нансы : материалы II Междунар. науч. конф. — Пермь, 2012. — С. 135-137. — Режим доступа : https://moluch.ru.
Bibliographic list
1. Kegan, R., Laskow Lahey, L. How the way we talk can change the way we work. — JohnWiley&Sons, 2001.
2. Keegan, R., Lahey, L. Rejection of change. How to overcome resistance to change and unlock the potential of organization. — М., 2017.
3. Hannan, M. T., Freeman, J. Structural inertia and organizational change // American Sociological Review. — 1984. — № 49 (2). — Р. 149-164.
4. Nurmatov, J. A. Involvement of staff in implementation of organizational changes [Electronic resource] // Problems and prospects of Economics and manage-
ment : materials of V International. Scient. conf. — SPb., 2016. — P. 120-122. — Mode of access : https://moluch.ru.
5. Definition of TQM (Total Quality Management) [Electronic resource]. — Mode of access : https://helpiks.org.
6. GOST R ISO 9004-2010. Management for achieving sustainable success of organization. The quality management approach is an introduction.
7. GOST R 52380.1-2005. Guide to Economics of quality. Part 1. Process Cost Model.
8. Merkushova, N. I., Gafforova, E. B. Principle of TQM «involvement of personnel» in quality management and modern management systems [Electronic resource] // Economics, management, finance : materials of II International scient. conf. — Perm, 2012. — P. 135-137. — Mode of access : https://moluch.ru.
С. Г. Тяглов, М. А. Скворцова
РОЛЬ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена возрастающей ролью проектного управления при реализации государственной политики как в сфере социально-экономического развития страны в целом, так и в сфере развития системы профессионального образования. В статье предложено рассмотреть в качестве профессионально ориентированных образовательных кластеров институты, создаваемые в ходе реализации национальных проектов «Образование» и «Наука»: центры опережающей профессиональной подготовки, мастерские, оснащенные современной материально-технической базой, и научно-образовательные центры мирового уровня.
В ходе исследования, представленного в статье, использованы методы институциональной экономики и региональных исследований, позволившие проанализировать роль проектного управления при формировании и функционировании профессионально ориентированных образовательных кластеров и определить основные направления их деятельности.
На основе изучения и анализа деятельности центров опережающей профессиональной подготовки, мастерских, оснащенных современной материально-технической базой, и научно-образовательных центров мирового уровня предложена схема развития профессионально ориентированных образовательных кластеров во всех регионах России.
Ключевые слова
Центр опережающей профессиональной подготовки, мастерская, научно-образовательный центр.
S. G. Tyaglov, M. A. Skvortsova
ROLE OF PROJECT MANAGEMENT IN FORMATION OF PROFESSIONALLY-ORIENTED EDUCATIONAL CLUSTERS
Annotation
Relevance of article is due to the increasing role of project management in implementation of state policy both in the field of socio-economic development of country as a whole, and in development of professional education system. This article proposes to consider as professionally-oriented educational clusters the institutions created during the implementation of national projects «Education» and «Science»: centers of advanced professional training, workshops equipped with modern material and technical facilities, and world-class scientific and educational centers.
Research uses the methods of institutional economics and regional research, which allowed us to analyze the role of project management in formation and functioning of professionally-oriented educational clusters, and determine the main directions of their activities.
Based on the study and analysis of activities of advanced training centers, workshops equipped with modern material and technical facilities, and world-class scientific and educational centers, a scheme for development of professionally-oriented educational clusters in all regions of Russia is proposed.
Keywords
Advanced training center, workshop, scientific and educational center.
Введение
Более двадцати лет управление развитием профессионального образования осуществлялось на основе программно-целевого подхода. Данный механизм обеспечивает согласованность действий всей системы органов власти как на федеральном, так и на региональном уровнях и предусматривает обязательный мониторинг и контроль реализации государственных программы с использованием научно-методического, нормативно-
правового и финансового обеспечения.
Несмотря на очевидные достоинства, программно-целевой подход показал свою недостаточную эффективность при решении задач по повышению степени инновационной активности промышленного сектора экономики, формированию в регионах лидирующих кластеров инновационно-образовательного типа [2, с. 249-258], приведению квалификационно-профессионального состава рабочей силы в соответствие с долгосрочными приоритетами развития региона.
В целях достижения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития государства и решения вышеизложенных и иных не менее важных стратегических задач в нашей стране разрабатываются и реализуются национальные проекты, представляющие собой комплекс взаимоувязанных основных мероприятий, позволяющий добиться уникальных результатов в условиях ограниченности времени и ресурсов.
Материалы и методы
Информационной базой статьи выступил федеральный проект «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование» и национальный проект «Наука» в части мероприятий, направленных на создание экономических институтов, имеющих признаки профессионально ориентированных образовательных кластеров.
В ходе исследования, представленного в статье, проведен анализ организационно-правовых форм создания образовательных кластеров, изучены
механизмы и формы взаимодействия участников отношений, использующих инфраструктуру кластеров, создаваемых в соответствии с национальными целями и стратегическими задачами России.
В исследовании проведена оценка влияния проектного управления в сфере образования на развитие межрегиональных связей и повышение конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке труда, а также влияния опережающей профессиональной подготовки на инновационный потенциал российской экономики.
Для сбора информации и анализа использовались данные из официальных источников Президента РФ, Правительства РФ, Минобрнауки России, Мин-просвещения России, Росстата, Союза «Молодые профессионалы (Ворлд-скиллс Россия)» — официального оператора международного некоммерческого движения World Skills International.
В статье исследованы вопросы подготовки кадров для региональной экономики, методы внедрения информационных платформ в целях повышения эффективности системы опережающей подготовки кадров, роль наилучших доступных технологий в развитии инновационного потенциала региона, отраженные в работах А. А. Захарова, О. Е. Астафьева, С. Г. Тяглова, Н. Г. Кузнецова, И. Ю. Малкова, Е. П. Корнеева и др.
Результаты
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» разработан и утвержден паспорт национального проекта «Образование», включающий федеральный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)». В рамках реализации нацпроекта запланировано открытие до 2024 г. в каждом регионе не менее одно-
го центра опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) (всего 100 ЦОПП), а также оснащение современным оборудованием не менее пяти тысяч мастерских в колледжах.
ЦОПП представляет собой организацию (или ее структурное подразделение), осуществляющую координацию развития и использования региональных ресурсов в целях профессионального образования граждан по востребованным на рынке труда профессиям, а также новым компетенциям в соответствии с лучшими мировыми стандартами [1, с. 31-35].
ЦОПП может быть образован как в форме самостоятельного юридического лица, так и без образования юридического лица на базе уже существующей образовательной организации. ЦОПП играет роль интегратора профессиональных образовательных организаций и обеспечивает им возможность совместного использования в ходе организации образовательного процесса современного оборудования и технологий. Кроме того, ЦОПП обеспечивает сетевое взаимодействие с аналогичными центрами в других субъектах РФ по широкому кругу вопросов.
Комплекс образовательных ресурсов ЦОПП включает материально-технические, кадровые, образовательно-методические и информационно-коммуникационные ресурсы. Ключевым требованием, предъявляемым ко всем видам указанных ресурсов, является их соответствие высоким современным стандартам, включая международные стандарты «Ворлдскиллс» [2, с. 19-26].
Базы данных вышеперечисленных видов ресурсов размещаются и постоянно актуализируются на специальной цифровой платформе, являющейся ключевым и обязательным атрибутом ЦОПП, поскольку она обеспечивает возможность многостороннего взаимодействия участников образовательных отношений, включая участников, расположенных в других регионах России.
При формировании указанных баз данных ЦОПП получает доступ к аналогичным базам данных других регионов страны, а также к разнообразным федеральным и региональным цифровым платформам и сервисам, создавая тем самым уникальный цифровой профессионально ориентированный образовательный кластер [3, с. 162-180].
Основные задачи ЦОПП заключаются в содействии формированию крупных педагогических и экспертных сообществ, занимающихся развитием новых и актуальных компетенций, и организации совместного использования материально-технической базы в процессе реализации образовательных программ [4, с. 32-36], что обусловливает формирование на базе ЦОПП уже не виртуального, а материального центра кластерного типа.
Перечни компетенций и направлений подготовки разрабатываются с учетом так называемых «точек роста» субъекта РФ, включая инвестиционные контракты и проекты, реализуемые на территориях опережающего социально-экономического развития, особых экономических зон, промышленных кластеров и технопарков, научно-образовательных центров мирового уровня, а также иных аналогичных институтов [5, с. 59-64].
Значительную роль при определении новых и перспективных направлений деятельности играют общемировые и всероссийские тенденции и требования к профессиональным навыкам и компетенциям, связанные с цифровой трансформацией и глобализацией экономического пространства. Так, ЦОПП призваны уделять серьезное внимание образовательным программам по так называемым «компетенциям будущего», отвечающим запросам цифровой экономики. Данные программы должны быть предназначены для формирования новых компетенций в области информационно-коммуникационных технологий и цифрового развития, а также трансформации
существующих направлений подготовки с учетом цифровизации сфер профессиональной деятельности [6, с. 21-29].
Финансирование обеспечения деятельности ЦОПП может быть реализовано двумя способами.
Первый механизм предусматривает предоставление Минпросвещения России на конкурсной основе межбюджетного трансферта бюджету субъекта РФ на создание не более одного ЦОПП в регионе с обязательным софинансиро-ванием за счет средств регионального бюджета и допускает софинансирование из внебюджетных источников.
Второй механизм применяется для создания ЦОПП в инициативном порядке и предполагает финансирование за счет внебюджетных источников, в том числе через механизм государственно-частного партнерства как с привлечением средств регионального бюджета, так и без такового.
Федеральным проектом «Молодые профессионалы» планируется к концу 2024 г. создать 100 ЦОПП во всех субъектах Российской Федерации за счет субсидий федерального бюджета, а также в инициативном порядке, то есть за счет средств субъектов Российской Федерации и привлеченных внебюджетных источников. В 2020 г. на эти цели федеральным бюджетом предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 731,79 млн руб.
Еще одним важным проектом в области регионального развития является предоставление субсидии колледжам на обновление материально-технической базы (открытие до 2024 г. пяти тысяч мастерских) [7].
В соответствии с данными федерального статистического наблюдения, в Российской Федерации в 732 профессиональных образовательных организациях отсутствуют машины и оборудование не старше 5 лет, что составляет 19,4 % всех ПОО и их филиалов [8]. В целом по Российской Федерации процент учебно-производственных мастер-
ских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций, в общем количестве учебно-производственных мастерских образовательной организации составляет 21,55 % [9, с. 10-12].
В отличие от ЦОПП мастерская не создается в форме самостоятельного юридического лица, а всегда формируется на базе образовательной организации, осуществляющей деятельность по образовательным программам СПО, в виде структурного подразделения, оснащенного современной материально-технической базой в соответствии с передовыми технологиями и современными стандартами, в том числе стандартами «Ворлдскиллс» [7].
Следует отметить, что действующее нормативно-правовое регулирование не запрещает совместное использование материально-технической базы несколькими образовательными организациями. Важным условием для организации эффективного сетевого взаимодействия является фиксация в договорах и соглашениях о порядке использования мастерских отношений между участниками сети и требований к образовательным программам. Так, например, может быть применен модульный подход, предусмотрены интерактивность, конвертация результата и оценки образовательных достижений. Во-первых, мастерская может быть использована педагогическими сотрудниками и обучающимися в ходе реализации образовательного процесса, проведения процедур промежуточной и итоговой аттестации и другими лицами, привлекаемыми к реализации образовательных программ в сетевой форме. Во-вторых, законодательно не запрещено использование мастерских иными физическими и юридическими лицами, включая не только иные образовательные организации, но и производственные предприятия, организации, коммерческие структуры и т. д. [7].
В данной ситуации возможно два способа финансирования:
1) посредством прямого возмещения расходов по использованию материально-технической базы в соответствии с положениями гражданского законодательства (актуально для пользователей коммерческих организаций и физических лиц);
2) через процедуру перерасчета учредителем нормативных затрат в рамках формирования государственного задания и выделения в качестве отдельной услуги использования материально-технической базы образовательной организации для других организаций (применимо при реализации образовательных программ в сетевой форме, в случае если образовательные организации относятся к бюджетным и автономным учреждениям).
Обращаясь к вопросу реализации финансирования данного мероприятия, следует сказать о том, что мастерские могут создаваться как за счет средств бюджетов субъектов РФ, так и за счет средств федерального бюджета. Мастерские также могут быть созданы образовательными учреждениями самостоятельно за счет имеющихся собственных (привлеченных внебюджетных) средств, при этом возможно привлечение средств бюджета субъекта РФ, а также федеральной финансовой поддержки.
В 2020 г. победителями - получателями грантов на создание мастерских признано 160 организаций из семидесяти субъектов Российской Федерации, общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета составил 4,39 млрд руб. [10].
Еще одним национальным проектом, предусматривающим мероприятия по созданию профессионально ориентированных образовательных кластеров, является национальный проект «Наука», включенный в государственную программу РФ «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
В рамках проекта предусматривается открытие пятнадцати научно-образовательных центров мирового уровня (далее — НОЦ). НОЦ создается путем объединения ресурсов образовательных организаций высшего образования и ведущих научных учреждений с коммерческими предприятиями и охватывает весь производственный цикл: начиная с научных исследований и разработок и заканчивая производством высокотехнологичной продукции.
В основу идеи создания сети НОЦ в России было положено, в первую очередь, достижение цели, направленной на решение прорывных прикладных научных задач в соответствии с приоритетами, отраженными в Стратегии научно-технологического развития России (далее — Стратегия НТР России), необходимыми для формирования цифровой и инновационной экономики нашей страны (так называемого ответа на «большие вызовы»), а также подготовки высококвалифицированных трудовых ресурсов, способных принимать участие в решении поставленных задач [11, с. 185-196].
Выстраивание государственной политики в области научно-технологического развития с учетом «больших вызовов» предопределило абсолютно новую роль для прикладной науки и передовых технологий в качестве ключевых инструментов решения большого количества важных национальных и глобальных задач. Кроме того, нужно учитывать, что для успешного развития инновационного потенциала России необходима координация федеральной и региональной политики, поскольку любой инновационный научно-технологический проект имеет региональную привязку [12, с. 59-64].
Концепция НОЦ призвана на региональном уровне обеспечить развитие кооперации между научным сообществом и бизнесом в соответствии с указанными приоритетами научно-технологического развития страны и
обусловлена осознанной необходимостью обеспечения готовности страны и регионов к большим вызовам.
Государственная поддержка НОЦ осуществляется путем предоставления грантов в форме субсидий за счет федеральных бюджетных средств в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.04.2019 № 537. Гранты выплачиваются получателям в соответствии с актом Правительства РФ, принятым по итогам рассмотрения Советом НОЦ результатов реализации программ НОЦ, выбранных по результатам проведенного конкурса [13, с. 497-501]. По официальным данным Правительства Российской Федерации на поддержку НОЦ в 2020 г. будет направлено более 721 млн руб.
Выводы
Проектное управление в сфере создания профессионально ориентированных образовательных кластеров осуществляется через реализацию мероприятий, предусмотренных приоритетными национальными проектами «Образование» и «Наука». Данные мероприятия обеспечивают устойчивое развитие системы профессионального образования, как высшего, так и среднего, начиная с мер государственной поддержки подготовки квалифицированных кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, отвечающих современным требованиям экономики в условиях глобализации, заканчивая повсеместным применением новых высоких стандартов к образовательному процессу, способствующих инновационному развитию экономики.
Результатом проектного управления является модернизация на паритетных началах государственных и региональных органов управления образованием с участием работодателей материально-технической базы образовательных организаций, включая мастерские, создание ресурсных центров, межрегиональных центров компетенций, специ-
ализированных центров компетенций, научно-образовательных центров мирового уровня.
Основные положения исследования, представленного в статье, могут лечь в основу дальнейших теоретических разработок. Результаты анализа можно использовать на практике для совершенствования федеральной и региональной политики, направленной на улучшение социально-экономической ситуации во всех регионах страны.
Библиографический список
1. Станулевич, О. Е. Центр опережающей профессиональной подготовки — оператор формирования программ подготовки кадров для региональной экономики // Профессиональное образование. Столица. — 2019. — № 5. — С. 31-35.
2. Усынин, М. В. Профессиональное образование: проблемы опережающего развития, подготовка бакалавров для индустрии гостеприимства внедрением международных стандартов Worldskills // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2019. — № 2 (44). — Т. 11. — С. 19-26.
3. Захарова, А. А., Гребенюк, Я. В., Захаров, Л. Ю. Специфика и технология создания информационного обеспечения системы опережающей подготовки кадров моногородов — территорий опережающего развития // Информатизация образования и науки. — 2020. — № 2 (46). — С. 162-180.
4. Астафьева, О. Е. Анализ необходимости перехода на систему опережающей подготовки кадров для инновационного развития экономики // Вестник университета. — 2019. — № 7. — С. 32-36.
5. Кузнецов, Н. Г., Тяглов, С. Г., Пономарева, М. А., Родионова, Н. Д. Роль наилучших доступных технологий в развитии инновационного потенциала региона // Экономика и управление: теория и практика. — 2020. — № 3. — Т. 6.
6. Корнеев, Е. П., Лысенко, В. Г., Малкова, И. Ю. [и др.]. Опережающая профессиональная подготовка специалистов для инновационного социально-экономического развития регионов // Профильная школа. — 2019. — № 2. — Т. 7. — С. 21-29.
7. Актуальные вопросы развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://council.gov.ru.
8. Сведения о функционировании системы среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://opendata.edu.gov.ru.
9. Женалимова, С. Значимость обеспечения материально-технической базой образовательных учреждений // Социосфера. — 2020. — № 26. — С.10-12.
10. Банк документов Минпросве-щения России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru.
11. Фиофанова, О. А. Система профессиональных квалификаций в сфере науки // Экономика науки. — 2019. — № 3. — Т. 5.
12. Кузнецов, Н. Г., Тяглов, С. Г., Пономарёва, М. А., Родионова, Н. Д. Роль наилучших доступных технологий в развитии инновационного потенциала региона // Экономика и управление: теория и практика. — 2020. — № 3. — Т. 6.
13. Шкарупета, Е. В. Научно-образовательные центры мирового уровня: этапы реализации // Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития : сб. науч. статей межрег. науч.-практ. конф., 2019.
Bibliographic list
1. Stanulevich, O. E. Center for advanced professional training-operator of formation of training programs for regional economy // Professional education. Capital. — 2019. — № 5. — Р. 31-35.
2. Usynin, M. V. Professional education: problems of advanced development, preparation of bachelors for hospitality industry by implementing international standards Worldskills // Modern higher school: innovative aspect. — 2019. — № 2 (44). — Vol. 11. — P. 19-26.
3. Zakharova, A. A., Grebenyuk, Ya. V., Zakharov, L. Yu. Specifics and technology of creating information support for system of advanced training of single-industry towns-territories of advanced development // Informatization of education and science. — 2020. — № 2 (46). — P.162-180.
4. Astafieva, O. E. Analysis of the need to switch to a system of advanced training for innovative development of economy // Bulletin of University. — 2019. — № 7. — P. 32-36.
5. Kuznetsov, N. G., Tyaglov, S. G., Ponomariova, M. A., Rodionova, N. D. Role of the best available technologies in development of innovative potential of region // Economics and management: theory and practice. — 2020. — № 3. — Vol. 6.
6. Korneev, E. P., Lysenko, V. G., Malkova, I. Yu. [and oth.]. Advanced professional training of specialists for innovative socio-economic development of regions // Profile school. — 2019. — № 2. — Vol. 7. — P. 21-29.
7. Current issues of development of system of secondary vocational education in Russian Federation [Electronic resource]. — Mode of access: http:// council.gov.ru.
8. Information about the functioning of system of secondary vocational education [Electronic resource]. — Mode of access: https://opendata.edu.gov.ru/opendata.
9. Zhenalimova, S. Significance of providing the material and technical base of educational institutions // Socio-sphere. — 2020. — № 26. — P. 10-12.
10. Bank of documents of Ministry of Education of RF [Electronic resource]. — Mode of access: https://docs.edu.gov.ru.
11. Feofanova, O. A. System of professional qualifications in the field of science // Economics of science. — 2019. — № 3. — Vol. 5.
12. Kuznetsov, N. G., Tyaglov, S. G., Ponomareva, M. A., Rodionova, N. D. Role of the best available technologies in development of innovative potential of region // Economics and management: theory and practice. — 2020. — № 3. — Vol. 6.
13. Scarpeta, E. KScientific-educational centers of the world level: stages of implementation // Digital economy: problems and prospects of development : scientific articles of Interregional scient.-pract. conf., 2019.
Н. Р. Хачатурян
КОММЕРЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА КАК ИНСТРУМЕНТ РАСШИРЕНИЯ СПЕКТРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ
Аннотация
Цель статьи — осветить особенности коммерческой разведки в маркетинговой деятельности региональных вузов как инструмента расширения спектра образовательных услуг и повышения имиджа перед конкурентами путем разработки нового бенчмаркинг-конструкта. Изучение конкурентной среды вуза позволяет выделить приоритеты в его позиционировании и разработать эффективную стратегию продвижения на рынке образовательных услуг в конкретном регионе.
Ключевые слова
Коммерческая разведка, образовательные услуги, бенчмаркинговый конструкт.