольных цифр приема граждан на обучение (далее - КЦП). Соответственно, в 2018-2019 гг. новая профессия или специальность должна быть внесена в перечень профессий и специальностей СПО, образовательные организации должны создать условия для ее реализации и пройти процедуру лицензирования. Безусловно, ситуация значительно лучше, если необходимо внести изменения в действующий ФГОС.
Если допустить, что подготовка кадров и материально-технического обеспечения, обозначенных на рисунке 2, будет проходить параллельно с формальными процедурами утверждения программ и проведения конкурса на КЦП в существующей конфигурации системы
профессионального образования, опережающая подготовка кадров в СПО занимает 4-5 лет.
Укрупнение групп
Приведенный пример свидетельствует об исключительной затянутости процедур внесения изменений в образовательные стандарты. Прохождение всей цепочки внесения изменений в профессиональный стандарт - образовательный стандарт - примерную программу - рабочую программу - и последующего обучения педагогов, обновления материальной базы занимает много времени. Это свидетельствует о необходимости сокращения срока, который требуется на введение новой профессии/специальности, а также на освоение образовательной программы, в том числе за счет уменьшения уровня дифференциации программ профессионального образования с помощью укрупнения групп однородных профессий и специальностей.
Эффект от укрупнения групп однородных профессий/специальностей в наибольшей степени проявляется в процессе межотраслевой кооперации, а в рамках одной отрасли незначителен, поскольку ограничен уже сложившейся достаточно рациональной структурой профессий/ специальностей.
Укрупнение групп позволит использовать закономерность моделирования, в соответствии с которой свойства объекта меньшего масштаба в достаточной степени присущи свойствам объекта большего масштаба. Применительно к теме опережающей подготовки кадров это выразится в комплексном использовании накопленного в объединяемых в одну группу профессиях/ специальностях опыта организации образовательного процесса, в том числе его методического обеспечения. Затраты будут снижены за счет адаптации уже накопленного методического материала по сравнению с необходимостью разработки нового (Ефремова, 2014. С. 121).
Анализ зарубежного опыта показывает, что адаптация системы образования к потребностям рынка труда, а также упреждающая подготовка осуществляется преимущественно за счет коротких программ (профессионального обучения, корпоративных программ, программ ДПО и иных) (Сатдыков, 2020). Так, в системе профессионального образования и обучения
Великобритании в 2017 г. была разработана концепция формирования нового типа образовательных программ Т-уровня {англ. T-level), которые будут направлены на подготовку высококвалифицированных технических специалистов (3 уровня квалификации) в 15 сферах с 2020 г. Новый тип программ рассчитан на выпускников школ 16-летнего возраста, а длительность программ - два года (1,8 тыс. часов). До 80 % времени предполагается отвести на изучение специальных предметов.
В Испании благодаря сети отделений «Агентства по вопросам занятости» на территории всех регионов страны, а также другим институциональным единицам вроде «Интегрированных центров профессионального образования» (исп. Centros Integrados de Formación Profesional) и «Центров инновационного профессионального образования и обучения» (исп. Centros de Referencia Nacional) у Министерства труда, миграции и социального обеспечения Испании есть возможность внедрять в рамках коротких образовательных программ для работающего (или безработного) населения те приоритетные и перспективные компетенции, которые были выявлены ранее в ходе исследований (Сатдыков, 2020).
Именно использование коротких программ представляется наиболее перспективным. Развитие программ опережающей подготовки кадров в рамках непрерывного образования и их постепенная имплементация в основные программы профессионального образования (в вариативной части) является наиболее сбалансированным подходом в отечественной ситуации.
Информирование
Третий блок, обозначенный на рисунке 1, касается информационной составляющей процесса. В России существуют различные реестры - реестр профессиональных квалификаций, реестр профессиональных стандартов, квалификационные справочники, классификаторы и перечни системы образования и рынка труда и т. п. Их связь зачастую условная либо ее нет (Блинов & Дулинов и др., 2019). Это вкупе с отсутствием полноценного первого блока (рисунок 1) создает информационный вакуум для различных групп стейкхолдеров: предприятий, органов
власти, образовательных организаций и потенциальных учащихся.
В Испании, если обратиться к информационной системе todofp.es, для любого пользователя видна связь между теми компетенциями, которые хочет получить учащийся, реализуемыми образовательными программами и основными провайдерами таких услуг. В Ирландии в рамках программы 8рппдЬоа^+ (проект правительства Ирландии) агрегируется информация по тем программам высшего образования и курсам ДПО, которые востребованы и перспективны на рынке труда (https://springboardcourses.ie/). 8рппдЬоаМ+ содержит информацию о 35 образовательных организациях и более чем 288 образовательных программах. Американская база данных 0*ЫЕТ (https://www.onetonline.org/) содержит описание более 1 тыс. профессий. Каждая из этих профессий содержит подробное описание задач, трудовых действий, умений, знаний и навыков, а также описание рабочего контекста, который включает в себя описание наиболее частых и рутинных операций в рамках профессии. Помимо этого, описание содержит данные по средней заработной плате и количестве занятых по стране, а также о необходимом образовательном уровне. В базе также содержатся данные о том, где можно получить образование, какие общественные объединения предоставляют дополнительную информацию о профессии.
Формирование подобной информационной системы в отечественной практике является необходимостью, так как без нее крайне затруднительно соединить всех стейкхолдеров процесса опережающей подготовки кадров (Блинов & Дулинов и др., 2019). Такая информационная система, несмотря на большие затраты по ее созданию и поддержанию, может значительно снизить транзакционные издержки отечественных предприятий на пути к формированию высококвалифицированных специалистов под новые и высокотехнологичные производства.
Заключение
Опережающая подготовка кадров в Российской Федерации, предусматривающая значительное число постановлений и официальных документов, концепций и программ, носила до последнего времени во многом декларативный
характер. Создаваемые с весны 2018 г. в субъектах Российской Федерации ЦОПП (в основном на базе профессиональных образовательных ор ганизаций), помимо прочих целей, призваны обеспечить опережающую профессиональную подготовку в субъектах Российской Федерации по наиболее востребованным и перспективным профессиям. Одна из основных задач деятельности ЦОПП состоит в формировании и ведении перечня профессий и специальностей, который будет реализован в рамках опережающей профессиональной подготовки, предусматривающей в соответствии с методическими рекомендациями обучение по приоритетным для субъекта Российской Федерации профессиям или отдельным компетенциям.
Принципом реализации программ опережающей профессиональной подготовки является ускоренное обучение с длительностью программ не более шести месяцев. Опыт Европейского союза показывает, что программы опережающей подготовки -это в основе своей короткие программы, и в этом смысле реко- ш мендации для ЦОПП не выходить за временные рамки шести месяцев при подготовке специалистов имеют под собой серьезное обоснование.
ЦОПП призваны содействовать появлению в субъекте Российской Федерации новых компетенций путем организации разработки документации по новой компетенции, повышению квалификации педагогов и мастеров производственного обучения, обеспечению доступности современной материально-технической базы (оснащения мастерских), формированию и развитию экспертных сообществ по новым компетенциям. ЦОПП также обеспечивают сетевое взаимодействие с другими региональными центрами по всем направлениям деятельности СПО.
Несмотря на значительные надежды, которые возлагаются на ЦОПП, есть несколько принципиальных факторов, которые ставят под вопрос возможность выполнения ими своих функций. Прежде всего колледжи и техникумы наделяются несвойственными для них функциями по анализу рынка труда и выявлению перспективных и востребованных компетенций,
ПЕРЕХОД К ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ
ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ТРЕБУЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ЗАПАСА ВРЕМЕНИ
а также проектирования программ по принципу «конструктора компетенций». При этом нормативное и методическое обеспечение этих видов деятельности остается крайне слабо проработанным.
Поэтому особенно важным является использование опыта Европейского союза в сфере изучения тенденций на рынке труда и выявления востребованных компетенций. В 2015-2017 гг. Европейским центром по развитию профессионального образования совместно с Международной организацией труда и Европейским фондом образования были изданы методические пособия, которые подробно описывают методики проведения отраслевых обследований, составления опросных листов, сбора и анализа данных и т. п. Изучение и использование этого корпуса методических рекомендаций видится особенно важным в свете попыток сформировать локальные системы опережающей подготовки кадров на основе ЦОПП. Они позволили бы на первых этапах обеспечить м вновь образуемые центры кон-
кретными инструментами по выявлению востребованных и перспективных на локальном рынке труда компетенций и профессий. Актуальной остается проблема слабой связи между системой образования и предприятиями, что является наиболее сильным препятствием на пути к внедрению опережающей подготовки кадров в будущем.
Таким образом, анализ отечественной практики опережающей подготовки кадров позволяет сделать ряд выводов:
• прежде всего необходимо формирование целостной системы регулярного мониторинга рынка труда с целью отслеживания реальных изменений в профессионально-квалификационной структуре работников, выполняемых ими трудовых действий, а также востребованных умений, навыков и компетенций. Собранные данные станут той базой, на основе которой, используя количественные и качественные методы анализа, можно достоверно и адекватно отслеживать динамику изменений на рынке труда и составлять прогнозные модели;
• перенос полученных данных о перспективных профессиях, квалификациях и требованиях к ним в систему профессионального образования и обучения требует развития коротких программ, изменения трудовых и образовательных стандартов в сторону большей гибкости, а также сокращения сроков их согласования и принятия;
• непосредственно перед системой образования встают задачи обеспечения материально-технической базой и обучения педагогических работников, обновления образовательных программ. С особой значимостью встает вопрос установления взаимодействия с предприятиями реального сектора как на макро-, так и на микроуровне;
• необходимо формирование специализированной информационной системы, которая бы позволила интегрировать в себе обозначенные выше позиции и соединить всех стейкхолдеров;
• формируемые ЦОПП с нормативно-правовой точки зрения обеспечены необходимыми полномочиями и средствами для реализации опережающей подготовки кадров в субъектах Российской Федерации. Тем не менее методическая и организационная проработка всех возникающих вопросов находится на самой начальной стадии.
В заключение можно констатировать, что системообразующие компоненты опережающей подготовки кадров в России находятся либо на стадии независимого друг от друга формирования, либо отсутствуют как на федеральном, так и на региональном уровнях. В этом свете видится необходимым дальнейшее изучение передового зарубежного опыта в организационной, методической и экономической части с целью формирования модели, которую можно будет затем применить в отечественной практике.
Литература
1. Бим-Бад Б. М. Опережающее образование: теория и практика / Б. М. Бим-Бад / Советская педагогика. 1988. № 6. С. 51-55.
2. Ефремова Ю. Е. Разработка модели определения потребности в работниках перспективных специальностей и организация их опережающей подготовки в условиях глобализации и инновационного пути развития / Ю. Е. Ефремова / Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 2. С. 114-121.
3. Жуков Г Н. Стратегия опережающего профессионального образования/Г И. Жуков, Е. А. Пахомова / Профессиональное образование в России и за рубежом. 2009. №1.С. 63-66.
4. Журавлева М. В. Опережающая профессиональная подготовка кадров для нефтехимического комплекса / М. В. Журавлева, П. Н. Осипов,
И. Ш. Абдуллин / Образование и саморазвитие. 2010. № 3. С.62-67.
5. Журавлева М. В. Гармонизация профессионального самоопределения обучающихся как условие опережающей подготовки кадров для нефтехимического комплекса / М. В. Журавлева / Казанский педагогический журнал. 2011.№1.С.13-21.
6. Китайгородский М. Д. Опережающее образование. Аспектный подход / М. Д. Китайгородский / Наука и школа. 2007. № 6. С. 3-5.
7. Новиков Н. П. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие / Н. П. Новиков, М. В. Зуев /М.: ЗГАТиЗ, 2000.
8. Сатдыков А. И. Сравнительный анализ систем опережающей подготовки кадров в России и за рубежом / А. И. Сатдыков / Труд и социальные отношения. 2020. Т.31.№1. С. 67-83. D0I: 10.20410/2073-7815-2020-31 -1 -67-83.
9. Блинов В. И. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения / В. И. Блинов, М. В. Дулинов,
Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев /М.: Издательство Перо, 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/proect_didacticheskoy_ concepcii_cifrovogo_prof_obr.pdf (дата обращения: 13.05.2020).
10. Национальноеагентстворазвития квалификаций. Результатыопроса работодателей, проведенного в 2018 году в рамках апробации единого инструментария мониторинга рынка труда [Электронный ресурс]. URL: https://nark.ru/upload/iblock/188/Rezultaty-oprosa-rabotodateley.pdf (дата обращения 08.05.2020).
11. Национальноеагентство развития квалификаций. Мониторингрын-ка труда [Электронный ресурс]. URL: https://nark.ru/activity/monitoring-rynka-truda/ (дата обращения 08.05.2020).
12. Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций [Электронный ресурс]. URL: https://nok-nark.ru/ (дата обращения 08.05.2020).
13. Реестр профессиональных стандартов [Электронный ресурс]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/ natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/ (дата обращения 08.05.2020).
14. Autor, D. The Skill Content of Recent Technological Change: An Empirical Exploration / Autor D., Levy F., Murnane R. J. / Quarterly Journal of Economic. Nov. 2003. Vol. 118. No. 4. P 1279-1333. D0I: 10.1162/003355303322552801.
15. Becker, G. S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education., Second edition. N. Y.: National Bureau of Economic Research. 1975. Ch. 2 P. 13-44 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nber.org/chapters/c3733 (дата обращения: 13.05.2020).
16. Springboard [Электронный ресурс]. URL: https://springboardcourses.ie/ (дата обращения 12.05.2020).
17. 0*NET [Электронный ресурс]. URL: https://www.onetonline.org/ (дата обращения 12.05.2020).
Construction of the core components for anticipating and matching skills system in Russia
Vladimir I. BLINOV.
Dr. pedagogical sciences, Professor, Director of the Center for Vocational Education and Qualifications Systems, Federal Institute for Education Development RANEPA ( 9/1, Chernyak-hovsckogo ul., 125319, Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Ayrat I. SATDYKOV.
Vice-director of the Center for Vocational Education and Qualifications Systems, Federal Institute for Education Development RANEPA( 9/1, Chernyakhovsckogo ul., 125319, Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Svetlana A. OSADCHEVA.
Vice-director of the Center for Vocational Education and Qualifications Systems, Federal Institute for Education Development RANEPA ( 9/1, Chernyakhovsckogo ul., 125319, Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Nikolai A. KRASOVSKIY.
Assistant scientist of the Center for Vocational Education and Qualifications Systems, Federal Institute for Education Development RANEPA ( 9/1, Chernyakhovsckogo ul., 125319, Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Abstract
The article identifies the main approaches to determining anticipating and matching skills, its linkage with vocational education and training. It is proved that for the vocational education and training system it is advisable to consider the prognostic-technocratic approach to the definition. This research is based on a comparative analysis of foreign systems of anticipating and matching skills. Domestic practice is analysed basing on analytical framework of three core system components: a system for anticipating new and promising competencies and professions, a system for implementing the obtained data into the vocational education and training system, the learning process itself and the system for informing purposes for stakeholders on emerging competencies and professions, opportunities for mastering them. An analysis of domestic practices revealed that the first two of these components are emerging themselves, and the information system is lacking even in projects. A brief overview of the newly created institutional units of the Centers for the Anticipating Vocational Education at the regional level of the Russian Federation is given and systemic obstacles are described.
Keywords: system, anticipating and matching skills, vocational education and training, labor market, qualification, information system.
References
Autor, D. (2003). The Skill Content of Recent Technological Change: An Empirical Exploration. Quarterly Journal of Economic, 118(4), 1279-1333. DOI: 10.1162/003355303322552801.
Becker, G.S. (1975). Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education (2nd ed., ch. 2, pp. 13-44). Retrieved from http://www.nber.org/chapters/c3733.
Bim-Bad, B. M. (1988). Advanced education: theory and practice. Sovetskaya Pedagogika, 6, 51-55. (In Russian).
Blinov, V. I., Dulinov, M. V.,&Esenina,E.Yu. etal. (2019). Project of the didactic concept of digital professional education and training. Retrieved from https://firo.ranepa.ru/files/docs/proect_didacticheskoy_concep-cii_cifrovogo_prof_obr.pdf. (In Russian).
Efremova, Yu. E. (2014). The development of a model of defining the need in workers of perspective specialties and organization of their outperforming preparation in the conditions of globalization and innovative way of development. Regional problems of transforming the economy, 2,114-121. (In Russian).
Kitaygorodsky, M. D. (2007). Advanced education. Aspect approach. Science and School, 6, 3-5. (In Russian).
Novikov, N. P., & Zuev, M. V. (2000). Advanced professional education. Moscow. (In Russian).
Satdykov, A. I. (2020). Comparative analysis of advanced education systems in Russia and abroad. The "Labour and social relations' journal, 31(1), 67-83. DOI: 10.20410/2073-7815-2020-31-1-67-83. (In Russian).
Zhukov, G. N., & Pakhomova, H. (2009). Strategy of advancing professional education. Professional education in Russia and abroad, 1, 63-66. (In Russian).
Zhuravleva, M. V. (2011). Harmonization of professional self-determination of students as the method of preparation of thems for advanced professional training for petrochemical complex. Kazan pedagogical journal, 1, 13-21. (In Russian).
Zhuravleva, M. V., Osipov, P. N., & Abdullin, I.Sh. (2010). The advancing vocational training for petrochemical complex. Education and Self-Development, 3(19), 62-67. (In Russian).
National qualifications development Agency. (2018). Results of a survey of employers conducted in 2018 as part of testing the unified labor market monitoring tools. Retrieved from https://nark.ru/upload/iblock/188/ Rezultaty-oprosa-rabotodateley.pdf. (In Russian).
National qualifications development Agency, (n.d.). Monitoring of the labour market. Retrieved from https://nark.ru/activity/monitoring-rynka-truda/. (In Russian).
0*NET. (n.d.). Retrieved from https://www.onetonline.org/.
Register of information on independent assessment of qualifications, (n.d.). Retrieved from https://nok-nark.ru/. (In Russian).
Register of professional standards. (n.d.). Retrieved from http://profstandart. rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-profes-sionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/. (In Russian).
Springboard, (n.d.). Retrieved from https://springboardcourses.ie/.