Научная статья на тему 'О разработке нормативов штатной численности подразделений по оперативному управлению силами и средствами органов внутренних дел'

О разработке нормативов штатной численности подразделений по оперативному управлению силами и средствами органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1119
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВЫ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ / STANDARDS FOR STUFF NUMBERS / МЕТОДИКА РАСЧЕТА ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / КОЭФФИЦИЕНТЫ / COEFFICIENTS / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ РАБОТ / LIST OF WORK TYPE / ВРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ / TIME EXPENDITURES / METHODS OF STUFF NUMBERS ESTIMATE / OPERATIVE CONTROL UNITS / EMERGENCY SITUATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Снеговой А. В., Щукин В. М.

В статье рассмотрены особенности разработки нормативов численности подразделений по оперативному управлению силами и средствами органов внутренних дел. В частности, проанализированы проблемы подготовки методики расчета штатной численности, содержание правовых актов, регламентирующих деятельность указанных подразделений, а также охарактеризованы основные подходы к разработке рассматриваемой методике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Снеговой А. В., Щукин В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Working Out of Standards for Stuff Numbers of the Units Responsible for Operational Control of Forces and Facilities of Internal Affairs Agencies

The paper considers the features related to the working out of Standards for Stuff Numbers of the Units Responsible for Operational Control of Forces and Facilities of Internal Affairs Agencies. In particular the paper examines the issues related to the working out of the methods for stuff numbers estimate, normative legal acts regulating the activity above mentioned units as well as describes the main approaches to the discussed methods.

Текст научной работы на тему «О разработке нормативов штатной численности подразделений по оперативному управлению силами и средствами органов внутренних дел»

S н и о X

л

<

и н к

:'5

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X О О

м

<

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

66

А.В. СНЕГОВОЙ,

заместитель начальника кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,

кандидат юридических наук, доцент

В.М. ЩУКИН,

доцент кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,

кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

О разработке нормативов штатной численности подразделений по оперативному управлению силами и средствами органов внутренних дел

В статье рассмотрены особенности разработки нормативов численности подразделений по оперативному управялению силами и средствами органов внутренних дел. В частности, проанализированы проблемы подготовки методики расчета штатной численности, содержание правовых актов, регламентирующих деятельность указанных подразделений, а также охарактеризованы основные подходы к разработке рассматриваемой методики.

Нормативы штатной численности, методика расчета штатной численности сотрудников, подразделения оперативного управления, коэффициенты, чрезвычайные обстоятельства, перечень видов работ, временные затраты.

С момента вступления в силу Федерального закона РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [1] и издания ряда указов Президента России была реорганизована вертикаль управления. Структурное построение системы МВД России приводится в соответствие с требованиями общества и концепцией административной реформы, проводимой в стране.

Продолжается реорганизация структуры центрального аппарата МВД России и непосредственно подчиненных ему подразделений: так, отдельные подразделения, выполняющие оперативно-разыскные и управленческие функции, включены в его состав, часть их преобразована в территориальные органы МВД России на межрегиональном уровне или государственные учреждения. Совершенствуется система деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по обеспечению правопорядка [2]. Осуществляется работа по повышению эффективности деятельности федеральных государственных органов и оптимизации численности федеральных государствен-

ных гражданских служащих и работников этих органов [З].

В последние годы к приоритетным направлениям деятельности системы МВД России отнесено совершенствование готовности сил и средств территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, в условиях резкого осложнения оперативной обстановки.

Основными подразделениями, участвующими в организации и обеспечении готовности МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, являются подразделения по оперативному управлению — управления, отделы, отделения, группы МВД России на федеральном, региональном и районном уровне.

В целях повышения эффективности деятельности органов и подразделений МВД России уделяется серьезное внимание уточнению задач и функций, обоснованию штатной численности территориальных органов. Например, в соответствии с распоряжениями МВД России от 15 июня 2011 г. № 1/4814 «О разработке нормативов численности» [5] и от 27 сентября 2011 г. № 1/8238 «О разработке нормативов численности по основным направлениям деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [6] Академия управления МВД России совместно с Оперативным управлением МВД России и ВНИИ МВД России принимает активное участие в процессе научного определения нормативов численности подразделений по оперативному управлению силами и средствами органов внутренних дел.

Указанные подразделения были созданы сравнительно недавно, и ранее расчеты нормирования труда для них не осуществлялись. Это и обусловило сложность и многоаспектность задачи, поставленной при проведении исследования.

Имеющиеся методики расчета нормативов численности подразделений по основным направлениям деятельности органов внутренних

дел, как и существующие методики расчета производственно необходимых затрат рабочего времени, используемые в иных сферах деятельности, не позволяют учесть специфику работы рассматриваемых подразделений и требуют значительной корректировки. С целью оптимизации и рационализации их деятельности, а также подготовки научно обоснованной методики определения штатной численности необходимо изучить прежде всего действующие нормативные правовые акты, определяющие функции, полномочия и организационное построение.

Проведенный анализ правовой базы и структуры подразделений по оперативному управлению свидетельствует об имеющемся организационно-штатном несоответствии на федеральном и региональном уровне, что может повлиять и на определение нормативов численности. Так, Оперативное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации обеспечивает и осуществляет в пределах своей компетенции следующие функции:

— выработка и реализация государственной политики;

— нормативное правовое регулирование организации обеспечения управления силами и средствами органов внутренних дел, а также организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России в чрезвычайных ситуациях (чрезвычайных обстоятельствах);

— сбор информации об оперативной обстановке в субъектах Российской Федерации;

— организация межведомственного взаимодействия по вопросам обеспечения правопорядка в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах [4].

В числе основных задач Оперативного управления МВД России — организация и осуществление текущего и перспективного планирования, организация и координация действий органов, организаций и подразделений системы МВД России в рамках участия в деятельности Национального антитеррористического комитета, Федерального оперативного штаба, антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации.

В территориальных органах МВД России на региональном уровне действуют оперативные управления (отделы, отделения), отвечающие за планирование и подготовку сил и средств к работе при чрезвычайных обстоятельствах (в ходе мероприятий по борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции на различных объектах и др.). Они находятся в структуре полиции органов внутренних дел.

В то же время отделения (группы) обеспечения участия территориальных органов МВД России в деятельности антитеррористических комиссий и оперативных штабов по субъектам РФ входят в структуру штабов территориальных органов внутренних дел регионального уровня.

Это позволяет сделать вывод, что, исходя из задач и функций, которые выполняют подразделения по оперативному управлению в сфере противодействия терроризму, целесообразно отделения (группы) обеспечения участия территориальных органов МВД России в деятельности антитеррористических комиссий и оперативных штабов по субъектам РФ перевести в структуру полиции. Данное обстоятельство необходимо учесть и при разработке нормативов численности подразделений по оперативному управлению силами и средствами органов внутренних дел на региональном уровне.

Для расчета штатной численности и учета реализации функций рассматриваемых подразделений необходимо определить перечень видов работ, а также расчет временных затрат на их выполнение. Это обеспечит необходимое научное и практическое обоснование для выведения нормативов численности подразделений оперативного управления с учетом того, что они являются, прежде всего, субъектами обеспечения готовности территориальных органов МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.

Разработанный перечень видов работ, осуществляемых указанными подразделениями, включает в себя следующие направления:

— организация и осуществление оперативного планирования действий сил и средств территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах и их участие в контртеррористических операциях;

— совершенствование деятельности территориальных органов и подразделений МВД России при чрезвычайных обстоятельствах, обеспечение необходимой степени их оперативно-служебной и служебно-боевой готовности;

— организация и обеспечение в рамках своей компетенции взаимодействия территориальных органов и подразделений МВД России с другими правоохранительными органами, органами исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам обеспечения готовности к действиям при чрезвычайных обстоятельствах;

— организация и обеспечение подготовки органов управления и подразделений территориального органа МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах;

— организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных органов и подразделений МВД России при чрезвы-

S н и о X

л

<

и н к

:|5

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

67

S н и о X

л

<

и н к

:'5

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X О О

м

<

а

С

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

68

чайных обстоятельствах и их участие в контртеррористических операциях;

— обеспечение проведения комплекса организационно-практических мероприятий территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах, а также — при осложнении обстановки, в частности, в условиях совершения или угрозы совершения террористического акта;

— организационно-методическое обеспечение и контроль за деятельностью дежурных частей территориальных органов МВД России, выступающих в роли органов оперативного управления;

— совершенствование деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России. Для определения данных по расчету затрат

времени на выполнение видов работ подразделениями оперативного управления территориальных органов МВД России проведен опрос экспертов и использовалась эмпирическая формула:

Т = К х Т + К2 х Т )/К,

ож х э1 тах э2 тт' / э'

где Тож - ожидаемое время для выполнения какого-либо вида работы; Кэ1 — количество экспертов, указавших минимальное время; Кэ2 — количество экспертов, указавших максимальное время; Т - максимальное время вы-

тах

полнения подвида работы; Тт.п - минимальное время выполнения подвида работы; Кэ - суммарное количество задействованных экспертов.

Для расчета среднего временного норматива штатной численности (Чср) сотрудников подразделений по оперативному управлению, исходя из анализа имеющихся методик расчета нормативов штатной численности, определена формула:

Ч = Т / (Ф - Вб - В ) х К,

ср о' х н сб от н

где То - общие трудозатраты на объем работы в часах, определяемые суммированием нормированных, ненормированных и внеплановых работ; Фн - нормативный фонд рабочего времени одного сотрудника за год; В6 - время, затрачиваемое на служебно-боевую подготовку в течение года одним сотрудником; Вот - время, затрачиваемое на организационно-техническое обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности в течение года одним сотрудником; Кн - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы сотрудников, регламентируемые трудовым законодательством и законодательством о службе в органах внутренних дел [7].

Расчеты, проведенные с применением указанной формулы и с учетом обработки экспертных листов, позволили определить Ч сотрудников подразделений оперативного управления силами и средствами органов внутренних дел (без учета региональных коэффициентов) как равный 12,6 единиц (на 4,5 тыс. населения субъекта России).

Для расчета временных нормативов штатной численности сотрудников указанных подразделений на региональном уровне была разработана и апробирована следующая формула:

Ч = Ч х К

ш ср на

х К х К ,

чо рег>

где Чс = 12,6 единиц (на 4,5 тыс. населения субъекта Р Ф); К - поправочный коэффициент, учитывающий специфику деятельности сотрудников подразделений оперативного управления с учетом количества населения, проживающего на территории соответствующего субъекта РФ.

При средней численности населения субъекта РФ и 4,5 тыс. человек К = 1.

' нас

При количестве населения в субъекте РФ более чем 500 тыс. человек от средней численности К пошагово увеличивается на 0,1, умно-

нас ' '

жается на Чср и на произведение остальных поправочных коэффициентов.

При количестве населения в субъекте РФ менее чем 500 тыс. человек от средней численности, К пошагово уменьшается на 0,1, умножается на

нас

Ч и на остальные поправочные коэффициенты.

Кчо - поправочный коэффициент, учитывающий специфику служебной деятельности и особенности оперативной обстановки в субъекте РФ. Он заключается в вероятном выполнении сотрудниками дополнительных мероприятий при чрезвычайных обстоятельствах.

Определение величины указанного коэффициента проводилось с учетом измерения временных затрат на выполнение комплекса организационно-практических мероприятий рассматриваемыми подразделениями при чрезвычайных обстоятельствах, а также — при осложнении обстановки, в частности, в условиях совершения или угрозы совершения террористического акта.

За основу брался средний показатель участия территориальных органов МВД России в действиях при чрезвычайных обстоятельствах, рассчитываемый по сведениям за два предыдущих года (табл. 1).

Таблица 1

Количество фактов участия сотрудников подразделений оперативного управления при ЧО и ЧС (за два предыдущих года) Величина К чо

0-1 1

2-4 1,1

5-7 1,2

8-10 1,3

11-13 1,4

14-16 1,5

17-19 1,6

Более 19 1,7

Крег - региональный коэффициент, который учитывает специфику региона, особенности организации оперативного управления, выполнение работ, не включенных в основной перечень видов работ с расчетом временных затрат на их выполнение в течение года. При апробации методики определения временных нормативов чис-

ленности подразделении оперативного управления территориальных органов в МВД России были собраны предложения по расчету Крг.

Результаты проведенной апробации показали, что при расчете Крег необходимо принимать во внимание следующие факторы:

— дополнительные виды работ, не включенные в общий перечень и являющиеся специфическими для отдельных подразделений оперативного управления (организация межведомственного взаимодействия по вопросам обеспечения правопорядка в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах и др.);

— наличие пограничной территории.

Анализ предложений экспертов по разработке регионального коэффициента позволил сформулировать основные подходы к его определению. Так, в основе расчета Крег может быть использована следующая формула:

К = К х К— объект,

рег гр '

где Кгр — наличие государственной границы РФ, проходящей по территории обслуживания территориального органа МВД России на региональном уровне. При протяженности государственной границы РФ до 500 км — Кгр = 1, при увеличении протяженности государственной границы РФ на каждые 500 км Кгр увеличивается на 0,1 (например, протяженность государственной границы России в субъекте равна 1000 км, соответственно, К = 1,1).

гр

К—объект — коэффициент, учитывающий количество управлений (отделов) МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, а также на особо важных и режимных объектах, дислоцированных на территории субъекта Российской Федерации.

Величина К—объекта зависит от количества управлений (отделов) МВД России по закры-

Список литературы

1. О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. // Рос. газ. 2011. 8 февр.

2. О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка: Указ Президента РФ от 11 декабря 2010 г. № 1535 // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6656.

3. Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов: Указ Президента РФ от 31 декабря 2010 г. № 1657 // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 195.

4. Об утверждении положения об Оперативном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 682.

тым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах на территории субъекта РФ (табл. 2).

Таблица 2

Количество управлений (отделов) МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах Величина К—объект

0 1

1 1,1

2 1,2

3 1,3

4 1,4

Более 4 1,5

Согласно отзывам экспертов, принявших участие в апробации, предложенная Академией и Оперативным управлением МВД России методика определения временных нормативов численности и расчета временных затрат на выполнение перечня работ, осуществляемых подразделениями оперативного управления территориальных органов МВД России, является научно обоснованной, и в целом соответствуют предъявляемым практикой требованиям. В настоящее время осуществляется ее доработка с учетом предложений участников апробации.

Определение и обоснование методики расчета нормативов численности подразделений оперативного управления территориальных органов МВД России и затрат времени на выполнение перечня работ указанными подразделениями — важное направление совершенствования организации деятельности подразделений, участвующих в обеспечении готовности территориальных органов МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Ее применение позволит повысить эффективность деятельности указанных подразделений и в целом усовершенствовать готовность органов и подразделений МВД России к действиям в условиях резкого осложнения оперативной обстановки.

5. О разработке нормативов численности: распоряжение МВД России от 15 июня 2011 г. № 1/4814.

6. О разработке нормативов численности по основным направлениям деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: распоряжение МВД России от 27 сентября 2011 г. № 1/8238.

7. Рекомендации по определению штатной численности бюджетных организаций на основе нормативов по труду. М., 2002.

69

E-mail: [email protected]; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.