Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ УГЛЕДОБЫВАЮЩИХ РЕГИОНОВ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ МИРОВОГО УРОВНЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ УГЛЕДОБЫВАЮЩИХ РЕГИОНОВ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ МИРОВОГО УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / БОЛЬШИЕ ВЫЗОВЫ / КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / ГРАНТ / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CENTER / BIG CHALLENGES / COMPREHENSIVE SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRAM / GRANT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тяглов С.Г., Скворцова М.А.

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью поиска новых подходов для решения проблем снижения ущерба, накопленного в результате деятельности предприятий угледобывающей промышленности. Предложен институт научно-образовательного центра мирового уровня как интегратор природоохранных мероприятий угледобывающих регионов, способный сосредоточить интеллектуальный и производственный потенциал на реализации эколого-экономической политики в условиях снижения вреда от функционирования хозяйственных субъектов угледобывающей промышленности и согласующий инновационный компонент и пространственную организацию экономики регионов. В ходе исследования использованы методы институциональной экономики и региональных исследований, позволившие проанализировать предпосылки и цели создания научно-образовательных центров мирового уровня и сформировать основные направления их деятельности. В качестве эмпирического материала использованы информационно-аналитические сведения по научно-образовательному центру мирового уровня «Кузбасс», специализирующегося на научно-производственном обеспечении угледобывающей промышленности региона. На основе изучения и анализа деятельности научно-образовательного центра мирового уровня «Кузбасс» предложена схема адаптации имеющегося опыта в угледобывающих регионах России. В ходе проведенного исследования обоснована целесообразность формирования института научно-образовательных центров мирового уровня в угледобывающих регионах и других регионах с преобладающей моноспециализацией, требующих неотлагательных мер природоохранного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC POLICY OF COAL-MINING REGIONS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE FORMATION OF WORLD-CLASS SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CENTERS

The relevance of this research topic is due to the need to find new approaches to solve the problems of reducing the damage accumulated as a result of the activities of coal mining enterprises. The Institute of a world-class scientific and educational center is proposed as an integrator of environmental measures of coal-mining regions, able to focus intellectual and production potentials on the implementation of environmental and economic policy in terms of reducing harm from the functioning of economic entities of the coal-mining industry and coordinating the innovative component and spatial organization of the regional economy. The research used methods of institutional Economics and regional research that allowed us to analyze the prerequisites and goals of creating world-class scientific and educational centers and form the main directions of their activities. As an empirical material, we used information and analytical data on the world-class scientific and educational center "Kuzbass", which specializes in scientific and production support for the coal mining industry in the region. Based on the study and analysis of the activities of the world-class scientific and educational center "Kuzbass", a scheme for adapting the existing experience in the coal-mining regions of Russia is proposed. In the course of the research, the expediency of forming the Institute of world-class scientific and educational centers in coal-mining regions and other regions with a predominant mono-specialization requiring non-urgent environmental measures is proved.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ УГЛЕДОБЫВАЮЩИХ РЕГИОНОВ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ МИРОВОГО УРОВНЯ»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

направления их деятельности. В качестве

Тяглов С.Г.,

д.э.н., профессор кафедры экономики

региона, отраслей и предприятий,

РГЭУ (РИНХ)

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: tyaglov-sg@rambler.ru

Скворцова М.А.,

магистр направления

подготовки «Экономика»,

РГЭУ (РИНХ)

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: skvortsovamargarita1988@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ УГЛЕДОБЫВАЮЩИХ РЕГИОНОВ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ МИРОВОГО УРОВНЯ

JEL classification: L71, O31, P48

Аннотация

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью поиска новых подходов для решения проблем снижения ущерба, накопленного в результате деятельности предприятий угледобывающей промышленности. Предложен институт научно-образовательного центра мирового уровня как интегратор природоохранных мероприятий угледобывающих регионов, способный сосредоточить интеллектуальный и производственный потенциал на реализации эколого-эко-номической политики в условиях снижения вреда от функционирования хозяйственных субъектов угледобывающей промышленности и согласующий инновационный компонент и пространственную организацию экономики регионов.

В ходе исследования использованы методы институциональной экономики и региональных исследований, позволившие проанализировать предпосылки и цели создания научно-образовательных центров мирового уровня и сформировать основные

эмпирического материала использованы информационно-аналитические сведения по научно-образовательному центру мирового уровня «Кузбасс», специализирующегося на научно-производственном обеспечении угледобывающей промышленности региона.

На основе изучения и анализа деятельности научно-образовательного центра мирового уровня «Кузбасс» предложена схема адаптации имеющегося опыта в угледобывающих регионах России.

В ходе проведенного исследования обоснована целесообразность формирования института научно-образовательных центров мирового уровня в угледобывающих регионах и других регионах с преобладающей моноспециализацией, требующих неотлагательных мер природоохранного характера.

Ключевые слова: научно-образовательный центр, большие вызовы, комплексная научно-техническая программа, грант.

S.G. Tyaglov, M.A. Skvortsova

IMPROVING THE ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC POLICY OF COAL-MINING REGIONS

WITHIN THE FRAMEWORK OF THE FORMATION OF WORLD-CLASS SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CENTERS

The relevance of this research topic is due to the need to find new approaches to solve the problems of reducing the damage accumulated as a result of the activities of coal mining enterprises. The Institute of a world-class scientific and educational center is proposed as an integrator of environmental measures of coal-mining regions, able to focus intellectual and production potentials on the implementation of environmental and economic policy in terms of reducing harm from the functioning of economic entities of the coal-mining industry and coordinating the innovative component and spatial organization of the regional economy.

The research used methods of institutional Economics and regional research that

allowed us to analyze the prerequisites and goals of creating world-class scientific and educational centers andform the main directions of their activities. As an empirical material, we used information and analytical data on the world-class scientific and educational center Kuzbass"' which specializes in scientific and production support for the coal mining industry in the region.

Based on the study and analysis of the activities of the world-class scientific and educational center Kuzbass'' a scheme for adapting the existing experience in the coal-mining regions of Russia is proposed.

In the course of the research, the expediency of forming the Institute of world-class scientific and educational centers in coal-mining regions and other regions with a predominant mono-specialization requiring non-urgent environmental measures is proved.

Keywords: scientific and educational center, big challenges, comprehensive scientific and technical program, grant.

Введение

Достижение цели устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития государства невозможно без детально проработанной и эффективной пространственной организации экономики составляющих его регионов. При этом важная роль отводится организации согласованного взаимодействия органов государственной власти, субъектов экономической деятельности и институтов гражданского общества [1, с. 31-34]. Существенными ограничениями перспективного роста территорий являются: низкая степень инновационной активности промышленного сектора экономики, связанная с незначительностью применения высокотехнологичных видов производства в общем объеме промышленного производства; недостаточное количество либо отсутствие на территории субъекта РФ лидирующих кластеров инновационно-образовательного типа [2, с. 249-258]; ярко выраженное несоответствие квалификационно-профессионального состава рабочей силы долгосрочным приоритетам развития региона.

Вышеуказанные проблемы требуют пристального внимания со стороны государства прежде всего потому, что в настоящее время инновации являются ключевой силой экономического развития и повышения благосостояния населения [3, с. 45].

В рамках развития региональной экономики инновационные технологии выполняю ряд важнейших функций: стимулируют экономический рост территории, а также конкуренцию не только на внутренних, но и на международных рынках; способствуют увеличению прибыли предприятий, внедряющих инновационные технологии в производственный цикл, путем снижения производственных издержек, увеличения объема и повышения качества продукции; стимулируют создание дополнительных высокопроизводительных рабочих мест; способствуют улучшению экологической обстановки и снижению заболеваемости населения; обеспечивают повышение уровня жизни населения [4, с. 42].

Достижение указанных целей в рамках пространственной организации экономики регионов России возможно посредством реализации инновационного сценария развития регионов в форме создания эффективной и конкурентоспособной региональной системы, объединяющей учреждения научно-инновационного комплекса, ведущие образовательные организации высшего образования, а также представителей бизнес-сообщества.

Деятельность по добыче и переработке угля сопряжена с оказанием значительного негативного воздействия на социально-экономическую и экологическую обстановку территорий, прилегающих к угледобывающим предприятиям. В связи с этим применение инновационного сценария развития для данных регионов имеет приоритетное значение. Научно-образовательные центры мирового уровня (далее - НОЦ) являются новым институтом, созданным с целью повышения инновационной активности регионов. В связи с этим имеет смысл рассмотреть возможность его использования для решения задачи развития экономики угольных территорий.

Цель данной статьи заключается в проведении анализа института НОЦ с целью определения его применимости в сфере социально-экономического развития угольных территорий и снижения ущерба, причиненного угледобывающей промышленностью.

Материалы и методы

Информационной базой настоящей работы выступил научно-образовательный центр мирового уровня «Кузбасс», специализирующийся на проведении разработок в сфере угледобычи, а также ориентированный на изучение и внедрение методов снижения негативного воздействия угледобывающей отрасли на социально-экономическую и экологическую системы Кузбасса.

В ходе исследования также были проанализированы предпосылки и цели создания НОЦ в России, исследованы основные направления их деятельности, применимые для целей уменьшения ущерба, нанесенного угольной промышленностью:

- разработка систем экологического контроля;

- рационализация использования природных ресурсов;

- технологии биоремедиации нарушенных территорий.

Кроме этого, в статье описаны общие принципы и правила создания и управления НОЦ, рассмотрены способы финансирования их деятельности, а также ожидаемые результаты. На примере НОЦ «Кузбасс» рассмотрена возможность применения аналогичных подходов к решению проблем угольных территорий, расположенных в других регионах.

Для сбора информации и анализа НОЦ использовались данные из официальных источников правительства РФ, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, администрации Кемеровской области, правительства Ростовской области, интернет-порталов «Научно-образовательные центры мирового уровня» и «НОЦ Кузбасс».

Дальнейшая систематизация полученных данных осуществлялась с применением комплексных и системных методов

анализа, в ходе которого выявлены перспективные направления развития сети НОЦ в регионах, занимающихся угледобычей.

В связи с тем что институт НОЦ является относительно новым явлением (планы по созданию сети из 15 НОЦ впервые были обозначены в майском Указе Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года» [5, с. 124-127]), в научной литературе крайне мало публикаций на рассматриваемую тему. Вместе с тем при исследовании данного вопроса необходимо учитывать, что создание НОЦ является одной из задач федерального проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации» нацпроекта «Наука». В связи с этим для определения сущности института НОЦ представляется целесообразным обратиться к трудам, посвященным развитию кооперации научных и коммерческих субъектов. Вопросы эффективности взаимодействия научных учреждений и промышленных предприятий освещались в работах В.Н. Архангельского, С.Г. Тяглова, В.В. Медведева, А.Д. Саулина, Д.А. Домашенко и ряда других.

Результаты

В основу идеи создания сети НОЦ в России было положено в первую очередь достижение цели, направленной на решение прорывных прикладных научных задач в соответствии с приоритетами, отраженными в Стратегии научно-технологического развития России (далее - Стратегия НТР России), необходимыми для формирования цифровой и инновационной экономики нашей страны (так называемого ответа на большие вызовы), а также подготовки высококвалифицированных трудовых ресурсов, способных принимать участие в решении поставленных задач [6, с. 185-196].

Согласно положениям Стратегии НТР России, под большими вызовами понимается совокупность угроз, проблем и возможностей, остро нуждающихся в принятии государственный мер воздействия и регулирования, сложность и масштаб которых

не позволяют их решить, устранить или реализовать исключительно путем увеличения ресурсов.

С позиции научно-технологического развития России наиболее существенными большими вызовами являются:

1) исчерпание возможностей для роста экономики страны за счет экстенсивного использования полезных ископаемых на фоне все более широкого применения странами-лидерами передовых цифровых и новейших производственных технологий, ориентированных на применение возобновляемых ресурсов;

2) усиление антропогенного влияния на окружающую природную среду в объемах и масштабах, представляющих угрозу для стабильности региональных экосистем, а также для жизни и здоровья населения, проживающего на территории данных регионов;

3) усиление потребности государства в обеспечении безопасности экономики и независимости, повышении конкурентоспособности товаров и услуг российских производителей на международном рынке [7, с. 14].

Выстраивание государственной политики в области научно-технологического развития с учетом больших вызовов предопределило абсолютно новую роль для прикладной науки и передовых технологий в качестве ключевых инструментов решения большого количества важных национальных и глобальных задач. Кроме того, нужно учитывать, что для успешного развития инновационного потенциала России необходима координация федеральной и региональной политики, поскольку любой инновационный научно-технологический проект имеет региональную привязку [8, с. 59-64].

Концепция НОЦ призвана на региональном уровне обеспечить развитие кооперации между научным сообществом и бизнесом в соответствии с указанными приоритетами научно-технологического развития страны и обусловлена осознанной необходимостью обеспечения готовности страны и регионов к большим вызовам. По данным интернет-портала «Научно-образовательные центры мирового уровня» в настоящее время в России функционируют

следующие НОЦ [9]: научно-образовательный центр мирового уровня «Инновационные решения в агропромышленном комплексе» в Белгородской области; научно-образовательный центр мирового уровня «Техноплатформа-2035» в Нижегородской области, ориентированный на инновационные производства, передовые цифровые технологии, решение экологических проблем; межрегиональный Западно-Сибирский научно-образовательный центр мирового уровня, созданный по инициативе Тюменской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в целях обеспечения биологической безопасности данных территорий, а также цифровой трансформации нефтегазовой индустрии; пермский научно-образовательный центр мирового уровня «Рациональное недропользование», специализирующийся на решении производственных и экологических задач в секторах нефтеперерабатывающего комплекса, тяжелой металлургии, машиностроения и химической промышленности; научно-образовательный центр мирового уровня «Кузбасс», расположенный в Кемеровской области, занимающийся разработками в отрасли угледобывающей промышленности, включая снижение ущерба, нанесенного окружающей среде.

Помимо указанных НОЦ, в Ростовской области в 2019 году был сформирован Южный научно-образовательный центр мирового уровня «Цифровая трансформация агропромышленного и индустриального комплекса». В число участников данного НОЦ вошли около 30 промышленных предприятий южной России, 8 научных учреждений, а также 14 образовательных учреждений высшего профессионального образования. Управляющие органы НОЦ осуществляют свою деятельность на базе ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» [10]. Инициаторы проекта уже заявили о намерении получить грантовое финансирование за счет федеральных бюджетных средств в рамках национального проекта «Наука» [11].

Проанализировав вышеизложенное, можно заметить, что в качестве инициатора

создания НОЦ выступает высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий совместно с образовательной организацией (учреждением) высшего образования и (или) научной организацией (учреждением) разработку программы деятельности НОЦ и представляющий ее на конкурс в целях получения федерального гранта.

Необходимо отметить, что НОЦ не обладает статусом юридического лица, а представляет собой форму сотрудничества государственных институтов и представителей бизнес-сообщества в целях достижения общественно полезных целей в сфере науки и технологий и удовлетворения интересов частных инвесторов за счет коммерциализации результатов научных исследований и разработок на рынке. Такой подход к определению НОЦ указывает на некоторое сходство концепции НОЦ и института государственно-частного партнерства.

Согласно легальной дефиниции под государственно-частным партнерством, му-ниципально-частным партнерством (далее - ГЧП) понимается форма взаимодействия государственной (муниципальной) структуры (публичного партнера) с частным партнером, основанная на юридически значимом соглашении, заключенном в целях привлечения частных инвестиций для решения социально значимых задач и предусматривающем объединение усилий, а также финансовых или иных ресурсов, и разделении рисков между партнерами [12, с. 148-159].

В настоящее время механизм ГЧП активно применяется в области восстановления и сохранения природной среды, в том числе при реализации мероприятий по уменьшению накопленного ущерба. Так, Программой развития угольной промышленности России на период до 2035 года предусматриваются мероприятия по развитию на принципах ГЧП угольной генерации, в рамках которых планируется строительство современных теплоэлектроцентралей, районных электрических станций и тепловых электростанций; создание экологически чистых угольных конденсационных энергоблоков, парогазовых установок с

высоким коэффициентом полезного действия [13, с. 16-25]. Представляется, что наряду с ГЧП НОЦ также можно рассматривать в качестве перспективного правового и экономического института взаимодействия бизнеса и государства, применимого в ходе реализации программ по восстановлению экологических систем угледобывающих районов. В качестве примера можно привести НОЦ «Кузбасс», созданный в целях развития передовых технологий в области производства экологически чистой энергии.

В число организаций реального сектора экономики, включенных в НОЦ «Кузбасс», входят крупнейшие в России участники рынка угледобывающей промышленности - ООО «Евраз Холдинг» и АО «СУЭК-Кузбасс». АО «СУЭК-Кузбасс» входит в топ-10 мировых производителей и экспортеров угля: производственные активы компании расположены в 7 регионах страны и включают 15 угольных разрезов, 12 угольных шахт, 9 обогатительных фабрик, 3 порта, в которых АО «СУЭК-Кузбасс» является одним из основных акционеров, научно-исследовательский институт [14]. ООО «Евраз Холдинг» также является одной из самых крупных на международном рынке вертикально интегрированных горнодобывающих и металлургических фирм, в ее состав входят ОАО «ОУК «Южкузбассуголь», ПАО «Распадская» и ряд других предприятий, специализирующихся на добыче и переработке угля [15].

Для достижения целей, поставленных перед НОЦ «Кузбасс», определены следующие задачи: формирование стратегии по опережающему развитию и переходу экономики региона на новый технологический уклад, разработка мировой повестки научных разработок и исследований по приоритетным направлениям деятельности НОЦ с учетом больших вызовов, а также развитие сети научных организаций, организаций научно-технической, инновационной

направленности; реализация комплекса научно-технических программ и проектов, предусматривающих полный инновационный цикл; формирование эффективного ме-

ханизма управления синхронизацией процессов инноваций, исследований, производства и выхода на рынок; сотрудничество ведущих российских и иностранных производственных и научно-исследовательских центров в целях ускорения обмена передовыми научными достижениями.

В число проектов НОЦ «Кузбасс» входит комплексная научно-техническая программа «Чистый уголь - зеленый Кузбасс» (далее - КНТП), целью которой является создание комплекса технологий, обеспечивающих повышение эффективности добычи и переработки угля при одновременном сохранении и повышении уровня промышленной безопасности и экологии, позволяющих снизить риски возникновения профессиональных заболеваний, а также обеспечивающих формирование высокоэффективной системы управления процессами инноваций, исследований, производства и выхода на рынки на основе кооперации научных учреждений и бизнеса, тесной взаимосвязи и коллаборации программ, проектов и мероприятий НОЦ [16].

КНТП предусмотрено три этапа реализации включенных в нее проектов. Первый этап заключается в проведении комплекса исследовательских работ в течение 2020-2021 гг. В рамках второго этапа (20212022 гг.) запланированы разработка и реализация в пилотном режиме технологий и продуктов, созданных в соответствии с поставленными в программе задачами. На заключительном этапе реализации КНТП (2022-2023 гг.) предполагается коммерциализация и промышленное тиражирование технологий и созданных продуктов для завершения полного инновационного цикла. Всего в КНТП включено 29 проектов, из которых 13 - в сфере угледобычи и внедрения высоких технологий, 8 - в сфере глубокой переработки угля, 8 - в сфере экологии и здоровьесбережения населения.

Задачей первого блока проектов является увеличение объемов добычи угля, внедрение передовых высоких технологий, программных продуктов и иных товаров российского производства в процессы добычи твердых энергоносителей, создание

«безлюдных» технологий угледобычи, инновационное решение проблем транспортировки, а также экологических проблем.

В рамках данного блока проектов планируется разработать технологии для эффективной отработки трудноизвлекаемых запасов пластовых угольных и россыпных месторождений подземным способом роботизированными модулями. Проекты предполагают реализацию следующих мероприятий:

- разработку комплексной технологии дегазации угольных пластов и получения сжиженного шахтного метана на горных отводах действующих угледобывающих предприятий;

- разработку технологической схемы автономного горно-энергетического комплекса по производству тепловой и электрической энергии на базе подземной газификации угля;

- создание автоматизированной системы пневмогидроорошения для борьбы с пылью, ингибирования взрывов пылеметановоздушной смеси на основе технологии автоматической локализации и гашения взрыва;

- разработка каталитических теплогенераторов для экологически чистого сжигания шахтного метана и создания систем автономного теплоснабжения.

Кроме этого, в целях перехода к передовым цифровым технологиям в сфере угледобычи планируется осуществить разработку соответствующих цифровых платформ и систем.

Как отмечалось выше, второй блок проектов КНТП посвящен решению комплексной задачи глубокой переработки угля и промышленных отходов и включает разработку и создание технологий производства товарных сжиженных газов, а также сорбентов из высокозольных и низкокалорийных углей Кузбасса и отходов углеобогащения. Кроме этого, запланированы:

- создание комплексной технологии переработки угля с получением нового вида сырья для производства углеводородных волокон;

- создание комплексной технологии переработки отходов угледобычи и углепереработки с выделением редких и редкоземельных элементов;

- разработка и создание каталитических теплофикационных установок для сжигания низкосортных углей и отходов Кузбасса;

- разработка и создание технологии угольной когенерации с утилизацией продуктов сгорания и повторным использованием углекислого газа в качестве рабочего тела и возможностью коммерциализации получаемых отходов.

Третий блок проектов КНТП направлен на решение экологических проблем и задач, включая вопросы снижения уровня профессиональной заболеваемости и улучшения состояния здоровья населения, проживающего на территории региона Кузбасс, непосредственно не занятого в угольной отрасли.

Согласно информации Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области (в настоящее время Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса) площадь нарушенных земель в регионе в 10 раз превышает средний показатель по стране. По данным доклада о развитии человеческого потенциала, состояние здоровья населения в городах Кузбасса также оценивается как неблагополучное, что обусловлено воздействием негативных производственных факторов.

Рассматриваемый блок проектов КНТП предполагает достижение следующих результатов в экологической сфер:

- разработку и внедрение инновационной технологии очистки сточных вод на предприятиях, осуществляющих угледобычу открытым способом;

- разработку технологии выращивания и промышленное производство саженцев растений с закрытой корневой системой для рекультивации техногенно нарушенных территорий и создание лаборатории для их культивирования;

- проведение удаленного мониторинга онкозаболеваний и разработку программно-аппаратного комплекса для проведения комплексной терапии местнораспро-страненных форм злокачественных опухолей;

- разработку персонифицированной программы профилактики болезней системы кровообращения в крупных промышленных регионах.

Предполагаемый объем финансирования проектов, включенных в КНТП, составляет 16 млрд рублей, из них: 3,5 млрд рублей бюджетных средств, 12,5 млрд рублей за счет средств индустриальных партнеров. Достижение результатов данных проектов позволит к 2025 г. в четыре раза увеличить валовый объем продаж инновационной продукции и технологий КНТП, а также обеспечит создание 1192 дополнительных высокотехнологичных рабочих мест.

Таким образом, НОЦ можно рассматривать в качестве эффективного инструмента, позволяющего достичь цели снижения ущерба, накопленного угледобывающей промышленностью. В связи с этим представляется необходимым детально рассмотреть особенности формирования и финансирования НОЦ.

НОЦ представляет собой сетевую структуру с определенной системой управления. Общее руководство деятельностью НОЦ и определение программы его деятельности осуществляются наблюдательным советом - коллегиальным совещательным органом, в состав которого включаются представители федеральных и региональных органов власти, научных и образовательных организаций высшего образования, хозяйствующих субъектов, специализация которых соответствует направлениям деятельности НОЦ.

Наблюдательный совет НОЦ выполняет следующие функции:

- утверждение программы деятельности НОЦ (далее - программа НОЦ), в случае необходимости внесение в нее изменений по согласованию с Советом научно-образовательных центров мирового уровня (далее - Совет НОЦ);

- проведение мониторинга реализации программы НОЦ;

- утверждение положения об управляющем совете НОЦ и его состава, определение порядка формирования, задач и функций других консультационных и совещательных органов НОЦ, а также осуществление иных функций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управляющий совет НОЦ непосредственно занимается вопросами текущего руководства и координации его деятельности, в том числе путем:

1) утверждения документов в части реализации программы НОЦ и обеспечения ее соблюдения всеми участниками НОЦ;

2) координации деятельности участников НОЦ по использованию его инфраструктуры, включая содействие в:

- организации научно-технической, научной и инновационной деятельности;

- предоставлении участникам работ и услуг, необходимых для осуществления деятельности, соответствующей специализации НОЦ;

- государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности, созданных участниками в ходе реализации программы НОЦ.

Государственная поддержка НОЦ осуществляется путем предоставления грантов в форме субсидий за счет федеральных бюджетных средств в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2019 года № 537. Поскольку НОЦ не обладает статусом юридического лица, грантовая поддержка оказывается его участнику, определенному программой НОЦ. Средства гранта могут использоваться на оплату труда сотрудников-участников и вознаграждения лиц, привлекаемых участниками к реализации программы НОЦ на основании гражданско-правовых договоров; приобретение сырья, материалов, оборудования, комплектующих, программных продуктов, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных программой НОЦ; оплату транспортных и командировочных расходов; оплату патентных сервисов, включая

патентные стратегии, патентный поиск, патентную защиту и продвижение патентов; развитие инфраструктуры НОЦ и ряд других образовательных целей.

Гранты выплачиваются получателям в соответствии с актом Правительства РФ, принятым по итогам рассмотрения Советом НОЦ результатов реализации программ НОЦ, выбранных по результатам проведенного конкурса [17, с. 497-501]. По официальным данным Правительства Российской Федерации на поддержку НОЦ в 2020 году будет направлено более 721 млн рублей. Гранты в размере 144,2 млн рублей для каждого получателя будут предоставлены: Белгородскому национальному исследовательскому университету, Пермскому федеральному исследовательскому центру Уральского отделения РАН, Тюменскому государственному университету, Кемеровскому государственному университету, а также Управляющей компании НОЦ из Нижегородской области [18].

Заключение

На основании изложенного можно прийти к следующим выводам: НОЦ представляет собой интеграцию образовательных организаций высшего образования и ведущих научных учреждений с предприятиями реального сектора экономики в целях обеспечения научных исследований и разработок, получения новых конкурентоспособных технологий продуктов и их последующей коммерциализации на рынке, подготовки кадров в целях решения глобальных научно-технических задач в интересах развития технологий и отраслей науки по приоритетным направлениям научно-технологического развития России. Концепция НОЦ охватывает полный инновационный цикл, включающий фундаментальные, поисковые и прикладные исследования, производство высокотехнологичной продукции. Таким образом, внедрение института НОЦ обеспечит возможность расширения сферы применения частного капитала для решения социально-экономических проблем и задач по сохранению естественного состояния экосистем и ликвидации ущерба, накопленного промышленностью, осо-

бенно актуальных на территориях регионов, специализирующихся на добыче и переработке угля.

Основные положения проведенного исследования могут лечь в основу дальнейших теоретических разработок. Кроме того, результаты анализа можно использовать на практике для совершенствования экономической политики государства, направленной на улучшение социально-экономической и экологической ситуации в территориях, занятых в угледобыче, совершенствования деятельности предприятий угледобывающей отрасли.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Буркин Т. А. Научно-производственная кооперация как фактор экономической безопасности // Актуальные аспекты развития современной науки Сборник научных статей Международной научной конференции. Редколлегия: С.И. Ашмарина, А.В. Павлова [и др.]. 2019.

2. Саулин А.Д. Инновационные научно-технические центры как форма инновационного территориального кластера // Управление инновационными и инвестиционными процессами и изменениями в условиях цифровой экономики Сборник научных трудов по итогам II международной научно-практической конференции. Под ред. Г.А. Краюхина, Г. Л. Багиева. 2019.

3. Тяглов С.Г., Воловик В.М. Управление инновационным развитием корпоративных структур в рамках программ ресурсосбережения и повышения энергоэффективности // Terraeconomicus - Т. 9. - № 2. - 2011.

4. Чиркова В.М. Сотрудничество науки и бизнеса в инновационной сфере // Иннов: электронный научный журнал.

2018. № 6 (39).

5. Медведев ВВ., Поспехов Д.В., Аляева Ю.В. Роль государственных научных центров Российской Федерации в реализации национального проекта «Наука» // Известия Института инженерной физики.

2019. № 4 (54).

6. Фиофанова О.А. Система профессиональных квалификаций в сфере науки // Экономика науки. 2019. Т. 5. № 3.

7. Домашенко Д.А., Чихачев А.Д. Научно-производственная кооперация как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия // Постулат. 2018. № 6 (32).

8. Кузнецов Н.Г., Тяглов С.Г., Пономарева М.А., Родионова Н.Д. Роль наилучших доступных технологий в развитии инновационного потенциала региона // Экономика и управление: теория и практика. 2020. Т. 6. № 3.

9. Научно-образовательные центры мирового уровня [Электронный ресурс]. URL: Ы^://ноц.рф/сеП;еге (дата обращения 28.06.2020).

10. Южный НОЦ создан в Ростове-на-Дону для инновационного комплекса [Электронный ресурс]. URL: https:// futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/826663 (дата обращения 28.06.2020).

11. В Ростовской области будет создан Южный научно-образовательный центр мирового уровня [Электронный ресурс]. URL: https:// donland.ru/news/5819/ (дата обращения 28.06.2020).

12. Чахкиев Г.Г. Особенности развития государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства в Российской Федерации // Современные корпоративные стратегии и технологии в России сборник научных статей. Москва, 2017.

13. Рожков А.А., Соловенко И.С., Коркина Т.А., Лощилова М.А. Инженерно-технический состав угольной отрасли России: ретроспектива, современное состояние, прогноз // Уголь. 2020. № 4 (1129).

14. СУЭК [Электронный ресурс]. URL: https://suek.ru/about-us/overview/ (дата обращения 28.06.2020).

15. ЕВРАЗ [Электронный ресурс]. URL: https ://evraz. com/ru/about/ structure/ (дата обращения 28.06.2020).

16. НОЦ КУЗБАСС [Электронный ресурс]. URL: https://ноц42.рф/kntp (дата обращения 28.06.2020).

17. Шкарупета Е.В. Научно-образовательные центры мирового уровня: этапы реализации // Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития. Сборник научных статей Межрегиональной научно-практической конференции. 2019.

18. Утвержден список получателей грантов среди научно-образовательных центров [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/39940/ (дата обращения 28.06.2020).

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Scientific and industrial cooperation as a factor of economic security / T.A. Burkin. In the collection: Actual aspects of the development of modern science Collection of scientific articles of the International scientific conference. Editorial Board: S. I. ashmarina, A.V. Pavlova [et al.]. 2019.

2. Innovative scientific and technical centers as a form of innovative territorial cluster / A.D. Saulin. In the collection: Management of innovation and investment processes and changes in the digital economy Collection of scientific papers on the results of the II international scientific and practical conference. Ed. by G. A. Krayukhin, G. L. Bagiev. 2019.

3. Management of innovative development of corporate structures within the framework of resource saving and energy efficiency programs / S.G. Tyaglov, V.M. Volovik // Ter-raeconomicus-Volume 9, No. 2, 2011.

4. Cooperation of science and business in the innovation sphere / V. M. Chirkova. Innov: electronic scientific journal. 2018. № 6 (39).

5. The role of scientific centers of the Russian Federation in implementing the national project "Science" / V. V. Medvedev, D. V. Po-spekhov, Y. V. Aleeva. Proceedings of the Institute of engineering physics. 2019. № 4 (54).

6. System of professional qualifications in the field of science / O. A. Feofanova. Economics of science. 2019. Vol. 5. No. 3.

7. Research and production cooperation as a tool for improving the competitiveness of the enterprise / D.A. Domashenko, A.D. Chikhachev. Postulate. 2018. № 6 (32).

8. The role of the best available technologies in the development of innovative potential of the region / N.G. Kuznetsov, S.G. Tyaglov, M.A. Ponomareva, N.D. Rodi-onova / Economics and management: theory and practice. 2020. Vol. 6. № 3.

9. Scientific-educational centers of the world level [Electronic resource]. URL: https://Ho^p$/centers (accessed 28.06.2020).

10. Southern REC was created in Rostov-on-don for the innovation complex [Electronic resource]. URL: http://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/826663 (accessed 28.06.2020).

11. The southern scientific and educational center of the world level will be created in the Rostov region [Electronic resource]. URL: http:// donland.ru/news/5819/ (accessed 28.06.2020).

12. Features of development of public-private partnership and municipal-private partnership in the Russian Federation / G.G. Chakhkiev. In the collection: Modern corporate strategies and technologies in Russia collection of scientific articles. Moscow, 2017.

13. Engineering and technical composition of the coal industry in Russia: a retrospective, current state, forecast / A.A. Rozhkov, I.S. Solovenko, T.A. Korkina, M.A. Loschilova. Coal. 2020. № 4 (1129).

14. SUEK [Electronic resource]. URL: https://suek.ru/about-us/overview/ (accessed 28.06.2020).

15. EVRAZ [Electronic resource]. URL : http://evraz .com/ru/about/ structure/ (accessed 28.06.2020).

16. REC KUZBASS [Electronic resource]. URL: https://H0^2.p$/kntp (accessed 28.06.2020).

17. Scientific-educational centers of the world level: the stages of implementation / E.V. Scarpeta. In the collection: Digital economy: problems and prospects of development. Collection of scientific articles of the Interregional scientific and practical conference. 2019.

18. Approved list of grant recipients among research and educational centers [Electronic resource]. URL: http://government.ru/news/39940/ (accessed 28.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.