УДК/UDC 37(571.17)+338.2 В. А. Овчинников
V. A. Ovchinnikov
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА
STRATEGIC PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF THE KUZBASS EDUCATION SYSTEM
Введение. В статье на основе анализа исторического опыта, современного состояния системы образования Кузбасса, ее сравнения с мировыми моделями опережающего образования охарактеризованы основные проблемы и определены стратегические приоритеты ее развития.
Методология. Методологической базой исследования являются концепция развития и методологии оценивания человеческого потенциала А. Сена и Махбубуль-Хака, теория стратегии и методология стратегирования В. Л. Квинта. Автором применялись общенаучные методы исследования: метод генетического анализа, системный и сравнительный методы, метод прогнозирования. В основе статьи лежат материалы группы московских и кузбасских ученых и практиков по выработке стратегических приоритетов развития человеческого потенциала Кузбасса под руководством иностранного члена РАН, доктора экономических наук, профессора В. Л. Квинта и доктора экономических наук, профессора И. В. Новиковой.
Результаты. Основные проблемы образования Кузбасса во многом типичны для большинства регионов РФ: невозможность обеспечить единый уровень качества общего образования; старение, дефицит и невысокий квалификационный уровень педагогических кадров; «образовательная миграция»; недостаток квалифицированных руководителей. Но усиленные проблемами ресурсного региона с кризисными моногородами и неудовлетворительной экологической ситуацией, «низким уровнем жизни» (по оценкам молодежи) они создают непреодолимое для развития человеческого потенциала препятствие, что ставит под сомнение и будущее самого Кузбасса. Попытки решения проблем в рамках существующих реалий могут только снизить их остроту, но не позволят выйти на уровень опережающего развития и даже достичь временной стабилизации. Только определение стратегических приоритетов, что является важным элементом подготовки стратегии, может позволить обеспечить опережающее развитие образования
на основе подхода стратегии совмещения, позволяющего соединить на переходный период «стратегию новых горизонтов» и «стратегию улучшений».
Заключение. Подтвержден вывод о том, что образование является основополагающим фактором в формировании человеческого потенциала региона. Стратегическими приоритетами развития системы образования региона определены: создание и развитие НОЦ-Кузбасс; превращение Кузбасса в российский центр развития наставничества, профориентации и цифрового развития; развитие опережающего образования на протяжении всей жизни (основные проекты: единый опорный университет региона, сетевой международный университет «4.0»; трансформация общего и дополнительного образования; Кузбасский гуманитарно-педагогический институт и социально-педагогический кластер); Кузбасс как центр стратегического лидерства.
Introduction. In the article on the basis of the analysis of historical experience, the modern state of the education system of Kuzbass, its comparison with the world models of advanced education the main problems are characterized and strategic priorities of its development are defined.
Methodology. The methodological basis of the study is the concept of development and methodology of human potential assessment by A. Sen and Mahbubul-Hak, strategy theory and methodology of strategy by W. L. Kvint. The author used general scientific research methods: genetic analysis method, system and comparative methods, forecasting method. The article is based on the materials of a group of Moscow and Kuzbass scientists and practitioners on the development of strategic priorities for the development of human potential of Kuzbass under the guidance of a foreign member of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economic Sciences, Professor VL Kvinta and Doctor of Economic Sciences, Professor I. V. Novikova.
Results. The main problems of education in Kuzbass are typical for most regions of the Russian Federation: the inability to provide a uniform level of quality of General edu-
cation; aging, shortage and low qualification level of teachers; "educational migration"; lack of qualified managers. But intensified by the problems of the resource region with its crisis monocities and unsatisfactory environmental situation, "low standard of living" (according to youth estimates) they create an insurmountable obstacle to human development, which raises doubts about the future of Kuzbass itself. Attempts to solve problems within the framework of existing realities can only reduce their severity, but will not allow us to reach the level of advanced development and even achieve temporary stabilization. Only the identification of strategic priorities, which is an important element of strategy preparation, can ensure the rapid development of education on the basis of the «alignment strategy» approach, which allows combining the «new horizons strategy» and the "improvement strategy" for the transition period.
Conclusion. The conclusion that education is a fundamental factor in the formation of the region's human potential is confirmed. The strategic priorities for the development of the region's education system are: the creation and development of Scientific and educational center-Kuzbass; the transformation of Kuzbass into a Russian center for mentoring, professional orientation and digital development; the development of advanced education throughout life (main projects: the Unified reference University of the region, the network international University "4.0"; the Transformation of General and additional education; Kuzbass humanitarian and pedagogical Institute and socio-pedagogical cluster); transformation of the region into a center of strategic leadership.
Ключевые слова: стратегия, Кузбасс, научно-образовательный центр, опережающее образование, педагогическое образование, наставничество, профориентация.
Keywords: strategy, Kuzbass, scientific and educational center, advanced education, teacher education, mentoring, professional orientation.
Введение
Усиливающиеся глобальные и российские тренды социально-экономического развития регионов требуют от лидеров качеств дальновидных стратегов, формирующих команду стратегов-сподвижников и последовательно реализующих стратегию роста. В современных стратегиях основополагающим элементом является наращивание человеческого потенциала, когда в центре внимания оказывается человек, его качества, условия жизни и их влияние на процесс развития [9; 21; 22; 24; 25; 26].
Лауреат Нобелевской премии по экономике (1998) А. Сен подчеркивал, что процесс развития есть про-
цесс «расширения возможностей» человека, который не ограничивается лишь ростом его материального благосостояния [28]. В соответствии с этим цели общественного развития должны заключаться не в беспредельном увеличении производства, а в создании для людей возможностей выбора, то есть в развитии человеческого потенциала. Важнейшим компонентом человеческого потенциала являются накопленные знания, умения, навыки и компетенции, которые формируются в процессе образования [7, с. 84-85].
Ключевую роль в формировании человеческого потенциала Кузбасса играет региональная система образования. На основе анализа исторического опыта, современного состояния, выявления проблем и определения «точек роста» в статье определены стратегические приоритеты развития системы образования Кузбасса как основополагающего фактора в наращивании человеческого потенциала.
Методология
Изучение образования как одного из самых существенных факторов, определяющих человеческое развитие, базируется на концепции человеческого потенциала А. Сена. Вклад в развитие методологии человеческого потенциала внес Махбуб уль-Хака, который в 1990 г. опубликовал исследование с концептуальными положениями Индекса человеческого развития, включенного в систему показателей Программы развития ООН (отчет о человеческом развитии). Главная идея концепта, в котором человек является главным субъектом социального развития: смысл и цель развития человеческого общества состоят в расширении возможностей каждого человека реализовать свой потенциал и мечты, вести здоровую, творческую, полноценную жизнь. Под развитием человека понимается расширение возможностей интеллектуального, социального, экономического и политического выбора, доступных каждому члену общества. Доклады о развитии человеческого потенциала с начала XXI в. начали готовиться и в России. Например, в докладе 2010 г., подготовленном независимыми экспертами, в главе «Российское образование в свете ЦРТ (цели развития тысячелетия): состояние, проблемы, перспективы», содержатся сценарии и оценка перспектив, которые были частично учтены в дальнейшем правительством РФ при реформировании системы образования [6]. Концепция человеческого потенциала с начала XX в. начала постепенно применяться при изучении образования в России [4; 8].
В основу определения стратегических приоритетов развития образования легла теория стра-
тегии и методология стратегирования академика В. П. Квинта, который уточнил, что в XXI в. наука и технологии не будут больше функционировать только как инструменты для других отраслей, а станут самостоятельной отраслью и обеспечат преобладание экономики знаний [11; 12; 13; 29]. Формулировка стратегических приоритетов является только одним из элементов формализованной стратегии, сочетающей новый прогноз, миссию, видение, приоритеты и долгосрочные цели и задачи с детальным сценарием, требующим осуществления через реализацию стратегического плана [13, с. 353]. Нами использовался подход стратегии совмещения, призванный на переходный период совмещать «стратегию новых горизонтов» и «стратегию улучшений» [13, с. 357], также применены общенаучные методы исследования: генетического анализа, системный и сравнительный методы и прогнозирования.
Краткий анализ состояния и основных проблем региональной системы образования. Ее основы были заложены в советский период, который стал для Кузбасса временем стремительного развития -из аутсайдеров регион превратился в лидера среди регионов Сибири [17; 30]. По результатам комплексного исследования системы образования Кузбасса за период 2010-2018 гг., проведенного Центром стратегии развития образования Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ), система образования региона была оценена как эффективная [23]. По значительному числу показателей она занимает положение лидера по отношению к большинству субъектов РФ. Эксперты отметили устойчивое развитие системы в целом и наличие точек роста в среднем профессиональном и высшем образовании региона [16, с. 3; 3, с. 24-32]. В 2018 г. в Кузбассе функционировали 1983 образовательных организации муниципального, регионального и федерального подчинения [23, с. 18].
Отличительной особенностью Кузбасса является высокая доля городского населения (86 %), в основном проживающего в моногородах, что отрицательно отражается на финансировании школ. Оптимизация сети сельских школ только усиливает негативное влияние на доступность образования для сельских жителей и в целом на качество образования. Наличие школ и их уровень являются определяющими факторами, влияющими на отток населения, возможность сохранения и развития населенных пунктов.
С каждым годом обостряется проблема педагогических кадров: старение и дефицит квалифицированных педагогических кадров; низкий престиж профес-
сии педагога и ограниченность мер поддержки педагогических работников; недостаточное количество бюджетных мест для подготовки педагогических кадров. Налицо разрыв между традиционными формами образования и задачами цифровизации образования и ключевых сфер экономики.
Их можно решить только комплексом мер: отбором «правильных людей», качественной подготовкой и повышением статуса педагога, что невозможно в полной мере на региональном уровне. Тактические меры на региональном уровне в ближайшие годы будут направлены на укрепление педагогического образования (в том числе открытие педагогического института), усиление мер социальной поддержки и поощрения (в том числе молодых специалистов), открытие профильных педагогических классов и активизацию профориентационной работы, развитие центров непрерывного роста профессионального мастерства педагогов и конкурсного движения, создание профессиональных сообществ. На решение указанной задачи также направлены мероприятия федерального проекта «Учитель будущего» в Кузбассе.
Возможно, эти меры позволят ликвидировать зафиксированный исследователями МГУ социокультурный разрыв между существующей системой образования и обществом. Современное общество - это общество знаний, образования и информации. Однако педагоги - основные носители и пропагандисты этого знания и образования - считают его неважным! В регионе необходимо проведение серьезной работы с формированием позитивной среды педагогического сообщества [23, с. 258-259].
Одной из трудноразрешимых проблем Кузбасса является отток населения, в первую очередь молодежи, в другие регионы. Большое значение в этом процессе играет образовательная миграция. Выпускники школ продолжают обучение в других регионах: за 2014-2018 гг. процент выпускников, выехавших за пределы Кузбасса, возрос с 33 до 37,7 [23, с. 237].
Причинами образовательной миграции являются: 1) качество образования; 2) хорошие перспективы трудоустройства после обучения; 3) репутация образовательной организации. Также в качестве основной причины молодежь указывает низкий уровень жизни в регионе, в том числе состояние системы здравоохранения и экологию, качество ЖКХ, уровень социальной помощи молодежи, организацию досуга. Эти показатели и характеризуют условия формирования человеческого потенциала, который недостаточен для развития экономики знаний. Неудовлетворенность жизнью в целом и в Кузбассе в частности напрямую ска-
зывается на миграционных настроениях, на профессиональной и личной самореализации обучающихся, родителей, педагогов [23, с. 236-238].
Данную проблему возможно разрешить только путем развития системы образования, инновационных центров и городской среды. Актуальна задача организации современных кампусов университетов, развитие уникальных направлений и программ высшего образования как на уровне федерального округа и России, так и на мировом уровне.
Уже сейчас при помощи федеральной власти создаются новые, привлекательные для молодежи, точки притяжения - современные образовательные центры. В сентябре 2019 г. было открыто Кемеровское президентское кадетское училище. Создается новая образовательная инфраструктура в сфере культуры и искусства: филиалы ведущих российских образовательных организаций. Современный кампус будет включать общежития для студентов и жилые дома для преподавателей и артистов, фондохранилище, бассейн.
Несмотря на реализацию в Кузбассе ряда программ и проектов по формированию и подготовке управленческого резерва для социальной сферы, проблема недостатка квалификационных управленцев в системе образования требует своего решения через создание комплексной программы отбора и подготовки руководителей в сфере науки и образования.
Для решения проблем необходимо использовать потенциал традиционно сильного компонента образования Кузбасса - системы профориентации и конкурсного движения.
Запланированы серьезные шаги по развитию системы СПО, которая становится все более привлекательной для молодежи и нацелена на опережающее образование. Именно система СПО региона стала драйвером развития движения WorldSkills Russia, способствующего внедрению новых технологий и мировых стандартов подготовки. СПО стоит перед новыми вызовами цифровой экономики, необходимостью быстрого внедрения программ-трансформеров, подготовкой специалистов с мультидисциплинарными компетенциями и минимальной потребностью в адаптационном периоде при трудоустройстве, что соответствует общемировым тенденциям, определяющим глобальный контекст развития профессионального образования [5]. Точкой роста для изменений должен стать Центр опережающей профессиональной подготовки.
Задачами системы высшего профессионального образования в рамках Национального проекта «Образование» является дальнейшее развитие вузов,
усиление их конкурентоспособности. На повестке дня стоит задача создания в Кузбассе крупного федерального университета, объединяющего все уровни образования.
Созданию современной инфраструктуры системы образования Кузбасса и развитию человеческого потенциала способствует опыт кооперации и сетевого взаимодействия школ, вузов, колледжей, научных центров и предприятий реального сектора экономики. В качестве эталонных примеров можно привести образовательные программы и проект внедрения наставничества СУЭК-Кузбасс; уроки технологий на базе вузов, колледжей, детских технопарков; создание в СПО групп ДО школьников; реализация проектов ДО «Уникум», школа дронов в вузах; создание Домов научной коллаборации.
Стратегические направления развития системы образования Кузбасса. Развитие человеческого потенциала Кузбасса требует: создания равных возможностей для получения качественного образования, отвечающего современным требованиям и запросам населения; обеспечения равных стартовых возможностей воспитанникам дошкольных образовательных организаций для последующего обучения; создания условий для получения качественного общего образования каждым ребенком (в том числе с ОВЗ), поддержки в профессиональном самоопределении; расширения возможностей дополнительного образования (охват - не менее 90 % детей 5-18 лет); привлечения в отрасль высококвалифицированных кадров, молодых специалистов; формирования прочных социальных гарантий; повышения статуса педагога, научного работника; модернизации системы высшего и среднего профессионального образования; внедрения механизмов эффективного взаимодействия системы образования, науки и работодателей; повышения уровня жизни в регионе, создания комфортной городской среды с современными университетскими кампусами и культурно-образовательными зонами.
Исходя из анализа состояния системы образования и выявления системных проблем, одной из стратегических задач развития региона должна стать задача превращение Кузбасса в регион экономики знаний путем конструирования конгломерации научно-образовательного центра, центров развития наставничества, цифрового развития, развития опережающего образования на протяжении всей жизни, стратегического лидерства.
Научно-образовательный центр мирового уровня «Кузбасс» (далее - НОЦ-Кузбасс) должен стать эффек-
тивным механизмом конкурентной стратегии преодоления «ресурсного проклятия» и создания региона экономики знаний за счет привлечения высококвалифицированных специалистов и инвестиций, наращивания новых знаний, компетенций и технологий [19].
Концепция НОЦ-Кузбасс - это концентрация приоритетов вокруг 4 стратегических направлений: человек, общество, технологии и окружающая среда (естественная и искусственная). По этим направлениям формируются проекты с учетом человеческого, экономического, научно-образовательного потенциала Кузбасса.
НОЦ-Кузбасс - это совместная программа действий всего региона по повышению качества исследований, развитию инновационных индустрий, нацеленная не только на повышение конкурентоспособности российских товаров и технологий на мировом рынке, но и на достижение устойчивого развития региона, повышение качества жизни его жителей.
НОЦ-Кузбасс включился в реализацию проектов опережающего развития Кузбасса, что требует подготовку высококвалифицированных кадров и внедрение инновационных технологий: создание в моногородах территорий опережающего социально-экономического развития; создание культурно-образовательного и музейно-выставочного комплекса. Поэтому программа предусматривает реализацию проектов, направленных на наращивание человеческого потенциала НОЦ-Кузбасс и региона:
1. Обучение по программе повышения квалификации совместно с Московской школой управления «СКОЛКОВО».
2. Проект «Сетевой центр коллективного пользования», направленный на расширение возможностей участников центра по доступу к инфраструктуре научных и опытно-конструкторских работ.
3. Проект «Центр развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий», направленный на повышение потенциала научных лабораторий и результативности научных проектов.
4. Проект «Профессиональная команда - 2035. Кадры для Кузбасса», направленный на отбор и обучение перспективных кадров.
5. Проект по релокации молодых ученых: вовлечение в реализацию программы, в том числе путем предоставления жилья и доступа к социальной инфраструктуре региона.
6. Проект «Программа академической мобильности»: вовлечение внешних исследователей в реализацию проектов центра.
7. Проект «Центр опережающей профессиональной подготовки Кузбасса», направленный на развитие опережающего конкурентоспособного профессионального образования всех категорий населения.
8. Проект «Создание сетевого международного университета 4.0», направленный на подготовку высококвалифицированных кадров по сетевым интегрированным образовательным программам с привлечением ведущих отечественных и иностранных специалистов и с использованием всех ресурсов региональной системы образования, науки и промышленного комплекса.
В 2020-2024 гг. планируется открытие 26 новых сетевых образовательных программ высшего образования в партнерстве с ведущими научными центрами России и мира, 15 современных научных лабораторий и центров.
Основными элементами инвестиционно-инновационных институтов развития являются: Центр кластерного развития, Региональный центр инжиниринга, Кузбасский технопарк, Центр инноваций в социальной сфере, Региональный экспортный центр.
Для реализации выше обозначенных направлений развития необходима интеграция инновационной инфраструктуры региональных образовательных организаций: опорные школы РАН; детские технопарки «Кванториум 42»; региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Сириус. Кузбасс»; Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП 42); центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»; региональный координационный центр WorldSkills Russia.
В перспективе результаты деятельности НОЦ-Куз-басс должны привести не только к экономическому росту, прорывным решениям в сфере науки и технологий, но и к развитию социальной сферы и особой среды для подготовки и творческого роста креативных специалистов с «компетенциями будущего», повышению качества жизни кузбассовцев, развитию человеческого потенциала. Кроме роста удельного веса населения, обладающего «компетенциями будущего» и занятого в сфере «экономики знаний» опосредованно, результаты работы НОЦ-Кузбасс при полной реализации программы развития, при условии преодоления рисков и угроз, должны повлиять на демографические и социальные показатели.
Развитие наставничества. В условиях быстрой трансформации окружающего мира, становящегося более сложным, скоростным и нестабильным, по сравнению с предыдущим этапом развития чело-
веческого общества, человеку, помимо традиционных контекстных и предметных навыков, необходимы личностные «экзистенциальные» компетенции. Наставничество/менторство в данном контексте рассматривается как универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через общение, основанное на доверии и партнерстве. Наставник не только ретранслирует знания, но и помогает наставляемому справиться с вызовами времени. Это технология наращивания человеческого потенциала, без которой невозможно создать регион экономики знаний в Кузбассе.
Первым шагом стало создание организационной структуры (открытие регионального центра наставничества в декабре 2019 г.) и апробация методологии института наставничества в рамках Национального проекта «Образование». Методология включает в себя отбор и формирование базы наставников, обучение, завершение процедуры сопровождения.
Следующим шагом в 2020-2022 гг. станет разработка и реализация региональной программы развития наставничества до 2025 г., а также разработка и внедрение целевой модели наставничества - системы условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программы наставничества в регионе. Целевая модель должна строиться с учетом эффективных моделей, используемых в развитых странах мира (Developmental mentoring, Sponsoring mentoring, Peer Mentoring и др.). Программа развития наставничества должна быть реализована во взаимосвязи с программами развития волонтер-ства, профориентации, создания кадрового резерва и состоять из подпрограмм по отраслевому принципу.
Без многоуровневой системы наставничества невозможно развивать регион как центр стратегического лидерства, так как этот процесс требует подготовки стратегических лидеров-наставников, руководителей-наставников, способных к внедрению инноваций и успешным изменениям не только своих организаций, но и региона в целом.
Развитие профориентации. Работа центра развития профориентации основана на полувековом опыте и развитой системе региональной профориентации: с 1960-1970-х гг. Кузбасс стал одним из союзных научно-методических центров по созданию советской модели профориентации, в 2011 г. в регионе был создан центр профориентации, заложена нормативно-правовая и программная основа для ее развития. Целостная система профориентационной работы
с обучающимися всех возрастов и выпускниками (молодыми специалистами), обладающая такими характеристиками, как системность и комплексность, научно-методический и кадровый потенциал региона, достаточна для перехода в режим дальнейшего развития.
Направления развития:
- охват системой профориентации всех возрастных групп: от дошкольников (знакомство с миром профессий) до старшего возраста (ориентация на новые профессии);
- переход к практической профориентации, помощи в построении индивидуальной траектории и сопровождению в профессиональном самоопределении с сохранением традиционных информационно-экскурсионного и диагностико-консультационного подходов (развитие сети Кванториумов, системы профессиональных проб, фестиваля «Билет в будущее);
- коллаборация в развитии профориентации организаций различных отраслей и сфер деятельности, активизация усилий предприятий реального сектора экономики и некоммерческого сектора;
- опережающая профориентация, нацеленная на профессии постиндустриального общества.
В 2020-2022 гг. важно разработать и принять региональный закон о профориентации, относящийся к образовательной сфере, так как в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (от 19.04.1991 № 1032-1) граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, связанных с профессиональной ориентацией, только в органах службы занятости. В законе и подзаконных актах необходимо предусмотреть источники финансирования сети профориентации, критерии и показатели ее результативности, введение в штатное расписание образовательных организаций должности профконсультанта/ профориентатора.
Кузбасс может выступить инициатором разработки профессионального стандарта «Профкон-сультант/или профориентатор», а также пересмотра ФГОС, что даст возможность для включения проф-ориентационного компонента в образовательные программы.
Центр должен решить следующие задачи:
1. Развитие научной школы и образования в сфере профориентации (подготовка профориентологов).
2. Создание площадки для диалога кузбассовцев, бизнес-структур и государства.
3. Создание тематических парков и особых зон «профсреды» (пример: парки Kidzania - в 25 городах
мира; парк Epcot - модель мира будущего компании Disney; Развлекательный центр «Детская страна профессий «КиндерЛэнд», г. Кемерово).
4. Стимулирование и помощь в разработке и реализации корпоративных программ профориентации (пример: СУЭК-Кузбасс).
5. Внедрение программ наставничества в профориентации.
6. Разработка и реализация программ стажировок (пример: проект GoOverseas, проект стажировок ООН, проект «Профстажировки 2.0» - Россия).
7. Организация совместно с НКО волонтерских программ (обучение детей из малообеспеченных семей, облагораживание территории, помощь некоммерческим организациям).
8. Организационное, научно-методическое, программное сопровождение деятельности системы профориентации региона.
В перспективе эти усилия должны привести к преодолению существующего разрыва в профориентации - ориентация на выбор профессии часто происходит без учета интересов, склонностей человека в отрыве от выбора образа жизни, от понимания траектории карьеры и профессионального развития.
Цифровое развитие. Прототипом центра цифрового развития Кузбасса являются центры цифровых технологий, созданные в странах мира [27]. Цифровое развитие региона предполагает создание регионального цифрового центра, который будет заниматься аналитической, прогностической, внедренческой деятельностью, в том числе прогнозом социально-экономического развития региона; развитием дистанционных рабочих мест и образовательных программ; внедрением интернет-коммуникаций и цифро-визации процессов управления, бизнес-процессов; пропаганда и обучение населения «цифре», перевод системы услуг, СМИ в «цифровой режим»; создание и продвижение цифровых образовательных продуктов; содействие трудоустройству и оказание консультационной, сервисной, юридической и медицинской помощи. Идея данного направления и алгоритм цифрового развития региона принадлежит доктору экономических наук, профессору И. В. Новиковой.
Развитие опережающего образования на протяжении всей жизни. Задача опережающего развития образовательного потенциала Кузбасса обусловлена необходимостью преодоления противоречий между ускорением научно-технического прогресса и инерционностью классической системы образования, которая с замедлением реагирует на внешние запросы. Создание условий для повышения образовательного
потенциала за счет роста качества образования, развития инфраструктуры и инновационного потенциала - это защита от недостаточных для участия в процессах глобальной конкуренции темпов развития региона и страны в целом.
Указанные вызовы влекут за собой необходимость разработки междисциплинарных программ исследовательской и практической деятельности: от фундаментальных наук и цифрового проектирования, моделирования, создания новых материалов и аддитивных технологий, индустриального Интернета и робототехники до проблем воспитания нового человека.
Проблема развития опережающего образования состоит в том, что в большинстве российских регионов его воспринимают не с позиции долгосрочных перспектив развития, а как механизм быстрого реагирования на изменение социально-экономической ситуации путем перераспределения потоков рабочей силы, организации краткосрочных курсов повышения квалификации или переподготовки.
Система опережающего образования Кузбасса должна трансформировать систему регионального образования таким образом, чтобы изменения в области образования опережали изменения в других сферах и создавали основания для этих изменений. Это позволит преодолеть сдерживающие для экономики рамки образовательной политики, которая не полностью соответствует требованиям создаваемой экономики знаний и «Индустрии 4.0». Трансформация образования не может строиться только на разработке стратегий и программ развития, но требует и значительного увеличения расходов/инвестиций в образование.
Концепция развития опережающего образовательного потенциала должна быть интегрирована в программу развития НОЦ-Кузбасс, скоррелирована с программами модернизации непрерывного образования и становления региона как центра стратегического лидерства. Последняя должна обеспечить разработку и принятие Стратегии развития Кузбасса, содержащей стратегический прогноз и синхронизацию этапов развития образования и экономики, основанной на знаниях (пример - Сингапур).
Важным направлением работы должна стать трансформация общего и дополнительного образования с учетом трендов цифрового и технического образования, изменения подходов в профориентационной работе и перспектив развития Кузбасса [1].
Изменение парадигмы педагогического образования, повышение престижа педагогических профессий
и статуса наставника также одно из стратегических направлений Центра развития опережающего образования на протяжении всей жизни в Кузбассе.
Задачи:
1)разработка концепции и программы развития опережающего образовательного потенциала Кузбасса (на основе Стратегии развития Кузбасса), участие в реализации программы;
2) синхронизация программы развития опережающего образовательного потенциала Кузбасса с программами развития:
- НОЦ-Кузбасс, непрерывного образования, центра стратегического лидерства, наставничества и профориентации, ЦОПП, движения WorldSkills Россия;
программами создания:
- единого опорного университета региона, Кузбасского гуманитарно-педагогического института, сетевого международного университета 4.0, социально-педагогического кластера;
3. Создание в рамках института прогнозирования и стратегических исследований центра мониторинга системы опережающего образования Кузбасса (в том числе для контроля качества);
4. Активизация создания новых уникальных программ подготовки высококвалифицированных кадров на междисциплинарной основе (в том числе практико-ориентированных) с учетом стратегического прогноза развития и данных мониторинга рынка труда, вхождение в мировые сетевые образовательные онлайн-платформы;
5. Создание центра управления и цифровой платформы для повышения управляемости научно-образовательной системой, участие в цифровизации региональной научно-образовательной системы;
6. Подготовка предложений по расширению мер поддержки педагогических работников и мер, направленных на повышение престижа профессии педагога.
7. Реализация проектов, обеспечивающих «быстрый рывок» в развитии опережающего образования. Участие в разработке и реализации проектов: «Единый опорный университет региона», «Сетевой международный университет 4.0», «Кузбасский гуманитарно-педагогический институт» и социально-педагогический кластер, «Трансформация общего и дополнительного образования».
Основным принципом создания системы опережающего образования является его непрерывность. Непрерывное образование - это процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни, включающий формальное и неформальное обучение - от воспитания в раннем детстве и началь-
ного образования до обучения взрослых - в соответствии с потребностями личности и общества. Непрерывность опережающего образования организационно должны обеспечить интегрированные в рамках НОЦ-Кузбасс научные и образовательные организации всех уровней, ЦОПП, учебные корпоративные центры бизнес-структур и предприятий, разрабатывающие и реализующие образовательные программы опережающей подготовки кадров для основных сфер развития Кузбасса (социально-гуманитарная, технологическая, цифровая экономика, аграрная и др.).
В рамках развития опережающего образования на протяжении всей жизни должны быть реализованы проекты: 1) развитие движения студенческих отрядов как механизма вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность [14]; 2) разработка новых профилей «зеленых профессий».
Проект «Единый опорный университет региона» [20]. Создание единого научно-образовательного пространства с современной научно-экспериментальной базой и апробированными механизмами доведения научной идеи и результатов научного исследования до внедрения в реальный сектор экономики или социальной сферы должно привести к образованию единого опорного университета региона, объединяющего высшее и среднее профессиональное образование, имеющего в своей структуре научные и научно-производственные центры, лаборатории, детские сады, организации дополнительного образования и профильные школы для одаренных детей.
Функции современного университета:
- обеспечение непрерывного образования в течение всей жизни (систематическая подготовка, переподготовка, повышение квалификации);
- научно-исследовательская деятельность (выработка нового и переосмысление существующего знания);
- формирование общекультурных компетенций;
- социальная (ориентация на потребность общества, региона и отдельных граждан);
- генерация новых знаний;
- обеспечение трансфера знаний в реальный сектор экономики;
- интеграция инновационной и предпринимательской деятельности;
- ускоренная цифровизация региона;
- содействие в трудоустройстве выпускников.
Перспективные направления: прикладная цифро-
визация; медицина и генетика; растения с заданными свойствами; новая энергетика, накопители электроэнергии; системы безопасности (цифровизация/
физика); виртуальная реальность; новые продукты питания; менеджмент в условиях цифровизации и глобальных вызовов; общее бизнес-образование.
Университет следующего поколения будет создавать компетенции по коммерциализации научных разработок, новые ценности общества и креативный класс, продлевать полноценную жизнь человека, трансформировать образовательно-культурный ландшафт городов Кузбасса.
Влияние университета на жизнь региона будет измеряться по следующим критериям:
- доля выпускников, оставшихся работать в регионе - наращивание человеческого потенциала;
- количество предприятий и бизнес-проектов, запущенных выпускниками в течение 1-20 лет после окончания университета и существующие более 5 лет;
- наличие социальных и благотворительных программ, которые инициирует или разделяет университет, его выпускники и сотрудники;
- объекты общественного пользования, находящиеся на балансе университета (предполагает строительство современного кампуса).
Шаги по созданию единого опорного университета региона: укрупнение вузов региона, переход на новую модель финансирования; рост числа иностранных студентов, ускоренная цифровизация образования и экономики региона, запуск проекта «Университет 4.0», повышение управляемости научно-образовательной системы за счет создания единого центра управления, строительство нового кампуса.
Проект сетевого международного университета 4.0. Планируется реализовать на основе единого опорного университета региона и НОЦ-Кузбасс [19; 20]. Ключевая траектория: опережающие образовательные технологии, кастомизация образовательного продукта, интеграция с региональным сообществом, влияние на решение глобальных проблем. Построение модели под перспективы развития рынка, концентрация на новых продуктах, частичное включение элементов действующей системы.
Задачи «Университета 4.0»:
- формирование моделей компетенций стратегических лидеров, руководителей и команд компаний научно-технологической инициативы;
- формирования пула образовательных организаций и онлайн-курсов - источников компетенций мирового уровня;
- построение индивидуальных траекторий компетенций с помощью тьюторов/наставников;
- сбор данных и обучение нейросетей для оптимизации траектории обучения;
- платформа для множества моделей компетенций стратегических лидеров, руководителей, команд;
- платформа для поставщиков компетенций -государственных и негосударственных организаций, частных лиц.
Рост численности населения на развивающихся рынках и потребность в образовании создает следующие возможности для Кузбасса:
1) охват рынка развивающихся стран за счет традиционного и онлайн-образования;
2) экспорт и подготовка педагогических работников для развивающихся стран;
3) создание образовательных центров в развивающихся стран;
4) привлечение высококвалифицированных мигрантов из развивающихся стран.
Реализация проектов «Единый опорный университет региона», «Университет 4.0» в 2020-2035 гг. позволит сделать опережающее образование миссией Кузбасса.
Применение опережающих образовательных технологий и цифровизация (информатизация) системы образования и занятости неизбежно приведут: 1) к трансформации рабочих мест, образа жизни и качества труда; 2) роботизации занятости и вытеснению человека из сферы труда (для нейтрализации проблемы необходимо развивать сферу услуг и непрерывное опережающее образование); 3) изменениям в системе управления трудовым процессом на предприятиях и регулированию рынка труда [10, с. 93-111]. Данные процессы характеризуют постиндустриальное общество, которое представляет собой «„общество знаний в двояком смысле: во-первых, источником инноваций во все большей степени становятся исследования и разработки, во-вторых, прогресс общества, измеряемый возрастающей долей ВВП и возрастающей частью рабочей силы, все более однозначно определяется успехами в области знаний» [2]. Проекты «Единый опорный университет региона» и сетевого международного университета 4.0 разработаны группой ученых и практиков под руководством члена-кор-ресспондента РАН, доктора технических наук, профессора, ректора КемГУ А. Ю. Просекова.
Проект «Трансформация общего и дополнительного образования» в рамках создания региональной системы непрерывного опережающего образования.
Никакие усилия по созданию новых систем опережающего образования не приведут к ожидаемому результату, если не будет обеспечено качество общего образования. «Университет 4.0» может подготовить высококвалифицированных специалистов только
на базе школьных знаний, но преодолеть барьер незнания, низкой мотивации к познанию, неумение учиться высшая школа не может.
Трансформация общего и дополнительного образования на основе приведения стандартов образования международным требованиям, достоверности оценки (мониторинга) качества образования, эффективности духовно-нравственного воспитания, научных исследований в области образования, эффективности систем управления образования может стать корректирующей мерой для обеспечения качества образования.
Стремление сделать ставку на одиночные «элитные» образовательные организации и профильную подготовку в 7-9-х классах, профильное обучение в 10-11-х классах противоречит опыту стран-лидеров мирового образования (Сингапур, Южная Корея, Япония, Тайвань, Финляндия и др.), которые руководствуются следующими правилами: 1) необходимо обеспечить условия, при которых каждый без исключения получил бы качественное образование; 2) важнейшая ступень качественной подготовки школьников - 6-летняя начальная школа (особое внимание уделяется качеству воспитания и обучения в начальной школе, так как она определяет будущие образовательные достижения школьников).
Задачи проекта:
- интеграция общего и дополнительного образования в НОЦ-Кузбасс;
- создание новой системы дополнительного образования и уникальных образовательных продуктов (детские технопарки «Кванториум», региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Сириус. Кузбасс», центры дополнительного образования при организациях высшего и среднего профессионального, общего образования, центры цифрового и гуманитарного профилей «Точки роста»);
- цифровизация общего и дополнительного образования (центры цифрового и гуманитарного профилей «Точки роста», кванториумы, «Сириус.Кузбасс», федеральный проект «Цифровая образовательная среда», «Цифровая педагогика», движение WorldSkills Russia);
- развитие технического творчества и формирование инженерного мышления, развитие виртуальной реальности как образовательного инструмента (центры цифрового и гуманитарного профилей «Точки роста», кванториумы, «Сириус.Кузбасс», центры дополнительного образования при организациях высшего и среднего профессионального, общего образования, движение WorldSkills Russia);
- развитие в системе дополнительного профессионального образования: корпоративного образования, самообразования, онлайн-образования;
- поддержка программ трансформации школьного пространства с расширением специализированных зон для углубленного изучения различных сфер знаний и приобретения навыков;
- поддержка создания и развития образовательных экосистем (развитие самоорганизующихся ответственных сообществ; рост доступности усложняющихся знаний).
- разработка новых образовательных продуктов, сфокусированных на результатах мировых прикладных и фундаментальных исследований (биотехнология, энергетика, информационно-коммуникационные технологии, анализ и управление AI, Big Data (большие данные), Machine Learning (машинное обучение), нано-технологии и «зеленая энергетика», возобновляемые источники энергии).
Проект «Кузбасский гуманитарно-педагогический институт» и социально-педагогический кластер. Опыт стран-лидеров образования показывает, что при разработке образовательных стратегий необходимо базироваться на следующих принципах: 1) надо, чтобы учителями становились подходящие для этого люди; 2) надо дать им подготовку, которая бы позволила повысить эффективность преподавательской работы. Обеспечение высоких результатов школьного образования тесно связано с достижением высокого качества профессиональной деятельности учителей:
- высокий социальный и правовой статус профессии педагога;
- система отбора абитуриентов для подготовки в педагогические вузы;
- качество подготовки студентов;
- система отбора кандидатов на должность учителя;
- эффективные и разнообразные системы повышения квалификации педагогов;
- оценивание качества и повышение качества педагогической деятельности;
- система поддержки и стимулирования труда педагогов.
При разработке образовательной Стратегии нельзя забывать, что качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей/преподавателей. Некачественные отбор и подготовка студентов, неправильное кадровое решение приводит к 40 годам плохого преподавания, что сведет к нулю все усилия по созданию в Кузбассе центра
опережающего образования и научно-образовательного центра мирового уровня.
Механизмы решения проблем:
- цифровизация образовательного процесса («Цифровая педагогика»);
- привлечение молодых специалистов в образовательные организации региона. Создание системы мотивации педагогов (программа «Учитель Кузбасса»);
- создание единой региональной системы непрерывного профессионального образования педагогов (абитуриент - студент - учитель - учитель будущего) с учетом поручений по реализации Послания Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию 2019 г. [18];
- предусмотреть для студентов, осваивающих образовательные программы высшего образования, возможность выбора направления подготовки с третьего года обучения;
- в целях сохранения доступности очного высшего образования обеспечить с 1 сентября 2021 г. увеличение общего объема контрольных цифр приема на обучение по программам бакалавриата и специа-литета преимущественно в образовательных организациях высшего образования, расположенных в тех субъектах Российской Федерации, которые испытывают потребность в специалистах, имеющих высшее образование, предусмотрев развитие инфраструктуры организаций.
Ядром единой региональной системы непрерывного профессионального образования педагогов должен стать Кузбасский гуманитарно-педагогический институт (КузГПИ) и созданный социально-педагогический кластер в рамках НОЦ-Кузбасс (КемГУ, Новокузнецкий институт - филиал КемГУ, педагогические колледжи (гг. Кемерово, Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Мариинск, Киселевск, Белово), педагогические классы, «Университетский педагогический лицей», институты дополнительного профессионального образования, муниципальные методические службы, региональный центры профориентации и развития наставничества [15; 19].
Данный проект соотносится с мероприятиями Национального проекта «Образование» (подпро-екта «Учитель будущего») и направлен на удовлетворение потребностей образовательных организаций Кузбасса в педагогических кадрах, способных обеспечить рост человеческого потенциала для развития инновационной экономики региона.
Цель опережающего образования - развитие личности, направленной на формирование новых профессиональных и личностных качеств, которые позволят
человеку жить и успешно работать в условиях неопределенности, быстрых изменений внешней среды.
Развитие стратегического лидерства. Достижение амбициозной цели сделать Кузбасс лидером по темпам экономического роста и уровню жизни людей в России невозможно без превращения региона в центр стратегического лидерства.
Если разработку Стратегии социально-экономической стратегии Кузбасса до 2035 года могла выполнить команда привлеченных специалистов-стратегов, то ее реализация невозможна без решения задачи обеспечения функционирования системы стратегического управления, отвечающей за разработку и долгосрочную реализацию стратегии. Успешность реализации стратегии обеспечивает не только высшее руководство, но и менеджеры направлений, групп. Пробелы в подготовке и отборе стратегов могут привести к неверной интерпретации идей главного стратега.
Первым шагом по развитию стратегического лидерства в Кузбассе стало открытие в 2020 г. кафедры стратегии регионального и отраслевого развития на базе Кемеровского государственного университета. В рамках проектов по формированию опережающего образования планируется создание Института прогнозирования и стратегических исследований в коллаборации с крупнейшими корпорациями. Центры (департаменты, отделы) стратегирова-ния должны стать частью организационной структуры всех уровней государственной власти и муниципалитетов, бизнес-структур. Теории стратегии и методологию стратегирования необходимо внести в программы подготовки государственных и муниципальных служащих, экономистов и других, а также сделать неотъемлемой составляющей обучения в корпоративных университетах.
В Кузбассе будут открыты на базе ведущих образовательных учреждений школы юных стратегов. Ежегодно станет проходить международный конкурс на лучшие стратегические инициативы, что позволит привлечь в Кузбасс стратегических лидеров, повысит интерес к региону и даст возможность реализовать лучшие работы на практике.
Кузбасс должен стать одним из ведущих российских научно-образовательных центров, занимающихся развитием теории стратегии и методологии стратегирования, разработкой новых образовательных продуктов и подготовкой стратегов, предлагающий экспорт образования и информационно-консалтинговых услуг на российский и международный рынок. Руководителем проектов и про-
грамм, направленных на развитие Кузбасса как центра стратегического лидерства является иностранный член РАН, доктор экономических наук, профессор В. Л. Квинт, автор теории стратегии и методологии стратегирования.
Заключение
Высокие достижения в образовании определяются не объемами государственного финансирования, а наличием Стратегии развития образования и созданием образовательной модели региона и страны, работающей на достижение стратегических целей, с учетом уровня достижений, истории, культуры, политики, структуры системы образования и управления государством.
Проблемы системы образования Кузбасса во многом являются общими с большинством регионов РФ: невозможность обеспечить единый уровень качества общего образования; старение, дефицит и невысокий квалификационный уровень педагогических кадров; «образовательная миграция»; недостаток квалифицированных руководителей. Но усиленные проблемами ресурсного региона с кризисными моногородами и неудовлетворительной экологической ситуацией, низким уровнем жизни (по оценкам молодежи) они создают непреодолимое для развития человеческого потенциала препятствие, что ставит под сомнение и будущее самого Кузбасса. Попытки решения проблем в рамках существующих реалий могут только снизить их остроту, но не позволят выйти на уровень опережающего развития и даже достичь временной стабилизации. Только определение стратегических приоритетов, а затем разработка Стратегии развития образования, совмещающей «стратегию улучшения» действующей системы для развития поддерживающего образования и науки, чтобы обеспечить текущие потребности социально-экономической жизни региона и «стратегию новых горизонтов» для создания с нуля системы новых лидеров образования, новых направлений подготовки и компетенций для экспорта на федеральный и глобальный рынки образования, что позволит обеспечить опережающее развитие образования и сделать его основой развития региона.
На основе анализа исторического опыта, современного состояния системы образования Кузбасса, ее сравнения с мировым опытом и моделями опережающего образования определены следующие стратегические приоритеты развития системы образования Кузбасса как основополагающего фактора в наращивании человеческого потенциала и созда-
нии региона экономики знаний: создание и развитие НОЦ-Кузбасс; превращение Кузбасса в российский центр развития наставничества, профориентация и цифрового развития; развитие опережающего образования на протяжении всей жизни (проекты: Единый опорный университет региона, Сетевой международный университет 4.0; Трансформация общего и дополнительного образования; Кузбасский гуманитарно-педагогический институт и социально-педагогический кластер; создание центра олимпиадного движения; развитие движения студенческих отрядов; разработка новых профилей «зеленых профессий»); превращение региона в центр стратегического лидерства.
Материалы по выработке стратегических приоритетов системы образования использованы группой ведущих ученых и практиков под руководством иностранного члена РАН, доктора экономических наук, профессора В. Л. Квинта при разработке Стратегии развития Кузбасса.
Литература
1. Анализ состояния и перспектив развития системы образования Кузбасса (2019) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Кузбасса. URL: Ь|Нр://образование42.рф/ documents/1380/.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
3. Бюджетное послание губернатора Кузбасса С. Е. Цивилева. Кемерово, 2019.
4. Высоцкая В. С. Роль образования в системе инновационного развития человеческого потенциала России [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы бизнес-образования : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 2010. URL: https://www.sbmt.bsu.by/Data_RUS/ContBlocks/01108/ Vysockaja.pdf.
5. Совещание по развитию системы среднего профобразования (Екатеринбург, 6 марта 2018 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56992.
6. Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее [Электронный ресурс] : доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2010 г. М., 2010. 152 с. URL: https://mgimo.ru/files2/p29/173529/d5c2136c6ed703356 48cbcafce101379.pdf.
7. Докторович А. Б. Парадигма социоинновационного развития: человеческий потенциал и интеллектуальный капитал социально-экономических изменений // Пространство и Время. 2015. № 1. С. 84-85.
8. Елкин С. Е., Калинина Н. М., Баянова Л. И. Особенности развития человеческого потенциала в условиях формирования современной системы образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6450.
9. Иванов О. И. Человеческий потенциал (формирование, развитие, использование). СПб., 2013.
10. Кашепов А. В. Взаимосвязи экономики и демографии. М., 2019. С. 93-111.
11. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово, 2020.
12. Квинт В. Л. Стратегирование в современном мире. СПб., 2014.
13. Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. М., 2012.
14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).
15. Концепция «Опережающая подготовка педагогических кадров в образовательной экосистеме региона». Кемерово, 2019.
16. Кузбасское образование. Время быть первыми. Кемерово, 2019.
17. Овчинников В. А., Кочергин Д. Г Система начального и среднего профессионального образования Кузбасса в постсоветский период. Кемерово, 2019. С. 63-64.
18. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/59898.
19. Программа деятельности Научно-образовательного центра мирового уровня «Кузбасс». Кемерово, 2019.
20. Просеков А. Ю. Проектирование региональных систем высшего образования на примере Кемеровской области - Кузбасса. Кемерово, 2020.
21. Сен А. Об этике и экономике. М., 1996.
22. Сен А. Развитие как свобода. М., 2004.
23. Система образования региона России: комплексный анализ. М., 2019.
24. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода. М., 1999.
25. Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерение : сб. науч. работ. М., 1999.
26. Человеческий потенциал как критический ресурс России. М., 2007.
27. Increasing digital channel use among digitally excluded Jobcentre Plus claimants [Electronic resource] : research report / D. Adam, V. Campbell-Hal, M. de Hoyos et al. London : DWP, 2011. 95 p. URL: http://research.dwp.gov.uk/asd/asd5/rports2011-2012/ rrep776.pdf.
28. Sen A. Development as Capability Expansion // Human Development and the International Development Strategy for the 1990s / eds K. Griffin, J. В. Knight. London : Macmillan, 1990.
29. Kvint V. Strategy for the Global Marke: Theory and Practical Applications. NY ; London : Routledge-Taylor & Francis, 2015.
30. The system of training workers and technicians for Kuzbass mining industry in the late 20th - early 21st century: challenges and prospects / V. Ovchinnikov, A. Abay, D. Kochergin et al. // e3s Web of Conferences : IlIrd International Innovative Mining Symposium. 2018: EDP Sciences. DOI: 10.1051/ e3sconf/20184104053.
References
1. Analiz sostoyaniya i perspektiv razvitiya sistemy obrazovaniya Kuzbassa (2019) [Analysis of the status and development prospects of the Kuzbass education system (2019)]. Ministry of Education and Science of Kuzbass. Available at: Ь^Л'образова-ние42.рф/documents/1380/. (In Russian).
2. Bell D. Gryadushchee postindustrial'noe obshchestvo [The upcoming post-industrial society]. Moscow, 1999. (In Russian).
3. Byudzhetnoe poslanie Gubernatora Kuzbassa S. E. Civileva [The budget message of the Governor of Kuzbass S. E. Tsivilev]. Kemerovo, 2019. (In Russian).
4. Vysotskaya V. S. Rol' obrazovaniya v sisteme innovacionnogo razvitiya chelovecheskogo potenciala Rossii [The role of education in the system of innovative development of human potential in Russia]. Actual problems of business education. Proceedings of the 9th International Scientific and Practical Conference. Minsk, 2010. Available at: https://www.sbmt.bsu.by/ Data_RUS/ContBlocks/01108/Vysockaja.pdf. (In Russian).
5. Soveshchanie po razvitiyu sistemy srednego profobrazovaniya (Ekaterinburg, 6 marta 2018 g.) [Meeting on the development
of secondary vocational education (Yekaterinburg, March 6, 2018)]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/56992. (In Russian).
6. Celi razvitiya tysyacheletiya v Rossii: vzglyad v budushchee [Millennium Development Goals in Russia: a look into the future]. Human Development Report in the Russian Federation 2010. Moscow, 2010, 152 p. Available at: https://mgimo.ru/ files2/p29/173529/d5c2136c6ed70335648cbcafce101379.pdf. (In Russian).
7. Doktorovich A. B. Paradigma socioinnovacionnogo razvitiya: chelovecheskijpotencial i intellektual'nyj kapital social'no-ekonomicheskih izmenenij[The paradigm of socio-innovative development: human potential and intellectual capital of social and economic changes]. Space and Time, 2015, no. 1, pp. 84-85. (In Russian).
8. Elkin S. E., Kalinina N. M., Bayanova L. I. Osobennosti razvitiya chelovecheskogo potenciala v usloviyah formirovaniya sovremennoj sistemy obrazovaniya [Features of the development of human potential in the context of the formation of a modern education system]. Modern Problems of Science and Education, 2012, no. 3. Available at: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=6450. (In Russian).
9. Ivanov O. I. Chelovecheskijpotencial (formirovanie, razvitie, ispol'zovanie) [Human potential (formation, development, use)]. St. Petersburg, 2013. (In Russian).
10. Kashepov A. V. Vzaimosvyazi ekonomiki i demografii [The relationship of economics and demography]. Moscow, 2019, pp. 93-111. (In Russian).
11. Kvint V. L. Koncepciya strategirovaniya [Strategy concept]. Kemerovo, 2020. (In Russian).
12. Kvint V. L. Strategirovanie v sovremennom mire [Strategy in the modern world]. St. Petersburg, 2014. (In Russian).
13. Kvint V. L. Strategicheskoe upravlenie i ekonomika na global'nom formiruyushchemsya rynk [Strategic Management and Economics in the Global Emerging Market]. Moscow, 2012.
14. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 g. (utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r) [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020 (approved by the order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 no. 1662-r)]. (In Russian).
15. Koncepciya «Operezhayushchaya podgotovka pedagogicheskih kadrov v obrazovatel'noj ekosisteme regiona» [The concept of «Advanced training of teachers in the educational ecosystem of the region»]. Kemerovo, 2019. (In Russian).
16. Kuzbasskoe obrazovanie. Vremya byt' pervymi [Kuzbass education. Time to be first]. Kemerovo, 2019. (In Russian).
17. Ovchinnikov V. A., Kochergin D. G. Sistema nachal'nogo i srednego professional'nogo obrazovaniya Kuzbassa v postsovetskij period [The system of primary and secondary vocational education in Kuzbass in the post-Soviet period]. Kemerovo, 2019, pp. 63-64. (In Russian).
18. Perechen' poruchenijpo realizacii Poslaniya Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu [List of instructions on the implementation of the Presidential Address to the Federal Assembly]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/59898. (In Russian).
19. Programma deyatel'nosti Nauchno-obrazovatel'nogo centra mirovogo urovnya «Kuzbass» [The program of activities of the Kuzbass World-Class Scientific and Educational Center]. Kemerovo, 2019. (In Russian).
20. Prosekov A. Yu. Proektirovanie regional'nyh sistem vysshego obrazovaniya na primere Kemerovskojoblasti-Kuzbassa [Designing regional systems of higher education on the example of the Kemerovo region-Kuzbass]. Kemerovo, 2020. (In Russian).
21. Sen A. Ob etike i ekonomike [About ethics and economics]. Moscow, 1996. (In Russian).
22. Sen A. Razvitie kak svoboda [Development as freedom]. Moscow, 2004. (In Russian).
23. Sistema obrazovaniya regiona Rossii: kompleksnyj analiz [The education system of the Russian region: a comprehensive analysis]. Moscow, 2019. (In Russian).
24. Chelovecheskij potencial: opyt kompleksnogo podhoda [Human potential: an integrated approach experience]. Moscow, 1999. (In Russian).
25. Chelovecheskijpotencial Rossii: intellektual'noe, social'noe, kul'turnoe izmerenie [The human potential of Russia: intellectual, social, cultural dimension]. Collection of scientific papers. Moscow, 1999. (In Russian).
26. Chelovecheskij potencial kak kriticheskij resurs Rossii [Human potential as a critical resource of Russia]. Moscow, 2007. (In Russian).
27. Adam D., Campbell-Hall V., de Hoyos M., Green A., Thomas A. Increasing digital channel use among digitally excluded Jobcentre Plus claimants. Research report. London, DWP, 2011, 95 p. Available: http://research.dwp.gov.uk/asd/asd5/ rports2011-2012/rrep776.pdf. (In English).
28. Sen A. Development as Capability Expansion. Human Development and the International Development Strategy for the 1990s. Eds K. Griffin, J. В. Knight. London, Macmillan, 1990. (In English).
29. Kvint V. Strategy for the Global Marke: Theory and Practical Applications. NY, London, Routledge-Taylor & Francis, 2015. (In English).
30. Ovchinnikov V., Abay A., Kochergin D., Blinov A., Logunov T. The system of training workers and technicians for Kuzbass mining industry in the late 20th - early 21st century: challenges and prospects. e3s Web of Conferences. IIIrd International Innovative Mining Symposium. 2018, EDP Sciences. DOI: 10.1051/ e3sconf/20184104053. (In English).
УДК/UDC 37.018.8 Е. Г. Хайлова
E. G. Khaylova
СЛОВО-ПОНЯТИЕ «ГАБИТУС» В ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ И ОПИСАНИИ ЛУЧШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК1
THE WORD-CONCEPT "HABITUS" IN THE VOCABULARY SISTEM AND ITS UNDERTANDING IN DETERMINING AND DESCRABING THE BEST EDUCATIONAL PRACTICES
Введение. Актуальным и значимым на данном этапе развития дошкольного образования является повышение квалификации / переподготовка в целях формирования кластера педагогических работников преддошкольного образования детей 1,5 до 3 лет. В педагогической деятельности воспитателей, работающих с детьми раннего возраста, выявлена потребность в обращении к лучшим педагогическим практикам. Для установления и описания лучших практик образования детей раннего возраста необходимо рассмотреть: связь теорий социологии и философии с педагогикой, в том числе для раннего возраста; вопросы заимствования социально-философ-
1 Статья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы по государственному заданию РАНХиГС 11.14. «Исследование механизмов, обеспечивающих реализацию прав детей от 1,5 до 3 лет на получение дошкольного образования».
The article was prepared in the framework of research work on the state task of the RANEPA 11.14. " Study of mechanisms that ensure the implementation of the rights of children from 1.5 to 3 years of age to receive preschool education.
ских понятий для уточнения темы научно-исследовательской работы в части выявления и описания лучших практик дошкольного образования детей от полутора до трех лет. Предмет исследования в данной статье - теории социологии, философии и психологии, которые разрабатывались в разные периоды истории развития науки.
Методология. Формирование компетентностного подхода в целях подготовки/ переподготовки опосредованно влияет на выбор двух важнейших направлений работы. Метод - анализ источников, содержащих социальные и философские понятия ряда основ-ныхтеорий и концепций.
Результаты. В статье раскрывается значение габитуса для всех сфер человеческой жизни. Данное понятие представляется необходимым для развития компетенций сотрудников образовательных организаций для детей грудного и раннего возраста.
Заключение. Итогом исследования по данному вопросу должна стать модель ознакомления с теори-